Чувственное познание канта кратко

Содержание
  1. Доклад о гносеологии Канта
  2. Философия И. Канта о познании и его границах. Краткий ответ
  3. Новое понимание соотношения чувственного и рационального
  4. Образование восприятий
  5. Выработка понятий и суждений
  6. Разум и его метафизические претензии
  7. Как возможно всеобщее и необходимое знание?
  8. Под вопросом – математика, естествознание и метафизика
  9. 58. КАНТОВСКОЕ РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ ПОЗНАНИЯ
  10. Читайте также
  11. I. Проблемы теории познания
  12. 14.2. Проблемы методологии научного познания в позитивизме и неопозитивизме
  13. Тема 15. Современный философский иррационализм: решение проблем бытия, познания, человека и личности в различных школах и течениях. 15.1. “Философия жизни”
  14. Введение Проблемы теории познания
  15. Другие проблемы теории познания
  16. Часть 2. Общие проблемы заблуждения в области философского познания
  17. Философия и конкретные науки: марксистское решение проблемы
  18. 2. Марксово решение проблемы субстанции и модусов. Развитие принципа монизма
  19. Раздел III Проблемы исторического познания
  20. § 42. Изложение проблемы опытного познания другого ego как ответ на обвинение в солипсизме

Доклад о гносеологии Канта

Кант создал свою цельную философскую систему мира, объединив такие фундаментальные понятия, как природа, человек, общество и сознание.
Краеугольным камнем концепции Канта является теория познания. Она состоит из 3 уровней. Первый уровень это «чувственное познание», второй уровень — «рассудочное познание» и третий уровень — » разумное познание». Каждый из этих уровней мы можем представить в виде «черного ящика» . На вход поступает некая информация, которая обрабатывается и преобразуется на выходе.
Источником всех наших чувственных познаний является объективный внешний мир или «вещь в себе». Этот мир постоянно воздействует на человека через чувственные импульсы. В «черный ящик» чувственного познания входит хаос чувственных импульсов. Однако на выходе чувственного познания мы видим не хаос, а оформленную структуру чувственного восприятия . Это назовем «Вещью для нас». «Вещи в себе» на входе в «черный ящик» чувственного познания превращаются в «вещи для нас». Так объективный мир открывается для познания. При этом переход связан с упорядочиванием чувственного хауса, который находится в черном ящике. Обработка информации идет через априорные формы чувственности, которыми являются пространство и время. Именно они переводят » вещь в себе» в » вещь для нас». Априорные формы чувственности имеют трансцендентальный характер. Они субъективны по отношению к человеческому роду, а не к человеческому индивиду. Иногда философию Канта называют трансцендентальной. Существуют объективные пространство и время, они непознаваемы, они тоже «вещь в себе». Кант считает, что мы взаимодействуем с субъективным пространством и временем, встроенными в человека и в общество. Отсюда видно, что Канту
близка система агностицизма, означающая непознаваемость объективного мира. В чем заключается агностицизм Канта? в том что «вещи в себе» и «вещи для нас» составляющие окружающий мир человека и они совсем разные вещи.
Следующий уровень познания — рассудочный. Мы не просто формируем наше восприятие мира, человек умеет на основе восприятий выстраивать целостные суждения, выстраивать картины, где отдельные моменты складываются в рассуждения. С выхода чувственного познания поступает многообразие восприятия. Внутри рассудочного познание существует структурирующий механизм. Кант называет его априорные категории рассудка. При этом многообразие структурируются в суждения. Кант выделяет 12 категорий рассудка, которые он группирует в 4 типа.
• качества,
• количества,
• отношения,
• модальность.

Функционирование этих категорий задают основные мыслительные ходы человека, когда он пытается упорядочить свои восприятия. Результатом деятельность рассудка являются все знания накопленные человечеством в результате чувственного опыта, в ходе наблюдений и экспериментов. Такие предметы как: Физика, Биология, Химия, это есть суждения, которые рассудок выстроил, опираясь на априорные категории рассудка.
Рассудок работает с «вещами для нас». Может ли человек выйти из этих рамок? Человеческое познание неиссякаемо и пытается выйти из мира «вещей для нас» в мир » вещей в себе». В этом состоит задача разумного познания. Здесь на помощь приходят априорные формы разума, состоящие из трех элементов:
идея мира,
• идея души,
• идея Бога.

Идея мира -что такое мир вне нас? Идея души- это что такое мир в нас? Идея Бога — есть ли что- то выходящие за рамки мироздание? Но этими идеями разума исчерпываются возможность человеческого познания. На вход разума приходит всё многообразие человеческого опыта. Внутри «черного ящика разума» существуют структурированные идеи разума.
Что будет на выходе? Что будет пиком? Удаётся ли разуму вырваться из мира» вещей для нас» и попасть в мир «вещей в себе»? Кант говорит, что человеку нельзя взлететь, если он подпрыгнет, то он обязательно опустится на землю на тоже самое место.
Симптомом неудачи разума являются антиномии (номос- закон, анти- противоположный). Это пара противоположных суждений всеобщего характера, которые имеют одинаковый доказательный статус. Когда мы говорим об антиномии мы попадаем в ситуацию «Буриданова осла».
Кант выявляет 4 пары антиномий, состоящих из тезисов и антитезисов. Эти противоречия есть результат эффективной работы разума, а не его ошибки или недочеты.

Тезис Антитезис
Мир конечен Мир бесконечен.
Есть предел деления вещей Все делимо до бесконечности.
Все причинно обусловлено Есть свобода воли.
Бог есть Бога нет.

Всё это по Канту подчеркивает правоту агностицизма, то есть непознаваемость мира. Из черного ящика разумного познания нет выхода. Человек не может выйти из мира» вещей для нас» и попасть в мир» вещей в себе». Человек обречен на познавательное бесплодие. Он вынужден жить в своём жизненном мире и не может понять, как выстроен объективный мир вокруг. Этот мир очень богат, но не доступен человеку. Однако в отличие от предыдущих философов, Кант уверен, что познание есть не пассивное восприятие, а активный процесс. Мы не только отражаем окружающий мир, но и конструируем» вещи для себя». Наткнувшись на антиномии, Кант не увидел, что в противоречиях заложен не тупик, а путь к развитию природы, общества, человека и его сознания. Эти открытия в виде диалектического метода сделал Гегель

Читайте также:  Хайо банцхаф природа темперамента

Источник

Философия И. Канта о познании и его границах. Краткий ответ

Это лишь краткий ответ на экзаменационный вопрос по философии (все вопросы).

Новое понимание соотношения чувственного и рационального

Прежде всего у Канта меняется представление о соотношении рационального и эмпирического моментов в познании. Для Декарта, Спинозы, Лейбница чувственное восприятие представало как смутное и спутанное знание, как низшая форма того, что ясно и отчетливо постигается лишь с помощью разума. Лейбниц рассматривал чувственное познание лишь как смутную стадию (перцепцию) знания рассудочного (апперцепции).

Кант же заявляет, что чувственность и рассудок имеют между собой принципиальное различие; они представляют собой 2 разных ствола процесса познания. Ощущения без понятий слепы, а понятия без ощущений пусты, – говорит Кант. Поэтому научное знание можно мыслить лишь как синтез этих разнородных элементов – чувственности и рассудка. Знание возникает на соединении форм чувственности и рассудка.

Как же осуществляется по Канту сам процесс познания? – Он проходит 3 ступени.

Образование восприятий

На первой, чувственной ступени упорядочивается хаос ощущений при помощи субъективных форм пространства и времени, априори (до опыта) находящихся в чувственной области сознания познающего субъекта. В результате образуются предметы чувственного восприятия, мир явлений.

Выработка понятий и суждений

На второй, рассудочной ступени многообразие чувственного материала подводится под единство понятий, или категорий, которые также содержатся в познающем сознании априори, но только в области рассудка.

При помощи категорий количества, качества, отношения, модальности и целого ряда других человек судит, высказывает определенные суждения, являющиеся элементами нашей речи.

В структуре знания Кант различал аналитические и синтетические суждения, понимая под первыми знания, которые носят поясняющий характер, а под вторыми – те знания, которые расширяют наши знания о познаваемом объекте. Согласно Канту, все опытные, эмпирические суждения синтетичны.

Разум и его метафизические претензии

  1. Наконец, третья ступень познания, которую Кант назвал разумной, характеризуется выходом познания за пределы возможного опыта, в границах которого оно находилось на предшествующих этапах. Разум, в отличие от рассудка, самонадеянно стремится к постижению сферы трансцендентного, к постижению уже не явлений, а самих вещей.

Однако разум здесь бессилен: не имея опоры в эмпирическом опыте, он прибегает к домыслам и фантазиям. Поэтому, считал Кант, необходимо признать, что действительность сама по себе – это одно, а наши знания об этой действительности, не основанные на данных наших органов чувств, – это другое. Попытка совместить их приводит к противоречиям, которые философ назвал антиномиями. Антиномии – это равнодоказательные утверждения, исключающие друг друга, но относящиеся к одному и тому же явлению. К подобным умозаключениям приходит разум, который стремится охватить мир как целое, познать сущность души и доказать или опровергнуть существование Бога.
Существует ли среди наших познавательных способностей такая, которая могла бы руководить деятельностью рассудка, ставя перед ним определенные цели? Согласно Канту, такая способность существует, и называется она разумом. Рассудок, по Канту, всегда переходит от одного обусловленного к другому обусловленному, не имея возможности закончить этот ряд некоторым последним – безусловным, – ибо в мире опыта нет ничего безусловного. В то же время человеку свойственно стремление обрести абсолютное знание, т. е. , говоря словами Канта, получить абсолютно безусловное, из которого, как из некоей первопричины, вытекал бы весь ряд явлений и объяснялась бы сразу вся их совокупность. Такого рода безусловное предлагает нам разум в виде идей (моделей). Когда мы ищем последний безусловный источник всех явлений внутреннего чувства, мы, говорит Кант, получаем идею души, которую традиционная метафизика рассматривала как субстанцию, наделенную бессмертием и свободной волей. Стремясь подняться к последнему безусловному всех явлений внешнего мира, мы приходим к идее мира, космоса в целом. И наконец, желая постигнуть абсолютное начало всех явлений вообще – как психических, так и физических, наш разум восходит к идее Бога.

Вводя платоновское понятие идеи для обозначения высшей безусловной реальности, Кант понимает идеи разума совсем не так, как Платон. Если у Платона идеи – сверхчувственные умопостигаемые сущности, обладающие реальным бытием, то у Канта – это просто представления о цели, к которой стремится наше познание, о задаче, которую оно перед собой ставит. Идеи разума выполняют регулятивную функцию в познании, побуждая рассудок к деятельности («заводят” его), но не более того. Отказав человеку в возможности познавать предметы, не данные ему в опыте, Кант тем самым подверг критике идеализм Платона и всех тех, кто вслед за Платоном разделял убеждение в возможности внеопытного познания вещей самих по себе.

Читайте также:  Внушение это эмоционально волевое воздействие

Итак, достижение последнего безусловного – это задача, к которой стремится разум. Но тут возникает неразрешимое противоречие. Чтобы у рассудка был стимул к деятельности, он, побуждаемый разумом, стремится к абсолютному знанию: но эта цель всегда остается недостижимой для него. А поэтому, стремясь к этой цели, рассудок выходит за пределы опыта; между тем лишь в этих пределах его категории имеют законное применение. В этом случае рассудок впадает в иллюзию, в заблуждение, предполагая, что с помощью категорий он в состоянии познавать внеопытные вещи сами по себе. – Эта самоуверенная иллюзия, согласно Канту, характерна для всей предшествующей философии.
Разум, по канту, есть вместилище кажимости: разум диалектически ведет все дальше от эмпирического применения категорий, являющегося границей познания. Эта естественная и неизбежная иллюзия в целом возникает благодаря деятельности разума, состоящей в том, чтобы искать условия для обусловленного и находить их в безусловном. Путь к этому состоит в выводе. В конечном счете разум всегда оперирует идеями, под которые подводятся все явления и понятия.

Главная задача трансцендентальной диалектики состоит лишь в том, чтобы вскрыть «диалектическую кажимость» «софистических выводов». В качестве трансцендентальных идей – в духе школьной философии своей эпохи – кант рассматривает душу, мир и Бога: «Следовательно, все трансцендентальные идеи можно свести к трем классам, из которых первый содержит абсолютное единство мыслящего субъекта, второй – абсолютное единство ряда условий явления, третий – абсолютное единство условий всех предметов вообще». кант старается доказать, что эти идеи, рассмотренные как объект, ведут к противоречиям. Свое доказательство он раскрывает в главах, посвященных: паралогизмам (душа), антиномиям (мир), идеалу (Бог) чистого разума.

Как возможно всеобщее и необходимое знание?

«Без сомнения, всякое наше познание начинается с опыта… Никакое познание не предшествует во времени опыту, оно всегда начинается с опыта. Но хотя всякое наше познание и начинается с опыта, отсюда вовсе не следует, что оно целиком происходит из опыта. Вполне возможно, что даже наше опытное знание складывается из того, что мы воспринимаем посредством впечатлений, и из того, что наша собственная познавательная способность (только побуждаемая чувственными впечатлениями) дает от себя самой, причем это добавление мы отличаем от основного чувственного материала лишь тогда, когда продолжительное упражнение обращает на него наше внимание и делает нас способными к обособлению его. Поэтому возникает вопрос: существует ли такое независимое от всех чувственных впечатлений познание? Такие знания называются априорными; их отличают от эмпирических знаний, которые имеют апостериорный источник, а именно в опыте».

Ответ на вопрос о том, какова природа научного (в данном случае это означает: истинного) знания, кроется в ответе на вопрос: как возможны синтетические суждения априори?

Систематический анализ этой проблемы в «Критике чистого разума», восходящей, по мнению И. Канта, к работам Д. Юма, который «разбудил его от догматического сна», привел к мысли, что «вещь в себе” непознаваема. Мы всегда имеем дело только с явлениями, с тем, что нам дается с помощью органов чувств, и только это можем с достоверностью познать. Вместе с тем хотя знание начинается с опыта, но оно не сводится к нему, поскольку часть наших знаний носит априорный, доопытный характер и порождается самой познавательной способностью человека. Именно априорность и трансцендентальность придают знанию всеобщий и необходимый характер.

Фундаментальной для гносеологии Канта является идея о том, что всеобщее и необходимое знание, которым так дорожит философ, не может вытекать из опыта, не может быть a posteriori (последующим по отношению к опыту), ведь опыт всегда не полон, не завершен. Напротив, оно должно быть доопытным, a priori (предшествующим опыту). Кант называет свою философию трансцендентальной (от лат. transcendere – переступать, переходить), поскольку исследует переход данных опыта в образуемую нашим сознанием систему, в результате чего существует всеобщее и необходимое знание.

Под вопросом – математика, естествознание и метафизика

Кант изучает, как возможно всеобщее и необходимое знание в сфере действия 3-х основных познавательных способностей – чувственности, рассудка и разума, т. е. в соответствующих видах научного, теоретического (чистого) знания – в математике, естествознании и метафизике.

Источник

58. КАНТОВСКОЕ РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ ПОЗНАНИЯ

58. КАНТОВСКОЕ РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ ПОЗНАНИЯ

Иммануил Кант (1724–1804) — немецкий мыслитель, основатель трансцендентальной философии.

Процесс познания, по мнению Канта, проходит три ступени: чувственное познание; рассудок; разум.

1. Чувственное познание.

Кант признает существование внешнего предметного мира, который он называет «вещи-в-себе». Они воздействуют на наши органы чувств и порождают наглядные представления.

Предметом эмпирического наглядного представления является явление, в нем две стороны: его содержание, или материя, которая дается в опыте; его форма, которая приводит эти ощущения в определенный порядок.

Форма априорна, это означает, что она предшествует опыту и не зависит от него. Форма находится в нашей душе.

Существует две чистых формы чувственного наглядного представления:

Кант отрицает, что время и пространство являются объективными формами материального мира. По его мнению, в мире вещей-в-себе ни времени, ни пространства нет.

Читайте также:  23 неделя беременности не чувствую шевеления до сих пор

Согласно Канту, время и пространство — лишь субъективные формы созерцания, налагаемые нашим сознанием на внешние предметы. Это наложение — необходимое условие для познания, потому что вне времени и пространства мы ничего познать не можем. Но из-за этого между вещами-в-себе и явлениями лежит непреодолимая пропасть (трансцензус): мы можем знать только явления и ничего не можем знать о вещах-в-себе.

Эта позиция Канта называется дуалистической: вещи-в-себе существуют вне нас, но при этом они непознаваемы.

Субъективный характер времени и пространства объясняется тем, что всем людям во всех поколениях присущи якобы одни и те же представления о них.

Но наука XX в. опровергла кантовские аргументы:

— объективные формы времени и пространства изменяются и зависят от движения и материи;

— субъективные представления о времени и пространстве различны у людей разного возраста, образования и т. п.

Но хотя идея Канта об априоризме и ошибочна, в ней есть рациональное зерно. Индивидуальные формы сознания человека унаследованы, почерпнуты из социального опыта, выработаны исторически всеми, но никем в отдельности. По отношению к индивидуальному опыту априорными могут быть не только формы чувственного познания, но и формы работы рассудка — категории.

2. Рассудок является второй ступенью познания.

Если предмет нам дается посредством чувственности, то мыслится он посредством рассудка. А познание может совершиться лишь благодаря их синтезу. Орудием рассудочного познания являются категории. Разные явления накладываются на сеть категорий, придающих нашим знаниям уже не эмпирически-случайный, а необходимый, всеобщий научный характер.

Согласно Канту, рассудок не открывает законы природы, а диктует их природе. Познавательная способность и единство категорий, согласно Канту, имеют своим источником не объективное материальное единство мира, а трансцендентальное единство самосознания.

3. Разум — высшая ступень познавательного процесса.

Разум, по словам Канта, не имеет прямой, непосредственной связи с чувственностью, а связан с ней опосредованно — через рассудок.

Основные идеи разума, которые Кант называет принципами, выполняют высшую регулятивную роль в познании: они указывают направление, в котором должен двигаться рассудок.

Читайте также

I. Проблемы теории познания

I. Проблемы теории познания Логика не нуждается для своего обоснования в теории познания. Как учение о форме науки вообще она представляет наиболее общую научную дисциплину, не подчиненную никакой другой дисциплине; она поэтому не допускает, да и не нуждается ни в каком

14.2. Проблемы методологии научного познания в позитивизме и неопозитивизме

14.2. Проблемы методологии научного познания в позитивизме и неопозитивизме О. КОНТЧтобы лучше объяснить истинную природу и особый характер положительной философии, необходимо, прежде всего, бросить общий взгляд на последовательное движение человеческого духа,

Тема 15. Современный философский иррационализм: решение проблем бытия, познания, человека и личности в различных школах и течениях. 15.1. “Философия жизни”

Тема 15. Современный философский иррационализм: решение проблем бытия, познания, человека и личности в различных школах и течениях. 15.1. “Философия жизни” А. ШОПЕНГАУЭР…По моему мнению, всякая философия всегда теоретична, потому что, каков бы ни был непосредственный

Введение Проблемы теории познания

Введение Проблемы теории познания Целью философии, утверждал Бертран Рассел, является познание.Очевидно, что не одна только философия преследует эту цель. Логика и математика, естественные и гуманитарные науки, медицина и теология, а также многие другие дисциплины

Другие проблемы теории познания

Другие проблемы теории познания Очень плодотворными для развития теории познания марксизма (и весьма актуальными и в наши дни) оказались соображения Энгельса в «Анти-Дюринге», высказанные им по поводу различных видов абстракций. Так, чтобы успешно исследовать

Часть 2. Общие проблемы заблуждения в области философского познания

Часть 2. Общие проблемы заблуждения в области философского познания Истина есть пробный камень самой себя и ложного Спиноза[213] 1. Предварительное замечание относительно хода исследования Вопрос, к ответу на который мы теперь приступаем, есть вопрос о том, в каком месте в

Философия и конкретные науки: марксистское решение проблемы

Философия и конкретные науки: марксистское решение проблемы Утверждение в естествознании нового – диалектического – взгляда на природу не могло быть результатом одного лишь внутринаучного развития отдельных частных научных дисциплин, таких, как физика, химия,

2. Марксово решение проблемы субстанции и модусов. Развитие принципа монизма

2. Марксово решение проблемы субстанции и модусов. Развитие принципа монизма Теоретические проблемы политической экономии Маркс решает на основе диалектического исследования исходного ее пункта – категории стоимости. «…Простейшая форма товара, в которой его

Раздел III Проблемы исторического познания

Раздел III Проблемы исторического познания Тема 1. Интерпретация истории и парадигмы исторического знания Историософские парадигмы как основа формирования концептуальных моделей истории. Роль и значение методологического сомнения при изучении и сравнении различных

§ 42. Изложение проблемы опытного познания другого ego как ответ на обвинение в солипсизме

§ 42. Изложение проблемы опытного познания другого ego как ответ на обвинение в солипсизме Начнем наши дальнейшие размышления с рассмотрения одного, как может показаться, весьма весомого возражения. Оно касается, ни много ни мало, притязания трансцендентальной

Источник

Оцените статью