В челов чувст восприятии есть еще 1 важный элемент, кот присущ только человеку. Чел способен нашлядно представить не только то, что видел собств глазами, едва ли не большая часть его опыта включает образы, кот почерпнуты из описаний. Т.е. индив опыт чел м.б. до определенной степени заменен результатами опыта ряда его предшественников. В наш век в связи с развитием средств м информ. эта способность чел, пользоваться чувств опытом др людей стала почти неограниченной. Здесь также становится очевидным универсальное значение языка с его возможностью предавать конкретные образы при помощи слов.
Значение языка в познании огромно. Язык представляет собой результат аккумуляции, обобщения предшествующего чел опыта. “ Всякое слово — уже обобщает”. Данный факт сущ образом влияет на специфически-челов функционирование органов чувств. В то же время он днмонстрирует несостоятельность представл метафизического мат-ма о чувств опыте как совершенно самостоятельном и обособленном этапе, урове познав деятельности человека.
Локк: с самого начала мы имеем на одной стороне вещи, а на др — человека, совершенно лишенного знания. Вещи прир воздействуют на его органы чувств и вызыв в организме ответную реакцию — сначала в виде самостоятельно сущ ощущений. Последующее комбинирование разнообр ощущ дает чел восприятие предмета в целом. (комбинация белого цвета, сладкости и особой формы частичек приводит к возникновению целостного восприятия сахара) Многократно воспринимая предм, челов закрепляет восприятие в памяти, он может припоминать восприятие и образ в отсутствии предмета — так возникает представление. Т.е ощущ, восприятия, представления предстают в виде совершенно независимых, последовательно примыкабщих друг к другу реальных этапов познав деятельности. Мышление лишь надстраивается над рез и формами чувств познания.
Источник
При ветствую Вас, друзья!
В философии есть два противоборствующих направления теории познания — сенсуализм и рационализм. Если сенсуализм признаёт основным источником познания органы чувств, то рационализм отдаёт предпочтение разуму. В этой статье мы сосредоточим внимание на сенсуализме — рассмотрим ключевые идеи данного направления, познакомимся с его основными представителями.
Сенсуализм – это направление в теории познания, в рамках которого чувственное познание считается основным источником достоверных знаний. Термин «сенсуализм» образован от латинского слова «sensus», которое переводится как «восприятие» или «ощущение». Автором данного термина считается французский философ 19 века Виктор Кузен. Правда, сам он использовал это слово для обозначения материализма (для которого тогда ещё не было введено общепринятого термина). Но несмотря на то, что смысл слова поменялся, его авторство всё равно приписывают Виктору Кузену.
Интересно, что термин «сенсуализм» был введён лишь в 19 веке, хотя обозначаемое им философское направление существовало ещё в 5 веке до нашей эры.
Помимо того, что сенсуализм – это направление в теории познания, сам он также подразделяется на два направления:
Когда говорят о сенсуализме вообще, чаще всего подразумевают крайнюю его форму. В ней принято отталкиваться от следующих постулатов:
Одним из первых философов, высказывавших идеи, свойственные сенсуализму, был древнегреческий софист Протагор (485-410 до н. э.). Именно ему принадлежит известное высказывание «Человек есть мера всех вещей». Другим известным сторонником данного направления был его земляк Эпикур (341-270 до н. э.). К сожалению, из работ этих мыслителей в наши дни практически ничего не сохранилось.
Основные идеи сенсуализма были сформулированы тремя британскими философами: Джоном Локком (1632-1704), Джорджем Беркли (1685-1753) и Дэвидом Юмом (1711-1776). Чтобы лучше понять, что такое сенсуализм и в чём заключаются его основные идеи, давайте подробно ознакомимся со взглядами каждого из этих трёх мыслителей.
Джон Локк придерживался концепции»чистой доски», согласно которой всё наше мышление основывается на информации, полученной посредством ощущений из окружающего мира. Он отрицал возможность того, что у человека могут существовать врождённые идеи, и считал, что всё является следствием чувственного опыта. Именно опыт формирует наши знания, разум и характер.
Известное крылатое выражение tabula rasa (которое переводится с латыни как «чистая доска») формулирует именно эту идею. Его суть состоит в том, что каждый человек при рождении представляет собой чистую доску, и вся его жизнь определяется не врождёнными особенностями, а тем, что напишут на этой доске.
Согласно теории познания Джона Локка, любая простая идея, возникающая в нашей голове, является продуктом чувственного опыта. При этом чувственный опыт может быть внешним (при восприятии внешнего мира) или внутренним (при исследовании собственной души). Примером внутреннего опыта является рефлексия, которая также может порождать новые простые идеи, несмотря на то, что человек при этом никак не взаимодействует с внешним миром (точнее, взаимодействует с ним в своём воображении).
Сложные идеи формируются на основе размышления – процесса, представляющего собой всевозможные взаимодействия простых идей. В результате их объединения возникают сложные идеи, которые не могут быть получены посредством чувственного опыта. К примеру, представление об определенном объекте является сложной идеей, которая формируется на основании простых знаний о его свойствах.
Важным аспектом в теории познания Джона Локка является разделение качеств на первичные и вторичные. К первичным относятся объективно существующие качества: форма, масса, размер. Вторичные качества связаны со спецификой наших органов чувств (цвет, вкус, запах и прочие свойства, зависящие от восприятия). К примеру, глядя на головку камамбера (популярный сорт сыра с плесенью), люди могут по-разному воспринимать её вид и запах. Одни будут находить её аппетитной, другие – не очень. Но оспаривать её форму и размер никто не станет.
Если сенсуализм Локка тяготеет к материализму, то Джордж Беркли был сторонником идеализма. В частности, Локк признаёт объективность первичных качеств, Беркли же исходит из утверждения, что все качества являются вторичными. Свою точку зрения он аргументирует тем, что качества, первичные по Локку, не всегда являются объективными.
К примеру, предмет, кажущийся тяжёлым одному, будет лёгким для другого. А нечто большое на расстоянии выглядит гораздо меньшим. Более того, для ребёнка большим выглядит предмет, кажущийся небольшим взрослому человеку (то есть, дело именно в субъективности восприятия, а не только в расстоянии или ракурсе). А значит, и здесь присутствует зависимость от органов чувств. Основываясь на этих аргументах, Беркли приходит к выводу, что все качества вторичны.
Таким образом, материальное бытие сводится к возможности восприятия. Любой объект представляет собой лишь «комплекс ощущений». При этом, с точки зрения Беркли, могут существовать вещи, которые мы просто не способны воспринять, и лишь поэтому не осознаём их существования. В этом плане его взгляды противоположны классическому материализму, поэтому его считают одним из наиболее ярких представителей субъективно-идеалистического сенсуализма.
Как и Джордж Беркли, Дэвид Юм придерживался идей субъективно-идеалистического сенсуализма. Однако если Беркли считал, что материального мира не существует вообще, то позиция Юма была менее категоричной. Он пришёл к выводу, что мы не можем однозначно судить по одним только ощущениям как о том, что материальный мир существует, так и о том, что его не существует.
То есть, имея в своём распоряжении только ощущения, мы не можем установить реальные факты. Кроме того, Юм отрицает религиозные и мистические концепции, утверждая, что мы никак не можем установить достоверно, существует ли Бог (и другие божественные и мистические существа и явления) или нет. В связи с этим многие современные исследователи называют Юма агностиком.
В 19 веке сенсуализм приобрёл новую форму, которую называют эмпириокритицизмом (или, реже, «вторым позитивизмом»). Вся эта концепция строится на таком понятии как «чистый опыт». Автором и наиболее известным сторонником данного учения является швейцарский философ Рихард Авенариус (1843-1896). В качестве основного предмета исследования в эмпириокритицизме принимается научное мышление, а главный вопрос заключается в том, как образуются знания.
Ещё одним известным сторонником был австрийский физик и философ-позитивист Эрнст Мах. Изучая, как работают слух, зрение и другие чувства, он пришёл к выводу, что наши представления об окружающем мире не особо точно отражают его природу, многие из них являются вымышленными или несущественными, в то же время существенные свойства мы часто никак не воспринимаем. Позже на основе исследований Маха возникли такие учения как неореализм, бихевиоризм и нейтральный монизм.
В 17-18 веке философы осознали, что пришло время переосмыслить критерии истины. В связи с этим бурно развивались рационализм, эмпиризм и сенсуализм. При этом эмпиризм и сенсуализм во многом похожи между собой. Они базируются на общих положениях, в каждом из них за источник всех знаний принимается чувственное познание.
Ключевые отличия между эмпиризмом и сенсуализмом сформулировал английский философ Фрэнсис Бэкон (1561-1626).
Он привёл следующие тезисы:
Также, разницу между сенсуализмом, рационализмом и эмпиризмом можно объяснить тремя метафорами:
Сенсуализм – это концепция, рассматривающая чувственное познание в качестве единственного источника знаний. При этом разум считается лишь продуктом чувственного опыта. В умеренном сенсуализме ему приписывают функцию систематизации и анализа достоверности. В крайнем сенсуализме роль разума вторична, и единственным источником истины считаются чувства. Так или иначе, сенсуалисты считают, что ощущения формируют разум, а не наоборот.
Источник