Чувственное познание его формы кратко

Чувственное познание его формы кратко

Чувственное познание – отображение внешних сторон действительности, явления.

Осн.формы чувств.познания: ощущения, восприятия и представления.

1. Ощущение – отражение отдельных внешних свойств вещи, которые осознаются нами в виде цветов, запахов, вкусов и т.д. Ощущения включают как собственно свойства вещи, или объективное содержание, так и субъективную форму их отображения, зависимую от природы человека. Ощущения производят анализ действительности.

Анатомо-физиологическая основа ощущенийанализаторы – нервные структуры, состоящие из рецепторов (нервных окончаний в органах чувств). Ощущения, психич.образы возникают не в органах чувств, а в высших отделах центр.нервной системы – больших полушариях головного мозга и ближайшей подкорке.

Предметом и содержанием чувств.познания выступает явление. Явления несут в себе сущности вещей. Отображая явления, чувств.познание тем самым отображает и заложенную в явлениях сущность. Познание значит имеет 2 уровня: непосредственно осознаваемых сторон явления и отображаемой сущности; однако, отображение сущности пока не осознается. Чувственное познание противоречиво: оно есть единство непосредственно осознаваемого (явления) и неосознаваемого (сущности).

2. Восприятие – отражение предметов как целых; — формирование целостного образа предмета. Восприятие включает в себя совокупность ощущений и некоторый целостный момент отображения. Психология показала, что формирование целостного образа предмета происходит на основе практич.деятельности человека. В силу целостности в восприятии в сферу непосредств.осознания входят такие стороны чувств.явления, которые были скрытыми в ощущениях – целостность, движение, пространственные и временные характеристики вещей. На уровне восприятия мир предстает перед человеком как мир объективно существующих вещей, как предметный мир.

3. Представление – образ предмета или ситуации, существующий и тогда, когда предметы не действуют на органы чувств. Важнейшими особенностями представления являются независимость от непосредств.воздействия вещи на органы чувств и обобщенность – отображение общих признаков вещей.

Источник

Чувственное познание: понятие, примеры, виды, значение

Приветствую Вас, друзья!

На протяжении всей своей жизни люди налаживают связи с другими членами общества и окружающей их средой, постоянно осмысляя увиденное и услышанное ими. Благодаря пониманию и осмыслению мира вокруг себя люди получают возможность гармонично вливаться в природу и общество. В гносеологии (раздел философии, изучающий познание) выделяют две разновидности познания: рациональное и чувственное. Их этой статьи Вы узнаете, что такое чувственное познание, как оно проявляется, из каких стадий состоит и какие формы и виды чувственного познания существуют. Начнём с определения.

Что такое чувственное познание?

Чувственное познание — это разновидность познания, основанная на восприятии окружающего мира с помощью органов чувств. Традиционно этот тип познания противопоставляется мышлению, представляющему собой уже вторичную методику познания действительности. А за формирование первоначальных знаний об окружающей среде, а также о внешнем виде и устройстве наполняющих ее предметов отвечают органы чувств человека. К пяти основным человеческим чувствам относят зрение, слух, вкус, осязание и обоняние.

Полноценное познание мира при помощи чувств присуще лишь человеку, хотя животные тоже используют органы чувств для набора необходимых знаний об окружающей среде, но в гораздо меньшей степени, чем более биосоциальные по своей природе люди. При этом полноценное познание мира не может основываться исключительно на чувствах, оно неотделимо от рационального мышления, без которого человек не сможет понять сути окружающих его явлений и предметов.

Стадии чувственного познания

Современная наука разделяет познавательный процесс на несколько стадий.

  • Для первой стадии познания характерно своеобразное «впечатывание» в человеческую психику знаний о внешнем виде различных вещей;
  • На втором этапе, представляющем собой осмысление окружающей действительности, у людей формируются необходимые знания и суждения о ней.
  • Третий этап включает в себя формирование стойких и обоснованных знаний об окружающем нас мире с последующей интерпретацией человеком изначально возникших в его сознании чувств.

Особенности чувственного познания

Описываемый тип познания основывается исключительно на восприятии и ощущениях, что позволяет выделить несколько характерных лишь для него особенностей:

  • познание мира через чувства является связующим звеном между человеком и миром предметов;
  • этот тип познания часто относят к «пассивному»;
  • именно чувственное познание является основным и важнейшим элементом познания культуры, поскольку сведения, полученные человеком через органы чувств воспринимаются им как безусловно соответствующие действительности;
  • указанная разновидность познания способна фиксировать исключительно «вещную», предметную картину мира, сведения о которой предоставляются нашему мозгу органами чувств. А потому для получения полноценной картины объективной реальности человеку необходимо вывести собственную познавательную деятельность на следующую ступень — к уровню рационального (от латинского слова ratio — т.е. разум) познания.
Читайте также:  Депрессия самое распространенное заболевание

Формы чувственного познания

В чувственном познании выделяют три уровня, целью которых является подготовка индивидуума к переходу на более высокую стадию познавательной деятельности, связанную с абстрагированием. К основным формам данного типа познания относят:

  • Ощущения, являющиеся начальным уровнем познания. Этот уровень чувственного познания предоставляет людям только изначальное и одностороннее представление о предметах, например, об их внешнем виде, запахе и вкусе.
  • На этапе восприятия происходит некоторое накопление знаний, полученных индивидуумом ранее посредством ощущений, что позволяет человеку сформировать уже достаточно цельный образ предмета в своем сознании.
  • На заключительном этапе, представлении, воспринятые из вне образы начинают самостоятельно воспроизводится в мозгу, создавая наглядную и осмысленную картину действительности.

Однако познание мира с помощью чувств не способно раскрывать сути происходящих в мире явлений — этот уровень познавательной деятельности более сложен, он требует от индивидуума подключения логики, анализа и рационального мышления. Таким образом, только объединив живое созерцание окружающей действительности с абстрактным мышлением, человек получит возможность полноценно познавать мир вокруг себя.

Виды чувственного познания

Чувственный тип познания основывается на работе сенсорных анализаторов и сенсорной системы человека в целом. Ныне наука выделяет следующие типы чувственного восприятия:

  • зрительное;
  • слуховое;
  • тактильное;
  • вкусовое;
  • посредством обоняния;
  • с помощью вестибулярного аппарата.

Кроме того, иногда к разновидности чувственного познания относят интуицию, упуская из вида факт того, что интуиция не отталкивается от логики и не опирается на ощущения. В сущности, интуицию можно отнести к отдельной, весьма своеобразной форме познания, объединяющей в себе и рациональное, и иррациональное начала.

Значение чувственного познания

Появлению в сознании наглядного, чувственного образа предшествует определенное воздействие на органы чувств, а через них — на нервную систему человека определенного предмета материального мира, выступающего в качестве внешнего раздражителя. Но одного лишь воздействия на органы чувств недостаточно для появления всеобъемлющего образа, поскольку любое познание требует хотя бы минимальной активности. А потому, и органы чувств должны активно участвовать в исследовании новой для себя вещи посредством напряжения зрения, слуха и обоняния, ощупывании контуров неизвестного предмета и т.д.

Чувственный тип познания относится к первичным источникам ознакомления человека с внешним миром. Как уже указывалось выше, полноценное познание тесно связано с мышлением и созданием в мозгу рационально и логически обоснованных образов, дополняющих картину мира, предоставленную людям их органами чувств.

Отображающий материальный объект чувственный образ не является символом данного объекта, а лишь представляет собой его точную копию, порожденную одним либо несколькими органами чувств. Также у этого образа имеются объективная и субъективная стороны — он объективен в плане собственного содержания и субъективен, поскольку существует как наглядный образ в сознании конкретного индивидуума, созданный на основе его восприятия окружающей действительности. К тому же, у чувственного познания есть и определенные границы, выйти за которые человек может только при помощи рационального мышления.

Связь рационального и чувственного познания

Итак, чувственный тип познания имеет собственные границы, очерченные, с одной стороны — природой и физиологией человека, с другой стороны — открытостью и пригодностью чувственного познания лишь для изучения внешних сторон предметов, но невозможностью изучения с его помощью закономерностей, связанных с их возникновением и развитием. Для более глубокого познания мира чувства всегда должны дополняться логикой и рациональным мышлением.

Рациональный тип познания отличается от чувственного большей обобщенностью и опосредованностью процесса изучения окружающей среды. Он основывается на абстрагировании и обобщении, что позволяет оперирующему к такому методу познания человеку выводить четкие и понятные общие закономерности.

По этой причине рациональное познание помогает человеку гораздо глубже и полнее исследовать не только внешнюю, но и глубинную суть окружающей среды, формировать собственные суждения и делать самостоятельные логически обоснованные выводы о происходящем вокруг. Одновременно рациональное познание дополняет и совершенствует знания, полученные человеком при помощи органов чувств, выступая уже в роли фактора развития и преобразования мира.

Оба способа познания (и чувственный, и рациональный) неотделимы друг от друга. Несмотря на существенные различия, они являются двумя тесно связанными между собой сторонами единого процесса, развитие которого возможно лишь при их взаимном дополнении.

Выводы

В недавнем прошлом ученые относили чувственное познание к наиболее низкой ступени человеческого мышления. Данный вывод обосновывался тем, что индивидуум, познающий мир лишь с помощью чувств руководствуется исключительно инстинктами. Но современная философия смотрит на чувственный тип познания под иным углом, связывая воедино и чувственный, и рациональный методы изучения окружающей действительности, а также признавая чувства своеобразным фундаментом для более детальной и основанной на логике познавательной деятельности.

Читайте также:  Если овен не проявляет эмоции

Источник

Чувственное познание и его формы

Чувственное познание является начальным этапом познания. Во-первых, оно первично в историческом плане, и, во-вторых, на его основе осуществляется взаимодействие человека с внешним миром. Оно предпосылка, без которой другие формы познавательной деятельности не могут существовать.

Чувственное познание – активное отражение органами чувств человека предметов и процессов, непосредственно воздействующих на эти органы. Все формы чувственного познания являются формами индивидуального отражения субъектом внешнего мира. Чувственное познание имеет три формы: ощущение, восприятие, представление.

Ощущение — может рассматриваться как исходный элемент чувственного познания, результат непосредственного воздействия предме­тов внешнего мира на наши органы чувств. Оно дает первую самую элементарную форму образного отражения предмета. Особенность ощущений: в них отражаются отдельные стороны и свойства предметов и явлений матери­ального мира. Особый вид представляют ощущения, которые отражают процессы, происходящие внутри организма. Они связаны с деятельностью анализаторов, находящихся внутри тканей и органов.

Ощущение — это субъективный образ объективного мира. Субъективным оно явля­ется по­тому, что возникает в сознании человека, субъекта и не существует в отрыве от него. Но оно имеет объектив­ное содержание. Это значит, что ощущение адекватно воспроизводит отдельные стороны предмета, что оно их субъективный образ, а не знак или символ. Между ощущением и предметом существует содержательное, а не формальное сходство.

Прямо противоположным образом рассматривают ощущения сторонники так называемой тео­рии иероглифов, или символов. Сторонники этой теории считают, что ощуще­ния — это не образ, не копия, а — иероглиф, символ, представляющий пред­мет.

Повседневная практика убеждает нас в том, что ощущение может возникнуть только при нали­чии, во-первых, объективно существующего процесса, предмета, и, во-вто­рых — субъекта, человека, воспри­нимающего воздейст­вие внеш­него мира. Ощущение вторично по отношению к источнику отражения, как следствие по отношению к при­чине. Материальный мир – источник, причина ощущений.

На том положении, что ощущение единственный источник всех знаний человека, основывается такое направление в гносеологии, как сенсуализм. Сенсуалисты полагают, что новое знание можно получить только на основе чувств, а разум замкнут в сфере уже известного. В умозаключении вывод, основанный на разуме и законах логики, не дает никакого приращения знаний по сравнению с посылками. Следовательно, чувственный опыт и чувства первичны и идут впереди всяких логических рассуждений.

В зависимости от того, идти ли от вещей к ощущениям или, наоборот, от ощущений к вещам, различают субъективно-идеалистиче­ское и материалистическое решение проблемы сущ­ности ощущений.

Сторонники первого решения (например, Дж. Беркли, Д. Юм, Э. Мах) счи­тают, что ощущение может возник­нуть у че­ловека независимо от воздействия внешнего мира на его ор­ганы чувств. Так называемый «внешний мир» является нашему сознанию как всего-на­всего «комбинация ощущений». Мы можем утверждать, что предмет существует только тогда, когда мы его ощущаем. Любой предмет, следо­вательно, существует только как ощуще­ние человека. Д. Беркли: для вещей «быть» всегда означает быть чувственно воспринимаемым. Разделяющие эту точку зрения рассматривают ощущения в качестве границы, стены, отделяющей сознание от того мира, который находится по ту сторону ощущений, если конечно вообще признается его существование.

Сторонники вто­рого решения (например, Дж. Локк, Д. Дидро, Л. Фейербах) считают, что ощущения — это копии, вер­ные отражения явлений объективного мира. Если бы ощущения искажали мир, то мы к нему никогда не могли бы приспособиться. Они считают, что ощущения связывают сознание с миром, что они суть канал, по которому мы получаем информацию о предметах внешнего мира и о процессах в нашем организме.

Материалисты XVIII – XIX веков правильно указывали на тот факт, что ощущения – единственный источник непосредственного познания мира, что познавательная деятель­ность невозможна вне ощущений. Вместе с тем они не придавали важного значения роли мышле­ния в познавательном процессе и потому иногда низводили его до уровня «шестого чувства», утверждая, что мыш­ление способно лишь пассивно восприни­мать чувственные образы или идеи. Роль мышле­ния в познании, с их точки зрения, сводится к оперированию этими образами и ощущениями и их комбиниро­ванию.

При помощи органов чувств мы ощущаем пространственную форму, цвет, вкус, запах. Но в то же время действует чувственная способность синтезировать ощущения, превращения их в восприятие, обладающее особым свойством: благодаря восприятию вещь дается сознанию именно в своей целостно-предметной форме.

Читайте также:  Какие чувства вызывает первое сентября у тебя

Восприятие есть конкретно-чувственный наглядный образ предметов и явлений действительности, возникающий при их непосредственном воздействии на органы чувств. В отличие от ощущения, отражающего отдельные свойства и признаки предметов, восприятие есть целостный их образ. Восприятие как целостный образ возникает благодаря тому, что сам предмет, который отражается в восприятии, представляет собой единство различных сторон, признаков. Но восприятие не является ме­ханическим «суммированием» ощущений. Оно возникает и фор­мируется в человеческом сознании на основе активного практического взаимодействия чело­века с внешним миром. Оно существует как форма активного синтеза разнообразных проявлений предмета, который неразрывно связан с другими актами познавательной и практической деятельности, предшествовавшей данному конкретному наблюдению. Именно поэтому процесс восприятия – процесс активный и по-своему творческий.

Спецификой вос­приятия является то, что, в отличие от ощущения, оно носит избирательный характер: предмет, сила и глубина восприятия определяются, прежде всего, его значением для человека, отношением предмета к интересам и потребностям индивида. У человека восприятие всегда в той или иной степени осмысленно, включается в определенную систему понятий и представлений, т.е., как и ощущение, выражается в языковых формах.

Содержание восприятия предмета во многом зависит от того, какое значение имеет данный предмет в практике человека. Свойства и признаки предмета, имеющие для нас важное значение, воспринимаются ярко и отчетливо, другие же, размываются. Восприятие внешнего мира зависит от содержания и глубины наших знаний, на него оказывает влияние отношение человека к воспринимаемому явлению, его желания, потребности, интересы, переживания.

Благодаря работе механизмов восприятия мы в нашем сознании, в нашей памяти можем удерживать целостный образ предмета и тогда, когда предмет непосредственно не воздействует на наши органы чувств. В этом случае функционирует еще более сложная форма чувств познания — представление.

Представление – наглядный чувственно-конкретный образ наблюдаемых человеком предметов, явлений, событий, складывающийся на основе ощущений и восприятий, полученных в прошлом опыте. Для представления характерно, пре­жде всего, то, что предмет в данный момент не воспринимается челове­ком непосредст­венно. Этим представление отличается от ощущения и восприятия. Представление дает возможность сознанию выйти за границы непосредственно данного. В представ­лении мы мыс­ленно вос­производим предмет, явление, вызываем его в нашем воображении. Оно, следова­тельно, есть воспроизведение в сознании ранее пережитых ощущений и восприятий. В этом большую роль играет память. Она и восстанавливает признаки, присущие ранее воспринимавшемуся предмету. Пред­ставление не дает та­кого яркого и красочного чувственного образа, как восприятие и ощущение; в нем отбрасываются менее важные для нас стороны, свойства предмета, а значимые для нас выдвигается на первый план. Для представления, следовательно, характерна новая черта – обобщение. На основе представления можно формировать не только образы того, что есть, но и того, что не существует в действительно­сти. Оно дает возможность не только отразить настоящее, но и проникнуть в прошлое и за­глянуть в буду­щее. Без представлений не возможны воображение и фантазия, и, следовательно, всякая творческая деятельность. Представление связывает чувственную и рациональную ступени позна­ния. Но, имея чувственно-наглядный характер, оно тем самым отличается от рациональных форм позна­ния.

Последовательное рассмотрение форм чувственного отражения не означает, что в реальном про­цессе познания они существуют обособленно или «следуют» друг за другом. Чувственное познание есть сложное синтетическое единство рассмотренных форм, которые к тому же неразрывно связаны с мыслительной деятельностью.

Поскольку в ощущениях, восприятиях и представлениях предметы отражаются в чувственно-наглядных образах, чувственная ступень познания имеет самостоятель­ную ценность. Только через ощущения, восприятия и представления человеку становятся известны объективные свойства вещей. Все формы чувственного познания дают субъекту исходный материал для рационального познания, абстрактного мышления, вырастающего на их основе.

Чувственные формы познания отражают внешние свойства предметов. Сущность, поскольку она дана в явлении, в ее внешнем выражении, отражается, но не отделенной от явления, она ос­тается скрытой за ним. Но эта особенность чувственного познания ни в коем случае не сви­детельствует об ограниченности «природы» человека.

Чувственное познание имеет социально-исторический характер. Конечно, в нем человек непосредственно взаимодействует с предметами. Однако мы не можем обнаружить в реальной познавательной деятельности субъекта чувственного познания в совершенно обособленном, так сказать чистом виде — вне общения с другими. Людьми, вне влияния того мира культуры, в который включен человек.

Дата добавления: 2018-09-23 ; просмотров: 2366 ; Мы поможем в написании вашей работы!

Источник

Оцените статью