Что является формами чувственного познания: примеры
Чувственная составляющая играет важную роль в познавательном процессе.
Любые суждения человека в значительной мере являются следствием пережитых им ране ощущений.
Об индивидуальных особенностях и физиологических основах внимания читайте здесь.
Понятие и характеристика
Чувственное познание — это формирование у человека представлений об окружающей его действительности на инстинктивном уровне.
Подобное познание становится возможным благодаря зрению, обонянию, осязанию, слуху и вкусу.
Данная форма восприятия действительности присуща не только людям, но и животным. Получая определенные впечатления и ощущения из окружающей природы, животные накапливают опыт и знания, которые в дальнейшем применяют с целью выживания.
Тот же принцип действует и с людьми. Опираясь на свои зрительные, слуховые, вкусовые или иные представления человек познает окружающий мир, делает собственные выводы.
Систематическое поступление информации позволяет накапливать индивидуальный багаж знаний, формировать собственное мнение о тех или иных явлениях и процессах.
Поскольку люди являются существами социальными, одного только чувственного познания недостаточно для полноценного функционирования в обществе. Опираясь лишь на свои эмоции, индивиды могут совершать нерациональные, необдуманные поступки.
По этой причине чувственная сфера всегда находится под контролем разума, который оказывает сдерживающее и регулятивное воздействие.
Взвешенное, обдуманное принятие решений, как правило, оказывается более результативным, чем эмоциональный порыв, основанный на чувствах.
Примеры
Наиболее яркий пример чувственного познания — новорожденный ребенок, который изучает мир через общение с матерью.
В грудном возрасте дети не способны логически мыслить, все их желания сводятся к удовлетворению естественных потребностей в пище, сне, человеческой заботе.
Ребенок с первых дней начинает познавать образ самого близкого человека — матери. При помощи обоняния он воспринимает ее запах, при помощи слуха различает тембр голоса.
Постепенно малыш приобретает возможность воспринимать зрительные образы и узнавать внешность близких. По мере развития навыков приема пищи дети приобретают вкусовые пристрастия.
Как только улучшается координация движений, они начинают познавать мир через осязание — трогая различные предметы, людей, животных и т.д.
Постепенно отдельные кусочки информации складываются в целостные образы и фиксируются в памяти.
По мере взросления человек постоянно познает новые для себя явления и процессы во многом благодаря формированию чувственных образов.
При слове «море» люди вспоминают шум прибоя, запах соленой воды, ощущение гальки под ногами и т.д. Когда возникает симпатия к человеку, его образ вызывает конкретные ассоциации: запах волос, тепло кожи, тембр голоса, смех, мимика и жесты.
Попадая в новое место, мы в первую очередь неосознанно воспринимаем взглядом окружающую обстановку, слышим звуки, ощущаем запахи и т.д.
Формы
Выделяют три формы:
Ощущение
Это простейший образ, возникающий в сознании во время взаимодействия с каким-либо предметом или явлением. Так, для конфеты характерен сладкий вкус, кожа под струей воды становится мокрой, банан имеет желтый цвет, ходить босиком по асфальту неприятно и т.д.
То есть ощущение вызывается каждым конкретным органом чувств.
Глаза помогают получить зрительные ощущения, уши — слуховые, кожа — осязательные, нос — обонятельные, язык — вкусовые.
Ощущение — это первичная форма познания, с которой начинается весь процесс.
Оно подготавливает нас к дальнейшему этапу — восприятию находящегося перед нами объекта, пониманию его сущности и свойств.
Восприятие
Восприятие является формой чувственного познания, идущей следом за ощущением. На этом уровне из отдельных моментов формируется целостная картина объекта. У человека в голове формируется конкретный образ, который фиксируется и превращается в новое знание.
От того, какие конкретно ощущения испытывал индивид в момент первого знакомства с новым предметом, зависит характер дальнейшего восприятия этого предмета.
Например, взяв в руки клубнику и съев ее, человек через ощущения получает целый спектр информации — эта ягода красная, маленькая, шершавая, пахнет травой, сладкая на вкус.
Соответственно, в дальнейшем при слове «клубника» воображение будет рисовать именно тот образ, который сложился во время восприятия ягоды в первый раз. То есть на уровне восприятия происходит не работа какого-то одного органа чувств, а их овместная деятельность.
Представление
Это третья форма чувственного познания, позволяющая сформировать конечный образ воспринимаемого объекта.
Представление дает возможность вызвать в сознании предмет или явление, о котором была получена информация во время взаимодействия.
Представление складывается на основе пережитых впечатлений, имеющихся мыслей по поводу объекта. Соответственно, если предыдущий процесс восприятия завершился формированием положительных впечатлений, то и представление об объекте будет носить позитивный характер.
Если же объект был воспринят негативно, то и имеющиеся представления о нем в сознании будут отрицательными. Эта форма познавательной деятельности зависит от уровня развития памяти, воображения человека.
Чем лучше развиты эти уровни сознания, тем выше будет точность воспроизведения объектов. Причем наличие рядом познаваемого предмета не является залогом формирования в сознании представлений о нем.
Три формы чувственного познания находятся в тесной взаимосвязи. Только после первичного получения информации при помощи органов чувств формируется ощущение.
Обработка поступивших разрозненных данных и соединение их в единый образ способствует восприятию изучаемого объекта или явления. Сформировавшийся образ остается в сознании и точно воспроизводится в нужный момент посредством его представления.
Чувства, связанные с познавательной деятельностью, называются иначе интеллектуальными.
Без совокупности эмоций никогда не будет возможен поиск истины.
Сухой познавательный процесс в рамках научной или учебной деятельности становится намного эффективнее, когда он разбавляется чувственным познанием.
Но важно понимать, что само по себе эмоциональное познание не является единственным способом изучения действительности. Мировоззрение людей, опирающихся исключительно на свои эмоции и ощущения, достаточно ограниченно и неполноценно.
Индивид может стать разносторонне развитой личностью и добиться успеха в обществе, совмещая свои чувственные ощущения с рациональным мышлением.
Только соблюдение баланса этих двух сфер познания позволяет добиться положительного результата.
Чувственные познавательные процессы
Познание представляет собой многогранный процесс, которых включает различные формы взаимодействия с окружающим миром и формирования знаний о нем.
Человек всю свою жизнь находится в процессе получения и накопления опыта.
Любое столкновение с новыми предметами или явлениями вызывает необходимость их чувственного и рационального восприятия.
И если на рациональном уровне все люди обладают разными способностями к познанию в зависимости от степени развития их интеллекта, то органы чувств у всех развиты примерно на одном уровне.
Любой здоровый член общества имеет возможность при помощи своих пяти органов чувств формировать представления об окружающих его объектах.
При этом человек выступает в качестве активного субъекта, который способен целенаправленно обращать свое внимание на познаваемый объект с целью формирования его образа.
Исходя из данных положений, рассмотрим пример чувственного познавательного процесса в повседневной жизни:
- Покупательница в магазине парфюмерии подходит к упаковке духов, прыскает на небольшую бумажную полоску из пробника и подносит ее к носу. В этот момент ее орган обоняния (нос) улавливает аромат духов, орган осязания (кожа) ощущает материал упаковки, орган зрения (глаза) воспринимает внешний облик товара. При этом каждый орган поставляет сознанию информацию, вызванную испытываемыми ощущениями.
Информация обрабатывается и принимается к рассмотрению. Непосредственно в этот момент у субъекта еще не сформировано никакого представления об изучаемом предмете, происходит только первый контакт с ним.
- После того как ощущения получены, субъект переходит к этапу восприятия. Все возникшие при помощи органов чувств ощущения объединяются в единый образ объекта, который может быть как положительным, так и отрицательным. Большое значение в этот момент имеет то, какие органы чувств преобладают у человека. Если у приобретающей духи покупательницы на первом месте стоит зрительное восприятие (визуал), то для нее внешний вид духов может иметь первостепенное значение. В таком случае некрасивая упаковка приведет к формированию в сознании отрицательного образа изучаемого объекта даже при наличии прекрасного аромата и приятной на ощупь упаковки.
Если же для нее ключевое значение имеет именно аромат, то негативный зрительный образ может отодвинуться на задний план и не мешать формированию положительного впечатления.
Таким образом, чувственное познание играет большую роль в формировании представлений об окружающих предметах и явлениях.
Процесс создания образов изучаемых объектов состоит из трех последовательных этапов. Полноценное формирование мировоззрения человека возможно только при совмещении чувственного и рационального познания.
Чувственное познание — лекция:
Источник
Чувственное познание: понятие, виды, функции
Чувственное познание — это ступень познавательной деятельности, для которой характерно познание окружающего мира через органы чувств человека. Оно присуще всем живым существам, и фиксирует существенные свойства предмета посредством непосредственного контакта органов чувств человека с ним.
Далее мы кратко и на примерах разберем формы чувственного познания и его связь с рациональным познанием.
Человек имеет несколько органов чувств: глаза, нос, язык, кожа и уши. Эти органы чувств отвечают за постижение мира позволяют нам следующим образом взаимодействовать с ним:
Зрение, или визуальное восприятие позволяет человеку видеть окружающую реальность. Зрение — основа для образов существующего объекта, которые затем всплывают в сознании человека.
Слух — это восприятие звука. Звуковые колебания через уши поступают в мозг, который определяет, что мы слышим: шум прибоя, или пение птиц, а может быть слова, которые произносит другой человек?
Осязание — или тактильное восприятие. Мы можем чувствовать окружающие объекты, прикасаясь к ним. Например, ты можешь погладить кота и понять, что он мягкий и пушистый.
Обоняние — это запахи. Запахи тоже формировать образы. Например, ты идешь после школы домой — голодный, и когда поднимаешься по лестнице, чувствуешь вкусный запах курочки с картошечкой. И в твоем сознании сразу возникает образ большого блюда с поджаристой курицей и картошкой, рядом стоит холодный квас и нарезан лучок…. М-м-м! Но это всего-лишь образ, созданный твоим обонянием и силой разума.
Вкус. Язык позволяет нам пробовать вещи на вкус. Именно поэтому маленькие дети все тянут в рот — им хочется воспринять объект всеми органами чувств — это инстинкт.
Формы чувственного познания
Все рассмотренные выше органы чувств позволяют нам постигать мир через следующие формы чувственного познания. Внимание! Их очень любят спрашивать на экзамене по обществознанию. Также этот раздел разбирается в философии.
Ощущение — это процесс непосредственного воздействия окружающих объектов и мира на органы чувств человека. Когда ты непосредственно, что-то наблюдаешь или чувствуешь. Причем не важно как: зрением ли, обонянием, осязанием или слухом.
Восприятие — это целостное отражение объекта в твоем сознании на основании ощущений. Например, маленький ребенок увидел впервые кошку. Он ее трогает, играет, слушает, как она мяукает. На основании этого возникает целостный образ кошки: такого теплого существа с коготками, с которым можно поиграть.
Итак, восприятие почти всегда создает целостный образ, оно избирательно, и осмысленно
Представление — это формирование наглядного образа объекта, с которым человек ранее вступил в контакт. Оно напрямую связано с сформированным образом объекта. Например, маленький ребенок просыпается утром и вспоминает кота, какой он пушистый, мягкий и теплый. И он хочет снова с ним поиграть.
Связь с рациональным познанием
Чувственное и рациональное познание тесно связаны между собой. Так, на основании зрения мы можем увидеть, к примеру как расположены улики на месте преступления, чтобы воссоздать общую картину, используя индуктивное, дедуктивное или любое другое рассуждение.
На основании запахов мы можем вспомнить какую-то ситуацию из детства и проанализировать ее. Например, мы помним вкус какого-то блюда, которое любила готовить наша бабушка, и мы можем проанализировать, какие ингредиенты она использовала в процессе приготовление этого блюда.
Тем не менее чувственное и рациональное познание отличаются между собой. На основании первого существует искусство, а на основании второго — наука.
Источник