Чувственное познание анализ его важнейших форм

Чувственное познание и его формы

Чувственное познание отражает явления, т.е. внешнее проявление вещей. Оно не способно углубляться в сущность предмета.

Формы чувственного познания:

1. Ощущения – моментальный снимок с действительности, который каждый раз дается заново. Это отражение отдельных свойств действительности. В ощущениях нет целостности предмета.

2. Восприятие – целостный, но моментальный снимок с действительности. Существует до тех пор пока предмет действует на наши органы чувств. Предмет существует независимо от нашего сознания, а это ускользает от восприятия.

3. Представление – это целостный снимок с действительности, существующий в нашем сознании независимо от того действует ли предмет на наши органы чувств или нет.

Чувственное познание ограничено, оно не углубляется в сущность, а мир имеет внутреннюю сущность, поэтому чувственное познание переходит в логическое, которое отражает сущность предметов.

Процесс познания проходит две основные ступени: чувственную (или живое созерцание) и логическую (абстрактное мышление). Эти ступени различаются прежде всего по предмету отражения, т.е. сторонам действительности, которые они отображают. Различие предметов отображения определяет различие чувственных и логических форм отражения, зависящих также от природы субъекта познания – человека.

Чувственное познание

Чувственное познание – познание мира с помощью органов чувств (зрительный, слуховой, обонятельный, осязательный и вкусовой анализаторы + двигательный анализатор и вестибулярный аппарат)

Чувственное познание – это отображение внешних сторон действительности, или явления. Поскольку не все явления отображаются в чувствах, доступные последним явления можно назвать чувственными явлениями.

Цвет, запах и т. д. – состояния знания вещи, а не сами непосредственные свойства вещи. Эти состояния включают как собственно свойства вещи, или объективное содержание, так и субъективную форму их отображения, зависимую от природы человека.

Познание возможно, т.к. ощущения дают нам некоторое знание. Наши ощущения специализированы – например, мы можем воспринимать звуки только определенной частоты.

Психофизиологический парадокс. Как известно, психические образы возникают в мозгу из физиологических процессов и существуют на их основе. Деятельность мозга поэтому может быть представлена двумя различными картинами. С психологической точки зрения она заключается в совокупности качественно разнородных психических образов, в физиологическом аспекте деятельность мозга представляется в виде совокупности качественно однородных физиологических процессов. Каким образом качественно разнородные психические (идеальные) образы возникают из качественно однородных физиологических процессов?

Важнейшим компонентом нервных импульсов оказываются электрические импульсы. Понятно, что в электрическом импульсе, достаточно простом физическом явлении, не могут содержаться разнородные качества световых, звуковых, осязательных и других воздействий. Откуда же они «всплывают» в мозгу?

В исследованиях по психофизиологии было установлено, что качества внешних агентов кодируются в рецепторах посредством частотной модуляции электрических импульсов – распределения импульсов во времени.

Несомненно, что механизм деятельности нервной системы включает процессы кодирования – декодирования. Дело в том, что процесс кодирования – декодирования предполагает уже наличие кода, или ключа к коду, т.е. знание того, каким знаком (серией импульсов) помечено то или иное качество внешнего мира. Но такой код должен уже существовать в мозгу независимо от процессов кодирования-декодирования, ибо мозг никогда не имел прямых контактов с объективными качествами. Кто (или что) вложил код в человеческий мозг?

Субъективный, идеальный образ производится мозгом (точнее, человеком) как всеобщим и универсальным материальным субстратом, в котором синтезировано основное содержание предшествующего бесконечного развития материи и который, следовательно, находится в глубоком родстве со всем бесконечным качественным многообразием мира. Мозг расшифровывает качество внешнего агента не потому, что в мозг извне вложен код, а потому, что в некотором глубоком смысле природа внешнего агента «известна» мозгу заранее, заложена в его материальной природе.

Формы чувственного познания

Основными формами чувственного познания являются ощущения, восприятия и представления.

Ощущение – форма чувственного познания, которая отражает отдельные внешние свойства вещи, которые воздействуют на органы чувств.

Оно чревато, следовательно, специфическим противоречием – между осознаваемыми отдельными единичными признаками вещей и скрытым, неосознаваемым целым.

Восприятие – представляет собой отображение предметов или предметных ситуаций как целых.

Восприятие включает в себя целостную совокупность ощущений и некоторый существенный несводимый к ним целостный момент отображения. Психология показала, что формирование целостного образа предмета (ситуации) происходит на основе практической деятельности человека. Так, у ребенка на основе действий с вещами, их движения первоначально формируется образ контура вещи, затем более сложный и расчлененный образ предмета как целого.

Восприятие, как целостный образ вещи, преодолевает специфическое противоречие ощущения. В силу целостности в восприятии в сферу непосредственного осознания входят такие стороны чувственного явления, которые оставались скрытыми в ощущениях, прежде всего – предметность, целостность, пространственные и временные характеристики вещей, движение.

Читайте также:  Последствие стресса 9 букв

На уровне восприятия мир предстает перед человеком как мир объективно существующих вещей, как предметный мир.

Восприятие преодолевает противоречие ощущения, однако оно чревато собственным специфическим противоречием. Восприятие всегда есть «моментальный снимок» действительности, поскольку существует только при непосредственном действии предмета на органы чувств и исчезает, когда это действие прекращается. Поэтому оно так же ситуативно, не схватывает общих сторон вещей или ситуации. Восприятие содержит в себе противоречие между осознанным конкретным единичным предметом или ситуацией и не осознанными общими, устойчивыми, длящимися за пределами наличной ситуации сторонами действительности.

Представление – образ предмета или ситуации, существующий и тогда, когда предметы не действуют на органы чувств.

Важнейшими особенностями представления являются независимость от непосредственного воздействия веши, на органы чувств и обобщенность.

Представление преодолевает ограниченность восприятия, разрешает его специфическое противоречие. Общее в представлениях имеет наглядный, непосредственный, чувственный характер. Поэтому обобщение на уровне представлений ограничено рамками явления. Можно довольно точно представить, например, остро-, тупо– и прямоугольник, но нельзя чувственно представить треугольник вообще, так как внешние признаки этих видов треугольника наглядно не совместимы.

На основе свободного оперирования представлениями и его обобщенного характера возникает способность воображения, включая мысленное творчество образов несуществующих, возможных или фантастических вещей мысленные образы будущих вещей, наглядные проекты, образы грифонов, русалок и т. д.

Источник

Чувственное и рациональное познание. Их формы. Роль чувственного и рационального познание в диагностическом процессе

В процесс познания включена вся психическая деятельность человека, однако основную роль выполняют чувственное и рациональное познание.

В истории философии сложилось несколько основных направлений в ответе на вопрос об источниках знания, в оценке роли органов чувств и мышления в процессе познания.

Сенсуализм (от лат sensus – чувство) – гносеологическое направление, представители которого считали чувственное восприятие единственным источником познания. Сенсуалистическая концепция начала складываться еще в древнегреческой философии (Демокрит, Эпикур, стоики) и приобрел свою классическую форму в учениях философов Нового времени Дж.Локка, французских материалистов, Л.Фейербаха. Основное положение сенсуализма – «нет ничего в разуме, чего первоначально не было в чувствах». Этот тезис верно определяет первоначальный источник человеческих знаний, непосредственно связывающий человека с окружающим миром, однако сенсуалисты абсолютизировали роль чувственного восприятия в познавательном процессе.

Сенсуалисты (Дж.Локк «Опыт о человеческом разуме») выдвинули идею о разделении качеств вещей, постигаемых ощущениями, на первичные (форма, протяженность, плотность, объем) и вторичные (цвет, вкус, запах, звук). Первичные качества объективны, наши ощущения отражают их такими, какими они существуют в действительности. Вторичные качества субъективны – они отражают не сам предмет, а отношение к нему субъекта (*вода может вызывать ощущение холода или тепла в зависимости от состояния руки). Такое деление метафизично и может привести к агностицизму.

Эмпиризм (Ф.Бэкон) – направление в гносеологии, представители которого утверждают, что и по происхождению, и по содержанию знание носит опытный характер. Абсолютизируя роль опыта, эксперимента, эмпиризм недооценивал роль теоретического мышления в познавательном процессе.

Рационализм (лат. racio – разум) (Р.Декарт, Б.Спиноза, Г.Лейбниц) – направление в гносеологии, представители которого, наоборот, абсолютизировали роль разума в процессе познания и рассматривает мышление изолированно от опыта. Рационалисты определяли познание как интеллектуальную интуицию, благодаря которой мышление, минуя опыт, непосредственно постигает сущность вещей. Критерий истинности они видели в отчетливости и ясности знаний. Принижая роль чувственного восприятия, рационалисты не могли объяснить первоначальную основу познания и сформулировали положение о существовании в сознании человека врожденных идей, которые они объявили абсолютными истинами.

Современная гносеология рассматривает познание как диалектическое единство чувственного и рационального.

Чувственное познание – т.е. познание с помощью органов чувств — это первая ступень познавательного процесса, источник непосредственных знаний о предметах и их свойствах, связывающий человека с окружающим миром. Природа органов чувств человека биосоциальна.

Чувственное познание происходит в трех основных формах.

1) Ощущение – это простейший чувственный образ отдельных свойств и признаков предметов и явлений (*зрительные, слуховые, осязательные и т.д. ощущения).

2) Вторая форма чувственного познания – восприятие – представляет собой целостный чувственный образ предметов окружающего мира. Восприятия образуются на основе ощущений, представляя собой их комбинацию. Ощущение и восприятие формируются в результате непосредственного воздействия предмета на органы чувств.

3) Более сложной формой чувственного познания является представление – сохранившийся в сознании чувственный образ предмета или явления, не воздействующего на органы чувств в данный момент. В формировании представлений ведущую ролб выполняют такие свойства сознания, как память и воображение. Представления играют исключительную роль в процессе познания: без представлений человек был бы привязан к непосредственной ситуации.

Читайте также:  Чувствую себя лишним весом

На основе представлений формируется рациональное познание, или абстрактное мышление, которое также выражается в трех основных формах.

1) Понятие – форма абстрактного мышления, в которой отражаются наиболее общие, существенные и необходимые свойства, признаки предметов и явлений. Любое мышление – обыденное, научное, философское – осуществляется при помощи понятий. Понятия выделяют предметы по общим для них признакам и представляют их в обобщенном виде (*понятие «человек» отражает то общее, что свойственно всем людям, и то, что отличает человека от других живых существ).

2) Суждение – такая форма мышления, в которой посредством связи и соотношения понятий утверждается или отрицается что-либо, дается оценка. Суждения невозможны без понятий и строятся на их основе. Обычно суждение включает в себя три элемента: два понятия и связка между ними. Суждения обычно выражаются в высказываниях типа «А суть Б», «А не есть Б», «А принадлежит Б» и т.п. (*клен – растение).

3) Умозаключение – форма мышления, в которой из одного или нескольких суждений выводится новое суждение о предметах или явлениях мира. Умозаключения позволяют на основе ранее полученного знания приобрести новое знание, не обращаясь к чувственному опыту.

Таким образом, процесс познания представляет собой движение от чувственных к рациональным формам познания:

1) выделение отдельных свойств и признаков предмета (ощущение),

2) формирование целостного чувственного образа (восприятие),

3) воспроизведение чувственного образа предмета, сохранившегося в памяти (представление),

4) образование понятий о предмете на основе подытоживания предшествующих знаний,

5) оценка предмета, выделение его существенных свойств и признаков (суждение),

6) переход от одного, ранее полученного знания к другому (умозаключение).

Особенности чувственного и рационального познания.

Источник

Чувственное познание, анализ его важнейших форм. Критика Сенсуализма.

В процессе познания участвуют в совокупности чувственное, рациональное познание, логика, интуиция.

Чувственное познание основано на чувственных ощущениях, отражающих действительность, и логике.

Как осущ процесс познания? Из каких этапов он состоит? Какова их структура?

Большинство фил систем нового времени выделяли 2 основных этапа: Чувственное и рациональное. Их роль и значение в поц познания определялисьразными фил по разному. Рационалисты (Декарт, Спиноза, Лейбниц, кант, гегель) приписывали решающее значение рац познанию, не отрицая и знач чувств познания в кач механизма связи разума с вн миром. Сторонники эмпиризма считали чувств познание главным и даже единственым источником знаний(Гоббс, Локк).

Ч познание явл начальным этапом познания. Во-первых в истор плане: разделение физ и умственного труда и выдел последнего в отдельный вид деятельности — сравн поздний этап истории. Во-вторых, такая деят. является начальной в том смысле, что на ее основе осущ контакт чел с миром мат объектов. Она предпосылка без кот др формы познав деятельности не могут сущ.

Для познания объектов данного типа необход функционирование органов чувств, нервной системы, мозга, благодаря чему возникает ощущ, восприятие мат объектов. такая форма деятельности назыв чувств деятельностью или чувств познанием. Необходимо подчеркнуть зависимость чувств познания от непосредственной чувстыв- практ деятельности и, во-вторых, целостность чувственного освоения мат объекта. Однако можно выделить и отдельые, функционир в рамках этой целостности элементы ч позн.

Ощущения может рассм как простейший и исходный элемент чувств познания. Установлено , что с точки зрения «информ способности» на первом месте стоят зрение и осязание, а затем слух, вкус, обоняние. Ощущение явл субъективным, идеальным образом предмета, так как отражает, преломляет воздействие предм через призму чел сознания. Например боль от ожога ( в огне нет боли). Ощущ не просто фиксирует воздействие объектов, сущ независимо от чел, на чел организм.

В ощущ. начинает отражаться связь ощущающего субъекта с окруж миром с кот практически взаимодействует субъект. Ощущ т.о. стоит у истоков отражения и фиксирования объективной сист отношений, в кот реально вступает и реально включен чел. Ощущ зависят и от состояния органов чувств и всего организма. Но, несмотря на эту двойную зависимомть ощущ и от объекта и от субъекта, в процессе практич функционирования сознания у чел выработалась способность оценивать и повседневно использовать объект информацию, поставляемую ощущ. Абсолютизирование субъективности в ощущениях ведет к субъект идеализму.

Хотя мы при помощи разл органов чувств ощущ пространств форму, цвет, вкус, запах, в то же время действует чувств способность синтезирования ощущений, превращения их в восприятие, обладающее особым свойством: благодаря восприятию предмет дается сознанию именно в своей целостно-предметной форме, т.е. в виде объективной, независимой от сознания целостности. Именно благодаря включению в восприятие отдельное ощущ приобретает качество субъективного образа объект мира.

Читайте также:  От ребенка с гипергликемической комой чувствуется запах тест

Восприятие- целостный образ мат предмета, данного посредством наблюдения. Воспр не есть механ сумма ощущений. Восприятие сущ как форма такого активного синтеза разнообр проявлений предмета, кот неразрывно связана с другими актами познав и практической деятельности (опытом), предшеств данному конкр наблюдению. Например, хоть мы можем непосредственно ощущ только часть дома, но наше восприятие синтезирует в целостный образ дома и те части, кот в данный момент мы не ощущаем. Благодаря многокр работе механизмов восприятия мы в нашем сознании, в нашей памяти можем удерживать целостный образ предмета и тогда, когда предмет непосредственно не дан нам. В этом случае функционирует еще более сложная форма чувств познания — представление.

Эмоции — комплексная форма челов чувственности. Эмоции, подобно всем др формам чуственности, с одной стор заключают в себе аспекты объект отражения реальных связей, в кот включен человек, с др стороны, они фиксируют объект отношение чел к миру. Эмоции всегда вкл в себя момент оценки явления.

Чувтсв познание с самого начала имеет специфически человеческий, т.е. соц-истор характер. Конечно , в чувств познании чел имеет место непосредств взаимодействие вн предмета и органов чувств. Однако мы не можем обнаружить в реальной познав деятельности субъекта чувств познания в совершенно обособл, так сказать чистом виде. — вне общения с др людьми, вне влияния того мира культуры, в кот включен человек. Проц чувств восприятия очень сложны. Мы смотрим на предмет и наше видение связано с нашим отношением к этому предмету, мы восприн его как красивый или безобразный, полезный или вредный. Когда мы видим человека, воспринимаем его действия и поступки или наблюдаем общ события, механизм восприятия еще больше усложняется «Красота». «справедлдивость», Прогрессивность» и многие др понятия, связанные с ними отношения и установки включаются в процесс наблюдения, восприятия таких объектов.

Функционирование органов чувств — необходимая предпосылка познания, без нее невозможно. Пока все функционирует нормально, мы можем не замечать их роли. Но их роль стан очевидной при их повреждении. Примеры, когда люди от прир лишенные возможности слышать или видеть, способны быть вполне полноценными людьми, развив в себе способности познания и рац мышления говорят о внутренней мощи чел разума. А вот индивиды, выросшие со зверями — практически теряют способность к познанию. Это означает, что челов чувственно -практ деятельность и неразрывно соединенное с нею чувственное познание по самой сущности являются социально-историческими явлениями.

В челов чувст восприятии есть еще 1 важный элемент, кот присущ только человеку. Чел способен наглядно представить не только то, что видел собств глазами, едва ли не большая часть его опыта включает образы, кот почерпнуты из описаний. Т.е. индив опыт чел м.б. до определенной степени заменен результатами опыта ряда его предшественников. В наш век в связи с развитием средств м информ. эта способность чел, пользоваться чувств опытом др людей стала почти неограниченной. Здесь также становится очевидным универсальное значение языка с его возможностью предавать конкретные образы при помощи слов.

Значение языка в познании огромно. Язык представляет собой результат аккумуляции, обобщения предшествующего чел опыта. » Всякое слово — уже обобщает». Данный факт сущ образом влияет на специфически-челов функционирование органов чувств. В то же время он днмонстрирует несостоятельность представл метафизического мат-ма о чувств опыте как совершенно самостоятельном и обособленном этапе, урове познав деятельности человека.

Локк: с самого начала мы имеем на одной стороне вещи, а на др — человека, совершенно лишенного знания. Вещи прир воздействуют на его органы чувств и вызыв в организме ответную реакцию — сначала в виде самостоятельно сущ ощущений. Последующее комбинирование разнообр ощущ дает чел восприятие предмета в целом. (комбинация белого цвета, сладкости и особой формы частичек приводит к возникновению целостного восприятия сахара) Многократно воспринимая предм, челов закрепляет восприятие в памяти, он может припоминать восприятие и образ в отсутствии предмета — так возникает представление. Т.е ощущ, восприятия, представления предстают в виде совершенно независимых, последовательно примыкабщих друг к другу реальных этапов познав деятельности. Мышление лишь надстраивается над рез и формами чувств познания.

Сенсуализм — направление в теории познания, согласно которому чувственность играет роль единственной основы знания, а также источника всех психических способностей человека.

Источник

Оцените статью