- Чувственное познание и абстрактное мышление
- Основные этапы развития формальной логики
- Основные формы познания. Чувственное познание и абстрактное мышление, их взаимосвязь. Особенности абстрактного мышления
- Чувственное познание. Абстрактное мышление
- Чувственное и абстрактное мышление, их формы и познавательные возможности
Чувственное познание и абстрактное мышление
Всякое познание начинается с живого созерцания. Предметы воздействуют на наши органы чувств и вызывают в мозгу ощущения, восприятия, представления, которые являются формами чувственного познания. Ощущение – это отражение отдельных свойств предметов или явлений материального мира, непосредственно воздействующих на органы чувств (например: отражение свойств горького, сладкого, теплого и т. д.).
Восприятие есть целостное отражение внешнего материального предмета, непосредственно воздействующего на органы чувств (например: образ автобуса, пшеничного поля и т.д.).
Представление – это чувственный образ предмета, в данный момент нами не воспринимаемого, но воспринятого ранее в той или иной форме. Примерами воспроизводящего представления являются образы своего дома, образы наших знакомых и родных. Представление может быть не только воспроизводящим, но и творческим, но и в том числе фантастическим.
Путем чувственного отражения мы познаем отдельные предметы и их свойства. Законы мира, сущность предметов, общее в них мы познаем посредством абстрактного мышления, более сложной формы познания. Абстрактное или рациональное мышление отражает мир и его процессы глубже и полнее, чем чувственное познание.
Основными формами абстрактного мышления являются понятия, суждения, и умозаключения.
Понятие – форма мышления, в которой отражаются существенные признаки отдельного предмета или класса однородных предметов.
Суждение – форма мышления, в которой что-либо утверждается или отрицается о предметах, их признаках и отношениях. Суждение выражается в форме повествовательного предложения. Суждения могут быть простыми и сложными.
Умозаключение- форма мышления, посредством которой из одного или нескольких истинных суждений, называемых посылками мы по определенным правилам вывода получаем заключение.
Основные этапы развития формальной логики
Формальная логика в своем развитии прошла два основных этапа. Начало первого этапа связанно с работами древнегреческого философа и ученого Аристотеля (384-322 гг. до н.э.), в которых впервые дано систематическое изложение логики. Логику Аристотеля и всю доматематическую логику называют «традиционной» или формальной логикой. Традиционная формальная логика. Включает в себя такие разделы и понятия как суждение, умозаключение, законы логики, доказательство и опровержение, гипотеза. Основными работами Аристотеля по логике являются «Первая аналитика» и «Вторая аналитика», в которых дана теория силлогизма, определение и деление понятий, доказательство.
Аристотель ввел в логике орудие или (метод исследования). Основным содержанием его логики является теория дедукции, содержатся элементы математической (символической), логики, имеются «начатки исчисления высказываний».
Второй этап – появление математической логики.
Немецкий философ Г.В. Лейбниц(1646 1716) по праву считается основоположником математической логики. Лейбниц пытался построить универсальный язык, с помощью которого споры между людьми можно было бы разрешить с помощью вычисления. В 19 в. Математическая логика получила интенсивное развитие в работах Д. Буля, Э. Шредера, П. С. Порецкого и других логиков.
Математическая или символическая логика изучает логические связи и отношения, лежащие в основе дедуктивного (логического) вывода. При этом в математической логике для выявления структуры вывода строятся различные логические исчисления, прежде всего исчисление высказываний и исчисление придатков в их различных модификациях. Можно сказать, что математическая логика разрабатывает применение математических методов к анализу форм и законов доказательного рассуждения.
Источник
Основные формы познания. Чувственное познание и абстрактное мышление, их взаимосвязь. Особенности абстрактного мышления
ЛОГИКА
1. Предмет логики, её значение и место в системе научных знаний.
Логика —раздел философии, нормативная наука о формах, методах и законах интеллектуальной познавательной деятельности, формализуемых с помощью логического языка.
Предмет — Логика изучает структуру мышления и его различные свойства, которые отделяют сферу абстрактного-логического, рационального мышления.
Значение логики состоит в следующем:
1) логика выступает важнейшим средством формирования убеждений (прежде всего научных). Эти убеждения опираются на доказательные процедуры своего представления и обоснования. Именно в этом плане логика применялась даже средневековыми схоластами, пытавшимися придать христианскому вероучению рациональную форму, что послужило формальной предпосылкой возникновения действительной науки, отказавшейся от теологических подходов;
2) формальная логика применяется в науке и технике. При этом техническими приложениями формальной логики являются: исчисление высказываний и исчисление предикатов. Без исчисления предикатов не могли появиться искусственные информационные языки, основа современной компьютерной техники. Традиционная формальная логика остается важнейшим логическим инструментом построения доказательств, обоснований во всех науках;
3) традиционная формальная логика остается важнейшим средством в сфере всех видов образования. Она является основой организации всех видов знания для его подачи в процессе обучения;
4) логика является важнейшим и незаменимым инструментом развития культуры. Без логики не может обойтись никакая культурная деятельность вообще, поскольку в ней присутствуют и играют принципиальную роль рациональные элементы.
Основные формы познания. Чувственное познание и абстрактное мышление, их взаимосвязь. Особенности абстрактного мышления.
Чувственное познание, или живое созерцание, — это активное отражение органами чувств человека непосредственно (или с помощью приборов) воздействующих на них предметов и процессов материального мира.
Абстрактное мышление (рациональное познание) является не только средством проникновения во внутреннюю сущность вещей, средством отражения законов и закономерностей, определяющих их бытие, но и представляет собой творческий, активный процесс постановки и решения проблем.
Особенностью абстрактного мышления является активное отражение мира и участие в его преобразовании. Человек в практике, прежде всего в производственной, претворяет идеальное в материальное, овеществляет научные идеи в продуктах своего труда.
Особенностью абстрактного мышления является его неразрывная связь с языком. Мышление представляет собой отражение объективной реальности, а язык есть способ выражения, средство закрепления и передачи мыслей другим людям.
Рациональное познание — это процесс познания окружающего нас мира посредством исключительно формой мыслительной деятельности.
Чувственное познание и абстрактное мышление органически связаны между собой. Между тем в истории философии эти моменты познания часто метафизически противопоставлялись друг другу. Сторонники рационализма (Декарт, Спиноза, Лейбниц и др.) видели источник наших знаний главным образом в умственной деятельности людей, в разуме. Реальным и надежным они признавали только разум и недооценивали, игнорировали значение опыта, чувственного восприятия. Существовало и другое, противоположное рационализму направление, называемое эмпиризмом (Бэкон, Локк и др.). Представители этого направления, правильно полагая, что основой и источником всех наших знаний является опыт, в то же время недооценивали роль рационального момента в процессе познания.
Источник
Чувственное познание. Абстрактное мышление
Чувственное познание опирается на образы, возникающие в сознании в результате деятельности пяти основных чувств человека — зрения, слуха, вкуса, обоняния и осязания.
К формам чувственного познания относят:
Ощущение — элементарный чувственный образ, отображающий отдельные, единичные свойства предмета. Можно изолированно ощущать вкус, цвет, запах, звук и т.д. Например, для лимона характерны ощущения кислоты, желтизны и т.д.;
Восприятие — отображение не отдельных свойств, а их системы, целостности. Например, мы воспринимаем лимон не как кислоту или желтизну, а как целостный предмет. Наше восприятие лимона включает в себя и его цвет, и его вкус, и его запах в неразрывном единстве: оно подразумевает не работу отдельного чувства, а согласованную деятельность нескольких или всех основных чувств;
Представление — чувственный образ предмета, который возникает в сознании в отсутствие этого предмета. Например, если мы когда-либо видели лимон, мы вполне можем представить его себе, даже если он не находится перед нами и не может воздействовать на наши органы чувств. В представлении большую роль играют память, воспоминания, а также воображение человека. Представление можно назвать восприятием предмета в его отсутствие. Возможность представления и его близость к восприятию обусловлены тем фактом, что чувственные образы возникают не в органах чувств, а в коре головного мозга. Поэтому непосредственное присутствие предмета не является необходимым условием для возникновения чувственного образа.
Абстрактное мышление – это такой тип мышления, который позволяет абстрагироваться от мелких деталей и смотреть на ситуацию в целом. Такой тип мышления позволяет шагнуть за границу норм и правил и совершить новые открытия. Развитие абстрактного мышления у человека с детских лет должно занимать важное место, ведь такой подход помогает проще находить неожиданные решения и новые выходы из ситуации.
Основные формы абстрактного мышления
Особенностью абстрактного мышления является то, что оно имеет три разные формы — понятия, суждения и умозаключения. Без понимания их специфики сложно сникнуть и в понятие «абстрактное мышление».
Источник
Чувственное и абстрактное мышление, их формы и познавательные возможности
Чувственное и абстрактное мышление, их формы и познавательные возможности
Всякое познание начинается с живого созерцания. Предметы воздействуют на наши органы чувств и вызывают в мозгу ощущения, восприятия, представления, которые являются формами чувственного познания.
Основными формами абстрактного мышления являются понятия, суждения, и умозаключения. Абстрактное или рациональное мышление отражает мир и его процессы глубже и полнее, чем чувственное познание.
Понятие – форма мышления, в которой отражаются существенные признаки отдельного предмета или класса однородных предметов.
Суждение – форма мышления, в которой что-либо утверждается или отрицается о предметах, их признаках и отношениях. Суждение выражается в форме повествовательного предложения. Суждения могут быть простыми и сложными.
Умозаключение- форма мышления, посредством которой из одного или нескольких истинных суждений, называемых посылками мы по определенным правилам вывода получаем заключение.
Возникновение и основные этапы развития логического знания.
Еще в культуре др. Индии и др. Китая зафиксировано рассуждение логических суждений.
Первые логические знания 6-5 века до н.э. в др. Греции. Основоположник Аристотель. Свою логику Аристотель называл формальной, подчеркивая ее относительную независимость от содержательной стороны мышления.
1)Развитие науки в современном понимании. В др. Греции наука складывается как выводное знание (знание получаемое рассуждением). Здесь складывается математика, основанная на выводном знании, предполагающем умение умозаключать и доказывать. Отсюда — необходимость исследования природы самого мышления как формы познания.
2) Развитие древнегреческой демократии. Умение убеждать других, защищая свое мнение, становилось жизненной потребностью. И не случайно в это время появляются школы софистов, которые предлагали за достаточно высокую плату учить граждан античного полиса не «о чем мыслить», а «как мыслить» — не «что доказывать», а «как доказывать». В школах софистов обучали софизмам – речевым приемам с помощью которых можно доказать все, что хочешь.
Дальнейшее развитие логики связано с именами выдающихся западноевропейских мыслителей: Р.Декарта, И.Канта, Г.Лейбница и др. Г. Лейбниц (1646-1716), в частности, сформулировал четвертый основной закон логики — закон достаточного основания. Им была предложена программа математизации логики, то есть создания полностью формализованной логики, что позволило бы применить математические методы к решению логических проблем.
Эта программа была реализована лишь в XX веке, и это было началом нового этапа в развитии формальной логики — логики математической (или символической).
4.. Мышление и язык.
Мышление человека неразрывно связано с языком. Объясняется это тем, что мышление абстрактно по своей природе. Какая бы мысль ни возникла в голове человека, она может возникнуть и существовать только в языковой форме. Язык выступает материальной оболочкой мыслей, и потому выявление логических структур мышления возможно только путем анализа языковых выражений.
Язык — это та материальная знаковая система, которая позволяет нам фиксировать мысль, размышлять над ней, передавать ее другим людям. По происхождению языки бывают естественные и искусственные.
Естественные языки — это исторически сложившиеся в обществе звуковые (речь), а затем и графические (письмо) информационные знаковые системы.
Искусственные языки — это вспомогательные знаковые системы, создаваемые на базе естественных языков для более точной передачи информации.
Особую группу составляют смешанные языки, базой для которых выступают естественные (национальные) языки, дополняемые однозначно понимаемыми терминами и условными обозначениями.
Проникнуть в структуру мысли, провести ее логический анализ можно только через языковую форму мысли.
Основные законы логики как принципы правильного мышления.
Закон логики (логический закон, как его понимают в классической логике) — это необходимая, существенная, устойчивая связь мыслей в процессе рассуждения.
1.Закон тождества. Всякая мысль в процессе рассуждения должна быть тождественна самой себе. Это принцип точности мышления.
2. Закон непротиворечия. Два несовместимых друг с другом высказывания не могут быть одновременно истиной. По крайней мере одно из них ложное. Принцип запрещающий противоречия мышления.
Закон действует если в 2ух высказываниях:
1)речь идет об одном и том же объекте
2) объект в одном и том же отношении.
3)одно и то же время
3. Закон исключенного третьего. Истино само высказывание, либо его отрицание. Третьего не дано.
Пример: 1)Иванов отличник
2)Иванов не отличник
Этот закон имеет те же законы примеримости, как и второй.
Логическая форма — это способ связи элементов мысли в мышлении.
4. Закон достаточного основания. Всякая мысль признается истиной если имеются достаточные на это основания. Основания могут быть личный опыт, общий человеческий опыт, зафиксированный в законах науки.
Понятие как форма мышления. Содержание и объем понятия. Познавательные возможности понятия.
Понятие – это форма мышления отражающая предметы в их общих существенных признаках. (Признак – это все что отличает 1 предмет от другого или чем они сходны)
Содержание понятия – совокупность существенных признаков, которые фиксированы в данном понятии.
Объем понятия – это совокупность реальных предметов , которые охватываются данным понятием.
Понятие – это всегда результат длительного познавательного процесса на основе развития опыта и активной деятельности познающего человека.
Сравнение — это мысленное сопоставление одного предмета с другим, выявление признаков сходства и различия в том или ином отношении. Анализ — это мысленное разложение предмета на его признаки.
Абстрагирование (от лат. abstractio — отвлечение) — мысленное упрощение предмета путем выделения в нем одних признаков и отвлечения от других.
Синтез — мысленное соединение признаков предмета в одно целое. Признаки изучаемых предметов распространяются на все сходные предметы.
Языковой формой понятия является слово или словосочетание, без которых невозможно ни формирование понятий, ни оперирование ими.
Содержание и объем понятия связаны между собой логическим законом обратного отношения между объемом и содержанием понятия: чем больше содержание понятия, тем меньше его объем, и наоборот, чем меньше содержание понятия, тем больше его объем.
Виды понятий по составу, объему и содержанию.
1)По составу (по форме) – простые и сложные. Простые (1 слово), сложные (словосочетания).
2)По объему – единичные(1 элемент), общие(2 и более) и пустые(ни одного элемента).
а) Точные (если в реальности ему соответствует четкий круг предметов) и неточные.
б) Конкретные и абстрактные
Конкретное – в понятии отражается самостоятельно существующий предмет.
Абстрактное – если в понятии отражаются свойства, состояния, действия, отношения и тд. Самостоятельно не существует.
в) Положительные и отрицательные.
Понятие положительное если указывается наличие признаков в содержании этого понятия.
Понятие отрицательное если указывается отсутствие этих признаков.
Пример: верующий и неверующий
г) Собирательные и несобирательные.
Понятие собирательное если в нем отражается совокупность однородных предметов существующих как одно целое.
В несобирательном свойства относятся к каждому элементу и каждый элемент может существовать самостоятельно.
д) Соотносительные и безотносительные.Понятие соотносительное если в его содержании указано существование 2ух предметов которые друг без друга не существуют(может бть больше 2ух).Если в содержании такая связь не указана то понятие является безотносительным.
Чувственное и абстрактное мышление, их формы и познавательные возможности
Всякое познание начинается с живого созерцания. Предметы воздействуют на наши органы чувств и вызывают в мозгу ощущения, восприятия, представления, которые являются формами чувственного познания.
Основными формами абстрактного мышления являются понятия, суждения, и умозаключения. Абстрактное или рациональное мышление отражает мир и его процессы глубже и полнее, чем чувственное познание.
Понятие – форма мышления, в которой отражаются существенные признаки отдельного предмета или класса однородных предметов.
Суждение – форма мышления, в которой что-либо утверждается или отрицается о предметах, их признаках и отношениях. Суждение выражается в форме повествовательного предложения. Суждения могут быть простыми и сложными.
Умозаключение- форма мышления, посредством которой из одного или нескольких истинных суждений, называемых посылками мы по определенным правилам вывода получаем заключение.
Источник