Чувственное отражение действительности это искусство

Искусство , как одна из форм (путей) познания объективного мира .

Искусство является особым способом познания и отражения действительности посредством художественных образов. Оно представлено в художественной деятельности человека, призванной удовлетворять потребности людей в наслаждении красотой.
Специфика искусства как формы познания мира заключается в эмоционально-чувственном постижении бытия и, следовательно, эмоциональной регуляции взаимоотношений человека с окружающим миром. Несмотря на значимость рационального опыта мировосприятия для жизнедеятельности человека, чувственно-эмоциональное отражение действительности, выражающееся в эстетической реакции на нее, не утрачивает своего значения.
Эстетическое мировосприятие человека проявляется в соответствующих образах, впечатлениях и затем воспроизводится в процессе функционирования актуальной культуры. В качестве таких материализованных объектов выступают произведения искусства.
Искусство является сложным объектом и может быть представлено различными видами, каждый из которых обладает своими художественно-выразительными средствами (художественным языком). Вид искусства — это конкретный способ художественного представления мира, воплощающий свои образы в определенном материале (в слове, звуке, камне, металле, телодвижениях и т.п.). Виды искусства дополняют друг друга, и ни один из них не обладает преимуществом перед другим. К основным видам искусства относят литературу, живопись, графику, скульптуру, архитектуру, декоративно-прикладное искусство, музыку, театр, балет, танец, кино, цирк, фотоискусство.
У искусства, как и у культуры вообще, имеются устойчивая, «консервативная» и развивающаяся, новаторская стороны. Устойчивая сторона — это традиция в искусстве, благодаря которой происходит накопление и передача человеческого опыта в истории, создается преемственность произведений искусства разных эпох, их вневременная ценность. Традиция в искусстве, отражая объективные стандарты, устойчивые требования к произведениям искусства, ограничивает и упорядочивает многообразие художественных проявлений: художественные стили, направления, вкусы, пристрастия, оригинальные художественные находки.
Однако любой деятель культуры, искусства всегда стремится привнести в создаваемое им произведение что-то новое, оригинальное, неповторимое, отражающее его индивидуальное мировосприятие и, в то же время, актуальное интересное для других. Он стремится сказать новое слово в искусстве. Реализация этих стремлений и есть новаторство в культуре, искусстве.
Таким образом, художник всегда как бы раздваивается: он стремится соответствовать вневременным канонам искусства — вечным критериям прекрасного и вместе с тем старается добавить что-то свое, неповторимое в сокровищницу мировой культуры.
===========

В искусстве допускается художественный вымысел, привнесение от самого художника того, чего именно в таком виде нет, не было и, возможно, не будет в действительности. Почему же, несмотря на это, искусство считают одной из форм (путей) познания объективного мира?

Опираясь на обществоведческие знания, укажите две особенности этой формы познания.

Правильный ответ может содержать следующие элементы:

1)ответ на вопрос, например:

искусству дано ухватить и выразить такие явления, которые невозможно отразить и понять никакими другими способами;

Скрытый смысл «Постоянства памяти».
Рассматривая известные картины Сальвадора Дали, стоит начать с наиболее узнаваемой его работы — «Постоянство памяти» (иногда её называют «Время»). Полотно было создано в 1931 году. Вдохновила художника на написание шедевра его супруга Гала. По утверждению самого Дали, замысел картины у него возник при виде плавящегося под солнечными лучами сыра . О чём хотел сказать мастер, изобразив на холсте мягкие часы на фоне пейзажа? Три мягких циферблата, украшающих передний план картины, отождествляются с субъективным временем, которое свободно протекает и неравномерно заполняет собой всё свободное пространство. Количество часов тоже символично, ведь число 3 на этом полотне свидетельствует о прошлом, настоящем и будущем. Мягкое состояние предметов указывает на взаимосвязь между пространством и временем, которая для художника всегда была очевидной. Присутствуют на картине и твёрдые часы, изображённые циферблатом вниз. Они символизируют объективное время, ход которого идёт против человечества.
Свой автопортрет также изобразил на этом полотне Сальвадор Дали. Картина «Время» содержит на переднем плане непонятный растёкшийся предмет, обрамлённый ресницами. Именно в таком образе и нарисовал себя спящим автор. Во сне человек высвобождает свои мысли, которые в состоянии бодрствования он тщательно скрывает от окружающих. Всё, что можно увидеть на картине, является сновидением Дали — результатом торжества бессознательного и смерти реальности.
С. Дали. Постоянство памяти. 1931 г.

Читайте также:  Незабываемые впечатления море эмоций

2) две особенности искусства как формы познания, например:

–образное отображение мира и человека в мире;

–опора на единичное, индивидуальное, неповторимое.
В искусстве допускается художественный вымысел, привнесение от самого художника того, чего именно в таком виде нет, не было и, возможно, не будет в действительности.

–условный характер создаваемых произведений — в широком смысле изначальное свойство искусства, проявляющееся в определенном отличии, несовпадении художественной картины мира, отдельных образов с объективной реальность

Источник

Чувственное отражение и воображение

Чувственное отражение и воображение

Рассмотрим специфические формы, в которых обнаруживается активность чувственного отображения действительности, а также ту роль, которую выполняют ощущения в процессах формирования образов. Очень часто ощущения рассматриваются прямо как полноценный образ реальности и, сводясь к чувственнорефлекторным впечатлениям, не признаются даже образами. Ощущения перв и чные образы определенных свойств действительности прямо или косвенно вк л ючаются в формирование всех (в том числе и обобщен ных) мы с ленных образов. Они связаны с непосредственным воздействием объекта на о рганы чувств и по своей сути репродуц и руют действитель н ость. Будучи результатом непосредственного взаимодействия объекта и субъекта, результатом более или менее прямого воздействия объекта на органы чувств человека, ощущение отражает свойства этого объекта. Оно не тождественно физичес к ом у вза и модействию, но несет в себе мощный заряд об разности. Зависимость ощущений от «внесенсорных факторов » (мотивации, интересов и прочих) становится все более значимой в развитых формах чувственного отображения действительности, приобретая самостоятельную ценность в рамках воображения.

Воображение, создавая наглядные образы, вбир а ет в себя ощущения. Но п ри этом воображение оп и рается на их смысловой момент. Поэтому воображение физиологически не зависит от деятельности органов чувств. Кроме того, воо б ражение з ависит от ра з вития той или иной формы чув с твительности, и ощущения участвуют в формировании образов воображения бла г одаря тому, что они сп о собствуют накопл е нию и н формации об объекте, то е сть обеспечивают субъекта материалом, ком б инаторные преобразования которого о б разуют содержание воображаемых образов.

Однако воображение не является продуктом деятельности органов чув с тв. Воображение про д укт преобразования прежде всего функциональ н ых характеристик отображения. Такое преобразование на уров н е ощущений происход и т, например, когда деятельность одних органов чувств, включаясь в деятельность друг и х, перестра и вает характерную и для тех и для других систему организации опыта. Однако решающую и синтезирующую роль в такой перестройке играют не отдельные взаимовлияния, а вся целостная организация жизнедеятельности челов е ка. Субъект как бы ставит под к о нтроль работу органов воспр и ятия, что позволяет актуали з ировать необходимые ему отношения, а также перестраивать их в соответствии с задачами и потребностями деятельности.

Читайте также:  Развитие эмоций у ребенка раннего возраста

В отличие от ощущений восприятие воспроизводит ц елостность объекта: его пространственные и вре м енные границы, форму, величину, объем и т. д. Восприятие образ предмета в целом, в нем уже весьма полно раскрываются смысловые характеристики предметности и за счет этого возрастают константность обра за и его адекватность.

В ходе восприятия субъект способен конструировать целые комплексы непосредственно не данных параметров объекта. При этом не только усложняется образ объекта, но и развивается способность субъекта отображать объективные характеристики действительности путем «достраивания » представленного в ощущениях содержания. Для целостности восприятия недостаточно лишь чувственного впечатления, и в этом выражается преобладающее значение смысловой стороны в образах восприятия. Если в рамках ощуще н ий активность их смысловой стороны обн а ру живает себя главным образом в констатации или отсутствии констатации факта ощущения, то в воспр и ятии эта акт и вность реализуется как способность «достраивать » образ, видеть в части цело е, актуал изи ровать содержание образа без пр я мого стимульного в оздействия.

Так, например, способность к восприятию изображений на плоскости геометрических фигур как объемных формируется только на определенном историческом этапе развития. С выработкой жизненно необходимых механизмов отражения обычных предметов складывается и восприятие изображения геометрических фигур, рисунков. Человек начинает объемно отображать плоскостные и з ображения. Н о это еще не свидетельствует о наличии в процессах восприятия самостоятельного пласта воображения. В данном случае имеет место феномен активно с ти восприятия.

Элементы воображения как такового обнаруживают себя в чувственном отображении лишь тогда, когда наряду со способностью функционально «достраивать » образы непосредств е нно или опосре д ованно данных объектов явственно обнаруживается способность человека раскрывать для себя функциональную значимость (практическую, эстетическую, нравств е нную и прочие) воспринимаемых объектов и делать саму эту значимость предметом осо б ого рассмотрения и специальных процедур. Воображение предполагает, что участие функциональнодеятельнос т ных смыслов в процессах формирования образо в ста н ов и тся достоян ие м сознания и особого рода деятельности человека. » Отстраняясь » от конструируемого образа, субъект вооб р ажения сам сознательно «достраива е т » или «строит » из чувственной материи то, что требу е тся «по смыслу » с его точки зрения. Эта способность предполагает, что субъект способен представить с е бе основание данного фрагмента своей собст в ен н ой д е ятельно с ти и «стать выше » имеющихся оснований.

Тот факт, что в восприятии человек способен п о данным отдельным элементам » достраивать » недостающие стороны объекта, » в ид е ть » целое при р е альной доступности лишь его частей, с видетельствует о развитии предметнодеятельностных х арактеристик чувственных образов. Усложненность таких образов, включенность в н и х опыта индив и дуальной и коллективной деятельности есть про я вление во з никающего воображения, поскольку ос мысленное обращение к опыту прошлой деятельност и и учет его вл и яния на восприятие, как правило, определяются сознательно сформулирован н ыми з адач а м и деятельности. Но сущность воображения, заро ж дающегося в первичных образах, заключается не в способности узнавать целое по части восприним а емого явле н ия или формировать образ отсутствую щего предмета, а в том, что обра з ы воображения сознат ел ьн о п родуцируются человек о м. Это значит, что воображени е разверты в ается в плане сознания. Это значит также, что воо б ражение есть деятельность, в которую в то й или иной форме созн а тельно » в к л ю че н » сам воображающий человек, в которой выражено его отношение к действительности, лежащее в основе деятельности воображения. С у бъект в процессе воображения делает свои собст в ен н ые установки, мотивы, желания предметом своей акт и вности.

Читайте также:  Как перестать быть эмоциональным вампиром

Таким образом, основной чертой, которая отличает воображение от различных форм активности в чувственном отражении, является своеобразная осознанность субъектом воображения человеческих (социальных, культурных и прочих) оснований этой деятельности.

Источник

Искусство как способ уникального отражения действительности

Мир, в котором мы живем сложен и разнообразен.

Прежде всего, это наше социальное пространство, где мы стараемся реализовать свои жизненные цели и обрести стабильность и уверенность в себе.

Но если я скажу, что этого достаточно, чтобы ощущать в себе полноту жизни и быть счастливым, вы, пожалуй, со мной вряд ли согласитесь.

Вам покажется, что чего-то все-таки не хватает. И вы будете правы.

Это «чего-то» мы ощущаем в себе всегда, хотя не всегда можем точно сформулировать, что это такое. А это наше духовное пространство или то, что мы иногда называем душой, которое мы должны на протяжении всей нашей жизни наполнять необходимым содержанием.

Попробуем разобраться, что это за содержание

Прежде всего это духовность, творческие способности, нравственные ориентиры, т.е. все то, что делает нас по-настоящему людьми с большой буквы. Все эти смыслы несет в себе мораль, религия, этика и конечно же искусство.

Поговорим подробнее о значении искусства в нашей жизни

Как известно, искусство – это образная реальность, которую создает своим творческим воображением художник. Причем настоящий художник, который не копирует реальность буквально, а дает свое видение и отношение к ней.

Это свое видение художник воплощает в художественный образ, для которого он находит свою собственную уникальную форму. И от того, насколько уникальна найденная художником форма, зависит талант и даже гениальность художника.

Возьмем к примеру знаменитую картину Леонардо да Винчи «Мона Лиза» или «Джоконда»

Все не перестают разгадывать тайну ее улыбки, а между тем, в портрете заложен куда более глубокий смысл.

Картина написана в 1503 году во Флоренции. Это время в Италии получило название «Эпоха Возрождения», когда стали возрождаться и цениться идеалы античной Греции и стал утверждаться идеал Человека-Творца.

Именно человек как творческая Личность становится объектом пристального внимания художников

После длительного средневекового уничижения изменилось и отношение к женщине. Стала цениться ее красота, образованность, умение держать себя и вести интеллектуальную беседу в обществе.

Именно такой изобразил Леонардо Мону Лизу – спокойной, немного насмешливой, уверенной в себе.

Леонардо выбирает жанр портрета. Это тоже неслучайно. Портрет появился в эпоху Возрождения как символ значимости человеческой личности. Леонардо, изображая Мону Лизу, использует своеобразный прием: фигура женщины находится как бы на возвышении. Тем самым художник показал нам не просто идеал женщины, а идеал женщины-Личности, кем в эпоху Возрождения и становится женщина.

Таким образом, мы можем говорить, что настоящий художник в своем творчестве не просто передает свои впечатления и свои мысли, но он также обобщает ценности и идеалы эпохи и создает уникальные шедевры.

Источник

Оцените статью