Чувственное отображение объективной деятельности это

ЧИТАТЬ КНИГУ ОНЛАЙН: Общая психология

НАСТРОЙКИ.

СОДЕРЖАНИЕ.

СОДЕРЖАНИЕ

Предлагаемая вниманию читателя книга написана в соответствии с учебной программой курса «Общая психология». Автор не ставил перед собой задачи дать переоценку системы психологических взглядов, а ориентировался на наиболее объективное и максимально доступное изложение учебных вопросов с общепризнанных позиций. Представленные в этом учебнике материалы являются результатом обобщения работ известных отечественных и зарубежных психологов и соответствуют требованиям Государственного стандарта подготовки специалистов.

Основой учебника являются работы классиков отечественной психологии:

С. Л. Рубинштейна, Л. С. Выготского, Б. Г. Ананьева, Б. М. Теплова, А. Н. Леонтьева, Б. Ф. Ломова и многих других известных российских ученых. Но психология пополняется все новыми и новыми знаниями, в связи с чем пересматриваются отдельные теоретические положения этой научной дисциплины. Поэтому существует необходимость периодически обновлять классический учебный материал. При создании данной книги был осуществлен анализ значительного количества учебников и учебных пособий, в том числе таких авторов, как Ю. Б. Гиппенрейтер, Р. С. Немов, А. А. Реан, Е. И. Рогов и др. Проанализированы позиции и взгляды представителей двух ведущих российских психологических школ — московской и петербургской.

Выход в свет этого учебника был бы невозможен без помощи многих людей. Автор выражает искреннюю благодарность за содействие и поддержку в работе декану факультета психологии и педагогики Ленинградского государственного областного университета В. Л. Ситникову, а также профессору А. А. Реану, взявшему на себя труд по рецензированию книги. Особую признательность автор выражает сотрудникам издательства «Питер», принимавшим непосредственное участие в подготовке книги к печати.

Часть 1 Введение в общую психологию

• Глава 1. Предмет психологии, ее задачи и методы

• Глава 2. Психология в структуре современных наук

• Глава 3. Понятие о психике и ее эволюции

• Глава 4. Происхождение и развитие сознания человека

• Глава 5. Психологическая теория деятельности

• Глава 6. Неосознаваемые психические процессы

Глава 1. Предмет психологии, ее задачи и методы

Краткое содержание

Методологические основы изучения человека. Общие принципы познания мира. Подход Б. Г. Ананьева к изучению человека как биосоциального существа. Понятия «индивид», «субъект деятельности», «личность». Первичные и вторичные свойства человека как индивида. Общие характеристики личности. Отличительные черты человека как субъекта деятельности. Понятия «сознание» и «деятельность».

Науки о человеке и человечестве. Исследования человека как биологического вида, труды К. Линнея. Общее представление об антропологии. Психологические аспекты исследования человека как биологического вида: сравнительная психология, зоопсихология, общая психология. Общие проблемы исследования перехода человека из животного в социальный мир. Науки, изучающие социогенез человека. Науки, изучающие взаимодействие человека с природой. Общие проблемы исследования человека как индивида и его онтогенеза.

Психология как наука. Психология как гуманитарная наука. Житейские и научные психологические знания. Значение термина «психология». Психология как паука о психике и психических явлениях. Предмет психологии. Классификация психических явлений: психические процессы, психические состояния, психические свойства. Психические процессы: познавательные, эмоциональные, волевые. Психические состояния как характеристика общего состояния психики. Основные характеристики психических состояний: длительность, направленность, устойчивость, интенсивность. Психические свойства личности: направленность, темперамент, способности, характер.

Основные методы психологических исследований. Общее представление о методах научного исследования. Основные группы психологических методов: объективные и субъективные. Основные субъективные методы психологии: наблюдение, включенное наблюдение, самонаблюдение, опрос (письменный, устный, свободный). Субъективные методы количественной оценки психических явлений. Основные чины психологических тестов. История создания тестов. Проективные тесты и эксперимент (лабораторный, естественный). Общее представление о методах моделирования.

1.1. Методологические основы изучения человека

Как понять поведение другого человека? Почему люди обладают разными способностями? Что такое «душа» и какова ее природа? Эти и другие вопросы всегда занимали умы людей, причем со временем интерес к человеку и его поведению постоянно возрастал.

Рациональный подход к познанию мира основывается на том, что окружающая нас действительность существует независимо от нашего сознания, может быть исследована опытным путем, а наблюдаемые явления вполне объяснимы с научных позиций. Для реализации такого подхода необходимо иметь общее представление о предмете исследования. В различных направлениях науки ученые не-

ИменаАнаньев Борис Герасимович (1907–1972) — выдающийся российский психолог. Научную деятельность начал в качестве аспиранта в Институте мозга еще при жизни В. М. Бехтерева. В 1968–1972 гг. был деканом факультета психологии ЛГУ. Является основателем ленинградской психологической школы. Автор фундаментальных работ в области чувственного восприятия, психологии общения, педагогической психологии. Предложил систему человекознания, в которой были интегрированы данные различных наук о человеке. однократно предпринимали попытки сформулировать целостное представление о человеке. Конечно, такое представление существует и в психологии.

Ананьев Борис Герасимович (1907–1972) — выдающийся российский психолог. Научную деятельность начал в качестве аспиранта в Институте мозга еще при жизни В. М. Бехтерева. В 1968–1972 гг. был деканом факультета психологии ЛГУ. Является основателем ленинградской психологической школы. Автор фундаментальных работ в области чувственного восприятия, психологии общения, педагогической психологии. Предложил систему человекознания, в которой были интегрированы данные различных наук о человеке.

Один из наиболее популярных в отечественной психологии подходов к изучению человека был предложен Б. Г. Ананьевым. Оценивая значение деятельности Ананьева для отечественной науки, в первую очередь необходимо подчеркнуть, что им был разработан принципиально новый методологический подход к исследованию психики человека. Это позволило не только выделить новые разделы психологии, которые до этого не существовали как самостоятельные, но и по-новому взглянуть на самого человека. Говоря об

Источник

Тест по психологии с ответами

Тестовое задание по Общей психологии:

1. Направление психологии, которое изучает поведение людей — это:

б) когнитивная психология;

2. Кто из известных ученых является основателем бихевиоризма?

а) Зигмунд Фрейд;

г) Альфред Адлер.

3. Кто из известных ученых является основателем психоанализа?

б) Альфред Адлер;

в) Зигмунд Фрейд (+);

4. Какому типу темперамента соответствует данное описание: «Человек, отличается повышенной возбудимостью, неуравновешенностью поведения, вспыльчив, агрессивен, прямолинеен в высказываниях и отношениях, энергичен и активен в деятельности»:

Читайте также:  Как понять эмоциональная зависимость

5. Какому типу темперамента соответствует данное описание: «Человек отличается высокой эмоциональной чувствительностью и повышенной ранимостью, замкнут в себе, особенно если встречаются с новыми людьми, нерешителен в трудных жизненных ситуациях»:

6. Специально организованная проверка того или иного метода, приема работы для выявления его эффективности – это метод психологического исследования под названием:

б) изучение продуктов деятельности;

7. Целенаправленное восприятие какого-либо явления, в процессе которого исследователь получает конкретный фактический материал — это метод психологического исследования под названием:

б) изучение продуктов деятельности;

8. Кто из древнегреческих философов сформулировал положение о том, что органом мышления и ощущений является мозг?

9. Кто из ученых впервые в психологии использовал понятие «сознание»?

а) Фрэнсис Бэкон;

в) Аврелий Августин;

10. Кто является основателем Культурно-историческая концепция развития психики человека?

б) Фрэнсис Бекон;

11. Система относительно устойчивых психических черт, качеств личности, ее психический склад, который определяет линию поведения человека к окружающему миру, деятельности, другим людям и самому себе – это:

12. Чувственное отображение объективной действительности – это:

13. Целостное отражение предметов, ситуаций, явлений, возникающих при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств – это:

14. Динамическая сторона сознания, психики человека, выражающая степень ее направленности на тот или иной объект, его отдельные стороны и степень сосредоточенности сознания на нем – это:

15. Форма психического отражения, состоящая в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении в психике, сознании человека прошлого опыта, его отдельных элементов – это:

16. Понятия, суждения и умозаключения – это основные формы:

17. Психический процесс создания новых образов, представлений и мыслей на основе имеющегося опыта, путем перестройки представлений человека – это:

18. Деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающаяся неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью – это:

19. Совокупность внешних и внутренних условий, вызывающих активность субъекта и определяющих направленность деятельности – это:

20. Осознанный образ предвосхищенного результата, на достижение которого направлено действие человека – это:

21. Особый вид деятельности, результатом которого не становится производство какого-либо материального или идеального продукта – это:

22. Многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями современной деятельности – это:

23. Специфические человеческие переживания, возникающие на основе удовлетворения (неудовлетворения) потребностей человека – это:

24. Психические процессы человека, обеспечивающие его поведение и деятельность при возникновении трудностей на пути к достижению осознанно поставленных целей – это:

25. Столкновение несовместимых, противоположно направленных тенденций в сознании человека, в межличностных или межгрупповых отношениях, связанное с острыми негативными переживаниями – это:

26. Какого вида памяти не существует?

а) по характеру психической активности;

б) по способу мышления (+);

в) по характеру целей деятельности;

г) по продолжительности сохранения материала.

27. Какой формы мышления не существует?

28. Наука о закономерностях возникновения, формирования, развития, функционирования и проявлений психики людей в различных условиях и на разных этапах их жизни и деятельности – это:

29. Какого метода опроса не существует?

30. Кто из древнегреческих философов сформулировал положение о том, что душа — это форма живого органического тела, обеспечивающая его предназначение?

Источник

Чувственное отображение объективной деятельности это

Восприятие является чувственным отображением предмета или явления объективной действительности, воздействующей на наши органы чувств. Восприятие человека — не только чувственный образ, но и осознание выделяющегося из окружения противостоящего субъекту предмета. Осознание чувственно данного предмета составляет основную, наиболее существенную отличительную черту восприятия. Возможность восприятия предполагает у субъекта способность не только реагировать на чувственный раздражитель, но и осознавать соответственно чувственное качество как свойство определенного предмета. Для этого предмет должен выделиться как относительно устойчивый источник исходящих от него на субъект воздействий и как возможный объект направленных на него действий субъекта. Восприятие предмета предполагает поэтому со стороны субъекта не только наличие образа, но и определенной действенной установки, возникающей лишь в результате довольно высоко развитой тонической деятельности (мозжечка и коры), регулирующей двигательный тонус и обеспечивающей состояние активного покоя, необходимого для наблюдения. Восприятие поэтому, как уже указывалось, предполагает довольно высокое развитие не только сенсорного, но и двигательного аппарата. Если координированное, направленное на предмет действие, с одной стороны, предполагает восприятие предмета, то в свою очередь и восприятие как осознание противостоящих субъекту предметов объективной действительности предполагает возможность не только автоматически реагировать на сенсорный раздражитель, но и оперировать предметами в координированных действиях. В частности, восприятие пространственного расположения вещей совершенно очевидно формируется в процессе реального двигательного овладения пространством — сначала посредством хватательных движений, а затем передвижения.

Эта связь с действием, с конкретной деятельностью определяет весь путь исторического развития восприятия у человека. Специфический аспект, в котором люди воспринимают предметы окружающей их действительности, преимущественное выделение в ней одних сторон перед другими и т. п., несомненно, существенно обусловлен потребностями действия. В частности, развитие высших специфически человеческих форм восприятия неразрывно связано со всем историческим развитием культуры, в том числе и искусства — живописи, музыки и т. п.

В специфических видах деятельности, например деятельности художника, эта связь восприятия с деятельностью выступает особенно отчетливо. Процесс восприятия действительности художником и процесс изображения воспринятого невозможно оторвать друг от друга; не только творчество обусловлено его восприятием, но и само восприятие в известной мере обусловлено изображением художественно воспринятого им; оно подчинено условиям изображения и преобразовано в соответствии с ними. Процесс художественного изображения и процесс художественного восприятия образуют взаимодействующее единство.

Источник

Психология чувственного познания: ощущения и восприятие.

Понятие об ощущениях. Ощущение – это чувственное отображение объективной реальности. Роль ощущений в жизни и деятельности человека: ощущения как источник познания, деятельности, эмоций и сознания. Чувственное познания: ощущения и восприятия (глаза, нос). Логическое познание – это осмысления анализа полученной информации (память, мышление, воображение). Рефлекторная природа ощущений. Физиологические механизмы ощущений. Классификации ощущений: систематическая (интероцептивные, экстероцептивные, проприоцептивные ощущения) и генетическая (эпикритическая и протопатическая чувствительность). Классификация ощущений: Интероцептивные ощущения – сигнализируют о состоянии внутренних процессах организма, возникают благодаря рецепторов, находящиеся на стенках кишечника, желудка и других внутренних органах (органические ощущения, ощущение боли). Проприоцептивные ощущения – передают сигналы о положении тела в пространстве и составляют основу движения человека (ощущение движения и равновесия). Экстероцептивные ощущения – 1 группа: отражают качество объектов, находящие в некотором расстоянии от органов чувств (зрительные, слуховые). 2 группа: контактные ощущения – непосредственное воздействие объекта на органов чувств (вкусовые, температурные, осязательные). Основные свойства ощущений: качество, интенсивность, длительность (латентный период, инерция ощущения, последовательные образы), пространственная локализация. Качество – это свойство, характеризующая основную информацию, отображаемые данные ощущения, отличающего от других видов ощущений. Интенсивность – зависит от силы действующего раздражителя и функционального состояния рецептора. Длительность – это временная характеристика, возникшего ощущения, представляется временем действия раздражителя. Положительный последовательный образ состоит в сохранении следа раздражения того же качества, что и действующий раздражитель. Отрицательный последовательный образ заключается в возникновении качества ощущения, противоположного качеству раздражителя. Пространственная локализация раздражителя (падает свет, откуда идет тепло). Общие закономерности ощущений (адаптация, сенсибилизация, синестезия, контраст ощущений, зависимость ощущений от опыта). Адаптация – это приспособление чувствительности к постоянно действующему раздражителю, проявляющиеся в повышении порогов. Сенсабилизация – это повышение чувствительности, в результате взаимодействия анализаторов, а так же систематических упражнений. Контраст – изменение интенсивности и качества ощущений под влиянием сопутствующего или предшествующего событию. Синестезия – это возбуждение возникшими ощущениями одной модальности (зрение, слух) ощущений к другой модальности. Общее представление о восприятии. Восприятие – это целостное отражение предметов, ситуаций, явлений, возникающие при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств. Восприятие как сложная перцептивная деятельность. Взаимосвязь с другими познавательными процессами. Физиологические механизмы восприятия. Основные свойства восприятия: предметность, апперцепция, целостность, константность. Предметность восприятия – это способность отражать объекты и явление реального мира в форме отдельных предметов. Целостность – это особенность восприятия, заключающиеся в отражении объектов в совокупности их свойств, формируется в предметной деятельности человека. Константность – это относительное постоянство некоторых свойств предметов при изменении условий их восприятия. Апперцепция – это зависимость восприятия от прошлого опыта, запаса знаний и общей направленности личности. Классификация видов восприятия: по модальности (зрительное, слуховое, вкусовое), по степени произвольности, по объекту отражения (отражается в восприятии. Во-первых: восприятие пространства. Во-вторых: восприятие времени. В-третьих: восприятие движения. В-четвертых: восприятие человека человеком. Восприятие пространства, времени. Иллюзии восприятия.

Читайте также:  Какая эмоция является положительной

Психология внимания.

Общее представление о внимании. Это сосредоточение сознания, на определенном объекте, обеспечивающее его обособленное отражение. Роль внимания в психической и практической деятельности человека. Физиологические механизмы внимания. Свойства внимания (концентрация, переключение, устойчивость, объем, отвлекаемость, распределение). Устойчивость – способность за определенное время сосредоточится на объекте. Переключение – сознательное и осмысленное перемещение внимания с одного объекта на другой. Объем – это количество объектов, которое мы можем ухватить с достаточной ясностью одновременно. Отвлекаемость – это непроизвольное перемещение внимания с одного объекта на другой. Рассеянность внимания и ее виды. Виды внимания: непроизвольное, произвольное, послепроизвольное. Непроизвольное внимание – это сосредоточение внимания на объекте в силе его особенности как раздражителя возникает и поддерживает в независимости от сознания. Причины возникновения: 1) связана с внешними раздражителями и внутренним состоянием человека. 2) с общей направленностью личности. 3) чувство, которое вызывает раздражитель. Произвольное внимание – это сосредоточение на объекте, направляемая деятельности действий. Послепроизвольное внимание – это сосредоточение на объекте в силе его ценности для личности, волевое усилие практически отсутствует. Их характеристика, условия возникновения, физиологические механизмы.

Психология памяти.

Общее представление о памяти. Память – это форма психического отражения занимающаяся в закреплении, сохранении и последующего воспроизведения прошлого опыта. Функции памяти. Память и личность. Свойства памяти: объем, длительность сохранения материала, быстрота и точность воспроизведения, готовность к воспроизведению запечатленной информации. Объем – это интегральная характеристика памяти, которая характеризует возможности запоминания и сохранении информации. Быстрота воспроизведения – способность человека использовать в практической деятельности, имеющейся информации. Точность воспроизведения. Длительность. Готовность воспроизвести запечатленную в памяти информацию. Память как сложная мнемическая деятельность. Процессы памяти (запоминание, сохранение, воспроизведение, забывание). Запоминание и его виды. Это процесс запечатления и последующего сохранения воспринятой информации. — Преднамеренная или произвольная, — непреднамеренная, — механическое запоминание – эти запоминания без осознания логической связи между частями воспринимаемого материала. Осмысленное запоминание основано на понимании внутренних логических связей. Способы запоминания. Сохранение: способы реконструкции материала, условия сохранения. Динамическое сохранение – проявляется в оперативной памяти. Статическое сохранение – проявляется в долговременной памяти. Воспроизведение и его виды (узнавание, припоминание). Это процесс воссоздания образа предмета, воспринимаемого ранее по невоспринимаемого в данный момент, бывает преднамеренная и непреднамеренная. Процесс забывания. Формы забывания. Условия забывания. Забывание – выражается в невозможности воспроизведения информации. Различие в продуктивности заучивания выражается в скорости, прочности, точности запоминания, а также к готовности воспроизведения. По типам памяти – зрительный, слуховой, двигательный. Классификация видов памяти: по содержанию, по степени произвольности, по времени сохранения материала, по степени его осмысления. Их характеристика. Эйдетическая память. Типы памяти. Закономерности памяти: «эффект края», «кривая Эббингауза», реминисценция, эффект Зейгарник, интерференция. Закон Эббингауза: забывание материала после его предварительного заучивания происходит неравномерно. Быстрее всего этот процесс идет в течение первых часов и дней после запоминания, затем процесс забывания происходит медленнее. В. Зейгарник. закон заключается в том, что материал, связанный с незавершенными делами, человек запоминает намного лучше, чем материал, связанный с завершенными делами. Понимание памяти с позиции ассоцианизма, бихевиоризма, гештальтпсихологии, психоанализа, отечественной психологии.

Психология мышления.

Общая характеристика мышления. Это психический процесс установления причин наследственной связи между предметами и явлениями действительности. Отличие мышления от непосредственного чувственного познания. Основные признаки мышления: проблемность, связь с речью, обобщенность, опосредствованность. Всегда связано с речью, обобщенность, опосредованность (способность выносить предупреждение о предметах без непосредственного контакта с ними, проблемность направлена на решение какой-то проблемы. Функции мышления. Операции мышления: анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация и др. Логические формы мышления: понятия, суждения, умозаключения. Понятие – это отражение общих и существенных свойств предметов или явлений. Суждение – отражение связи между предметами и явлениями. Умозаключение – это система суждений, на основе которых делается вывод. Индивидуальные особенности мышления. Качества ума. Классификация видов мышления: по генезису, по степени новизны, по степени развернутости. По генезису развития: — наглядно-действительная – это вид мышления, опирающаяся на непосредственное восприятие предметов в процессе действия с ними (элементарный вид мышления). Наглядно-образное – это вид мышления характеризующееся опорой на представление и образы. Словесно-логическая – это вид мышления, основанный на выделении существенных свойств и связей предметов и отвлечением от других несущественных. По характеру решаемых задач – теоретическое и практическое мышление (на основе решения практических задач). По степени развернутости – различают дискурсивное мышление основано на логике, интуитивное – это мышление на основе непосредственных чувственных восприятий и непосредственного отражения воздействий предметов и явлений объективного мира. По степени новизны – репродуктивное мышление на основе образов и представлений, взятых из определенных источников и продуктивная – на основе творческого воображения. По средствах мышления – наглядное – на основе образов и предметов и вербальное – оперирующие знаковыми структурами. По функциям – критическое – направлено на выявление недостатков в суждениях других людей и творческое – связано с открытием нового знания. Наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое мышление. Теоретическое и эмпирическое, практическое и мировоззренческое мышление. Логическое (дискурсивное) и интуитивное мышление. Творческое и критическое мышление. Аутистическое и реалистическое мышление. Понимание мышления с позиции ассоцианизма, гештальтпсихологии, бихевиоризма, психоанализа, генетического похода. Основные подходы к изучению мышления

Читайте также:  Депрессия или профессиональное выгорание

1.Ассоцианизм (вся психическая жизнь человека понимается просто). Ассоциации между первичными элементами (чувственные представления). Ассоциации могут быть разными. Мышление — это ассоциирование чувственных представлений.

2. Гештальт-психология. Мышление — процесс возникающий в проблемной ситуации из-за обнаруживающего в ней напряжения. Преобразование — переформирование условий. Методы исследования процесса решения задач.

— Достраивание до целого, — Использование наводящих задач и подсказок. — Комбинаторные задачи — головоломки, не требуют специальных знаний.

3. Этапы развития мышления в онтогенезе. Теория Ж.Пиаже.

1. Стадия сенсомоторного интеллекта (0-2 лет) Интеллект – способ адаптации к окружающей среде, способ решения биологически значимых задач – выживание.

2. До-операционная стадия (2 – 7, 8 лет). ребенок пока не может осуществить простейшие мыслительные операции. Характерные черты этой стадии развития мышления: анимизм, артификализм, реализм, эгоцентризм

3. Стадия конкретных операций (7-12 лет). Мыслит и ведет себя как взрослый, но только в конкретных ситуациях. Нет высокого уровня обобщения или абстракции.

4. Стадия абстрактных операций (с 12 лет). Появляется возможность абстрагироваться. Мышление по законам формальной логики. Пиаже считал, что мышление развивается вместе с развитием мозга и ЦНС и что при обучении необходимо учитывать эти закономерности.

4.Исследования мышления с позиций деятельностного подхода.

В отечественной психологии проблема мышления развивалась в рамках психологической теории деятельности (А.А. Смирнов, A.H. Леонтьев). С позиций психологической теории деятельности мышление по­нимается как прижизненно формирующаяся способность к решению разнообразных задач и целесообразному преобразованию действительности.

А.Н. Леонтьевым концепция, согласно которой в состав мыслительной, теоретической деятельности могут входить внешние, практические действия, и наоборот, в структуру практической деятельности могут включаться внутренние, мыслительные операции и действия. Следовательно, мышление как высший психический процесс формируется в процессе деятельности.

Эмоции и чувства.

Понятие об эмоциях и чувствах. Эмоция – это общая активная форма переживания организма к своей жизнедеятельности. Чувства – это особый вид эмоциональных переживаний, носящих отчетливо выраженный предметный характер и отличающийся относительной устойчивостью. Функции эмоций: оценочная, сигнальная, приспособительная, экспрессивно-коммуникативная, побудительная, регулятивная (импульсивность регуляции). Общие признаки эмоциональных явлений: субъективность, амбивалентность, внешнее выражение, социальная обусловленность. Отличие эмоций и чувств: степень обобщения, устойчивости, физиологические основы. Эмоции: яркие, внешне выражены, менее осознаны, есть у человека и животных. создают настрой, врожденные. Чувства: скрытые, глубокие, более осознаны, выражают отношения, только у человека. Взаимосвязь эмоций и чувств. Классификация эмоций. Эмоциональный тон ощущений. Фундаментальные эмоции: интерес, радость (это положительно эмоциональное состояние, связанные с возможностью достаточно полно удовлетворить потребность), удивление (это не меняющее четко выраженные, положительного или отрицательного знака, эмоциональная реакция на внезапно возникшие обязательства), печаль, гнев (эмоциональное состояние протекающие в форме аффекта и вызываемое внезапные возникновения серьезного препятствия на пути удовлетворения важной потребности), отвращение (это отрицательное эмоциональное состояние, вызываемые объекты соприкосновения, с которыми вступает в резкое противоречие с принципами и установками человека), презрение (возникает в межличностных отношениях), вина, стыд (отрицательное состояние, выражающееся в осознании несоответствии собственных помыслов поступков, ожиданием окружающих и собственных представлениях. (теория дифференциальных эмоций К.Э. Изарда). Виды высших чувств: интеллектуальные (это переживания возникающие в деятельности человека(чувство юмра)), эстетические (это эмоцинальное отношение к прекрасному (восторг, презрение, тоска)) , моральные (это чувства переживаемые людьми при восприятия явлений действительности и сравнение этих явлений с нормами выработанных обществом), праксические (это чувство, возникающиеся в процессе труда и профессиональной деятельности). Теории эмоций. Физиологический подход к проблеме эмоций. Понятие об эмоции И.П. Павлова. Теория происхождения эмоций Ч. Дарвина. Когнитивные концепции эмоций (Л. Фестингер, С. Шехтер, П.В. Симонов). Теория эмоций Б.И. Додонова. Эмоциональные состояния и их специфика. Параметры оценки эмоциональных состояний. Понятие о фрустрации и причинах ее возникновения. Психологическая характеристика состояния фрустрации. Виды фрустрационных реакций. Последствия фрустрации. Понятие депрессии. Симптомы и виды депрессии. Причины возникновения. Методы профилактики и борьбы с депрессией. Понятие о стрессе. Признаки и виды стрессов. Стрессоры. Последствия стресса. Способы преодоления и снижения стресса.

Понятие о тревоге и тревожности. Функции тревоги. Физиологические и психологические проявления тревоги. Виды тревожности: связанная и плавающая, адекватная, неадекватная. Признаки тревожности. Определение страха. Страх это отрицательное эмоциональное состояние, появляющиеся при предъявления субъекта реальной или воображаемой опасности Страх и тревога. Виды страхов. Характеристика страха по К.Э. Изарду. Возрастные особенности страхов у детей. Понятие об агрессии и агрессивности. Виды агрессии. Причины возникновения агрессии. Психологический портрет агрессивного ребенка. Признаки агрессивного поведения. Понятие о любви как высшем чувстве. Эмоциональные составляющие любви. Виды любви и их характеристика. Потребности и ценности. Иерархия ценностей. Механизм усвоения ценностей.

Источник

Оцените статью