Чувственное мышление что это

Чувственное мышление что это

Мышление — это социально обусловленный, неразрывно связанный с речью психический процесс поисков и открытия существенно нового, процесс опосредствованного и обобщенного отражения действительности в ходе ее анализа и синтеза. Мышление возникает на основе практической деятельности из чувственного познания и далеко выходит за его пределы.

Чувственное познание и мышление

Познавательная деятельность начинается с ощущений и восприятий, и затем может произойти переход к мышлению. Однако любое, даже наиболее развитое, мышление всегда сохраняет связь с чувственным познанием, т. е. с ощущениями, восприятиями и представлениями. Весь свой материал мыслительная деятельность получает только из одного источника — из чувственного познания. Через ощущения и восприятия мышление непосредственно связано с внешним миром и является его отражением. Правильность (адекватность) этого отражения непрерывно

проверяется в ходе практики, в ходе практического преобразования природы и общества.

Та чувственная картина мира, которую ежедневно дают наши ощущения и восприятия, необходима, но недостаточна для его глубокого, всестороннего познания. В этой чувственной картине непосредственно наблюдаемой нами действительности почти не расчленены сложнейшие взаимодействия различных предметов, событий, явлений и т. д., их причин и следствий, взаимопереходов друг в друга. Распутать этот клубок зависимостей и связей, который выступает в нашем восприятии во всей своей красочности и непосредственности, просто невозможно с помощью одного лишь чувственного познания. Например, ощущение тепла, которое дает рука, прикасающаяся к какому-либо телу, неоднозначно характеризует тепловое состояние последнего. Это ощущение определяется, во-первых, тепловым состоянием данного предмета и, во-вторых, состоянием самого человека (во втором случае все зависит от того, к каким телам — более теплым или более холодным — прикасался перед тем человек). Уже в этом простейшем примере обе указанные зависимости выступают для чувственного познания как одно нерасчлененное целое. В восприятии дан лишь общий, суммарный результат взаимодействия субъекта (человека) с познаваемым объектом. Но чтобы жить и действовать, надо прежде всего знать, каковы внешние предметы сами по себе, т. е. объективно, независимо от того, какими они выступают для человека, и вообще независимо от того, познаются они или нет.

Поскольку в рамках только чувственного познания невозможно до конца расчленить такой общий, суммарный, непосредственный эффект взаимодействия субъекта с познаваемым объектом, необходим переход от ощущений и восприятий к мышлению. В ходе мышления осуществляется дальнейшее, более глубокое познание внешнего мира. В результате удается расчленить, распутать сложнейшие взаимозависимости между предметами, событиями, явлениями. Воспользуемся тем же простейшим примером с определением, теплового состояния тела. Благодаря мышлению становится возможным как бы отделить, абстрагировать друг от друга каждую из двух указанных зависимостей. Это достигается путем опосредствованного познания. Зависимость от состояния человека, выясняющего тепловое состояние предмета, просто исключается, поскольку температуру предмета можно измерить опосредствованно — с помощью термометра, а не непосредственно — через тепловые ощущения руки, прикасающейся к предмету. В результате чувственный образ предмета однозначно определяется теперь только самим предметом, т. е. объективно. Так действует абстрактное, отвлеченное, опосредствованное мышление, которое как бы отвлекается от одних свойств объекта (например, от взаимодействия руки с внешним предметом) для того, чтобы глубже познать другие его свойства

(действительную температуру данного предмета и т. д.).

В процессе мышления, используя данные ощущений, восприятий и представлений, человек вместе с тем выходит за пределы чувственного познания, т. е. начинает познавать такие явления внешнего мира, их свойства и отношения, которые непосредственно вовсе не даны в восприятиях и потому непосредственно вообще не наблюдаемы. Например, одной из сложнейших проблем современной физики является создание теории элементарных частиц. Но эти мельчайшие частицы невозможно увидеть даже с помощью самого мощного современного микроскопа. Иначе говоря, они непосредственно не воспринимаются: их нельзя видеть — о них можно только мыслить. Благодаря абстрактному, отвлеченному, опосредствованному мышлению удалось доказать, что такие невидимые элементарные частицы все же существуют в действительности и обладают определенными свойствами. Эти свойства непосредственно не наблюдаемых частиц познаются в процессе мышления опять-таки косвенным, не прямым, т. е. опосредствованным, путем.

Таким образом, мышление начинается там, где оказывается уже недостаточным или даже бессильным чувственное познание. Мышление продолжает и развивает познавательную работу ощущений, восприятий и представлений, выходя далеко за их пределы. Сравнивая в этом отношении чувственное познание и мышление, В. И. Ленин отмечал, что «представление не может схватить движения в целом, например, не схватывает движения с быстротой 300000 км. в 1 секунду, а мышление схватывает и должно схватить»1. Мы легко можем понять, например, что межпланетный корабль, движущийся со скоростью 50000 километров в секунду, будет перемещаться к далекой звезде в шесть раз медленнее, чем луч света, тогда как непосредственно воспринять или представить разницу в скорости тел, движущихся со скоростью 300000 километров в 1 секунду и 50000 километров в 1 секунду, мы не в состоянии. В реальной познавательной деятельности каждого человека чувственное познание и мышление непрерывно переходят одно в другое и взаимообусловливают друг друга.

Мышление и речь

Для мыслительной деятельности человека существенна ее взаимосвязь не только с чувственным познанием, но и с языком, с речью. В этом проявляется одно из принципиальных различий между человеческой психикой и психикой животных. Элементарное, простейшее мышление животных всегда остается лишь наглядно-действенным; оно не может быть отвлеченным, опосредствованным познанием. Оно имеет дело лишь с непосредственно воспринимаемыми предметами, которые в данный момент находятся

перед глазами животного. Такое примитивное мышление оперирует с предметами в наглядно-действенном плане и не выходит за его пределы.

Только с появлением речи становится возможным отвлечь от познаваемого объекта то или иное его свойство и закрепить, зафиксировать представление или понятие о нем в специальном слове. Мысль обретает в слове необходимую материальную оболочку, в которой она только и становится непосредственной действительностью для других людей и для нас самих. Человеческое мышление — в каких бы формах оно ни осуществлялось — невозможно без языка. Всякая мысль возникает и развивается в неразрывной связи с речью. Чем глубже и основательнее продумана та или иная мысль, тем более четко и ясно она выражается в словах, в устной и письменной речи. И наоборот, чем больше совершенствуется, оттачивается словесная формулировка какой-то мысли, тем отчетливее и понятнее становится сама эта мысль.

Специальные наблюдения в ходе психологических экспериментов показывают, что некоторые школьники и даже взрослые часто испытывают трудности в процессе решения задачи, пока не сформулируют свои рассуждения вслух. Когда же решающие начинают специально и все более четко формулировать, проговаривать одно за другим основные рассуждения (пусть вначале даже явно ошибочные), то такое думание вслух обычно облегчает решение задачи. Формулируя свои размышления вслух, для других, человек тем самым формулирует их и для себя. Такое формулирование, закрепление, фиксирование мысли в словах означает членение мысли, помогает задержать внимание на различных моментах и частях этой мысли и способствует более глубокому пониманию. Благодаря этому и становится возможным развернутое, последовательное, систематическое рассуждение, т. е. четкое и правильное сопоставление друг с другом всех основных мыслей, возникающих в процессе мышления. В слове, в формулировании мысли заключены, таким образом, важнейшие необходимые предпосылки дискурсивного, т. е. рассуждающего, логически расчлененного и осознанного мышления. Благодаря формулированию и закреплению в слове мысль не исчезает и не угасает, едва успев возникнуть. Она прочно фиксируется в речевой формулировке — устной или даже письменной. Поэтому всегда существует возможность в случае необходимости снова вернуться к этой мысли, еще глубже ее продумать, проверить и в ходе рассуждения соотнести с другими мыслями. Формулирование мыслей в речевом процессе является важнейшим условием их формирования.

Читайте также:  Что такое раздражение эмоция

Источник

Е. П. Чивиков философия силы «аристотель» Москва 1993 Чивиков Е. П. Философия Силы книга

3. Мышление: чувственное, логическое и подсознательное

Сознательной считается жизнедеятельность, при которой производится восприятие окружающего мира и создание представлений о нём, всрытие сущности предметов и явлений, их свойств и качеств, осознание своей личности, своих качеств и способностей, мысленное сопоставление себя и окружающего мира, а также установление возмож­ности собственных и внешних преобразований с целью достижения оптимального для жизни варианта организма и среды обитания.

Человек воспринимает: видит, слышит, обоняет, осязает окружа­ющий мир, о котором в его сознании создаются определённые представ­ления. Человек ощущает и собственную личность: инстинкты, желания, потребности, о чём тоже создаются определённые представления. Оба эти представления сопоставляются в сознании, из чего видно, какой должна быть деятельность индивида в данной среде. Представление о среде и о себе позволяют предположить возможность тех или иных пре­образований и среды, и себя, сопоставить разные варианты внешних условий и собственной личности, на основе чего можно выбрать оптимальный вариант себя и среды. А уже после этого и на основе этого должна производиться конкретная деятельность по конкретному преоб­разованию, осуществление которой должно обеспечить оптимальное те­чение процессов жизнедеятельности. Данные процессы происходят в человеческом сознании, а само их течение и считается мышлением.

Представления о мышлении подразделяют его на чувственный и логический типы. Чувственное мышление — это такое, которое производится на чувственной основе. Человек получает информацию о среде и сообразно ей настраивается на жизнедеятельность. Например, ощущая голод, человек ест, ощущая холод, одевается теплее и т.д. Одна­ко такое поведение, основанное на восприятии среды и собственных

ощущений вряд ли можно считать разумным. Очевидно, здесь вообще нет мышления, а происходит определённая физиологическая деятель­ность, направляемая, координируемая нервной системой и центральной нервной системой в частности. Иначе следовало бы приписать способ­ность мыслить всем без исключения животным, демонстрирующим очень высокую степень «сообразительности» при таких действиях, как построение гнёзд, рытьё нор, запасание пищи впрок, прятание от врагов и т.д.

Другим типом выступает логическое мышление. Оно базируется не только на непосредственных ощущениях, но и на знании предметов и явлений, на моделировании условий, на оперировании абстракциями. Давать оно может и точно такой же результат, что и чувственное мыш­ление, но и какой-то другой вплоть до полностью противоположного. Например, человек голоден, но может и не употреблять имеющуюся пищу по причине того, что ему нужно, допустим, соблюдать диету, или подозревая её отравленной, или ещё по каким-то соображениям. В неко­торой степени подобное поведение может наблюдаться и у низших форм. Например, дрессированная собака не берёт пищу от посторонних людей, или крысы не едят отравленную пищу после гибели от неё некоторых из них. Но в этих случаях играет роль фактор научения, воспитания, за­поминания, а не мышления. Поэтому логическое мышление, присущее лишь человеку, собственно и следует считать мышлением. Это и есть та деятельность, благодаря которой человек и может вообще существовать, это и есть тот инструмент, использование которого позволяет человеку полноценно жизнедействовать, это и естьтот механизм, который и дела­ет человека разумным существом.

Кроме чувственного или логического мышления, следует вы­делить в отдельный тип подсознательное мышление, основа которого несколько иная, нежели ощущения или логика. Результат такое мыш­ление может давать неожиданный и непредсказуемый. Очень часто под­сознание даёт более правильные выводы, нежели логика, но люди ему обычно мало доверяют. Логика кажется более верной, и это вполне объяснимо. Ведь логическое мышление по самой своей сути должно выбирать наилучший вариант, отталкиваясь при этом от знания предме­тов и явлений. А выводы подсознания практически ничем не подкрепля­ются, кроме внутренней убеждённости. К тому же результаты подсознательной деятельности зачастую выражаются в иносказательной форме, и потому они малопонятны. С другой же стороны может быть так, что результаты подсознательной деятельности вводятся в ранг незыбле-

мых истин, нерушимых законов, непререкаемых догм, и тогда рождают­ся суеверия, мнительность и даже более серьёзные расстройства психики типа шизофрении. Однако подсознание, как правило, даёт не только верные, но и недостижимые логикой результаты. Поэтому многие имен­но подсознание и считают действительным мышлением, либо соединяют логическое и подсознательное в единое понятие мышления.

Например, Э.Кант связывал творчество именно с подсознанием. Он говорил, что рассудок больше всего действует в темноте, а подсоз­нание — это «акушерка мыслей». Немецкий психолог В.Вунд сравнивал подсознание с неким существом, которое трудится на нас, а потом броса­ет плоды своего труда к нашим ногам. А.С. Пушкин отмечал, что его сознание не успевало перерабатывать то, что складывало к его ногам подсознание. П.И.Чайковский говорил, что он сочиняет всегда, каждую минуту дня и при всякой обстановке. Он отмечал, что мог даже как бы со стороны наблюдать за этой непрерывной работой, которая сама собой, независимо от предмета разговора, который он вёл, от людей, с которыми он находился, происходила в той области его головы, которая отдана музыке.

Причём происходить подсознательная деятельность может всегда: и во время бодрствования, и во время сна. А результаты, полученные во время сна, могут быть даже более ценными, чем в состоянии бодрство­вания. Так, Менделеев, открыв уже свои законы, периодическую таблицу элементов составил неудачно и никак не мог её переделать. Он лег вздремнуть и во сне увидел то, над чем работал. Результатом работы подсознания во время сна могут быть и стихи. Это, например, один из вариантов «Генриады» Вольтера, строфы оды «Бог» Державина, поэма «Кула-Хан» Кольриджа. Это могут быть и музыкальные произведения, например, увертюра к «Золоту Рейна» Вагнера.

Подсознание, как уже говорилось, часто выражает результаты своей работы иносказательно, символами и аллегориями, и чтобы понять такие плоды подсознательной деятельности, их нужно уметь «пере­водить» на язык человеческих понятий, их нужно уметь «расшифровы­вать». Например, немецкий химик Кекуле увидел формулу бензола во сне, но в виде огненного дракона, пожирающего свой хвост, и в виде сцепившихся лапами и хвостами обезьян. Мигдалу приснилась цирковая наездница, скачущая по арене, внезапно останавливающаяся и бросаю­щая цветы в публику, на основе чего он выдвинул идею о вылете элект­ронов из атома при ядерных столкновениях.

Более того, многие творческие работники именно в такой алле­горической форме и могут вообще мыслить. Так, Бунин сначала искал «звук», интонацию, ритм, а потом уже слова, к тому же слова без «звука» у него и не приходили. Эйнштейн отмечал, что слова, написанные или произнесённые, не играют, видимо, ни малейшей роли в механизме его мышления. Психологическими элементами мышления для него являлись некоторые более или менее ясные знаки и образы, которые были зрительными, слуховыми, а иногда и двигательными. Слова же появлялись тогда, когда мысль надо было передать другим. Точно так и Адамар: он начинал думать пятнами неопределённой формы, и это помо­гало ему охватывать единым взглядом все элементы рассуждения и ниче­го не упускать из виду. Когда Адамар рассматривал, например, сумму бесконечного числа слагаемых, то он сначала увидел не формулу, а то место, которое она занимала, если бы её написали, это было нечто вроде ленты, более широкой и более тёмной в тех местах, где должны были быть самые важные члены формулы.

Читайте также:  Рядом с мужчиной чувствую упадок сил

Пуанкаре рассказывал о своих ощущениях внезапного озарения и о зрелище соединения идей в комбинацию, когда ему казалось, что он присутствует при своей собственной подсознательной работе. Рассел го­ворил, что он иногда откладывает в сторону свои замыслы, давая им возможность «дозреть» в подсознании. Ухтомский тоже отмечал, что научные изыскания и намечающиеся мысли продолжают обогащаться, преобразовываться, расти в подсознании, а при возврате их в сознание они оказываются более содержательными, созревшими и обоснован­ными. Причём несколько сложных научных проблем могут зреть в под­сознании рядом и одновременно, лишь изредка выплывая в поле внимания, чтобы подвести итоги.

Механизм подсознательной деятельности, к сожалению, пока ещё не понят до конца, не раскрыт, но то, что эта деятельность является деятельностью разума, думается, не подлежит сомнению. Важно на­учиться пользоваться подсознанием, научиться расшифровывать плоды подсознательной работы, овладеть способностью целенаправленной пос­тановки задач перед подсознанием и получения от него результатов такой мыслительной деятельности.

4. Понятия — отличительная особенность разума

Процесс мышления представляется состояшим из следующих мо­ментов: формирование в сознании образов, условий и действующих фак­торов, проигрывание возможных комбинаций и определение

оптимального варианта . В процессе мышления происходит не только создание образов, но и исследуются их сущность и свойства, их отно­шение к другим образам. В процессе мышления формируются понятия и устанавливаются закономерности. В процессе мышления откладывается в памяти всё то, что когда-либо происходило, что достоверно установле­но, а также извлекается из памяти всё, что требуется для того или иного акта мыслительной работы.

Очевидно, механизм памяти и оперирование образами присущи не только разуму, они характерны и для недостигшего разумности мозга. Многие низшие животные способны запоминать и вспоминать что-либо, а также создавать в мозгу зрительные, слуховые, обонятельные, чувст­венные образы, способны оперировать ими, сопоставлять их и выбирать наилучший вариант. Проигрывание в мозгу всевозможных комбинаций и определение оптимального варианта, очевидно, есть наивысшая сту­пень деятельности центральной нервной системы — мозга по ко­ординации и регуляции жизнедеятельного процесса.

Отличительной же особенностью человеческого мышления явля­ются понятия и способность оперирования ими, а не образами. Именно это является отличительным атрибутом мозга, достигшего разумности. Воспринимая что-либо, человек создаёт в своём сознании (а не в мозгу!) представление о том или ином предмете или явлении в совокупности его свойств и характеристик, что и есть понятие о данной вещи. При этом понятия о вещах отражают не абсолютно все их стороны и свойства, а только наиболее важные, характерные, основные и общие. Всё второсте­пенное, не принципиально важное отбрасывается.

Механизм создания понятий — это процессы анализа и синтеза. (Сравним: всё в живом организме базируется на синтезе и анализе, на метаболизме, на обмене веществ.) Анализ — это мысленное расчленение вещей в целях вскрытия их внутренней сущности, постижения их свойств и сторон. Анализ вещей необходим для того, чтобы выделить и понять главное в предметах. Синтез же — это соединение частей и свойств предметов с целью создания полных представлений о них, с целью создания правильных представлений об этих вещах. А необходим синтез для того, чтобы создать в сознании оптимальный вариант того или иного предмета или явления (действия).

Через методы анализа и синтеза возникают понятия, а оперирование ими и образование их служат цели познания. На основе понятий формируются суждения и умозаключения. Суждение — это утверждение (или отрицание) чего-либо, основанное на исследовании

предмета в плане создания понятий о нём и об его оптимальном варианте. Связь же понятий и суждений даёт умозаключение, т.е. собственно знание. Наиболее высокие формы мышления — гипотезы и теории, пред­ставляющие собой широкое и глубокое знание, строятся на основе умо­заключений. Гипотеза — это наиболее возможное, но пока ещё неподтверждённое предположение о предмете. Теория — это всесторон­нее глубокое знание не только данного предмета, но и ему подобных.

Процессы создания понятий, формирования суждений и умозак­лючений при наивысшем их проявлении в форме гипотез и теорий есть способность познания природы и собственной личности. Знания об окру­жающем мире, как и собственном организме, жизненно необходимы человеку, без этого человек вообще не может жить. Настолько сильна зависимость человека от среды обитания, настолько трудно человеческо­му организму жить и размножаться, что он просто обязан иметь ме­ханизм познания окружающего мира и себя самого, дающий человеку знания о мире и позволяющий на этой основе осуществлять высокоэф­фективную жизнедеятельную работу.

Способность создавать понятия, как и вообще способность мыслить, позволяет человеку делать действительность недействитель­ной, превращать её в абстрактные формы, существующие в сознании в виде особого мира из понятий, образов, идей и закономерностей. Созда­вая понятия и оперируя ими, разум отделяет эти понятия от самих предметов и строит из них абстрактный несуществующий в действитель­ности мир. Разум, например, может отделять количество предметов от самих предметов и оперировать числами как особыми предметами, строя из них всевозможные комбинации по числовым закономерностям. Причём закономерности построения математических комбинаций осно­вываются на гармонии чисел и формул, на ощущении красоты данных построений.

Вообще процесс мышления, процесс познания, процесс формирования понятий и оперирования ими руководствуется ощу­щением красоты, законченности форм, гармонии, комплементарности частей в едином целом. И сами эти ощущения становятся «опредмечен-ными» понятиями, которые так же точно можно исследовать, как и любые другие предметы. Предметами в человеческом сознании, проходя через механизм понятий, становятся такие абстрактные вещи, явля­ющиеся чисто человеческими, духовными чувствами, как доброта, лю­бовь, благоговение, милостивость, смирение, а также чувства счастья, удовлетворения, уюта, порядка и т.д.

То есть человек, приобретая способность мыслить, приобретая инструмент формирования понятий и способность оперирования ими, получает возможность выхода за рамки материального, а точнее, энер­гетического пространственно-временного мира. Все предметы мира зем­ного могут быть превращены в абстрактные понятия, как и всё что угодно может быть опредмечено, выражено понятиями, а сами понятия есть не что иное, как сущность этих предметов. И на этом основана способность человека постигать сущность структур мира вообще. Именно это и делать человека существом разумным, выходящим за рамки всей иной живой природы.

5. Абстрактная мысль и энергетический образ

Понятия всегда и обязательно абстрактны, они не есть образ како­го-либо конкретного предмета, они являются представлением о сущ­ности предметов. Отсюда следует, что и мысль, как законченный этап процедуры деятельности сознания, как созданное разумом решение тех или иных вопросов, ситуаций, действий, предметов, должна харак­теризоваться прежде всего своей абстрактностью. Очевидно, образы кон­кретных предметов и явлений, возникающие не только в мозгу человека, но и в мозгу нижестоящих животных, не обладающих сознанием, нельзя считать мыслями в прямом смысле этого слова. Иначе пришлось бы всех этих животных признать мыслящими существами.

Правда, человеческая мысль, если требуется её выразить воспринять или передать, тоже требует облечь себя в образную форму. Однако перевод абстрактной мысли в форму образов, как и перевод образов в форму абстракций, связан со значительными трудностями, подчас сопровождающимися в силу этого серьёзными искажениями и мыслей, и образов.

Читайте также:  Положительный эмоциональный фон синоним

«Как сердцу высказать себя, другому как понять тебя», — писал Ф.Тютчев, утверждая также, что вообще «мысль изреченная есть ложь». Английский психолог Ф.Гальтон говорил, что когда ему надо было вы­разить мысль словами, то приходилось совершать целую умственную перестройку. Чтобы выражаемая мысль была правильной, она должна иметь в себе единство идеи, красоты, гармонии всех так или иначе свя­занных с ней предметов и явлений, а это, как правило, очень и очень далеко от словесного (или числового) её выражения.

Утверждения, что человек мыслит образами, или текстом, не мо­гут считаться верными, иначе вообще человек не мог бы думать, он был бы всего лишь подобен животным. Но, конечно же, в человеческом мозгу,

как и в мозгу животных, возникают и действуют и образы, и слова. Причём слова, текст, звук — это тоже образы, которые являются инфор­мацией о предметах. А оперирование образами — это оперирование информацией о предметах. Мыслит же человек абстрактными понятиями, которые затем переводит в образы, в слова, в текст.

Например, многие ораторы заранее не готовят своих речей в письменной форме и не обдумывают их в словах. Слова появляются в тот момент, когда их нужно произносить, и являются они всего лишь обле­чением мысли в образную форму, но они ничего общего не имеют с самим процессом мышления.

Современная наука признаёт, что она не могла ещё дать полного физиологического объяснения психологическим явлениям мышления. Полагают, что в основе мышления лежат какие-то сложные процессы, связанные с распространением нервных импульсов по определённым нейронным путям в мозге. Мысль связана с мозгом, с происходящими в нём процессами. Это очевидно. Но вещественной, материальной, равно как и энергетической мысли в мозгу не обнаружено. Поэтому даже ма­териалисты вынуждены причислить мысль к разряду идеального, несу­ществующего в виде материальной вещи. А некоторые противники такого взгляда полагают, что мысль, если уж её нельзя отыскать в чело­веческом организме, вообще не связана с мозгом, с организмом, с ма­терией, но существует самостоятельно, отдельно от организма.

Наиболее простым было бы обозначить мысль информацией — энергией, а биоэнергию, образующуюся и действующую в мозгу, обоз­начить мыслями. Тогда получилось бы, что в мозгу появляется и дейст­вует, изменяется и исчезает мысль как явление создания, преобразования и исчезновения энергии. Создаваться такая биоэнергия может метаболизмом веществ мозга, преобразовываться она может через метаболизм веществ мозга, и исчезать она может, входя в состав молекул веществ мозга, подвергающихся метаболизму. Процесс метаболизма органических веществ мозга и выглядел бы процессом мышления. Толь­ко это было бы далеко не самым правильным представлением о процессе мышления.

В мозгу животных, судя по всему, именно так и происходит. Спо­собный лишь оперировать образами, но ещё не мыслить, мозг животных, очевидно, оперирует энергетическими образами, что может иметь вид биотоков, нервных импульсов, а также, вероятно, световых и звуковых волн, теплоты. Из внешней среды по специальным каналам (органы зрения,слуха, осязания,обоняния) в мозгпоступает информация. Прой-

денный ею путь от поверхности организма до мозга, конечно, преобразу­ет информацию в качестве. Но зная характер преобразований и оконча­тельное качество энергии, легко установить первоначальное её качество и ориентировать по этой информации жизнедеятельность организма. Здесь и уместно говорить о «чувственном мышлении», подразумевая под этим создание в мозгу образов внешнего мира, моделирование, отра­жение в мозгу предметов и явлений мира.

В мозгу может происходить отложение данной информации в синтезируемых с её участием органических веществ, может происходить её хранение в молекулах органических веществ, а в нужное время данная информация может извлекаться посредством анализа данных со­единений. Такими веществами могут быть ДНК, РНК, АТФ и многие другие. А сам механизм таких преобразований будет являться ме­ханизмом памяти, наблюдаемым у животных. Причём у низших живот­ных.

Имеются достаточно убедительные доказательства такого взгляда. Так, установлено, что механизм памяти действительно связан с молеку­лами РНК и ДНК. Вероятно, эти вещества передают затем информацию синтезируемым с их участием специфическим белкам. Некоторые учёные так и утверждают, что долговременная память непосредственно связана с синтезом новых белков.

Правда, такое представление о механизме памяти не получило единого признания физиологов, молекулярных биологов и психологов. Но всё же идея, что память связана с накоплением и хранением инфор­мации в молекулах нуклеиновых кислот, используется в некоторых сов­ременных теориях памяти. Например, высказано предположение, что физико-химическая основа памяти состоит в ферментативной модификации ДНК нервных клеток, регулирующей скорость синтеза белков, (а не их тип).

В данных представлениях предполагается, что память фиксирует события прежде всего как последовательность нуклеотидов. Но ведь и сохранение генетического материала до сих пор рассматривается не как хранение информации — энергии, а как сохранение опять же последова­тельности нуклеотидов в молекулах ДНК.

В некоторых других теориях памяти предполагается, что мозг хранит информацию с помощью голограмм. Это подобно тому, как дву­мерные фотографии содержат в себе информацию о трёхмерных вещах. И если в этом случае речь идёт об информации — энергии, то ясно, что

такое представление о памяти более соответствует действительности, чем представления о материальном её механизме.

Образующиеся в мозгу образы, безусловно, представляющие со­бой энергию-информацию, могут как угодно в принципе преобразовы­ваться, варьировать. От образов может отделяться часть информации, допустим, могут изыматься волны каких-то качественных харак­теристик. К образам может быть добавлена некоторая информация — предвнесены определённого качества волны. Длины волн могут быть сдвинуты в ту или иную сторону, одни волны могут быть усилены, а другие ослаблены. И вообще с энергией возможны самые разнообразные манипуляции, что и есть изменение информации, варьирование, оперирование ею. И производиться это может посредством метаболизма вещества мозга, то есть посредством синтеза и анализа каких-то со­единений. И именно в этом может быть материальная сторона памяти.

Однако возможны и другие механизмы хранения и качественного преобразования энергии-информации, это может быть: прохождение энергии по проводникам (по нейронам), насыщение ею молекулярных полей с последующим излучением, создание мембранных потенциалов и т.д. И здесь уже о материальности памяти говорить не приходится вообще.

В результате манипуляций с энергией в мозгу могут быть осуще­ствлены не только изменения образов, но и создание совершенно новых образов, не отражающих реальных предметов мира, представляющих собой то, чего в мире ещё нет, но что вполне возможно.

Образы, поступившие в мозг в качестве «модели мира», изменен­ные, преобразованные в мозгу, а также созданные самим мозгом, могут сопоставляться друг с другом, сравниваться, комбинироваться, варьироваться. А на основе этого могут выбираться какие-то из них приоритетные, требуемые организму. Так выбирается то или иное пове­дение для тех или иных условий среды.

Конечно, такая деятельность мозга по получению информации, хранению её и соответствующему преобразованию весьма сложна и вы­зывает достойное восхищение. Однако и сама эта деятельность, и пове­дение, основанное на такой работе мозга, скоординированное и отрегулированное мозгом за счёт происходящих в нём биоэнер­гетических процессов, не является ещё разумной, сознательной жизне­деятельностью.

Насколько велики возможности мозга создавать собственные образы, оперировать ими, перестраивать их, насколько быстро и эф-

Источник

Оцените статью