Чувственное логическое познание философии

Чувственное и логическое познание

Главная » Все дисциплины » Философия » Чувственное и логическое познание

Процесс познания состоит из двух ступеней. Чувственная ступень: ощущение, восприятие, представление. Ощущения — органы чувств. Восприятия — совокупность ощущений. Представление — воспроизведение человеком ранее воспринятого опыта (фиксирует единичный объект). Логическая ступень: понятие, суждение, умозаключение.

Отличия:
1) вскрывает внутренние связи
2) вносит опосредованный характер по отношению к ощущениям

Понятие — отражение общих свойств объекта в слове или в словосочетании (фиксирует общее свойство, его представить нельзя). Мышление на основе ощущений. Суждение — связь понятий или отношение понятий. Умозаключение — отношение между суждениями. Это операция мышления, в результате которой из двух суждений выносится новое суждение. Виды: индуктивное, дедуктивное, редуктивное.

Взаимосвязь чувственного и логического: диалектическое единство и противоречие одновременно. Процесс логического имеет определенные заносы (Аристотель).

Механизмы творчества:
1) Накопление и распределение образов, абстракций в системе памяти
2) неосознанное комбинирование и переработка накопленных абстракций, образов для решения какой-то задачи 3) четкое осознание задач
4) нахождение решений неожиданное

Функции мозга:
1) правое — больше образное
2) левое — более логическое

Право-левая асимметрия не просто природная основа, а социально-психологическая основа процесса жизни.

Акция от администрации

Самые популярные лекции

Аграрная реформа:
1) Колхозы и совхозы получили кредиты, новую техникуv 2) С середины 50-х начался новый этап укрепления колхозов. Многие из которых были преобразованы в совхозы
3) В марте 1958 было ликвидировано МТС, что подорвало экономику колхозов, не имея выбора они выкупали машины и сразу оказывались в тяжелом финансовом положении
4) Повсеместное внедрение кукурузы
5) В 1954 году началось освоение целины
6) Крестьяне освободились от сверхдохода

Источник

Чувственное и логическое познание

Выделяются следующие формы познания:

˗ Чувственное познание — уровень ощущений и восприятий.

˗ Рациональное (абстрактное, логическое) познание — уровень абстракций, выраженных в гипотезах, теориях, законах и причинно-следственных связях. На уровне рационального познания человек способен построить модель события с тем, чтобы его действие было наиболее эффективным.

˗ Сверхчувственное познание — интеллектуальная интуиция, метафизика, непосредственное знание, черпаемое субъектом из глубины самого себя. Данный вид познания особенно распространен в мистических течениях традиционных религий.

Исторически человеческому познанию предшествовала психическая деятельность животных, которая и была простейшим познанием в широком смысле слова. И.П. Павлов считал, что образование временных связей (ассоциаций) в психике животных и есть понимание, это и есть знание.

Чувственное познание имеет свою специфику. Его объектом является непосредственно данная действительность, а формой — ощущения, восприятия и представления. Ощущения считаются главной единичкой, источником познания.

Вспоминая треугольник Фреге, важно поставить вопрос: является ли ощущение знаком или образом? Ответ современной философии таков (мы уже говорили об этом в ПЗвИС): происходит кодирование физических качеств в естественных знаках – конкретных видах ощущений.

Иначе говоря, чувственное познание — это единство изображения и обозначения. Из знаковых элементов, замещающих физическую природу и свойства объекта, формируется образ объекта, воспроизводящий его структуру. Отсюда очевидно, что биологическая и социальная составляющая наших действий неотделима от того, каким этот мир нам кажется (у всех людей разные глаза, и т.д.). Иначе говоря, мы не можем, как это делают представители «наивного реализма», спрашивать себя: каков мир сам по себе, но должны осознавать, что «каждый акт познания рождает некий мир», который мы создаем вместе с другими людьми, и только поэтому (и в этом контексте) возникает возможность представлений о «вещи» и ее описания.

Откуда же берутся эти познавательные структуры в каждом человеке? Вспомним априорные категории Канта, которые были получены «на кончике пера». Сегодня в разных областей науки получены доказательства того, что познавательные способности человека являются врожденными и наследуемыми. Они соответствуют миру как субъективные задатки, точно согласующиеся с законами действительности именно потому, что они сформированы эволюционно в ходе приспособления к миру и его законам. Это и делает возможным выживание и успешную деятельность человека, тем более потому, что врожденные структуры познания – это адаптивные (приспособительные) структуры, совпадающие, хотя бы частично, со свойствами и структурами реальных «вещей».

Более того, восприятие — это выдвижение гипотезы (в рамках биологических, личностных, культурно-исторических и т.д. свойств данного человека) и придание смыслов сенсорным данным.

Еще одна фундаментальная особенность восприятия — его целостность. При этом построение целостности или понимание никогда не происходит механически, на основе суммирования сенсорных данных, но всегда требует отрыва от наличного материала, т.е. добавления воображения, интуиции, своего рода «достраивания» фрагментов до целостного вида.

Читайте также:  Как вызвать эмоции у бывшей девушки

Таким образом, современная философия, восприняв результаты психологии, нейрофизиологии и др. экспериментальных наук, сформировала совершенно другую трактовку проблемы восприятия в противоположность идее tabula rasa, т. е. «чистой доски», в виде которой Дж. Локк представлял познающую душу субъекта. Получила экспериментальное подтверждение идея апперцепции, введенная еще Г. Лейбницем, стремившимся показать влияние «прошлого сознания» и опыта на познание, и переосмысленная Кантом в концепции априорных форм.

Очень хороший пример организации восприятия – это визуальное восприятие европейцев. Исследователи отмечают, что стиль зрения, основанный на законах перспективы, — это, скорее, стиль зрения городского человека, способ перспективного изображения объектов на полотне, увлекавший художников. Потребовалось более пятисот лет специального обучения и воспитания, чтобы приучить глаз и руку к перспективе, но и сегодня ни глаз, ни рука ребенка и даже взрослого без специального обучения не подчиняются этой тренировке и не считаются с правилами перспективного единства. И сегодня мы, воспитанные с детства на изображениях определенного типа, мы видим так, как рисуем.

Логическое познаниеосуществляется рассудком и разумом.

По Канту, знание, полученное благодаря чувствам, переходит к рассудку, «подводящему созерцание под категории», и достигает зрелости в разуме – «высшей инстанции» для обработки наглядных представлений, подведения суждений и понятий, получаемых рассудком, под принципы и идеи.

Об этом уже говорили, но еще раз уточним разницу между рассудком и разумом.

Рассудок дискурсивен, т.е. действует только по правилам логической дедукции – вывода из предыдущего знания,

Разумное познание предполагает рефлексию, содержательную критико-аналитическую оценку понятий и правил оперирования ими.

Разум опирается не только на логику, но и на интуицию, творчески активное начало, может ломать нормы и правила, старую логику и создавать новую, которая с позиций рассудка может восприниматься даже как «безумие».

Четкое разведение понятий рассудка и разума, понимание необходимости их взаимодействия, взаимодополнительности — условие современных представлений о познании. Оно получило возможность опереться на данные нейрофизиологии: открытие функциональной асимметрии мозга и выявление двух типов мышления — левополушарного (разум) и правополушарного (рассудок). Об этом мы подробно говорили в курсе ПЗвИС.

Таким образом, данные современной науки приводят к мысли о том, что традиционное «ступенчатое» деление познания на чувственное и логическое -это весьма грубая и приблизительная абстракция. Речь должна идти не столько о «ступенчатости» и поэтапности – «от живого созерцания к абстрактному мышлению, от него к практике. » (В. И. Ленин), сколько о взаимодополнительности, органическом слиянии непосредственных и опосредованных, знаковых и образных, логически-рассудочных и интуитивно-смысловых моментов в каждом акте и виде познавательной деятельности. Можно говорить лишь о специфическом сочетании и проявлении этих компонентов в равноценных формах познания.

Источник

ЧУВСТВЕННОЕ И ЛОГИЧЕСКОЕ ПОЗНАНИЕ И ИХ ФОРМЫ

Познание осуществляется как бесконечное движение от незнания к знанию, от неполного, неточного знания к более полному, более точному. Это указывает на диалектический характер процесса познания.

Диалектический характер познания обнаруживается, прежде всего, в том, что оно осуществляется как диалектическое единство двух ступеней: чувственного и логического познания, каждое из которых имеет свои формы.

Чувственное познание (осуществляемое с помощью органов чувств) и исторически, и логически является исходным пунктом познания, его началом. Наши органы чувств — единственные каналы связи человека с внешним миром. Органы чувств в совокупности дают необходимую и относительно правильную информацию человеку о внешнем мире, для ориентации в нем. Чувственное познание имеет свои три формы:

1) ощущение — это чувственный образ, возникающий в мозгу человека при непосредственном воздействии на его органы чувств материальных предметов. Оно отражает отдельные свойства, качества этих предметов, действующих на человека. Без внешнего воздействия на нервную систему невозможны рефлексы, и, следовательно, ощущения;

2) восприятие — более сложная форма познания, это целостный чувственный образ предмета, непосредственно действующего на органы чувств. Оно возникает на базе ощущений, является их синтезом в процессе активного отражения мира;

3) высшей формой чувственного познания является представление. Это такой чувственный образ предмета, который возникает при отсутствии его непосредственного действия на органы чувств. Это результат прошлого восприятия, основанный на прошлом чувственном опыте.

Чувственное познание ограничено, давая информацию только о внешнем проявлении качеств предметов в виде их свойств. Сфера чувственного познания значительно расширяется благодаря использованию технических средств (микроскоп, фонендоскоп, телескоп, очки и др.). Но наши ощущения не являются зеркальным отражением внешних предметов, они представляют собой гносеологический образ — результат взаимодействия внешнего раздражителя и наших органов чувств, нервной системы. Поэтому они являются субъективными образами объективного мира. Знания, получаемые нами с помощью чувств, выражают единство объективного и субъективного.

Процесс познания не ограничивается чувственным созерцанием. Более высшей формой является логическое познание. Логическое познание — это сложный процесс переработки данных чувственного познания, процесс образования понятий и операций с ними. Это обобщенное, понятийное отражение действительности. В отличие от чувственного познания оно является средством познания сущности, закономерностей, которые невозможно отразить в чувственном образе. Основными формами логического познания являются понятие, суждение и умозаключение:

Читайте также:  Богородичный женский монастырь всех скорбящих радость

1) понятие— это форма мышления, с помощью которой отражаются общие, существенные признаки предметов и явлений. Понятие формируется путем обобщения данных чувственного познания и практической деятельности людей. Оно отражает внутреннюю, общую, существенную сторону вещей (стол, дерево, человек, студент). В понятиях обобщаются и закрепляются все полученные знания, весь опыт. Каждая наука, медицина, фармация в том числе, это система понятий (здоровье, болезнь, норма, патология, этиология, препарат и др.);

2) суждение — это форма мышления, в которой что-то утверждается или отрицается (например, на улице холодно; человек болен и т.д.). В отличие от понятия суждение отражает любые признаки, свойства, связи и отношения явлений действительности. В процессе мышления мы не только констатируем что-то в суждениях, но и сопоставляем их, чтобы получить новые знания.

3)формой получения новых знаний на основе сопоставления суждений является умозаключение— это такая форма мышления, в которой на основе сопоставления двух или нескольких суждений создаются новые суждения с новыми знаниями.

В мышлении все его формы взаимосвязаны, взаимодействуют, переходят друг в друга. Без понятий невозможны суждения, без суждений — умозаключения.

Диалектический подход к процессу познания раскрывает взаимозависимость чувственного и логического познания как двух необходимых моментов познания. Разделить их невозможно. Мышление невозможно без чувственного познания и наоборот.

Дата добавления: 2016-07-22 ; просмотров: 7744 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Источник

Чувственное и логическое познание. Их формы

2. Чувственное и логическое познание. Их формы

Процесс познания протекает в форме взаимосвязи и взаимодействия познающего субъекта и познаваемого объекта.

Субъектом познания является человек, человеческий индивид, способный отражать в своем сознании явления действительности. Но человек – это не просто индивид с определенными биологическими свойствами, а, прежде всего общественное существо. Поэтому он мыслит и познает, постольку, поскольку является членом общества, которое через формы общественного сознания оказывает существенное влияние на содержание познания.

Познающее мышление есть активный процесс отражения действительности в понятиях, суждениях, научных теориях. Оно всегда предполагает наличие субъекта, который ставит цели, определяет средства их достижения, производит корректировку этих целей на основе практики.

Объект познания представляет собой предмет, явление, процесс материального или духовного мира или области действительности, на которую направлена познавательная деятельность субъекта. Объект познания нельзя отождествлять со всей материальной или духовной действительностью. Объектом становятся только те области действительности, которые включаются в познавательную деятельность субъекта. Чем выше уровень развития науки и познавательной деятельности людей, тем шире становится круг явлений, охватываемых научным исследованием.

Предмет познания – это более или менее широкий фрагмент действительности, выделенный из определенной совокупности объектов в процессе познания. Один и тот же объект познания может быть предметом исследования разных наук. Мышление как объект познания является предметом исследования таких наук, как логика, теория познания, психология, физиология высшей нервной деятельности и других. В структурном отношении предмет познания отличается от объекта тем, что в него входят лишь главные, существенные свойства изучаемого объекта с точки зрения цели и задачи научного исследования.

В советской философской науке было принято выделять две ступени познания: чувственное отражение действительности и логическое отражение действительности. В дальнейшем, когда стало выясняться, что у человека чувственное в ряде моментов пронизывается логическим, стали приходить к нению, что ступенями, или уровнями, познания являются эмпирическое и теоретическое. Некоторые ученые выделяют еще один уровень познания, принимаемый ими за исходный – живое созерцание, которое рассматривается не как познавательная способность, а как результат реализации этих способностей или сам процесс познания определенной стороны объектов.

Чувственное познание осуществляется посредством органов чувств – зрения, слуха, осязания и т.д., которые у человека есть «продукты всемирной истории», а не биологической эволюции. Органы чувств – это единственные «ворота», через которые в наше сознание могут проникать сведения об окружающем нас мире. Будучи моментом чувственно-предметной деятельности, живое созерцание осуществляется в трех основных взаимосвязанных формах. Это ощущения, восприятия и представления, каждая из которых есть субъективный образ объективного мира.

Существует три формы чувственного отражения:

Ощущения представляют собой отражение в сознании человека отдельных сторон, свойств предметов, непосредственно воздействующих на органы чувств. Ощущения подразделяются на:

ü Вкусовые и др.

Ощущения, как правило выступают в качестве компонента более сложного образа – восприятия.

Восприятие – это целостный образ предмета, непосредственно данный в живом созерцании в совокупности всех своих сторон, синтез данных отдельных ощущений.

Читайте также:  Как считывать эмоции человека

Представление – это обобщенный чувственно-наглядный образ предмета, воздействовавшего на органы чувств в прошлом, но не воспринимаемого в данный момент. Сюда относятся образы памяти, образы воображения и т.д. По сравнению с восприятием в представлении отсутствует непосредственна связь с реальным объектом. Это обычно расплывчатый, усредненный, нечеткий образ предмета, но уже в нем совершается элементарное обобщение с выделением некоторых общих признаков и отбрасыванием несущественных.

Представления возникают на базе ощущений и восприятий и вместе с ними входят в состав чувственного познания. Но они содержат элементы обобщения и продолжают играть важную роль и в процессе логического познания.

Важным элементом чувственной деятельности и чувственного познания являются эмоции. Эмоции – это комплексная и довольно сложная форма человеческой чувственности, включающая в себя различные переживания и страсти, такие как гнев, страх, любовь, ненависть, симпатия и антипатия, удовольствие и неудовольствие. Эмоции вполне определенно зависят от чувственной организации отдельного человека, особенности его психики, индивидуальных черт характера и темперамента. Они, с другой стороны, включают в себя аспекты объективного отражения реальных связей, в которые включен человек, с другой стороны, они фиксируют субъективное отношение человека к миру.

Логическое познание покоится на способности логического мышления. Оно включает в себя два типа логического мышления:

Рассудок – исходный уровень мышления, на котором оперирование абстракциями происходит в пределах неизменной схемы, заданного шаблона, жесткого стандарта. Это способность последовательно и ясно рассуждать, правильно строить свои мысли, четко классифицировать, строго систематизировать факты. Главная функция рассудка – расчленение и исчисление. Мышление в целом невозможно без рассудка, он необходим всегда, но его абстракция неизбежно ведет к метафизике. Рассудок – это обыденное повседневное житейское мышление или то, что часто называют здравым смыслом. Логика рассудка – формальная логика, которая изучает структуру высказываний и доказательств, обращая основное внимание на форму «готового» знания, а не на его содержание.

Разум – высший уровень рационального познания, для которого, прежде всего характерны творческое оперирование абстракциями и сознательное исследование их собственной природы (саморефлексия). Только на этом уровне мышление может постигнуть сущность вещей, их законы и противоречия, адекватно выразить логику вещей в логике понятий. Главная задача разума – объединение многообразного вплоть до синтеза противоположностей и выявления конкретных причин и движущих сил изучаемых явлений. Логика разума – диалектика, представленная как учение о формировании и развитии знаний в единстве их содержания и формы.

Логическое познание наиболее полно выражено в мышлении.

Мышление – это процесс познавательной деятельности, для которого характерно создание обобщенных, опосредованных образов действительности. Оно опосредовано чувственным познанием и опирается на опыт, в том числе и осмысленный ранее. Благодаря мышлению человек отвлекается от конкретного многообразия явлений и выявляет присущие им общие и существенные признаки. Оно осуществляется в тесной связи с языком, выполняющим функцию инструмента мышления, и речью, в которой мысль воплощается. Основными формами мышления являются:

Понятие – это форма мышления, отражающая общие закономерные связи, существенные стороны, признаки явлений, которые закрепляются в их определениях (дефинициях). Понятия должны быть гибки и подвижны, взаимосвязаны, едины в противоположностях, чтобы верно отразить реальную диалектику (развитие) объективного мира. Наиболее общие понятия – это философские категории: качество, количество, материя, противоречие и др. Понятия выражаются в языковой форме – в виде отдельных слов или в виде словосочетаний.

Суждение – форма мышления, отражающая вещи, явления, процессы действительности, их свойства, связи и отношения. Это мысленное отражение, обычно выражаемое повествовательным предложением, может быть либо истинным, либо ложным. Понятие и суждение являются «кирпичиками» для построения умозаключений, которые представляют собой моменты движения от одних понятий к другим, выражают процесс получения новых результатов в познании. Умозаключение – форма мышления, посредством которой из ранее установленного знания выводится новое знание. Классический пример знания:

1. Все люди смертны (посылка).

2. Сократ – человек (обосновывающее знание).

3. Следовательно, Сократ смертен (выводное знание, называемое заключением или следствием).

Важными условиями достижения истинного выводного знания являются не только истинность посылок (аргументов, оснований), но и соблюдение правил вывода, недопущение нарушения законов и принципов логики – не только формальной, но и диалектической. Следует иметь в виду, что логическое мышление взаимосвязано не только с чувственным, но и с другими — внерациональными – формами познания. Большое значение в процессе познания имеют такие факторы, как воображение, фантазия, эмоции и др. Среди них особенно важную роль играет интуиция (внезапное озарение) – способность прямого, непосредственного постижения истины без предварительных логических рассуждений и без доказательств.

Источник

Оцените статью