Чувственно восприятие по канту
Доведенный до логической крайности, эмпиризм наталкивается на непреодолимые трудности: великая задача поисков новых путей и решений, способных предотвратить как иррационалистические и скептические крайности, так и крайности противоположного рода, связанные с рационалистическими философскими системами, выпала на долю Канта.
Иммануи́л Кант (1724, Кёнигсберг, Пруссия[1] — 1804) — немецкий философ, родоначальник немецкой классической философии, Всеобщая естественная история и теория неба (1755); Критика чистого разума (1781/1787); Пролегомены ко всякой будущей метафизике… (1783); Основы метафизики нравственности (1785); Критика практического разума (1788).
Возможность априорных синтетичесих суждений. Аналитические суждения-суждение, в котором содержание логического сказуемого (предиката) заключено в содержании
логического подлежащего (субъекта). Синтетические суждения-суждение, в котором
содержание логического сказуемого (предиката) не заключено в содержании логического подлежащего (субъекта).
Априорные формы чувственного восприятия – время и пространство – упорядоченный опыт, а не хаос. Априорное — всеобще и необходимо. Часть наших знаний порождается самой познавательной способностью, и носит, «априорный» (доопытный) характер.
Априоризм Канта отличается от идеалистического учения о врожденных идеях. Во-первых, тем, что, по Канту, доопытны только формы знания, а его содержание целиком поступает из опыта. Во вторых, сами доопытные формы не являются врожденными, а имеют свою историю. Смысл: индивид, приступающий к познанию, располагает определенными, сложившимися до него формами познания.
Есть непосредственный опыт, есть косвенный (усвоенный). Все опытные, эмпирические суждения синтетичны. Науки опираются на опыт, но они не могут основываться исключительно на опыте, поскольку их законы в форме общих аподиктических суждений.
Время – форма внутреннего созерцания, бесконечно, одномерно, однонаправлено, априорная основа арифметики. Пространство – форма внешнего созерцания, бесконечно, трехмерно, изотропно, априорная основа геометрии. Предмет восприятия не дан нашей чувственности, а конструируется ею из материала ощущений. Данные ощущений соединяются в целостный образ (синтезируются) соответственно априорным формам самой чувственности.
Всякое знание, по Канту, начинается с опыта, но не ограничивается им. Существуют знания, которые безусловно не зависят от опыта, — априорные знания. Человеческое знание изначально содержит в себе чистые априорные суждения. Эмпирическое знание единично, незавершенно, а априорное — всеобще и необходимо. Необходимо заметить, что априорны только формы знания, содержание же поступает из опыта. Доопытные формы не являются врожденными, а имеют свою историю. То есть смысл кантовского априоризма состоит в том, что, приступая к познанию, мы располагаем определенными, сложившимися до нас формами познания.
Далее Кант устанавливает различие между аналитическими и синтетическими суждениями. Первые носят поясняющий характер, а вторые расширяют наши знания. Очевидно, что все эмпирические суждения синтетичны. Кант не сомневается, что и априорные синтетические суждения возможны, иначе бы научные знания не были бы обязательными для всех. Главный вопрос кантовской критики — как возможно чистое априорное знание — распадается на три: как возможна математика, как возможно естествознание, как возможна метафизика в качестве науки? Данным вопросам соответствуют три раздела работы: трансцендентальная эстетика, аналитика и диалектика. Трансцендентальной Кант называет свою философию потому, что она изучает переход в систему знаний условий опыта через познавательную способность.
Априорные формы обеспечивают всеобщность знания, но не делают его копией вещей. Есть принципиальное различие между тем, чем вещь является для нас — феномен, и тем, что она представляет сама по себе — ноумен. Ноумены недоступны никакому познанию, они — трансцендентны. Сколько бы мы не стремились познать явления, наше знание всегда будет отличаться от вещей, каковы они на самом деле. И сколько бы не увеличивались наши знания, их границы не могут исчезнуть.
Одна из частей человеческого познания — чувственное познание. По Канту, существуют две априорные формы чувственности — пространство и время. Пространство систематизирует внешние ощущения, а время — внутренние. Кант рассматривает пространство и время лишь во взаимной связи, но связь реализуется лишь в трансцендентальном субъекте. Трансцендентальная аналитика является одновременным ответом на вопрос о том, как возможна математика как наука. По Канту, геометрия имеет своим базисом пространственные представления, а арифметика — временные представления.
Источник
Доклад о гносеологии Канта
Кант создал свою цельную философскую систему мира, объединив такие фундаментальные понятия, как природа, человек, общество и сознание.
Краеугольным камнем концепции Канта является теория познания. Она состоит из 3 уровней. Первый уровень это «чувственное познание», второй уровень — «рассудочное познание» и третий уровень — » разумное познание». Каждый из этих уровней мы можем представить в виде «черного ящика» . На вход поступает некая информация, которая обрабатывается и преобразуется на выходе.
Источником всех наших чувственных познаний является объективный внешний мир или «вещь в себе». Этот мир постоянно воздействует на человека через чувственные импульсы. В «черный ящик» чувственного познания входит хаос чувственных импульсов. Однако на выходе чувственного познания мы видим не хаос, а оформленную структуру чувственного восприятия . Это назовем «Вещью для нас». «Вещи в себе» на входе в «черный ящик» чувственного познания превращаются в «вещи для нас». Так объективный мир открывается для познания. При этом переход связан с упорядочиванием чувственного хауса, который находится в черном ящике. Обработка информации идет через априорные формы чувственности, которыми являются пространство и время. Именно они переводят » вещь в себе» в » вещь для нас». Априорные формы чувственности имеют трансцендентальный характер. Они субъективны по отношению к человеческому роду, а не к человеческому индивиду. Иногда философию Канта называют трансцендентальной. Существуют объективные пространство и время, они непознаваемы, они тоже «вещь в себе». Кант считает, что мы взаимодействуем с субъективным пространством и временем, встроенными в человека и в общество. Отсюда видно, что Канту
близка система агностицизма, означающая непознаваемость объективного мира. В чем заключается агностицизм Канта? в том что «вещи в себе» и «вещи для нас» составляющие окружающий мир человека и они совсем разные вещи.
Следующий уровень познания — рассудочный. Мы не просто формируем наше восприятие мира, человек умеет на основе восприятий выстраивать целостные суждения, выстраивать картины, где отдельные моменты складываются в рассуждения. С выхода чувственного познания поступает многообразие восприятия. Внутри рассудочного познание существует структурирующий механизм. Кант называет его априорные категории рассудка. При этом многообразие структурируются в суждения. Кант выделяет 12 категорий рассудка, которые он группирует в 4 типа.
• качества,
• количества,
• отношения,
• модальность.
Функционирование этих категорий задают основные мыслительные ходы человека, когда он пытается упорядочить свои восприятия. Результатом деятельность рассудка являются все знания накопленные человечеством в результате чувственного опыта, в ходе наблюдений и экспериментов. Такие предметы как: Физика, Биология, Химия, это есть суждения, которые рассудок выстроил, опираясь на априорные категории рассудка.
Рассудок работает с «вещами для нас». Может ли человек выйти из этих рамок? Человеческое познание неиссякаемо и пытается выйти из мира «вещей для нас» в мир » вещей в себе». В этом состоит задача разумного познания. Здесь на помощь приходят априорные формы разума, состоящие из трех элементов:
идея мира,
• идея души,
• идея Бога.
Идея мира -что такое мир вне нас? Идея души- это что такое мир в нас? Идея Бога — есть ли что- то выходящие за рамки мироздание? Но этими идеями разума исчерпываются возможность человеческого познания. На вход разума приходит всё многообразие человеческого опыта. Внутри «черного ящика разума» существуют структурированные идеи разума.
Что будет на выходе? Что будет пиком? Удаётся ли разуму вырваться из мира» вещей для нас» и попасть в мир «вещей в себе»? Кант говорит, что человеку нельзя взлететь, если он подпрыгнет, то он обязательно опустится на землю на тоже самое место.
Симптомом неудачи разума являются антиномии (номос- закон, анти- противоположный). Это пара противоположных суждений всеобщего характера, которые имеют одинаковый доказательный статус. Когда мы говорим об антиномии мы попадаем в ситуацию «Буриданова осла».
Кант выявляет 4 пары антиномий, состоящих из тезисов и антитезисов. Эти противоречия есть результат эффективной работы разума, а не его ошибки или недочеты.
Тезис Антитезис
Мир конечен Мир бесконечен.
Есть предел деления вещей Все делимо до бесконечности.
Все причинно обусловлено Есть свобода воли.
Бог есть Бога нет.
Всё это по Канту подчеркивает правоту агностицизма, то есть непознаваемость мира. Из черного ящика разумного познания нет выхода. Человек не может выйти из мира» вещей для нас» и попасть в мир» вещей в себе». Человек обречен на познавательное бесплодие. Он вынужден жить в своём жизненном мире и не может понять, как выстроен объективный мир вокруг. Этот мир очень богат, но не доступен человеку. Однако в отличие от предыдущих философов, Кант уверен, что познание есть не пассивное восприятие, а активный процесс. Мы не только отражаем окружающий мир, но и конструируем» вещи для себя». Наткнувшись на антиномии, Кант не увидел, что в противоречиях заложен не тупик, а путь к развитию природы, общества, человека и его сознания. Эти открытия в виде диалектического метода сделал Гегель
Источник
Учение И. Канта об априорных формах чувственного восприятия(И. Кант,“Пролегомены” 1)
Доведенный до логической крайности, эмпиризм наталкивается на непреодолимые трудности: великая задача поисков новых путей и решений, способных предотвратить как иррационалистические и скептические крайности, так и крайности противоположного рода, связанные с рационалистическими философскими системами, выпала на долю Канта.
Иммануи?л Кант (1724, Кёнигсберг, Пруссия[1] — 1804) — немецкий философ, родоначальник немецкой классической философии, Всеобщая естественная история и теория неба (1755); Критика чистого разума (1781/1787); Пролегомены ко всякой будущей метафизике… (1783); Основы метафизики нравственности (1785); Критика практического разума (1788).
Возможность априорных синтетичесих суждений. Аналитические суждения-суждение, в котором содержание логического сказуемого (предиката) заключено в содержании логического подлежащего (субъекта). Синтетические суждения-суждение, в котором содержание логического сказуемого (предиката) не заключено в содержании логического подлежащего (субъекта).
Априорные формы чувственного восприятия – время и пространство – упорядоченный опыт, а не хаос. Априорное — всеобще и необходимо. Часть наших знаний порождается самой познавательной способностью, и носит, «априорный» (доопытный) характер.
Априоризм Канта отличается от идеалистического учения о врожденных идеях. Во-первых, тем, что, по Канту, доопытны только формы знания, а его содержание целиком поступает из опыта. Во вторых, сами доопытные формы не являются врожденными, а имеют свою историю. Смысл: индивид, приступающий к познанию, располагает определенными, сложившимися до него формами познания.
Есть непосредственный опыт, есть косвенный (усвоенный). Все опытные, эмпирические суждения синтетичны. Науки опираются на опыт, но они не могут основываться исключительно на опыте, поскольку их законы в форме общих аподиктических суждений.
Время – форма внутреннего созерцания, бесконечно, одномерно, однонаправлено, априорная основа арифметики. Пространство – форма внешнего созерцания, бесконечно, трехмерно, изотропно, априорная основа геометрии. Предмет восприятия не дан нашей чувственности, а конструируется ею из материала ощущений. Данные ощущений соединяются в целостный образ (синтезируются) соответственно априорным формам самой чувственности.
Всякое знание, по Канту, начинается с опыта, но не ограничивается им. Существуют знания, которые безусловно не зависят от опыта, — априорные знания. Человеческое знание изначально содержит в себе чистые априорные суждения. Эмпирическое знание единично, незавершенно, а априорное — всеобще и необходимо. Необходимо заметить, что априорны только формы знания, содержание же поступает из опыта. Доопытные формы не являются врожденными, а имеют свою историю. То есть смысл кантовского априоризма состоит в том, что, приступая к познанию, мы располагаем определенными, сложившимися до нас формами познания.
Далее Кант устанавливает различие между аналитическими и синтетическими суждениями. Первые носят поясняющий характер, а вторые расширяют наши знания. Очевидно, что все эмпирические суждения синтетичны. Кант не сомневается, что и априорные синтетические суждения возможны, иначе бы научные знания не были бы обязательными для всех. Главный вопрос кантовской критики — как возможно чистое априорное знание — распадается на три: как возможна математика, как возможно естествознание, как возможна метафизика в качестве науки? Данным вопросам соответствуют три раздела работы: трансцендентальная эстетика, аналитика и диалектика. Трансцендентальной Кант называет свою философию потому, что она изучает переход в систему знаний условий опыта через познавательную способность.
Априорные формы обеспечивают всеобщность знания, но не делают его копией вещей. Есть принципиальное различие между тем, чем вещь является для нас — феномен, и тем, что она представляет сама по себе — ноумен. Ноумены недоступны никакому познанию, они — трансцендентны. Сколько бы мы не стремились познать явления, наше знание всегда будет отличаться от вещей, каковы они на самом деле. И сколько бы не увеличивались наши знания, их границы не могут исчезнуть.
Одна из частей человеческого познания — чувственное познание. По Канту, существуют две априорные формы чувственности — пространство и время. Пространство систематизирует внешние ощущения, а время — внутренние. Кант рассматривает пространство и время лишь во взаимной связи, но связь реализуется лишь в трансцендентальном субъекте. Трансцендентальная аналитика является одновременным ответом на вопрос о том, как возможна математика как наука. По Канту, геометрия имеет своим базисом пространственные представления, а арифметика — временные представления.
Источник
Учение о чувственном и рассудочном познании
Существуют, как отмечает Кант, «два основных ствола человеческого познания, вырастающие, быть может, из одного общего, но неизвестного нам корня, а именно чувственность и рассудок. Посредством чувственности предметы нам даются, рассудком же они мыслятся»1. Правота эмпиризма состоит в том, что человеческое познание действительно начинается с опыта, но отсюда не следует, что оно целиком происходит из опыта. Чувственное созерцание, или непосредственное познание объектов с помощью органов чувств, соединяет, говоря словами Канта, материю явлений (то, что вызвано действием объектов на органы чувств) и форму явлений, или чистое созерцание, благодаря которому отдельные ощущения выстраиваются в определенном порядке, связываются между собой.
Пространство, по Канту, представляет собой универсальную, а потому и априорную форму внешних чувств, субъективное условие внешнего созерцания, или восприятия предметов нашего опыта. Время — тоже универсальная и, следовательно, априорная форма внутреннего чувства, или созерцание последовательности наших собственных состояний, а через их связь с внешними чувствами — также и способ упорядочения ощущений, относящихся к протеканию внешних явлений. Любой объект чувственного опыта дан нам в формах пространства и времени; других всеобщих форм чувственного опыта мы не знаем. Содержание данных форм не зависит от нашего произвола, оно объективно задано нашими ощущениями.
Итак, чувственное познание создает образ изучаемого предмета в его пространственной определенности и в изменениях, происходящих с течением времени. Такой образ является прежде всего достоянием отдельного человека, т.е. имеет субъективное значение. Для того чтобы знания об объекте нашего чувственного восприятия стали общезначимыми, нам нужно использовать общезначимые формы суждений об объектах. Высказывая такие суждения, например, утверждая, что одно явление есть причина, а другое — его следствие, мы подводим эти явления под общие понятия, или категории (в данном случае — категории причины и следствия). Дело рассудка, по словам Канта, состоит в том, чтобы мыслить, выстраивая суждения относительно предметов опыта. Для этого данные предметы нужно подводить под соответствующие предельные понятия, или категории. Объекты нашего чувственного созерцания подвергаются, таким образом, рассудочному анализу. Логика есть наука о деятельности рассудка, рассудок же представляет собой способность образовывать суждения посредством использования понятий.
Будучи прекрасным знатоком современной ему логики, Кант выделяет двенадцать общих форм суждений, которые подразделяет на четыре группы: суждения количества (общие, частные, единичные), суждения качества (утвердительные, отрицательные, бесконечные), суждения отношения (категорические, гипотетические, разделительные), а также суждения модальности (проблематические, ассерторические, аподиктические). Каждое суждение, как известно, связывает понятия о субъекте (то, о чем мы судим) и о предикате (то, что о нем высказывается). Суждения количества выражают объем субъекта, который может быть в отношении предиката либо единичным экземпляром, либо частью некоего рода, либо целым родом.
Эти формы суждения — самые общие, универсальные способы связывания рассудком предметов чувственного опыта и, соответственно, способы понимания данных предметов. Каждой общей форме суждения отвечает определенная категория чистого мышления, не связанного непосредственно с данными чувственного опыта. Чистые рассудочные понятия — это те общие формы мысли, под которые должны быть подведены все наши восприятия для того, чтобы они стали суждениями опыта. Опыт, по Канту, не сводится к одной лишь чувственности, а включает также рассудочные утверждения, устанавливающие связь чувственных восприятий. Связь эта, или соединение восприятий, происходящее по правилам, задаваемым соответствующими категориями, устанавливается познающим субъектом. Субъект должен, прежде всего, зафиксировать полученные восприятия; затем, в случае надобности, он должен уметь воспроизвести в своем уме прошлые восприятия и соединить их с новыми; наконец, он должен уметь узнавать воспроизводимые восприятия (представления). Для этого нужно, чтобы субъект познания оставался одним и тем же в процессе познавательной деятельности, т.е. сохранял безусловное (априорное) внутреннее тождество с самим собой. Кант называет это условие возможности человеческого опыта трансцендентальным единством апперцепции, или доопыт- ным единством самосознания.
По Канту, связь различных сторон воспринимаемых явлений, а также самих этих явлений в целом не может быть постигнута нами непосредственно через чувства.
Сами эти категории связаны с временем как формой внутреннего опыта. Это означает, что мы прежде всего устанавливаем продолжительность явлений; такова схема категорий количества (понятий единичного, особенного и общего). Установление содержательной наполненности временного бытия задает схему категорий качества (реальность, отрицание, ограничение). Временной порядок явлений определяет схему категорий отношения (субстанция, причина, взаимодействие). Наконец, модальности временного бытия, по Канту, соответствуют категории модальности (возможность, действительность, необходимость). Благодаря этому схематизму, категории рассудочного мышления способны выступать формами осмысления чувственного опыта, выведения из него знаний о предметах. Вне связи с чувственным опытом применение категорий, как подчеркивает Кант, лишено всякого оправдания.
Подобное рассмотрение категорий рассудочного мышления позволяет Канту сформулировать искомые априорные синтетические суждения, выражающие условия возможности всякого опыта.
Источник