Чувственно переживаемый процесс осознания субъектом своей образовательной деятельности это

Чувственно переживаемый процесс осознания субъектом своей образовательной деятельности это

Тема 1. «Образовательное целеполагание. Зачем, где и чему я учусь?»
Девиз: «Будьте самоучками, не ждите, когда вас научит жизнь»

Цели занятия:

    1.Понять, что такое самоменеджмент
    2.Примерить на себя характеристику человека, умеющего управлять собой.
    3.Узнать, зачем ставить цели в жизни и в своем образовании.
    4.Определить уровень развития лени и силы воли.
    5.Начать вступление книги — обращение для своих сверстников.
    6.Провести рефлексию выполненной деятельности и записать её по предложенной форме.

Задание 2. « Цели моей жизни»
Учебный модуль 2. «Самоменеджмент: образовательное и жизненное целеполагание»

Индивидуальная образовательная программа — это личностная программа освоения того или иного учебного предмета.
Индивидуальная образовательная программа профиль — курса может включать следую-щие разделы:

    1.Зачем мне нужно заниматься тайм — менеджментом:
    2.Чему я хочу научиться:
    3.Мои самые интересные вопросы и проблемы по темам курса:
    4.Что я буду делать, как заниматься:
    5.Что мне необходимо для занятий:
    6.В чём будут состоять мои результаты занятий на профиль-курсе:
    7.Как я предлагаю проконтролировать свои результаты:

Рефлексия — мыследеятельностный или чувственно-переживаемый процесс осознания субъектом образования своей деятельности.
Рефлексии учасников

Степанов Сергей
&nbsp&nbspВ ходе работы мне стало ещё интереснее работать над заданиями, у меня появилось чувство работоспособности.
Мардамшин Рустам
&nbsp&nbspВсе началось с того, что с того момента, как я начал работать, а это было с самого раннего утра, у меня было легкое чувство того, что я не выспался (я до ночи сидел дома за компьютером и отвечал на вопросы). В ходе работы появлялось чувство лени, с которым приходилось бороться. В конце концов, я поборол его. Когда я уже заканчивал работу, то появилось чувство удовлетворения, ведь у меня получилось все, что я задумал сделать.
Орлова Марина
&nbsp&nbspКогда я выполняла эти задания у меня возникало чувство чего-то нового необыденного, и совсем для меня неожиданного. Каждый материал казался для меня чем-то необычным интересным и по своему прикольным. Когда я выполняла упражнение «Руки в сторону», мне хотелось побежать к одноклассникам и проделать с ними это упражнение, посмотреть на их силу воли. Результат моего сегодняшнего проделанного задания: много полученной информации (интересной), и я получила много интересных советов для рационального использования времени, мне кажется, что это первое задание полностью ввело меня в курс данного дела, и я смогу добиться немалого успеха при выполнении остальных работ. На пути выполнения мне встречалось много трудностей, я преодолевала их благодаря своему упорству и желанию сделать все, как надо. И напоследок я желаю себе идти вперед со временем и делать все задания как нужно. Создателям я желаю сделать данный курс несколько красочным, чтобы привлекало молодежь, потому что сам по себе курс очень интересный, но только если вчитаться в смысл, но некоторые этого не делают
Внукова Алеся
&nbsp&nbspЯ столкнулась с чувством интереса, продолжения работы. Захотелось поделиться с друзьями, рассказать об упражнении «РУКИ В СТОРОНЫ», которое помогает преодолевать свою лень. Я думаю, что результат есть, но его сейчас не видно т.к. я его прорабатываю в голове
Голубева Света
&nbsp&nbspВот и подошёл к концу сегодняшний день, и я заканчиваю все сегодняшние задания рефлексией. Очень хочется рассказать свои чувства, которые возникали у меня во время выполнения заданий. Все задания я выполняла с большой ответственностью, пропуская каждое предложение через свою душу и осознавая смысл всего того, что я пишу. Каждое задание я начинала с ощущением ответственности перед самой собой. Когда я читала и выполняла эти задания, я чувствовала в себе какой – то странный прилив силы и энергии. Возникали самые разные мысли и идеи, которые я вложила в свои ответы, так же своими идеями я делилась со своими коллегами по занятию. Мой главный результат сегодняшних занятий — это, конечно же, появление умения правильно и с лёгкостью выражать свои мысли, не затрачивая на это слишком много времени, как мне это требовалось раньше.
Плотникова Оля

  • Какие чувства и ощущения возникали у меня в ходе работы ?
    Интерес: что же будет дальше? … И усталость…
  • Какие мысли возникли у меня и какими захотелось поделиться с друзьями
    Когда я что – то узнаю, и меня переполняют эмоции, я всегда пытаюсь рассказать об этом народу. Поэтому, все уже знают, какие у вас замечательные задания.
  • Каков мой главный результат занятия, благодаря чему он достигнут
    Пока я не достигла никаких результатов, но в скором времени мои цели будут достигнуты.
  • Какие трудности встретились и как я их преодолевал (собираюсь преодолевать)
    Иногда попадались нудные вопросы, на которые отвечать было не самым интересным занятием.
    Локальный координатор Евстифеева Ольга Васильевна, «Эврика», г.Олекминск,
    Маленькая рефлексия дня
    &nbsp&nbspСегодня сумасшедший день — пока проинструктировала, рассадила всех (на разные профиль-классы) и обеспечила заданиями, не успела толком понаблюдать, кто как работал и вникнуть в суть заданий, впечатления пока только поверхностные. Больше времени ушло на группу Time. Имеем только один компьютер с доступом в Интернет, поэтому все материалы «кладовой» и проч сохраняли и растаскивали (простите за термин) дискетами. НО ЗАТО КАКИЕ МАТЕРИАЛЫ! Успевала выхватывать отдельные слова по диагонали. и радовалась, что такая актуальная для старшеклассников попалась тема и такой хороший педагог. Задания очень хорошо структурированы, ребятам понятны, они практически не обращались за помощью и разъяснениями. Упражнение руки в стороны выполняли вместе, и я с ними из любопытства — ох, и нелегкое это дело — борьба.
    Спасибо за сегодняшний день, удачи в остальные.
    Гайнуллина Фарида Кутдусовна, член оргкомитета
    Здравствуйте, Галина Михайловна!
    &nbsp&nbsp С огромным удовольствием приму участие вместе с ребятами в Вашем профиль-классе. Вчера так зачиталась литературой, которую Вы рекомендовали на страницах Вашего сайта, что не заметила, как наступило утро. Надеюсь, что профиль-классы будут такими же увлекательными :))
    Коршунов Дима
    &nbsp&nbspКогда я выполнял задания, я осознавал, сколько времени я раньше тратил впустую, а ведь его не вернёшь. Хотелось поделиться с друзьями новыми знаниями, приобретёнными при выполнении заданий. Главный результат – это, безусловно, то, что я оценил время абсолютно по-другому. Результат был достигнут благодаря текстам из «Кладовой».
    Тагиров Тимур
    &nbsp&nbspКогда я прочитал задание, не сразу дошел до сути. Я начал думать, что это не мое и хотел было бросить все, но потом собрался с мыслями и ответил на вопросы. Моим главным результатом было то, что я переборол себя и выполнил показавшиеся мне сложными задания. Для меня было сложно написать некролог, потому что я не мог представить свое будущее.

    Читайте также:  Что чувствуют люди при переломе ноги

    Источник

    Рефлексия: понятие, функции, виды
    статья на тему

    В настоящее время в учебном процессе основное внимание должно быть уделено не только процессу получения обучения новых знаний, но и процессу осознания субъектом образования своей деятельности. Ведь без понимания способов своего учения, механизмов познания и мыследеятельности учащиеся не смогут присвоить себе добытые ими знания. Рефлексия помогает учащимся сформулировать получаемые результаты, переопределить цели дальнейшей работы, скорректировать свой образовательный путь. Рефлексивная деятельность позволяет осознать учащемуся свою индивидуальность, уникальность и предназначение. В личностно — ориентированном обучении, в обогащающей модели обучения рефлексивная деятельность выступает на первый план.

    Скачать:

    Вложение Размер
    refleksiya_ponyatie.docx 29.13 КБ

    Предварительный просмотр:

    РЕФЛЕКСИЯ В ОБУЧЕНИИ: ПОНЯТИЕ, ФУНКЦИИ, ВИДЫ.

    В настоящее время в учебном процессе основное внимание должно быть уделено не только процессу получения обучения новых знаний, но и процессу осознания субъектом образования своей деятельности. Ведь без понимания способов своего учения, механизмов познания и мыследеятельности учащиеся не смогут присвоить себе добытые ими знания. Рефлексия помогает учащимся сформулировать получаемые результаты, переопределить цели дальнейшей работы, скорректировать свой образовательный путь. Рефлексивная деятельность позволяет осознать учащемуся свою индивидуальность, уникальность и предназначение. В личностно — ориентированном обучении, в обогащающей модели обучения рефлексивная деятельность выступает на первый план.
    Так что же означает термин «рефлексия»?

    Продолжите рефлексия –это ……. Слайд №2

    В словаре Рефлексия (от лат. reflexio — обращение назад) — процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний.

    Если обратиться к справочной литературе, энциклопедиям и словарям, то можно найти несколько трактовок этого понятия, в том числе и такие:
    a) Рефлексия от латинского «обращение назад»- процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний.
    b) Рефлексия-размышление, самонаблюдение, самопознание. (БЭС)
    c) С философской точки зрения «рефлексия»- форма теоретической деятельности человека, направленная на осмысление своих собственных действий и законов. (БЭС)
    d) Рефлексия — размышление о своем психическом состоянии, склонность анализировать вои переживания.
    e) Рефлексия — это принцип человеческого мышления, направляющий его на осмысление и осознание собственных форм и предпосылок, предметное рассмотрение самого знания, критический анализ его содержания и методов познания.

    (Философский энциклопедический словарь)
    По Хуторскому, рефлексия — это мыследеятельностный или чувственно- переживаемый процесс осознания субъектом образования своей деятельности.

    По мнению ряда ученых, без рефлексии нет учения: «Ребенок, повторяющий деятельность, заданную в образце сто раз, вполне может ничему не научиться. Тот, кто повторяет — не учится. Освоение происходит только тогда, когда в дело включается направляемая рефлексия, за счет которой и выделяются сами схемы деятельности — способы решения задач или рассуждения. Усвоение выступает как прямой продукт такого рефлексивного процесса».

    Рефлексивные способности обнаруживают уже 5 — 6-летние дети. Они могут назвать способы, которые они применяли, для того чтобы нарисовать картину, решить задачу или составить математический пример.

    Рефлексия подразумевает исследование уже осуществленной деятельности с целью фиксации ее результатов и повышения в дальнейшем ее эффективности. По итогам рефлексии можно не только обдумывать будущую деятельность, но и выстраивать ее реалистичную структурную основу, напрямую вытекающую из особенностей деятельности предыдущей.

    Рефлексия как образовательная деятельность относится к двум областям: онтологической, связанной с содержанием предметных знаний, и психологической, обращенной к субъекту деятельности и самой деятельности . Осмысливая собственную образовательную деятельность, ученик акцентирует внимание как на «знаниевых» продуктах деятельности, так и на структуре самой деятельности, которая привела его к созданию данных продуктов. Нужно отметить, что рефлексия подразумевает исследование уже осуществленной деятельности с целью фиксации полученных результатов и повышения эффективности деятельности в дальнейшем.
    Цели рефлексии — вспомнить, выявить и осознать основные компоненты деятельности: ее смысл, типы, способы, проблемы, пути их решения, полученные результаты и т.п. Без понимания способов своего учения, механизмов познания учащиеся не смогут присвоить тех знаний, которые они добыли.

    Рефлексия помогает обучающимся сформулировать получаемые результаты, переопределить цели дальнейшей работы, скорректировать свой образовательный путь. Если физические органы чувств для человека являются источником его внешнего опыта, то рефлексия — это источник внутреннего опыта, способ самопознания и необходимый инструмент мышления. Слайд №3

    Образовательная деятельность представляет собой «челночное» движение чередующихся деятельностей — предметной и рефлексивной.

    Особенно актуальна рефлексия для дистанционных форм обучения, когда преподаватель и обучающийся разделены пространством.

    Рефлексия подразумевает исследование уже осуществленной деятельности с целью фиксации ее результатов и повышения в дальнейшем ее эффективности. По итогам рефлексии можно не только обдумывать будущую деятельность, но и выстраивать ее реалистичную структурную основу, напрямую вытекающую из особенностей деятельности предыдущей.

    Методика организации рефлексии обучающегося может включать в себя следующие этапы.

    • Остановка предметной деятельности;
    • Восстановление последовательности выполненных действий;
    • Изучение составленной последовательности действий;
    • Формулировка полученных результатов;
    • Проверка гипотез в дальнейшей деятельности.
    Теперь охарактеризуем более подробно каждый этап.

    1. Остановка предметной (дорефлексивной) деятельности. Выполняемая по учебному предмету деятельность — математическая, интеллектуальная, художественная или иная — должна быть завершена или прекращена. Если решалась задача и возникла непреодолимая трудность, то решение приостанавливается и все внимание обращается к «разбору предыдущего полета».

    2. Восстановление последовательности выполненных действий. Устно или письменно описывается все, что сделано, в том числе и то, что не окажется важным обучающемуся на первый взгляд.

    3. Изучение составленной последовательности действий с точки зрения ее эффективности, продуктивности, соответствия поставленным задачам и т.п. Параметры для анализа рефлексивного материала выбираются из предложенных преподавателем или определяются обучающимся на основе своих целей.

    4. Выявление и формулирование результатов рефлексии. Выделяют несколько видов таких результатов, к которым относятся:

    предметная продукция деятельности — идеи, предположения, закономерности, ответы на вопросы и т.п.;

    способы, которые использовались или создавались (изобретались) в ходе деятельности;

    гипотезы по отношению к будущей деятельности, например: по качеству и количеству то-то возрастет так-то.

    5. Проверка гипотез на практике в последующей предметной деятельности.

    Проблема, с которой приходится сталкиваться при введении элементов рефлексии в традиционный учебный процесс, состоит в том, что обучающиеся обычно не обнаруживают причин своих результатов или проблем, затрудняются сказать, что именно происходит в ходе их деятельности.

    В качестве опоры для рефлексивной деятельности обучающимся можно предложить следующие ориентировочные вопросы (для самостоятельной работы или обсуждения с преподавателем):

    Каковы ваши главные результаты, что вы поняли, чему научились?

    Какие задания вызвали наибольший интерес и почему?

    Как вы выполняли задания, какими способами? Что вы чувствовали при этом?

    С какими трудностями вы столкнулись и как вы их преодолевали?

    Каковы замечания и предложения на будущее (себе, преподавателям, организаторам)?

    В ходе проведения учебных занятий предлагаемые ученикам рефлексивные вопросы могут быть более приближены к изучаемому материалу и содержанию учебной деятельности по предмету. Важен психологический подход к организации рефлексии обучающегося. Задача преподавателя — создать такие условия, чтобы обучающиеся захотели обсуждать учебные материалы или свою деятельность. Эффективной оказывается рефлексия чувств , т.е. вербальное или невербальное описание чувств и ощущений, возникающих в той или иной образовательной ситуации.

    Рефлексия связана с другим важным действием — целеполаганием. Постановка обучающимся целей своего образования предполагает их выполнение и последующую рефлексию — осознание способов достижения поставленных целей. Рефлексия в этом случае — не только итог, но и стартовое звено для новой образовательной деятельности и постановки новых целей.

    Сочетание целеполагания и рефлексии в различных видах деятельности должно повторяться систематически. Данная работа приводит к тому, что обучающиеся начинают самостоятельно формулировать свои цели. Рефлексия в конце изучения курса или завершения учебного процесса помогает выявить и закрепить результаты образовательной деятельности.

    К функциям рефлексии в педагогическом процессе можно отнести:

    • диагностическую функцию – выявление уровня взаимодействия между участниками педагогического процесса, уровня эффективности данного взаимодействия, отдельных педагогических средств;
    • проектировочную – предполагает моделирование, проектирование предстоящей деятельности, взаимодействия, целеобразование в деятельности;
    • организаторскую – выявление способов и средств организации продуктивной деятельности и взаимодействия;
    • коммуникативную — рефлексия как условие продуктивного общения педагога и воспитанника;
    • смыслотворческую – формирование в сознании участников педагогического процесса смысла их собственной деятельности, смысла взаимодействия;
    • мотивационную – определение направленности и целевых установок деятельности;
    • коррекционную — побуждение участников педагогического процесса к корректировке своей деятельности, осуществляемого взаимодействия

    Рефлексия способствует развитию трёх важных качеств человека, которые потребуются ему в XXI в., чтобы не чувствовать себя изгоем.

    • Самостоятельность. Не учитель отвечает за ученика, а ученик, анализируя, осознаёт свои возможности, сам делает свой собственный выбор, определяет меру активности и ответственности в своей деятельности.
    • Предприимчивость . Ученик осознаёт, что он может предпринять здесь и сейчас, чтобы стало лучше. В случае ошибки или неудачи не отчаивается, а оценивает ситуацию и, исходя из новых условий, ставит перед собой новые цели и задачи и успешно решает их.
    • Конкурентоспособность. Умеет делать что-то лучше других, действует в любых ситуациях более эффективно.

    Виды рефлексии. Слайд №4

    Осуществлять рефлексию можно по – разному: это элементы рефлексии на отдельных этапах урока; рефлексия в конце каждого урока, темы курса; постепенный переход к постоянной внутренней рефлексии.

    1 вид. Рефлексия настроения и эмоционального состояния ( описание своих эмоций, настроения);

    2 вид. Рефлексия содержания учебного материала.

    3 вид. Рефлексия деятельности ( писание своей деятельности «Что делал? Какой способ применил и т.д.)

    При выборе того или иного вида рефлексии необходимо учитывать цель урока, содержание и степень трудности учебного материала, тип урока, способы и методы обучения, возрастные и психологические особенности учащихся.

    Рефлексию, связанную с исследованием субъектом самого себя, результатом которой является переосмысление себя и своих отношений, называют личностной.

    В зависимости от обстоятельств на уроке можно использовать один из видов деятельности, отражающих четыре сферы человеческой сущности: Слайд №5

    Физическую ( успел – не успел, легко – тяжело);

    Сенсорную ( самочувствие: комфортно – дискомфортно, интересно –скучно);

    Интеллектуальную ( что понял, что осознал — что не понял, какие затруднения испытывал);

    Духовную ( стал лучше – хуже, созидал или разрушал себя, других).

    Следует учитывать, что духовная рефлексия допускает лишь письменную, индивидуальную форму проверки без огласки результатов.

    В начале урока традиционно может проводиться рефлексия эмоционального состояния и настроения, место этого вида рефлексии обусловлено установлением необходимого эмоционального контакта с классом. Часто этот вид рефлексии используется и в конце занятия для закрепления его благоприятного исхода. Инструментарием педагога в таких случаях является материал, влияющий на сферу чувств – картины, музыка, разноцветные карточки, изображения, отражающие спектр эмоций.

    Рефлексия деятельности помогает оптимизировать учебный процесс. Ученики с её помощью осмысливают свой образ работы с учебным материалом (методы, приёмы, упражнения). То есть они сами участвуют в повышении эффективности учебного процесса. Часто используется такая рефлексия на этапе актуализации знаний, умений, навыков. В конце урока также весьма продуктивен этот вид рефлексии, он позволяет оценить активность учеников на всех этапах урока. Слайд №6

    Рефлексия содержания учебного материала помогает выявить такой фактор, как осознание содержания материала. В этом случае используются самые разные приёмы, основанные на слиянии имеющихся знаний с новыми, на анализе субъективного опыта.

    Рефлексия бывает:
    а) индивидуальная – формирование реальной самооценки (-за что ты можешь оценить свою работу, — беседа с ребенком по результатам самооценки – почему выбран тот или иной уровень)
    б) групповая – акцентирование ценности деятельности каждого члена группы для достижения максимального результата в решении поставленной задачи. («Смогли бы сделать, если бы с нами не работал ….(имя)» «Какую помощь в работе оказал… (имя)»)
    Традиционно в психологии различают несколько видов рефлексии :
    • Коммуникативная — ее объектом являются представления о внутреннем мире другого человека и причинах его поступков. Здесь рефлексия выступает механизмом познания другого человека.
    • Личностная — объектом познания является сама познающая личность, ее свойства и качества, поведенческие характеристики, система отношений к другим.
    • Интеллектуальная — проявляется в ходе решения различного рода задач, в способности анализировать различные способы решения, находить более рациональные, неоднократно возвращаться к условиям задачи. Слайд №7

    Школьный урок – это часть жизни ребенка и, в то же время, это урок жизни для него. Это сама жизнь, полная проблем и радости открытий. Школьный урок – это место проживания счастья жизни ребенком. Он учится осмысливать окружающую действительность, любить мир и людей в нем, оценивать свои мысли и поступки с позиции требований современного общества, формировать ответственность за самого себя, свою жизнь настоящую и будущую.

    Современный урок в условиях ФГОС открывает перед педагогом широкую возможность проживания ребенком счастья жизни на всех его уровнях. Именно в рамках урока формируется у школьника способность быть счастливым.

    Всё, что делается на уроке по организации рефлексивной деятельности – не самоцель, а подготовка к развитию очень важных качеств современной личности: самостоятельности, предприимчивости и конкурентоспособности.

    Однако, процесс рефлексии должен быть многогранным, так как оценка должна проводиться не только личностью самой себя, но и окружающими людьми.

    Любой человек с радостью делает то, что у него хорошо получается. Но любая деятельность начинается с преодоления трудностей. У рефлексивных людей путь от первых трудностей до первых успехов значительно короче.

    В нашей профессии нет предела совершенству. То, что ещё вчера казалось единственно возможным, выглядит сегодня устаревшим.

    Появляются новые идеи и желание что-то изменить. И любой творчески работающий учитель находится в постоянном поиске.

    Вернемся к рефлексивным вопросам и зададим их себе:

    — Каковы результаты моей деятельности?

    — Как я этого достиг?

    — Можно ли сделать лучше?

    — Что я буду делать дальше? Слайд №8

    Пока учитель задаёт себе эти вопросы, он развивается. Как только он начинает довольствоваться достигнутым – прекращается его профессиональный рост. Безусловно, рефлексия является обязательным условием саморазвития не только ученика, но и учителя.

    Источник

    Читайте также:  Депрессия беременных 3 триместр симптомы
  • Оцените статью