Чувственная жизнь как норма поведения
Толковый словарь Ефремовой . Т. Ф. Ефремова. 2000 .
Смотреть что такое «кама» в других словарях:
КАМА — KAMA (санскр. käma) термин индийской мысли, обозначающий чувственное желание или чувственное наслаждение. В индуизме кама представляет удовлетворение чувственных желаний как одну из целей, а значит и ценностей, человека (пурушартха). Из всех… … Философская энциклопедия
Кама — река, лп Волги; Удмуртия, Кировская обл., Коми Пермяцкий ао, Пермская обл., Татарстан. В русск. летописях впервые упоминается под 1220 г. как Кама. Известен ряд этимологии. Согласно наиболее правдоподобной из них название Кама, как и названия… … Географическая энциклопедия
Кама — Кама комбинированное толокно. Его приготовляют из муки, смолотой из предварительно обжаренных семян ржи, овса, ячменя, гороха, черных бобов, взятых в равных долях. Кама как продукт характерна только для эстонской кухни. Это один из… … Большая энциклопедия кулинарного искусства
КАМА — Бог брака и любви у индейцев. Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык, с означением их корней. Михельсон А.Д., 1865. КАМА Бог брака и любви у индейцев. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка.… … Словарь иностранных слов русского языка
кама — Эстонское национальное комбинированное толокно, смесь муки из предварительно обжаренного зерна ржи, овса, ячменя, гороха, бобов, взятых в равных долях. Это один из древнейших продуктов народов Прибалтики, оставшийся от времен неолита и… … Кулинарный словарь
КАМА — КАМА, река в европейской части России, левый, самый крупный приток Волги. Длина 1805 км. Истоки на Верхнекамской возвышенности, впадает в Куйбышевское водохранилище. Главные притоки: Вятка, Белая, Чусовая, Вишера. Молевой сплав леса по Каме и… … Современная энциклопедия
КАМА — река в Европейской части Российской Федерации, левый, наибольший приток Волги (впадает в Куйбышевское вдхр.). 1805 км, площадь бассейна 507 тыс. км². Средний расход воды 3500 м³/с. На Каме Камская, Воткинская, Нижнекамская ГЭС. Главные… … Большой Энциклопедический словарь
КАМА — КАМА, река в Предуралье, левый, наибольший приток Волги (впадает в Куйбышевское водохранилище). 1805 км, пл. бассейна 507 тыс. км2. Средний расход воды 3500 м3/с. На Каме Камская, Боткинская, Нижнекамская ГЭС. Гл. притоки: Вятка, Белая, Чусовая,… … Русская история
КАМА — (др. инд. kâma, «желание», «чувственное влечение», «любовь»), в древнеиндийской мифологии бог любви. К. определяется в ведийских текстах как «саморожденный», вышедший из сердца Брахмана, как сын Дхармы. В «Атхарваведе» его неоднократно призывают… … Энциклопедия мифологии
кама — сущ., кол во синонимов: 4 • бог (375) • боги любви и брака (17) • река (2073) • … Словарь синонимов
Кама — Камилла Словарь русских личных имен. Н. А. Петровский. 2011 … Словарь личных имен
Источник
Коллеги осудили поведение Собчак после смертельного ДТП: погибшая выбирала жизнь
Простят ли звёздной телеведущей побег с места происшествия, если за рулем был нанятый водитель
Как стало известно, 9 октября около 21-00 между Адлером и Красной Поляной Mercedes-Benz Maybach S500, в котором ехала Ксения Собчак, во время обгона лоб в лоб столкнулся с Volkswagen, две пассажирки которого в результате ДТП погибли, а еще один пассажир госпитализирован в тяжелом состоянии. Сразу же после столкновения Собчак с охраной и помощниками пересела в другой автомобиль и просто уехала. Скорую помощь пострадавшим вызвали очевидцы ДТП. В СМИ информация в СМИ о случившемся просочилась лишь после полудня 10 октября.
Фото: Лилия Шарловская
Как выяснилось, перед смертельной аварией Ксения Собчак была ведущей концерта по случаю старта продаж дома-курорта «Сан-Сити» в Сочи. В мероприятии принимали участие Леонид Агутин, Рената Литвинова, Земфира, Матильда Шнурова, «Дискотека Авария» и другие. После концерта Собчак с командой направилась в аэропорт, по дороге к которому и случилось ДТП.
Примечательно, что спустя несколько часов после трагедии в Instagram Ксении Собчак был опубликован рекламный пост о свойствах счастья, в котором «светская львица» раздавала советы своим подписчикам, как его обрести. А в канале «Кровавая барыня» в Телеграм утром была опубликована заметка об Анне Политковской. И – ни слова о происшедшем на сочинской трассе.
Заговорила Ксения Собчак уже около 15-00 10 октября, написав оправдательный пост о том, что «Я была в машине. Машина не моя, как и водитель. Я не подгоняла водителя , конечно же. Никто из нас не подгонял. Во время поездки я общалась по работе в зуме и есть запись того, как я это делаю. Это было конкретное личное решение водителя, это правда». При этом она пожаловалась на сотрясение мозга и многочисленные травмы, подчеркнув, что отказалась от госпитализации и приняла решение лететь на самолёте в Москву. Что касается утреннего рекламного поста в Instagram, то, по уверению Собчак, «он вышел с отложки, его забыли снять».
«Пишу пост я. Телега не моя, кобыла не моя. Меня сейчас ассистентка переводит из кухни в зал. Я очень хорошая, я сильнее пострадала, чем остальные. У меня очень болит голова. Мне можно помочь и меня надо жалеть. Других не надо жалеть. Им уже не помочь. Коллеги по журналистскому цеху довольно негативно прокомментировали случившееся в Сочи», – так прокомментировала публикацию Собчак главред издания «Daily Storm» Анастасия Кашеварова. Она же подчеркнула, что «…я верю в тех, кто ее спонсирует, что хватит! Вы породили монстра. Бездушного, алчного, бессовестного монстра. И они поняли давно это. И наконец-то будет поставлена точка… На карьере Собчак можно ставить крест. Ей это не простят».
«Этот пост пишу лично я, произошла вот такая фигня, я никуда не лечу и не еду, ну, разве что, только в ближайшую среду…» – сыронизировал известный теле и радиожурналист Максим Кононенко, добавив, что «вместо того, чтобы сейчас обвинять Собчак в том, что она уехала с места происшествия, к которому не имела ни малейшего отношения, лучше бы попробовали помочь семье погибших».
«В ближайшие пару дней нас ждет обсуждение на тему — виноват ли пассажир такси, едущий в аэропорт, в том, что его водитель выскакивает на встречку и убивает двух пассажиров, а третьего в тяжелом состоянии отправляет в реанимацию. Если рассуждать гипотетически, то самому водителю нет резона спешить в аэропорт — это не он опаздывает на самолет. Ему все равно заплатят. Он будет спешить, только если его об этом попросит пассажир. Так же общество будет обсуждать моральный облик пассажира автомобиля, произведшего две смерти. Вопрос будет звучать так: «А имел ли пассажир моральное право сразу уезжать с места трагедии на другом такси?». Поговорят, поговорят, а потом все забудут. Не потому, что пассажиру простят все, а потому, что от этого пассажира ничего другого и не ждали», – отметила заместитель главного редактора журнала «Русский Репортер» Марина Ахмедова.
Как стало известно, одна из погибших в этом ДТП – 35-летняя Екатерина Тарасова, инструктор курсов по растяжке и медитации. За несколько часов до трагедии она написала у себя в сторис «Я выбираю жизнь, я хочу быть живой, я выбираю себя. »Очевидно, что ответственность за смертельное ДТП лежит на 39-летнем водителе Maybach Олеге Цое, который, по сообщению прокуратуры, уже признал свою вину. Он является сотрудником элитной службы такси, и авто, которым он управлял, была взято в аренду. Возбуждено уголовное дело по статье «Нарушение правил дорожного движения, повлекшее смерть человека». Что касается Ксении Собчак, то здесь идет речь о вопросах моральности или аморальности ее дальнейших действий.
Источник
БОЖЕСТВЕННОСТЬ СОВПАДЕНИЙ чудо чувственной жизни
На этой планете создатель не обделил жителей чудесами. Грех жаловаться — сенсорное, мыслительное, фантазийное — масса удивительных опций доступно каждому из нас. Но то, чему я лично больше всего дивлюсь и радуюсь — это, конечно, мир чувств. Самое большее благоговение и трепет вызывают у меня наблюдения за тем, каким невероятно удивительным образом сплетаются узоры судьбы разных людей. Всегда идеально подходящих друг другу. Всегда встречающие друг друга ровно вовремя. Всегда составляющие вместе идеальный пазл, складывающийся в уникальный и всегда неповторимый жизненный узор. Вот чудо из чудес.
Мы уже выяснили (много раз, в разных текстах) что каждый человек индивидуален и совершенно неповторим. И вот, бывает, слушаешь чью-нибудь жизненную историю (а слушаю я истории в большом количестве) или просто наблюдаешь за близким или даже просто случайным попутчиком и диву даешься, как невероятно красив и уместен его отношенческий узор. И «болезненные» части совпадают. И «здоровые». И все ровно в той степени и форме, в какой надо. Всегда. И неважно, что люди иногда спорят и ругаются. И неважно, что у них иногда даже не получается остаться вместе. И неважно, что сами они не верят в то, что идеально подходят друг другу именно в той форме отношений, которую до поры до времени живут. Все настолько четко совпадает с тем, что каждому нужно. что проще даже узнать что кому нужно, посмотрев буквально на то, что есть. Вы себя любите в другом? Готовы ли вы любить себя во всем своем окружении?
Иногда поначалу складывается впечатление, что один партнер, скажем, мудрее и в целом психически стабильнее и здоровее другого. Но стоит приглядеться и понимаешь — нет, опять все идеально. Другой просто отражает внутренний мир. Отражает. Проявляет то, что скрыто в тебе. Иногда так точно, что страшно этим в полной мере проникнуться. И мы робко уводим взгляд от внимательного проникновения личность другого человека в мысли о себе, о судьбе, в быт или даже в сторонние отношения (но, впрочем, и там встречаем только себя). Как часто мы уводим внимание от самых близких людей, только чтобы не столкнуться с собственной психической реальностью в них. Оттого-то и говорят психологи о глубокой внутренней боли людей, неспособных на долгосрочную привязанность — они просто слишком сильно боятся себя самих, собственной слабости, собственной агрессии.
Я много раз подвергала эту аксиому сомнению, много встречала людей и сама вступала в разные отношения. И каждый раз, стоит только хотя бы слегка успокоить внутренний хаос — жизнь снова блистает этим удивительным порядком. Вы — это все, с кем вы состоите в отношениях. Весь хаос — это просто мысли. Жизнь, как есть — это воплощение божественного порядка. Для меня самым удивительным образом этот порядок выражается в человеческих взаимоотношениях.
Разумеется, я не имею в виду только любовные отношения. Ваши родные, ваши друзья — все это вы. Даже люди, за которыми вы просто наблюдаете в очереди или беседуете в самолете. Даже это вы. В тот момент, когда вы с ними взаимодействуете.
Вы никого не выбираете. Вас никто не выбирает. Вы не принимаете решения, когда начнутся отношения и когда нить связи с тем или иным человеком оборвется. Знаю, что иногда кажется, что именно это вы и делаете (выбираете). Но если вы честно и беспристрастно взглянете на то, как есть (как было) и на то, что вы вообще не знаете что будет — станет очевидным, что вы совершенно не управляете этим процессом. Вы может быть, думаете, что своих детей вы воспитываете и что они — следствие ваших действий. Мне ближе мысль (а вернее, для меня очевидно), что даже дети — это отражение вашего внутреннего мира. Они такие как вы. Частенько показывают вам буквально то, что вы прячете от себя в самых дальних уголках души. И потому их поведение иногда так сильно возмущает, а иногда — так вдохновляет.
Жутковато. Но как красиво. Каждый в вашей жизни — это вы сами. Вы ничего не можете сделать. Но какое бескрайнее поле для самопознания и самовыражения. И восхищения. И радости. И всех остальных чувств, составляющих эту удивительную жизнь. В которой бояться нечего и некого. В которой все всегда так, как должно быть. Именно тогда, когда это нужно.
Источник
Основные учения в этике Древней Индии
Этические учения Древней Индии.
Первые этические системы сформировались на Древнем Востоке: в Древней Индии и Древнем Китае.
Общим литературным источником для культуры Древней Индии были Веды: сборник религиозных текстов, гимнов, ритуальных формул. В связи с этим этическая традиция в целом оформилась как религиозная.
Древнеиндийское общество представляло собой образец традиционного общества с варновой (кастовой) социальной структурой. Поскольку прижизненное изменение варнового статуса было для индивида неосуществимым, «учение о правильной жизни» предписывало ему в социальном плане — тщательное исполнение обычаев и традиций своей касты, а в духовном — стремление за пределы материально-чувственной реальности. Реинкарнация (перерождение в новом теле) считалась способом преодоления кастовой ограниченности.
Особенности древнеиндийской этики, обусловленные указанными выше социокультурными предпосылками:
1) традиционализм, т.е. непрерывность этической традиции, сохранение на протяжении столетий категориального аппарата и общей системы мировосприятия;
2) религиозный характер подавляющего большинства этических учений;
3) аскетическая жизнь, т.е. воздержание от чувственных удовольствий считалось наиболее предпочтительным «путем правильной жизни»;
4) неиндивидуалистическая ценностная ориентация индивида, согласно которой задача личности — раствориться в духовном первоначале.
Основные понятиядревнеиндийской этической традиции:
· брáхман – духовное первоначало мира;
· майя – материальный мир, все телесное, чувственное, представляющее собой «великую иллюзию»;
· сансара – «колесо перерождений», понятие, обозначающее идею посмертного переселения душ, реинкарнацию;
· карма – в этике: закон справедливого воздаяния, обусловливающий характер реинкарнации;
· нирвана – угасание чувственности, забвение майи, избавление от сансары, прекращение перерождений и слияние с брахманом, «высшее блаженство».
В Древней Индии в VI в. до н.э. на основе религиозного учения сформировалось нравственно-этическое учение брахманизма. Основополагающей идеей этого учения стало представление о Брахме как абсолютной божественной первооснове всего сущего и атмане как его индивидуальном проявлении. Брахма рассматривается как активное творческое начало, мировая душа, духовная субстанция, из которой все порождается и во что все превращается. Духовная сущность человека представляет индивидуальное проявление Брахмана – атман.
Смысл существования человека состоит в том, чтобы на основе праведной жизни получить возможность объединить индивидуальную душу – атман – с Мировой душой – Брахмой. В достижении этой цели брахманисты видят величайшее благо и высшее назначение.
По учению брахманизма, слияние человеческого начала с божественным невозможно в течение одной жизни. Должна пройти длительная череда перевоплощений – Сансара. Сансара – колесо жизни – это круговорот перерождений, повторных рождений и смертей, которые осуществляет каждое существо. Этот круговорот подчиняется общему закону – Карме. В широком смысле слова Карма – это общая сумма совершаемых каждым живым существом поступков и их последствий, которые определяют характер его нового рождения, т.е. дальнейшего существования. В узком смысле, карма – это влияние совершенного действия на характер настоящего и последующего существования. Каждому индивиду, каждому сословию (касте) предписана Брахмой своя Карма.
С понятием сансары и кармы тесно связано в брахманизме понятие дхармы. Понятие дхармы выражает некую безличную закономерность Вселенной, которая находится в самих вещах и явлениях. Все подчинено этой закономерности: боги, природа, люди. Благодаря ей устанавливается место каждого явления, каждой частицы мироздания в целом. В нравственно-этическом учении делается акцент на дхарме каждого отдельного человека и сословия (касты), к которому он принадлежит. Дхарма понимается как долг – совокупность религиозных и общественных обязанностей каждого человека и каждого сословия. Соблюдение дхармы, следование долгу означает выполнение человеком своего предназначения в этом мире.
Тот, кто всегда ревностно и усердно исполняет истинную дхарму и прошел всю лестницу превращений, достигает освобождения из потока сансар и сливается с Брахмой. Это состояние освобождения от перерождений и достижение абсолютного блаженства называется мокшей. Совокупность средств, с помощью которых можно слиться с духовной основой мира, называется йога. Йога понимается, прежде всего, как совершенствование своих духовных сил на основе принципа аскетизма.
Как и всякая религиозно-нравственная концепция, этика брахманизма на первое место выставляет религиозные ценности: уважение и почитание богов и их служителей, брахманов, содержание брахманов, принесение богам жертвоприношений, культивирование добродетелей смирения, ненасилия и покорности. Чувственные радости жизни признаются чем-то ненастоящим, от чего необходимо воздерживаться и отказываться во имя будущей жизни.
Наряду с религиозными добродетелями брахманизм культивировал и целый ряд общечеловеческих нравственных норм: почитание предков и сохранение обычаев, уважение к родителям и вообще старшим, гостеприимство, доброжелательное отношение ко всему живому, правдивость, благочестие, щедрость, воздержание от гнева и стремлений к удовольствиям.
Наоборот, в качестве адхармы, т.е. нарушения истинной дхармы, влекущей к порочному образу жизни и поведению, брахманизм видит непочитание истинного учения, несоблюдение кастовых установлений, алчность к чужому, воровство, ложь и клевету, гнев, оскорбление и насилие.
Причем, опираясь на принципы дхармы и кармы, брахманизм недвусмысленно предупреждает нарушающего дхарму о том, что польза от неблаговидных дел весьма призрачна, а сами дела не останутся безнаказанными для совершившего их человека (если не для него самого, то для его потомков).
Таким образом, этика брахманизма предстает как одна из первых религиозно-этических систем, призванных духовными средствами цивилизовать общество и человека, гармонизировать отношения между ними, дать человеку ценностные ориентиры, определить круг основных обязанностей и придать жизни какой-то смысл.
В VI в. до н.э. в Древней Индии возникает оппозиционное ортодоксальному брахманизму учение – буддизм, названное по имени своего основателя Будды (буквально – «просветленный»). В рамках буддизма наряду со своеобразными космологическим и социальным учениями сформировалось и оригинальное религиозно-нравственное учение. Формируя свое религиозно-нравственное учение, Будда опирался на знакомую всем индийцам брахманистскую традицию. Он использует в своем учении принцип перерождения (сансары), идею воздаяния (кармы), праведного пути (дхармы) достижения блаженства – мокши, которая заменена в буддизме нирваной.
По буддизму, жизнь во всех ее проявлениях есть выражение различных комбинаций или «потоков» нематериальных частиц – дхарм. Сочетание дхарм определяет бытие всего существующего в этом мире: человека, животных, растений, неорганической природы. После распада соответствующего сочетания наступает смерть, но дхармы не исчезают бесследно, а образуют новую комбинацию. Эта комбинация осуществляется в соответствии с законом кармы – воздаяния в зависимости от поведения в предыдущей жизни. Бесконечная цепь перерождений (сансара), или колесо жизни может быть прервано. Именно к этому и должен стремиться каждый человек. Прекращение перерождений, вызывающих страдания, достижение состояния покоя, блаженства, слияния с Буддой – такова главная цель человеческих усилий. Таким образом, в буддизме главный упор делается на то, что уже здесь, при жизни, человек может обрести состояние бесстрастия, покоя, просветления.
Как видно из всего вышеизложенного, буддизм не только заимствует ряд важных положений из брахманизма, но и противопоставляет свое учение учению брахманизма. Он отказывается признавать необходимым деление всех людей по кастовому признаку. По его учению, все люди располагают равными возможностями встать на путь просветления. Сословные, этнические и вообще социальные различия признавались вторичными, производными от уровня, степени нравственной близости человека к пути, указанному Буддой, и, соответственно, могли быть изменены в процессе нравственного самоусовершенствования.
Второй важной особенностью буддизма является перемещение акцента с коллективной на индивидуальную религиозно-нравственную жизнь. Согласно буддизму, человек мог вырваться из сансары индивидуальным усилием, осознав и сформулировав свой личный «праведный путь», и, повлияв на судьбу, изменить воздаяние.
Эти установки Будды были сформулированы в виде четырех основных положений его религиозно-нравственного учения:
1) сущность жизни есть страдание;
2) причина страданий – желания и привязанности;
3) чтобы избавиться от страданий, надо с корнем вырвать желания и привязанности;
4) для этого необходимо вести добродетельную жизнь по законам правильного поведения и нравственного знания.
Таким образом, суть религиозно-нравственного учения буддизма сводится к призыву – каждому человеку встать на путь поиска внутренней свободы, полного освобождения от всех оков, которые несет в себе человеческая жизнь. Обрести просветление для буддиста означало прежде всего обретение полноты внутренней свободы, освобождение от пут жизни и смерти, прекращение цепи перерождений.
Каким же образом, с точки зрения буддизма, обретается это освобождение? Ответ гласит: освобождение обретается в нирване. Нирвана – наряду с просветлением является ключевым понятием буддизма. Слово «нирвана» в переводе с санскрита означает «затухание», «угасание». По учению буддизма, нирвана – это внутреннее состояние человека, при котором угасают все чувства и привязанности, а вместе с ним и весь окружающий человека мир. «Мудрые, – учил Будда, – угасают, как лампады». Это внутреннее угасание освобождает человека от его страдающего «Я», и от самой жажды жизни, влекущей все живые существа к новым и новым перерождениям. Тем самым разрывается власть кармы, и просветленный человек – мудрец – до конца растворяется в блаженной пустоте абсолютного покоя.
Смысл нирваны состоит в том, что она ставит человека по ту сторону необходимости. И в этом значении нирвана равна свободе. Эта свобода понимается лишь как отрицание полной зависимости, «свобода от . ». Подлинная же свобода не только отрицает, но и утверждает бытие человека как личности, его самоценное достоинство и неисчерпаемые творческие силы. Но личность еще не сформировалась в Древней Индии VI в. до н.э. И поэтому полная свобода истолковывается Буддой как полнота отрицания: нирвана лежит не только по ту сторону необходимости, но и по ту сторону всякого бытия. Нирвана освобождает человека не только от необходимости, но и от собственного «Я», от всякого положительного содержания и потому не может быть вполне адекватно выражена ни в слове, ни в образе.
Нирвана манит к себе, как «внутренний остров», достигнув которого мудрец –просветленный – обретает независимость от людей и богов и даже от самой природы. «Тот несравненный остров, где ничем не владеют и ничего не жаждут, я называю Нирваной, разрушением смерти и гибели», – говорил Будда. «Немногие достигают этого острова, но тем, кому удалось это сделать, даже боги завидуют».
По буддийскому учению, люди не одиноки на пути к просветлению, в этом им помогает Будда, а также бодхисаттвы – существа, которым осталось сделать последний шаг для достижения нирваны, но которые его не делают сознательно, чтобы помочь людям обрести покой. Однако главное на этом пути должен сделать сам человек. Просветление и нирвана достигаются ценой собственных усилий. Для этого человек должен проделать путь по «восьмеричной дороге». Каковы же основные вехи этого пути?
1. Правильные взгляды, т.е. взгляды, основанные на «благородных истинах».
2. Правильная решимость, т.е. готовность к подвигу во имя истины.
3. Правильная речь, т.е. доброжелательная, искренняя, правдивая.
4. Правильное поведение, т.е. непричинение зла.
5. Правильный образ жизни, т.е. мирный, честный, чистый.
6. Правильное усилие, т.е. самовоспитание и самообладание.
7. Правильное внимание, т.е. активная бдительность сознания.
8. Правильное сосредоточение, т.е. верные методы созерцания и медитации.
Овладение этими принципами рассматривалось Буддой как некий ряд постепенно восходящих ступеней. На вершине лестницы, ведущей к нирване, человек находит высшее просветление, состояние самбоджи (самадхи).
Параллельно с постоянным подчеркиванием необходимости духовных волевых усилий по самоовладению буддизм разворачивает широкую панораму нравственных установлений, наполненных общечеловеческим гуманистическим содержанием. Здесь обращает на себя внимание требование скромности и простоты в жизни, умеренности и воздержанности во всем, вежливости и терпеливости в общении с людьми. Буддизм настаивает на уважительном отношении к старшим, требует не причинять вреда всему живому, отказаться от грубости, зависти, гнева, ненависти. Ненависть, утверждает буддизм, должна кончаться отсутствием ненависти, а не другой ненавистью. Творящий зло никогда не достигает умиротворения, ибо он вечно пребывает в состоянии озлобленности, зависти и недоброжелательности, и сотворенное им зло возвращается к этому глупцу, как пыль, поднятая против ветра.
Человек, постигший истинную дхарму, принимает на себя обязательства быть добрым, отзывчивым, скромным и незлобивым, отказавшись от всяких привязанностей в жизни, проповедуя своей жизнью смирение и неделание зла. Он должен быть правдивым и нежадным, радостным и приветливым, не выискивать чужие недостатки и избавляться от собственных недостатков посредством постоянной работы над собой, выдержки и долготерпения – именно в этом заключается высший аскетизм, ведущий к нирване.
Этическая доктрина буддизма базируется на «четырех благородных истинах»:
· жизнь есть зло и страдание;
· причиной страданий являются наши желания и жажда жизни;
· чтобы избавиться от страданий, надо избавиться от желаний;
· к избавлению от желаний ведет «восьмеричный путь спасения», который уже на первой ступени предполагает: воздержание ото лжи, от причинения зла живому, от воровства, от чувственных удовольствий эгоистических мотивов и концентрации на собственной личности. Буддизм не предполагает жесткого аскетизма, предпочитая «срединный путь».
Другое этическое учение Древней Индии называемоеджайнизм отличалось чрезвычайным фанатизмом в исполнении аскетических предписаний. Предполагалось буквально следовать требованию «не причинять зло живому», не только избегать чувственных наслаждений, но и постоянно изнурять тело аскетическими упражнениями с целью разорвать всякую связь с материальной действительностью.
Источник