Чувственная форма духовного познания

Познание как форма духовного освоения человеком мира. Структура познания: чувственное и рациональное.

Познание является высшей формой отражения объективной действительности. Однако считать его формой только духовного освоения действительности можно только при определенных теоретических предположений, то есть абстрагирования процесса познания от практики (производственной и социально-исторической).

Познание как совокупное знание и методы его получения — это продукт, результат человеческой деятельности в целом. Практика также диктует цели познания, его возможные пределы, определяет предметную зону и является критерием истины. Таким образом, это духовная составляющая преобразовательной деятельности человека.

Становление познания как формы духовного освоения действительности происходит с формированием и развитием специализированного духовного производства, когда познавательная деятельность превращается в относительно самостоятельный и отдельный вид деятельности, оторванный от практики (материального производства).

Познание как форма духовного освоения действительности ориентированное на овладение миром и человеческим бытием в нем через получение субъективно истинного знания, через отражение структуры и закономерностей реальности в сознании человека.

Сознание, создавая идеальный образ, чувственное и мысленное отражение действительности, в своем существовании и развития относительно самостоятельная. Удваивая мир духовно, она дает возможность осуществлять практическую деятельность начала в идеальном плане, а затем в сфере материальных объектов.

Сущность познания как духовного освоения действительности раскрывают прежде всего такие свойства сознания.

1. Сознание как отражение действительности (субъективный образ объективного мира).

2. Относительная самостоятельность, активность и творческий характер сознания.

3. Сознания присуща способность определения целей. На основе сознания человек определяет свои потребности, возможности, оформляет их как цели, ищет пути и контролирует реализацию достижения этих целей.

Познание как духовное освоение действительности характеризуется тем, что способ человеческого существования — деятельность, то есть не приспособление к внешней среде, а активная, целенаправленная его изменение, преобразование. Чтобы нормально существовать, действовать, человек сначала должен получить точный образ объективной реальности. Она имеет познать ее, овладеть своим духом.

И чем сложнее становится жизнедеятельность людей, масштабность воздействия на природу, повышения социальной организации, тем большей активизации и развития познавательной деятельности это требует.

Высшей формой духовного освоения действительности становится наука

Чувственное познание опирается на образы, возникающие в сознании в результате деятельности пяти основных чувств человека — зрения, слуха, вкуса, обоняния и осязания.

К формам чувственного познания относят:

Ощущение — элементарный чувственный образ, отображающий отдельные, единичные свойства предмета. Можно изолированно ощущать вкус, цвет, запах, звук и т.д. Например, для лимона характерны ощущения кислоты, желтизны и т.д.;

Восприятие — отображение не отдельных свойств, а их системы, целостности. Например, мы воспринимаем лимон не как кислоту или желтизну, а как целостный предмет. Наше восприятие лимона включает в себя и его цвет, и его вкус, и его запах в неразрывном единстве: оно подразумевает не работу отдельного чувства, а согласованную деятельность нескольких или всех основных чувств;

Рациональное познание, основанное на абстрактном мышлении, позволяет человеку выйти за ограниченные рамки чувств.

К формам рационального познания относят:

Понятие — мысль, которая отражает предметы, явления и связи между ними в обобщенной форме. Например, понятие «человек» не тождественно простому чувственному образу какого-то конкретного человека, а обозначает в обобщенном виде мысль о любом человеке — кем бы он ни был. Аналогично понятие «стол» включает в себя образы всех столов — различной формы, размеров, окраски, а не какой-либо определенный образ стола. Таким образом, понятие схватывает не отдельные признаки предмета, а его сущность, в частности, в случае стола — его функции, использование (перевернутый ящик тоже может входить в понятие «стол», если он используется в таком качестве);

Читайте также:  Чувство постоянного страха что это

Суждение — это отрицание или утверждение чего-либо при помощи понятий. В суждении между двумя понятиями устанавливается связь. Например, «Золото есть металл»;

Умозаключение — рассуждение, в ходе которого из одних суждений — посылок выводится другое, заключительное суждение — вывод.

Дата добавления: 2018-08-06 ; просмотров: 1855 ; Мы поможем в написании вашей работы!

Источник

Чувственное познание — что это

Чувственное познание. С рождения человек вынужден взаимодействовать с окружающей действительностью и другими людьми. Он пытается осмыслить увиденное и услышанное. Это содействует возможности жить в гармонии с природой и самим собой. Наука гносеология определяет восприятие как явление и выделяет две главных его формы: рациональное и чувственное познание.

Что такое чувственное познание?

Чувственное познание – это комплекс методов для постижения окружающего мира. Традиционно его противопоставляют мышлению, которое вторично. Вид освоения действительности с помощью чувств не опирается на мыслительный анализ свойств каких-либо объектов. Сформировать конкретные образы и получить первичные знания о внешней стороне предметов позволяет анатомо-физиологическая система. Отвечают за это пять главных чувств:

Психология чувственного познания

С точки зрения психологии, познавание – это процесс, который осуществляется в несколько стадий. На первом этапе внешний мир и все предметы в нем буквально «впечатываются» в психику человека. На втором приходит осмысление, то есть формирование понятий и суждений. Заключительный этап «выход» из психики, когда приходит идея, образуется знание, позволяющее интерпретировать исходные чувства.

Чувственное познание присуще только человеку. В животных оно наблюдается в меньшей мере, с его помощью они набирают необходимый опыт. Мышление и чувственное познание людей отличаются от звериных тем, что они биосоциальны. Можно сказать, что познавательные способности эволюционировали и очеловечились. Без рациональности невозможно проникнуть в суть вещей и понять причину явлений. Это стороны единого процесса.

Чувственное познание в философии

Специальная наука гносеология (от греч. gnosis – знание, logos – учение), рассматривающая познавание как явление, относится к разделу философии. Есть в ней отдельное течение: сенсуализм (от лат. sensus – восприятие), один из постулатов которого: в разуме не может не быть того, что прежде не возникло бы в чувствах. Самый главный вопрос, волнующий мыслителей: адекватно ли люди оценивают реальность? Известный немецкий философ Иммануил Кант говорил, что постижение всего начинается с опыта – «работы» органов чувств – и выделял в нем несколько ступеней:

Еще древнегреческие философы полагали, что самой основной и достоверной формой освоения реальности являются ощущения и чувства. Отечественная философская литература, опираясь на труды В.И. Ленина, выделяла их в самостоятельную ступень, низшую по отношению к абстрактному мышлению. Современная наука опровергает старые теории, потому что мышление в эмоциональной и нечувственной форме различаются, но каждое имеет свои преимущества и не может быть по отношению к другому низшим. Способность к чувственному познанию заложена в каждом.

Чувственное познание — плюсы и минусы

Если сравнивать рационализм и сенсуализм, можно найти их плюсы и минусы. Эмоции и ощущения играют первостепенную роль в знакомстве с внешним миром, к тому же данный вид познания человек получает сам и быстро. Но чувственный способ познания мира ограничен и имеет свои недостатки:

  • есть пределы данного процесса;
  • имеются погрешности;
  • оно субъективно;
  • отражает лишь признаки различных объектов;
  • сознание людей намного сложнее и шире, чем набор впечатлений;
  • нельзя свести содержание интеллекта к образам и ощущениям.

Виды чувственного познания

Чувственное познание мира осуществляется с помощью сенсорной системы. На каждый анализатор влияет вся система в целом. Формируют несколько типов восприятия:

  • с помощью слуха;
  • зрения;
  • тактильного контакта;
  • обоняния;
  • вкусовых рецепторов;
  • вестибулярного аппарата.

Некоторые утверждают, что и интуиция – это чувственное познание. Однако она стоит в стороне от рационализма и сенсуализма и является способностью постижения истины в результате «озарения». Интуиция не опирается на ощущения и логические доказательства. Можно назвать ее своеобразной формой двух вещей – одновременно рационального и нерационального суждения.

Читайте также:  Начало депрессии как лечить

Роль чувственного познания

Без сенсорных органов человек не способен к постижению реальности. Только благодаря своим анализаторам он держит связь с внешним миром. Процессы чувственного познания задействуются, когда есть необходимость получить информацию о явлении, хотя она будет поверхностной, неполной. Если же индивид утратил часть средств к созерцанию (ослеп, оглох и т.д.), произойдет компенсация, то есть другие органы начнут работать в увеличенном темпе, режиме. Особенно несовершенство человеческого организма и важность биологических сенсоров заметны, когда недостатки врожденные.

Признаки чувственного познания

Пользоваться чувственным познанием умеют и люди, и животные. Но есть важный элемент, присущий лишь разумным существам: способность представить то, что не видел собственными глазами. Специфика чувственного познания людей в том, что они формируют образы, исходя из рассказов других. Поэтому можно говорить об огромной роли языка в осуществлении познавательного процесса с помощью сенсорных органов. Главный признак сенсуалистического восприятия – непосредственное отражение окружающей действительности.

Видео: Чувственное познание

Методы чувственного познания

Наборов операций и приемов, благодаря которым осуществляется познавание, существует множество. Все методы делятся на два типа: эмпирические и теоретические. Благодаря особенности чувственного познания, большинство теоретических (или научных) приемов, таких, как анализ, дедукция, аналогия и пр. к нему не применимы. Создавать впечатление об объектах возможно лишь с помощью следующих действий:

  1. Наблюдение – то есть восприятие явлений, не осуществляя вмешательство в них.
  2. Измерение – определение отношения измеряемого предмета к эталонному.
  3. Сравнение – выявление сходств и различий.
  4. Эксперимент – помещение предметов и явлений в управляемые условия и изучение их.

Формы чувственного познания

Чувственное познание является поэтапным процессом и имеет три ступени, которые подготавливают к переходу на другой уровень – абстрагированию, являющимся более высоким. Основные формы чувственного познания:

  1. Ощущение. Стартовая ступень, на которой на органы человека воздействуют предметы. Дает одностороннее представление о вещах, например, красивый цветок может ужасно пахнуть, а приятное на вид яблоко быть отвратительным по вкусу.
  2. Восприятие, позволяющее накопить знания на основе одного или нескольких ощущений и сформировать целостный образ.
  3. Представление. Воспроизведение и создание образов, возникающих в памяти. Без данной ступени не получится осмыслить действительность, так как формируется наглядный образ.

Всякое чувственное познание имеет границы, потому как неспособно углубляться в суть явлений. Чтобы выйти за них, используется мышление, возникающее также на основе ранее образованных образов. Для понимания внутренней сущности явлений используется логика и анализ: это следующий шаг. Живое созерцание и абстрактное мышление неотделимы и одинаково участвуют в пути постижения действительности.

Источник

Формы духовного познания

Понятия духа, души, духовного

Духовное познание связано с понятием духа, которое, в свою очередь, связано с понятием душа. Душа — это начало человеческой субъектности, основанная на имманентности. Дух — это трансцендентное начало человеческой субъективности.

Имманентный — внутреннее свойство, присущее самой сущности. Трансцендентный — (от лат. transcendens, переступающий) это то, что недоступно опытному познанию, находящееся за пределами и не основанное на опыте.

Понятие духа возникает с появлением религий монотеистического типа (Бог — первопричина, творящее все из ничего). В это же время предметом изучений становится не материальное, а умозрительное бытие. Сущность человека начинает рассматриваться как дух. Это понятие также имеет связь с таким понятием как идеальное, а также с такими понятиями как «ментальное, рациональное, смыслообразующее». В Древней Греции слово дух соотносилось сразу с двумя значениями: «pneuma» и «nous», где первое означает «дыхание, дуновение, ветерок», а второе — «мысль, разум, ум». Начиная с Сократа утанавливается общепринятое понимание слова «дух» и «душа», где «душа» это разум, ментальная деятельность, а дух — нечто выше разума и тела человека, то, что его одухотворяет.

Духовное — это высшая инстанция жизни человека, которая начинается, когда он задается экзистенциальным вопросом о смысле своего существования.

Читайте также:  Различия по темпераменту это различия

Познание — это взаимодействие субъекта с объектом познания с целью получения нового знания.

Духовное познание всегда предполагает самопознание. Для него не характерна экспансия, а движение вглубь. Если научное и экстрасенсорное познание изучают способности человека и свойства, то духовное познание выстроено вертикально, направлено на познание сущности и природы человека.

В чем выражается духовное познание?

Духовное познание в истории человечества выражается в трех основных направлениях — искусство, религия и философия. Через них человек постигает смысл собственного существования.

  • Путем искусства человек находит способ самовыражения, отражения своего внутреннего мира, то как он видит реальность. Он создает свой творческий мир.
  • Религия основывается на духовном росте человека. Духовное познание, познания себя и Бога, являются центральными идеями религиозных учений.
  • Философия также относится к одному из видов духовной деятельности, так как изучает нравственное и эстетическое. Она тесно связана с глубинными уровнями культуры.

В каждой сфере феномен духовного проявляет себя по-своему. В философии сущность человека проявляется через мышление, в религии через веру, в искусстве-через творчество.

Трансцендирование и экзистирование (существование)— основные черты духовного познания. Транцендирование — выход человеком за пределы своего наличного знания, расширяет границы познания, вскрывая имманентное, при затрагивании основы его собственного существования.

Для духовного познания немаловажно и переживание смерти. Как это не перадоксально смерть придает смысл жизни. Осознавая смертность человек проникается не только страхом, а, благодаря духовному познанию, наполняется любовью и состраданием ко всему окружающему. Только вечный, не уничтожимый со смертью человека смысл может быть спасительным. Поэтому творить добро другим, созидать и заниматься творчеством становится высшими целями одухотворенного человека. Для него значение материального мира становится не актуальным. Поэтому смысл человека — в саморазвитии, самореализации собственного я, что не может осуществиться без любви ко всему сущему и созиданию добрых дел.

Вопрос духовного познания — один из фундаментальных вопросов русской философии. Процесс духовного познания для Флоренского это живое чувственное общение с познаваемым путем единения. При этом пути духовного познания познаются не человеком, а высшими силами.

Ключевые моменты его философии:

  • Духовное познание предшествует научному. Наука будущего должна сочетать в себе духовное и научное познание
  • Духовное познание отличается от рассудочного, которое опирается на систему логических определений.
  • С помощью духовного познания человек может познать сущность предмета, познать его целиком, что позволяет преодолеть ограниченность научных подходов и выйти за рамки привычного видения вещей.
  • Инструментом духовного познания является сердце.
  • Духовное познание приводит к изменению сознания.

Итак, духовное познание — это процесс самопознания человека, постижение собственной сущности, это «очеловечивание» человека. Согласно Хайдеггеру человечность человека заключается в его сущности, поэтому добро, любовь, благочестивость — это свойства человеческой души. Потеря себя, своей сущности или отдаление от нее, приводит к тому, что человек становится озлобленным.

Формы духовного познания

Формы проявления духовного познания. К ним относят нравственность, совесть, любовь.

Гуманизм, как было указано выше, это врожденная черта человека, он добр по своей природе, нравственность только тогда истинна, когда она возникает из глубин сущности. Через самоотдачу или жертву человек приобретает более развитую степень духовности.

Совесть — это еще одна форма проявления духовного. Совесть позволяет человеку находить баланс между тем, как есть на самом деле, то есть миром материальным, и так, как должно быть, то есть миром идеальным.

Любовь — высшая форма духовного. Любя человек соединятеся с Богом, собой, с людьми и жизнью. Любовь не случайно стала символом всех духовных традиций человечества. Если душа человека движется любовью, это говорит о достижении ею высшего совершенства, о том, что человек в своих поступках исходит и из абсолютной, и из своей сущности. В любви человек познает не только Другого, но и самого ебя, сущность мира, бытия, Бога.

Таким образом духовное познание — это высший вид творчества, включает сапомознание и самосозидание.

Источник

Оцените статью