Классный час для 5 класса «Мир эмоций и чувств»
Классный час на тему: «Мир эмоций и чувств»
— распознавать собственные эмоции и чувства, развивать понимания того, что каждый человек индивидуален и неповторим, способствовать процессу самопознания и самовыражения
— показать способы невербального выражения эмоций
— развивать способность оценивать собственное настроение и настроение других;
-развивать навыки управления собственными чувствами и эмоциями.
5 класс (11-12 лет)
Презентация, шаблоны смайлов из бумаги, карточки с ситуациями, шаблон цветка, музыкальные отрывки
— Ребята, сегодня мы с вами отправимся в необычный мир – Мир Эмоций и Чувств. (Слайд 1) Мы будем говорить об эмоциях и чувствах, как они могут повлиять на здоровье человека, как научиться ими управлять, погружаться в атмосферу этой страны. Для этого вам понадобятся ваша смекалка, находчивость, умения находить общий язык с другими людьми. Будьте внимательны, старайтесь запомнить то, что увидите сегодня. Я желаю вам, чтобы каждый нашел что-то интересное для себя!
Можете ли вы представить себе человека, который никогда не смеется, не плачет, не удивляется, не сердится, не боится.
Слушают, отвечают на поставленные вопросы
— Что такое, по- вашему, эмоции? Что такое чувства? (Слайд 2)
Эмоции – это реакции человека на различные воздействия, проявляющиеся в виде удовольствия или неудовольствия, возбуждения или успокоенности, напряжения или расслабления.
Чувства – это особый вид эмоций, носящих отчётливо выраженный характер и отличающихся устойчивостью.
Чувства связаны с представлением о некотором объекте. Например: любовь к человеку и т. п.
Почти у всех эмоций имеется противоположность: уверенность — тревожность; радость — горе; счастье — несчастье.
Задание 1. Разделите предложенные чувства на группы. (Слайд 3)
Внимание, безразличие, равнодушие, симпатия, антипатия, доверие, вражда, дружба, ненависть.
У нас получилась шкала положительных и отрицательных чувств. (Слайд 4)
Задание 2 «Угадай эмоции» Определите эмоцию, переживание человека на иллюстрации и придумайте короткую историю о том, как эта эмоция, переживание возникло. (Слайды 5-11)
Слайд 5- Радость
Слайд 10- Удивление
Задание 3 «Ситуации»
Детям предлагаются различные ситуации. Они должны подобрать на каждую ситуацию эмоция, которая отражает данное событие.
1. Покупка желанной игрушки (радость).
2. Не удалось лисе съесть колобка (злость).
3. Мальчик пришел с соревнований с победой (радость, гордость).
4. Папа целый день чистил снег на даче (усталость).
5. Девочка потеряла деньги на хлеб (горе).
Задание 4 Отрывки из музыкальных произведений . Прослушайте музыкальные фрагменты. Вербально обозначьте те эмоциональные состояния, которые возникли под действием прослушанной музыки.
Задание 5 «Букет приятных событий”
А сейчас мы с вами будем составлять букет, но не простой, а букет приятных событий. У вас у каждого на столе лежит шаблон ромашки, на лепестках вам нужно написать: Я радуюсь, когда…Я счастлив, когда…Я весел, когда…
Далее эти ромашки прикрепляем на стенд и получаем букет цветов – приятных событий.
Источник
Классный час «Мир моих эмоций» (5 класс)
Классный час «Мир моих эмоций»
Учитель – Вожакова Надежда Михайловна, МБОУ Григорьевская СОШ
Цель: создание условий для развития эмоционально-чувственной сферы учащихся.
Задачи: показать способы выражения эмоций;
развивать умение определять эмоциональное состояние других людей;
обучать способам выражения негативных эмоций.
Ход классного часа
Организационный момент. Настройка на работу.
— Ребята, всё наше общение пронизано чувствами. И даже в век технического прогресса, общаясь друг с другом в Интернете, мы не можем обходиться без эмоций. И часто в конце электронного сообщения ставим условное обозначение своих чувств – смайлик.
— Посмотрите на экран и определите: какое эмоциональное состояние передаётся каждым из них? (На экране – смайлики)
— А по лицам людей мы можем определить их состояние? (Предлагаются фотографии лиц разных людей)
— А какое настроение сейчас у вас? Нарисуйте свой смайлик.
— Попробуйте определить, какое настроение у вашего соседа. Нарисуйте смайлик.
(Рисунки вывешиваются на доску. Делается вывод об эмоциональном состоянии класса.)
Несколько человек получают карточки и изображают без слов то эмоциональное состояние, которое там указано.
— Вывод: наши чувства мы можем выразить не только словами, но и мимикой, и жестами.
2). Несколько человек встают в колонну. Последнему в колонне прикосновением к плечу или к руке передают чувство. Он по цепочке передаёт его дальше к первому игроку.
Вопрос первому в колонне: — Какое чувство ты получил?
Вопрос к последнему в колонне: — Какое чувство ты передавал?
Обсуждение: Легко ли было угадывать? Что помогало?
Вывод: эмоциональное состояние мы выражаем с помощью мимики, жестов, позы и прикосновением.
— Мы с вами говорили, что любое действие вызывает в нас эмоциональный отклик. Иногда наши чувства так сильны, что их надо куда-то выплеснуть. Будем учиться этому. Но сначала послушайте одну сказку.
Сказка о Маленькой Волне
Давным-давно в синем море родилась Малень-
кая Волна. Была она очень светлая с аккуратным
белым гребешком, который ей очень шел. Были
у нее родители — Большие Синие Волны, которые её учили, что нельзя сильно проявлять свои эмоции, иначе можно навредить себе и другим.
Она играла с другими волнами-детьми, когда
те играли тихо, а когда они начинали шуметь
и пениться, Маленькая Волна уходила в сторону
и старалась себя сдерживать, хотя порой это было
нелегко. Ведь волнам нельзя злиться, все знают,
какие от этого могут произойти неприятности.
Можно задать вопрос детям: Какие? — штормы, кораблекрушения, наводнения, цунами .
Бывали и другие случаи, когда и Маленькая Вол-
на злилась, но всякий раз ей удавалось сдерживаться. Но вот беда: Маленькая Волна не знала, что даже когда сдерживаешь злость, она никуда не девается, а остается внутри тебя. Сама того не замечая, Маленькая Волна начала расти и темнеть.
Однажды тётушка послала её отнести боль-
шую доску к берегу. Доска была слишком тяжёлой для Маленькой Волны, но та все равно согласилась её отнести.
У берега в это время плескались другие дети-
волны. Заметив Маленькую Волну с её ношей, они
решили её подразнить, выхватили у нее доску
и стали перебрасывать друг другу. Маленькая Волна очень разозлилась: они забавляются, а она должна выполнить задание. Наконец ей удалось забрать доску у шалунов и выбросить её на берег. Усталая, возвращалась она обратно. И тут ей стало так обидно! Она плыла и чувствовала, что никак не может унять свою злость. Злость становилась всё больше и больше, да и сама Маленькая Волна
тоже увеличивалась. В какой-то момент она поняла, что её гребень поднялся высоко-высоко. Её было уже не узнать — Маленькая Волна стала совсем чёрной, всё внутри напряглось и зашипело. Глянув вниз, она увидела рыбака в лодке и поняла, что обрушится прямо на него. Шум внутри неё нарастал,
и вдруг она с грохотом упала, разлетевшись на тысячу брызг. Лодка рыбака сломалась, и его стремительно уносило в море. Тогда Маленькая Волна вновь собралась и повернула обратно, подхватила рыбака и вынесла его на берег.
Когда она вернулась, взрослые волны стали её
хвалить за то, что спасла человека. Она и сама
была рада этому. Но еще больше ей нравилось то чувство, которое она теперь испытывала: вся злость, что была в ней раньше, выплеснулась,
и внутри освободилось место для чего-то другого, а те силы, которые она раньше тратила на сдерживание злости, теперь вернулись к ней.
-Почему Волна решила спасти человека?
-А что она поняла, когда обрушила свою злость на другого?
-А что происходит с вами, когда вы на кого-то злитесь?
-Предлагаю вам сделать 2 упражнения.
-Напрягите все свои мышцы и немного посидите так.
-Что хочется сделать через несколько минут? (Расслабиться)
-Ребята, отрицательные эмоции нас напрягают физически. Эти эмоции надо преобразовать во что-то другое. Например, заняться физическим трудом.
— Ребята, вспомните что-то приятное и «взрастите» в себе это чувство.
— Что хочется делать? (Дарить, делиться)
— Как вы считаете, надо ли себя сдерживать, когда эмоции переполняют вас?
— Что можно делать для этого?
Творческое задание «Рисунок эмоционального состояния»
— Нарисуйте себя в виде волны.
— Что вы чувствуете сейчас?
-Какие переживания были новыми для вас?
По творческим рисункам «Я – волна» делается вывод об изменении (или нет) настроения в классе.
Вачков И.В. Развитие самосознания через психологическую сказку. – М: ОСЬ-89, 2001
Романова Е.С. Графические методы в психологической диагностике. – М: Дидакт, 1991.
Источник
УРОК САМОПОЗНАНИЯ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 5 КЛАССОВ «МИР МОИХ ЧУВСТВ»
Раздел № 1 «РАДОСТЬ ПОЗНАНИЯ»
Качества: поиск истины в самом себе
Ценность: ВНУТРЕННИЙ МИР И ПОКОЙ
Качества: уравновешенность, самоконтроль, позитивное мышление
Качества: Толерантность, не причинение зла ни единому существу (ни мыслью, ни словом, ни делом)
Цель: расширить и углубить представление о внутреннем мире человека и способностях самовыражения по средствам эмоционально-чувственной сферы человека
раскрытие значимости стремления к гармонии в отношении с самим собой и окружающими
развитие умений и навыков управления своими эмоциями и чувствами
воспитание стремления к постоянному положительному позитивному настрою
Концентрация на дыхание
Наш урок мы с вами начнем с упражнения на дыхание.
Выполняя дыхательные упражнения, тем самым, мы приводим в порядок наши мысли, чувства, настраиваемся на работу…
При вдохе мы вбираем в себя покой и радость. При выдохе мы освобождаемся от тревоги, беспокойства, сомнения…
Сядьте прямо, не скрещивая руки и ноги.
Закройте глаза, руки можно положить перед собой или на колени.
Медленно, через нос делаем глубокий вдох…
Медленно, через рот, (как бы задувая свечу)… делаем глубокий выдох.
Дыхательные упражнение выполняются несколько раз…
Сегодня мы с вами говорим о чувствах и эмоциях, которые испытывает человек.
Тема нашего сегодняшнего урока: «Мир моих чувств».
— Давайте с вами вспомним, о чем шла речь на прошлом уроке? (комментарии…)
— Что было наиболее интересным для вас?
— Что наиболее ярко запомнилось? (комментарии…)
— Каждый день, нашей жизни удивителен и неповторим…
— А задумывались ли вы над тем, благодаря чему наша жизнь столь изменчива и удивительна? (комментарии…)
Каждое мгновение нашей жизни насыщено самыми разными чувствами…
— А для чего человеку нужны чувства и эмоции? (комментарии..)
— Отчего зависят наши эмоции и чувства? (рассуждения…)
— Какие чувства вам известны? (комментарии…)
— Поделитесь своими чувствами, которые вы испытываете на данный момент…(…ответы детей…)
— Смотрите, на сколько чувств вы перечислили, и все они, в независимости от того, что вас объединяет многое (коллектив, возраст) тем не менее, отличаются друг от друга…
— О чем это говорит? (комментарии…)
Познавая себя, человек открывает для себя целый мир, состоящий из собственных эмоций, чувств, мыслей, идей, убеждений, мечтаний…
В каждом из нас есть свой собственный внутренний мир, и каждый человек, чтобы его познать, должен быть более внимательным к самому себе, уметь различать свои чувства и эмоции, для того, чтобы открывать в себе все новые и новые грани своих возможностей.
Любое открытие, которое делает человек, узнавая что-либо новое о себе, он начинает с наблюдений за самим собой…
Учится видеть себя, распознавать свои чувства, понимать, что, а главное, почему он так или иначе поступает.
И если вы быть терпеливым и внимательным в своих собственных наблюдениях, то вскоре, можно почувствствовать огромное желание что-либо изменить в себе…
— Для чего, как вы думаете в человеке возникает подобное желание? (рассуждения…)
— Каждого ли человека посещает желание меняться, становиться лучше? (рассуждения…)
— От чего оно зависит? (комментарии…)
Наблюдая за собой, каждый из вас, наверное, смог заметить, что в разных ситуациях, мы ведем себя абсолютно по-разному.
— Что делает наше настроение изменчивым? (грусным, веселым, равнодушным и наоборот)
Мир эмоций богат и существует, три основных вида эмоций:
Наша жизнь, полна и тех и других, и наверняка, каждому из вас, несмотря на свой юный возраст, приходилось испытывать и те и другие.
— Какое воздействие отрицательные эмоции оказывают на человека? (ответы детей…..)
— Приведите примеры положительных эмоций и чувств…
— Расскажите о том, как влияют на человека положительные эмоции?
Положительные эмоции и чувства важны для человека, поскольку способны принести огромную пользу нашему организму…
Психологи называют положительные эмоции и чувства «лекарями нашей души», потому что они «врачуют» наши души.
— Как человек чувствует себя благодаря им?
— Подымите руки, кому из вас знакомо такое состояние?
— А как вы думаете, что такое «нейтральные чувства», если вы с ними знакомы, приведите пример …
— Какое влияние нейтральные чувства оказывают на человека?
— На окружающих людей?
— Какие эмоции и чувства чаще вы испытываете в своей жизни, положительные или отрицательные, а может быть нейтральные?
— Как это характеризует человека в целом?
— Значение каких двух понятий вам необходимо было раскрыть дома самостоятельно и обсудить с родителями? (комментарии…)
Ориентировочные ответы учащихся:
Эмпатия и толерантность.
— Раскройте смысл этих понятий.. (комментарии…)
Также, на прошлом уроке, мы с вами познакомились с новой песней, под названием «Мир, который нужен мне!».
— Поделитесь своими впечатлениями об этой песне…
— О чем слова этой песни? (комментарии…)
— Выучили ли вы эти слова?
— Давайте ее споем еще раз…
Поем песню «Мир, который нужен мне!».
Проверка домашнего задания
Эпиграфом к нашему сегодняшнему уроку служат слова Н.Шелгунова:
Чувства – есть цвет нашей жизни.
Без них наши мысли – сухие безжизненные контуры, но не картины.
Чтение и анализ притчи «Пустая лодка»
Один мудрец, рассказал своим ученикам историю, произошедшую с ним, когда-то..
В молодости, я часто любил, оставшись наедине с собой, погрузившись, в собственные мысли плыть в лодке, по тихой глади воды.
Была прекрасная ночь. Я сидел в лодке закрытыми глазами, глубоко погрузившись в собственные мысли. Тишина, спокойствие, состояние полного умиротворения, пели в унисон с моим внутренним состоянием.
Вдруг, какая-то соседняя лодка резко ударилась о мою…
Что испытал, в следующий момент, очень сложно описать словами….От неожиданности, во мне поднялся гнев. Открыв глаза, я было собирался обрушить его на того, кто нарушил мою внутреннюю идиллию. Как увидел, что лодка, ударившаяся о мою, оказалась пуста.
Моему гневу, некуда было двигаться, и мне ничего не оставалось, как вновь закрыть глаза, и попытаться прислушаться к себе.
Именно, в это мгновение, я понял, что сделал первый шаг в познании себя. Пустая лодка стала моим учителем…
С тех пор, если кто-то пытается обидеть меня, и во мне поднимается гнев, я закрываю глаза, и обращаясь к своему сердцу говорю себе: «И эта лодка тоже пуста…»
— О каких эмоциях и чувствах говорится в притче? (комментарии…)
— Как мудрецу удавалось справиться с гневом?
— Что вы знаете о влиянии отрицательных эмоций на человека? (комментарии…)
и анализ притчи
Упражнение: «Прогноз погоды»
Составьте прогноз погоды своего настроения на сегодняшний день.
В котором, будет будут запечатлены все ваши чувства и эмоции характерных для вас…
Положительные чувства, разместите на радуге, а отрицательные – на тучках…
Обобщение и самоанализ:
— Как вы в целом оцениваете погоду в «вашем доме» (состояние вашего внутреннее состояние)?
Отзывы учащихся по желанию…
Написать эссе на тему:
«Мир моих чувств» в произвольной форме, в котором отразить собственные размышления о чувствах, наиболее характерных для вас.
Мои любимые (нелюбимые) чувства.
Чувства, с которыми я борюсь и не хочу впускать с свою жизнь.
Ну что ж… подходит заключительный этап нашего урока…, суть которого мы
Рассматривали через призму духовно-нравственных ценностей:
«ВНУТРЕННИЙ МИР И ПОКОЙ»
Совершенствовали в себе навыки самоанализа через поиск истины в самих себе.
Работали над позитивным мышлением, учились видеть хорошее, как в самих себе, так и в других,
Воспитывали в себе уравновешенность, учились самоконтролю, толерантности и эмпатии, единству мыслей, слов и поступков.
Меня искренне порадовало ваше внимание и заинтересованность.
Я благодарю всех за активное участие на уроке.
Надеюсь, что вы сохраните свое желание и интерес совершенствовать свои знания в этом вопросе.
Благодарю всех за активную работу и жду вас через неделю, для того, чтобы продолжить нашу работу.
Источник