Чувства юмора с детьми

«Поделись улыбкою своей», игры по развитию чувства юмора у детей

Елена Панфилова
«Поделись улыбкою своей», игры по развитию чувства юмора у детей

Для игры нужно около четырех участников.Дети ложатся на пол: ухом к животу другого. Когда конструкция готова, первый ребенок говорит «Ха!»Второй: «Ха-ха!»Третий: «Ха-ха-ха!» и т. д. Вскоре все дети начнут смеяться, потому что заразятся общим настроением. Здесь умалчивается причина и само содержание комической ситуации. Дети просто заражаются смехом друг от друга.

Зверушки на веере

Дети рисуют разных зверей и складывают бумагу как веер – в итоге можно играть с ними в кукольный театр на веерах. При этом герои могут то пропадать, то снова появляться – достаточно сложить или развернуть веер Детям нравится эффект от неожиданного появления и исчезновения персонажей на веерах, они часто разыгрывают небольшие диалоги между героями сценки, моделируя разнообразные ситуации. Можно обыграть их как смешные.

Воспитатель загадывает детям загадку, а они чтобы разгадать ее, должны понять все наоборот.Например:

-растет под водой (значит на суше);

-совсем нет веток (значит их много);

-каждый сезон меняет цвет (значит — не меняет);

-приносят в дом летом (значит — зимой) и обрывают листья (наряжают игрушками).

Ответ — елка Из-за того, что все надо понимать наоборот, описание воспринимается смешно. В основе этого лежит прием умолчания истинных свойств и качеств предмета и оглашения противоположных.

Воспитатель предлагает детям придумать новых зверей, птиц, рыб.При этом описание животного дается примерно такое: «Оно может жить на земле и под водой. Но только там, под водой, оно не может долго находиться – ему нужно дышать воздухом». Дети рисуют по очереди – сверху, от головы, к туловищу и ногам (лапам) и хвосту. При этом они загибают лист с нарисованной частью животного и передают рисунок следующему участнику игры. Затем рисунок разворачивается и все вместе дети придумывают смешную историю про нарисованного зверя Прием умолчания, заключается в том, что каждый из участников игры-рисования не знает, что рисовал предыдущий.

Детям напоминают историю про ослика Иа, который потерял хвостик.Потом показывают веревку с бантиком: «Это хвостик Иа2, — и на ватмане, прикрепленном к мольберту или доске, силуэт нарисованного задом ослика. Затем детям по очереди завязывают глаза и предлагают приколотить хвостик ослику (возможен вариант: дорисовать фломастером). Выигрывает тот, у кого это получится По умолчанию здесь игнорируются организационные трудности, а само задание как очень простое. Именно это и провоцирует улыбки и смех участников игровой ситуации.

На «смешном мяче» написаны способы развеселить группу детей: «расскажи анекдот», «сделай рожицу», «пощекочи другого игрока», «издай смешной звук» и т. д. Члены группы перебрасывают его друг другу и рассказывают смешные истории Игра дает возможность развеселить детей и создать атмосферу доверия и взаимопонимания, общности эмоциональных переживаний и интересов. Прием передвигания заключается в эмоциональном смещении на эмоцию партнера и восприятие ситуации как смешной. Возникает эффект эмоционального заражения.

В морозный, но солнечный день прозвучала в городских садах первая весенняя песенка.

Песня нехитрая: «Зин-зи-вер! Зин-зи-вер!» Только и всего. Но так весело звенит эта песня, точно бойкая золотогрудая птичка-синичка хочет сказать на своем птичьем языке:

-Скинь кафтан! Скинь кафтан! Весна!

(по В. Бианки) Фрагмент можно использовать на занятиях с детьми по развитию речи и экологическому воспитанию. При этом специфика педагогической установки воспитателя связана с направленностью на формирование у детей положительного отношения к жизни и изменениям в ней, а также на опережающее сорадование событиям, которые еще не наступили – переход с негативного способа восприятия мира («зимы») к позитивному («весны»).

Игра проводится следующим образом. Каждый из детей придумывает себе какое-нибудь смешное имя, связанное с предметом быта или инструментами.Затем ведущий начинает разговаривать с ними: знакомится, спрашивает, кто где живет, кто что любит носить, во что одевается и т. д. Дети должны отвечать так, чтобы везде звучало загаданное слово.Например: «Как тебя зовут?»«Сковородка». – «На чем ты спишь?»«На сковородке…» и т. д. Смеяться запрещается. Кто засмеялся – становится водой. В основе комического эффекта здесь- замена нужного по смыслу слова на задуманное ребенком имя.

Детям предлагается принять участие в конкурсе на смешную конструкцию из металлических скрепок. При этом нужно сначала натереть их с помощью магнита. Поднимая одну намагниченную скрепку, ребенок потянет за ней другие,выстраивая целые сооружения: колодцы, горы, дороги, птичек и бабочек и т. д. Смех возникает здесь как результат удивления от неожиданного результата такого творчества.

Детям, которые постоянно ссорятся, предлагается объединится в пары и поиграть в игру «Не наша каша». В ней нужно накормить друг друга кашей, сидя на стульях напротив. При этом глаза у детей должны быть завязаны. На пол подстилается клеенка, ребятам надеваются передники, а в руки даются полотенца.

Победителем выходит тот, кто первым опустошил содержимое своей миски – накормил другого (каша должна быть вкусной). В ситуации происходит сдвигание эмоции раздражения и гнева на проявления чувства юмора и смеха. В этой игре дети вдоволь позабавятся и посмеются друг над другом.

Детям предлагается переделать уже существующую сказку «наоборот».

Читайте также:  Чувство любви дано не каждому

Например, рассказав про вздорную и грубую Красную Шапочку и доброго, ласкового Серого Волка Прием передвигания смещает акценты, заставляет ослабить связь страха с отрицательным образом, наделяя последний в воображаемой ситуации чертами, которые ассоциируются с положительными персонажами.

«Поделись улыбкою своей», или Маамовская дружба Добра, тепла и мира всем, кто сейчас со мной! Вновь я с вами, друзья! ОдарЁнная, или одАренная) Да-да, именно одАренная! Со всех концов.

Формирование чувства патриотизма у детей, через сохранение и изучение культурно-исторического наследия своей Родины Целью современного дошкольного образования является воспитание «человека культуры», развитие личности ребёнка, способного к свободному творчеству.

Игры на развитие у детей добрых взаимоотношений, симпатии, чувства коллективизма, взаимодействия. Давно в своей работе использую игры на воспитание добрых взаимоотношений у детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста. Правила.

Консультация для родителей «Музыкально-дидактические игры для развития чувства ритма в домашних условиях» Здравствуйте, Уважаемы родители. В данной консультации я предлагаю музыкальные игры, в которые легко играть в домашних условиях. Для игр.

Музыкально-дидактические игры на развитие чувства ритма «Волшебные капельки», «Весёлые матрёшки», «Танцующие цветы» Музыкально-дидактические игры на развитие чувства ритма: «Волшебные капельки», «Весёлые матрёшки», «Танцующие цветы». Чувство ритма.

Открытое занятие по развитию речи «Рассказы о своей семье» во второй младшей группе Открытое занятие по развитию речи «Семьей» во 2 младшей группеВоспитатель: Бакулина Майя Владимировна. Группа: №2 МБДОУ «Детский сад №34».

Стихи для формирования у детей 4–12 лет чувства самосохранения Уважаемые преподаватели, с детьми частенько случаются различные неприятности, то коленку обдерут, то в электророзетку, что-то засунут, то.

Стихи для формирования у детей 4–12 лет чувства самосохранения Уважаемые преподаватели, с детьми частенько случаются различные неприятности: то коленку обдерут, то в электророзетку, что-то засунут, то.

Источник

Консультация «Развитие чувства юмора у дошкольников — залог успешной социализации»

Светлана Ишунина
Консультация «Развитие чувства юмора у дошкольников — залог успешной социализации»

В соответствии с ФГОС ДО развитие социального и эмоционального интеллекта детей, их эмоциональной отзывчивости, сопереживания, навыков доброжелательного общения и взаимодействия со взрослыми и сверстниками является одной из основных задач социально – коммуникативного развития.

Эмоциональный интеллект — это умение человека понимать свои и чужие эмоции и чувства, понимать намерения, мотивацию и желания других людей и свои собственные, а также способность управлять своими эмоциями и эмоциями других людей в целях решения практических задач

Если не развивать эту способность, ребенок не сможет коммуницировать с другими и работать в команде, а совместная работа бывает важна даже в очень простых делах, например, передвинуть что-то тяжелое. Если ребенка не понимают или он не понимает других, то он может уйти в депрессионное состояние или, наоборот, проявлять агрессию. Проблемы в эмоциональной сфере отражаются на сне, обучении, самореализации. Вот почему познание эмоций и чувств – важная часть познания.

Распознав свои эмоции и научившись правильно проявлять их ребенок приобретет социальный интеллект.

Социальный интеллект — умение ладить с другими.

На первый взгляд, все понятно, все очень просто и все решаемо. Но действительно ли все так просто?

Думаю, вы согласитесь со мной, что живя в мире информационных технологий и век скоростей мы все реже можем увидеть проявления таких обычных человеческих чувств, как сопереживание, отзывчивость, удивление, сорадость… Вернее, мы замечаем их дефицит по отношению к себе. Между тем, сами не всегда проявляем собственные социально важные эмоции.

Радость — одна из основных положительных эмоций и одна из главных ценностей для ребенка. Дети природой созданы для радости и смеха. Но… Как много времени в жизни наших детей выделено на радость? Как мы взрослые реагируем на бурные проявления этой радости? Сколько раз в день мы смеемся сами? Есть ли место радости и смеху в семьях наших воспитанников?

Очень часто дети определяют мамино настроение как «грустное», «невеселое», и даже «сердитое», а папино как «серьезное»…. А любимыми занятиями являются игры на планшете. С гаджетами современным детям интереснее, чем с мамой и папой.

Дети должны смеяться и смеяться много. Смеяться – это хорошо, и в детях в дошкольном возрасте должно заложиться, что так надо жить. Если дети смеются в детстве, они счастливы во взрослой жизни. Смеясь, детям гораздо легче расстаться и со своими обидами, и со страхами, и с капризами, легче адаптироваться в детском коллективе. Смех защищает человека, делает его сильнее и неуязвимее. Особенно это важно сейчас, когда так возросли детские неврозы, а значит, дети остро нуждаются в психологической разрядке.

Такой психологической разрядкой может служить юмор.

Использовать юмор в воспитании и обучении, как ценное педагогическое средство призывали А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский, Ш. А. Амонашвили. По их мнению, юмор обладает положительным эффектом, ослабляющим стресс, укрепляющим здоровье человека и социальные связи, позволяющим оптимистично воспринимать возникающие проблемы. Они призывали взрослых создавать установку на веселье, радость, развивать чувство юмора. Призывали поощрять удачные шутки, проявление находчивости, научить ребёнка смотреть на мир с улыбкой.

В моей педагогической практике нередко встречаются дети с заниженной самооценкой. Им свойственны:

-высокая самокритичность, неудовлетворенность своей деятельностью;

-высокая чувствительность к критике, обидчивость;

-нерешительность и страх совершить ошибку;

Читайте также:  Почему язык стал более чувствителен

-боязнь не оправдать чьи-либо ожидания, желание всем угодить;

-необоснованное чувство вины;

-враждебность и беспричинная защитная позиция к окружающим.

Такие дети чаще подвержены нервным срывам, что в свою очередь отдаляет их от коллектива. Их не принимают в игры, над ними часто подшучивают.

Изучив литературу по данной проблеме, я пришла к выводу, что детей непременно надо учить шутить.

Главным объектом изучения стало пособие Н. В. Микляевой «Поделись улыбкою своей» по развитию чувства юмора у дошкольников. В пособии описаны теоретические подходы к определению понятия «чувство юмора», дана характеристика чувства юмора у детей по возрастам, предложены методические рекомендации по развитию чувства.

Считаю работу по развитию чувства юмора актуальной, особенно сейчас, когда основным приоритетом образования выступает личностно-ориентированное взаимодействие с ребенком. Создание условий для раскрытия потенциальных возможностей каждого дошкольника, формирования положительного самоощущения, уверенности в себе, доверия к миру и людям становится главной задачей взрослых.

Актуальность заключается еще и в том, что одним из основных принципов ФГОС является полноценное проживание ребенком всех этапов детства, обогащение детского развития (важно не пропускать сенситивные периоды в жизни ребенка). А возраст 5-7 лет является сенситивным периодом для развития чувства юмора, а также периодом для формирования способов самозащиты ребенка.

Таким образом, работе в данном направлении присущи следующие функции:

-социально-коммуникативная (ребенок будет открыт к общению с окружающими, научится вносить атмосферу жизнерадостности в группу; юмор сформирует такие качества, как открытость, доверчивость, раскрепощенность, поможет установить дружеские отношения и наоборот снизить обидчивость; расширятся представления детей о нормах социального поведения);

-развивающая (юмор обладает определенной логикой, доказательностью, что способствует развитию интеллекта, критического мышления, остроты видения мира, наблюдательности)

Кроме того, с детьми в группе была проведена беседа по следующим вопросам:

1. Что тебе кажется смешным?

2. Что тебя недавно рассмешило? (дома, на прогулке, в детском саду).

3. Какие знаешь смешные истории, стихотворения, сказки?

4. Кто самый веселый дома?

5. Где ты чаще смеешься? 6. Как ты думаешь, может ли веселый человек быть обидчивым, сердитым? 7. Что такое юмор? Он нужен? Для чего?

Ответы на вопросы показали следующее:

1. Что тебе кажется смешным? (клоун, фокус, смешные рожицы, картинки, поведение животных) 2. Что тебя недавно рассмешило? (поведение животных).

3. Какие знаешь смешные истории, стихотворения, сказки? (мультфильмы, картинки в книжке)

4. Кто самый веселый дома? (Называют маму, папу, дедушку, но смешное вспоминают с трудом) 5. Где ты чаще смеешься? (в детском саду, с друзьями) 6. Как ты думаешь, может ли веселый человек быть обидчивым, сердитым? (не знают)

7. Что такое юмор? Он нужен? Для чего (большинство детей не имеют понятия «юмор», думают нужен, чтобы было весело)

Анализируя ответы детей, беседуя с ними, я пришла к выводу: дети определяют смешное, но понятие «юмор» неточное; дети мало смеются дома, смешное находят в мультфильмах; к сожалению, юмору нет места в семье, что говорит о низком уровне эмоциональной комфортности, что влечет ранимость, чрезмерную обидчивость, а порой и агрессию по отношению друг к другу.

Тогда появилась цель: способствовать развитию у детей чувства юмора как инструмента в установлении доброжелательных отношений.

Для этого необходимо решать следующие задачи:

1. Учить детей понимать собственное эмоциональное состояние, выражать свое чувство юмора;

2. Формировать умение распознавать чувство юмора других людей в разных его проявлениях: в произведениях детской художественной литературы, в искусстве;

3. Развивать фантазию и творческую активность в разных видах детской деятельности;

4. Развить навыки коллективного общения, чувства эмпатии к близким и друзьям.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ соответствуют Целевым ориентирам на этапе завершения дошкольного образования:

ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;

Этапы работы с детьми. Условия Упражнения, методы, приемы

(На данном этапе формируем предпосылки к развитию чувства юмора)

Создаем условия, сязанные с развитием взаимоотношений детей и коммуникативной природой юмора (доброжелательность и умение сопереживать-сорадоваться, умение видеть во всем хорошее, оптимистический взгляд на мир)

Создаем жизнерадостную атмосферу

«Дикопляс», «Топотун» (выплеск неуправляемой двигательной активности)

«Покажи страху язык», «Улыбка джунглей»

«Шевеление ушами», «Игра бровями»

Традиции группы: «Минутки веселой пантомимы», «Смехочтение», «Конкурс фантазеров», «Картинная галерея»

Создаем условия, связанные с интеллектом воспитанников (умение видеть противоречия и прогнозировать их, воспринимать смешное в текстах картинках, ситуациях, воспринимать противоречия как целостность – одновременно как нечто смешное и серьезное) Приемы ТРИЗ:1-я стадия:-постановка проблемы многофункционального использования вещи (что можно сделать с лампочкой);

-выявление противоречий (что хорошего и плохого в солнце);

-разрешение противоречий через изменение предметов (можно ли быть большим и маленьким одновременно)

2-я стадия:-метод «фокальных объектов» (видоизменение и улучшение, например: «смеющееся яблоко», «бегущее яблоко»)

-метод синектики, «объединение разнородных элементов, аналогии» (что общего между слоном и столом)

(На данном этапе внимание уделяется развитию у детей понимания юмора и способности моделировать смешное (ситуации, рассказы, рисунки)

Отрабатываем приемы и методы, освоенные на первом этапе (при работе с текстами и ситуациями, вызывающими смех и улыбку (см. Программу)

Читайте также:  Что вызывает гормоны радости

Учим находить приемы создания смешного в текстах и иллюстрациях

Учим моделировать «смешное», не допускать насмешки, «недоброго смеха»

(-Получился «злой смех» как у Тролля из «Снежной королевы».Давайте придумаем, как вытащить осколок волшебного зеркала из глаз или сердца насмешника, обыграем ситуацию)

1-я стадияХудожеств. лит-ра:

+- методы обучения детей стратегиям решения проблемных задач (Кошка и шуба. Чем похожи? Чем не похожи)

— методы аналогии: по форме (рассматриваемые предметы похожи по форме: сосулька-карандаш, палка, нож); по цвету (солнце-одуванчик, цыпленок, лампа); по функции (летит самолет-бабочка, пыль, Баба-Яга); по свойству (колючий ежик-кактус, елка, борода); по структуре (снег-одеяло, дупло-дом, облако-вата)

-метод «гирлянд и ассоциаций» (от исходного слова с помощью педагога составляют цепочку ассоциаций (дети – цыплята или медведь, цыплята – солнце или галоши, солнце – блин или чемодан, блин – хлеб или песок, хлеб – двор или кухня)

-прием «умолчания»(Шубка, которая мяукает, лазает по деревьям и ловит мышей) + придумать смешное про слона и лейку, гриб и зонтик

-прием «пропуска члена ассоциативной цепочки»(выстраиваем вместе цепочку: лес гриб корзинка суп, убираем 1 или 2 слова, пока не будет придумана смешная ситуация: например про корзинку и суп)

-прием «передвигания» в вопросах-шутках( «Зачем язык во рту?», «Почему дождь идет? –По улице. –Нет, дождь идет, потому что гроза началась»

2-я стадия-Игры: «Смешные слова»(рифмовка, второе слово не имеет значения: холодильник – молодильник, челодильник, телодильник, голодильник….) «Смешалости»(рисуем животное или рожицу на листе, перегнутом на 3-4 части)

-работа с картинками «Добрый смех-злой смех»

3-я стадия — ознакомление детей со стадиями восприятия и понимания какого-либо явления как смешного (по А. Зиву): -подготовка –содержание шутки –баланс напряжения-расслабления –когнитивные процессы –когнитивное наслаждение

Игры: — «Поиск клада» по принципу «горячо-холодно», в кладе смешные задания

-«Ромашка» со смешными заданиями

Третий этап (На данном этапе ориентируем детей на изначально доброжелательный настрой по отношению к другим людям, особенно при проявлении негативной, злой и агрессивной реакции со стороны, учим «гасить» негатив признанием своей ошибки и спокойным молчанием) Специальные занятия с воспитанниками (Н. В. Микляева «Поделись улыбкою своей»)

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ

Чувство юмора прежде всего воспитывается у ребенка в семье, начиная с младенчества. Если родители будут отличаться эмоциональной открытостью и позитивным взглядом на жизнь, то и чувство юмора в такой семье станет обязательным атрибутом. Ребенок, находясь в атмосфере эмоционального комфорта, глядя на родителей, научится шутить и понимать шутки.

ФОРМЫ РАБОТЫ НАЗВАНИЕ

Анкетирование «Юмор в кругу семьи»

Оформление буклета «Польза смеха»

Консультация «Использование игровых шуток», «Развитие чувства юмора у дошкольников»

Совместная деятельность «Вечер шутки и смеха»

Планомерная и систематическая работа отразились на микроклимате группы. Ребята

успешно усвоили правила юмора:

-нельзя подвергать осмеянию личность ребенка, можно смеяться лишь над отдельной чертой его характера либо конкретным поступком;

— высмеивать можно только то, что ребенок может исправить, изменить;

— не стоит первым начинать смеяться над собственной шуткой, даже очень удачной;

— грубые шутки есть свидетельство низкой внутренней культуры человека;

— шутка должна быть доброй, и никак не должна обидеть человека;

— нельзя сердиться на проявление юмора детьми, нужно всегда быть готовым ответить на их шутку, уметь посмеяться над собой.

А самый главный критерий успешности заключается в том, что дети меньше стали обижаться за пустяки. Очень хочется надеяться, что в семьях юмор будет одним из самых главных духовных ценностей.

Развитие чувства ритма у дошкольников в музыкально-игровой деятельности Музыкальный руководитель: Лисицына Н. Б. «Развитие чувства ритма у дошкольников в музыкально-игровой деятельности» Ритмическая способность.

Формирование познавательной самостоятельности и инициативности дошкольника, как условие успешной социализации Формирование познавательной самостоятельности и инициативности. Успешная социализация дошкольника не может осуществиться без развития таких.

Организация индивидуальной работы для успешной социализации ребенка с нарушением зрения Цель: *Предупреждение и коррекция вторичных отклонений в развитии ребёнка; *Формирование компенсаторных способов деятельности; *Подготовка.

Психолого-педагогические условия успешной социализации аутичных детей раннего возраста [Психолого-педагогические условия успешной социализации аутичных детей раннего возраста ][] Дошкольное детство – большой и очень ответственный.

Развитие чувства ритма у дошкольников «Развитие чувства ритма у дошкольников». Трудности усвоения тех или иных школьных предметов является наиболее частой причиной школьной.

Развитие коммуникативных способностей, как одно из условий успешной социализации детей с моторной алалией К. В. Попова, учитель-логопед, первой квалификационной категории Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский.

Сказка — ключ к успешной социализации младших дошкольников Сказка — ключ к успешной социализации младших дошкольников. Дошкольный возраст — особо ответственный период в воспитании, т. к. является.

Современная модель успешной социализации дошкольников путем духовно-нравственного воспитания Щукина А. А. воспитатель МБДОУ №175 г. Ульяновска первой квалификационной категории Аннотация: В данной статье поднимается проблема об.

Личностные и профессиональные качества педагога, как залог успешной адаптации детей Тема «Личностные и профессиональные качества педагога,как залог успешной адаптации детей» Сегодня каждый из нас стремится к.

Воспитание чувства юмора у детей старшего дошкольного возраста Воспитание чувства юмора у детей старшего дошкольного возраста А. В. Порфирьева, М. В. Степанова ЧГПУ им. И. Я. Яковлева, г. Чебоксары.

Источник

Оцените статью