Чувства вызванные стихотворением родина

Краткий анализ стихотворения Лермонтова «Родина» по плану

1. История создания

Елизавета Алексеевна Арсеньева, бабушка поэта, ссылаясь на плохое здоровье, выхлопотала встречу с внуком, который в тот момент находился в действующей армии на Кавказе.

Лермонтов получил отпуск и пробыл в Петербурге и Москве три месяца – с середины января до середины апреля 1841 года. Именно тогда и было написано стихотворение «Родина» (в рукописи – «Отчизна»).

В апреле того же года оно было опубликовано в «Отечественных записках» (том 15, №4).

Стихотворение привело Белинского в восторг. 13 марта 1841 года в письме к В.П. Боткину он называет его не просто «пушкинским», а подчёркивает: «из лучших пушкинских».

2. Литературное направление

«Родина» относится к романтическому литературному направлению.

3. Род

Литературный род – лирика.

4. Жанр

По жанру – элегия, поскольку содержит эмоциональный элемент философских размышлений.

В то же время произведение можно отнести и к думе с элементами пейзажной лирики.

5. Проблематика

Что такое любовь к Родине, что такое истинный патриотизм? Каковы реальные ценности в жизни человека и страны? Что важнее – гордиться завоеваниями предков, заветными преданьями «тёмной старины» или радоваться тому, что у крестьян «полное гумно» и крепкая, крытая соломой изба, «с резными ставнями окно»?

В своём стихотворении поэт словно пытается разрешить все эти проблемы.

В чём-то ему это удаётся. Впервые в русской поэзии был явлен читателям не трескучий казённый патриотизм, а истинное, выраженное простыми словами чувство любви к своей стране. Хотя проблема неоднозначного, противоречивого отношения к отчизне осталась.

6. Тематика

Главная тема произведения – любовь к Родине.

Поэт пишет о том, что окружало его с раннего детства, о том, что ему дорого, что трогало его душу. В стихотворении ясно выражена глубокая привязанность к русской природе, чувство родства с взрастившей его землёй, связь со своим народом.

По словам Н.В. Добролюбова Лермонтов «понимает любовь к Отечеству истинно, свято и разумно». И добавляет: «Полнейшего выражения чистой любви к народу, гуманнейшего взгляда на его жизнь нельзя и требовать от русского поэта».

7. Идея

Идея или главная мысль произведения заключается в том, что любви и уважения достойны не только «заветные преданья», «слава, купленная кровью», великие победы прошлого, но и простая повседневная жизнь народа, которую поэт воспел во многих своих произведениях.

Его «странная» любовь – это противопоставление чувства глубокой привязанности к русской природе и причастности к жизни народа парадному, салонному патриотизму.

8. Пафос

Эмоциональность стихотворения не оставляет читателя равнодушным. Живые и яркие картины российских просторов встают перед его глазами, когда поэт перечисляет то, что он любит – степи, леса, широкие реки, «дрожащие огни печальных деревень»…

9. Система образов

  • образ лирического героя (автор);
  • образ Родины, неразделимо связанный с образами сельского пейзажа и скромной красоты русской деревни.

10. Центральные персонажи

К главным персонажам можно отнести лирического героя — автора.

11. Лирический герой

В образе лирического героя произведения мы видим самого автора, от лица которого и ведётся повествование.

12. Сюжет

В основе сюжета – исповедь лирического героя, посредством которой он пытается понять двойственность, неоднозначность своего отношения к родине.

13. Композиция

В произведении две части.

Противоречивое начало, где лирический герой признаётся, что он любит отчизну, но «странною любовью». То, чем было принято гордиться в его кругу, не находит в его душе отклика, «отрадного мечтанья».

Во второй части он перечисляет то, что вызывает у него истинную любовь, необъяснимое, не «рассудочное» чувство.

14. Художественное своеобразие произведения

Стихотворение «Родина» было необычным для своего времени и поэтов его круга.

В салонах редко звучали такие стихи – лирические философские раздумья и признания в любви к бескрайним просторам родины, к её природе и к народной жизни.

15. Размер, рифма, строфика

Стихотворение «Родина» написано – шести-, пяти- и четырёхстопным ямбом.

Преобладает перекрёстная рифмовка (АБАБ).

Используется, главным образом, женская рифма.

16. Средства художественной выразительности

  • Эпитеты: “заветные”, “холодное”, “безбрежных”, “дрожащие”, “печальных”, “белеющих”, “резные”, “росистым”.
  • Метафоры: “слава, купленная кровью”, “степей холодное молчанье”, “лесов безбрежных колыханье”.
  • Сравнение: “разливы рек, подобные морям”.
  • Олицетворение: “степей холодное молчанье”.

В начале стихотворения используется возвышенный стиль с соответствующей лексикой и выражениями: “гордого доверия покой”, “заветные преданья”, “отрадного мечтанья”.

Во второй части торжественный стиль повествования меняется на более разговорный.

17. Значение произведения

Белинский подчёркивал значимость этого произведения, называя его одним из лучших в поэтическом багаже автора. Указывая на поэтические достоинства «Родины», он сравнивал это стихотворение с лучшими произведениями Пушкина.

18. Актуальность

Несомненна актуальность стихотворения и в сегодняшнем мире. Ценность произведения в том, что оно воспитывает в человеке чувство прекрасного и, – что ещё важнее, – способность ощущать себя частью великой русской культуры, умение видеть и любить родной край и родной язык, ценить своё прошлое, без которого невозможно будущее.

Читайте также:  Продолжите соответствующие перечни путей решения проблемы стресса

19. Моё отношение

В сжатой форме лирического стихотворения поэт сумел нарисовать яркое художественное полотно, наполненное глубоким философским смыслом.

20. Чему учит произведение

«Родина» воспитывает чувство патриотизма. Учит пониманию того, что нет лучше земли, где ты родился, учит видеть прекрасное в простом.

Источник

Анализ стихотворения «Родина» Лермонтова

Средняя оценка: 4.6

Всего получено оценок: 194.

Средняя оценка: 4.6

Всего получено оценок: 194.

В стихотворении Лермонтова “Родина” выражена любовь к русскому народу и природе, передан личный глубокий патриотизм. Произведение относится к позднему периоду творчества поэта, для которого характерны философские размышления. Полный и краткий анализ “Родина” по плану поможет в подготовке к уроку литературы в 9 классе.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Родина.

История создания – стихотворение написано как признание в любви Родине в 1841 году, за несколько месяцев до гибели поэта.

Тема – любовь к родине, истинный патриотизм.

Композиция – две строфы разного объёма, содержащие философские размышления и признание в любви к родине.

Жанр – элегия.

Стихотворный размер – шестистопный ямб, переходящий в пяти- и четырёхстопный с перекрёстной рифмовкой (в произведении есть и парный и кольцевой способ рифмовки). Преобладает женская рифма.

Метафоры“слава, купленная кровью”, “степей холодное молчанье”, “лесов безбрежных колыханье”, “чета берёз“.

Эпитеты“тёмная старина”, “заветные преданья”, “отрадное мечтание”, “холодное молчание”, “печальные деревни”, “безбрежные леса”, “росистый вечер”.

Сравнение“разливы рек её, подобные морям”.

История создания

В 1841 году Лермонтов возвращался с Кавказа в отпуск, чтобы решить вопрос об отставке и заняться литературным творчеством. Долгое отсутствие на Родине сыграло свою роль, вдохновив поэта на прекраснейшее стихотворение – признание в любви. Простая русская красота природы была настолько контрастна кавказской горной местности, что поэт создал прекрасные строки, пронзительные и искренние.

Оно написано 13 марта и первоначально было названо “Отчизна”, однако при публикации название решено было заменить на “Родина” (оно лишено гражданского пафоса, более мягкое и мелодичное, что соответствует тому пониманию патриотизма, которым пронизано стихотворение). Тоска по родине и осознание её ценности, близости звучит основным мотивом в стихотворении. В стихотворении слились как реальные пейзажи, так и отдельные природные зарисовки, взятые поэтом из воспоминаний и впечатлений другого периода.

Тема любви к родине, пейзажное начало и патриотизм, глубокий, народный, личный, практически лишённый государственной или гражданской составляющей. Её следы есть только в начале стихотворения, дальше картины быта и родные пейзажи оттесняют пафос и торжественный тон.

Любовь Лермонтова очень личная и искренняя, ему милы огоньки в окнах сельских домов, запахи костров, избы, крытые соломой, берёзки, которые выстроились у дороги. Свою любовь автор характеризует как “странную” , потому что сам не понимает её корней и причин, но сильное всепоглощающее чувство сквозит в каждой строке стихотворения. Написать такое способен только чистый разум, огромный талант. Нет у Лермонтова любви к светской жизни, ему надоели “законы” высшего общества, интриги, чинопоклонение, слухи, бессмысленность существования дворянства и пустая российская действительность.

Главная мысль стихотворения – любовь к родине – сильное, неподвластное пониманию чувство, данное свыше. Идея стихотворения в том, чтобы раскрыть сущность человека – патриота (самого автора), преданно любящего свою родину, привязанного к ней всей душой. Лирический герой подаёт своё чувство как нечто личное: так любят родного человека, несмотря на его недостатки, сильно и беззаветно.

Композиция

Первая смысловая часть стихотворения – строфа – состоит из 6 стихов. Они носят философский характер и чётко определяют отсутствие связи привязанности лирического героя к истории страны, её славе и героизму. Он любит свою родину, а не страну, не за что-то, а вопреки всему, что она сделала поэту. Вторая строфа – 20 строк – признание лирического героя в истинной сыновьей любви к родине. Своеобразная смысловая антитеза выражена и подбором лексики: в начале стихотворения – возвышенно-торжественной, а во второй строфе – простой, разговорной, с бытовыми описаниями.

Стихотворение написано в жанре элегии, поскольку это грустные размышления на философские темы. В первой строфе автор приводит три отрицания, которые могли бы являться поводом для любви к родине, но не стали. Вторая строфа – чистое признание в любви с изумительным и очень оригинальным в своей простоте описанием родных пейзажей: здесь нет ни доказательств, ни причин, только сам “факт любви” . Стихотворение сочетает 6-ти, 5-ти стопный ямб, временами переходящий в четырёхстопный, более традиционный для автора.

Средства выразительности

Яркие живые эпитеты использует автор в своём признании: “тёмная старина”, “заветные преданья”, “отрадное мечтание”, “холодное молчание”, “печальные деревни”, “безбрежные леса”, “росистый вечер” .

Метафоры: “слава, купленная кровью”, “степей холодное молчанье”, “лесов безбрежных колыханье”, “чета берёз “.

Сравнение: “разливы рек её, подобные морям” .

Анафора в первой строфе делает размышления лирического героя эмоциональным и возвышенным: “Ни слава, купленная кровью, ни полный гордого доверия покой, ни темной старины заветные преданья…”. Песенность и элегичность придаёт стихотворению анафора во второй строфе: “Её степей холодное молчанье, её лесов безбрежных колыханье…”.

Восклицательное предложение, являющееся первым стихом произведения, выражает его центральную мысль: “Люблю отчизну я, но странною любовью!”

Читайте также:  Каким настроением проникнуто изображение июльской поры пастернак

Источник

Стихотворение М.Ю. Лермонтова «Родина».

Мысли и чувства автора

В статье «Оценку ставить вам» вам предложено оценить два сочинения на одну тему, которые мы здесь печатаем под номерами 1 и 2.

Сочинение № 1

С тихотворение Лермонтова “Родина”, написанное поэтом в последний год своей жизни (1841), отражает мысли и чувства автора перед самой смертью. Теперь для лирического героя важна его родина, в ней он нашел свои идеалы, в ней увидел искреннюю и естественную жизнь. Теперь уже лирический герой не бунтует, не противостоит всему миру, а, наоборот, хочет слиться с ним воедино, хочет быть частью целого, огромного — своей Родины.

Но любовь лирического героя к родине особенная (как сам пишет Лермонтов: “Люблю отчизну я, но странною любовью!”), она нерассудочная: “Не победит её рассудок мой”, необъяснимая. Только сердцем (и им одним) любит лирический герой отчизну.

Любовь странная, непонятная, так как она к деревенской, нищей России; а любит её лирический герой лишь за то, что она есть на земле.

Такая любовь к России найдёт своё отражение в творчестве поэтов ХХ века, в частности в творчестве Блока. В стихотворении Блока “Грешить бесстыдно, беспробудно…” русский народ описан противоречиво: с похмелья идёт в церковь, усердно молится, подаёт милостыню, а затем, приходя домой, становится опять злым и жадным. Но и такую Русь любит Блок и перед такой преклоняется. Блок, разочаровавшись в своём идеале, в Прекрасной Даме, нашёл другой идеал, другой предмет поклонения — Родину. Так и Лермонтов, потеряв всякую надежду найти чистоту, искренность в мире, перед смертью понимает, что родина есть воплощение его идеалов — то, что искал поэт на протяжении своей недолгой и трагической жизни.

Стихотворение Лермонтова “Родина” композиционно делится на две части: первая часть намного короче второй, и в ней лирический герой говорит о том, что не за славу, не за покой, не за заветные преданья он любит родину, а за что, не знает сам; вторая часть этого стихотворения посвящена описанию той отчизны, которую ценит лирический герой. И именно во второй части описано всё, что так дорого и близко его сердцу: степи, леса, реки, “огни… деревень”, “дымок спалённой жнивы”, берёза, изба, “полное гумно”.

Эти части стихотворения противопоставляются с помощью союза “но”: “Ни слава, купленная кровью, // Ни полный гордого доверия покой, // Ни тёмной старины заветные преданья // Не шевелят во мне отрадного мечтанья. // Но я её люблю — за что, не знаю сам — // Её степей холодное молчанье”.

Лермонтов так же, как и Блок, не видит недостатков крестьянской жизни (описывает сельскую жизнь в идеале, не описывает ни крестьянский труд, ни плохие черты характера крестьян), преклоняется перед ними, умиляется: “Смотреть до полночи готов // На пляску с топаньем и свистом // Под говор пьяных мужичков”. И именно поэтому, не видя пороков крестьян, идеализируя их, в обществе интеллигентов ХХ века сложилось ощущение вины перед народом, вины за долгие годы крепостничества в России.

На мой взгляд, тема родины непосредственно связана с темой дома, приюта, которых ищет лирический герой: “С отрадой, многим незнакомой, // Я вижу полное гумно, // Избу, покрытую соломой, // С резными ставнями окно”; “вздыхая о ночлеге”.

Родина — вот приют лирического героя, его дом.

В крестьянской жизни лирического героя привлекает общность, то, что все вместе, в этой жизни нет места одиночеству: “Дрожащие огни печальных деревень” (и огни, и деревни употреблены во множественном числе; их много, а не один огонь и не одна деревня); “Люблю… чету белеющих берёз”; мужички. Всё едино в сельской жизни, по мнению Лермонтова, а жизнь сама полна и достаточна: “Я вижу полное гумно”.

В начале стихотворения Русь описана как бы сверху, из-за этого расширяется пространство, и мы можем увидеть всю Русь, охватить взглядом и необъятную территорию вместе с лирическим героем; мы видим и “разливы рек… подобные морям” и степи, и леса, и “огни… деревень”. А затем постепенно уменьшается пространство: пейзаж деревенский описывается более подробно и уже не сверху, а как будто с земли герой наблюдает всю происходящую картину.

На мой взгляд, в этом стихотворении продолжает своё развитие тема пути и странничества, опять лирический герой куда-то едет: “Просёлочным путём люблю скакать в телеге”. Но теперь он не просто путник: он едет по своей стране и уже неразрывно с нею связан. Вроде бы кажется, что у него нет цели, но это не так: его цель — найти пристанище, а пристанище его — это вся Россия.

Р одина лирического героя холодная, молчаливая, безбрежная, печальная. Холодность — признак чистоты и целомудрия; безбрежность — это огромные просторы, необъятность и сила. Молчаливая и печальная родина, как молодая девушка, влюблённая, и поэтому какая-то таинственная. Эта Россия очень похожа на Россию Блока.

С течением времени лирический герой испытывает уже совершенно другие чувства: любовь, отраду, умиление — а не чувство борьбы, не одиночество, не месть. Лирический герой Лермонтова изменился: он уже никого не обвиняет в непонимании, никого не осуждает, он стал проще смотреть на жизнь.

В стихотворении нет романтических штампов, природа описана реально, так, как есть: “дымок спалённой жнивы”, и “средь жёлтой нивы чету белеющих берёз”, и вижу “избу, покрытую соломой”.

Читайте также:  Цветаева когда от радости

Как мне кажется, Лермонтов в этом стихотворении отказывается от романтических идеалов, сомневается в них и находит очарование в реальности, обыкновенной жизни таких же обыкновенных, простых людей, поэтому в стихотворении отсутствуют очень красивые эпитеты, а лексика достаточно простая.

Сочинение № 2

В сё, что было создано М.Ю. Лермонтовым в годы его творчества, — это подвиг во имя свободы и родины. О стихотворении “Родина”, одном из последних творений поэта, Белинский писал Боткину: “Лермонтов ещё в Питере. Если будет напечатана его “Родина” — то, аллах керим, что за вещь — пушкинская, то есть одна из лучших пушкинских”.

В стихотворении “Родина” поэт делится своими мыслями и чувствами о России с читателем. Отношение Лермонтова к родине сложное: “Люблю отчизну я, но странною любовью! // Не победит её рассудок мой”. В русской литературе XIX–XX веков, а именно в творчестве Тютчева или Блока, можно тоже встретить неоднозначное отношение к России. В стихотворении “Россия” Блок пишет: “Россия, нищая Россия, // Мне избы серые твои, // Твои мне песни ветровые — // Как слёзы первые любви!” Знамениты следующие строки Тютчева: “Умом Россию не понять, // Аршином общим не измерить”.

Стихотворение “Родина” состоит из двух строф. В первой строфе поэт размышляет о России в целом, о России как об огромной прекрасной стране. Её величие подчёркивается благодаря возникающему в произведении мотиву пространства: “Её степей холодное молчанье, // Её лесов безбрежных колыханье, // Разливы рек её, подобные морям…” Для усиления впечатления о мощи России используется гипербола: разливы рек подобны морям. Кроме того, поэт использует аллитерацию: “Разливы Рек её, подобные моРям”. Кроме звука “р” присутствуют также звуки “м”, “н” и “л”: “взороМ МедЛеННыМ проНзая Ночи теНь”. Сонорные согласные придают особую поэтичность звучанию строк о России. Также поэтичность придают анафора и эпифора: “Ни слава, купленная кровью, // Ни полный гордого доверия покой, // Ни тёмной старины заветные преданья // Не шевелят во мне отрадного мечтанья” или “Её степей холодное молчанье, // Её лесов безбрежных колыханье”.

Стихотворение написано разностопным ямбом. Думается, эта особенность связана с композицией произведения. Первая строфа, посвящённая размышлениям поэта о своей “странной любви” к Отечеству, звучит торжественно и размеренно. Отчасти это происходит благодаря использованию инверсии, то есть перестановки слов: “люблю отчизну я”, “не победит её рассудок мой”. В этой строфе присутствует пяти- и шестистопный ямб. Вторая строфа написана ямбом трёхстопным, и потому язык, которым поэт говорит о русской деревне, прост и лёгок.

Изображая деревню, Лермонтов использует всё ту же аллитерацию, эпитеты (“жёлтая нива”, “резные ставни” и др.), а также олицетворения: “печальные деревни”, “ночующий обоз”. Благодаря олицетворению деревня сама словно оживает, обретает душу.

Следует добавить, что простота или сложность звучания зависит также и от употребляемых поэтом видов рифмовки. Например, в первой строфе произведения присутствует как перекрёстная, так и парная и кольцевая рифмы, а в последней — только перекрёстная.

Стихотворение в целом посвящено России, в нём звучат различные мысли. Поэт затрагивает и международное положение страны (“Ни полный гордого доверия покой”), и ситуацию во внутренней и внешней политике (“Ни слава, купленная кровью”), и её прошлое (“Ни тёмной старины заветные преданья”).

Деревенскую Русь Лермонтов ощущает всеми органами чувств. Поэт и просто любит её, и видит “полное гумно”, чувствует “дымок спалённой жнивы”, любит смотреть на “пляску с топаньем и свистом” (здесь аллитерация позволяет читателю буквально прочувствовать атмосферу народного гуляния). Появляется мотив дороги: “Просёлочным путём люблю скакать в телеге…” Мотив дороги помогает создать единый образ деревни, открывая её панораму: “Дрожащие огни печальных деревень”.

Особенностью композиции стихотворения “Родина” можно считать то, что оно построено по принципу “от общего к частному”. От мыслей о стране поэт переходит к чувствам о деревне, части России. Поэтому меняется стихотворный размер, рифмовка.

В этом стихотворении возникает тема природы. Сельская природа описана реалистично (в этом заключается характерная черта позднего творчества Лермонтова): реальная сельская местность, следы полевых работ (“дымок спалённой жнивы”), характер народа. По-видимому, в стихотворении поэт изображает осень. Об этом свидетельствуют такие образы, как “спалённая жнива”, “жёлтая нива”, “полное гумно”.

Лермонтов принимает родину такой, какая она есть, несмотря на все те её пороки, перечисленные в начале стихотворения. В этом его позиция сходна с позицией Гоголя. В “Притче о Кифе Мокиевиче и Мокии Кифовиче” в поэме “Мёртвые души” Гоголь отстаивает точку зрения о том, что нужно принимать родину со всеми её недостатками и слабостями. И Лермонтов, и Гоголь принимают Россию, не идеализируя её. Деревенская Россия близка Лермонтову и любима им: “С отрадой, многим незнакомой, // Я вижу полное гумно”.

И так, стихотворения “Родина” выражает отношение поэта к России. Чувство Лермонтова к России не просто: “Но я её люблю — за что, не знаю сам”. Автор любит родину, но “странною любовью”, несмотря на все её недостатки, которые в его душе “не шевелят… отрадного мечтанья”. Лермонтов любит живую, крестьянскую Русь. Возможно, образ лермонтовской России можно передать строками Некрасова: “Ты и убогая, // Ты и обильная, // Ты и могучая, // Ты и бессильная, // Матушка Русь!”

Источник

Оцените статью