Начиная делать полный анализ стихотворения «Одиночество», которое написал Иван Алексеевич Бунин, стоит обратить внимание на то, что написано оно было для близкого друга. Именно поэтому стихотворение пестрит чувствами поэта, которые он испытывал к своему товарищу.
Данное стихотворение появилось на свет в 1903 году. Это был не простой период в жизни автора. Он связал себя впервые узами брака, после неудачного, но искреннего романа. Но, поскольку, предложение своей избраннице он сделал очень быстро, так и не успев узнать её как следует, то столкнулся с тяжестями женитьбы. В письме к своему брату поэт рассказывает, что в семейной жизни его ждало непонимание и нежелание принять его. Жена даже не пыталась постараться разделить чувства, жизнь и переживания Бунина. Это негативно сказывалось на их браке и приносило ему страдания. Возможно, причиной послужило то, что его избранница была очень молода, она едва окончила гимназию. Соответственно и взгляды на жизнь и ценности у них были разными. В этом браке он чувствовал себя несчастным и одиноким. Больнее всего для него было то, что человек, с которым он навек связал свою жизнь, не может и не хочет развеять его одиночество. Эти все факторы негативно отражались и на творчестве поэта.
Читая данное произведение, может показаться, что написано оно было поздней осенью, когда даже природа навевает грусть. Но это не так. Данное стихотворение автор написал летом, когда погода совершено не способствует унынию. Из этого можно сделать вывод, что автор находился в очень мрачном «осеннем» настроении.
Одиночество, которое автор нам передает по средствам поэзии, очень хорошо демонстрирует его внутреннее состояние. Разрыв с любимым человеком, неудачный брак, материальное благополучие – это все то, что окружало творца на тот момент, а впоследствии привело к эмиграции во Францию.
Жанром этого произведения выступает элегия, с элементами послания. На протяжении всего произведения мы можем наблюдать личные переживания лирического героя. Так же автор пытается рассказать о своих чувствах девушке, с которой расстался.
Написано же «Одиночество» чередованием анапеста с амфибрахием. Рифмовку автор так же чередует параллельную с перекрестной. Так же Бунин выбирает мужскую рифму с ударением на последний слог.
В данном стихотворении используется необычная композиция. Здесь автор совмещает описание природы и чувства лирического героя. В первой и третьей строфе мы наблюдаем, как Бунин ярко описывает пейзажи природы, непрерывный дождь, который очень хорошо передает настроение и чувства автора. Промозглый дождь пронизывает до нитки даже самого читателя – настолько точно и четко автор описал природное явление.
Над холодной пустыней воды.
Здесь жизнь до весны умерла,
До весны опустели сады.
Я на даче один. Мне темно
За мольбертом, и дует в окно.
Порывы ветра и холод – это то, что испытывает лирический герой не только в прямом смысле слова. Яркие эпитеты только подчеркивают душевное состояние.
Те же тучи — гряда за грядой.
Твой след под дождем у крыльца
Расплылся, налился водой.
И мне больно глядеть одному
Вторая же и четвертая строфа рассказывают о чувствах лирического героя. О прошедшей любви и его тоске по этому поводу.
Но тебе уж тоскливо со мной.
Под вечер ненастного дня
Ты мне стала казаться женой…
Что ж, прощай! Как-нибудь до весны
Автор показывает, что его чувства живы, он по-настоящему полюбил эту женщину, и она стала для него родной. Она понимала его душа, что было очень важно для творца. Но вернуть её не представляется возможным, поскольку женщина уходит один раз и навсегда. Она не живет прошлым – для неё его попросту нет.
«Воротись, я сроднился с тобой!»
Но для женщины прошлого нет:
Разлюбила — и стал ей чужой.
Что ж! Камин затоплю, буду пить…
В кульминации произведения мы видим смирение героя с положением вещей. Он решает отпустить свою любовь и пытаться жить дальше.
Лирического героя Бунин наделяет чертами творческого человека, он не указывает род его деятельности, хотя в строках звучит упоминание мольберта. Друг автора был художников, но при этом писал произведения. Автор воспользовался этими качествами, создавая своего лирического героя.
Лирический герой не является борцом, он решает отпустить ситуацию, даже не попробовав за неё бороться. Всех женщин мира он соединяет в одну – женщину, которая не привыкла смотреть назад. Он принимает отказ, хотя в душе он совершенно не согласен с решением возлюбленной.
Девушку же автор показывает как сильную личность, твердо идущую своей дорогой. Она не привыкла менять свое решение, а любое действие ценит намного больше слов. Ей скучно находиться в обществе гения, поэтому она решает уйти от него.
Хорошим символом внутреннего состояния героя показана и природа. Непрерывный дождь, ветер, темень – все эти чувства бушуют внутри нашего лирического героя.
И в кульминации выступает ещё один образ – образ собаки. Это животное всегда ассоциируется с верностью, преданностью, и любовью. Это те чувства, которых так сильно не хватает герою, что он решает купить собаку. Заполнить ту пустоту в душе, которая образовалась после ухода любимой.
Первой темой данного произведения является одиночество человека. Ведь очень часто мы не можем разделить свои чувства и переживания даже с самыми близкими людьми. Вся проблема в том, что не всегда люди способны понять чувства другого человека. Его переживания, радость и боль.
Виной этому разница характеров и темпераментов. То, что кажется важным нам, не всегда представляет какую-либо важность для других. Это стоит понять и смириться с этим, впредь выбирая людей для своего окружения, которые мыслят идентично с вами.
Выбирая же противоположных людей по взглядам и духу – мы всегда будем чувствовать себя одинокими.
Второй проблемой в стихотворении можно назвать проблему любви. Это прекрасное во всех отношениях чувство, очень часто приносит очень много боли и страданий. В первую очередь потому, что любви подвластны абсолютно разные люди, которые впоследствии не в состоянии понять друг друга. Именно это и показано в данном произведении. Они полюбили друг друга, но столкнулись с отсутствием взаимопонимания. Это и стало причиной расставания двух любящих сердец. Рядом друг с другом они были одиноки.
Все стихотворение насквозь пронизывает грусть и уныние. Лирический герой на данном этапе жизни не видит будущего, не может строить никакие планы. Настроение его связано с тем, что он расстался с любимым человеком. Столкнувшись с полной полярностью взглядов, они принимают решение расстаться. Героя не устраивает это, но он ничего не собирается предпринимать. Он течет по течению. Единственная светлая мысль – это надежда, что с приходом весны все изменится. Как природа расцветает и просыпается с первыми весенними лучами, так и лирический герой надеется проснуться и начать все с начала.
Грустное стихотворение, пронизанное нотками печали, заставляет задуматься над тем, кто же находится рядом с нами? Стоит ли связывать свою жизнь с человеком, который не разделяет твои взгляды на жизнь? Потому что, оставшись рядом с человеком, который тебя никогда не поймет, мы рискуем остаться одинокими на всю жизнь.
Источник
Автор: Самый Зелёный · Опубликовано 31.10.2019 · Обновлено 31.10.2019
Каждый человек хотя бы раз в жизни испытывал ощущение одиночества, оторванности от других. Невозможности быть с тем, к кому тянется душа. Это сильнейшее чувство часто становилось предметом творческого исследования русских писателей. Многомудрый Литрекон предлагает Вам ознакомиться с анализом стихотворения И.А. Бунина «Одиночество» по плану.
Стихотворение «Одиночество» написано в 1903 году и посвящено другу писателя – художнику Нилусу Петру Александровичу. Бунин называл своего друга поэтом живописи. В стихотворении отражены чувства сразу двух людей: самого поэта и его друга.
Во время написания стихотворения Иван Алексеевич был женат на красавице греческого происхождения, девушке очень молодой, только закончившей гимназию, – Анне Николаевне Цакни. Это был первый официальный брак Бунина, за плечами оставался искренний, но тяжёлый роман с Варварой Пащенко. Анна Николаевна обладала необыкновенной красотой, и Бунин сделал предложение буквально в первые дни их знакомства. Это сказалось на отношениях супругов. Не узнав друг друга до конца, они вскоре разочаровались в браке. И в письме к своему брату Иван Алексеевич писал:
«До такой степени не понимать ‹…› моего состояния, и не относиться ко мне помягче, до такой степени внутренно не уважать моей натуры, не ставить меня ни в грош, как это делает Анна Николаевна, — это одно непоправимо, а ведь мне жить с ней век.»
Анна не могла разделить интересов писателя, между ними часто возникали разногласия и недопонимание. Это отразилось в творчестве Бунина. Он чувствует себя одиноким в этом союзе. Человек, с которым он хотел прожить век, не может развеять его одиночество.
Ещё один примечательный факт из истории создания стихотворения – время года и место его написания. Вопреки тому осеннему, навевающему грусть пейзажу, который мы видим в нём, стихотворение написано летом в Константинополе. Этот контраст подчёркивает, что даже лето не смогло изгнать из души автора настроения поздней осени.
Одиночество в творчестве Бунина явилось отражением его внутреннего духовного одиночества. Сначала вызванного материальной неустроенностью, уходом первой возлюбленной, и неудачным браком, затем постоянными скитаниями, и, наконец, эмиграцией во Францию.
Стихотворение «Одиночество» имеет необычную композицию: первая и третья строфы рисуют пейзаж, который созвучен внутреннему состоянию лирического героя. Вторая и четвёртая повествуют об отношениях главного героя и его возлюбленной, и чувствах, которые они испытывают.
Кульминационные строки соответствуют кульминации чувств героя, выраженной в окрике: «Воротись, я сроднился с тобой!». На протяжении всего стихотворения герой анализирует чувства, которые испытывал и испытывает к возлюбленной. Примечательно, что они даны в динамике.
Так, во второй строфе он говорит «стала казаться женой», а в последней – «сроднился». Герой понял, что эта женщина по-настоящему близка ему, только когда она покинула его. Это апогей чувства героя, и он выражает его в окрике с просьбой вернуться. Но сам же себя останавливает. Наивысшая точка пройдена, и теперь наступает спад – «Но для женщины прошлого нет…». Герой пережил сильное потрясение, осознал, что возлюбленная близка ему, но после этого напряжения, ему хочется почувствовать расслабление. И он убеждает самого себя, что природа женщины не позволит ей вернуться, даже если он действительно позовёт.
Образ лирического героя в стихотворении «Одиночество», несомненно, символизирует творческого человека. Не важно, художник он или писатель (в стихотворении упоминается мольберт) – это человек с особым мировосприятием, тонко чувствующий. Стоит отметить, что Пётр Нилус был не только художником, но и писателем. У него есть несколько опубликованных статей и сборников. Поэтому Бунин, создавая своего героя, наделил его поэтической душой не только художника кисти, но и художника слова.
Таким образом, лирический герой «Одиночества» – человек мысли в большей степени, чем человек дела. Это доказывают и его рассуждения, и вывод, к которому он приходит. «Буду пить…», — то есть не бороться, а сдаться. Да и героиню он не пытается вернуть, но лишь ссылается на чувства всех женщин. Такой приём называется синекдоха, когда целое замещается частью. Не для конкретной женщины нет прошлого, а для абстрактной, как бы для всех сразу. И из этого делается вывод, что и для героини нет прошлого. Этого герою достаточно, он не в силах справиться с мыслями о возможном отказе, поэтому решает принять его сразу, заранее. Выносить приговор самому себе иногда легче, чем услышать его от других.
Что же до чувств самой героини, Бунин намекает нам, что она, по всей видимости, противоположность героя. Ей нужно действие. Это подтверждается строками: «Вчера ты была у меня, / Но тебе уж тоскливо со мной». Возлюбленная скучает в его обществе. Видимо, они разные люди, и героиня не в состоянии по-настоящему понять его. Одиночество героя возникает ещё в обществе той, что стала близка как жена, но он переосмыслит это позже. Также с опозданием герой поймёт и то, что, несмотря ни на что, эта женщина стала дорога ему.
Символична и природа, которая соответствует настроению героя. «Холодная пустыня воды» – знак опустошения и холода, который царит в душе главного героя. Образ следа, оставленного героиней, также очень символичен. Он расплылся, наполнился водой – время его не пощадило. То есть даже след «уходит» от героя. Он один напоминал о прошлой любви. И, конечно, образ собаки как существа, которое будет любить бескорыстно, просто так. Герой надеется, что, хотя бы любовь к собаке поможет ему избавиться от ощущения ужасающего одиночества, никому ненужности.
Настроение стихотворения «Одиночество» пронизано грустью, ощущением тоски и одиночества. Подобно дороге, которую не видно в темноте поздней осенью, герой не может разглядеть своё будущее. Пока только дождь, мгла и ветер. Но надежда на возрождение остаётся: жизнь умерла только до Весны. Герой надеется на воскресение.
Главная мысль стихотворения «Одиночество», вероятно, может быть сформулирована так: люди могут чувствовать себя одинокими, это чувство ужасно, но оно не должно лишать их шанса на возрождение.
Главный герой не стал по-настоящему возвращать героиню, возможно, потому, что в глубине души понимал – они действительно разные люди. Одиночество, которое он испытывает в данный момент, поглощает его душу, терзает его. С этим чувством сталкивается любой, оно абсолютно нормально. И всё же, оно не должно побеждать, в его отношениях победа одиночества над любовью неоспорима. Такова основная идея стихотворения «Одиночество»: герой одинок столько без нее, сколько с ней.
Да, герой отчаялся что-либо изменить, он собирается пить у камина, чтобы хоть ненадолго забыться. Но есть надежда, что он сможет пережить этот период и выйти из него возрождённым. Самого Бунина впоследствии судьба вознаградила вторым браком, в котором он обрёл счастье.
«Одиночество» – очень выразительное стихотворение, это достигается не только за счёт особого расположения частей и чёткой рифмы, но и за счёт изобразительных средств, то есть тропов.
Тропы в первой строфе:
Тропы второй строфы:
Тропы третьей строфы:
Тропы четвёртой строфы:
Эта часть намерена лишена излишних украшений. Присутствует синекдоха – «Но для женщины прошлого нет». Динамика чувств разрешается кульминацией: «Воротись, я сроднился с тобой!», а конечное решение, с которым остаётся главный герой, передаётся с использованием аллитерации шипящих: ж, ш, щ, з.
«Но для женщины прошлого нет: разлюбила – и стал ей чужой».
Источник