«Цвет и звук»
скачать Урок литературы в 8 классе (технология моделирования) Метапредметная тема: «Цвет и звук» Предметная тема: «Контраст как основа композиции рассказа Л. Н. Толстого «После бала» Общая: «Роль контраста цвета и звука в рассказе Л.Толстого «После бала» Цель урока: формирование целостного видения мира искусства, закономерностей его создания через метапредметный подход и междисциплинарные связи, развитие культурологической, коммуникативной компетенций 1) через произведения музыкального, изобразительного искусства, сюжет и композицию рассказа «После бала» Л.Толстого дать представление о контрасте как художественном приёме, о закономерностях передачи авторского душевного состояния на состояние читателей, слушателей, зрителей; 3) развивать целостное, диалектическое мышление (принятие единства противоположностей), культурологическую и коммуникативную компетенции; 4) воспитывать толерантность и гуманизм. Оборудование:
Ход урока:«Что бы делало твое добро, если бы не существовало зла, и как бы выглядела земля, если бы с нее исчезли все тени?» М. Булгаков «Мастер и Маргарита» (слова Воланда) 1.Создание ситуации успеха. Мотивация (Слайд №3) — Добрый день, ребята и гости. Я рада приветствовать вас на уроке. (Слайд № 4) — В начале урока мне хотелось бы задать вам необычный вопрос: что влияет на душевное состояние человека? — Какое состояние пытаются передать Кандинский? Аргументируйте. – Выразите свое состояние цветом карточки. (Слайд №5) . — Прослушайте фрагмент музыкального произведения, оцените эмоциональное состояние, полученное от музыки. — Какова цель нашего эксперимента? — Мы живём в мире, полном звуков, красок, полутонов, а они, в свою очередь, влияют на наши чувства и эмоции. И не случайно многие из вас выбрали не чёрно-белый вариант, а другие цвета: желтый, синий, красный. В жизни человека бывают случаи, когда он испытывает противоречивые чувства. Сегодня на уроке мы будем рассматривать литературное произведение через призму цвета и звука. — Какова цель нашего урока? (разобраться, какова роль цвета и звука в рассказе Л. Н. Толстого «После бала») – Какое состояние передает художник Ге в портрете Л.Толстого? (свое, великого Толстого). Какие цветовые художественные приемы он использует? «Поздний вечер. Комната погружена в полумрак. Кажется, что в доме установилась глубокая тишина, все вокруг спит, и только великий труженик Толстой не может оторваться от работы, которая составляет главное дело его жизни. Он хочет, чтобы правда, понятая им, стала доступна всем людям. Толстой похож здесь на мудрого и величественного пророка, строгого судью и учителя жизни. Невидимая свеча ярко освещает лицо Толстого, свет серебрит седины его, и это создаёт ощущение ясности мысли, внутреннего спокойствия и мягкой человечности, так странно сочетающейся с суровостью проповедника». Тема не заявлена. Почему? К ней мы ещё вернёмся. 3. История создания рассказа. (Слайды 8, 9) Рассказ Л.Толстого «После бала» имеет автобиографическую историю. Задание классу: кто стал прототипом главного героя рассказа «После бала»? Сообщение ученика. Читая дневники Л.Н.Толстого за 1903 год, мы увидим несколько интересных записей от 9 июля, 9 августа, 20 августа. Речь идёт о рассказе «После бала». Впервые рассказ был опубликован лишь после смерти писателя. Память писателя сохранила многое и запечатлела в этом рассказе. Вместе с писателем мы переносимся в 40-е годы 19века, время царствования Николая II, которого передовая русская интеллигенция прозвала «Николаем Палкиным». Ещё прочным было тогда дворянско-крепостническое государство. В войсках свирепствовала палочная дисциплина, и солдат за любую провинность секли плетьми или прогоняли «сквозь строй», когда под барабанную дробь наказуемого тащили между рядов солдат и каждый обязан был ударить железной палкой, называемой шпицрутеном, или ружейным шомполом, по голому телу. Человека нередко забивали насмерть. Участник Крымской войны, писатель яростно отстаивал всю свою жизнь мысль о милосердии и сострадании, особенно по отношению к простому русскому солдату. Что же послужило источником для создания рассказа? Известно, что в основу рассказа легла история, которая произошла со старшим братом писателя — Сергеем Николаевичем. 5. Проверка домашнего задания. — Какое впечатление произвёл на вас рассказ? Покажите цветом. — Какие основные части вы выделили в рассказе? ^ Вступление, бал, после бала, заключение. — Дома вы должны были выстроить собственные модели композиции рассказа. Какие модели у вас получились? Представление моделей учащимися. Коррекция результатов. (Слайд № 10) Пример модели композиции рассказа «После бала» — Обратим внимание на своеобразную роль вступления — оно как бы настраивает читателя на восприятие последующих событий и знакомит с рассказчиком. Повествование начинается сразу, даже внезапно, без развёрнутой экспозиции. И завершается оно тоже без всяких выводов. Перед нами как бы отрывок жизни: вот случай, происшедший давно, но отвечающий на вопросы современной действительности, говорит нам писатель. — Кто помнит, как называется такой приём композиции? Рассказ, таким образом, заключён в «раму». Этот композиционный приём называется «рассказ в рассказе», потому что произведение написано рассказчиком так, что о всех событиях мы узнаём от рассказчика. — Рассмотрите иллюстрации к рассказу. (Слайд 11,12) — Какое душевное состояние передает автор? Как он это делает? Работа в микрогруппах: 1 ряд – система образов:
Соотнесите поля таблицы, сделайте выводы. — На какие выводы о душевных качествах полковника наталкивают наблюдения над его отношением к дочери на балу? — Какие качества его натуры проявляются в сцене на плацу? — В чём корень этих противоречий, по мнению Толстого? 2 ряд – композиция:
Соотнесите поля таблицы, сделайте выводы. — Каким предстаёт Иван Васильевич в характеристике своих собеседников? — Какую роль в жизненной судьбе Ивана Васильевича сыграл «случай»? — Как характеризует героя его решение не служить в военной службе и нигде не служить? | На балу | После бала | Выводы | ||||||||||||||||||||||||||||||
Цвета | Варенька в белом платье с розовым поясом, в белых перчатках, в белых башмачках …в пюсовом (тёмно-коричневом) платье, белые плечи… | Много чёрных людей, в чёрных мундирах (о солдатах) Спина…что-то пёстрое, красное | |||||||||||||||||||||||||||||||
Звуки | Кадрили, вальсы, польки… | Били барабаны, свистела флейта Жёсткая, нехорошая музыка Неприятную, визгливую мелодию |
Соотнесите поля таблицы, сделайте выводы.
Какие лексические средства использует автор для изображения событий на балу и после него? (антонимические ряды)
— Какую из двух частей вы считаете главной, несущей основное содержание произведения? (Верно, это вторая часть, где полковник и покорные ему солдаты истязают татарина).
— А зачем писателю понадобилась первая часть?
— Как называется такой приём? (Антитеза – противопоставление)
— В рассказе контрастно сопоставлены основные сюжетные моменты — сцена бала и экзекуция.
— В литературоведении такой композиционный приём называется КОНТРАСТ. (Слайд №16) Запишите термин, запомните определение.
— Попытайтесь сформулировать тему нашего урока. (Слайд № 17) Запишите тему в тетрадь. «Роль контраста цвета и звука в рассказе Л.Толстого «После бала».
— В чём же проявляется контраст у Толстого? (Слайд №18)
Задание: (Слайд №19) В первоначальных редакциях рассказ имел следующие названия: «Дочь и отец», «А вы говорите». Почему писатель отдал предпочтение заглавию «После бала»?
Я думаю (мне кажется…думается, что…),________________________________.
Этот заголовок более (ярко, образно) выражает ______________________.
Автор подчеркнул (акцентировал внимание читателя) ____________________________________________________________________.
Приём контраста способствовал (помог писателю) ________________________.
^ Варианты ответов зачитываются.
8. Домашнее задание (Слайд №20)
9. Работа с логической цепочкой. (Слайд №21 )
Задание классу: восстановите логическую цепочку.
— события, изображённые в рассказе, относятся к 40 годам 19 века – время царствования Николая 1, прозванного в народе за особую жестокость Николаем Палкиным;
— конец 19 века – современная автору рассказа эпоха;
— начало 21 века – современная читателю эпоха.
— Чем актуален рассказ сегодня?
Какую роль в искусстве играет контраст? А в жизни?
Можно ли понять добро, не зная зла? (работа с эпиграфом)
Существует ли в жизни белое без черного, добро без зла?
9. Итог урока (Слайд № 22)
Задание классу: заполните итоговую таблицу.
НОВОЕ (чего не знал) | ^ ЧТО УДИВИЛО? | ХОЧУ УЗНАТЬ … |
— Как вы думаете, с какой целью написал Толстой свой рассказ?
— Перед вами фреска по библейскому сюжету? Какова связь этого произведения искусства с рассказом Толстого?
Значение рассказа «После бала» выходит далеко за рамки протеста против бесчеловечного обращения с солдатами и даже против телесных наказаний крестьян: он ставил, как мы видим, широкие гуманистические проблемы:
«Если мы прямо поглядим на прошедшее, нам откроется и наше настоящее. Если мы только перестанем слепить себе глаза выдуманными государственными пользами и благами и посмотрим на то, что одно важно: добро и зло жизни людей, нам все станет ясно. Если мы назовем настоящими именами костры, пытки, плахи, клейма, рекрутские наборы, то мы найдем и настоящее имя для тюрем, острогов, войск с общею воинскою повинностью, прокуроров, жандармов.
Если мы не будем говорить: зачем поминать? и не будем заслонять дел людских прошедшего воображаемыми пользами для различных фикций, мы поймем то, что делалось прежде, поймем и то, что делается теперь». (Л.Н.Толстой. Николай Палкин)
— Изменилось ли у вас восприятие рассказа после его анализа? Покажите это цветом карточки.
Соотнесите поля таблицы, сделайте выводы.
2 ряд Анализ композиции.
На балу | После бала | ||
Хозяева бала | |||
Варенька |
Соотнесите поля таблицы, сделайте выводы.
Соотнесите поля таблицы, сделайте выводы.
Дайте развёрнутый ответ на предложенный вопрос: почему писатель отдал предпочтение заглавию «После бала»?
Я думаю (мне кажется…думается, что…),________________________________.
Этот заголовок более (ярко, образно) выражает ___________________________.
Автор подчеркнул (акцентировал внимание читателя) ____________________________________________________________________.
Приём контраста способствовал (помог писателю) ________________________.
Домашнее задание к уроку
- Прочитайте рассказ Толстого «После бала».
- Разделите его на части. Сколько частей получилось? Почему столько?
- Вспомните термин «композиция».
- Смоделируйте композицию произведения, пользуясь следующими символами:
Примечания: Количество фигур и их цвет (фигуры нужно раскрасить) должны соответствовать композиции и сюжету произведения.
Нарисуйте модель на отдельном листе формата А4, приготовьтесь представить её на уроке.
Итоговая карта (заполняется в конце урока)
НОВОЕ (чего не знал) | ^ ЧТО УДИВИЛО? | ХОЧУ УЗНАТЬ … |