Чувства способствующие развитию учебных интересов

Чувства способствующие развитию учебных интересов

Гунча Бердиева, Эгамберген Сабуров

Студенты факультета информатики, математики и физики
Шадринский государственный педагогический университет

Статья опубликована в сборнике: Psycho-pedagogical problems of a personality and social interaction: materials of the X international scientific conference on May 15–16, 2019. – Prague : Vědecko vyda-vatelské centrum «Sociosféra-CZ», 2019.
Любые нововведения в систему образования направлены, в первую очередь, но развитие ученика, не только в плане учебы, но развитие его личных качеств. Поэтому процесс обучение должен быть как полезным, так и интересным. Для учителя одной из основных задач на уроке является построить урок таким образом, чтобы ученик шел на урок с желанием узнать что-то новое.

Начиная со школьных лет, следует прививать у ребенка стремление к систематическому повышению уровня имеющихся знаний. Лучше всего это осуществлять посредством самообразования, то есть познание учащегося идет самостоятельно, и внутренне он осознает важность более углубленного изучения материала. Именно поэтому одной из наиболее актуальных проблем современного образования – формирование интереса у обучающихся. Именно, такая проблема, как целенаправленное формирование интереса к обучению у современных школьников должна быть хорошо изучена педагогами, поскольку именно интерес является обязательным условием учебной деятельности.

Интерес — это активное отношение человека к окружающему его миру. Он является сложным и важным для человека критерием, характеризуется большим количеством закономерностей в своих психологических определениях и рассматривается как:

— избирательная направленность внимания человека;
— выражение его умственной и эмоциональной активности;
— активатор различных чувств;
— активное эмоционально-познавательное отношение человека к миру;
— специфическое отношение личности к объекту, обусловленное осмыслением его жизненного значения и эмоциональной привлекательностью.

Основу любого обучения составляет познавательный интерес. Он понимается, как выборочный интерес к чему-то более конкретному, в последующем, его более глубокое изучение.

При системном развитии и укреплении, познавательный интерес выступает уже как основа положительного отношения к обучению и имеет поисковый характер. Когда у ребенка сформировался интерес к процессу обучения, то он начинает задавать вопросы, на которые пытается самостоятельно найти ответы, в этом и заключается поисковой интерес. Поисковая деятельность протекает совместно с увлечением. Учащийся в познавательном процессе испытывает радость от удач в проделанной работе. Сам интерес имеет многостороннюю значимость. Во-первых, воздействует на процесс познания, а во-вторых, характеризует психологические процессы – мышление, логику, память, воображение, которые в познании очень активно выражены.

Особенностью, которая отличает познавательный интерес, является его волевая направленность. Познавательный интерес характеризуется не только усердным познавательным процессом, но и достижением каких-либо результатов, а так же их индивидуальных анализ. Ведь, даже неудача или ошибка является результатом, который в дальнейшем ученик детально рассмотрит и извлечёт опыт.

Современный ученик характеризуется стремлением к реальной самостоятельности, к самопознанию. Главной чертой современных школьников считается более сильное ощущение своего «Я» в мире. Именно поэтому для формирования интереса к обучению необходима атмосфера диалога и взаимодействия педагога и ученика, регулярная самооценка и самоконтроль детьми своей деятельности.

В современном мире учащиеся проявляют огромный интерес к информационно-коммуникационным технологиям и хорошо ориентируются в них. Поэтому при использовании ИКТ у преподавателя возрастает шанс заинтересовать учеников.

На сегодняшний день у школьников изменилась позиция в отношении обучения. Это говорит о том, что учитель должен как можно чаще обращаться к практической деятельности, приводить какие-либо жизненные ситуации. Когда педагог организует сам процесс обучения, он должен вызвать у учеников интерес, а для этого требуется, чтобы были созданы благоприятные педагогические условия, позволяющие школьнику утвердиться как личности в системе человеческих отношений. Это характеризует получение независимости в мнениях, суждениях, поступках; самостоятельным определением своей позиции в проблемах, которые интересуют взрослых.

Выделим важнейший источник интересов к самой учебной деятельности. Им является содержание самого предмета изучения, и для того, чтобы оно оказало наибольшее стимулирующее воздействие, оно должно соответствовать требованиям, сформулированным в принципах обучения (научности, связи с жизнью, систематичностью и последовательность, комплексным образовательным, воспитывающим и развивающим влиянием и т.д.).

В современной педагогике выделены специальные методы и приемы, способствующие формированию интереса к обучению у современных школьников. В первую очередь, к этому относится материал, который будет для детей новым, также он должен быть актуален в настоящее время, рассказ о самых значимых открытиях в различных сферах жизни человека: социальной, духовной, политической, может быть, затронута сфера экономики как национальной, так и международной, которая касается жизни каждого. Поэтому педагогом должны использоваться конкретные примеры, достоверные факты, которые в данный момент вызывают повышенный интерес у всей общественности страны, публикуются в печати, сообщаются в средствах массовой информации. Это наглядно показывает ученикам, что нужно развиваться разносторонне, что изучение каждого предмета, хотя бы на базовом уровне, положительно скажется на их личностном интеллекте.

Также действующим методом формирования интереса к обучению является метод познавательных игр, который опирается на создание в учебном процессе игровых ситуаций. Игра с давних пор считается самым эффективным методом повышения интереса учеников к познанию, даже ученикам старших классов будет интересна такая форма обучения. Анализ практической деятельности педагогов показывает, что целесообразно использовать настольные игры с познавательным характером. Например, игры-путешествия, игра типа электровикторин, позволяющих ознакомиться ученику с животным миром определенных районов, типами самолетов, кораблей. Игры имеют огромный спектр их проведения. Если же для учащихся начальных классов, игры должны сопровождаться больше наглядным примером, например, картинки, различные сюжеты мультфильмов, видео и т.д. Для школьников старших классов можно проводить викторины с развернутым ответом, где ученики могли дискуссировать. То есть, игра может в себя включать различные методы проведения занятия, но в большей степени, это зависит от творческой личности педагога.

Помимо предыдущего метода, есть еще один эффективный метод стимулирования интереса к обучению у учеников это метод создания ситуаций познавательного спора. Как принято, что в споре рождается истина. К тому же, спор повышает интерес к обсуждаемой теме. Но не все педагоги осмеливаются пользоваться этим методом, так как ситуация может легко выйти из-под контроля, особенно у не совсем опытных педагогов. А те учителя, которые все-таки используют этот способ, они, во-первых, умело применяют исторические факты борьбы разных научных точек зрения по какой-либо проблеме, например, рассказывают о борьбе сторонников «боязни пустоты в природе» и сторонников учения об атмосферном давлении. Это вызывает интерес к изучению атмосферного явления учениками. Подобное вовлечение школьников в научные споры позволяет ученикам углубляться не только в определенные темы, но и произвольно провоцирует прилив интереса ко всему процессу обучения. Спор для одного ученика откроет что-то новое, для другого поможет удостовериться в имеющихся знаниях. В процессе спора происходит взаимный обмен информацией между школьниками, что в лучшем случае, может наладить межличностные отношения.

Читайте также:  Них не должно возникать чувство что

Ситуации спора, учебные дискуссии педагоги могут организовывать в момент изучения обычных учебных вопросов на любом уроке. Для этого они предлагают детям высказать свою точку зрения о причинах того или иного явления, доказать какое-либо мнение. Традиционным здесь является вопрос «Кто считает иначе?». И если такой прием вызывает спор, то обучающиеся невольно распределяются на сторонников и противников того или иного объяснения. В итоге преподаватель должен привести ряд аргументации в сторону верного мнения, а ученики подведут итоги проделанной работы. Таким образом, учебный спор является методом формирования интереса к обучению у современных школьников.

Создание в процессе познания такой ситуации, где бы присутствовал успех для учеников, у которых возникают некие трудности в учебе, также является методом повышения интереса обучающихся. Но на самом деле у каждого метода есть два исхода, в приведенном способе: либо ученик охваченных чувством радости и гордости за себя, будет иметь желание добиваться дальнейших результатов, либо, достигнув одного положительного результата, он остановится на достигнутом (чего допустить ни в коем случае нельзя). Для этого очень важно осуществляют такой поиск заданий, чтобы они способствовали формированию интереса у учеников. Для начала, даются такие задания, которые подходят по уровню образованности для ученика, потом для учащихся предлагаются такие задания, в которых могли бы возникнуть трудности. Ну и в конце, если остается время, то детям даются задания, над которыми нужно действительно задуматься. В данном методе в первую очередь учитывается индивидуальный подход учителя к ученикам.

Источник

Формы и методы повышения учебной мотивации у учащихся

Екатерина Долгова
Формы и методы повышения учебной мотивации у учащихся

Муниципальное общеобразовательное учреждение –

средняя общеобразовательная школа п. Прудовой

Екатериновского района Саратовской области

«Формы и методы повышения учебной мотивации у учащихся, которые наиболее продуктивны»

Учитель: Долгова Е. В.

2019-2020 уч. год

«Формы и методы повышения учебной мотивации у учащихся, которые наиболее продуктивны»

Качество знаний учащихся остаётся проблемой номер один. Наиболее актуален этот вопрос в последние годы, так как уровень развития учащихся в классе различен.

Цель нашей работы в начальных классах сформировать мотивацию к учению, так как основы для того, чтобы дети умели и имели желание учиться, закладываются в младшем школьном возрасте. Именно мотив является источником деятельности и выполняет функцию побуждения.

Учебно-познавательная мотивация младших школьников – это их деятельностный подход к учёбе, реализация желания хорошо учиться. Чтобы у ребёнка возникла стойкая внутренняя мотивация «хочу учиться хорошо», надо,чтобы каждый говорил себе: «Я смогу! Я добьюсь!»

Что делать, чтобы учение для каждого ученика было увлекательным и успешным? Необходимо формировать мотивацию к учению.

Формирование мотивации – это не «перекладывание» учителем в голову ученика готовых, извне задаваемых мотивов и целей учения. На практике формирование мотивов учения — это создание таких условий, при которых появятся внутренние побуждения (мотивы, цели, эмоции) к учению; осознание их учеником и дальнейшего саморазвития им своей мотивационной сферы.

Важную роль в стимулировании познавательного интереса имеет позитивная психологическая атмосфера урока, обеспечение гуманных отношений между учителем и учеником, принятие своих учеников независимо от их учебных успехов, преобладание побуждения, поощрения, понимания и поддержки.Психологическое поглаживание учеников: приветствие, проявления внимания к возможно большему числу детей – взглядом, улыбкой, кивком. Следует помнить, что большое значение имеет формирование мотивации не только у неуспевающих учащихся, но и у каждого, даже внешне благополучного ребенка.

Для того чтобы повысить мотивацию учащихся я использую:

•дидактические игры и упражнения на уроках;

•личностно-ориентированный подход в обучении и воспитании;

•внеклассные мероприятия по предметам (проведение предметных недель);

•творческие работы учащихся по предметам и текущим темам;

•проведение предметных олимпиад;

•использование различных педагогических технологий (проблемное обучение, игровые формы, развивающие задания и т. д.).

Очень эффективно введение новых знаний начинать с создания учебно-проблемных ситуаций, не с вопроса, задачи или рассказа, а с какой-либо практической работы. И если сразу после этого поставить проблемный вопрос, то такая проблемная ситуация, несомненно, окажется мощным толчком к началу интенсивного мышления.

Проблемное обучение способствует поддержанию глубокого интереса к содержанию учебного материала, к приемам познавательных действий.

Выявление уровня сформированности знаний в игровой форме гораздо более привлекательно для ученика, нежели традиционная контрольная работа или тест.

•интеграция обучения (проведение интегрированных уроков)

•использование современных инновационных технологий (интерактивная доска, компьютеры, цифровая аудио и видеотехника и т. п.) в обучающем процессе.

Одной из самых распространенных и удачных на мой взгляд форм ИКТ является использование мультимедийной презентации. В презентации, использую дидактические игры, кроссворды, ребусы с опорой на слайды со звуковым сопровождением. Презентация даёт возможность сделать уроки более эффективными, а также позволяет активизировать внимание учащихся, способствует вовлечению их в учебный процесс,повышает интерес к изучаемому материалу. При этом повышается качество образования, развивается творческий и интеллектуальный потенциал.

Методы:

• словесные (Яркий, образный рассказ или беседа невольно приковывает внимание учеников)

• наглядные и практические методы

Читайте также:  Азбука эмоций эмоэнграмм лени фич

• репродуктивные и поисковые методы

методы самостоятельной учебной работы и работы под руководством учителя.

Если, конечно, они обладают необходимыми умениями и навыками для ее успешного выполнения. В данном случае у учащихся появляется стимул к выполнению задания правильно и лучше, чем у соседа.

Мотивирование деятельности обучающихся на уроке можно осуществлять различными методами: эмоциональными, познавательными, волевыми, социальными.

И всё-таки, с чего же лучше начинать?

В первую очередь, следует помнить, с какой группой детей Вы работаете.

Младший школьный возраст – это период позитивных изменений и преобразований. Поэтому так важен уровень достижений, осуществленных каждым ребенком в данном возрасте. Если в этом возрасте ребенок, не почувствует радость познания, не приобретет умения учиться, дружить, не обретет уверенность в своих способностях и возможностях. Главный фактор в достижении успеха – оценка со стороны значимого взрослого.

Следует помнить пять уровней учебной мотивации:

1. Первый уровень – высокий уровень школьной мотивации, учебной активности. (У таких детей есть познавательный мотив, стремление наиболее успешно выполнять все предъявляемые школьные требования.)

2. Второй уровень – хорошая школьная мотивация. (Учащиеся успешно справляются с учебной деятельностью.) Подобный уровень мотивации является средней нормой.

3. Третий уровень – положительное отношение к школе, но школа привлекает таких детей внеучебной деятельностью. (Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, чтобы общаться с друзьями, с учителями, но учебный процесс их мало привлекает.)

4. Четвертый уровень – низкая школьная мотивация. (Эти дети посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности.)

5. Пятый уровень – негативное отношение к школе, школьная дезадаптация. (Такие дети испытывают серьезные трудности в обучение: они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общение с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем.)

Преподаватель должен помнить структуру успешной учебной деятельности:

Мотивы – Мотивационный этап урока- Учебные задачи и действия – Организационный этап урока- Контроль и оценка – Итоговый этап урока

Следует помнить, что ни слишком лёгкий, ни слишком тяжёлый материал не вызывает интереса. Обучение должно быть трудным, но посильным.

Создание на уроке ситуации успеха для учащихся – основа для проявления активности ребёнка, его мотивированного обучения. Ситуация — это то, что способен организовать учитель.

Алгоритм создания ситуации успеха на уроке

Этап Педагогическая задача Дифференциация

учащихся Дельность учителя

1. Мотивационно-целевой Сформировать

мотив достиже-

на успешное вы-полнение задания

Учащиеся, имевшие в прошлом неуспех в выполнении аналогичного задания Нейтрализовать память от отрицательных эмоций в предшествующей деятельности; настроить на то, что данное задание вы-полнимо и по силам

Учащиеся, незнакомые с

рода Предвосхитить положительную

эмоциональную реакцию; нарисовать позитивную перспективу в достижении успеха

Учащиеся, успешно вы-полнившие задания подобного рода Актуализировать позитивную эмоциональную память детей, поддержать побуждение к работе

2. Организационный Обеспечить условия успеш-ной

деятельности, заинтересовать познавательным процессом Учащиеся, требующие организационного контроля Организационный контроль начала и завершения работы, обеспечение интеллектуального и эмоционального подкрепления учебной работы

Учащиеся, требующие помощи в процессе выполнения работы Эмоциональное ободрение и интеллектуальная стимуляция учебной деятельности

Учащиеся, работающие активно и самостоятельно Обеспечение права выбора заданий, эмоциональное и интеллектуальное стимулирование познавательной деятельности

3. Итоговый Сформировать осознанное отношение к итогу учебной деятельности; обратить ре-зультат в мотив для новой по-знавательной деятельности Резуль-тат, адек-ватный усили-ям Учащиеся, получившие неудовлетворительные отметки Необходимо возвращение к мотивационно -целевому этапу, повтор всей цепи с исходных позиций

Учащиеся, получившие хорошие и отличные отметки Эмоциональное одобрение и установка на дальнейшую успешную работу

Резуль-тат, не аде-кват-ный усили-ям Учащиеся, получившие неудовлетворительные отметки Позитивно-перспективная оценка работы наряду с выделением ошибок и индивидуальная работа по преодолению пробелов в знаниях и умениях

Учащиеся, получившие хорошие и отличные отметки Проверка условий учебной работы на предыдущем этапе, организация ситуации преодоления в будущей деятельности

И самое главное, «Ребенок должен быть уверен, что успехом он обязан, прежде всего, самому себе. Помощь учителя, какой бы эффективной она не была, все равно должна быть скрытой. Стоит ребенку почувствовать, что открытие сделано с помощью подачи учителя…. Радость успеха может померкнуть.» В. А. Сухомлинский.

Самый простой способ для создания ситуации успеха – определённость домашнего задания. Ученики чётко должны знать, что если они выполнят задание в полном объёме и рекомендуемым способом (пересказ, выделение главного, ответы на вопросы и т. д., то их ответ будет успешным. Для этого на каждом уроке я проговариваю, что и как следует подготовить дома.

Формированию учебной мотивации способствует умелое использование игровых ситуаций и других элементов занимательности. Одним из наиболее действенных приёмов формирования мотивации к обучению является игра. При включении ребенка в ситуацию игры интерес к учебной деятельности резко возрастает, работоспособность повышается.

Школьники младшего возраста любят мечтать и играть, разгадывать загадки, раскрывать тайны. Они стремятся к приключениям. Однотипная и длительная работа быстро их утомляет. Если необходимо проделать большое количество однообразных упражнений, нужно включить их в игровую оболочку, в которой эти действия выполняются для достижения игровой цели.

На доске записана тема урока. (Литр, Рубль, Метр)

— Назовите 5 способов применения знаний, умений и навыков по этой теме в жизни.

— Вот видите, как важно…

Комплимент-похвала, комплимент деловым качествам, комплимент в чувствах, в котором учащиеся оценивают вклад друг друга в урок и благодарят друг друга и учителя за проведенный урок. Такой вариант окончания урока дает возможность удовлетворения потребности в признании личностной значимости каждого.

«Пейзаж». Учащимся предлагаются две картины с изображением пейзажа. Одна картина проникнута грустным, печальным настроением, другая — радостным, веселым. Ученики выбирают ту картину, которая соответствует их настроению.

Приём «Что, если?» предполагает включение на этапе рефлексии вопросов,которые начинаются со слов: «Что, если?» Данные вопросы позволяют учащимся по-новому, с другой стороны посмотреть на проблему, выдвинуть свои предположения, расширяя тем самым опыт спонтанного общения, способствуя развитию гипотетического мышления учащихся. (Что, если бы Колобок остался у бабушки и дедушки в сказке «Колобок»).

Читайте также:  Почему человек испытывает чувство голода после еды причины

Учащимся предлагается назвать три момента, которые у них получились хорошо в процессе урока, и предложить одно действие, которое улучшит их работу на следующем уроке.

В конце урока учитель предлагает каждому ученику выбрать только одного из ребят, кому хочется сказать спасибо за сотрудничество и пояснить, в чем именно это сотрудничество проявилось. Благодарственное слово педагога является завершающим. При этом он выбирает тех, кому досталось наименьшее количество комплиментов, стараясь найти убедительные слова признательности и этому участнику событий.

«А напоследок я скажу».

Школьникам предлагается последовательно ответить на три вопроса:

1. Насколько оправдались ваши ожидания и кому за это спасибо (исключая учителя?

2. Что не оправдалось и почему?

3. Мои и наши перспективы?

-Если я найду волшебную палочку, я попрошу ее помочь (кому)

«Дерево чувств». Если чувствую себя хорошо, комфортно, то вешаю на дерево яблоки красного цвета, если нет, зелёного.

Оцените свою деятельность на уроке с помощью «Светофора» (зелёный – все понятно, желтый – есть затруднения, красный – много непонятного – карточки данных цветов даны учащимся еще до урока).

Давайте возьмемся за руки и пожелаем друг другу…

Мотивационная сфера:

• отсроченная загадка (или задание);

Приём “Фантастическая добавка”. Учащемуся предлагается представить себя каким-нибудь сказочным героем или предметом, и попытаться пересказать историю.

Ничто так не привлекает внимания и не стимулирует работу ума, как удивительное.

Приём “Удивляй”. Существует самая маленькая птичка…. Как вы думаете она меньше какой птицы?

Иногда удивительное не просто привлекает внимание, но и удерживает интерес в течение длительного отрезка времени. Добиться этого позволяет приём “Отсроченная отгадка”. Загадка (удивительный факт) даётся в конце урока, чтобы начать с неёследующее занятие: на следующем уроке мы познакомимся с живым Киви.

При знакомстве с текстом или рассказом использую приём “Прогнозирование”. Послушайте названия текста или рассказа, как вы думаете о ком или о чём пойдёт речь.

Для создания интригующей ситуации, для организации отдыха на уроке можно использовать “Да-нетку”. Я задумала загадку или я задумала персонаж детской сказки, который, найдя клад, купил новый бытовой прибор. Кто это?” Ученик пытается найти ответ, задавая вопросы. На вопросы учитель может отвечать только словами “да” и “нет”.

Использую формыорганизации нестандартного начала урока:

o Эмоциональное вхождение в урок «Поделись улыбкою своей».

o Мешок настроений.

o Мимические упражнения

o Рифмованное начало урока.

o Психологическая установка на урок.

o Интегрированная разминка.

• Я в школе на уроке, сейчас я начну учиться.

• Я радуюсь этому.

• Внимание моё растёт.

• Я как разведчик всё замечу.

• Память моя крепка.

• Голова мыслит ясно.

• Я готов (ва) к работе.

Или «Я умею думать, я умею слушать….

1. Какая гласная стоит всегда под ударением?

2. Преврати мел- в мелкое место, получится слово?___

3.Угадай слова: ВИ3НА, ЭЛЕК3К, СМОР1 НА.

4. Найди лишнее слово в каждой строке

пара, парный, паровой;

носильщик, носатый, поднос; лето, лететь, летний.

В завершения урока бывает важным показать ученикам их слабые места, чтобы сформировать у них представление о своих возможностях. Это сделает их мотивацию более адекватной и действенной. Все мы знаем, что причины мотивации, которые заставляют младших учащихся лучше учиться -хорошая отметка на уроке.

Использование современных подходов к формированию мотивации учащихся к учебной деятельности при обучении способствует развитию интеллектуального и творческого потенциала младшего школьника, но они должны быть систематическими и для них нужно побольше свободного времени.

В заключение доклада хочу привести цитату из высказывания величайшей гуманистки XXвека Матери Терезы: «Мы не можем делать великие дела. Мы можем делать только маленькие дела, но с великой Любовью». Не эта ли мысль должна стать путеводной звездой каждого учителя в решении вопросов мотивации учения младшего школьника, воспитания интереса и любви к получению знаний?

Игровые мотивации по рисованию и лепке во второй младшей группе «Игровые мотивации по рисованию и лепке». Во второй младшей группе. 1. Тема: «Золотое яичко». Игровая мотивация: Заходят дедушка с бабушкой.

Формы и методы работы с родителями в условиях введения ФГОС дошкольного образования В статье №18 «Закона об образовании» говорится о том, что: «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить первые основы.

Формы и методы способствующие позитивному общению детей с их родителями В современных условиях развития общества обострилась проблема позитивного общения в семье. У людей все меньше времени остается для общения.

Консультация для родителей «Формы и методы физического воспитания в семье» Консультация для родителей «Формы и методы физического воспитания в семье» Первые семь лет жизни – это годы бурного психического и физического.

Консультация для родителей «Зачем учиться? Секреты мотивации» Доброго времени суток, уважаемые коллеги и гости моего сайта! Поздравляю всех с началом нового учебного года и представляю Вашему вниманию.

Консультация «Инновационные формы и методы работы с родителями» Работа с родителями. Работа с родителями. Инновационные формы и методы работы с родителями Система работы с родителями группа «Капитошка».

Районное методическое объединение воспитателей младших групп. Формы, методы и приемы проектно-исследовательской деятельности Педагоги нашего детского сада очень активно применяют в работе проектно-исследовательскую деятельность. Метод проектов очень актуален и.

Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Формы и методы социальной терапии с детьми группы риска в условиях ДОУ» Формы и методы социально-терапевтической работы с детьми группы риска в условиях дошкольной образовательной организации Данный материал.

Сущность самоконтроля и его место в учебной деятельности учащихся младшего школьного возраста Сущность самоконтроля и его место в учебной деятельности учащихся младшего школьного возраста Известно, что учебная деятельность – ведущая.

Источник

Оцените статью