Чувства работы с пластилином

Арт-терапия: работа с пластилином и поиск ресурсов

Арт-терапия: работа с пластилином и поиск ресурсов

Что такое арт-терапия с помощью пластилина?

Суть техники заключается в том, что мы вылепливаем образ нашей проблемы, негативного чувства или переживания с помощью пластилина. Можно придать им форму геометрической фигуры, человека, какого-либо предмета и т.д. Также можно подключить и другие материалы (помните, как в детстве вы делали ежиков из каштанов?)

Техника работы

Для начала организуйте рабочее место (мне, например, удобнее заниматься на полу). Главное – расстелить газеты или бумагу, чтобы не испачкать ковер или ламинат.

Купите детский пластилин. При чем желательно, чтобы в наборе было примерно равное количество темных и светлых оттенков. Приобретайте материал приятной на ощупь текстуры (чтобы он не был слишком мягкий, не окрашивал ладони и не был слишком уж твердым).

Устройтесь поудобнее (я обычно сижу в позе лотоса).

Представьте то неприятное чувство, которое вас охватывает, проблему, которую вы хотите решить или внутренний конфликт. Прочувствуйте эту проблему, ощутите где она локализована в теле, отметьте, что сейчас с вами происходит, что вы ощущаете…Постарайтесь хорошенько погрузиться в это (можете закрыть глаза).

А теперь попробуйте изобразить проблему с помощью пластилина. Лепите то, что приходит вам на ум и то, что вы чувствуете. Может быть ваша тревога по тому или иному поводу оформится в черный шарик или человечка с грустным лицом, либо обида предстанет в образе шара с воткнутыми в него иголками (можно сделать их с помощью зубочисток) и т.д. Внимательно рассмотрите результат своей работы.

Что вы чувствуете, когда на него смотрите?

Где в теле отзываются эти чувства?

Какие мысли приходят в голову сейчас?

Может вы хотите заплакать? (плачьте!)

Что бы вы хотели сделать с этим предметом? Может быть смять и выбросить? Или трансформировать во что-то иное, более позитивное, ресурсное, полезное?

Что напоминает вам слепленный предмет?

Не спешите и ответьте себе на все эти вопросы.

Поиск ресурсов

А теперь попробуйте слепить то, что для вас является решением проблемы и символом свободы от того, что вас гнетет. Вы можете слепить отдельный предмет, а можете трансформировать уже созданный, воспользовавшись цветным пластилином или добавив другие детали. Возможно, вам захочется смастерить фигуру улыбающегося человека или яркий цветок. А может быть это будет чаша, которая наполнена фруктами или же дерево с пышной кроной.

А теперь сделайте то же самое – посмотрите на результат своих трудов и ответьте на следующие вопросы:

Что вы сейчас ощущаете?

Где возникает это чувство?

Какие мысли возникли в голове?

Как решение вашей проблемы вы видите сейчас?

Как вы видите свою проблему сейчас?

Как вы видите свое будущее сейчас?

Ни в коем случае не выбрасывайте слепленную фигурку! Поставьте ее на видное место. Если вдруг появится желание ее чем-то дополнить и сделать более ресурсной – обязательно сделайте это.

Источник

Пластилиновая терапия

Арт-терапия или «лечение искусством» – достаточно молодое направление в психологии. Но уже сегодня эта методика стала очень популярной в работе с детьми и активно применяется в школах. Используют арт-терапию, чтобы снять стресс, улучшить настроение или же познать самого себя, развить свою индивидуальность, восстановить гармонию разума и чувств. Существует несколько видов арт-терапии, такие как: песочная терапия, сказкотерапия, оригами, изотерапия, музыкотерапия, игровая терапия, фототерапия и еще одно направление – лепка из пластилина. Лепить можно и из других материалов, таких как глина, тесто, воск и многие другие, но у пластилина есть преимущество перед другими материалами: он не сохнет, сохраняет гибкость, нетоксичен, не прилипает к рукам, не оставляет жирных следов.

Автор: admin
Дата записи

Арт-терапия или «лечение искусством» – достаточно молодое направление в психологии. Но уже сегодня эта методика стала очень популярной в работе с детьми и активно применяется в школах. Используют арт-терапию, чтобы снять стресс, улучшить настроение или же познать самого себя, развить свою индивидуальность, восстановить гармонию разума и чувств. Существует несколько видов арт-терапии, такие как: песочная терапия, сказкотерапия, оригами, изотерапия, музыкотерапия, игровая терапия, фототерапия и еще одно направление – лепка из пластилина. Лепить можно и из других материалов, таких как глина, тесто, воск и многие другие, но у пластилина есть преимущество перед другими материалами: он не сохнет, сохраняет гибкость, нетоксичен, не прилипает к рукам, не оставляет жирных следов.

В ходе занятий с использованием пластилина у детей улучшается мелкая моторика, развивается глазомер, позволяющий развивать чувство пропорции,определять размер, расположение и форму предметов. Оказывая влияние на уровень развития моторных навыков, пластилиновая терапия, положительно влияет на умения детей в написании буквы и цифры по образцу, в начертании прямой линии, на умение аккуратно вырезать, клеить и рисовать, а также на развитие сенсорных способностей. Одним из самых эффективных упражнений формирования мелкой моторики является создание работ, состоящих из множества скатанных (иногда еще и слегка сплющенных) небольших пластилиновых деталей.

В отличие от рисования, где рисунок трудно исправить, «пластилиновая работа» вдохновляюще легка в корректировке и способствует развитию детской фантазии, индивидуальности. Лепка улучшает мышление, формирует навыки работы с плоскостью, развивает способность у обучающихся самостоятельно выстраивать план действий, творчески достигать поставленной цели, побуждает к самовыражению, к желанию экспериментировать и создавать что-то новое; происходит более глубокое понимание себя, своего внутреннего мира – мыслей, чувств, желаний, что способствует повышению самооценки, улучшению душевного состояния, настроения. После занятий дети ощущают внутреннее удовлетворение, исчезают неадекватные формы поведения. В процессе увлекательной лепки детям приходится выбирать подходящий цвет пластилина, а также смешивать между собой некоторые тона. Происходит своего рода «лечение цветом». Всем известно, что различные цвета способны влиять на психику, обусловленную излучением электромагнитных волн, обладающих целебными свойствами. Они могут помочь восстановить душевный баланс личности и даже некоторые аспекты физического здоровья. Подобрав «правильные» цвета конкретно для себя, человек может почувствовать себя более здоровым и веселым. В связи с этим можно комбинировать тона и улучшать настроение, общее самочувствие, делая жизнь более интересной и яркой. В процессе творческой деятельности создаётся атмосфера эмоциональной теплоты, доброжелательности, признания ценности личности другого человека, заботы о нем, его чувствах, переживаниях.

Выделяют следующие виды техник работы с пластилином: рисунок, аппликация, создание барельефов, создание мозаик, витражей, работу с дополнительными материалами (проволоки, стекла, нитки, крупы, природных материалов и т.д.). К основным приёмам лепки относят раскатывание, скатывание, сплющивание, прищипывание, вытягивание, заглаживание, соединение, разрезание.

С помощью пластилина ребятам под силу создать интересные творческие работы. Во время очередной пластилиновой арт-терапии в декабре 2017 года ребятам ГБОУ Школы № 2089 удалось создать удивительные пейзажи! Для этого на картоне (можно использовать и другую плотную основу) нужно предварительно сделать эскиз картины, а затем, разминая в ладонях пластилин, размазать его пальчиками по эскизу картины, заполняя выделенные области, после чего дополнить объемными элементами в виде жгутиков, шариков и т.д.

Читайте также:  Все время присутствует чувство голода

Второклассники ощущали психологический комфорт, защищенность, радость, успех, внутреннее удовлетворение. Среди них пока нет великих художников, актеров или поэтов. Но, как оказалось, в каждом ребенке уже есть большое желание создавать что-то уникальное и прекрасное!

Занятия лепкой организуются на многих уроках изобразительного искусства, на технологии, что позволяет обучающимся более эффективно познать объемно-пространственные свойства действительности, расширить свой художественный кругозор. Можно создавать не только «пластилиновые картины», но и объемные фигуры, составлять оригинальные декоративные композиции или использовать пластилин в технике папье-маше.

Например, в 3 классе на уроке изобразительного искусства программы Б.М. Неменского по теме: «Посуда у тебя дома» в процессе изготовления посуды из пластилина удалось на практике познакомить детей с проектированием предметов по принципу стилевого единства, с понятиями «гармония», «колорит», а такженаучить создавать ансамбль предметов в их единстве.

Иногда готовые работы из пластилина сверху дополнительно раскрашивают гуашью или дополняют различными природными материалами.

Подарить радость творчества в работе с пластилином можно на уроках окружающего мира, что содействует формированию творческого отношения к действительности, способствует знакомству с миром в процессе частичного использования разных его предметов. Например, при знакомстве с насекомыми предлагалось обучающимся создать стрекозу. Тело стрекозы приемом вытягивания выполнялось из пластилина, а вместо крыльев были использованы семена клёна. Получилась быстрая и простая поделка с использованием природного материала, в процессе изготовления которой идет знакомство с описанием обозначенного представителя насекомых, его внешними характеристиками, а также описанием клена, семена которого дополнили образ стрекозы. При изучении рыб ребята с удовольствием изготавливали свои аквариумы. В таких работах благодаря пластилиновой основе, легко было закрепить не только семена, но и небольшие камешки, крупу, стебли растений и т.д.

Используя пластилиновую терапию на уроках математики, проще всего получается объяснить разницу между кругом и шаром, квадратом и кубом, познакомить с такими геометрическими телами, как эллипсоид, полусфера, конус. Выполняя деление кусочка пластилина, дети легко осваивают понятие «часть-целое».

В 1 классе в период обучения грамоте пластилиновая терапия была актуальна при выполнении такой проектной работы как «Алфавит». Также первоклассникам предлагались и другие работы с пластилином, например, составить звуковые схемы слов, обозначая звуки в виде синих (твердые согласные), зеленых (мягкие согласные), красных (гласные звуки) пластилиновых шариков. Полученные трехцветные пластилиновые бусы можно было продолжать использовать при украшении поделок на технологии или дополнить ими предстоящую работу по изобразительному искусству.

Игры и сказки на уроках литературного чтения также позволяют мне включать в занятия детей лепкой, что способствует не только повышению их творческой активности, но и общему всестороннему развитию личности. В создании пластической композицию по мотивам литературного произведения ребята учатся показывать свой эмоциональный отклик, определять внешние узнаваемые черты героев.

Пластилиновая терапия имеет широкие возможности при работе с обучающимися любой возрастной категории, а также является одним из способов взаимодействия с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья и поиска для них наиболее эффективных условий организации обучения и воспитания. Пластилиновая арт-терапии лежит в основе многих авторских коррекционно-развивающих программ, проектных работ, а также находит широкое использование во внеурочной деятельности (конкурсы, мастер-классы, создание мультфильмов).

Источник

Пластилинография как один из методов арт-терапии

Содержимое публикации

Пластилинография — как один из методов арт — терапии.

Арт-терапия одна из самых познавательных и полезных направлений практической психологии и психотерапии на сегодняшний день. Ее разнообразные методики служат способом успокоения души и тела, облегчения, снятия и устранения симптомов различных недугов. Для многих людей это направление может стать хобби.

Название «арт — терапия» означает лечение искусством. Только это лечение не подразумевает использование каких-либо медикаментов и уколов. Все это заменяют бумага, карандаши или краски, глина или песок, пластилин или фотографии. Причем это не все, что, как оказывается, обладает целительным воздействием.

Арт-терапию можно назвать своеобразным мостиком между сознанием и подсознанием человека, разумом и душой. А главная идея в том, что основная часть проблем человека находится на подсознательном уровне. Потому-то зачастую медикаментозное лечение оказывается перед ними бессильно.

В качестве психотерапевтического направления арт-терапия сформировалась примерно в середине ХХ века, появившись на стыке психологической науки и искусства. Но за это сравнительно небольшое время она приобрела такую популярность, и ее приверженцами стали миллионы людей по всему миру.

Основная ценность терапии посредством искусства заключается в том, что с ее помощью можно уравновесить и гармонизировать свое психическое состояние, повысить свои способности к самовыражению, самопознанию, раскрыть творческий потенциал и задействовать внутренние резервы.

Благодаря искусству на символическом уровне можно пережить большинство известных чувств и эмоций: любовь, радость, восторг, страсть, ненависть, обиду, злость, гнев, страх, разочарование и т.д. И переживание любого из этих чувств происходит в положительной форме, т.е. человек на 100% избавлен от получения каких бы то ни было психических и душевных травм.

Когда человек лепит фигурки, сочиняет стихи, читает какие-то истории, раскрашивает, создает коллажи из фотографий, он не просто занимается решением одной конкретной узкой задачи, а учится видеть ситуации с позиции наблюдателя, смотреть глубже, понимать себя и свою жизнь, находить ответы на многие фундаментальные вопросы.

Арт-терапия позволяет человеку понять свое предназначение, смысл жизни, глобальную цель, собственную ценность и то, что он может дать этому миру. Получается, что это уже и не лечение, а глубинная работа со своим сознанием.

Наверняка многих интересует вопрос, кто чаще всего обращается к арт-терапии. На самом деле к специалистам по этому направлению – арт-терапевтам – приходят сотни людей с самыми разными проблемами и запросами. Арт-терапия подходит и взрослым, и детям, и мужчинам, и женщинам, и во всех случаях без исключения она дает отличные результаты. Если говорить конкретнее, то взрослым она помогает пересмотреть какие-то важные для них, но проблемные вещи, выработать новые поведенческие модели, развить креативность.

Что касается детей, то с помощью различных методик арт-терапевты развивают мышление, раскрывают творческий потенциал, стараются повлиять на правильное формирование нервной системы и психики, учат взаимодействовать с другими детьми, поддерживают оптимальный уровень интеллектуальной активности.

Арт-терапия идеально подходит и для детей с отклонениями в развитии, детей-инвалидов, ребят, страдающих проблемами со зрением и моторикой, аутизмом и ДЦП. Благотворно на их состоянии сказывается не только выполнение упражнений, но и сама атмосфера, в которой занимаются дети – игровая и интересная, веселая и дружественная, корректирующая и развивающая.

Если же обобщить вышесказанное, можно выделить несколько основных направлений, в которых работает арт-терапия:

Читайте также:  Дети с хроническими заболеваниями чаще чем здоровые страдают эмоциональными расстройствами

раскрытие и развитие творческого начала;

помощь в установлении контакта с собой и своим внутренним миром;

установление или восстановление контакта с окружающими людьми;

расслабление и релаксация ;

помощь в осознании своих истинных чувств, желаний и целей;

коррекция поведения и замена неэффективных поведенческих моделей эффективными;

помощь в достижении равновесия между внутренним миром и условиями окружающей действительности;

снижение и полное устранение негативного воздействия стресса;

формирование позитивного мышления.

Есть еще и целый комплекс конкретных задач, с решением которых данное направление вполне успешно справляется:

Диагностика . Посредством творчества удается определить глубинные проблемы человека и указать ему на те сферы внутренней и внешней жизни и личностные качества, на которые нужно обратить серьезное внимание, которые нужно проработать или изменить.

Коррекция . Благодаря эффективным средствам арт-терапии специалисты помогают людям менять свое поведение в лучшую сторону, избавляться от тревог и страхов, чувства вины и жалости к себе, ограничивающих убеждений, комплексов, зажимов и т.п.

Развитие . Арт-терапия помогает не просто выявлять сильные и слабые стороны человека, но и развивать их. А это значит, что, занимаясь приятным делом, человек еще и проводит серьезную работу над собой.

Удовольствие . Лечение происходит через процесс творения. Люди пишут картины, сочиняют стихи, фотографируют, одним словом – создают, а не в этом ли состоит истинное удовольствие?! Причем получают его даже люди, далекие от творчества.

Психотерапия . Творческая деятельность помогает преодолевать тяжелые переживания, устранять психологические травмы, убирать подсознательные блоки, избавляться от неуверенности в себе и решать другие подобные проблемы.

Сегодня, мы поговорим о таком арт-терапевтическом методе работы с детьми, как лепка из пластилина.

Хотелось бы привести немного фактов научных исследований. Учёные филадельфийского Детского центра задались целью найти лучшую развивающую игрушку для детишек в возрасте от 3 до 5 лет. Выяснилось, что это не дорогостоящие модные машинки на радиоуправлении, и даже не летающие вертолеты. Оказалось, что это… пластилин!

Эксперимент проводился в течение пяти лет. С 2005 по 2010 год группа учёных, детских психологов и мастеров лепки занималась с детьми, несколько отстающими в развитии от своих сверстников. С каждым ребёнком занимались около часа в день, и подобный игровой познавательный метод обучения оказался весьма эффективен, о чем красноречиво свидетельствовали статистические данные. Около 70% детей из группы, состоящей из 215 человек, научились не только узнавать буквы, но даже строить из них целые предложения. Кроме того, практически треть малышей усовершенствовали свою речь, стали говорить больше и лучше. У четырёх участников эксперимента мастера лепки обнаружили художественный талант.

Как объясняют результаты исследования специалисты Детского центра в Филадельфии, США, лепка пластилином не только позволяет в игровой форме воплощать детские фантазии и мысли в творчестве, но также активизирует работу различных механизмов центральной нервной системы, развивает мелкую моторику рук. Занятия с пластилином способны доставить ребенку немало радости и веселья, кроме того, помогают учиться и развиваться, играя.

Пластилин является мягкой структурой, которую можно видоизменять, мять, растягивать, т.е воздействовать на нее, что является хорошим методом в работе с эмоциональной сферой. Не маловажным является и то, какого цвета пластилин выбирает ребенок. Этот параметр может много рассказать о его настроении и внутреннем эмоциональном состоянии. Так же пластилин служит для развития мелкой моторики и является увлекательным занятием, на которое ребята всегда откликаются с удовольствием и интересом.

Лепка – один из методов изобразительного творчества, позволяющий создавать всевозможные композиции. Практически нет ни одного ребёнка, который бы не любил лепить. Слепить можно всё что угодно, на что хватит фантазии, а если не получилось или надоела поделка, её можно переделать, в отличие от того же рисунка, который практически переделать невозможно. Чем же так хороша лепка? Почему именно её часто выбирают при работе с разными психическими процессами?

Во-первых, необходимо выбрать тот материал, из которого будет выполнен продукт. Для маленьких детей больше подходит пластилин, которые не требует специальных навыков и дополнительных приспособлений. Подростками и взрослыми может использоваться любой доступный материал (глина, скульптурный пластилин, полимерные массы для лепки, тесто). Рука младшего школьника, особенно тех, кто ещё только пришёл в первый класс, часто слаба, поэтому пластилин или соленое тесто для лепки должны быть мягкими, но не текучими. Текучий пластилин быстро тает, что не даёт нужной формы, портит общий вид работы. Даже для работы с аппликацией или рисунком, такой пластилин не очень удобен. Скульптурный пластилин для младших школьников тоже не подходит, так как он обладает высокой плотностью и работать с ним детям с плохо развитой рукой сложно. Поэтому предпочтительнее обычный пластилин, который легко позволяет работать в разных техниках. Ещё одним вариантом пластилиновой лепки может служить шариковый пластилин. Его особенность заключается в том, что он в отличие от обычного пластилина, который приедается многим детям, является чем-то необычным, позволяющим делать различные поделки и аппликации, он более лёгкий в объёме, он застывает на воздухе и не даёт поделке видоизменяться в процессе хранения под изменением температур, как это свойственно обычному пластилину. При работе с ним можно использовать дополнительные средства, которые будут придавать форму, легко к ней крепиться, не требует раскатывания по форме, как обычный пластилин и наносится равномерно. С этим видом пластилина можно работать с самого маленького возраста. Ещё одним видом является масса для лепки, которая так же хорошо сочетается с шариковым пластилином, легко мнётся в руках и при нанесении на дополнительный материал (бумагу, стакан, фоторамки и т.д.) наносится более равномерно, а при засыхании выглядит как пластмассовая масса. Но выбор материала для лепки зависит всё же от социального и материального положения родителей, которые поддерживают занятия своего ребёнка. В массовой школе социально – экономическое положение детей очень различно. Поэтому основным материалом для лепки будет являться обычный пластилин, который могут позволить приобрести родители с любым материальным достатком, что не вызовет зависти и чувства разочарования у ребёнка. Для индивидуальных занятий, или занятий, где в группе у всех будет одинаковый материал, возможна работа с любым видом пластилина.

Во-вторых, для маленьких детей необходимо ставить цели, которые они должны достичь при выполнении задания. Взрослым цели ставят более прозрачные, так как абстрактное мышление у них развито настолько хорошо, что не требует специальных дополнительных условий. Для маленьких детей важен образец к которому они будут стремиться. У младших школьников ещё нет развитого абстрактного мышления, преобладающим в их мышлении всё ещё остаётся трансдукция, которая зачастую приводит к ошибкам. Поэтому, при выполнении задания необходим какой — то образец, на который младшие школьники будут опираться. Арт-терапевтическое занятие, это не урок труда, где мы даём чёткий образец, к которому ребёнку необходимо стремится, наша цель – дать определённую задачу и несколько вариантов её решения. Например, техника размазывания пластилина по картону на который нанесён контур. Нам не важен цвет, его выбирает сам ребёнок, не важна толщина слоя, её мы не будем оценивать, мы всего лишь увидим, насколько развита моторика руки и в зависимости от поставленной себе цели, толщину размазываемого слоя можем корректировать. Важно то, чтобы ребёнок сам находил подходящие для себя варианты при выполнении задания. Давая разные варианты выполнения поставленной цели, мы тем самым подготавливаем почву для развития творческого и абстрактно-логического мышления ребёнка. Младший школьник сам, опираясь на цель, ставит задачи для её решения.

Читайте также:  Как воспитать чувство гордости у ребенка

В-третьих, это те задачи, которые реализовываются в ходе арт-терапевтического занятия с использованием пластилина:

Развитие восприятия цвета;

Умение смешивать различные цвета;

Развитие умения работать с геометрическими фигурами;

Формирование навыков в работе с объёмом и плоскостью;

Развитие абстрактно-логических операций;

Работа с разными психологическими состояниями (стресс, тревога, чувство неуверенности, одиночества, агрессия, конфликтные ситуации)

Техники работы с пластилином:

Создание мозаик, витражей

Работа со стеклом и стеклотарой

Работа с дополнительными материалами (проволоки, нитки, крупы, природные материалы и т.д.)

Для развития моторики подойдут раскатывания пластилина в аппликацию, создание фигуры из отдельных заранее подготовленных геометрических фигур, рисование пластилином. Для детей более старшего школьного возраста можно использовать в работе с пластилином дополнительные материалы, которые требуют развитой кисти руку и определённого навыка. Тема занятий выбирается в зависимости от поставленной психологом задачи, от ситуации, которая привела именно к работе с пластилином, а не с другими видами изобразительных средств. Если наша задача развить моторику руки, научить работать с формой и цветом, то тематика выбирается одна, для работы с агрессией, стрессами, тревогой темы могут быть совершенно другими, или перекликаться, дополняя друг друга.

Подводя итог выше сказанному можно сказать, что в лепке весомое количество плюсов. Любой арт — метод и лепка не исключение позволяет работать с бессознательным. Т.е. те чувства и переживания, которые ребенок не выражает вербально, и соответственно родитель не имеет к ним доступа, арт-терапия делает осознанными и поддающимися коррекции.
Развитие творческого воображения на занятиях лепкой во многом реализуется в процессе выполнения малых круглых скульптур. Организация таких уроков предполагает ряд важных общеобразовательных, общеразвивающих компонентов. Один из них – организация на занятиях комплексного восприятия изучаемого объекта, включающего в себя целенаправленное рассматривание, обсуждение аналогов с опорой на образы памяти. Конечная цель такого урока не только в выразительной передаче конструктивной формы, но и передача в скульптурной форме художественного образа. Реализация творческого замысла при выполнении задания на воображение, характеризуется способностью синтезировать знания, такие процессы можно охарактеризовать как психические процессы создания нового в форме образа, представления, идеи. Причем базовым, первичным уровнем здесь выступает система мышления. Всякое мышление, как известно, – это интеллектуальный процесс и деятельность, направленная на решение теоретических и практических задач. Уроки лепки обязательно включают организацию восприятия аналогов в виде рисунков, иллюстраций, образцов, обеспечивающих ориентировку детей в поставленных творческих задачах. Восприятие необходимо в развитии творческого мышления ребенка, так как в основе его лежат активный поиск признаков, необходимых для формирования образа. Для результативного процесса творческого мышления в процессе формирования художественного образа необходимо также включение внимания к вызванным ощущения прошлого опыта детей в виде знаний и представлений. Полнота и прочность восприятия зависят не только от врожденных психологических структур, но также и от структур, сформированных предыдущем опытом. Причем детское воображение способно воспринимать не отдельные виды спереди, сзади и т.д. представляемого объекта, но и в целом схватывать образ, что очень важно для передачи образа в материале. При рассматривании, анализе аналогов возникает также и ассоциативное мышление, которое оперирует «…ассоциативными блоками, репродуктивными по своей природе». Формирование художественного образа требует подкре- пления к вызванным ассоциациям мысленного образного представления. На рефлективном уровне происходит осознание исходных ассоциативных предпосылок, которые впоследствии перерабатываются и превращаются в осознанные представления. Развивая воображение детей, педагог сталкивается с тем, что проведенные анализ, наблюдения аналогов позволяют установить связи с ассоциативным и рациональным мышлением, выстроить мысленно образ. Благодаря сформированному образу, приступая к лепке, дети легко могут использовать полученные знания при создании общей формы в материале, применить нужные приемы лепки при передаче характерных черт (создать художественный образ).

Список использованной литературы

1. Алексеева М.Ю. «Практическое применение элементов арт-терапии в

работе учителя». М., 2003.-120 с.

2. Аметова Л.А. «Формирование арт-терапевтической культуры младших школьников. Сам себе арт-терапевт». М., 2003.- 85 с.

3.»Арт-терапия: Диалог: Россия-Великобритания» Сборник статей. Островитянин, 2008.- 30 с.

4. «Арт-терапия». ред.-сост. А.И.Копытин. СПБ., 2001. – 95 с.

1.Бабаева А.С, Основы лепки. / А.С. Бабаева. — М.: «Академия», 2011.- 87 с.

2.Беляев Т.Ф, Упражнения по развитию творческих способностей у учащихся. / Т.Ф. Беляев. — М.: «Искусство», 2008. – 154 с.

8. Бурно М.Е. «Терапия творческим самовыражением». М., 1989.- 111 с.
9. Вальдес Одриосола М. — «Арттерапия в работе с подростками. Психотерапевтические виды художественной деятельности.» Методическое пособие. Владос, 2005. – 58 с.

10. Вачков И.В. «Арт-терапия. Развитие самопознания через психологическую сказку». М.,2001. – 70 с.

3.Васильева Т.Л, Декоративно-прикладное искусство [Текст] / Т.Л.Васильева.- М.: Педагогика, 2008. -136 с.

4.Васильева Т.Л, Детское творчество [Текст] / Т.Л.Васильева. — М.: Педагогика, 2009. – 98 с.

5.Косогорова Л.В, Новые образовательные технологии преподавания народного и изобразительного искусства [Текст] / Л.В.Косогорова // Начальная школа. — 2009. — №4. — 65 с.

Кожохина С.К. Растём и развиваемся с помощью искусства. СПб.: Речь, 2006. – 112 с.

6.Конышева Н.М, Лепка в начальных классах [Текст] / Н.М.Конышева — М.: Педагогика , 2008.– 88с.

Короткова Л.Д. Арт-терапия для дошкольников и младшего школьного возраста. СПб.: Речь — 2001. – 78 с.

34. Лебедева Л.Д. «Практика арт-терапии: подходы, диагностика». СПб.: Речь, 2003. – 50 с.

35. Лебедева Л. Д. «Арт-терапия в педагогике» Педагогика, 2000. – с. 80.
36. Малкиоди Кати «Палитра души. Преображающая сила искусства: путь к здоровью и благополучию». София, 2004.- 25 с.

37. Медведева Е.А. Левченко И.Ю. Комиссарова Л.Н. Добровольская Т.А. «Арт-педагогика и арт-терапия в специальном образовании». М.: Академия, 2001.- 140 с.

78.Немов Р.С, Психология [Текст] / Р.С.Немов.- М.: Владос , 1998. – 394 с.

9.Нечаева Т.А, Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста [Текст] / Т.А.Нечаева // Декоративно-прикладное искусство. – 2010. — № 7. – 115 с.

10.Плюхин В.С, Развитие творческой активности учащихся средствами изобразительного искусства [Текст] / В.С.Плюхин // Начальная школа. – 2009. — №6. — 111 с.

11.Пономарев Я.А, Психология творчества и педагогика [Текст] / Я.А.Пономарев.-М.: Педагогика ,2008. – 132 с.

12.Пригодин А.О, Психология одаренности детей и подростков [Текст] / А.О. Пригодин. – М.: Педагогика, 2007. – 152 с.

Источник

Оцените статью