Чувства при общении с детьми

Общение с детьми. Воспитание ребенка. Как общаться с ребенком.

ЕСЛИ РЕБЕНОК БОЛЕЕТ, СПАСТИ МОЖЕТ ЛЮБОВЬ

Многие родители в воспитании ребенка допускают одни и те же ошибки, забывая что в воспитании главную роль играет любовь и общение с детьми.
Если ребенок болеет, постоянно травмируется, это – сигнал, что в ваших взаимоотношениях что-то не так. Пересмотрите свои отношения с ним. Может быть, вы большое внимание оказываете не общению с ребенком, а его воспитанию.
Многие родители под воспитанием понимают своеобразную дрессировку или просто контроль за ребенком и его бытовое обслуживание. Ребенок одет, накормлен, уроки сделаны – и родитель считает, что его долг выполнен. А ребенку, особенно, если в семье он растет один одинешенек, необходимо общение.

Если ребенок играет в соседней комнате, а вы готовите и моете посуду, вряд ли, это можно назвать общением. Чтение нотаций, команды («Иди есть», «Пора спать!»), приказы, крики, угрозы также не являются общением с ребенком. Более того, нотации и крики не продуктивны и вызывают обратный эффект. Важно общаться с ребенком без осуждения и обвинений, без оскорблений и ярлыков. Постоянная ругань приводит к снижению самооценки у ребенка, а это может стать причиной болезни ребенка или несчастного случая. Есть человек, а есть его поступки. И критикуйте не ребенка, а его поступки. Помните, что важно общаться с ребенком, а не читать нотации. Попробуйте быть не возле ребенка, а вместе с ним.

Вполне возможно, что вы общаетесь с ребенком так же, как в вашем детстве общались с вами ваши родители. И если вас воспитывали с помощью нотаций и угроз, то вам необходимо учиться общению с детьми.
В любом общении важным являются уважение и искренний интерес к другому человеку. Поэтому желательно общаться с ребенком на равных, а не с позиции «сверху», проводить с ним вместе время. Поддерживайте в нем ценность его личности.

Обратите внимание на то, как вы разговариваете с детьми, как выражаете им свою любовь. Часто родители забывают говорить ребенку, что его любят, не смотрят ему в глаза.
Важно не только любить, но и выражать свою любовь, чтобы ребенок чувствовал ее, купался в ее лучиках. Почаще говорите ему: «Я тебя люблю», не перечисляя за что (ведь любят не за что-то). Выражайте свою любовь взглядом, прикосновением, словами.

И вообще, общаясь с ребенком, больше говорите о чувствах: «Я радуюсь, когда у тебя что-то получается», «Я горжусь тобой», «Я довольна тем, что ты вымыла посуду», «Я рада, что ты сдал экзамен», «Я счастлива, что ты у меня есть». Вместо крика «Сколько ты еще будешь так себя вести!» скажите, что вы чувствуете боль (обиду, страх, раздражение) из-за его поведения, предложите задуматься об этом.
Также при общении с ребенком разговаривайте и о его чувствах. Дело в том, что когда мы говорим о чувствах боли, обиды, злости, тревоги, нам становится легче. Во время проговаривания эти чувства уменьшаются. Более того важно поговорить о ситуации, в которой возникли эти чувства, разобрать ее причины. Это поможет ребенку лучше понять, как себя вести в той или иной ситуации, и это станет хорошим уроком ему на будущее.

При общении с детьми соблюдайте следующие правила:

    1) При общении с детьми говорите на простом языке, понятном детям, с учетом их возраста.

2) Общаясь с ребенком, проявляйте к нему уважение, подчеркивайте его значимость.

3) Желательно общаться с ребенком, подчеркивая свою общность с ним («Когда я учился в школе, я тоже не любил математику», «Мы с тобой оба любим поспать по утрам»), и наоборот, избегайте высказываний, которые подчеркивают ваши различия («Ну в кого ты такой уродился, мы с отцом прекрасно учились в школе, а ты…»).

4)Принимайте свои и его чувства такими, какие они есть. Помните, что нет плохих (негативных) чувств.

5) При общении с детьми, прямо и открыто выражайте свои чувства.

6) Общаясь с ребенком, говорите о чувствах, используя «я — высказывания», то есть говорите о себе «Я чувствую то-то и то-то». Любые «ты — высказывания» звучат как обвинения. Сравните: «ты меня обидел» («ты — высказывание») или «мне обидно, когда мне говорят… » («я – высказывание»). Первое звучит как обвинение, второе – как констатация факта. При общении с детьми говорить о чувствах необходимо. Ваш ребенок должен знать, что вы тоже живой человек и способны чувствовать. Он должен понимать, что вы открыты, а не закрываетесь от него «броней», тем более дети считывают наш невербальный язык. Если вы открыто выражаете свои чувства, дети тоже начинают искренне их выражать.

Читайте также:  Как проявляется чувство собственного достоинства у детей

7) При общении с ребенком всегда уточняйте, по поводу чего вы чувствуете то или иное чувство. «Мне больно из-за таких слов. «, «Я расстроена из-за ситуации в школе». При общении с детьми ошибкой является, если первая фраза представляет собой «я — высказывание», а вторая – «ты – высказывание», например, «Мне стыдно, что ты так себя ведешь при людях», «меня раздражает, что ты меня не слушаешь». Старайтесь использовать безличные предложения, допустим, «Мне стыдно из-за такой сцены», «Меня раздражает, когда дети не обращают внимания на слова родителей».

8) Желательно общаться с ребенком, выражая свои чувства без оценок, ярлыков и обвинений.

9) При общении с детьми избегайте обобщений. При обобщениях используются слова «всегда», «все», «никогда», «каждый», «везде», «всюду», «вообще». Например, обобщением являются фразы: «ты всегда опаздываешь в школу», «ты всюду разбрасываешь свои вещи».

10) Общаясь с ребенком, дайте ему выговориться. Не перебивайте его, не говорите параллельно с ним.

11) Когда вы общаетесь с ребенком, внимательно его слушайте. Имейте в виду, что если ребенок вам что-то рассказывает, а вы при этом моете посуду, готовите, гладите, убираете, сидите за компьютером или смотрите телевизор, то таким образом вы показываете своему ребенку, что вам неинтересно, что он говорит. Даже если при этом вы можете все слово в слово повторить. Таким образом вы демонстрируете неуважение и отсутствие интереса к своему ребенку, невербально даете ему понять, что у вас есть дела и поважнее, чем он. Поэтому при общении с ребенком, вам важно отставить все свои дела, повернуться к нему, посмотреть ему в глаза, то есть дать ему понять, что он для вас важен.

12) При общении с детьми повторяйте словами то, что сказал ребенок, показывая, что вы его слушаете и понимаете.

13) Общаясь с ребенком, уточняйте неясности, переспрашивайте (но не допрашивайте, не выспрашивайте).

14)Очень важно при общении с детьми замечать и называть их чувства («Ты боишься…», «Тебе обидно…», «Ты злишься…»). Такая форма общения с ребенком поможет ему лучше понять себя и свои чувства, а также освободиться от негативных чувств.

15) Общаясь с ребенком, помогайте ему выражать его чувства, не ругайте за них.

16) Старайтесь общаться с ребенком не с позиции «сверху», а с позиции «рядом».

  • 17)Идеально, если вы будете общаться с ребенком не стоя, возвышаясь над ним, а сидя на стуле или корточках, так чтобы ваши глаза были на уровне его глаз.
  • Поскольку причинами многих детских болезней (также как и взрослых) становятся именно невысказанные, подавленные чувства, учите ребенка выражать свои чувства (и сами учитесь этому). Очень часто мы детям, да и себе, не позволяем выражать злость, раздражение, обиды. Но чувствовать естественно, нет хороших и плохих чувств, нет чувств, которые нельзя чувствовать. И у природы бывает плохая погода. Каждый имеет право чувствовать и выражать свои чувства. Ребенка нельзя осуждать за чувства, которые он испытывает. Даже если вам неприятны чувства ребенка (например, его раздражение на вас), позвольте ему и побуждайте его их выражать. Исключите из своих отношений с ребенком запрет на чувства.

    Понаблюдайте за собой и отследите, бывает ли, что, общаясь с ребенком, вы говорите ему:

    • — Не плачь («Не реви»)
    • — Не бойся («Не бойся, ты уже большой», «ты же мальчик»)
    • — Не расстраивайся
    • — Не переживай
    • — Не обижайся
    • — Не смей на меня злиться («Не кричи на маму!»)
    • — Не ревнуй маму
    • — Не грусти
    • — Не беспокойся

    И исключите эти запреты.

    Важным фактором эффективного общения с ребенком является терпимость. Психологически зрелый, психологически взрослый человек должен обладать этим качеством. За терпимостью стоит наше позитивное отношение к себе, миру, другим людям, определенные наши установки, например, «каждый имеет право на ошибку», «не ошибается тот, кто ничего не делает», «опаздывающий уже наказан тем, что переживает больше тех, кто его ждет», «каждый имеет право на свое мнение», «с каждым может произойти срыв», «каждый имеет право на проявление любых своих чувств». Такой трепимости можно и нужно учиться. Терпимость поможет проявить сочувствие и сопереживание к ребенку.

    Существует еще так называемая сенсуальная терпимость, означающая низкую чувствительность, слабое реагирование на какое-то неприятное событие, некую холодность, толстокожесть и черствость. Такой человек не способен сопереживать, сострадать, сочувствовать другим людям. Это психофизиологическое качество, которое приводит к повышению устойчивости человека к стрессовым факторам. Сенсуальная терпимость, холодность и черствость родителей, их не способность понять, посочувствовать ребенку очень травматичны для него.

    В общении с ребенком необходимо тепло, участие, доброжелательность, приветливость. Для этого важно использовать приветливые фразы: «Я рада, что ты у меня есть», «Я соскучилась по тебе», «Мне хорошо с тобой», «Мне нравится, как ты …», «Мне повезло с тобой», «Я рада, что ты пришел».

    Читайте также:  Описать чувства героев картины опять двойка

    Конечно, общение с ребенком невозможно без совместных дел, когда вы вместе читаете, гуляете, играете, чем-то занимаетесь. Все это разные способы выражения любви: через общение (слова), через совместное времяпрепровождение, через помощь и поддержку («У тебя все получится», «Ты обязательно справишься», «Я верю в тебя», «У тебя все будет хорошо», «Я желаю тебе отличного дня»), через прикосновения.

    Очень важно выражать любовь ребенку через объятия. Обнимайтесь с ним не менее четырех раз в день, а лучше раз десять.

    И тогда ваш ребенок будет здоров, успешен и счастлив. И вы сохраните контакт с ним на всю жизнь. И может быть, когда-нибудь он скажет вам: «Как мне повезло, что у меня такая мудрая Мама (мудрый Папа)!».

    При перепечатке статьи действующая ссылка на сайт и имя автора обязательна.

    Источник

    «Роль эмоций в общении с ребенком»
    консультация на тему

    Скачать:

    Вложение Размер
    rol_emotsiy_v_obshchenii_s_rebenkom.docx 23.78 КБ

    Предварительный просмотр:

    Родительское собрание на тему: «Роль эмоции в общении с ребенком»

    Воспитатель. Главная функция эмоций — лучшее понимание людьми друг друга. Не пользуясь речью, мы можем судить о состоянии другого человека, настроить его на совместную деятельность и общение.

    Ознакомимся с ролью эмоций в общении. Поговорим о том, как узнавать эмоции и грамотно выражать их.

    Вопрос к родителям: Как вы думаете, с помощью каких невербальных каналов коммуникации мы можем передавать свои эмоции и чувства в общении с людьми?

    Глаза и контакт с помощью взгляда

    Дистанция во время общения

    Далее педагог-психолог предлагает кратко раскрыть (с приведением примеров) каждый способ невербальной коммуникации.

    Упражнение «Узнай эмоцию».

    Вариант 1 (цель — определение связи эмоционального состояния с мимикой лица).

    Педагог-психолог показывает родителям фотографии детей с различными эмоциональными состояниями, такие как: гнев, страх, обида, радость, удивление, грусть и т. п, (можно использовать приложение к «Атласу по психологии» М. В. Гамезо и др.), обращая внимание на мимические выражения. Родителям предлагается определить, какая эмоция представлена на фотографии.

    Инструкция: «Посмотрите внимательно на фотографию. Обратите внимание на мимику (выражение лица). Какую эмоцию выражает ребенок, запечатленный на этой фотографии? Как вы об этом узнали?»

    Вывод педагога-психолога: Умение понимать эмоциональное состояние другого человека не вербально очень важно, особенно в общении с ребенком, так как ребенок не всегда может высказать, какое чувство он сейчас испытывает.

    Родитель, понимая переживания своего ребенка на невербальном уровне, может помочь ему своей поддержкой, участием, правильным реагированием.

    Кроме того, в общении с ребенком, взрослый должен осознавать, какую эмоцию или чувство он сейчас передает ребенку и как он это делает.

    Упражнение «Передай эмоцию».

    Упражнение проводится в мини-группах. Педагог-психолог предлагает каждой группе по три варианта родительских высказываний типа:

    «Убери свои игрушки»

    «Выключай телевизор, ложись спать»

    Задача родителей — примерить маски и прочитать вслух высказывания.

    Инструкция: «У вас в руках находятся карточки-маски, изображающие разные эмоции, и варианты различных высказываний взрослых при общении с детьми.

    Ваша задача — каждому побыть в роли родителя и в роли ребенка.

    Роль родителя: воспроизвести высказывание в соответствии с карточкой-маской.

    Роль ребенка: определить, что сейчас испытывает родитель по отношению к нему».

    Вопросы к родителям:

    1. Что чувствует ребенок, когда вы разговариваете с ним, проецируя ту или иную маску?
    2. Как можно общаться с ребенком, чтобы он чувствовал вашу любовь?
    3. Какую эмоцию «одевать», когда ребенок вызывает раздражение или требуется наказать его за плохое поведение?

    Ответы родителей (дискуссия).

    Педагог-психолог : Как уже говорилось, нет «запрещенных» и «правильных» чувств, все чувства принадлежат человеку, все важны для него. Другое дело, как он выражает их вовне. Итак, существует три основных варианта выражения чувств:

    • подавление
    • агрессивное выражение
    • конструктивное выражение (трансформация).

    Пример: пообещали помочь, подвели — не выполнили обещания, в результате чего возникает некое негативное чувство. (например, гнев). Это чувство можно:

    2) агрессивно выразить;

    Каждый способ выражения собственного отрицательного чувства имеет определенные последствия (см. табл)

    Педагог-психолог. Особое внимание для воспитания в ребенке здоровых эмоций, доброжелательности и правильного позитивного мышления нужно уделять развитию положительных эмоций.

    Вопрос к родителям: Как вы развиваете в ребенке положительные эмоции? Приведите примеры.

    Вывод психолога. Самый главный путь к развитию положительных эмоций у детей — это любовь. Любить своего ребенка — это целая наука.

    Воспитатель представляет мини-информацию «Любовь».

    Воспитатель. Любовь — самое высшее чувство. Разумеется, каждый из нас убежден, что любит своего ребенка. Мы любим своих детей, но далеко не все проявляем свою любовь столь очевидно, чтоб ребенок почувствовал ее. Кроме того, столь же верно, что он вызывает у нас не только любовь, но и досаду, раздражение, сожаление, нетерпение и даже отчаяние. Эти чувства мы бессознательно проявляем куда более драматично и убедительно, нежели нашу любовь. И для многих родителей это — норма поведения!

    Люди вкладывают в понятие любви тот смысл, который соответствует их личному развитию. И поэтому далеко не каждый вид любви приносит им радость.

    Итак, Любовь может быть трех видов — детская, взрослая и совершенная

    • Детская — люблю за то, что ты делаешь для меня или даешь мне;
    • взрослая — люблю за то, что имею возможность делать для тебя или давать тебе;
    • совершенная — люблю за то, что ты есть, — безотносительно к тому, что ты мне даешь или что я тебе даю; что ты для меня делаешь или что я для тебя делаю.

    Детская любовь: «Если я люблю тебя, то ты должен. ». Это любовь потребителя — но не обязательно в лице ребенка.

    Высказывания: «Если любишь — купи игрушку», «Если любишь — учись хорошо», «Если любишь — не расстраивай меня».

    Взрослая любовь: «Если я люблю тебя, то я должен. ». Это любовь инвестора.

    Высказывания: «Хоть ты и бестолковый работник, но выгонять тебя не хочется, потому что ты долго учился за наш счет».

    Детская и взрослая любовь очень насильственны. По существу они представляют собой маятник, который качается от радости к печали, от принятия к непринятию, от любви к гневу и насилию.

    Только совершенная любовь является настоящей, а также постоянным источником радости.

    Вопрос к родителям (не для ответа, а для размышления). Какую любовь проявляете вы по отношению к своему ребенку? Ответы родителей.

    Психолог. Любовь нерадостного типа ущербна, потому что отрицает чужую (или свою) свободу. И в этом отрицании она должна либо зайти настолько далеко, чтобы отрицать саму себя, либо вырасти в любовь совершенную (в тотальное принятие себя, и другого человека без желания его исправлять или переделывать, оценивать или критиковать, ублажать или контролировать). Любовь же к себе выражается в том, что, понимая сущность другого и принимая его таким, каков он есть, мы придерживаемся грани, за которой не позволяем ему нанести себе вред.

    Итак, главной составляющей Любви является безусловное принятие. Безусловно, принимать ребенка — значит любить его не за то, что он красивый, умный, способный, отличник, а просто так, просто за то, что он есть.

    Потребность в любви и принадлежности, то есть нужности другому, одна из фундаментальных человеческих потребностей. Ее удовлетворение — необходимое условие нормального развития ребенка. Эта потребность удовлетворяется, когда вы сообщаете ребенку, что он вам дорог, нужен, важен, что он просто хороший. Такие сообщения содержатся в приветливых взглядах, ласковых прикосновениях, прямых словах: «Как хорошо, что ты у нас родился»; «Я рада тебя видеть»; «Ты мне нравишься»; «Я люблю, когда ты дома»; «Мне хорошо, когда мы вместе».

    Не менее важен телесный контакт с ребенком. Психологами рекомендовано обнимать ребенка не менее четырех раз в день (что просто необходимо каждому для выживания), а для хорошего самочувствия нужно не менее 8 объятий в день! И, между прочим, не только ребенку, но и взрослому.

    Конечно же, ребенку подобные знаки принятия особенно нужны, как пища растущему организму. Они его питают эмоционально, помогая психологически развиваться.

    В заключении хотелось бы провести небольшое упражнение : «Пирог «Счастье мое»».

    Упражнение проводится в мини-группах. Участникам даются «ингредиенты» для приготовления пирога: улыбка, радость, тепло души, радуга, солнце, голубое небо, благополучие, доброта, щебет птиц.

    Задание: написать рецепт приготовления пирога из полученных «ингредиентов»; озвучить каждый из вариантов.

    Пример: «Замесите пирог на доброте. Смешайте улыбку с радостью. Влейте тонкой струйкой тепло души. В больших пропорциях добавляйте благополучие. Украсьте кусочками голубого неба. Посыпьте цветами радуги. И выпекайте в солнечных лучах до ощущения счастья. Отламывайте маленькими кусочками и раздавайте каждому. Будьте здоровы!».

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Цель: Обсудить проблему значения в жизни ребенка эмоциональной сферы, положительных эмоций,показать родителям, насколько важна театральная деятельность для развития благоприятной эмоционально среды ре.

    Задача гармоничного развития детей дошкольного возраста предполагает также обязательно достаточно высокий уровень развития его эмоциональной сферы, социальной ориентации и нравственной позиции.

    Презентация «Роль эмоций в общении».

    Форма проведения: семинар-практикум Воспитатели СП «Детский сад Сказка»ГБОУ гимназии им.С.В. Байменова г. ПохвистневоСтадник И.В.Люфт Е.В.Учитель-логопед Тимофеева М.Г.Педагоги-психологи Игнатова.

    Консультация для родителей «Роль интонации в общении с ребенком»может быть использована для выступления на родительском собрании.

    Эмоции играют важную роль в жизни детей. Помогают ребенку приспособиться к той или иной ситуации.

    Эмоции играют важную роль в жизни детей. Они помогаютребенку приспособиться к той или иной ситуации. Страх,испытываемый ребенком, например, при виде большой собаки,побуждает.

    Источник

    Читайте также:  Не чувствую себя собой личностью
    Оцените статью