Чувства после физического насилия

«Руки не распускает, но делает жизнь невыносимой»: как понять, что вы влипли в отношения с психологическим насильником

Чем опасно психологическое насилие

Подорванная вера в себя, страхи, комплексы, подавленное настроение вплоть до депрессии – таковы последствия «бескровного» насилия для жертвы. Они вполне сопоставимы с ущербом, который причиняют, например, побои. Специалисты давно трубят на каждом углу, что психологическое насилие столь же разрушительно, как и физическое. Только женщины, привыкшие к прямым или завуалированным насмешкам, оскорблениям, унижению, пренебрежению, обесцениванию, пропускают предостережения мимо ушей и в упор не видят всей серьезности положения. «Делясь своими историями, женщины нередко смеются, сыплют шутками. Мол, подумаешь: пришел, потопал ногами, деньги отобрал – все равно, говорит, без ума спустишь», – говорит психолог. Так проявляет себя психологическая защита у тех, кто не готов искать выход из сложившейся ситуации. Женщина поделилась эмоциями, слила напряжение – и этим дело ограничилось. Она снова готова терпеть колкости того, кто жаждет власти над ней.

rileylawfirm.net

Как распознать психологического тирана

В самом начале отношений тираны из кожи вон лезут, заманивая жертву в свои сети. Природное обаяние, широкие жесты, умопомрачительные комплименты – все это притупляет бдительность женщины, и она сама не замечает, как стремительно теряет контроль над собственной жизнью. С какого-то момента ей приходится жить по чужим правилам, причем их нарушение чревато наказаниями. «Тиран не приемлет несогласия, даже в мелочах, поэтому договориться с ним невозможно. Если он требует, чтобы женщина опускала в суп пять горошин душистого перца, то устроит разнос, недосчитавшись одной горошины», – замечает психолог. Чужие мнения, которые не совпадают с его собственным, он критикует едко и беспощадно.

Остерегаясь спугнуть жертву, психологический насильник на первых порах наотрез отрицает, что испытывает негативные эмоции. В ситуациях, когда естественно злиться и негодовать, он невозмутимо улыбается или сохраняет хладнокровие. Но только внешне – внутри бушует негодование. Рано или поздно тиран не сможет сдерживать агрессию – и взорвется, обрушит на женщину весь накопившийся гнев.

Любой тиран стремится вывести жертву из равновесия, выбить у нее почву из-под ног – им движет желание захватить власть и занять более сильную позицию. Психологический насильник часто действует исподтишка: изучив слабые стороны другого человека, он целенаправленно жалит в них. Вроде бы делает комплимент, но на самом деле старается причинить душевные страдания. «Женщина комплексует из-за лишнего веса и, купив обновку, слышит от мужа: «Платье, конечно, красивое, но – только не обижайся! – ты в нем выглядишь нелепо. А что ты хотела – с твоей комплекцией нужно выбирать более скромные наряды», – приводит пример Надежда Георгиева. Разумеется, из-за ядовитого комплимента женщина сникает, а психологическому насильнику только того и надо.

tfa.org.ua

Психологическое насилие нередко идет рука об руку с экономическим. Когда мужчина жестко контролирует расходы супруги и требует отчитываться за каждую копейку, или требует оставить работу, потому что он зарабатывает достаточно, или постоянно подчеркивает, что женщина находится от него в материальной зависимости, и обесценивает ее домашний труд, он, без сомнения, практикует экономическое насилие. Цель та же – заставить жертву чувствовать себя никчемной и слабой.

Желая оставаться незыблемым авторитетом для жертвы, психологический насильник зорко следит, чтобы рядом с ней не замаячили потенциальные «конкуренты». Тех, кто может раскрыть женщине глаза на ее незавидное положение, тоже на дух не переносит. Вот почему он всеми силами препятствует общению с «неблагонадежными» друзьями и даже родственниками. «Иногда женщины вынуждены тайком поддерживать отношения с родителями, взрослыми детьми», – вздыхает психолог.

Также тиран всячески мешает личностному развитию и самореализации жертвы. Например, не позволяет получить высшее образование, повысить квалификацию, занять руководящую должность. Даже против безобидного хобби может яростно протестовать. «Если женщина хочет научиться танцевать, он сделает все возможное, чтобы помешать посещать курсы. Потому что твердо уверен, что женой движет низкое желание – «вилять бедрами перед чужими мужиками». Сама мысль о том, что к его женщине кто-то может проявить интерес, для него невыносима», – говорит Надежда Георгиева.

yujanka.kz

Установлено, что к отношениям с «недрачливым» тираном предрасположены женщины, знакомые с психологическим насилием с детства. У тех, кто с нежного возраста слышал в свой адрес насмешки, издевательства и свыкся с пренебрежением значимых людей, притупляется, а то и вовсе утрачивается чувствительность к чужой агрессии. Вот почему такие женщины не возмущаются и не пресекают попытки расшатать их самооценку. Но есть верный маркер того, что ваш партнер – психологический насильник. Это чувства. «Если после общения с человеком вы чувствуете себя униженными, раздавленными, выбитыми из колеи, «неправильными», можно с уверенностью предположить, что вы подверглись психологическому насилию», – объясняет психолог.

Верить ли тирану, который обещает измениться?

Если жертва прозрела и начала предпринимать активные попытки выйти из отношений, тиран обычно клянется, что осознал недопустимость своего поведения. «Я понял, какой был дурак. Я изменюсь, поверь. Мы начнем жизнь с чистого листа и будем счастливы!» – подобные речи знакомы многим женщинам, которым не повезло повстречать на своем пути психологического насильника. Среди них немало тех, кто начинает колебаться – и не доводит задуманное до конца. А зря. «Если человек использует психологическое насилие, не исключено, что у него расстройство личности: психопатическое, нарциссическое, истерическое, параноидное, пограничное. Лечение может длиться годами, но гарантии, что оно будет эффективно, к сожалению, нет», – акцентирует Надежда Георгиева.

eusemfronteiras.com.br

Еще одна причина тяги к «тихому» насилию – психологические комплексы. Мужчина, который чувствует себя неудачником, не состоялся в профессии, не может финансово обеспечить семью, может отыгрываться на жене. Слияние границ с другим человеком тоже пробуждает агрессию. Так, мужчина с устойчивой психикой не будет терпеть измены жены. Сделав вывод, что не соответствует ее ожиданиям, он оставит женщину в покое: отстранится до прояснения ситуации или завершит отношения. И его самооценка ничуть не пострадает. А закомплексованный мужчина начнет мстить, унижать «подлую изменщицу», но расстаться не решится – например, из-за страха не найти новую спутницу жизни.

«Как видите, насильник тоже уязвлен и тоже страдает. В психологической помощи он нуждается не меньше, чем жертва», – комментирует психолог. Но не торопитесь вживаться в роль сочувствующего и всепрощающего спасателя. «Не стоит тешить себя иллюзией, что тиран превратится в психологически зрелого человека. Люди меняются очень медленно – им проще оставаться такими, какие есть. Чтобы развить или подавить в себе какую-то черту, потребуются сконцентрированные усилия и, возможно, очень много лет», – предупреждает Надежда Георгиева.

Но робкая надежда может жить ровно до тех пор, пока психологическое насилие не перешло в физическое. «Если мужчина залепил вам пощечину, или выкручивал руки, или таскал за волосы, или оставил на теле синяки, или с силой толкнул – отношениям пришел конец, их нужно разрывать. И чем быстрее, тем лучше», – категорична психолог. Любое насилие можно объяснить, но не оправдать. Здоровые личности справляются со своими эмоциями и не переходят границы. А тех, кто не способен держать себя в руках, нужно решительно вычеркивать из своей жизни.

Источник

Департамент образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры

Ханты-Мансийского автономного округа-Югры для детей,

нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи

«ЦЕНТР ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ И КОРРЕКЦИИ»

«Психологические особенности детей, переживших насилие и формы работы с ними»

г. Ханты-Мансийск, 2014 год.

Методические рекомендации «Психологические особенности детей, переживших насилие и формы работы с ними»

Составители: Щербакова Е.С., старший методист БУ «Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции»

Методические рекомендации «Психологические особенности детей, переживших насилие и формы работы с ними»

Содержание

Глава 1. Понятие жестокого обращения с детьми и виды насилия…………7

1.1 . Понятие и формы жестокого обращения с детьми…………………………. 7

1.2. Влияние насилия на личностное развитие ребенка………………………….23

Глава 2. Помощь детям и подросткам, пережившим насилие………………33

2.1. Формы и методы работы с детьми и подростками, пережившими насилие………………………………………………………………………………33

2.2.Технологии оказания психологической и психотерапевтической помощи

детям и подросткам – жертвам насилия…………………………………. 36

Список литературы…………………………………………………………………51

Приложение 1…. …………………………………………………………………..55

Приложение 2…. …………………………………………………………………..59

Дети — наиболее ранимые члены нашего общества, чьи права и свободы

грубо нарушаются. Невинные, наивные, растущие и учащиеся, они зависят от

взрослых, когда речь идет об их обучении, поддержке и защите. Но в действительности многие дети переживают ужас насилия, становятся жертвами физических, сексуальных и эмоциональных злоупотреблений со стороны взрослых своей семьи или социального окружения. В современной зарубежной и отечественной литературе жестокое обращение, как правило, рассматривается как одна из возможных причин аномального развития ребенка, что приводит к таким негативным явлениям как детская и подростковая преступность, алкоголизм, наркомания, беспризорность, бродяжничество. [1]

Проблема насилия и жестокого обращения с детьми в современной России — одна из самых острых и актуальных. Нарастающей угрозы духовному, социальному, психическому и физическому здоровью людей и особенно детей, не умеющих в силу своего возраста противостоять насилию, заставляет искать пути позволяющие создать условия для безопасности жизни ребенка, способы оказания помощи ему с целью обеспечения социальной ориентации и раскрытия личностного потенциала.

Жестокое обращение с детьми и подростками сегодня, к сожалению, стало обычным явлением, с которым все свыклись, что само по себе ужасно.

Пренебрежение интересами детей и подростков не только наносит непоправимый вред их здоровью, но и влечет за собой тяжелые социальные последствия. До 10% детей и подростков – жертв насилия – погибает, а у большинства – появляются серьезные отклонения в психическом и физическом развитии, в эмоциональной сфере. Такие дети и подростки не могут быть полноценными членами общества, они нуждаются в лечении и уходе.

Жестокость по отношению к детям и подросткам формирует людей малообразованных, социально дезадаптированных, не способных трудиться, создавать семью, быть хорошими родителями. Опасным социальным последствием насилия по отношению к детям и подросткам является дальнейшее воспроизводство самой жестокости, поскольку жертвы тоже могут стать насильниками.

Насилие над детьми и подростками — явление весьма распространенное в наше время. Во многих странах специалисты по юриспруденции и адвокаты, специализирующиеся на защите прав детей, считают, что домашнее насилие занимает одно из первых мест среди тех видов преступности, сведения о которых редко доходят до правоохранительных органов.

Причины проявления насилия над детьми и подростками многочисленны. Они определяются сочетанием различных факторов, ни на один из которых в отдельности нельзя возложить ответственность за данное явление, поэтому принято рассматривать причины и факторы насилия в целом.

Во-первых, насилие может иметь социокультурную природу, быть неотъемлемой частью стереотипических представлений о сущности семейных взаимоотношений, воспринятой с воспитанием, подкрепляемой внешними впечатлениями и представляющейся, таким образом, единственно возможной их моделью.

Во-вторых, жестокое обращение с детьми и подростками может быть результатом личного жизненного опыта индивида или индивидов, и тем самым для них тоже создается морально-психологическое основание считать такой тип взаимоотношений универсальным.

Третья группа причин связана с «травмой детства», с пережитым в раннем возрасте разрушительным опытом, что заставляет индивида вымещать на ребенке свои детские комплексы.

В-четвертых, социальная и психологическая декомпенсация в результате внешних воздействий, превышающих пределы личностной устойчивости индивидов, вынуждает некоторых из них искать заместительной компенсации своей неудовлетворенности дома, на работе, в общественной жизни, самоутверждаясь за счет более слабых, неспособных дать отпор и защитить себя.

Пятая группа причин связана с личностными особенностями индивида, с чрезмерно развитыми их доминирующими чертами и особенностями его характера, не компенсированными в свое время достаточно адекватным воспитанием.

В настоящее время не существует единого мнения о первопричине насилия над детьми и подростками. Было предложено множество микро — и макротеорий — от наличия психических нарушений до влияния социально-культурных ценностей и социальной организации. Основные споры развернулись между последователями психологических теорий и теми, кто верит в социальную причинность.

Глава 1. Понятие жестокого обращения с детьми и виды насилия.

1.1. Понятие и формы жестокого обращения с детьми

В современном мире мало кто из людей задумывается о своих поступках, действиях, часто мы даже не подразумеваем, что делаем кому-то больно, мы можем обидеть человека, не только физически ― ударив его, но также и словесно – оскорбить, унизить. На самом деле мы совершаем насилие над окружающими нас людьми, это могут быть наши близкие ― родители, бабушки, дедушки, братья, сестры, друзья, но также и люди, которых мы даже совсем не знаем. Очень часто мы планируем свои действия, но когда все идет не по плану, мы начинаем искать виновных, обвинять их в наших проблемах, но мы очень редко считаем виновными в своих ошибках нас самих. Под наши срывы могут попасться и дети ― маленькие, добрые существа, которые еще совсем не понимают, что люди могут быть не только добрыми, но и злыми.

Очень часто в настоящее время мы слышим такие выражения как сексуальное или физическое насилие над человеком (ребенком). Но ученые, психологи выделяют еще один тип издевательств — психологическое насилие. Насилие может проявляться не только в физической форме. Человеку можно причинить не только физическую боль, но и моральную.

Психология насилия получила в последнее время достаточно широкую популярность. Наиболее интенсивно проблемами психологического насилия в последнюю четверть века занимались такие ученые как: Дж. Кобрин, Д. Левинсон, Д. Иваниек, Д. Финкелхор, Р. Лэнг, К. Брон, Э. Миллер, и др. [18].

Для изучения проблемы насилия над детьми нужно определить ряд понятий:

Насилие над ребенком ―это физическое или психологическое, сексуальное или социальное воздействие на ребенка со стороны другого ребенка или взрослого, семьи, группы или государства, вынуждающее его прерывать значимую деятельность и исполнять другую, противоречащую ей, либо угрожающую его физическому или психологическому здоровью и целостности [19].

Насилие ― это целенаправленное эмоциональное или силовое принуждение, действие одного человека над другим человеком, осуществляемое с определенной целью, вопреки согласию, воле и интересам пострадавшего [24].

Основные виды насилия ― это физическое, психоэмоциональное (психическое), сексуальное насилие, пренебрежение основными нуждами ребенка.

Жестокое обращение с детьми ― это умышленное или неосторожное обращение или действия со стороны взрослых или детей, которые привели к травмам, нарушению в развитии, смерти ребенка либо угрожают правам и благополучию ребенка [18].

Насилие и жестокое обращение с детьми и подростками – феномен сложный и многоаспектный. Его изучением занимаются различные науки:

— другие медицинские дисциплины.

Жестокое обращение с детьми и подростками и пренебрежение их интересами могут иметь различные виды и формы, но их следствием всегда являются серьезный ущерб для здоровья, развития и социализации ребенка, нередко и угроза его жизни и даже смерть.

Различают 4 основные формы (виды) жестокого обращения с детьми и подростками и пренебрежения их интересами:

— психическое (эмоциональное, психологическое) насилие;

— пренебрежение основными нуждами ребенка (моральная жестокость).

Физическое насилие – преднамеренное нанесение физических травм и различных телесных повреждений ребенку родителями или лицами, их заменяющими, либо ответственными за их воспитание, которые причиняют ущерб здоровью, нарушают его развитие или лишают его жизни. Эти действия могут осуществляться в форме:

— в виде ударов, пощечин;

— прижигания горячими предметами, жидкостями или зажженными сигаретами;

— использования самых различных предметов в качестве орудий изуверства.

Физическое насилие над детьми и подростками включает также вовлечение последних в употребление наркотиков, алкоголя, психоактивных веществ, дачу им отравляющих веществ или медицинских препаратов, вызывающих одурманивание, а также попытки удушения или утопления ребенка. [1]

Жестокость и интенсивность насильственного поведения всегда следует оценивать в зависимости от возраста и чувствительности ребенка, а также от отношений между взрослым и ребенком. Следует заметить, что существует мнение о том, что чем сильнее выражены внешние проявления физического насилия, тем серьезнее последствия для развития ребенка. Однако, следует сделать оговорку, что это не совсем так, поскольку дети и подростки существенно отличаются друг от друга и взрослых своими психологическими особенностями и характеристиками. Необходимо четко осознавать, что физическое насилие – это действительно физическое нападение или истязание, которое всегда сопровождается словесными оскорблениями ребенка и приводит еще и к психической травме.

Физическое насилие можно распознать по особенностям внешнего вида ребенка и подростка и характеру нанесенных ему травм.

— множественные повреждения, имеющие специфический характер (отпечатки пальцев, ремня, сигаретные ожоги) и различную степень давности (свежие и заживающие);

— задержка физического развития;

— признаки плохого ухода (гигиеническая запущенность, неопрятный внешний вид, проявления контактного дерматита и других видов сыпи).

Основные типы травм:

— на теле – кровоизлияния, ссадины, раны, кровоизлияния в глазные яблоки, следы от прижигания горячими предметами и жидкостями, сигаретами или от ударов ремнем, укусов; повреждения внутренних органов или костей травматического характера.

— на голове – участки алопеции, выбитые или расшатанные зубы, разрывы или порезы во рту, на губах.

Особенности нервно-психического, психического состояния и развития, поведения ребенка:

— снижение двигательной активности;

— безразличие к окружающему миру;

— отсутствие или слабая реакция на внешние стимулы и раздражители;

возраст 6 мес. — 1,5 года:

— боязнь физического контакта со взрослыми;

— постоянная беспричинная настороженность;

Читайте также:  Реферат профессиональный стресс виды профессионального стресса

— плаксивость, постоянное хныканье, замкнутость, печаль;

— испуг или подавленность при попытке взрослых взять на руки.

возраст 1,5-3 года:

— редкие проявления радости;

— реакция испуга при плаче других детей;

— крайности в поведении – от чрезмерной агрессивности до абсолютной безучастности.

возраст 3 года – 6 лет:

— примирение со случившимся и отсутствие сопротивления;

— пассивная реакция на боль;

— болезненное отношение к замечаниям и критике;

— заискивающее поведение и чрезмерная уступчивость;

— псевдовзрослое поведение (внешне копирует поведение взрослых);

— жестокость по отношению к животным;

— склонность к поджогам.

младший школьный возраст:

— стремление скрыть причину имеющихся повреждений и травм от чужих взрослых;

— боязнь идти домой после школы.

— делинквентное (криминальное или антиобщественное) поведение;

— употребление алкоголя, наркотиков и психоактивных веществ.

Следует отдельно остановиться на особенностях поведения родителей или попечителей, которые позволяют заподозрить их в жестоком отношении к ребенку:

— противоречивые, путаные объяснения причин травм у ребенка и нежелание внести ясность в происшедшее;

— позднее обращение или не обращение за медицинской помощью, либо инициатива обращения за помощью исходит от постороннего лица;

— обвинение в травмах самого ребенка;

— неадекватность реакций на тяжесть повреждения, стремление к ее преувеличению или преуменьшению;

— отсутствие обеспокоенности за судьбу ребенка;

— невнимание, отсутствие ласки и эмоциональной поддержки в обращении с ребенком;

— обеспокоенность собственными проблемами, не относящимися к здоровью ребенка;

— рассказы о том, как их наказывали в детстве;

— признаки психических расстройств в поведении или проявление патологических черт характера (агрессивность, возбуждение, неадекватность).

Сексуальное насилие или развращение (совращение, злоупотребление) – вовлечение ребенка с его согласия или без такового, осознаваемое или неосознаваемое им в силу функциональной незрелости или других причин в сексуальные действия со взрослыми или старшим ребенком (подростком) с целью получения последними удовлетворения сексуальных потребностей или получения выгоды с применением физического, психического насилия или без него. [1]

Таким образом, развращением считается не только собственно половой акт, но и широкий спектр других сексуальных действий. Назовем их:

— мануальный, оральный, генитальный или любой другой телесный контакт с половыми органами ребенка, а также ласки эрогенных зон;

— введение для стимуляции предметов во влагалище или анус ребенка;

— сексуальная эксплуатация ребенка для порнографических целей или вовлечение в проституцию;

— несоответствующие возрасту ребенка домогательства, демонстрация эротических материалов с целью стимуляции ребенка;

— эксгибиционизм – демонстрация обнаженных гениталий, груди или ягодиц перед ребенком;

— вуайеризм или визионизм – подглядывание в момент купания, переодевания или пребывания в туалете, когда ребенок этого не подозревает, а также принуждение ребенка к раздеванию;

Под сексуальным насилием подразумеваются случаи сексуальных действий между подростками, если они совершались с применением угрозы или физической силы, а также в том случае, если разница в возрасте насильника и жертвы составляет не менее 3-4 лет.

Согласие ребенка на сексуальный контакт не дает основание считать его ненасильственным, поскольку ребенок:

— не обладает свободой воли, находясь в зависимости от взрослого;

— не может в полной мере предвидеть все негативные для себя последствия сексуальных действий.

Особенности внешнего вида ребенка, характер травм и заболеваний, позволяющие заподозрить сексуальное насилие:

— повреждения генитальной, анальной или оральной областей, в том числе нарушение целостности девственной плевы, повреждения кожи груди или бедер;

— следы спермы в анальной и генитальной областях;

— заболевания, передающиеся половым путем;

— острые и хронические инфекции органов мочевой системы;

— кровотечения из половых органов;

— кровотечения из ануса;

— разрывы ануса, прямой кишки, влагалища, промежности;

— выпадение прямой кишки;

Особенности психического состояния и поведения детей и подростков, позволяющие заподозрить сексуальное насилие:

дети дошкольного возраста:

-регрессивное поведение (появление действий или поступков, характерных для более младшего возраста);

— несвойственные характеру сексуальные игры с самим собой, сверстниками или игрушками;

— несвойственные возрасту знания о сексуальном поведении;

— беспричинные нервно-психические расстройства.

дети младшего школьного возраста:

— замкнутость, стремление к уединению;

— изменение ролевого поведения (берет на себя функции родителя);

— ухудшение взаимоотношений со сверстниками;

— несвойственное возрасту, сексуально окрашенное поведение;

— стремление полностью закрыть тело одеждой, даже если в этом нет необходимости.

дети старшего школьного возраста:

— побеги из дома и институциональных учреждений;

— угрозы или попытка самоубийства;

— употребление наркотиков, психоактивных веществ, алкоголя;

— проституция или беспорядочные половые связи.

Психическое (эмоциональное, психологическое) насилие – периодическое, длительное или постоянное психическое воздействие родителей (опекунов) и других взрослых на ребенка, приводящее к формированию у него патологических черт характера или же тормозящее развитие личности и вызывающее у детей страх. К этой форме насилия относятся:

— открытое неприятие и постоянная критика ребенка;

— поведение взрослых, вызывающее у детей и подростков страх;

— психологическое давление в унизительных формах, оскорбление и унижение его достоинства ребенка;

— заниженные или завышенные требования к ребенку, свидетельствующее о непризнании его взрослыми и препятствующие построению им представлений о собственной ценности;

— предъявление к ребенку требований, которые не соответствуют его возрастным возможностям;

— угрозы в адрес ребенка, проявляющееся в словесной форме без физического насилия со стороны родителей, опекунов, учителей, воспитателей;

— унижение человеческого достоинства ребенка;

— обвинение ребенка в том, в чем он не виноват;

— постоянная демонстрация нелюбви и неприязни к ребенку;

— преднамеренная физическая или социальная изоляция ребенка;

— предъявление к нему чрезмерных требований, не соответствующих возрасту или возможностям;

— ложь и невыполнение взрослыми обещаний;

— запреты чего-либо, оправданные любовью к ребенку;

— гиперопека и чрезмерная забота о ребенке со стороны родителей или опекунов;

— однократное или неоднократное грубое психическое воздействие, вызвавшее у ребенка психическую травму.

Особенности психического состояния и физического развития, позволяющие заподозрить эмоциональное насилие:

— задержка физического, нервно-психического, интеллектуального и умственного развития;

— различные соматические заболевания (ожирение, резкая потеря массы тела, язва желудка, кожные заболевания, аллергическая патология).

Особенности поведения ребенка, позволяющие заподозрить психическое насилие:

— беспокойство или тревожность;

— длительно сохраняющееся подавленное состояние;

— склонность к уединению;

— чрезмерная уступчивость, заискивающее, угодливое поведение;

— угрозы или попытки самоубийства;

— неумение общаться, налаживать отношения с другими людьми, включая сверстников;

— абсолютная зависимость ребенка от взрослых.

К особенностям поведения взрослых, которые позволяют заподозрить психическое насилие с их стороны по отношению к детям и подростками, относят:

— нежелание утешить ребенка, который действительно в этом нуждается;

— оскорбление, брань, обвинение или публичное унижение ребенка;

— постоянное сверхкритичное отношению к нему;

— негативная характеристика ребенка;

— отождествление ребенка с ненавистным или нелюбимым родственником;

— перекладывание на него ответственности за свои неудачи;

— открытое признание в нелюбви или ненависти к ребенку. [1]

Пренебрежение интересами и нуждами ребенка (моральная жестокость – отсутствие со стороны родителей или лиц, их заменяющих, элементарной заботы о ребенке, в результате чего нарушается его эмоциональное состояние и появляется угроза его здоровью или развитию.

Что может служить причиной неудовлетворения основных потребностей ребенка?

— Отсутствие адекватного возрасту и потребностям ребенка ухода, питания, одежды, жилья, образования, медицинской помощи, включая отказ от его лечения, воспитания, образования.

— Отсутствие должного внимания или заботы, в результате чего ребенок может стать жертвой несчастного случая.

— Отсутствие требовательности и контроля со стороны родителей или опекунов.

— Вовлечение ребенка в совершение правонарушений.

Недостаток заботы о ребенке может быть и непредумышленным. Он может быть следствием болезни, бедности, неопытности родителей или их невежества, следствием стихийных бедствий и социальных потрясений.

Одним из проявлений жестокого обращения с детьми является отсутствие у женщины любви к ребенку, когда он еще находится в материнской утробе, то есть к ребенку от нежеланной беременности. Будучи эмоционально отвергнутыми, еще до рождения, такие дети рождаются раньше срока в два раза чаще по сравнению с детьми от желанной беременности, имеют экстремально низкую массу тела, имеют нарушения психологического развития. [1]

Особенности внешнего вида, клинические симптомы, по которым можно заподозрить пренебрежительное отношение к нуждам и интересам ребенка:

— утомленный, сонный вид;

— низкая масса тела, увеличивающаяся при регулярном достаточном питании (например, во время пребывания в больнице или приюте);

— задержка речевого и моторного развития, исчезающая при улучшении ситуации и появлении заботы о ребенке;

— выраженная пеленочная сыпь, характерная для грудных детей;

— многократная госпитализация в отделения неотложной и скорой помощи;

— повторные эпизоды случайных травм или отравлений.

Особенности психического состояния и поведения ребенка, позволяющие заподозрить пренебрежительное отношение к нему:

— постоянный голод и/или жажда;

— стремление любыми способами, вплоть до нанесения самоповреждений, привлечь к себе внимание взрослых;

— требование ласки и внимания;

— подавленное настроение, апатия;

— агрессивность и импульсивность;

— делинквентное (антиобщественное) поведение, вплоть до вандализма;

— неумение общаться с людьми, дружить;

— трудности в обучении, низкая успеваемость, недостаток знаний;

В процессе педагогического и социального воздействия детям и подросткам необходимо усвоить те нормы и моральные принципы, которые сложились в социуме. Только тогда они имеют шанс интегрироваться в социальное пространство и занять определенную социально одобряемую позицию, дающую им возможность действовать легально. В противном случае им предстоит пройти путь формирования девиантной или преступной карьеры, которая, вырастая из неблагоприятных условий, может развиваться по трем схемам:

1) «неудачи в школе – знакомство с преступной субкультурой – правонарушения – тюрьма или колония – углубленная профессионализация в преступном мире»;

2) «неудачи в школе – знакомство с деликвентной субкультурой – девиантное поведение (злоупотребление алкоголем, наркотиками, проституция) – смерть или самоубийство);

3) наложение друг на друга первой и второй схем.

Любой вид жестокого обращения с детьми и подростками ведет к самым разнообразным последствиям, но их объединяет одно – ущерб здоровью или опасность для его жизни. Отрицательными последствиями для здоровья детей и подростков являются: потеря или нарушение функции какого-либо органа, развитие различных соматических заболеваний, нарушение физического, полового и психического развития.

Различают ближайшие и отдаленные последствия жестокого обращения и невнимательного отношения к детям и подросткам.

К ближайшим последствиям относятся физические травмы, повреждения, рвота, головные боли, потеря сознания, кровоизлияния в глазные яблоки, острые психические нарушения в ответ на любой вид агрессии, особенно на сексуальную. Эти реакции могут проявляться в виде возбуждения, стремления куда-то бежать, спрятаться, либо в виде глубокой заторможенности, внешнего безразличия. Ребёнок охвачен острейшим переживанием страха, тревоги и гнева. У детей подростков возможно развитие тяжёлой депрессии с чувством собственной ущербности и неполноценности. [1]

Среди отдалённых последствий жестокого обращения с детьми выделяются нарушения физического и психического развития ребёнка, различные соматические заболевания, личностные и эмоциональные нарушения, социальные последствия.

У большинства детей, живущих в семьях, в которых тяжёлое физическое наказание, брань в адрес ребёнка являются «методами воспитания», или в семьях, где они лишены тепла, внимания, например, в семьях родителей-алкоголиков, имеются признаки задержки физического и нервно-психического развития. Зарубежные специалисты назвали это состояние детей «неспособностью к процветанию».

Дети, подвергшиеся жестокому обращению, часто отстают в росте, имеют белково-энергетическую недостаточность. Они позже начинают ходить, говорить, реже смеются, значительно хуже успевают в школе, чем их одногодки. У таких детей развивается невроз или неврозоподобные состояния в виде навязчивых движений, проявляющихся сосанием и кусанием пальцев и ногтей, ковырянием в носу, ушах, раскачиваниями, занятием онанизмом. Внешне дети, живущие в условиях пренебрежения их интересами, физическими и эмоциональными нуждами выглядят гигиенически запущенными. Часто они страдают педикулёзом, чесоткой.

Независимо от вида и характера насилия у детей могут наблюдаться различные заболевания, которые относятся к психосоматическим: булимия или анорексия, язвы желудка, боли в животе, энурез, энкопрез.

Практически все дети и подростки, пострадавшие от жестокого обращения и пренебрежительного отношения, пережили психическую травму, в результате чего они развиваются с определёнными личностными, эмоциональными и поведенческими особенностями, отрицательно влияющими на их дальнейшую жизнь.

Дети и подростки, подвергшиеся различного рода насилию, сами испытывают гнев, который чаще всего изливают на более слабых — младших по возрасту детей, на животных. Часто их агрессивность проявляется в игре, порой вспышки гнева не имеют видимой причины. Некоторые из них, напротив, чрезмерно пассивны, не могут себя защищать. И в том, и в другом случае нарушается контакт, общение со сверстниками. У заброшенных, эмоционально депривированных детей стремление любым путём привлечь к себе внимание проявляется в виде вызывающего, эксцентричного поведения.

Дети и подростки, пережившие сексуальное насилие, приобретают несвойственные возрасту познания о сексуальных взаимоотношениях, что проявляется в их поведении, в играх с другими детьми или игрушками. Даже маленькие, не достигшие школьного возраста дети, пострадавшие от сексуального насилия, впоследствии сами могут стать инициаторами развратных действий и втягивать в них большое число участников.

Наиболее универсальной и тяжёлой реакцией на любое насилие, является низкая самооценка, которая способствует сохранению и закреплению психологических нарушений, связанных с насилием. Личность с низкой самооценкой переживает чувство вины, стыда, для неё характерны постоянная убеждённость в собственной неполноценности. Вследствие этого ребёнку трудно добиться уважения окружающих, успеха, общение его со сверстниками затруднено. Среди этих детей и подростков, даже во взрослом состоянии, отмечается высокая частота депрессий, что проявляется в приступах беспокойства, безотчётной тоски, чувстве одиночества, в нарушении функции сна. В старшем возрасте, у подростков, могут наблюдаться попытки покончить с жизнью или завершённые самоубийства. Чувствуя себя несчастными, обездоленными, приспосабливаясь к ненормальным условиям существования, пытаясь найти выход из создавшегося положения, они и сами могут стать шантажистами. [1]

Среди социальных последствий жестокого обращения с детьми и подростками можно выделить два одновременно проявляющихся аспекта этих последствий: вред для жертвы и общества. Дети и подростки, пережившие любой вид насилия, испытывают трудности социализации: у них нарушены связи с взрослыми, нет соответствующих навыков общения со сверстниками, они не обладают достаточным уровнем знаний и эрудицией, чтобы завоевать авторитет. Решение своих проблем дети и подростки – жертвы насилия – часто находят в криминальной, асоциальной среде, а это часто сопряжено с формированием у них пристрастия к алкоголю, наркотикам, они начинают воровать и совершать другие уголовно наказуемые действия. Девочки нередко начинают заниматься проституцией, у мальчиков нарушается половая ориентация. И те и другие впоследствии испытывают трудности при создании собственной семьи, они не могут дать детям достаточно тепла, поскольку не решены их собственные эмоциональные проблемы. Как говорилось выше, любой вид насилия формирует у детей и подростков такие личностные и поведенческие особенности, которые делают их малопривлекательными и даже опасными для общества.

Каковы же общественные потери от насилия над детьми и подростками? Это, прежде всего, потери человеческих жизней в результате убийств детей и подростков или их самоубийств, это потери в их лице производительных членов общества вследствие нарушения их физического, психического и психологического развития и здоровья, низкого образовательного и профессионального уровня, криминального поведения. Это потери в лице родителей, способных воспитывать здоровых в физическом и нравственном отношении детей. Наконец, это воспроизводство жестокости в обществе, поскольку бывшие жертвы сами часто становятся насильниками. [1]

1.2. Влияние насилия на личностное развитие ребенка

Одна из тенденций текущего столетия – неуклонный рост частоты психических заболеваний, относящихся к пограничным состояниям и психогенным расстройствам. Основными причинами их возникновения являются «психические переживания», «моральное потрясение», «удары судьбы», «эмоциональное перенапряжение». Среди наиболее уязвимых в этом отношении возрастных групп на первое место уверенно выходят дети и подростки. Именно они в первую очередь страдают от неблагополучия в семьях (частота систематически конфликтующих и разведенных родителей, отсутствие или крайняя недостаточность семейных традиций, осознанная или вынужденная эмансипация женщин, психическое или социальное неблагополучие родителей) и, как правило, от насилия в виде физического или морального притеснения.

Как правило, ребенок-жертва страдает одновременно от нескольких форм насилия, то есть переживает много форм насилия сразу. Так, для детей,

страдающих от инцеста, неизбежными являются: сопутствующие разрушение

семейных отношений и доверия к семье, манипуляции, физическое насилие

(избиение), эмоциональное насилие (угрозы убить или покалечить), психологическое насилие (запугивания со стороны родителя-насильника).

Есть различные современные теории, пытающиеся объяснить причины

насилия над детьми в семье. Социологическая модель рассматривает влияние

социокультурных факторов на риск возникновения насилия над детьми. К таким факторам обычно относят: стереотип семейных отношений, усвоенный еще в детстве и принятый в данной социальной группе, а также жилищные и материальные условия семьи. С психиатрической, медицинской точки зрения жестокое обращение и пренебрежение ребенком – следствие патологических изменений в психике родителей, деградации, алкоголизации. Социально-психологический подход объясняет проявления насилия личным жизненным опытом родителей, их «травмированным» детством. Интегрируя все эти подходы в комплексную модель, насилие можно трактовать как многомерный феномен, порождаемый взаимодействием сразу нескольких элементов (Орлов, 2000). [16]

Социально-экономические факторы риска насилия в семье:

2) безработица или временная работа, низкий трудовой статус (особенно у отцов);

3) многодетная семья;

4) молодые родители;

5) неполная семья;

6) принадлежность к меньшинствам;

7) неудовлетворительные жилищные условия;

8) отсутствие социальной помощи от государства и от общественных

Факторы риска, обусловленные структурой семьи и моделью общения (Browne, Finkelhor, 1986):

1) неполная семья, а также многодетные семьи;

2) отчим в семье или приемные родители;

3) конфликтные или насильственные отношения между членами семьи ;

4) проблемы супружеских взаимоотношений (отсутствие или недостаток

эмоциональной поддержки, сексуальная неудовлетворенность, ревность и пр.);

5) модели поведения: родители, испытавшие или видевшие в детстве насилие, склонны к нему в обращении со своими детьми. С раннего возраста родители-жертвы усвоили паттерн агрессивного поведения по отношению к другим людям и членам семьи в частности;

Читайте также:  Воспитание чувств 2009 года

6) проблемы взаимоотношений родителя и ребенка;

7) эмоциональная и физическая изоляция семьи.

Факторы риска, обусловленные личностью родителя:

1) особенности личности родителя: низкая самооценка, ригидность, доминирование, тревожность, привычная раздражительность (особенно на провоцирующее поведение ребенка). Также можно отметить: депрессивность, импульсивность, зависимость, низкий уровень эмпатии и открытости, низкая толерантность к стрессу, эмоциональная лабильность, агрессивность, замкнутость, подозрительность и проблемы самоидентификации.

2) негативное отношение родителя к окружающим и неадекватные социальные ожидания в отношении ребенка. В этом случае родители оценивают поведение ребенка как сильный стрессор. Они чувствуют себя несчастными, недовольными своей семейной жизнью;

3) низкий уровень социальных навыков. Отсутствует умение решать конфликты и проблемы, контролировать эмоции, просить помощи у других. При этом работают механизмы психологической защиты: наличие проблемы отрицается, соответственно, не принимается помощь. Насилие над детьми является семейным секретом, который тщательно скрывается и открыто не обсуждается, поскольку вызывает страх обвинения, стыд, вину;

4) психическое здоровье родителя: выраженные психопатологические отклонения, нервозность, депрессивность, склонность к суицидам увеличивают риск применения насилия в отношении детей;

5) алкоголизм и наркомания родителей и вытекающие из этого психофармакологические проблемы и аффективные нарушения: агрессивность, гиперсексуальность, раздражительность, нарушения координации, ослабленный контроль над своим поведением, снижение критики, изменения личности;

6) проблемы со здоровьем: патологически протекающая беременность,

прервавшаяся беременность, тяжелые роды. Все это влияет на нервную систему и делает женщину менее устойчивой к стрессору;

7) эмоциональная уплощенность и умственная отсталость. Родитель не

всегда понимает состояние ребенка – особенно больного, – поэтому может оставить ребенка без необходимой помощи;

8) неразвитость родительских навыков и чувств. Дефицит родительских чувств и навыков чаше всего характерен для молодых, умственно отсталых, психически больных родителей. Молодой родитель нервозен, так как постоянно испытывает страх, что не справится с требованиями. При этом депрессия и тревога снижают толерантность к стрессу и способность справляться с возникающими трудностями в воспитании (Михайлова, 1998).

Таким образом, можно сделать вывод, что мы все должны задумываться над нашей жизнью, над нашими поступками и действиями каждый день. Мы должны помогать окружающим нас детям, подросткам, взрослым, а не наоборот причинять им вред, совершать над ними насилие.

Нарушения, возникающие после насилия, затрагивают все уровни функционирования. Они приводят к стойким личностным изменениям, которые препятствуют реализации личности в будущем.

Помимо непосредственного воздействия, насилие, пережитое в детстве, также может приводить к долгосрочным последствиям, зачастую влияющим на всю дальнейшую жизнь. Оно может способствовать формированию специфических семейных отношений, особых жизненных сценариев. При исследовании историй жизни людей, совершающих насилие над детьми, иногда в их детстве находят собственный неразрешенный опыт насилия.

1. Нарушения физического и психического развития.

У большинства детей, живущих в семьях, в которых тяжелое физическое наказание, брань в адрес ребенка являются «методами воспитания», или в семьях, где они лишены тепла, внимания, например в семьях родителей-алкоголиков, имеются признаки задержки физического и нервно-психического развития.

Воспитание ребенка в условиях эмоционального и физического насилия приводит к деформации личности. Злобная, недоброжелательная обстановка формирует низкую самооценку – следствие отношения к нему родителей и значимых взрослых. Маленький ребенок – объект отвержения, наказаний, угроз, физического насилия – начинает чувствовать себя нежеланным и нелюбимым, начинает относиться к себе враждебно и с презрением.

Ощущение, что он нежеланный, вызывает в ребенке глубокое чувство вины и стыда за свое существование. Ощущение малоценности уничижает ребенка, поэтому многие такие дети даже и не противятся насилию над собой именно из желания чего-то стоить. Таким образом, ребенок – жертва эмоционального насилия – растет со знанием того, что он плохой и несостоятельный во всем.

В дальнейшем он воспроизводит уже усвоенные им паттерны поведения в собственной жизни, в том числе и в общении со своими детьми.

Дети, подвергшиеся жестокому обращению, часто отстают по росту или весу (иногда по обоим показателям) от своих сверстников. Они позже начинают ходить, говорить, реже смеются, значительно хуже успевают в школе, чем их сверстники. У таких детей часто наблюдаются «дурные привычки»: сосание пальцев, кусание ногтей, раскачивание, занятие онанизмом. Да и внешне дети, живущие в условиях пренебрежения их интересами и нуждами, выглядят иначе, чем дети, живущие в нормальных условиях: у них припухлые, «заспанные» глаза, бледное лицо, всклокоченные волосы, неопрятность в одежде, другие признаки гигиенической запущенности – педикулез, сыпи, плохой запах от одежды и тела.

2. Заболевания как следствие насилия.

Заболевания могут носить специфический для конкретного вида насилия характер. Например, при физическом насилии это повреждения частей тела и внутренних органов различной степени тяжести, переломы костей. При сексуальном насилии – заболевания, передающиеся половым путем: инфекционно-воспалительные заболевания гениталий, сифилис, гонорея, СПИД, острые и хронические инфекции мочеполовых путей, а также травмы, кровотечения из половых органов и прямой кишки, разрывы прямой кишки и влагалища, выпадение прямой кишки.

Независимо от вида и характера насилия, у детей могут наблюдаться различные психосоматические заболевания: ожирение или, наоборот, резкая потеря веса на фоне нарушения аппетита. При эмоциональном (психическом) насилии нередко встречаются кожные сыпи, аллергические реакции, язва желудка; при сексуальном насилии – необъяснимые (если никаких заболеваний органов брюшной полости и малого таза не обнаруживается) боли внизу живота. Часто у детей развиваются такие нервно-психические заболевания, как тики, заикание, энурез (недержание мочи), энкопрез (недержание кала), некоторые дети повторно поступают в отделения неотложной помощи по поводу случайных травм, отравлений.

3. Психические особенности детей, пострадавших от насилия.

Практически все дети, пострадавшие от жестокого обращения и пренебрежительного отношения, пережили психическую травму, оставляющую отпечаток в виде личностных, эмоциональных и поведенческих особенностей, отрицательно влияющих на их дальнейшую жизнь.

Тяжесть последствий физического и сексуального насилия зависит: от обстоятельств, связанных с особенностями ребенка (возраст, уровень развития и свойства личности) и насильника; от продолжительности, частоты и тяжести насильственных действий; от реакции окружающих.

Последствия для ребенка будут серьезнее, если насилие сопровождалось причинением боли и травмы. Такие формы сексуального насилия, как половое сношение (оральное, анальное или вагинальное), для ребенка наиболее травматичны. Последствия насилия будут тяжелее и в том случае, если оно совершено близким для ребенка человеком. Если после обнаружения сексуального насилия члены семьи встанут на сторону ребенка, а не на сторону насильника, последствия для ребенка будут менее тяжелыми, чем когда он не получает защиты и поддержки. [3]

Эмоциональные реакции детей на насилие и жестокость могут быть следующими: чувство ответственности за насилие: реакция ребенка: «Если бы я был хорошим, мои родители не делали бы друг другу и мне больно. ».

Чувство вины за постоянное насилие или жестокость: при частом или непрекращающемся насилии. Постоянное возбуждение: даже в спокойной обстановке от ребенка можно ожидать очередной вспышки агрессивности.

Переживание потери: дети, отделенные от родителя, применяющего насилие, постоянно переживают потерю, они могут сожалеть также и об утрате привычного жизненного уклада и о потере положительного образа родителей, применявших насилие. Противоречивость: дети не осознают, что можно не знать о чувствах другого человека или иметь одновременно два противоположных чувства; ребенок, который говорит: «Я не знаю, как к этому относиться», – чаще испытывает амбивалентные чувства, а не просто пытается убежать от разговора. Страх быть покинутым: дети, отделенные от одного из родителей в результате акта насилия, могут испытывать глубокий страх, что второй родитель также может их покинуть или умереть, поэтому часто ребенок отказывается расставаться со вторым родителем. Потребность в чрезмерном внимании взрослых: может быть особенно проблематичной для родителей, которые пытаются справиться с собственной болью или уже принятыми решениями. На детей могут обращать внимание по поводу негативных проявлений – когда они воспроизводят насилие, свидетелями которого были. Боязнь телесных повреждений: значительный процент детей, являющихся свидетелями насилия или испытывающих его на себе, беспокоятся о том, что родитель, применяющий насилие, откажется от ребенка, либо причинит ему вред, либо будет вымещать зло на нем в различных ситуациях. Стыд: в особенности для детей подросткового возраста, чувствительность к позору насилия может выражаться в форме стыда. Беспокойство о будущем: неуверенность в повседневной жизни заставляет детей думать, что жизнь будет непредсказуемой и в дальнейшем.

Наиболее универсальной и тяжелой реакцией на любое – не только сексуальное – насилие является низкая самооценка, которая способствует сохранению и закреплению психологических нарушений. Личность с низкой самооценкой переживает чувство вины и стыда. При этом характерна постоянная убежденность в собственной неполноценности, в том, что «ты хуже всех». Вследствие этого ребенку трудно добиться уважения окружающих, успеха, общение его со сверстниками затруднено. [3]

Жертвы физического и сексуального насилия часто страдают депрессией и отличаются аутоагрессивным поведением. Депрессивные симптомы выражаются в переживании тоски, грусти, неспособности ощущать радость, наслаждение и т. д. Аутоагрессивное поведение выражается в действиях, направленных на нанесение себе травм, в попытках суицида и суицидальных мыслях.

В разные периоды жизни реакция на сексуальное насилие у детей и подростков проявляется по-разному :

• детям до 3 лет свойственны страхи, спутанность чувств, нарушения сна, потеря аппетита, агрессия, страх перед чужими людьми, сексуальные игры;

• для дошкольников свойственны эмоциональные нарушения: тревога, вина, стыд, отвращение, беспомощность, ощущение своей испорченности;

• нарушения поведения: регресс, отстраненность, агрессия, сексуальные игры, мастурбация;

• у детей младшего школьного возраста – амбивалентные чувства по отношению к взрослым, сложности в определении семейных ролей, страх, чувство стыда, отвращения, ощущение своей испорченности, недоверие к миру; в поведении отмечаются отстраненность, агрессия, молчаливость либо неожиданная разговорчивость, нарушения сна, аппетита, ощущение «грязного тела», сексуальные действия с другими детьми;

• для детей 9–13 лет характерно тоже, что и для детей младшего школьного возраста, а также депрессия, чувство потери ощущений; в поведении: изоляция, манипулирование другими детьми с целью получения сексуального удовлетворения, противоречивое поведение;

• для подростков 13–18 лет – отвращение, стыд, вина, недоверие, амбивалентные чувства по отношению к взрослым, сексуальные нарушения, неопределенность своей роли в семье, чувство собственной ненужности;

в поведении: попытки суицида, уходы из дома, агрессия, избегание телесной и эмоциональной интимности, непоследовательность и противоречивость поведения.

Для детей – жертв физического и сексуального насилия характерно использование неконструктивных механизмов психологической защиты, которые ограждают ребенка от осознания неприятных чувств, воспоминаний и действий. Цель психологической защиты заключается в сохранении «Я» и снижении тревоги.

Так как тело подвергается насилию и жертва не в состоянии это предотвратить, единство личности сохраняется путем отщепления «Я» от собственного тела. Результатом становится переживание «оцепенения», «омертвения», дереализация (ощущение нереальности происходящего) и частичная амнезия.

Следует отметить, что ранние признаки диссоциации у маленьких детей немного отличаются от признаков диссоциации у детей постарше, которые достаточно многообразны: наличие воображаемого спутника, забывчивость, провалы в памяти, чрезмерное фантазирование и мечтательность, лунатизм, временная потеря памяти.

Таким образом, большинство исследователей сходятся в том, что результатами пережитого в детстве насилия, так называемыми «отдаленными эффектами травмы», являются нарушения Я-концепции, чувство вины, депрессия, трудности в межличностных отношениях и сексуальные дисфункции (Ильина, 1998). [3]

4. Социальные последствия жестокого обращения с детьми.

Можно выделить два аспекта этих последствий: вред для жертвы и вред для общества.

Дети, пережившие любой вид насилия, испытывают трудности социализации: у них нарушены связи со взрослыми, нет соответствующих навыков общения со сверстниками, они не обладают достаточным уровнем знаний и эрудицией, чтобы завоевать авторитет в школе и др. Решение своих проблем жертвы насилия часто находят в криминальной, асоциальной среде, что нередко сопряжено с формированием пристрастия к алкоголю, наркотикам, они начинают воровать и совершать другие уголовно наказуемые действия.

Девочки нередко начинают заниматься проституцией, у мальчиков может нарушаться половая ориентация. И те, и другие в дальнейшем испытывают трудности при создании собственной семьи, они не могут дать своим детям достаточно тепла, поскольку не решили свои собственные эмоциональные проблемы.

Общественные потери в результате насилия над детьми – это, прежде всего потеря человеческих жизней в результате убийств детей и подростков или их самоубийств, а также потеря производительных членов общества вследствие нарушений психического и физического здоровья, низкого образовательного и профессионального уровня, криминального поведения жертв насилия. Это потеря в их лице родителей, способных воспитать здоровых в физическом и нравственном отношении детей. Наконец, это воспроизводство жестокости в обществе, поскольку бывшие жертвы сами часто становятся насильниками. [3]

Глава 2. Помощь детям и подросткам, пережившим насилие.

2.1. Формы и методы работы с детьми и подростками, пережившими насилие.

Специалисты в области работы с детьми и подростками, подвергшимися насилию, полагают, что общепринятой формулы кризисного вмешательства не существует. Интервенции в форме кризисного вмешательства и краткосрочное психологическое консультирование эффективны в случае единичного инцидента, а при длительном насилии необходима и длительная работа, причем не только с ребенком, но и со всей семьей или коллективом. Tennant предлагает следующие общие рекомендации учителям, родителям и психологам:

1. Внимательно выслушивать ребенка.

2. Сверяться с ребенком, понимает ли взрослый смысл используемых ребенком слов, и наоборот.

3. Обсуждать на примерах, что такое «хорошие» и «плохие» прикосновения.

4. Обсуждать права ребенка, кто может до него дотрагиваться и кому не стоит этого позволять; кого ребенок имеет право трогать сам.

5. Объяснять ребенку, что «нехорошие» прикосновения могут исходить от близких людей.

6. Обучать ребенка говорить «нет» при попытках «нехороших прикосновений».

7. Обсуждать с ребенком необходимость рассказывать взрослым о любых инцидентах, которые его смущают и вызывают неловкость. Убедить в том, что его никто ни в чем не будет обвинять.

В целом исследователи считают, что наиболее сложная и длительная работа с детьми и подростками, пережившими насилие, происходит тогда, когда помимо факта совершенного насилия у ребенка существуют давние психологические и поведенческие проблемы. Тем не менее, выделяются общие рекомендации для проведения психотерапии с такими детьми.

1. Основная цель работы психолога и психотерапевта с жертвами насилия заключается в уменьшении и ликвидации травматических переживаний.

2. В процессе консультирования этих детей и подростков чрезвычайно важным аспектом является установление контакта психолога с клиентом-ребенком, причем акцент должен быть сделан на постоянной демонстрации заботы о ребенке. Скорее всего, ребенок будет постоянно проверять адекватными и неадекватными способами, насколько психолог действительно о нем заботится. [13]

3. Основные техники консультирования должны быть направлены на преодоление у ребенка чувства собственной неполноценности, чувства вины, а также на формирование адекватной самооценки. Чувство вины приводит к тому, что ребенок лишается определенной свободы действий, поведение становится саморазрушающим – ребенок как бы застревает в прошлом, в травматической ситуации насилия. Следовательно, важно подвести ребенка к понимаю того, что забыть произошедшее нельзя, но жить с этим в новом качестве можно.

4. Задачи, стоящие перед психологом и психотерапевтом:

— способствовать уменьшению, у ребенка чувств стыда, вины, бессилия;

— помочь в укреплении чувства собственной значимости;

— сформировать новые поведенческие паттерны;

— способствовать дифференцированию взаимодействия с окружающими людьми;

— способствовать развитию восприятия ребенком собственного организма, самоопределения.

5. Консультирование лучше проводить в игровой или релаксационной комнате, нежели в кабинете или классе. Это способствует снятию напряжения с ребенка, появлению ощущения большей безопасности и контроля над ситуацией. По данным исследований, игровая деятельность детей, переживших насилие, как правило, примитивна и хаотична, что отражает поведенческие проблемы; также эти дети чувствуют себя бессильными повлиять на поведение окружающих. Следовательно, именно посредством организации игровой деятельности психолог обучает ребенка контролировать свои импульсы, поддерживать социально одобряемое взаимодействие со взрослыми.[13]

6. Дети и подростки, пережившее сексуальное насилие, нуждаются в усиленном внимании, понимании и поддержке со стороны психолога. Наличие сильного чувства вины не позволяет детям и подросткам обсуждать свою проблему с психологом: они считают, что каким-то образом спровоцировали атаку или должны были бы сделать что-нибудь, чтобы ее предотвратить. Стыд за себя не дает им раскрыться – дети и подростки больше боятся последующих вопросов и реакций, нежели непосредственно самого инцидента. Поэтому при интервьюировании детей и подростков следует избегать закрытых или направляющих вопросов, которые могли бы повлиять на ответы.

7. Следует с большой осторожностью использовать групповое психологическое консультирование для детей и подростков, переживших сексуальное насилие, поскольку их раны могут быть слишком свежими, чтобы высказывать свои чувства в присутствии группы.

8. Детям и подросткам необходимо научиться определять, какое поведение взрослых, то есть какие поведенческие формы насилия, являются неподобающими и как реагировать в соответствующих ситуациях.

9. Детей и подростков необходимо научить, немедленно, обращаться за помощью в случае возможного или уже случившегося насилия, несмотря на то, что взрослые-насильники убеждают их все держать в секрете. Детям и подросткам необходимо помочь разобраться, какая информация должна быть конфиденциальной, а что следует сообщить окружающим; с кем им стоит поделиться своими проблемами и что делать в случае, если взрослый им не поверит.

10. У детей и подростков, переживших насилие, проблема доверия к окружающим, и взрослым, в частности, одна из самых актуальных. Групповые дискуссии и упражнения могут помочь детям и подросткам решить для себя, кому в этом мире они могут доверять, а с кем следует быть осторожными.

11. В целом специалисты придерживаются эклектичного подхода в работе с такими детьми и подростками. Наиболее эффективными считаются визуализация, гипноз, работа с эмоциями, ведение дневника, написание писем, когнитивное переструктурирование, техника «пустого стула», психодрама, арттерапия, музыкотерапия, танцевальная терапия.[13]

Читайте также:  Лирическое отступление это выраженное художественными средствами эмоциональное восприятие

2.2. Технологии оказания психологической и психотерапевтической помощи детям и подросткам – жертвам насилия.

Посттравматическая интервенция в кризисную ситуацию ребенка – жертвы насилия начинается с первичной беседы, которая предполагает решение следующих задач:

— сбор информации для подтверждения факта насилия и установ­ления его виновника;

— конкретизация плана беседы, предполагающего исключение воз­можности оказания на ребенка давления, как со стороны специа­листа (консультанта), так и любого другого лица;

— выбор места и создание оптимальных психологических комфортных условий для интервьюирования детей, пострадавших от насилия.

Первичное консультирование может включать в себя информирование, выслушивание, элементы внушения и убеждения, различные формы эмоциональной и психологической поддержки.

До начала беседы необходимо осуществить сбор информации из раз­личных источников о случившемся для выяснения характера перене­сенного насилия, обстоятельств совершения насилия, личности подо­зреваемого, реакции ребенка на случившееся.[13]

Необходимо получить сведения о семье ребенка, включая инфор­мацию об отношениях родителей между собой, отношениях с родственниками и детско-родительских отношениях, распорядке дня, интере­сах и увлечениях ребенка. Целесообразно получить информацию о ребенке из детского учреждения, узнать, как он учится, каковы его отношения со сверстниками, каков он по характеру и не отмечались ли в последнее время эпизоды немотивированного изменения его поведения. Эти сведения помогут дополнить рассказ ребенка, увидеть случившееся в более широком контексте. Необходима также инфор­мация из медицинских учреждений, позволяющая оценить интеллек­туальное и физическое развитие ребенка, данные о перенесенных им заболеваниях, частоте и причинах обращения за медицинской помо­щью и т. д. Все эти сведения необходимы для того, чтобы в дальнейшем оптимально спланировать беседу, которая для ребенка, как правило, тяжелое испытание.

До начала беседы следует составить план интервьюирования, в кото­ром должны быть указаны наиболее важные вопросы, требующие уточ­нения. Следует задавать только те вопросы, которые соответствуют уровню развития ребенка, то есть быть им понятыми с учетом уровня интеллектуального развития. Важным этапом подготовки является вре­мя планирования беседы, определение ее оптимальной продолжитель­ности. Если не удается получить необходимые сведения в ходе первой беседы, то в этом случае целесообразно провести тем же консультантом повторное, дополнительное интервью.

При планировании беседы необходимо учитывать, так называемую, готовность ребенка к признанию. По этому фактору дети и подростки делятся на четыре группы:

1) дети и подростки, готовые подробно рассказать о случившемся одному или нескольким людям;

2) дети и подростки, которые могут сделать лишь частичное признание – они либо преуменьшают, либо скрывают информацию о насилии;

3) дети и подростки, которые психологически не готовы к признанию, так как факт их насилия был открыт без их воли и участия;

4) дети и подростки, в отношении которых факт насилия только подозревается, причем сами они по разным причинам не хотят рассказывать о случившемся.

К основным мотивам отказа детей и подростков от сообщения информации о фактах перенесенного насилия можно отнести:

— недоверие к взрослым, ожида­ние новых неприятностей с их стороны;

— чувство стыда, опасение того, что окружающие станут к ним хуже относиться;

— страх или привязанность к насильнику;

— опасение огорчить родителя, не совершающего насилия, страх возможности развода родителей.

Место, выбранное для проведения беседы, должно, прежде всего, от­вечать удобствам ребенка. При выборе времени беседы обязательно учитывается режим дня ребенка. Во время беседы присутствие родителей или лиц, осуществляющих воспитание ребенка нецелесо­образно, поскольку ребенок будет стараться говорить то, что эти взрослые хотят от него услышать. Однако зачастую дети младше шести лет испытывают страх, оставаясь наедине с незнакомыми взрослыми. В этих случаях можно допустить присутствие во время беседы близких ребенку людей, которые будут находиться где-то рядом, чтобы он в любой мо­мент к ним обратился.

Проведение интервью — это наиболее сложный и ответственный этап работы с ребенком, пострадавшим от насилия. На этом этапе целесообразно выделить следующие стадии:

1. Установление консультантом контакта с ребенком.

Несомненно, для того, чтобы добиться доверия ребенка, необхо­димо длительное время. Поэтому на этапе установления контакта необходимо начинать беседу с безопасных тем, например, с рассказа о себе и своей роли или любимых героев книг или телепередач ре­бенка.

2. Оценка развития ребенка.

Сложность задаваемых ребенку вопросов, используемые взрослым слова должны соответствовать интеллектуальному уровню ребенка и его жизненному опыту. Индивидуальные психологические особенно­сти определяются через анализ соответствия возрасту, развития памя­ти, запаса знаний, способности понимать происходящие события, уровня психологической зрелости.

3. Получение информации.

Общим принципом интервьюирования детей и подростков — жертв насилия яв­ляется получение полного объема сведений в процессе спонтанного рассказа ребенка. Если не удается вызвать ребенка на откровенность, то ему следует задавать конкретные вопросы о случившемся, исполь­зуя уже имеющуюся информацию. Беседа начинается с открытых об­щих вопросов, затем следуют целенаправленные вопросы о насилии (о характере насилия, времени и обстоятельствах, о человеке, совер­шившем насилие.). Важное значение имеют стимулирующие воп­росы, направленные на уточнение и дополнение рассказа. Вопросы с несколькими заданными вариантами ответа, прямые и наводящие воп­росы необходимо задавать, если все остальные возможности получе­ния сведений от ребенка не дают эффекта.

4. Завершение беседы.

В конце беседы необходимо выразить признательность ребенку за сотрудничество вне зависимости от того, сколь плодотворна была беседа. Если ребенок взволнован, то необходимо его успокоить, ока­зать психологическую поддержку, укрепив уверенность в его защи­щенности. При анализе полученной информации необходимо учи­тывать возможность искажения информации, поэтому очень важно использовать информацию, полученную из разных источников. Как правило, дети из-за отсутствия у них навыка рассказа о сложных со­бытиях сообщают мало сведений о насилии, жертвой которого они стали. Это обстоятельство делает неизбежным получение дополни­тельной информации, причем максимально объективной.

5. Анализ полученных сведений.

Основными принципами проведения анализа являются объектив­ность, профессионализм, опора на факты. Кроме того, следует проана­лизировать возможные искажающие влияния (искажения в показаниях ребенка) и оценить их интенсивность. В качестве обстоятельств, под­тверждающих достоверность показаний ребенка, могут выступать дан­ные, полученные при его медицинском осмотре, наличие веще­ственных доказательств, особенности поведения ребенка во время беседы.

Общие правила психологической поддержки ребенка, пострадав­шего от насилия:

1) во время беседы уделять внимание, прежде всего самому ребенку, анализу его эмоционального самочувствия и психологического со­стояния;

2) устанавливать максимально возможные доверительные, поддер­живающие отношения между консультантом и ребенком;

3) создавать условия для адекватной оценки специалистом лич­ностного потенциала пострадавшего от насилия ребенка;

4) использовать многовариантность беседы для создания психоло­гически комфортных условий;

5) обеспечивать защиту ребенка и создавать условия для восстанов­ления его личностного статуса, в том числе и в глазах близких ему людей.

Если возможно, в первую очередь необходимо провести беседу с ро­дителями или другими членами семьи, что позволит не задавать ребен­ку лишних вопросов.

Беседа с близкими жертвы насилия должна проводиться в эмоцио­нально положительном и психологически благожелательном настрое, так как вмешательство специалиста в семейную ситуацию обычно вы­зывает чувства недоверия, отвержения, шок или агрессию. Чувство вины и самообвинение — также типичные реакции, особенно в ситуациях, в которых родитель подозревал или знал, что происхо­дило злоупотребление, однако не противодействовал этому. В связи с этим специалист должен помочь в прояснении эмоций и распознании определенных внутрисемейных причин, вызывающих те или иные эмоциональные реакции. Чрезвычайно важно не проектировать чувство тревоги на ро­дителя, в противном случае контакт может нарушиться, что не позво­лит получить достоверную информацию.[13]

В частности, при получении информации, касающейся сексуально­го насилия, необходимо выяснить имена тех лиц, которые обычно имеют

· доступ к ребенку;

· имена любых лиц, которые подозреваются;

· кроме того могут быть привлечены любые другие факты, которые касаются насильственных действий.

Кроме того, необходимо оценить способ­ность родителей справляться со стрессовыми ситуациями, используя данные о кризисах в семье в прошлом. Такая оценка может быть полез­ной, чтобы определить способности родителей защитить ребенка от возможного дальнейшего насилия.

Групповая терапия детей и подростков, пострадавших от наси­лия, одной из главных своих целей предполагает реальную помощь ребенку в формировании технологии продуктивного общения и взаи­модействия на основе общепринятых норм поведения, которые под­черкивают необходимость уважения прав и возможностей каждого че­ловека.

Попадая в группу поддержки, дети и подростки преодолевают ситуации соци­альной изоляции и формируют контакты с другими детьми и подростками, пережив­шими похожие жизненные ситуации и испытавшими сходные психо­логические кризисы, что позволяет им почувствовать себя обычными детьми без каких-либо признаков стигмации. Это обусловлено тем, что в процессе групповой работы происходит социализация ребенка, его учат навыкам формирования адекватных дружеских отношений со сверстниками.[13]

Важным преимуществом группового опыта является возможность поделиться с другими детьми тайной, которая всегда окружает факты насилия и принуждения. Ребенок, переживающий ситуации насилия, испытывает противоречивые чувства — с одной стороны, он надеется разрушить это непереносимое для него молчание о страш­ных событиях его жизни, разделить свою непосильную ответственность за эти события с другими, понимающими его людьми, а с другой сторо­ны, ребенок мучительно боится, что, узнав его тайну, близкие будут избегать или осуждать его, либо будут искать пути жестокого наказания. Очень часто привязанность к человеку, который совершил наси­лие, сочетается в душе ребенка с гневом, ненавистью, с желанием разру­шить с ним отношения. Часто дети, жертвы насилия, «не хотят выносить сор из избы» и, даже сделав первый шаг признания, потом отвергают информацию, которую сами предоставили специали­стам, работающим с ними.

Таким образом, задачей групповой терапии является не только по­мощь ребенку в преодолении психологической травмы, нанесенной пренебрежением или любой другой формой насилия, но и формирова­ние у него жизненных навыков, соответствующих его возрасту. [13]

Если групповая терапия организована недирективно и спонтанно, это может усилить скрытность и тревогу детей и подростков, поэтому групповой про­цесс должен быть хорошо структурирован. В процессе групповой те­рапии ребенок получает возможность отреагирования своих амбива­лентных чувств, анализа внутренних и внешних конфликтов и переживаний для создания оптимального способа собственного пове­дения.

Эффективность структурированного подхода к групповой терапии у большинства отечественных и зарубежных специалистов не вызывает сомнения. В частности, Дж. Г. Мэнделл и Л. Дамон утверждают, что наиболее эффективной работы добиваются группы с директивной и структурированной программой, которая реализуется в структуре со­временного гуманистического направления. Данные авторы разработа­ли специализированную программу групповой психотерапии с детьми и подростками, пережившим различные виды сексуальных злоупотреблений, которая включает в себя идеи и рекомендации по подготовке и проведению па­раллельной групповой терапии с родителями и опекунами детей. Про­грамма терапии разбита на несколько модулей, включающих в себя боль­шое количество практических групповых заданий. При описании каждого модуля обсуждаются различные проблемы, с которыми могут столкнуться психотерапевты во время работы. Данную программу груп­повой психотерапии можно использовать при работе, как с мальчика­ми, так и с девочками. Кроме того, эта психотерапевтическая програм­ма может быть скорректирована с учетом конкретной ситуации и возможностей той организации, которая проводит групповую работу с жертвами насилия.

План групповой терапии включает в себя параллельную работу с ро­дителями или опекунами, не причастными к насилию. Это позволяет взрослым, несущим ответственность за ребенка, почувствовать свою вовлеченность в процесс его выздоровления, проанализировать свои собственные переживания, лучше понять влияние психической травмы на дальнейшее развитие ребенка. [13]

В ходе систематической долгосрочной программы групповой пси­хотерапии, когда все сложные и конфликтные вопросы обсуж­даются в спокойной и доброжелательной обстановке, дети и взрослые могут осознать все последствия насилия и интегриро­вать свои чрезвычайно сложные и противоречивые чувства. Кроме того, не следует забывать, что дети находятся в том возрасте, когда конфлик­тные переживания чаще проявляются в поведении, а не в словах. По­этому эта программа разработана по принципу от простого к сложному, переход к более проблемному материалу происходит только тогда, ког­да участники терапии к этому готовы. Как правило, групповая терапия рассчитана на длительный срок, что дает детям и взрослым возмож­ность проработать свои чувства и психологические проблемы без спеш­ки и давления. В ходе работы важно понимать, что психологические состояния взрослого и ребенка сильно взаимосвязаны. Например, если родитель или опекун ребенка отказывается выполнять то или иное груп­повое практическое задание, то и сам ребенок, как правило, очень нео­хотно включается в выполнение этого задания. [13]

Групповая терапия, которая используется в практике психологичес­кого сопровождения детей и подростков — жертв насилия, включает следующие по­ложения:

— в группу должны входить дети и подростки, разница в возрасте которых не пре­вышает двух лет;

— дети и подростки должны быть в состоянии говорить о собственном опыте пе­реживания насилия без эмоционального срыва и обладать потен­циалом для того, чтобы выслушать других;

— члены будущей группы должны обладать приблизительно равным
уровнем интеллектуального, эмоционального, социального и фи­зического развития, так как дети и подростки с интеллектуальной задержкой испытывают большие затруднения в процессе групповой работы;

— дети и подростки, участвующие в групповом процессе, должны иметь разви­тую произвольность, чтобы поддерживать в группе сформирован­ные правила и контролировать собственную импульсивность;

— детям и подросткам, входящим в группу, необходим хороший уровень кон­центрации внимания, который способствует более продуктивно­му разрешению существующих проблем и созданию положитель­ной атмосферы в группе.

Таким образом, важным условием результативности консультатив­ной работы является подбор и предварительная подготовка будущих членов терапевтической группы.

Параллельно с детской группой должна формироваться группа взрослых, в которую могут входить родители, приемные родители, опе­куны и другие лица, непосредственно несущие ответственность за ре­бенка. Для этого требуется тщательно проанализировать их инди­видуальные психологические особенности. Исходя из опыта ведения родительских групп Дж. Г. Мэнделл и Л. Дамон сформулировали ряд ограничений для отдельных категорий взрослых. К этим категориям были отнесены люди:

1) имеющие различные формы психических расстройств, злоупот­ребляющие алкоголем или наркотиками;

2) отрицающие правдивость рассказов собственных детей и продолжающие поддерживать теплые и дружеские отношения с насиль­ником;

3) отрицающие факт насилия по отношению к их детям;

4) испытывающие психологическую зависимость от собственных де­тей;

5) имеющие высокий уровень конфликтности и желающие прохо­дить эту группу совместно с супругом (в этом случае консультант должен настоять на участии только одного из супругов).

На протяжении всей работы группы необходимо постоянно уточ­нять и повторно оценивать индивидуальные и ситуативные особеннос­ти конкретной семьи. В некоторых случаях психотерапевты бывают вы­нуждены предложить какой-нибудь семье досрочно прекратить участие в групповой терапии. Например, семьи, которые, несмотря на неоднок­ратные предупреждения, продолжают систематически пропускать со­брания группы или опаздывать на значительное время к началу заня­тий, должны быть исключены из группы.

В том случае, если досрочное завершение работы одной из семей пойдет на пользу группе в целом, психотерапевт должен действовать решительно, стараясь, чтобы это событие не отразилось на групповой сплоченности. Тем не менее, нужно быть готовым к тому, что на какое-то время процесс терапии замедлится, возможен даже некоторый рег­ресс в развитии групповых отношений. В таких случаях целесообразно скорректировать план работы, учитывая особенности сложившейся в группе ситуации. [13]

В процессе групповой терапии необходимо учитывать все обстоя­тельства каждой семьи и особенности психологического состояния каж­дого работника. Как правило, у большинства детей и подростков жизнь после проис­шедшего еще не устоялась. Часто дети и подростки вынуждены жить не у себя дома. Например, в случаях инцеста они могут быть переданы на попечение приемным родителям или родственникам. Если ребенок возвращается жить к тому из родителей, который не имел отношения к сексуальному злоупотреблению, желательно включить этого родителя в работу груп­пы. В том случае, когда семья готовится к воссоединению, то наряду с опекунами ребенка имеет смысл привлечь к участию в программе и био­логических родителей. Те биологические родители, которые по тем или иным причинам не могут участвовать в работе группы, должны иметь возможность в качестве альтернативы пройти семейную терапию. В этих случаях психотерапевту предстоит решать очень сложную задачу о со­ставе детской и взрослых групп, учитывая при этом множество различ­ных переменных. Например, в том случае, когда группа состоит из детей и подростков, проживающих со своими родителями, включение в нее приемного ребенка может создать немало проблем.

Объединение приемных и биологических родителей также может отрицательно сказаться на сплоченности группы. Исключение составляют случаи, когда приемный родитель сам пережил в детстве насилие и может поделиться своим опытом с остальными. Даже в однородной группе, состоящей только из биологических родителей, обсуждение таких неоднозначных тем, как характер их взаимоотношений с совра­тителем или сексуальное злоупотребление, пережитое самими родите­лями, могут осложнить формирование групповой сплоченности.

Какие именно факторы будут учитываться в первую очередь, зави­сит от специфики каждой группы. Поэтому главной задачей психотера­певта является создание у участников группы чувства безопасности и психологического комфорта, так как лишь в этом случае они смогут сво­бодно обсуждать свои семейные и личные проблемы, оказывая поддер­жку ребенку и способствуя его выздоровлению.

Значительного профессионального мастерства требует проведение терапевтических групп с детьми и подростками, пострадавшими от сексуального на­силия. Каждая семья, пережившая такую трагедию с ребенком, как правило, приносит с собой множество проблем, решить которые не всегда возможно только методами групповой терапии. У детей и подростков часто наблюдаются такие серьезные нарушения как суицидальные мысли, страх разлуки с близкими, негативизм. Взрослые могут испытывать депрессию, тяжело переживать жизненные перемены, сталки­ваться с финансовыми проблемами. Поэтому помимо участия в группе этим семьям рекомендуется пройти курс индивидуальной или семей­ной психотерапии.

Таким образом, это позволит детям, подросткам и взрослым быть уверенными, что любые волнующие их вопросы они смогут обсудить на дополни­тельных встречах. [13]

Источник

Оцените статью