Структурная психология Э. Титченера.
С самого начала существования психологии как самостоятельной науки – различные подходы к пониманию предмета, метода, задач.
Эдвард Титченер (1867-1927): развитие идей Вундта в США, да и собственно начало экспериментальной психологии в США.
В основном разделял вундтовское понимание предмета психологии как науки о непосредственном опыте. Разделял теоретические постулаты ассоцианизма, поэтому свою задачу он видел в доскональном изучении этой структуры и связей, ее образующих. Путь к этому он видел в усовершенствовании метода интроспекции, который можно сочетать с экспериментальным исследованием простых психических актов.
Свою психологию назвал структурной, противопоставляя ее функционализму. Считал, что психология должна изучать структуру – совокупность отдельных, далее не дробимых элементов, совершенно простых по своей природе. Изучение сознания в терминах элементов и их связи с нервным субстратом. А не функциональных отношений!
Таким образом, цели:
— анализ конкретного душевного состояния и его разложения на части;
— определить принципы и закономерности их соединения;
— связать эти закономерности с физиологической организацией.
Метод: аналитическая интроспекция. (Отправлю-ка к Жениному вопросищу №39).
Оговорившись, дабы подчеркнуть изощренность его метода: Титченер подчеркивал, что понимает под сознанием «экзистенциальный термин», т. е. психическую реальность, которую не следует отождествлять с данными традиционной интроспекции. В конце жизни он даже термин структурная психология часто заменял определением экзистенциальная психология, подчеркивая отличие научных данных о сознании от житейских или данных, полученных в других дисциплинах (например, в физиологии). Тренировка испытуемых.
И можно распространять полученные выводы и на тех, кто не способен к интроспекции (дети, звери, психи). Не поддерживал идею индивидуальной дифференциальной психологии.
В качестве первичных элементов сознания выделяет:
— ощущения: обладают качеством, интенсивность, отчетливостью и длительностью. Являются элементами восприятия. (Для драйва: «Титченер составил список элементарных ощущений, включавший более 44 тысяч сенсорных качеств, большинство из которых были зрительными (32 820) и слуховыми (11 600)»).
— образы: следы прежних ощущений, меньшая отчетливость. Являются элементами памяти и воображения.
— чувства: обладают качеством, интенсивностью, длительность. Являются элементами душевных движений.
Задача психологии: описать эти элементы с использованием эксперимента (который уточняет данные самонаблюдения); объяснить их с физиологической точки зрения; показать как они сгруппированы и распределены, образуя различные сложные процессы. По Титченеру даже внимание и мышление имеют сенсорную природу и не содержат никакого иного элементарного процесса, помимо рассмотренных выше. Поэтому спорил с вюрбургцами по поводу безОбразного мышления. Противопоставил им «контекстную теорию значения». В Вюрцбурге разделяли образ и значение, а по Титченеру значение – также разновидность чувственно-образного опыта. Просто значительная часть сенсорных элементов покидает сознание, и остается лишь сенсорная сердцевина – она же эквивалент их безОбразной мысли. И если ты этого не ощущаешь, ты недостаточно изощренно владеешь интроспекцией! О как, ловко.
Подход Титченера – это концентрат интроспективной психологии. Ограничение сферы осознанного, изучение замкнутого в себе сознания. Непосредственность познания психического.
На рубеже XIX и XX вв. структурализм был самой распространенной и значительной психологической школой в США. Но не влился органически в американскую психологию с ее интересом к индивидуальным различиям. Реакцией на этот подход был функционализм. Полемизируя с функционалистами, Титченер доказывал, что, только изучив структуру сознания, можно заняться вопросом о том, как оно работает. Следуя такой установке, он полностью отвергал приложение данных психологии к любой сфере практики, так как считал ее фундаментальной, а не прикладной наукой.
Поскольку функционализм в 10-е годы XX в. стал господствующим направлением в американской психологии, Титченер противопоставил свою школу всем другим школам и направлениям.
Источник
Структурная психология Э. Титченера
28. Структурная психология Э.Титченера.
Эдвард Титченер (1867-1927): развитие идей Вундта в США, Корнелльский университет, начало экспериментальной психологии в США.
Разделял вундтовское понимание предмета психологии как науки о непосредственном опыте. Разделял теоретические постулаты ассоцианизма, поэтому свою задачу он видел в изучении структуры ассоциации и связей, ее образующих. Путь к этому — в усовершенствовании метода интроспекции, который можно сочетать с экспериментальным исследованием простых психических актов.
Свою психологию назвал структурной, противопоставляя ее функционализму. Считал, что психология должна изучать структуру – совокупность отдельных, далее не дробимых элементов, совершенно простых по своей природе. Изучение сознания в терминах элементов и их связи с нервным субстратом. А не функциональных отношений!
Цели структурной психологии:
— анализ конкретного душевного состояния и его разложения на части;
— определить принципы и закономерности их соединения;
— связать эти закономерности с физиологической организацией.
Метод: аналитическая интроспекция.
Под сознанием понимает «экзистенциальный термин», т.е. психическую реальность, которую не следует отождествлять с данными традиционной интроспекции. Термин структурная психология часто заменял на экзистенциальная психология, подчеркивая отличие научных данных о сознании от житейских или данных, полученных в других дисциплинах (например, в физиологии). У него была тренировка испытуемых. Нет индивидуальных различий. Можно распространять полученные выводы и на тех, кто не способен к интроспекции (дети, звери, психи). Не поддерживал идею индивидуальной дифференциальной психологии. Аналитическая интроспекция дает материал о собственно психологических фактах; из интроспективного отчета Титченер требовал исключить все, что имеет отношение к физической природе стимула, к значению, поскольку эти моменты не открываются в самонаблюдении. Оставить в самоотчете исключительно «чистое содержание сознания», только оно может быть воспринято интроспективно. В интроспективном отчете испытуемый не должен подменять психические явления тем предметом, который вызывает эти явления, т. е. не совершать «ошибки стимула». Например, вместо того чтобы сказать «дорога неровная», психолог должен говорить «давление на подошвы моих ног становится все более неодинаковым», т. е. называть только свои непосредственные ощущения.
Требования к самонаблюдению:
§исключить внешние влияния, создать хорошие условия
§внимательно следить за ходом сознания
§пытаться выразить явления сознания словами
§не отвлекаться и внутренне проникнуться задачей
В качестве первичных элементов сознания выделяет:
— ощущения: обладают качеством, интенсивностью, отчетливостью и длительностью. Являются элементами восприятия (составил список элементарных ощущений, включавший более 44 тысяч сенсорных качеств, большинство из которых были зрительными и слуховыми).
— образы: следы прежних ощущений, меньшая отчетливость. Являются элементами памяти и воображения.
— чувства: обладают качеством, интенсивностью, длительность. Являются элементами душевных движений.
Задача психологии: описать эти элементы с использованием эксперимента (который уточняет данные самонаблюдения); объяснить их с физиологической точки зрения; показать как они сгруппированы и распределены, образуя различные сложные процессы. По Титченеру даже внимание и мышление имеют сенсорную природу и не содержат никакого иного элементарного процесса. Спорил с вюрбургцами по поводу безОбразного мышления. Противопоставил им «контекстную теорию значения». В Вюрцбурге разделяли образ и значение, а по Титченеру значение – также разновидность чувственно-образного опыта. Просто значительная часть сенсорных элементов покидает сознание, и остается лишь сенсорная сердцевина – она же эквивалент их безОбразной мысли (правильное суждение о различии или равенстве весов может быть вынесено и при отсутствии в сознании умственных образов, установка), ощущается лишь его интроспекцией.
Подход Титченера – это концентрат интроспективной психологии. Ограничение сферы осознанного, изучение замкнутого в себе сознания. Непосредственность познания психического.
На рубеже XIX и XX вв. структурализм был самой распространенной и значительной психологической школой в США. Реакцией на этот подход был функционализм. Полемизируя с функционалистами, Титченер доказывал, что только изучив структуру сознания можно заняться вопросом о том, как оно работает. Следуя такой установке, он отвергал приложение данных психологии к любой сфере практики, так как считал ее фундаментальной, а не прикладной наукой.
Поскольку функционализм в 10-е годы XX в. стал господствующим направлением в американской психологии, Титченер противопоставил свою школу всем другим школам и направлениям.
Критика:
— критиковали метод интроспекции;
— обвиняли в искусственности и стерильности подхода к разбиению сознательных процессов на отдельные элементы;
Источник
Структурная психология Э. Титченера.
С самого начала существования психологии как самостоятельной науки – различные подходы к пониманию предмета, метода, задач.
Эдвард Титченер (1867-1927): развитие идей Вундта в США, да и собственно начало экспериментальной психологии в США.
В основном разделял вундтовское понимание предмета психологии как науки о непосредственном опыте. Разделял теоретические постулаты ассоцианизма, поэтому свою задачу он видел в доскональном изучении этой структуры и связей, ее образующих. Путь к этому он видел в усовершенствовании метода интроспекции, который можно сочетать с экспериментальным исследованием простых психических актов.
Свою психологию назвал структурной, противопоставляя ее функционализму. Считал, что психология должна изучать структуру – совокупность отдельных, далее не дробимых элементов, совершенно простых по своей природе. Изучение сознания в терминах элементов и их связи с нервным субстратом. А не функциональных отношений!
Таким образом, цели:
— анализ конкретного душевного состояния и его разложения на части;
— определить принципы и закономерности их соединения;
— связать эти закономерности с физиологической организацией.
Метод: аналитическая интроспекция. (Отправлю-ка к Жениному вопросищу №39).
Оговорившись, дабы подчеркнуть изощренность его метода: Титченер подчеркивал, что понимает под сознанием «экзистенциальный термин», т. е. психическую реальность, которую не следует отождествлять с данными традиционной интроспекции. В конце жизни он даже термин структурная психология часто заменял определением экзистенциальная психология, подчеркивая отличие научных данных о сознании от житейских или данных, полученных в других дисциплинах (например, в физиологии). Тренировка испытуемых.
И можно распространять полученные выводы и на тех, кто не способен к интроспекции (дети, звери, психи). Не поддерживал идею индивидуальной дифференциальной психологии.
В качестве первичных элементов сознания выделяет:
— ощущения: обладают качеством, интенсивность, отчетливостью и длительностью. Являются элементами восприятия. (Для драйва: «Титченер составил список элементарных ощущений, включавший более 44 тысяч сенсорных качеств, большинство из которых были зрительными (32 820) и слуховыми (11 600)»).
— образы: следы прежних ощущений, меньшая отчетливость. Являются элементами памяти и воображения.
— чувства: обладают качеством, интенсивностью, длительность. Являются элементами душевных движений.
Задача психологии: описать эти элементы с использованием эксперимента (который уточняет данные самонаблюдения); объяснить их с физиологической точки зрения; показать как они сгруппированы и распределены, образуя различные сложные процессы. По Титченеру даже внимание и мышление имеют сенсорную природу и не содержат никакого иного элементарного процесса, помимо рассмотренных выше. Поэтому спорил с вюрбургцами по поводу безОбразного мышления. Противопоставил им «контекстную теорию значения». В Вюрцбурге разделяли образ и значение, а по Титченеру значение – также разновидность чувственно-образного опыта. Просто значительная часть сенсорных элементов покидает сознание, и остается лишь сенсорная сердцевина – она же эквивалент их безОбразной мысли. И если ты этого не ощущаешь, ты недостаточно изощренно владеешь интроспекцией! О как, ловко.
Подход Титченера – это концентрат интроспективной психологии. Ограничение сферы осознанного, изучение замкнутого в себе сознания. Непосредственность познания психического.
На рубеже XIX и XX вв. структурализм был самой распространенной и значительной психологической школой в США. Но не влился органически в американскую психологию с ее интересом к индивидуальным различиям. Реакцией на этот подход был функционализм. Полемизируя с функционалистами, Титченер доказывал, что, только изучив структуру сознания, можно заняться вопросом о том, как оно работает. Следуя такой установке, он полностью отвергал приложение данных психологии к любой сфере практики, так как считал ее фундаментальной, а не прикладной наукой.
Поскольку функционализм в 10-е годы XX в. стал господствующим направлением в американской психологии, Титченер противопоставил свою школу всем другим школам и направлениям.
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).
Папиллярные узоры пальцев рук — маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.
Источник
Структурная психология Э.Титченера
31. Структурная психология Э.Титченера.
Э.Титченер (1867 -1927) развивал вундтовские традиции и его понимание психологии как науки о непосредственном опыте. Свою науку он назвал структурной психологией. Ее задачи: 1)разложить душевное состояние на простейшие составные части; 2)найти законы соединения этих частей; 3)привести эти законы в связь с физиологической организацией. Ввел метод аналитической интроспекции: достижение “чистого содержания сознани”, без вмешательства физических характеристик стимула (“ошибка стимула”). В качестве первичных элементов сознания выделял ощущения, образы и чувства. Ощущения обладают качеством, интенсивностью, отчетливостью и длительностью. Образы — это следы прежних ощущений, отличающиеся меньшей отчетливостью. Чувства — это элементы душевных движений; они обладают качеством, интенсивностью и длительностью. Внимание и мышление имеют сенсорную природу и не содержат нового элементраного процесса, подобного рассмотренным трем. Спорил с вюрцбюргской школой по поводу безобразности мышления.
32. Психология У.Джемса. Функционализм.
Под влиянием идей психологии акта Джемс (1842 — 1910) создал функционализм. Написал “Основы психологии” (1890). Он отрицал существование сознания как субстанции и настаивал на его существовании как функции — познания. Он отвергал атомизм психологии: в самонаблюдении нам открываются не элементы, а цельные конктретные состояния сознания, изменчивые в каждый момент времени. Изучать надо функции, операции. В сознании нет связок, оно — поток. В нем можно выделить качественности и переходные состояния. Характерной чертой потока сознания является наличие психических обертонов, образов, смутных и неотчетливых явлений сознания. Сознание всегда отличается селективностью. Вопрос о связи состояний с мозгом он решал с помощью теории психического автоматизма — разновиднотси концепции психофизического параллелизма. После 1916 года это направление перешло в бихевиоризм. Представители: Дьюи, Энджелл, Мур, Мид. Они выступали против структуралистов в вопросе необходимости исключения из сферы рассмотрения значений, ценностей, отношений и пр. как ненаблюдаемых. Кроме того, они призывали не ограничиваться сознанием, а рассматривать целостный организм в единстве разума и тела. Недостатки: понятие функции страдало неопределенностью, недооценивали содержательную сторону сознания.
35. Экспериментальные исследования памяти Г.Эббингауза.
Герман Эббингауз. 1885 – исследование памяти на материалле бессмысленных слогов. Ассоцианизм ® смысл – это нечто привходящее, прибавляющеся к элементарным процессам сознания. Интерференция смысла: одни слова запоминаются лучше, другие – хуже. Трехбуквенные слоги (последовательности из разл. кол-ва стимулов) зачитывал под метроном, чтобы каждый слог имел одинаковые “возможности” для того чтобы быть запомненным, а т.ж. для того чтобы иметь возможность изучения зависимости запоминания слогов от скорости прочитывания материалла. Открыл эффект края: стимулы в начале и в конце запоминаются легче, поскольку испытывают “тормозящее”влияние других слогов только с одной стороны. Кривые заучивания и забывания. Процесс забывания постепенно замедляется. Замедлить падение кривой могут разл. факторы, в т.ч. сон, поскольку во время сна нет никакой дополнительной, “тормозящей” деятельности. Закон Йоста (деййствует не только на бессм. материалле): для запоминания лучше повторять материалл часто понемногу.
36. Исследования мышления в вюрцбюргской школе.
Основатель В-й школы – Освальд Кюльпе. Метод изучения высших психических процессов – “систематическая интроспекция”: Выделение и изучение отдельных фаз в процессе мышления. Изучение мышления в контролируемых условиях. “Испытуемые стали говорить на языке жизни, а представлениям во внутреннем мире отводили лишь подчиненную роль. Описывался процесс понимания, который происходит без представлений, но лишь при посредстве отрывочного внутреннего языка. Мысли явл. не только чистыми знаками для ощущений, они вполне самостоятельные образования, обладающие самостоятельными ценностями, о мыслях можно говорить с той же определенностью, что и о чувственных ощущениях”. В В-й шк. на первый план выступили активность созн., его процессуальность, исследователи попытались понять мышление как акты различного типа: понимание, суждение, установление отношений, схватывание смысла и т.п. Считали, что в процессе мышления чувственная ткань не играет значительной роли (безобразность мышления). Существуют такие содержания сознания, которые не зависят от наглядности. Отсюда следует, что для понимания не обязателен визуальный образ. Майер и Орт описали цепочки ассоциативных образов в п-ссе мышл., но не обнаружили в интросп. отчетах никаких указаний на то, кАк мысль направляется к своей цели.
Уотт и Ах. Целенапрваленность мышл. определяется задачей или инструкцией, которую испытуемый принял до того, как приступил к решению. Ах ввел понятие “детерминирующая тенденция” – ведущий бессознательный принцип, кот. направляет сознательные процессы по заранее заданному руслу в направлении решения задачи.
Источник