- Психология отношений врача и пациента
- Как говорить с пациентом?
- Как говорить с пациентом?
- Как относиться к пациенту?
- Как относиться к пациенту?
- Как сопротивляться манипуляциям пациента?
- Как сопротивляться манипуляциям пациента?
- Как преодолеть сопротивление пациента?
- Как преодолеть сопротивление пациента?
- Научно- образовательный портал IQ
- Врачи дозируют сочувствие к пациентам
- Доктора воспринимают боль пациента многомерно
- Без сочувствия к пациенту работать нельзя
- Врач должен помочь в любом случае
- Институциальные перемены «изгоняют» эмпатию
- Любовь на грани
Психология отношений врача и пациента
Статья в карточках
Как говорить с пациентом?
Как говорить с пациентом?
В психологии принято деление людей по доминирующему типу восприятия информации на визуалов, аудиалов и кинестетиков. Эта классификация помогает также и в понимании пациентов, так как ведущая рецептивная система оказывает значительное влияние на поведение человека в кабинете врача.
Визуалы. Это люди, воспринимающие большую часть информации с помощью зрения. Если пациент начинает свою речь со слов «Видите ли, доктор…», «Можете себе представить…» и использует в своем рассказе описание визуальных образов, его ведущая рецептивная система визуальная. Для таких людей крайне важно, чтобы информация находилась в поле их зрения. Им можно объяснить суть их заболевания с помощью иллюстраций, схем. Рассказывая об ожидаемых результатах лечения, стоит начать со слов «Вот увидите…», «Обратите внимание на…», напрямую апеллируя к ведущему у пациента органу восприятия.
Аудиалы. У этого типа пациентов ведущая рецептивная система – слух. Они часто обращаются к собеседнику: «Послушайте…», имеют внятную и размеренную речь с последовательно и логично изложенными мыслями, а слушая, иногда непроизвольно шевелят губами, следуя за речью врача. С такими пациентами нужно говорить выразительно, объясняя детали. Начиная ответную речь, полезно перефразировать слова пациента: «Я услышал, что вы сказали…».
Кинестетики. Инструмент восприятия этих людей – собственное тело. Они обычно очень эмоциональны, имеют богатый запас жестов для выражения своих эмоций. Люди-кинестетики любят юмор и красивые метафоры, поэтому, объясняя их состояние, можно приводить яркие примеры, взывая к их воображению. Они больше полагаются на интуицию, а не на логику, и очень хорошо чувствуют эмоции других людей.
Как относиться к пациенту?
Как относиться к пациенту?
Профессия врача подразумевает сочувствие пациенту. Эта способность в медицинской психологии называется эмпатия. Для медика важно научиться уметь сопереживать, но при этом не переходить ту грань, за которой переживания становятся личными.
Отсутствие эмпатии. Врач, не обладающий эмпатией, не вызывает доверия пациентов. Они могут воспринимать его холодным, бездушным, стараться ограничить общение, что может негативно сказаться на результатах терапии.
Чрезмерная эмпатия. Чересчур сочувствующий врач может брать на себя лишний груз эмоций, принимая проблемы близко к сердцу, тратя много времени на выслушивание жалоб. Пациенты, видя чрезмерную эмоциональность доктора, могут подсознательно начинать преувеличивать свои проблемы, наслаждаясь получаемым сочувствием.
Фальшивая эмпатия. Иногда врач заставляет себя проявлять эмоции к пациенту, в результате получается неискренняя эмпатия. Отсутствие сопереживания — нормально. Врач – обычный человек и не может искренне сопереживать каждому. В таких случаях бывает достаточно показать готовность к сопереживанию, начав со слов: «Да, я вас понимаю…»
Как сопротивляться манипуляциям пациента?
Как сопротивляться манипуляциям пациента?
В отношении пациента к врачу важную роль, по мнению специалистов в области клинической психологии, играет манипуляция. Такой тип поведения чаще всего свойствен для пожилых пациентов, которые, благодаря своему жизненному опыту, считают, что знают о своем заболевании лучше врача. Они хотят получить от врача определенные назначения и с помощью манипуляции пытаются этого добиться, акцентируя внимание на нужных симптомах и преувеличивая их выраженность.
Признаки манипуляции распознать не всегда просто. Больше всего пациента выдает настойчивый тон повествования и пауза, во время которой он ожидает, что врач сделает то, чего хочет манипулятор. Если же этого не происходит, пациент повторяет свои аргументы, усиливая давление. Почувствовав это, врачу целесообразно остановить диалог, внести данные в карту, проанализировать ситуацию и принять решение о назначениях, основываясь на собственных рассуждениях.
Как преодолеть сопротивление пациента?
Как преодолеть сопротивление пациента?
Еще одна часто возникающая проблема, описываемая специалистами в области клинической психологии, сопротивление. При этом пациент по каким-то причинам противится тактике терапии, выбранной специалистом. Поводы для сопротивления у пациентов могут быть разные:
- Несогласие с назначенным лечением. Обычно такое возникает, когда человек преувеличивает серьезность своего заболевания, считая назначенное лечение недостаточно серьезным. Возникают сомнения в компетентности доктора.
- Собственное мнение. Некоторые пациенты, уже приходя к врачу, знают, какое хотят получить назначение. Если же врач назначил другое, они подсознательно хотят, чтобы терапия оказалась неэффективной, чтобы доказать ошибку врача. Такой пациент может настаивать на том, что ему стало хуже из-за принимаемого лекарства даже при наличии положительной динамики.
- Предрассудки. Сегодня, когда темы медицины широко обсуждаются в прессе, на телевидении, в интернете, пациенты часто находят где-то информацию о вреде определенных препаратов или процедур. Предвзятое отношение к методу лечения, выбранному врачом, может оказать негативное влияние и на отношение и к самому специалисту.
- Нежелание выздоравливать. Это чувство может возникать в разных ситуациях – кто-то хочет, чтобы о нем продолжали заботиться, кто-то не хочет идти на работу. Такие люди старательно убеждают себя в плохом самочувствии и сами верят в это. Врач может быть введен в заблуждение этим фальшивым плохим самочувствием.
Всех этих людей объединяет одно – сопротивление, которое выражается в отсутствии сотрудничества с врачом. Это довольно сложная ситуация, которую непросто переломить. В таких случаях целесообразно прибегнуть к помощи коллег – организовать консилиум, консультацию смежного специалиста, получить второе врачебное мнение. Это обычно помогает убедить пациента в правильности решения лечащего врача и дает почву для формирования доверительных отношений врач-пациент.
Если Вы пользуетесь какими-то еще лайфхаками, будем рады почитать их в комментариях к материалу.
Источник
Научно-
образовательный
портал IQ
Врачи дозируют сочувствие к пациентам
Диалог докторов и больных выстраивается непросто. Пациенты нередко жалуются, что врачи общаются с ними слишком сухо – предоставляют медицинскую помощь, но не оказывают человеческого внимания, которое, по идее, изначально заложено в профессии медика. Но при таких претензиях не всегда учитывается, что нагрузка на врачей выросла, а их временные и психологические ресурсы ограничены.
У докторов к больным тоже немало упреков. Врачи сетуют на потребительское отношение к ним со стороны пациентов, связанное с усилением консьюмеризма в здравоохранении. Впрочем, и сами медики уже порой считают себя рыночными игроками, а это означает более обезличенное отношение к клиентам.
Чтобы удовлетворить запрос пациентов на сопереживание и в то же время самим эмоционально не выгореть, многие врачи придерживаются в профессиональном поведении модели элементарного (а в другой терминологии – минимального) человеческого внимания, выяснила Евгения Подстрешная в ходе качественных интервью с врачами-травматологами и их пациентами.
Не случаен выбор травматологии. В этой области медицины врачи ежедневно видят примеры сильного физического страдания. Они не могут относиться к пациентам эмоционально безучастно (как, впрочем, и настоящие профессионалы в других областях медицины). В то же время, чужую боль нельзя принимать слишком близко к сердцу: это чревато душевной усталостью. Поэтому врачи, сопереживая пациентам, дозируют сострадание.
Есть и другая причина, по которой медики «экономят» на сочувствии. В новых условиях они ощущают себя поставщиками услуг и не хотят испытывать в процессе работы «ничего личного».
Впрочем, такое излишне хладнокровное отношение к больным редко встречалось в интервью. Большинство опрошенных докторов считают, что, если врач не готов к сочувствию, ему нужно уходить из медицины. Нельзя забывать о том, что профессия медика опирается на принципы гуманизма и служения людям, пусть даже эти ценности и не лидируют в современном обществе. Так или иначе, преобразования в организации медпомощи приводят к конфликту идентичностей – «идентичности профессионала и идентичности рыночного игрока», подчеркнула исследователь в статье «Тема боли в дискурсе о врачебном профессионализме на примере травматологического отделения», вышедшей в «Журнале исследований социальной политики» НИУ ВШЭ, том 13, № 4 за 2015 год.
Интервью с девятью травматологами и девятью пациентами проводились в 2014-2015 годах в одном из столичных государственных учреждений здравоохранения. Стаж работы врачей – от одного года до 22 лет.
Доктора воспринимают боль пациента многомерно
Врачи разделяют боль пациентов на физическую (из-за травмы) и психологическую (переживания из-за немощи и пр.). На первом плане для медиков, разумеется, физическая боль – ее идентификация и лечение. А вот возможности оказания психологической помощи ограничены. Это обусловлено дефицитом времени, лимитом душевных сил медиков и «отсутствием четких указаний в отношении того, как врач должен осуществлять помощь такого типа», считает исследователь. По сути, внимание к психологическому самочувствию пациента оказывается по усмотрению самого врача.
В восприятии врачом чужой боли есть три компонента: когнитивный, эмоциональный и поведенческий.
Первый – когнитивный – связан с медицинскими знаниями и инструментальным подходом: врач знает, как купировать боль и излечить больного. Пациенты-респонденты единодушны в позитивных оценках этой стороны взаимодействия с лечащим врачом. Подтверждение тому – высокий уровень доверия. «Есть лечащий врач, который отвечает. за мое здоровье. я полностью доверяю», – отметил один из пациентов, одновременно подчеркивая профессионализм медика. Высокий уровень компетентности доктора легитимирует для пациента сильный социальный контроль со стороны врача.
Без сочувствия к пациенту работать нельзя
Сами медики в интервью признавались, что с возрастом у них становится больше переживаний по поводу «неидеального» оказания помощи. Тема переживаний отсылает нас ко второму – эмоциональному – восприятию боли пациентов.
Вопреки распространенному мнению о дегуманизации современной медицины и высоком уровне цинизма среди врачей, субъективные аспекты страдания пациентов не остаются без внимания, выяснила Подстрешная. В отзывчивости докторов к чужой боли проявляется не только их медицинская, но и человеческая идентичность. С одной стороны, это можно рассматривать как моральное основание для осуществления медицинской деятельности в целом, особенно в условиях недостаточного финансирования, «кризиса профессионализма в связи с вторжением неоменеджериализма в медицину», неуважения пациентов. «Если тебе стало безразлично, нечего и работать, – сказал один из травматологов. – То есть вообще невозможно доктором работать без сочувствия к страданиям больного. ». Таким образом, врачи четко понимают, что не могут опуститься до «обыденного» отношения к боли.
С этой точки зрения живой отклик на боль оценивается медиками положительно и рассматривается как воплощение гуманистических принципов медицинской профессии. В то же время, эмоции в работе могут отвлекать от лечения, а также вести к эмоциональному выгоранию врача. Если каждую боль проецировать на себя, «с ума сойдешь», формулирует один из медиков.
По мере накопления опыта врачи учатся справляться с эмоциями и дозировать количество сострадания. «Сознательное сопереживание» – такой термин информанты использовали для описания своих чувств к пациентам. По сути, врачи тренируют защитную реакцию, сглаживая эмоции на сознательном и бессознательном уровне. «Я знаю про его боль – мне этого достаточно», – пояснил один из врачей. Но притупленное восприятие боли пациента компенсируется деятельным сочувствием – медицинской помощью больному.
Сочетание таких элементов, как сглаженная эмоциональная реакция, знание о боли и сочувствие, позволяет говорить, что профессиональное восприятие боли пациентов подразумевает для врачей выработку «минимального внимания». «Мы можем одновременно наблюдать сохранение интереса к переживаниям пациента, с одной стороны, а также объективное, более спокойное отношение – с другой», – пояснила Подстрешная. За счет этого достигается сохранение необходимого уровня эмпатии в отношениях врача и пациента без особой угрозы душевному состоянию медика.
Врач должен помочь в любом случае
Третий аспект восприятия врачом боли пациентов – поведенческий: те действия, которые предпринимает доктор в ходе лечения. Пациенты в первую очередь ждут от него медпомощи, избавления от боли. Так же видят свою задачу и врачи. Бессилие перед лицом боли (или вынужденное ее причинение, например, в ходе медицинских манипуляций) нередко ощущается докторами как угроза их статусу профессионалов и становится причиной их переживаний. Даже накопление опыта не всегда ведет к решению этих проблем. По мере профессионального развития врача нарастает не только его компетентность, но и требовательность к самому себе.
Вместе с тем, больные надеются получить от врачей и чисто человеческое участие. Желание найти время и силы для того, чтобы лишний раз поговорить с пациентом, служит индикатором профессионализма, убеждена исследователь.
Институциальные перемены «изгоняют» эмпатию
В силу развития неоменеджериализма в области медицины ценность этических принципов – заботы, равенства, уважения и доверия, сходит на нет, а экономические интересы актуализируются, подчеркнула автор исследования. В таких условиях врачи «постепенно лишаются ощущения призвания к профессии, осознания некоей миссии», а коммуникация между медиком и пациентом оказывается более обезличенной, пишет Подстрешная. «Нагрузка возросла, и. с пациентом у нас уже. отношения, выстроенные по бумаге», – характеризует ситуацию один из травматологов. В таком контексте «призвание» и «миссия» уже не упоминаются.
Слова респондента означают, что произошла некая трансформация идентичности врача – переход от профессионала к рыночному игроку. Это ставит сочувствие к больному под угрозу, что едва ли приемлемо. Врач не должен забывать о моральных основаниях своей профессии, даже если она претерпевает серьезные изменения, считает исследователь.
Источник
Любовь на грани
Лариса Ракитина о том, к чему приводят романы с пациентами
В 2006 году британский гинеколог Ангус Томсон был обвинен пациенткой в сексуальном домогательстве. Бывшая модель Биби Джайлз утверждала, что врач за полторы минуты осмотра дважды «заставил» ее испытать оргазм, делал ей неподобающие комплименты, склонял к интрижке, а в последующие полгода однажды поцеловал.
- интимные контакты между врачом и пациентом, возникающие в период лечения, аморальны;
- интимная связь с бывшим пациентом в определенных ситуациях может признаваться неэтичной;
- вопрос об интимных отношениях между доктором и пациентом следует включить в программу обучения всех медицинских работников;
- врачи должны непременно докладывать о нарушении врачебной этики своими коллегами.
Нашли ошибку? Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Редакция не несет ответственности за информацию, размещенную в рекламных материалах. Мнение редакции может не совпадать с мнением наших авторов. Все материалы, опубликованные в журнале, охраняются законом «Об авторском праве». Любое воспроизведение статей, перепечатка либо ссылка на них допускаются исключительно с письменного согласия редакции.
Источник