Для того чтобы ответить на эти вопросы и описать Мцыри как романтического героя, рассмотрим основные критерии, по которым литературный персонаж может быть отнесен к данной категории. Романтизм, как известно, является литературным направлением, возникшим в начале XIX века. Данное течение предполагает наличие исключительного героя в определенных обстоятельствах. Романтическому персонажу свойственно одиночество, разочарование в общепринятых идеалах, трагизм, а также бунтарство. Этот герой вступает в открытое противоборство с теми обстоятельствами, в которых он оказывается, с окружающими людьми. Он стремится к определенному идеалу, однако остро чувствует раздвоенность бытия. Романтический герой выражает протест против общепринятых правил.
Основная идея, которая развивается поэтом в произведении, — мужество и протест, что само по себе предполагает наличие такого персонажа, как романтический герой. «Мцыри» не содержит в себе любовного мотива. Он отражается только в кратком эпизоде, где главный герой встречается с грузинкой у горного потока. Однако главный герой, сумев преодолеть зов юного сердца, делает выбор в пользу свободы. Ради этого идеала он отказывается от личного счастья, что также характеризует Мцыри как романтика.
Мцыри как романтический герой поэмы Мцыри Лермонтова сочинение
1.Романтические образы Лермонтова.
2. Мцыри как романтический герой
2.1. Прошлое героя.
2.2. Жизнь в неволе.
2.3. Стремление к свободе.
3. Трагизм Мцыри.
М. Ю. Лермонтов – замечательный писатель и поэт, создавший множество ярких романтических образов. Это и скучающий путешественник Печорин, и ревнивый мститель Арбенин, и свободолюбивый мятежник Мцыри. Эти герои, такие не похожие друг на друга, близки в одном – они находятся в постоянном поиске, они любят свободу, они борются за свои идеи.
Мцыри – главный персонаж одноименной поэмы. Как и все романтические герои, он немного мечтательный и восторженный. Но в то же время, Мцыри – сын горцев. Будучи ребенком, он попал в плен к русскому генералу после сражения. Во время тяжелой дороги мальчик заболел и был оставлен на попечение монахов. Те выходили Мцыри и воспитали, как христианина. Ребенок забыл свой язык и свою культуру, его стали насильно готовить к постригу.
Монастырь для молодого человека стал отождествляться с тюрьмой. Он понимает, что у него отняли прошлое и настоящее, что за него принимают решения, что он несвободен в своем выборе. По ночам юноше снятся туманные картины из минувшей жизни. Он хочет вырваться на свободу, он жаждет увидеть жизнь, скрытую стенами монастыря. И Мцыри решается на побег.
Несколько дней монахи искали беглеца, и наконец нашли полуживого на поляне. Молодого человека переносят в келью, где он исповедуется перед смертью. Мцыри рассказывает, как прекрасно ему дышалось на воле. Увидев родные просторы, он наконец вспомнил свою семью и свой язык, отца и братьев с оружием в руках. Юноша очень тонко чувствует природу и восхищается ее красотами. Для него жить – это значит радоваться каждой травинке, каждому солнечному блику. Здесь, на свободе, молодой человек впервые испытывает романтические чувства к девушке – грузинке, которую случайно встречает у водного потока. Сердце влечет его к ней, но он сдерживает свои порывы и пускается на поиски родного дома.
Хотя Мцыри – это романтический герой, прежде всего он – свободолюбивый патриот. Любовь к родному аулу и к прекрасной девушке для него неразделимы, жажда свободы и личного счастья сливаются в единственное желание его сердца. Юноша – сильный и смелый, он бесстрашно вступает в бой с диким животным и одерживает победу, несмотря на изнеможение и кровавые раны. Герой поглощен одной мыслью – найти свободу, найти свой дом. Но этим чаяниям не суждено исполниться.
Молодой человек снова видит стены ненавистного монастыря! Мцыри понимает, что заново окажется в темнице. Как и все романтические герои, юноша одинок в своем горе, он лишний человек. Его надежды обрести счастье в родном ауле неосуществимы даже потому, что там его никто не ждет. Родные Мцыри погибли, а для односельчан он покажется чужим, не похожим на всех. Перед смертью молодой человек просит похоронить себя за стенами монастыря, на воле, и сожалеет, что успел почувствовать себя счастливым лишь один миг. В этом весь трагизм романтического образа Мцыри. Его безудержное желание любви и свободы разбивается о реалии жестокого мира. Глотнув чистого воздуха независимости, он снова становится рабом и умирает за решеткой.
В одну пламенную страсть у него сливается и желание свободы, и любовь к родине. Для Мцыри монастырь, в стенах которого он провел столько времени, оказывается подобным тюрьме. Кельи представляются душными. Стражи-монахи кажутся трусливыми и жалкими, а сам он видит себя как узника и раба. Здесь читатель наблюдает мотив протеста против сложившихся правил, который также характеризует Мцыри как романтического героя. У него возникает непреодолимое желание узнать, «для воли иль тюрьмы на этот свет родились мы», возникновение которого спровоцировано страстным порывом стать свободным.
Воля для главного героя – это настоящее блаженство. Именно по причине искренней любви к родине Мцыри готов сражаться за нее. Произведение не раскрывает полностью мотивов героя. Однако они ощутимы в косвенных намеках. Об отце и о своих знакомых главный герой вспоминает как о доблестных воинах. Ему не просто так снятся битвы, в которых он одерживает победу. Несмотря на то что на своем жизненном пути Мцыри ни разу не ступил на поле брани, по своему духу он является воином.
Монастырь для нашего героя является тюрьмой. Ему кажутся душными кельи, а стены — глухими и сумрачными. Стражи-монахи представляются главному герою жалкими и трусливыми, а сам он — узником и рабом. Порывом к свободе обусловлено его стремление узнать, для чего мы родились на свет, «для воли иль тюрьмы». Для юноши волей оказываются несколько дней, проведенных им в мире после побега из монастыря. Вне глухих стен он жил полной жизнью, а не прозябал. Герой называет блаженством это время. Именно в дни, проведенные на свободе, раскрывается в полной мере образ Мцыри. Как романтический герой он проявляет себя за стенами монастыря.
Главный герой никому не показывал своих слез. Плачет он только во время побега, но только потому, что этого никто не видит. Воля главного героя закалена во время пребывания в монастыре. Не случайно для побега выбрана грозовая ночь – эта деталь также характеризует Мцыри как романтического героя. То, что вселяло страх в сердца монахов, для него стало привлекательным. Душа Мцыри наполнялась ощущением братства с грозой. В наибольшей степени мужество главного героя проявилось в его схватке с барсом. Но гибель его не пугала, ведь он знал – возвращение к прежнему образу жизни являлось бы продолжением прежних страданий. Трагический финал произведения говорит о том, что смерть не ослабила духа главного героя и его вольнолюбия. Слова старого монаха не провоцируют его на раскаяние.
Лермонтов ввел в поэму описание кавказского пейзажа с целью более полного раскрытия образа главного героя. Он презирает свое окружение, ощущает родственную связь только с природой, что также характеризует Мцыри как романтического героя. 8 класс – это время, когда школьники обычно проходят по литературе это произведение. В данном возрасте поэма будет очень интересна для учащихся, ведь в ней они познакомятся с одним из самых свободолюбивых романтических персонажей всей русской литературы.
Заключенный в стенах монастыря, главный герой сравнивает себя с листком, который вырос меж сырых плит. И вырвавшись на волю, он может вместе с полевыми цветами поднимать голову во время восхода солнца. Мцыри подобен сказочному герою – он узнает загадки щебетания птиц, ему становится понятным спор потока воды и камня, тяжкая дума разъединенных скал, жаждущих снова встретиться.
Почему Мцыри – романтический герой, какие именно черты делают его принадлежащим к данной категории? Во-первых, он бунтует против устоявшейся системы – монастыря, в котором ему довелось жить. Во-вторых, у Мцыри ярко выражена индивидуальность. Читатель имеет возможность наблюдать за исключительным героем в самых неординарных обстоятельствах. Между ним и обществом случается конфликт – это также черта романтического героя. Мцыри испытывает разочарование в тех условиях, в которых он жил, всей душой он стремится к идеалу. И таким совершенным миром становится для него Грузия. Горячая кровь представителя горного народа очень хорошо подходит для создания образа романтического героя.
Мцыри три дня проводит на свободе, но на его пути попадаются испытания. Ему доводится перенести жажду и голод, чувство страха и порывы любви. И самым главным событием в это время становится схватка с диким барсом. Сильный дух романтического героя в поэме «Мцыри» позволяет ему превозмочь слабость своего тела, одержать победу над зверем. Те трудности, который выпали на долю Мцыри, символизируют препятствия, с которыми сталкивается каждый человек на жизненном пути. Главный герой испытывает множество чувств. Это и ощущение единства с природой, с ее красками и звуками, и нежность любовной грусти.
(449 слов) Формирование художественного вкуса и творческого «я» М.Ю. Лермонтова протекало в эпоху романтизма, когда данное направление было повсеместно распространено. Поэтому многие его произведения хранят отпечаток романтизма. Одним из самых известных творений автора является поэма «Мцыри», где образ главного героя может послужить пособием для литературоведа. Он вместил в себя главные романтические черты.
Во-первых, побег Мцыри — это его протест. Перед нами романтический герой- бунтарь, герой- беглец. На свободе Мцыри был всего три дня. Казалось бы, он увидел так мало, но для него это время было драгоценным. Он восхищался красотой кавказской природы, величием высоких древних гор, видел прекрасную грузинку, наполняющую воду в кувшин, и сражался с барсом. В этих коротких эпизодах Мцыри прожил целую жизнь. Осуществив свою мечту, хотя и ненадолго, он обретает покой и гармонию, которые достигаются единением с природой. Неслучайно он бежал из монастыря во время бури с грозой. Именно в тот момент, когда все монахи в страхе начали молиться, Мцыри смог сбежать. То, что пугало монахов, вызвало в юноше чувство братства, схожести с грозной стихией. Такая дружба “меж бурным сердцем и грозой” еще раз подчеркивает бунтарскую, даже демоническую натуру Мцыри.
Во-вторых, любое романтическое произведение немыслимо без мотива любви, поэтому и Лермонтов заставил сердце своего героя биться быстрее, когда тот впервые увидел женщину. Мцыри никогда раньше не знал любви, но его чувствам нельзя не поверить. Но его чувство не получило дальнейшего развития, ведь настоящий романтический герой всегда одинок и лишь томится по идеалу.
В-третьих, герой из эпохи романтизма обладает исключительным, нереальным набором качеств и навыков. Так, мужество и стойкость Мцыри ярко проявляются в эпизоде битвы с барсом. Мцыри желал тяжелых физических и душевных переживаний, желал ощутить весь спектр чувств. Схватка с барсом и является подобным испытанием. Мцыри доказывает, что он способен на большее, чем послушничество. Его не страшила смерть, ведь он понимал, что возвращение к закрепощению — вечная тоска, продолжение страданий. В этом проявляется незаурядность Мцыри как человека.
В-четвертых, послушник имеет своеобразные жизненные ценности, главной из которых является свобода. За эти три дня свободы Мцыри испытал все те треволнения, которые помогают людям жизнь настоящей, полной жизнью: познал любовь и сразился с кем-то в превосходстве силы. Для Мцыри лучше умереть на свободе, чем вернуться в монастырь. Возможно, его судьба была бы менее трагичной, если бы он действительно умер на воле, но он возвращается в обитель. Последние дни он должен провести там, откуда старался выбраться. Поэтому так обреченно звучат его слова:
“И я как жил, в земле чужой умру рабом и сиротой”.
Наконец, Мцыри, как истинный романтический герой, с достоинством принимает крах своих мечт, надежд на светлое будущее. Он смело смотрит в лицо смерти, ничуть не сожалея о содеянном. Поэма «Мцыри» — это гимн мужеству и бесстрашию тех, кто испытывает судьбу, не боится рисковать, желая “узнать, для воли иль тюрьмы На этот свет родимся мы”.
Автор: София Ловцова
Мцыри – романтический герой Лермонтова, жаждущий счастья и свободы, стремится быть вместе с теми людьми, которых он может назвать родными по духу. Великий русский поэт описывает мятежную душу человека, наделенного могучим темпераментом. Перед читателем предстает герой, который обречен на рабское существование внутри стен монастыря, абсолютно чуждое его страстной природе. В начале произведения поэт лишь делает намеки на черты характера юноши. Он приоткрывает завесу понемногу, раз за разом знакомя читателя с качествами главного героя. Описывая недуг ребенка, поэт этим только подчеркивает его умение справляться с трудностями, гордость, недоверчивость и сильный дух, унаследованный от прадедов. Характер главного героя в наиболее полной степени раскрывается во время исповеди.
Взволнованный монолог Мцыри вводит слушателя в мир его тайных стремлений, дает объяснение причинам его побега. Ведь узник был одержим желанием обрести свободу, познать жизнь. Он хотел жить в мире, где люди свободны, словно птицы. Мальчик хотел узнать о настоящей жизни, снова обрести утраченный родной край. Его манил мир, который был совершенно недоступным в монастырских стенах.
Мцыри — юноша, который с ранних лет осиротел и жил в монастыре. Казалось бы, что он должен был быть благодарен за своё спасение и не жаловаться на жизнь, но для него жизнь в монастыре была сравнима с заточением. Он мечтал о том, что однажды вырвется на волю, увидит мир, восхитится природой и доберётся до своей Родины, о которой часто вспоминал. Жизнь в монастырских стенах была для него губительна и безысходна, так как Мцыри не ощущал счастья и умиротворения.
Главными чертами характера Мцыри являются:
Он думал, что только жизнь на свободе среди бескрайних полей и лесов сможет поселить в его душу чувство спокойствия и радости, поэтому герой надеялся найти вдохновение и любовь за каменными стенами.
Читая поэму, можно заметить, что основой повествования являются мысли и поступки Мцыри, его внутренние переживания, особый взгляд на мир.
Все это позволяет понять герою, что жизнь прекрасна и неповторима во всем многообразии. На первый взгляд может показаться, что Мцыри остался побежденным, потерпел неудачу в своей борьбе с обстоятельствами и теми трудностями, которые преподносила ему жизнь. Однако главный герой оказался достаточно сильным, чтобы бросить вызов этим препятствиям. И это означает для него победу духовную. Для соотечественников Лермонтова, которые проводили жизнь в пассивном созерцании, Мцыри стал идеалом отчаянной борьбы за высокие духовные ценности.
Мцыри – романтический герой поэмы Лермонтова, который полон самых пламенных страстей. Несмотря на это, великий русский поэт вносит в свое произведение и некоторые черты реализма. С одной стороны, Лермонтов создает глубоко психологичную поэму-исповедь, в которой главный герой раскрывает душу. В данном отношении произведение продолжает традиции романтизма. С другой стороны, вступление характеризуется точной и скупой речью, свойственной реализму («Однажды русский генерал…»). И эта романтическая поэма является свидетельством роста реалистических мотивов в творчестве поэта.
Итак, мы ответили на вопрос о том, можно ли назвать Мцыри романтическим героем. Что касается самой поэмы, то она относится к жанру романтизма, однако содержит в себе также элементы реализма. Образ Мцыри глубоко трагичен. Ведь тот, кто отваживается противостоять реальности, чаще всего оказывается побежденным. В одиночку невозможно изменить окружающую действительность. Выходом для такого героя становится гибель. Только так он избавляется от конфликта.
Источник