Чувства которые сближают людей обществознание

Межличностные отношения

Можно ли назвать личностью животное? Что такое чувства? Какие чувства ты знаешь?

Почему одним людям мы симпатизируем, а других сторонимся?

Какие отношения называются межличностными

Под межличностными отношениями понимают особенную связь человека с окружающими людьми. Эта особенность связана с тем, что человек наделён чувствами и разумом, которые влияют на его связь с миром людей и вещей. При межличностных отношениях чаще всего два или несколько человек вступают в непосредственный контакт. Межличностные отношения могут быть деловыми, личными, приятельскими, товарищескими.

Главное, чем межличностные отношения отличаются от всех иных контактов людей, состоит в том, что эти отношения носят обоюдный характер. Обычно эта особенность подчёркивается словом «взаимо».

Например, машинист и его помощник ведут состав от одной железнодорожной станции до другой. От их взаимодействия зависит успех дела и настроение каждого члена экипажа. Новый ученик приходит в класс. Учитель предлагает ему сесть рядом с тобой за парту. Вольно или невольно ты приглядываешься к нему и при этом стараешься произвести благоприятное впечатление. Тут имеет место взаимовосприятие. Дирижёр взмахнул палочкой, и пианист начал исполнение своей партии концерта для фортепиано с оркестром. От того, насколько установлено взаимопонимание солиста с дирижёром, зависит, принесёт концерт радость слушателям или вызовет раздражение и разочарование.

Чувства — основа межличностных отношений

Межличностные отношения во многом зависят от эмоций, взаимных чувств.

Возможно, тебя удивит, что в словаре русского языка содержится более сотни слов, обозначающих чувства. Много, не правда ли? Вряд ли кто-то из учеников твоего класса может перечислить их все. Однако всю гамму чувств, составляющих основу межличностных отношений, можно разделить на две большие группы. Первую составляют те чувства, которые сближают людей, объединяют их, вызывают положительное отношение; вторую — те чувства, которые затрудняют отношения, разъединяют людей, мешают их сотрудничеству.

Раздели перечисленные ниже чувства на две группы: положительные и отрицательные.

Удовольствие, радость, блаженство, зависть, восторг, горе, восхищение, обида, гнев, гордость, тоска, доверие, уважение, нежность, благодарность, любовь.

Какие чувства ты бы добавил к каждому списку?

Чувства, которые условно могут быть отнесены к позитивным, чаще всего вызывают симпатию в отношениях между людьми.

Симпатия — это внутреннее расположение, привлекательность. Иногда трудно объяснить, чем именно тот или иной человек тебе симпатичен, это легче почувствовать, ощутить. Скорее всего, человек, вызывающий симпатию, обладает положительными качествами, совершает поступки, которые тебя привлекают, которые ты готов разделить. Правда, иногда положительное отношение вызывается приписываемыми человеку качествами, которые только кажутся привлекательными.

Часто межличностным отношениям мешают стереотипы.

Стереотип — обобщённое и упрощённое представление об особенностях людей, принадлежащих к той или иной группе. Часто ошибочными бывают суждения: «Все девчонки — плаксы», «Кто из мальчишек не любит драться?», «Каждый солдат хочет быть генералом». Помни: попав в плен стереотипа, легко ошибиться!

Если идеал и реальность не совпадают, возникает разочарование. А от него — один шаг до антипатии.

Антипатия — отношение, прямо противоположное симпатии. Обычно она следствие отрицательных чувств. Скорее всего, человек, который тебе несимпатичен, вызывает антипатию, чем-то обидел тебя или на твоих глазах другого человека, совершил нехороший, с твоей точки зрения, поступок. Но не торопись с вынесением суждения: «Он плохой, он мне не нравится». Хорошо ли ты знаешь человека, чтобы так утверждать да ещё делать своё мнение достоянием других людей? Справедливо ли твоё суждение? Всё ли ты сделал, чтобы установить с этим человеком взаимопонимание?

Понять другого — важное условие межличностных отношений.

Многообразие непосредственных отношений между людьми позволяет выделить разные виды этих отношений. Самый распространённый вид межличностных отношений — знакомства.

В круг знакомых входит множество людей: все ученики твоей школы, может быть, пассажиры автобуса, с которыми ты каждый день едешь по маршруту от дома до школы, продавец соседнего магазина и т. д. Есть среди твоих знакомых более узкий круг. Это те знакомые тебе люди, которые узнают тебя, с которыми ты при встрече беседуешь на общие темы.

Из круга знакомых при условии привлекательности одного человека для другого (взаимной приязни) возникают приятельские отношения. Само слово «приятель» указывает на особую роль симпатии. Здесь основным условием возникновения межличностных отношений является взаимная тяга, стремление к контакту, к общению. Вспомни детские стихи:

Мы с приятелем вдвоём
Замечательно живём.
Мы такие с ним друзья,
Куда он — туда и я.

Более близкими межличностными отношениями становятся отношения товарищества. Они основываются на деловых связях. Участников таких отношений объединяют общая цель, средства и результаты общей деятельности.

Читайте также:  Если у мужа переменчивое настроение

Более высокий уровень отношений характеризуется словом дружба. Обычно настоящих друзей много не бывает. Это ты знаешь по себе. Тот, кто говорит, что у него полно друзей, либо лукавит, либо не отличает дружбу от приятельства. Дружба — великая ценность и дорогой дар, которого удостоивается тот, кто сам умеет и хочет дружить. Найти друга — значит разделить беду и умножить радость, обрести опору и завоевать доверие. В подростковом возрасте о дружбе мечтают все без исключения. Друзья юности часто самые надёжные и верные спутники на всём жизненном пути.

Источник

Открытый урок «Межличностные отношения» обществознание

Конспект и презентация к уроку обществознания «Межличностные отношения» 6 класс

Скачать:

Вложение Размер
Урок Межличностные отношения 36.07 КБ
Презентация к уроку «Межличностные отношения» 2.44 МБ

Предварительный просмотр:

Обществознание 6 класс. Параграф 6.

Учитель Платонова Юлия Геннадьевна.

Открытый урок обществознания в 6 классе

Тема: Межличностные отношения

Цель урока : познакомить учащихся с сущностью и видами межличностных отношений; исследовать сферу чувств как основу данных отношений.

Предметные: применять понятийный аппарат: межличностные отношения, стереотип, симпатия, антипатия, дружба.

Личностные: формирование мотивированности и направленности ученика на активное и эффективное выстраивание межличностных отношений.

Регулятивные: научиться выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально

Познавательные : находить информацию, необходимую для решения учебных и жизненных задач

Коммуникативные: организовывать работу в паре, группе, договариваться с людьми, вырабатывать совместные решения.

Тип урока: урок открытие нового знания

Основные понятия : межличностные отношения, общение, взаимность, симпатия, антипатия, стереотип, знакомство, приятельство, товарищество, дружба.

Межпредметные связи : история, литература, русский язык.

Оборудование : презентация, мультимедийный проектор, интерактивная доска, рабочие листы, учебник «Обществознание» Л.Н.Боголюбова

1.Что такое межличностные отношения

2.Особенности межличностных отношений

3.Виды межличностных отношений

I. Организационный момент.

Добрый день уважаемые гости и ребята. Я рада приветствовать вас на уроке обществознания.

Один ни кому неизвестный грек по имени Герострат желал любыми средствами прославиться и остаться в памяти людей. Ради этого он пошел на преступление. Каждый из нас хочет того или нет оставляет следы в своей жизни. Я надеюсь, что каждый из вас сегодня постарается прославиться хорошими ответами, тем самым оставит как можно больше следов на уроке.

Давайте, друзья, улыбнёмся друг другу,

Улыбки подарим гостям,

Тогда за работу, удачи желаю я вам.

II. Актуализация знаний обучающихся

— Ребята. Как назывался первый раздел учебника, изученный нами? (человек в социальном измерении)

О чем мы узнали из него? (о личности, о деятельности, потребностях человека)

III. Подготовка обучающихся к работе на основном этапе. Постановка учебных задач

Кого мы называем личностью? (человека)

А может ли человек родиться личностью? (личностью не рождаются, а становятся)

Как человек становится личностью? (в процессе жизни в обществе, в деятельности и общении с другими людьми)

Личностью человек становится в отношениях с другими людьми .

Посмотрите на слайды

Какие отношения между людьми здесь изображены? Чем заняты люди? Что их объединяет? Как называются отношения между личностями?

Исходя из сказанного, сформулируйте тему урока.

Формулируем цель урока.

Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить на уроке?

Давайте сформируем проблему нашего урока.

Может ли человек обойтись без межличностных отношений?

IV. Усвоение новых знаний и способов действий

Назовите несколько ассоциаций со словом «отношение» или составьте несколько предложений с этим словом.

У меня хорошие отношения с одноклассниками. У меня прекрасные отношения с родителями. Мне нравятся мои отношения с друзьями. У меня плохое отношение крок музыке. Отношения нашей страны с Америкой ухудшилось. На уроке математики я находила отношение шести к двум.)

Предлагаю вам выяснить: С чего же начинаются отношения между людьми?

А поможет это нам сделать эпиграф урока

«Близкое общение — вот откуда берут начало нежнейшая дружба и сильнейшая ненависть».

Антуан Ривароль (французский писатель)

Парное задание: Обсудите с соседом по парте, как вы понимаете это высказывание.

Вывод: Межличностные отношения начинаются с общения

1 особенность- общение (запись на доске)

Люди — существа биосоциальные. Они не могут существовать вне человеческого общества. Поэтому неизбежно возникает проблема выстраивания отношений с другими людьми.

— Как правильно это делать?

— Что надо знать и учитывать в этом процессе?

Задание по группам.

Какие отношения можно назвать межличностными?

Сформулируйте свое определение. А теперь сверьте со словарем.

Межличностные отношения – взаимосвязи между людьми в процессе совместной деятельности и общения. ( Записи)

Представьте ситуацию, в ваш класс приходит новый ученик, чтобы влиться в коллектив ему необходимо будет узнать о вас побольше. Сможет ли он это сделать, если с вашей стороны не будет взаимного интереса? (нет)

Какую следующую особенность вы можете назвать? Подумайте и обсудите в группе.

2 особенность – взаимность (запись на доске)

Составьте слова, которые начинаются с взаимо.

взаимопонимание – понимание на основе взаимности, понимание друг друга

взаимодействие – согласованность действий

взаимовосприятие – восприятие людьми друг друга в процессе коммуникаций

взаиморасположение

Межличностные отношения всегда обоюдны! Они включают:

Взаимопонимание взаимовосприятие взаимодействие

Вывод: все вами названные слова говорят об определенных отношениях между людьми.

Что испытывают люди друг к другу, когда оказывают взаимопомощь, взаимовыручку? (любовь, уважение, чувство долга, ответственность и т.п.)

Как можно заменить эти слова, одним словом? (чувства)

Итак, что же является следующей особенностью межличностных отношений, их основой ?

3 особенность – чувства — основа межличностных отношений ( запись на доске)

Межличностные отношения во многом зависят от эмоций, взаимных чувств.

Что такое эмоции? (это выражение нашего отношения к людям, событиям, явлениям)

А какие эмоции может испытывать человек? (радость, восторг, злобу, любовь и т.п.)

Задание в учебнике с.51. Разделите перечисленные чувства на две группы: положительные и отрицательные.

1 вариант. Назовите чувства, которые сближают людей. (Сближают: доверие, уважение, нежность, благодарность, любовь.)

2 вариант. Назовите чувства, которые людей разъединяют. (Разъединяют: гнев, обида, зависть, гордость.)

Текст на экране:

Чувства, которые условно могут быть отнесены к позитивным, чаще всего вызывают симпатию в отношениях между людьми. ( пример: добрая и отзывчивая девочка.) А отрицательные — антипатию. ( пример: грубый, невоспитанный одноклассник). Мешают межличностным отношениям стереотипы.

Поработайте с учебником с. 51-52. Какие новые понятия вы встретили в тексте? Приведите примеры с этими понятиями.

Что такое симпатия? (внутреннее расположение, привлекательность.)

Что такое антипатия? (отношение, прямо противоположное симпатии)

Что такое стереотип? (обобщенное и упрощенное представление об особенностях людей, принадлежащих к той или иной группе. Девочки – плаксы, мальчики — драчуны )

На доску вывешиваются листы с этими понятиями.

Попытаемся опровергнуть стереотип : Ребята из 6 класса не любят физкультминутки

Физкультминутка : «Весёлая зарядка»

Межличностные отношения бывают разными. Сейчас мы с вами определим виды межличностных отношений

Попробуем это сделать вместе на доске

Обучающиеся заполняют пустые клеточки на доске

  1. Вы только что познакомились с человеком. Он вам стал привлекателен, вы здороваетесь при последующих встречах . ( знакомство) записи
  2. Вы не только здороваетесь, но при встрече с удовольствием вступаете в непродолжительный разговор. Теперь вы…? Приятели. ( приятельство) записи
  3. В классе вы все…? Товарищи. ( товарищество) записи
  4. Великая ценность в жизни, самый высокий уровень межличностных отношений (дружба) записи

Задание по группам

Смоделируйте (придумайте ситуацию и разыграйте сценку из жизни класса, из своей жизни ,где ВЫ

4) друзья. (карточки)

(остальные должны угадать)

На подготовку – 3мин, на выступление – 1 мин.

Какую следующую важную особенность межличностных отношений мы внесем в схему?

4 особенность — дружба (запись на доске)

Вывод: Дружба самый высокий уровень межличностных отношений.

V. Первичная проверка понимания изученного

Какой из видов межличностных отношений кажется наиболее ценным и значимым? Почему? (Дружба. Дружба объединяет людей надолго, иногда на всю жизнь. С другом можно поделиться самым сокровенным, друг даст нужный совет, поддержит в трудную минуту…)

А что в дружбе является самым важным? Умение понять другого , выслушать его.

Кого из литературных героев можно назвать друзьями? (Кай и Герда, Буратино и Мальвина, дядя Федор и кот Матроскин. Чебурашка и Крокодил Гена.)

Работа по группам

Давайте нарисуем словесный портрет друга.

Каким должен быть настоящий друг?

VI. Обобщение и систематизация

Посмотрите на наши записи.

Что является особенностями отношений между людьми?

4. дружба – высшая форма

На мой взгляд, этот список не полный, здесь не хватает

«Золотого правила нравственности». Кому оно уже знакомо?

Не делай другому того, чего не хотел бы, чтобы делали тебе.

Где вы встречали это правило? (христианские заповеди)

VII. Подведение итогов урока

Давайте с вами подведем итоги нашей работы.

Проблема урока : Может ли человек обойтись без межличностных отношений?

Выразите свое отношение к уроку, заканчивая фразу, начало которой я вам предложу:

«Для меня было новым …»;

«Я вижу пользу в том …»

Что вызвало трудности в работе на уроке?

А теперь покажите смайлики, как вы оцениваете свою работу на уроке?

Я довольна нашим уроком , его результатами и получила удовлетворение от нашей совместной работы.

Хочу оценить вашу работу по количеству следов, т. е ваших ответов, оставленных на уроке.

Выставляю оценки Сегодня на уроке активно работали ………., эти ребята получают оценку –

Хочу назвать ребят, чья работа в группах мной также отмечена — …………….

VIII. Информация о домашнем задании

2. Написать небольшой рассказ на тему «Что мешает ВАШИМ межличностным отношениям и как это преодолеть?»

Улыбнулись друг другу и поблагодарили за работу.

Спасибо вам, ребята, за урок!

Из предложенного списка чувств те чувства, которые сближают людей, объединяют их, вызывают положительное отношение, и те чувства, которые отношения затрудняют, разъединяют, мешают сотрудничеству

а) восхищение; б) гнев; в) удовольствие; г) тоска; д) обида; е) уважение; ж) героизм; з) трудолюбие; и) нежность; к) беззащитность; л) гордость; м) мудрость; н) заносчивость; о) ненависть; п) любовь

Ниже приведены примеры межличностных отношений. Определите их вид.

1. У Таисии есть соседка Альбина. Они здороваются при встрече.

2. Галина и Полина, встречаясь. Обмениваются новостями.

3. Евгений и Матвей играют в одной команде по волейболу.

4. Семен и Саша всегда готовы прийти друг другу на помощь.

5. Поездка на рыбалку с приятелем;

6. Встреча родителей ученика и директора школы.;

7. Поздравление с юбилеем заслуженного человека сослуживцами;

8. Поздравление с днем рождения брата( сестры);

9. Беседа по телефону с приятелем; приглашение по телефону

Синквейн (от фр. cinquains , англ. cinquain ) — пятистрочная стихотворная форма, возникшая в США в начале XX века под влиянием японской поэзии . В дальнейшем стала использоваться (в последнее время, с 1997 года, и в России ) в дидактических целях, как эффективный метод развития образной речи.

  • Первая строка — тема синквейна , заключает в себе одно слово (обычно существительное или местоимение ), которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь.
  • Вторая строка — два слова ( прилагательные ), они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта.
  • Третья строка — образована тремя глаголами , описывающими характерные действия объекта.
  • Четвертая строка — фраза из четырёх слов, выражающая личноеотношение авторасинквейна к описываемому предмету или объекту.
  • Пятая строка — одно слово- резюме , характеризующее суть предмета или объекта.

Синквейн на тему Дружба

дружба
взаимная открытая
доверять терпеть помогать
бескорыстные личные взаимоотношения между людьми
взаимопонимание

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Тема урока: Межличностные отношения Санкт-Петербург, 2019 Учитель: Платонова Юлия Геннадьевна

ВСПОМНИМ! Как назывался первый раздел учебника, изученный нами? О чем мы узнали из него? Кого мы называем личностью? А может ли человек родиться личностью? Как человек становится личностью?

Личностью человек становится в отношениях с другими людьми !

Межличностные отношения Какие отношения между людьми здесь изображены? Что их объединяет? Как называются отношения между личностями? Деловые Товарищеские Приятельские Семейные Личные

План урока 1 . Что такое межличностные отношения 2 . Особенности межличностных отношений 3 . Виды межличностных отношений Тема урока: Межличностные отношения

Может ли человек обойтись без межличностных отношений? Вопрос урока:

ОТНОШЕНИЯ ЛИЧНЫЕ ОБЩЕСТВЕННЫЕ «Близкое общение — вот откуда берут начало нежнейшая дружба и сильнейшая ненависть ». Антуан Ривароль

Межличностные отношения – взаимосвязи между людьми в процессе совместной деятельности и общения Два или несколько человек вступают в непосредственный контакт Носят обоюдный характер, что подчеркивается частью слова « взаимо -» ЗАПОМИНАЕМ! Вывод: Межличностные отношения начинаются с общения

Задание: Подберите как можно больше окончаний Взаимо … Межличностные отношения

Взаимопонимание Межличностные отношения всегда обоюдные! Взаимовосприятие Взаимодействие П онимание на основе взаимности, понимание друг друга С огласованность действий В осприятие людьми друг друга в процессе коммуникаций

Чувства – основа межличностных отношений Сближающие людей Разъединяющие людей обида восторг удовольствие радость горе зависть восхищение гнев тоска уважение блаженство Задание в учебнике с.51. Разделите перечисленные чувства на две группы: положительные и отрицательные.

Чувства – основа межличностных отношений Сближающие людей Разъединяющие людей обида восторг удовольствие радость горе зависть восхищение гнев тоска уважение блаженство

Чувства Сближающие Разъединяющие Чувства – основа отношений стр. 10 учебника

Чувства – основа отношений Чу́вство — эмоциональный процесс человека, отражающий субъективное оценочное отношение к реальным или абстрактным объектам. Эмо́ция (от лат. emoveo — потрясаю, волную) — эмоциональный процесс средней продолжительности , отражающий субъективное оценочное отношение к существующим или возможным ситуациям.

Симпатия – внутреннее расположение, привлекательность Антипатия – отношение прямо противоположное симпатии Стереотип – обобщенное и упрощенное представление об особенностях людей, принадлежащих к той или иной группе Чувства – основа отношений

Особенности межличностных отношений: Вывод: Дружба самый высокий уровень межличностных отношений

Виды межличностных отношений Знакомство товарищество ДРУЖБА приятельство

Определите вид отношений: Вы только что познакомились с человеком. Он вам стал привлекателен, вы здороваетесь при последующих встречах . Вы не только здороваетесь, но при встрече с удовольствием вступаете в непродолжительный разговор. Теперь вы…? В классе вы все…? 4. Великая ценность в жизни, самый высокий уровень межличностных отношений?

А как же любовь? Это очень важная часть межличностных отношений. Без любви не бывает человеческого счастья…

Итог урока Межличностные отношения складываются между двумя и более людьми. В основе их лежат чувства, которые вызывают симпатию или антипатию. Чтобы вызвать эмоциональный отклик и понимание, над межличностными отношениями необходимо работать.

§ 6 пересказ 2. Написать небольшой рассказ на тему « Что мешает ВАШИМ межличностным отношениям и как это преодолеть?» ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Источник

Читайте также:  Какими препаратами лечить стресс
Оцените статью