- Образ и характеристика Катерины в пьесе «Гроза»: описание характера, жизнь и смерть Катерины Кабановой
- Краткая характеристика и история жизни Катерины в «Грозе»
- Образ и характеристика Катерины в пьесе «Гроза» Островского, описание в цитатах
- История любви Катерины и Бориса
- Критика об образе Катерины в пьесе «Гроза»
- Образ Катерины в пьесе «Гроза»
- сочинение по литературе 10 класса
- Детство Катерины
- Характер Катерины
- Речь Катерины
- Катерина и Кабаниха
- Судьба Катерины
- Черты характера
- Взаимоотношения с Борисом
- Жизнь до замужества
- Религиозность
- Жажда свободы и любви
- Разрешение внутреннего конфликта
Образ и характеристика Катерины в пьесе «Гроза»: описание характера, жизнь и смерть Катерины Кабановой
Катерина. Художник С. В. Герасимов |
Катерина Кабанова является главной героиней драмы «Гроза» А. Н. Островского.
В этой статье представлен цитатный образ и характеристика Катерины в пьесе «Гроза» Островского: описание характера, жизни и смерти героини в цитатах.
Смотрите:
— Краткое содержание пьесы «Гроза»
— Все материалы по пьесе «Гроза»
Краткая характеристика и история жизни Катерины в «Грозе»
Катерина Кабанова является молодой женщиной, открытой и свободолюбивой по характеру. Родители воспитали ее в любви и свободе, так что девочка жила счастливо и не знала печали.
Выйдя замуж за Тихона Кабанова не по любви, Катерина становится очень несчастна. Свекровь Катерины, злая старуха Кабаниха, обижает безответную Катерину. Ее муж Тихон не только не заступается за нее, но и сам нередко обижает ее.
Однажды Катерина влюбляется в молодого мужчину Бориса, племянника купца Дикого. Катерина тайно встречается с ним, пока муж находится в другом городе. Будучи не в силах врать мужу, Катерина рассказывает ему правду об измене.
Образ и характеристика Катерины в пьесе «Гроза» Островского, описание в цитатах
«Так это молодая Кабанова, что ль. « (действие 3 сцена 2 явление 2)
«Это вы, Катерина Петровна. « (действие 3 сцена 2 явление 3)
«. Что, красавицы? Красота-то ваша вас радует? Вот красота-то куда ведет. » (барыня — Катерине, действие 1 явление VIII)
«. с этакой-то неволи от какой хочешь красавицы жены убежишь. » (Кабанов о своей жене Катерине, действие 2 явление IV)
«. видишь, какая красавица! Ха, ха, ха! Красота. « (барыня о Катерине, действие 4 явление VI)
«Что при людях, что без людей, я все одна, ничего я из себя не доказываю. » (Катерина о себе, действие 1 явление V)
«Обманывать-то я не умею; скрыть-то ничего не могу. « (Катерина о себе, действие 2 явление II)
«. отчего люди не летают так, как птицы? Знаешь, мне иногда кажется, что я птица. Когда стоишь на горе, так тебя и тянет лететь. « (действие 1 явление VII)
«И такая мысль придет на меня, что, кабы моя воля, каталась бы я теперь по Волге, на лодке, с песнями, либо на тройке на хорошей, обнявшись…» (действие 1 явление VII)
«Ты какая-то мудреная, Бог с тобой. « (Варвара о Катерине, действие 2 явление II)
«Ты ее не знаешь! Она ведь чудная какая-то у нас. От нее все станется! Таких дел наделает, что. « (Варвара о Катерине, действие 4 явление III)
«Такая уж я зародилась горячая! Я еще лет шести была, не больше, так что сделала! Обидели меня чем-то дома, а дело было к вечеру, уж темно, я выбежала на Волгу, села в лодку, да и отпихнула ее от берега. На другое утро уж нашли, верст за десять. « (действие 2 явление II)
«Маменька во мне души не чаяла, наряжала меня, как куклу, работать не принуждала; что хочу, бывало, то и делаю. « (Катерина о себе, действие 1 явление VII)
Катерина. Эх, Варя, не знаешь ты моего характеру! Конечно, не дай Бог этому случиться! А уж коли очень мне здесь опостынет, так не удержат меня никакой силой. В окно выброшусь, в Волгу кинусь. Не хочу здесь жить, так не стану, хоть ты меня режь!» (действие 2 явление II)
Катерина. Нет, как не любить! Мне жалко его очень.
Варвара. Нет, не любишь. Коли жалко, так не любишь. Да и не за что, надо правду сказать. И напрасно ты от меня скрываешься! Давно уж я заметила, что ты любишь одного человека. « (действие 2 явление II)
«Эко горе! Деток-то у меня нет: все бы я и сидела с ними да забавляла их. Люблю очень с детьми разговаривать – ангелы ведь это. « (действие 2 явление VIII)
«Кабанова. Да я об тебе и говорить не хотела; а так, к слову пришлось.
Катерина. Да хоть и к слову, за что ж ты меня обижаешь?
Кабанова. Эка важная птица! Уж и обиделась сейчас.
Катерина. Напраслину то терпеть кому ж приятно!» (действие 1 явление V)
«Для меня, маменька, все одно, что родная мать, что ты. » (Катерина о свекрови, действие 1 явление V)
Муж Катерины, Тихон, говорит, что любит ее, но при этом обижает ее, чаще всего по указанию своей злой матери Кабанихи:
«Мать на нее нападает, и ты тоже. А еще говоришь, что любишь жену. « (Варвара о Тихоне, действие 1 явление VI)
«А я ее люблю, мне ее жаль пальцем тронуть. Побил немножко, да и то маменька приказала. « (действие 5 явление I)
«Молоду тебя замуж-то отдали, погулять-то тебе в девках не пришлось; вот у тебя сердце-то и не уходилось еще. « (действие 2 явление II)
«Какая я была резвая! Я у вас завяла совсем.
Такая ли я была! Я жила, ни об чем не тужила, точно птичка на воле.
Знаешь, как я жила в девушках? Вот я тебе сейчас расскажу. Встану я, бывало, рано; коли летом, так схожу на ключик, умоюсь, принесу с собою водицы и все, все цветы в доме полью. У меня цветов было много-много. Таково хорошо было. « (действие 1 явление VII)
«А какие сны мне снились, Варенька, какие сны! Или храмы золотые, или сады какие-то необыкновенные, и всё поют невидимые голоса, и кипарисом пахнет, и горы, и деревья будто не такие, как обыкновенно, а как на образах пишутся. А то будто я летаю, так и летаю по воздуху. И теперь иногда снится, да редко, да и не то. « (действие 1 явление VII)
История любви Катерины и Бориса
Однажды в город приезжает молодой человек по имени Борис, племянник местного купца Дикого. Катерина влюбляется в Бориса, но считает эту любовь грехом, который ей никогда не замолить:
«Ты знаешь ли: ведь мне не замолить этого греха, не замолить никогда! Ведь он камнем ляжет на душу, камнем. « (Катерина о своей измене мужу, действие 3 явление III)
«Ведь это нехорошо, ведь это страшный грех, Варенька, что я другого люблю. « (действие 1 явление VII)
«Давно люблю. Словно на грех ты к нам приехал. Как увидела тебя, так уж не своя стала. С первого же раза, кажется, кабы ты поманил меня, я бы и пошла за тобой; иди ты хоть на край света, я бы все шла за тобой и не оглянулась бы. «
По словам Бориса, у Катерины ангельская улыбка, когда она молится в церкви:
«А то в церкви вижу, на бульваре встречаемся. Ах, Кудряш, как она молится, кабы ты посмотрел! Какая у ней на лице улыбка ангельская, а от лица-то как будто светится. » (Борис о Катерине, действие 3 сцена 2 явление 2)
«Все сердце изорвалось! Не могу я больше терпеть! Матушка! Тихон! Грешна я перед Богом и перед вами! Не я ли клялась тебе, что не взгляну ни на кого без тебя! Помнишь, помнишь! А знаешь ли, что я, беспутная, без тебя делала? В первую же ночь я ушла из дому. » (действие 4 явление VI)
С Борисом Григорьичем.» (Катерина о себе, действие 4 явление VI)
При этом Катерина думает не только о себе и своих проблемах, но и о своем возлюбленном Борисе. Девушка чувствует за собой вину за то, что она «ввела Бориса в беду». Катерина даже просит прощения у Бориса, хотя сама она пострадала от этого скандала куда больше, чем Борис:
«За что я его в беду ввела? Ведь мне не легче от того! Погибать бы мне одной! А то себя погубила, его погубила, себе бесчестье – ему вечный покор! Да! Себе бесчестье – ему вечный покор.» (действие 5 явление II)
«Ну, прости меня! Не хотела я тебе зла сделать; да в себе не вольна была. Что говорила, что делала, себя не помнила.» (действие 5 явление III)
Катерина считает, что Борис — ее единственная возможность обрести счастье, увидеть какую-то радость в ее несчастной жизни:
«Еще кабы с ним жить, может быть, радость бы какую нибудь я и видела… Что ж: уж все равно, уж душу свою я ведь погубила.» (действие 5 явление II)
Тем временем Борис под давлением дядьки Дикого собирается срочно уехать из города. В их прощальную встречу несчастная Катерина просит его взять ее с собой, но Борис отказывается, так как он слишком боится своего дядьку Дикого, который может лишить его наследства за непослушание:
Борис. Нельзя мне, Катя. Не по своей я воле еду: дядя посылает, уж и лошади готовы; я только отпросился у дяди на минуточку, хотел хоть с местом то тем проститься, где мы с тобой виделись.» (действие 5 явление III)
Оставшись без любимого и его поддержки, убитая горем Катерина совершает страшный поступок — бросается в Волгу и погибает:
«Женщина в воду бросилась!» (действие 5 явление V)
Критика об образе Катерины в пьесе «Гроза»
Самая основная и глубокая сторона ее внутренних мучений — это греховность ее любви, строгая религиозность ее натуры. Последним определяющим мотивом ее смерти . служит ее внезапно убитая любовь, а не тягость самодурства. «
(С. З. Бураковский, книга «А. Н. Островский. Биографические сведения и разбор его произведений для учащихся», 1904 г.)
Это был цитатный образ и характеристика Катерины в пьесе «Гроза» Островского: описание характера, жизни и смерти Катерины Кабановой в цитатах из драмы.
Источник
Образ Катерины в пьесе «Гроза»
сочинение по литературе 10 класса
Катерина – главная героиня знаменитой пьесы А.Н. Островского «Гроза». Она представляет собой образ непокорённой русской женщины, способной ради своей свободы расстаться с жизнью. Её протест стал свидетельством проявления сильного характера, воспитавшего настоящую личность в условиях патриархального мира.
Детство Катерины
Катерина. Иллюстрация С. Герасимова
Образ Катерины резко отличается от всех остальных образов. В ней чрезмерно развито стремление к свободе. Причиной этому – её детство, где родители не ограничивали свою дочь жёсткими патриархальными рамками, позволяли делать ей самостоятельный выбор относительно её действий.
Время, проведённое в родительском доме, было для Катерины счастливым, радостным и беззаботным. Она проводила свой досуг так, как ей хотелось, а не так, как требовали того устои. Своё детство и юность Катерина провела, словно «птичка на свободе», окружённая родительской любовью и заботой.
Просыпалась Катя рано, умывала своё лицо родниковой водой, ходила вместе с матерью в церковь на утреннюю службу, а затем принималась за какую-нибудь работу под рассказы богомолок, которые часто бывали в их доме.
И вот из этой доброй привольной обстановки она попала в атмосферу дома Кабановых, где всё основано на страхе, обмане и беспрекословном повиновении. Главой этого семейства была новоиспечённая свекровь Катерины, Марфа Игнатьевна Кабанова, которая держала всех домочадцев в ежовых рукавицах. Она была настоящим деспотом и тираном, для которого не имеют значения чувства и желания других людей.
Характер Катерины
Среди всех героев пьесы у Катерины самый сильный характер. Её упрямая и непокорная натура не могла мириться с тем, что противоречило её идеалам.
Самой важной чертой характера Катерины является искренность, её нежелание жить во лжи. Она не хочет, да и не умеет притворяться, врать, лицемерить, хитрить. Неоспоримым подтверждением этому является признание Катерины в совершённой измене. Окружающие могли бы никогда не узнать этого, если бы она сама им об этом не рассказала. На самом деле не гроза и не страх возмездия побудили Катерину открыть всем правду, она просто не могла больше терпеть душевные муки, испытываемые от осознания своей греховности. Такая жизнь для неё была хуже смерти. Катерина всегда стремилась к свободе, и все-таки обрела её, но какой ценой.
Речь Катерины
В образе Катерины особое внимание уделяется её речи. Многогранность её внутреннего мира отображается в её монологах, именно в них раскрываются её переживания, мотивы всех поступков. Её воспоминания и манера говорить указывают на возвышенность духовного мира.
В первом монологе она восторженно рассказывает о своём детстве, том времени, когда была по-настоящему любима и счастлива. Во втором монологе раскрывается истинная натура Катерина. Этот монолог даёт понять, о чём она думает, оставшись дома одна, после унизительных наставлений мужа, которые он ей дал перед отъездом по приказу своей матери. Несмотря на то, что Катерина раздавлена его словами, в монологе нет никакого надрыва. Эта сцена напоминает природу, которая затихла перед грозой. А последний её монолог расставляет все точки над «и». Становится понятно, что Катерина больше не вернётся к прежней жизни. Она осознала, что обрести долгожданный покой у неё получится только после смерти. И веря в этом всем сердцем, она бросается в воды Волги. Именно в этом монологе ощущается в полной мере несоответствие душевных стремлений с законами жестокого патриархального мира.
Катерина и Кабаниха
Кабаниха и Феклуша. Иллюстрация С. Герасимова
Катерина и Кабаниха – это два противоположных человека, две противоборствующие стороны. Все герои пьесы являются либо жертвами «тёмного царства», либо сторонниками его порядков. А Катерина – единственный человек, который не хочет мириться с существующими законами, но и жертвой быть не желает. Внешне она хрупкая и нежная, но на самом деле не такая беззащитная, как кажется. У неё есть внутренний стержень, который не позволяет ей согнуться под действием чужой воли.
Кабаниха – совершенно другой человек. В произведении она выступает антиподом Катерины. Она была вполне довольна порядками, установленными в их мире, ведь остальные беспрекословно подчинялись ей, до тех пор, пока в их доме не появилась Катерина, отказывающаяся терпеть её грубость и жестокость. Именно поэтому невестка так неприятна Марфе Игнатьевне. Между ними назревает неизбежный конфликт, который доходит до своего апогея после признания главной героини в совершенной измене. Катерина понимает, что обратной дороги для неё больше нет, поэтому принимает решение умереть. А Кабаниха ничуть не опечалена этим выбором, ведь теперь некому будет ей противостоять.
Гибель Катерины – это результат столкновения мировоззрений двух поколений. Своей смертью она выказала протест против жестокости и тирании, процветающих в патриархальном мире. Её смерть говорит о неизбежном конце «темного царства». Именно такие люди, как Катерина, способны изменить будущее России.
Катерина Кабанова – главная героиня пьесы А.Н. Островского «Гроза». Благодаря её образу, это произведение выделяется среди всего остального творчества автора. На примере её судьбы изображён основной конфликт пьесы. Катерина не похожа на других жителей Калинова, она отличается от окружающих своим виденьем мира, непокорностью, силой характера и чувством собственного достоинства. Этот образ состоит из совокупности слов, мыслей, чувств и поступков, которые приведут к неизбежным переменам, разрушив жестокий мир, живущий по давно устаревшим порядкам.
Судьба Катерины
Иллюстрация А. Парамонова
Катерина – молодая и красивая женщина, которая по воле злого рока стала женой Тихона, сына зажиточной купчихи Кабанихи. Марфа Игнатьева – полноправная хозяйка дома, властная и не терпящая возражений. У Катерины в этом доме нет никаких прав, она не вольна распоряжаться даже своей собственной судьбой. Единственной её отрадой являются воспоминания о безвозвратно ушедшем детстве, проведённом в родительском доме, где её любили. Там она жила окружённая заботой и лаской своей матери. Родители предоставляли Катерине полную свободу выбора, не ограничивая её желания.
Совершенно иной была жизнь в доме Кабановых. Каждый день был полон оскорблений и унижений. Катерина шага не могла ступить без согласия Кабанихи. От мужа она не видит ни поддержки, ни понимания, потому что он сам во всём подчиняется своей матери. Здесь никому не нужны искренние чувства, поэтому нерастраченная любовь толкнула Катерину на измену. В Борисе она нашла то, чего ей так сильно не хватало всё это время.
Черты характера
Катерина была искренней, доброй, не терпела лицемерия и обмана. Самой главной чертой её характера можно назвать честность перед самой собой. В доказательство этому можно привести в пример сцену отъезда Тихона, когда Кабаниха хотела, чтобы её невестка выла от тоски, но Катерина не могла притворяться. Она считала, что в первую очередь, нужно прислушиваться к порывам своей души, а не безвольно следовать обычаям.
Когда Катерина поняла, что любит Бориса, сразу же призналась ему в своих чувствах, не желая их таить. Она пыталась бороться с самой собой, но любовь оказалась сильнее. А впоследствии об этой любви узнали и все остальные, из уст самой Катерины, когда она была уже не в силах испытывать душевные муки от осознания собственной греховности. Публичное покаяние свидетельствует о глубине благородной натуры главной героини, о её решительности и нравственном величии.
Взаимоотношения с Борисом
Образ Катерины раскрывается в полной мере через любовную линию сюжета. Борис – это приехавший из Москвы по делам своего наследства племянник Дикого. Чувства между ним и Катериной вспыхивают внезапно. Катерина старается с ними бороться, потому что она набожная девушка и свято чтит клятву, данную во время своего венчания, но любовь оказывается сильнее.
Варвара, которой Катерина открыла своё сердце, устроила встречу влюбленным. И затем их роман продолжается всё время, пока Тихон находится в отъезде. Узнав о его приезде, Борис отказывается от дальнейших встреч, и просит сделать так, чтобы эта связь сохранилась в тайне. Вот только Катерина не такой человек. Она не может обманывать ни окружающих, ни саму себя. После того, как выясняется, что любовь Бориса неискренняя, Катерина принимает решение покаяться перед людьми. А затем, не найдя ожидаемого успокоения от этого раскаянья, бросается в реку с обрыва.
Выходит, что Борис никогда и не любил Катю, для него это был обыкновенный роман без продолжения. Да и Катерина на самом деле тоже не любила его, а просто нашла выход для своих нерастраченных чувств. Эти отношения нужны были главной героине только для того, чтобы понять свою несовместимость с окружающим её «тёмным царством», и смерть становится единственным выходом из сложившейся ситуации.
В драме «Гроза» А.Н. Островский создал абсолютно новый для своего творчества женский образ – с внутренней гармонией, духовной силой и необыкновенным мироощущением.
Жизнь до замужества
Катерина светлый человек с поэтичной возвышенной душой. Она мечтательница с замечательно развитым воображением. До замужества она жила свободно: молилась в церкви, занималась рукоделием, слушала рассказы богомолок, видела сказочные сновидения. Автор ярко представляет стремление героини к духовности и красоте.
Религиозность
Катерина очень набожна и религиозна. Христианство в ее восприятии тесно связано с языческими верованиями и фольклорными преданиями. Все внутреннее существо Катерины стремится к свободе и полету: «Отчего люди не летают, как птицы?» – спрашивает она. Даже во сне она видит собственные полеты в виде птички или бабочки.
Выйдя замуж, поселившись в доме Кабановых, она чувствует себя как птица в клетке. Будучи человеком, сильным по характеру, Катерина обладает чувством собственного достоинства. В доме Кабанихи, где все делается словно поневоле, ей тяжело. Как тяжело принять глупость и слабохарактерность собственного мужа. Вся их жизнь строится на обмане и подчинении.
Прикрываясь заповедями божьими, Кабанова унижает и оскорбляет домочадцев. Вероятнее всего столь частые нападки на невестку связаны с тем, что она чувствует в ней соперницу, способную противостоять ее воле.
Варе Катерина признается, что если жизнь ее станет совсем невыносимой, терпеть она не станет – бросится в Волгу. Еще в детстве, когда родители чем-то обидели ее, она уплыла на лодке по Волге одна. Я думаю, что река для нее – символ свободы, воли, простора.
Жажда свободы и любви
Жажда свободы в душе Катерины смешивается с жаждой истинной любви, не знающей границ и преград. Попытки сохранить отношения с мужем ни к чему не приводят – она не может уважать его из-за его слабого характера. Влюбившись в Бориса – племянника Дикого – она мнит его человеком добрым, интеллигентным и воспитанным, сильно отличающимся от окружающих. Он притягивает ее своей непохожестью, и героиня отдается своим чувствам.
Впоследствии ее начинает мучать осознание своей греховности. Ее внутренний конфликт обуславливается не только убежденностью в грехе перед Богом, но и перед собой. Представления Катерины о морали и нравственности не позволяют ей спокойно относиться к тайным любовным встречам с Борисом и обману мужа. Таким образом, страдания героини неизбежны. Из-за возрастающего чувства вины, девушка признается во всем своей семье как раз во время надвигающейся грозы. В громе и молнии ей видится настигающая Божья кара.
Разрешение внутреннего конфликта
Внутренний конфликт Катерины не может разрешиться ее признанием. От невозможности примирить свои чувства и мнение о себе окружающих она кончает жизнь самоубийством.
Несмотря на то, что лишение себя жизни – это грех, Катерина думает о христианском всепрощении и уверена, что ее грехи отмолит тот, кто ее любит.
Мне очень жаль, что в окружении Катерины не нашлось ни одного сильного мужчины, способного оградить ее от внутренних переживаний и внешних конфликтов. По-моему, Катерину справедливо называют «лучом света в темном царстве».
Источник