Чувства как регуляторы поведения

Эмоциональная регуляция

Эмоциональная регуляция – это способность реагировать на происходящее с таким диапазоном эмоций, который является социально приемлемым и достаточно гибким; это также умение откладывать спонтанные реакции по мере необходимости. Ее можно определить и как оперирование внешними и внутренними процессами, ответственными за наблюдение, оценку и изменение эмоциональных реакций.

Несмотря на то, что сам термин и его описание могут показаться сложными, все на самом деле просто: в широком смысле эмоциональная регуляция – это умение совладать с собой, когда это нужно. В этой статье мы рассмотрим специальные техники для этого.

Как насчет эмоциональной дисрегуляции?

Если регуляция – это процесс контроля своих эмоций, поддержания их в равновесии и недопущение крайностей, то, соответственно, дисрегуляция – неспособность контролировать эмоциональные реакции. Вот как это происходит:

  1. Внутреннее или внешнее событие (думать о чем-то грустном или встретить злого человека) вызывает субъективный опыт (эмоции или чувства).
  2. Затем появляется когнитивная реакция (мысль), сопровождаемая эмоциональным и физиологическим ответом, связанным с эмоциями (например, увеличение частоты сердечных сокращений или гормональной секреции).
  3. Далее следует соответствующее поведение (избегание, физическое действие или экспрессия).

Люди, которые испытывают трудности с контролем чувств, реагируют на относительно безобидные негативные события эмоционально преувеличено: могут плакать, кричать, обвинять окружающих, вести себя пассивно-агрессивно или иным образом, что нарушает гармоничные взаимоотношения или обостряет конфликт.

Вопросник эмоциональной регуляции

Есть несколько полезных инструментов, которые помогут оценить свою способность регулирования эмоций. Ниже приведен один из наиболее популярных.

Вопросник эмоциональной регуляции

Этот вопросник (The Emotion Regulation Questionnaire, EQR) является самой популярной шкалой оценки регулирования эмоций среди американских психологов. Он был разработан в 2003 г. Джеймсом Гросом и Джоном Оливером на основе предварительных исследований.

Вопросник состоит из 10 вопросов, ответы на которые даются по шкале от 1 (полностью не согласен) до 7 (однозначно согласен). Существуют две грани, которые охватывает шкала: фаза когнитивной переоценки и грань экспрессионного подавления.

Шесть вопросов, составляющих когнитивную переоценку, следующие:

  • Когда я хочу испытывать позитивные эмоции, я меняю ход своих мыслей.
  • Когда я хочу перестать испытывать негативные эмоции, я меняю ход своих мыслей.
  • Когда я сталкиваюсь со стрессовой ситуацией, то заставляю себя думать о ней таким образом, чтобы помочь себе сохранять спокойствие.
  • Когда я хочу чувствовать более позитивную эмоцию, я меняю свое мнение о ситуации.
  • Я контролирую свои эмоции, меняя способ, при помощи которого думаю о ситуации.
  • Когда я хочу чувствовать меньше отрицательных эмоций, я меняю мнение о ситуации.

Четыре вопроса, составляющие грань экспрессионного подавления, следующие:

  • Я держу эмоции при себе.
  • Когда я чувствую положительные эмоции, то стараюсь не выражать их.
  • Я контролирую свои эмоции, не выражая их.
  • Когда я чувствую отрицательные эмоции, то не хочу их выражать.

Если хотите узнать об этом тесте больше, перейдите сюда (английский язык, PDF-файл).

Стратегии для эмоциональной регуляции

Пришло время познакомить вас со стратегиями эмоциональной регуляции. Помните, что самое важное – применять их как можно чаще, чтобы они стали привычкой.

Понимание и маркировка эмоций

Один из самых мощных инструментов в регулировании эмоций – это простое определение и поиск их наименований.

Для начала вам нужно понять разницу между первичными и вторичными эмоциями:

Первичные эмоции: первоначальная реакция на событие или стрессоры в вашей среде.

Вторичные эмоции: реакция на ваши первичные эмоции или мысли.

Первичные эмоции часто являются полностью естественными реакциями на окружающие нас события. Например, грусть от расставания или злость во время конфликта. Однако вторичные являются более опасными, хотя их можно научиться контролировать. Вы можете сами решить, что чувствовать через день или неделю после расставания.

Вторичные эмоции могут подтолкнуть нас к разрушительным и неадекватным поведенческим действиям – это делает обязательным понимание своих первичных эмоций.

Учиться понимать, распознавать и маркировать эмоции – это чрезвычайно полезный навык, который заложит основу управления своими чувствами.

Умение отпускать болезненные эмоции

Это один из самых важных навыков в эмоциональной регуляции – умение отпускать неприятные и болезненные чувства.

Человек склонен застревать в негативе во время анализа произошедшего. Вместо того чтобы просто отпустить такие эмоции, он задает себе разрушительные вопросы вроде «Почему это произошло именно со мной?».

Читайте также:  Чувствую вину не зная за что

Первый шаг, который нужно сделать: принять, что мы страдаем. Затем нужно увидеть, что на самом деле все не так страшно.

Чтобы научиться отпускать негативные эмоции, сделайте следующее:

  1. Наблюдайте за своими эмоциями. Признайте, что они существуют, отступите от них.
  2. Попытайтесь представить свои эмоции как волну, сквозь которую вы проходите. Сделайте это всего лишь один раз, не стоит застревать и преодолевать себя снова и снова.
  3. Вы – это не ваши эмоции. Они являются частью, но не формируют полностью личность.
  4. Помните, что наличие эмоций не означает, что вы обязательно должны действовать. Можно попросту сидеть и ничего не делать.

STOPP

Если вам нужна четкая и понятная методика для контроля своих эмоций, попробуйте технику STOPP.

STOPP – это техника, которая поможет в самой сложной ситуации, когда внутри бушуют эмоции. Она включает в себя аспекты когнитивной поведенческой терапии и медитацию осознанности. Вы можете управлять своими эмоциональными реакциями даже в самом ожесточенном конфликте.

  • Стоп! (S, Stop).
    • Сделайте паузу на секунду.
  • Сделайтевдох (T, Take a Breath).
    • Обратите внимание на свое дыхание – то, как вдыхаете и выдыхаете.
  • Наблюдайте (O, Observe).
    • Какие мысли сейчас в вашей голове?
    • Где находится фокус вашего внимания?
    • На что вы реагируете?
    • Какие ощущения вы сейчас замечаете в своем теле?
  • Отступите назад (P, Pull Back).
    • Какова общая картина?
    • Посмотрите на ситуацию издалека (буквально).
    • Как еще можно взглянуть на эту ситуацию?
    • Является ли ваша яростная мысль фактом или мнением?
    • Что является более разумным объяснением?
    • Насколько это важно?
    • Насколько важно это будет через шесть месяцев?
  • Действуйте (P, Proceed).
    • Что лучше всего сделать прямо сейчас?
    • Что лучше будет для меня, других, для ситуации?
    • Что я могу сделать, чтобы соответствовать моим ценностям?
    • Сделайте то, что будет эффективным и целесообразным.

Если вы можете изучить только один навык, который поможет более эффективно регулировать эмоции, это именно он. Способность взять паузу в момент высочайшего раздражения поможет вам сделать гигантский шаг в овладении искусством эмоциональной регуляции.

Умение различать позитивные и негативные стратегии

Есть много способов регулировать свои эмоции, направлять их в правильную сторону и поддерживать в себе позитивное настроение. Возможно, вы пользуетесь методиками, которые пусть и позволяют сохранить эмоциональный баланс, но при внимательном рассмотрении оказываются разрушительными.

Здоровые действия и стратегии, которые помогают вам регулировать эмоции, включают:

  • прогулки с друзьями;
  • физические упражнения;
  • ведение дневника;
  • медитация;
  • достаточное количество сна;
  • периодический отдых.

Такие стратегии правильные, потому что они не только способствуют лучшему управлению эмоциями, но и не причиняют вам никакого вреда.

Нездоровые действия, которые хоть и помогают справиться с эмоциями, но на самом деле разрушительны:

  • алкоголь и курение;
  • избегание сложных ситуаций;
  • физическая или словесная агрессия;
  • чрезмерное увлечение жизнью в социальных сетях.

Помните, что такие действия помогают себя чувствовать лучше первое время (в плане управления эмоциями), но наносят длительный непоправимый ущерб.

Источник

9. эмоции как внутренние регуляторы деятельности. классфикация эмоций

9. Эмоции как внутренние регуляторы деятельности. Классификация эмоций.

Эмо́ции (от лат. emovere — возбуждать, волновать) — состояния, связанные с оценкой значимости для индивида действующих на него факторов и выражающиеся прежде всего в форме непосредственных переживаний удовлетворения или неудовлетворения его актуальных потребностей. Под эмоцией понимают либо внутреннее чувство человека, либо проявление этого чувства (см. невербальное общение).

Часто самые сильные, но кратковременные эмоции называют аффектом, а глубинные и устойчивые — чувствами. Эмоция — это психический процесс импульсивной регуляции поведения, основанный на чувственном отражении потребностной значимости внешних воздействий, их благоприятности или вредности для жизнедеятельности индивида.

Эмоции возникли в результате эволюции для лучшей адаптации организма. Эмоции всегда двувалентны (имеют два полюса).

Они положительны или отрицательны. Отдельные жизненно важные свойства предметов и ситуаций, вызывая эмоции, настраивают организм на соответствующее поведение. Это механизм непосредственной оценки уровня благополучности взаимодействия организма со средой.

Будучи непосредственно связанными с эндокринно-вегетативной системой, эмоции могут включать энергетические механизмы поведения. Так, эмоция страха, возникая в опасной для организма ситуации, обеспечивает реакцию, направленную на преодоление опасности — активизируется ориентировочный рефлекс, тормозится деятельность всех, на данный момент второстепенных, систем: напрягаются необходимые для борьбы мышцы, учащается дыхание, усиливается сердцебиение, изменяется состав крови и т. п.

Эмоции напрямую связаны с инстинктами. Так, в состоянии гнева у человека появляется оскал зубов, сужение век, сжимание кулаков, прилив крови к лицу, принятие угрожающих поз и т. п. Все основные эмоции носят врожденный характер. Доказательством тому служит тот факт, что у всех народов, независимо от их культурного развития, одинаковая мимика во время выражения тех или иных эмоций. Даже у высших животных (приматы, собаки, кошки и другие) мы можем наблюдать ту же мимику, что и у человека. Однако врожденными являются не все внешние проявления эмоций; некоторые приобретаются в результате обучения и воспитания (например, специальные жесты, как знак той или иной эмоции).

Читайте также:  По ночам у женщины чувство жара

Влияние эмоций на результаты обучения

. Органические и экспрессивные проявления интеллектуальных эмоций доказывают их сходство с другими эмоциями. Интеллектуальные эмоции определяют как результат, так и процесс мыслительной деятельности. . воспроизведение эмоционально окрашенной информации влияет и исходное эмоциональное состояние человека. Внушенная временная депрессия» уменьшает воспроизведение приятной информации и увеличивает .

Любые проявления активности человека сопровождаются эмоциональными переживаниями. Благодаря им, человек может чувствовать состояние другого человека, сопереживать ему. Даже другие высшие животные могут оценивать эмоциональные состояния друг друга.

Чем более сложно организовано живое существо, тем богаче гамма переживаемых эмоциональных состояний. Но некоторое сглаживание проявлений эмоций у социализированного человека наблюдается в результате возрастания роли волевой регуляции.

Все живые организмы изначально стремятся к тому, что соответствует их потребностям и к тому, посредством чего эти потребности могут быть удовлетворены. Человек действует только тогда, когда его действия имеют смысл. Эмоции являются врожденными, спонтанными сигнализаторами этих смыслов. Познавательные процессы формируют психический образ, представления, а эмоциональные процессы обеспечивают избирательность поведения. Человек стремится делать то, что вызывает положительные эмоции. Положительные эмоции, постоянно сочетаясь с удовлетворением потребностей, сами становятся потребностью. Человек начинает нуждаться в положительных эмоциях и ищет их. Тогда, замещая потребности, уже сами эмоции становятся побуждением к действию.

Во множестве эмоциональных проявлений выделяют несколько основных эмоций: радость (удовольствие), печаль (неудовольствие), страх, гнев, удивление, отвращение. Одна и та же потребность в различных ситуациях может вызвать разные эмоции. Так, потребность самосохранения при угрозе со стороны сильного может вызвать страх, а со стороны слабого — гнев.

Обычно сложные эмоции более продолжительны.

слабая — появляется редко и случайно, легко подавляется другими чувствами. С трудом поддается управлению сознанием. (стеснительность)

средняя — Обычно управляется сознанием, может влиять на другие чувства.

сильная — С трудом поддается управлению сознанием. Подавляет другие чувства. (гнев, любовь, счастье)

Более сильная эмоция вызывает большие изменения в психике.

Положительный — человек стремится к объекту эмоции.

Отрицательный — человек стремится от объекта эмоции.

Существует парадокс, когда человек стремится к источнику отрицательной эмоции, например к боли. Его можно объяснить так: Сильная отрицательная эмоция вызывает сильную мотивацию и возбуждение. Данная мотивация является вторичной выгодой и настоящей целью.

Или зависимость эмоции:

на себя, на нечто снаружи или на кого-либо (лицо),

в прошлое, настоящее или будущее.

Ведущие эмоции, возникающие на основе личных потребностей: Горе. Радость. Страх. Надежа. Гнев. Удовлетворение. Интерес. Пренебрежение.

Эмоции, связанные с личными нормами и правилами: вина. Самоуважение. Ответственность. Безответственность. Презрение. Уважение. Симпатия-антипатия.

Эмоции, возникающие в результате соответствия-несоответствия чьим-то или общественным стандартам, нормам, правилам: Стыд. Одобрение. Восхищение. Уверенность в себе. Гордость. Возмущение. Отвращение. Застенчивость.

Эмоции, возникающие в связи с чужими потребностями: Доброжелательность. Благодарность. Щедрость. Радость за другого. Злорадство. Зависть. Жадность. Жалость.

Эмоции, возникающие на основе взаимных отношений с другими

Людьми: Доверчивость. Обожание. Претенциозность. Восторг. Подозрительность. Оскорбленность. Заискивание. Обида.

Эмоции на основе презрения: Лесть. Самодовольство. Превосходство. Торжество. Надменность. Негодование. Униженность. Горечь.

  1. Рубинштейн. Основание: по отражаемому предмету, по функции, по степени осознания, по уровню развития, по степени обощенности. Выделяет 4 вида эмоциональных переживаний:
  • Чувства (эмоции)
  • Аффекты
  • Страсти
  • Настроения

Чувства (эмоции) – переживания, передающие отношение человека к внешнему миру. В развитии эмоций выделяют 3 уровня чувств в связи с развитием мотивационно-потребностной сферы личности и по возможности осознания:

  • Уровень органической аффективно-эмоциональной чувствительности. Чувства возникают в связи с органическими потребностями человека. К нему относятся элементарные, т.н. физические чувствования – удовольствия, неудовольствия. Каждое чувство отражает объективное состояние организма индивида, находящегося в определенных отношениях с окружающим миром. Это могут быть местные, локальные чувства, или же общее органическое самочувствие индивида – в этом случае эмоциональное состояние носит неопределенный характер. Не осознаются, беспредметные.
  • Предметные чувства. Устойчивые эмоциональные переживания по отношению к определенным предметам, имеющим устойчивый интерес человека. Опредмеченность чувства означает более высокий уровень его осознания. Здесь чувство – отношение к миру, выраженное в осознанном переживании. Чувства дифференцируются в зависимости от предметной сферы, интересов, к которой они относятся: интеллектуальные (познавательные интересы), эстетические и моральные (моральные ценности).

Это любовь или ненависть к кому-то, возмущение к.-л. поступком.
Уровень обобщенных чувств. Выражают общие более или менее устойчивые мировоззренческие установки личности. Связаны с мышлением. Эти чувства соотносятся с обобщенными жизненными ситуациями. Чувства юмора, иронии, возвышенного, трагического. Смешным кажется то, что сперва выступает с видимостью превосходства и затем обнаруживает свою несостоятельность (чувство комического).

В юморе смех над недостатками человека должен сочетаться с симпатией, которая должна даже доминировать над высмеиванием, иначе возникает «трагический юмор». Ирония разит несовершенство мира с позиции возвышающегося над ним идеала.

Выделение эмоций, которые выполняют функцию приспособления в ситуации. Эмоции модифицируют ситуацию в соответствии с базовой потребностью, чтобы в ней можно было действовать.

Конкретные условия их удовлетворения.

Аффект – стремительный, бурно протекающий эмоциональный процесс взрывного характера, защитная реакция организма в ситуации жизненной опасности, который может дать неподчиненную сознательному волевому контролю разрядку в действии. Аффект переживается в ситуации. Еще более ярко выраженный – патологический аффект, после которого человек не помнит, что он делал.

Страсти – сильное, стойкое, длительное чувство, которое захватывает человека и владеет им. Человек теряет контроль над своим поведением, страсть навязывает его. Страсть выражается в соответствующей направленности всех помыслов личности на единую цель. Единство эмоциональных и волевых мотивов. С другой стороны, это своеобразное сочетание активности с пассивностью. Страсть захватывает человека, он является страдающим, пассивным существом, находящимся во власти какой-то силы, но эта сила от него же и исходит.

Настроение – общее диффузное беспредметное эмоциональное состояние. Настроение не предметно, а личностно; оно не приурочено к какому-то событию, а разлитое общее состояние. Это бессознательная эмоциональная «оценка» личностью того, как на данный момент складываются для нее обстоятельства (не знает причины).

  1. Леонтьев. Основание: средства управления эмоциями, наличие/отсутствие таких средств, уровни развития эмоциональной жизни. Выделяет 3 класса эмоциональных процессов:
  • Аффекты.
  • Собственно эмоции.
  • Чувства.

Эти классы различаются как по качественным характеристикам, так и по доле участия в регуляции деятельности (основная функция эмоций – регулирующая)

Аффект – сильное и относительно кратковременные эмоциональные переживания, сопровождаемые резко выраженными двигательными и висцеральными проявлениями. Они возникают в ответ на уже фактически наступившую ситуацию (сдвинуты к концу события), имеют способность к аккумуляции, накапливанию. Не являются управляемыми. Регулирующая функция состоит в образовании специфического опыта – аффективных следов, определяющих избирательность последующего поведения по отношению к ситуациям и их элементам, которые прежде вызывали аффект. Тенденция к навязчивости или к торможению (ассоциативные эксперименты Юнга, Лурии (торможение: нарушение сопряженных двигательных реакций)).

Собственно эмоции – более длительные состояния, иногда слабо выраженные во внешнем поведении. Имеют ситуационный характер, выражают оценочное личностное отношение к складывающимся или возможным ситуациям, к своей деятельности и своим проявлениям в них. Они носят идеаторный характер — способны предвосхищать ситуации и события которые реально еще не наступили, и возникают в связи с представлениями о пережитых или воображаемых ситуациях. Они способны к обобщению и коммуникации — эмоциональный опыт шире, чем опыт индивидуальных переживаний (источник: сопереживание).

Выражение эмоций происходит с помощью «эмоционального языка».

Чувства – предметные эмоциональные состояния, возникающие в результате специфического обобщения эмоций, которые связываются с представлением или идеей о некотором объекте, конкретном или обобщенном. Они относительно постоянны, не зависят от конкретной ситуации. Устойчивые, т.е. внеситуативные социально- и личностно значимые эмоциональные состояния управляемые с помощью культурных (предметных, символических — герб) средств. Выготский – чувства – как ВПФ (возможность управлять собственной природой).

Несовпадение чувств и эмоций — амбивалентность: несовпадение устойчивого эмоционального отношения к объекту и эмоциональной реакции на сложившуюся преходящую ситуацию.

Примеры похожих учебных работ

Эмоции человека и основные подходы к их изучению в психологии

. чувства, аффекты, страсти, стрессы. Это так называемые «чистые» эмоции. Они включены во все психические процессы и состояния человека. Любые проявления его активности сопровождаются эмоциональными переживаниями. У человека главная функция эмоций .

Эмоциональные процессы и состояния

. что чувства отражают социальную природу человека и складываются как значимые отношения к окружающему миру. 4) Настроение – самое длительное эмоциональное состояние, окрашивающее все поведение человека. 5) Стресс – эмоциональное состояние, вызванное .

Тема: эмоциональные процессы и состояния

. В. Симонова: сила и качество эмоций определяется силой потребности и оценкой способности ее удовлетворения в сложившейся ситуации. 2. Формы эмоциональных состояний Основные формы эмоциональных состояний: 1) Аффект — сильные и относительно .

Отличие эмоций человека от эмоций животного

. стенические и астенические эмоции. Первые активируют деятельность человека, возбуждают (радость, гнев), вторые угнетают, подавляют активность (страх, тоска). Общепринятое подразделение эмоциональных явлений на чувства, аффекты и эмоции (А.Н. Лео .

31. Общая характеристика эмоций человека. Теории эмоций

. сознания», который наблюдается при интенсивных эмоциональных состояниях, заставляет организм сосредоточить все усилия на преодолении негативной ситуации. Функция коммуникации. Экспрессивный (выразительный) компонент эмоций делает их «прозрачными» для .

Чувства и эмоции человека

. С. 41.. Эмоциями и чувствами называются психические процессы, отражающие личную значимость и оценку внешних и внутренних ситуаций для жизнедеятельности человека в форме переживаний. К эмоциям относятся такие состояния, как страх, .

Источник

Читайте также:  Григорий григорьев священник депрессия
Оцените статью