13.6. Чувства
Устойчивые эмоциональные отношения к определенным предметам или явлениям действительности в отечественной психологии принято называть чувствами. Чувства являются высшим продуктом эмоционального развития человека. Однако такое определение закрепилось только в последнее время, раньше же чувствами достаточно часто называли самые элементарные эмоциональные реакции (В. Вундт и др.). До настоящего времени нередко смешивают понятия «чувствительность» (относящееся к познавательной сфере) и «чувства» (эмоциональное явление).
Кроме того, некоторые ученые и сегодня используют чувства (а не эмоции) как родовое понятие, объединяющее все проявления эмоциональной жизни человека. Так, А.В. Петровский рассматривает чувства как переживаемые внутренние отношения человека к тому, что происходит в его жизни, в то время как эмоции являются лишь особой формой непосредственного переживания чувств.
Характерными особенностями чувств являются:
связь со всеми основными подструктурами личности. Устойчивость. Чувства выражают устойчивые, постоянные
эмоциональные отношения («эмоциональные константы», по А.Н. Леонтьеву) человека к тем или иным предметам, которые могут сохраняться порой в течение всей жизни.
Выраженная интенсивность. Непосредственное восприятие или воспоминание о предмете чувства всегда сопровождается достаточно выраженным эмоциональным переживанием.
Сильное, доминирующее чувство, выражающееся в направленности помыслов и сил на единую цель, называется страстью.
Предметность. Чувства всегда связаны с определенным объектом — предметом, человеком, событием. По степени обобщенности предметного содержания чувства подразделяются:
на конкретные (к человеку, произведению искусства и т.п.);
обобщенные (к животным, музыке);
абстрактные (чувство справедливости).
Осознанность. События и объекты, по отношению к которым человек испытывает те или иные чувства, всегда ясны для него, как и сами переживания, что свидетельствует о том, что все чувства «привязаны ко второй сигнальной системе» (И.П. Павлов). Однако не все ученые согласны с тем, что чувства всегда осознаваемы. Так, Е.П. Ильин считает, что часто человек сам себе не хочет или не может признаться в том, что у него возникло то или иное чувство, поэтому вытесняет его в бессознательное.
Внеситуативность. Чувства позволяют выделять в воспринимаемой и представляемой действительности объекты и события, имеющие для человека стабильную потребностно-мотива-ционную значимость, и определять динамику и содержание ситуативных эмоциональных реакций (например, появление радости при успехе любимого человека и неудаче нелюбимого).
Иерархичность. Чувства организуются в иерархическую систему, соответственно актуально действующим мотивам человека:
низшие чувства связаны преимущественно с биологическими процессами в организме, с удовлетворением или неудовлетворением витальных потребностей человека;
высшие чувства возникают в связи с удовлетворением или неудовлетворением социальных и духовных потребностей человека и органически включены во все виды деятельности.
Различают три основные группы высших чувств (в соответствии с конкретными областями деятельности и сферами социальных явлений):
нравственные — переживаемые в связи с соответствием либо несоответствием своего поведения общепринятым требованиям и нормам;
интеллектуальные — связанные с познавательной деятельностью;
эстетические — вызываемые гармонией воспринимаемых объектов.
Обобщенность. Чувства представляют собой результат обобщения отдельных эмоций, связанных с каким-либо объектом или явлением действительности.
Формирование установки. Е.П. Ильин называет чувство «эмоциональной установкой, программой эмоционального реагирования на определенный объект при его восприятии и представлении в определенных жизненных ситуациях». Чувства формируют готовность оценивать и эмоционально реагировать определенным образом на какие-то события окружающего мира, причем происходит это под влиянием как личного, так и социального опыта. Например, чувство тревоги (постоянное беспокойство, ожидание неблагополучия, опасности) может сформироваться как под влиянием дисгармоничного стиля семейного воспитания (в атмосфере недоверия к окружающему миру), так и в результате каких-то неудач либо пребывания в опасных ситуациях.
Связь со всеми основными подструктурами личности. В содержании доминирующих чувств человека отражены его мировоззрение, направленность и т. д. Кроме того, степень проникновения чувств в личностные структуры человека, по мнению В.В. Никандрова и Э.К. Сонина, характеризует их глубину.
Таким образом, чувство — это устойчивое, чаще всего осознанное эмоциональное реагирование по отношению к определенным объектам или явлениям действительности, выражающее их стабильную мотивационно-потребностную и личностную значимость для человека.
Все перечисленные формы эмоционального реагирования обладают в своем функционировании определенной автономностью и независимостью от других форм. В то же время они тесно взаимодействуют друг с другом, составляя единое целое — эмоциональную сферу человека.
Вопросы для самоконтроля
Соотношение основных форм эмоционального реагирования между собой по параметрам длительности и интенсивности.
Эмоциональный тон. Его отличительные особенности и функции.
Основные факторы возникновения аффектов.
Особенности аффективных реакций, их функции.
Основные причины, оказывающие влияние на фон настроения человека.
Отличительные особенности настроений.
Источник
Эмоции: классификации и функции
Определение эмоций. Леонтьев: широкий класс процессов внутренней регуляции деятельности. Отражают смысл, который имеют объекты и ситуации, воздействующие на субъекта. Анохин: физиологические состояния организма, имеющие ярко выраженную субъективную окраску и охватывающие все виды чувствований и переживаний человека. Рубинштейн: сферу чувств или эмоций составляет переживание особого отношения человека к тому, что его окружает.
Вилюнас. Необходимость «сигнального» распознавания предметов в вещнооформленной среде обусловила возникновение в чреде эволюционных изменений способности ощущать; необходимость учета при действии с предметом именно тех условий, в которых он находится, обусловила возникновение именно комплексного, образного психического отражения, специфика которого заключается в способности животного выбирать именно те стимулы среди воспринимаемых, которые необходимы для действия; видеть, что с предметом или по отношению к нему, можно сделать. Отражать ситуацию — значит получать информацию о возможных в ней действиях. Для избирательной актуализации рефлекторных актов необходимо возникновение в эволюции субъективного психического переживания. Эмоция— особое переживание субъектом отдельных элементов образа, придающее им целевую характеристику и побуждающее субъекта к решению на уровне образа задачи о способе достижения этих целей, а в конечном итоге — к целенаправленной внешней деятельности.
Сартр: Эмоция – форма редукции, перехода из рационального мира в мир магии, в мир, где отсутствуют какие-то важные различия, например, между самим объектом и тем, как этот объект представлен в заведомо субъективной фантазии
Условия возникновения. Двойная обусловленность эмоций: потребностями (мотивацией); особенностями воздействий (ситуации). Спиноза: эмоции возникают в результате как фрустрации, нарушении жизненных констант, так и при ассоциации по сходству и времени, отражении причинных связей и т.д. Эмоции направляются процессами познания (ПП), и одновременно являются их (ПП) регуляторами. Плюс эмоции мотивируют поведение.
Вопрос о классификации является важнейшим составным компонентом психологии тории эмоций, разработанность которого в той или иной концепции можно считать показателем и общей её разработанности. Выделяют классификации по разным основаниям:
1. По источнику происхождения (по Декарту):
Телесные
Духовные
2. По степени сложности:
Низшие
Высшие (наиболее высокое – любовь к Богу)
3. По влиянию на организм:
Стенические (мобилизующие)
Астенические (демобилизующие)
4. По формально-динамическому признаку (длительность, устойчивость) (по Леонтьеву):
Аффекты (кратковременные, бурные)
Эмоции
Чувства (эмоциональные константы)
5. По врождённости:
Первичные
Вторичные
Изард – 10 фундаментальных
Декарт – 6 первичных (радость, печаль, любовь, ненависть, желание, удивление);
Спиноза 3 первичных (удовольствие, неудовольствие, желание);
6. По влиянию на деятельность (по Клапареду):
Организующая
Дезорганизующая
Ю.Б. Дормашев предлагает такую классификацию эмоций по трем критериям:
I. Отражаемый предмет. Рубинштейн – три уровня эмоций:
▪ «беспредметные» – состояние субъекта.
▪ предметные – большинство эмоций.
▪ обобщенные эмоции, связанные с мышлением.
II. Уровень развития
Рубинштейн: Другая классификация: генетическое основание и уровень осознанности и обобщенности:
▪ уровень органической аффективно-эмоциональной чувствительности – неопредмеченный характер (беспредметная тоска); эмоционально окрашивают процесс ощущения
a) отражающие острую потребность и ее удовлетворение (голод, сытость)
b) локальные – окраска ощущений (ощущение от сникерса)
c) генерализованные (общее самочувствие)
▪ уровень предметных чувств – осознанное переживание отношения человека к окружающей действительности):
a) интеллектуальные
b) моральные
c) эстетические
▪ уровень обобщенных, мировоззренческих чувств (чувство юмора, иронии) – общие мировоззренческие установки личности
III. Функция. Выделение эмоций, которые выполняют функцию приспособления в ситуации. Эмоции модифицируют ситуацию в соответствии с базовой потребностью, чтобы в ней можно было действовать. Эмоции – Базовые потребности. Чувства – Конкретные условия их удовлетворения. Критерий: первичная оценка ситуации.
Леонтьев:по предметности, по функции, по развитию
1. Аффекты– кратковременные эмоциональные переживания (реакции на уже наступившие события, ф-я следообразования)
2. Собственно эмоции – выражают оценочное личностное отношение к складывающимся ситуациям (ситуационные характер). Могут предвосхищать ситуации, которые возникают в связи с представлениями о пережитых или воображаемых ситуациях (идеаторный характер)
3. Чувства– носят предметный характер, возникающий в рез-те специфического обобщения эмоций, связывающегося с представлением или идеей о некотором объекте (предметность, обобщенность, устойчивость; их можно воспитывать (чувство Родины)
Рубинштейн:
▪ аффекты – стремительно протекающий эмоциональный процесс взрывного характера
▪ страсти– сильное, стойкое, длительное чувство, которое захватывает человека и владеет им. Стремление преобладает над чувствованием
▪ настроения– общее эмоциональное состояние личности; не предметно, а личностно; бессознательная, эмоциональная оценка личностью обстоятельств, которые складываются вокруг нее.
Макдауголл:
▪ собственно эмоции — отвечают потребностям (инстинкты, устремления); предшествуют успеху/неуспеху и не зависят от него; возникают вместе с побуждениями и окрашивают переживания
▪ сложные чувства — зависят от условий деятельности; первичные формы чувств – удовольствие(успех) и страдание(неуспех) — определяют все устремления организма. Зависят от развития познавательных функций, что свойственно только человеку (надежда, тревога, раскаяние); они не происходят из установок организма
Задачу функционального значения эмоций поставил Э. Клапаред. Вопрос о функциях эмоций является ключевым в психологии эмоций. В норме эмоции выполняют адаптивную функцию внутренних регуляторов деятельности.
Источник