Чувства их социальный характер

Эмоции и чувства, их социальные функции

Эмоции и чувства

Введение

Можно полагать, что исторически эмоции были первыми регуляторами поведения не только высших животных, но и человека. В борьбе за самосохранение они помогали отличать и соответственно реагировать на полезные и вредные предме­ты и явления. Лишь позже, в ходе дальнейшего развития эмо­циональная регуляция дополняется и корригируется действи­ем разума и волн, что позволило человеку целенаправленно планировать свои действия и поступки, согласовывать с дей­ствиями и поступками других людей, прогнозировать их пос­ледствия, прилагать усилия для достижения поставленных целей. Короче говоря, формируется механизм сознательной интеллектуально-эмоционально-волевой регуляции всей жиз­недеятельности человека.

Сегодня роль эмоций и чувств в жизни человека велика и многообразна. Они влияют на использование информационно­го и энергетического потенциала человека, являются важной направляющей и побудительной силой, регулятором и стиму­лятором поведения и деятельности человека, выполняют как диагностическую, так и прогностическую функции. Они возве­личивают человека, делают его героем, творцом прекрасных произведений литературы и искусства, научных открытий или приводят к нравственному падению личности; активизируют наш труд, помогают общению с другими людьми и установле­нию благоприятных отношений или делают нашу жизнь тя­гостной, безрадостной, ведут к разрыву отношений даже с близкими людьми.

Между тем эта важная и интересная проблема недоста­точно разработана в психологической науке, что значительно повышает ее актуальность.

Эмоции и чувства, их социальные функции

Эмоциональная сфера личности, будучи подструктурой ее психологической структуры, связанной с познавательной и во­левой подструктурами, представляет сложную динамическую систему, включающую большое число взаимно влияющих друг на друга эмоций и чувств. B общем виде эмоции и чувства выглядят как специфичес­кие формы психического отражения личностью и социальной общностью внешнего и внутреннего мира, которые проявляются как в субъективных переживаниях, так и в ре­чевых, двигательных, мимических и иных реакциях.

Под эмоциями мы понимаем относительно кратковремен­ные переживания средней интенсивности, например: радость, гнев, страх и т. п. (в переводе на русский язык слово «эмоция» означает душевное волнение, душевное движение). В то же время чувства отличаются, как правило, большей интенсив­ностью и устойчивостью. Они тесно связаны с предметами их вызвавшими. Так, чувство любви имеет разное содержание в зависимости от того, на кого (или на что) оно направлено. Любовь к Родине, ребенку, человеку противоположного пола—это одинаковые по названию, но разные по содержанию переживания. А эмоции—это ситуативные образования, ко­торые вызываются определенными ситуациями.

Как психические образования эмоции и чувства представ­ляют неразрывную органическую связь процесса и порождае­мого им результата: без соответствующего процесса нет и не может быть определенного результата. Процесс переживания человеком тех или иных фактов и событий внешнего мира, а также состояний организма порождает соответствующие эмоции и чувства как своеобразную форму отношения, при­чем в той мере, в какой все это затрагивает потребности и интересы индивида, его социальные установки н ценности. Все, что благоприятствует жизнедеятельности человека, пере­живается со знаком плюс, а то, что не благоприятствует,— со знаком минус.

«Условием возникновения эмоций и чувств является так называемая эмоциональная ситуация. П. Фресс и Ж. Пиаже считают, что подобная ситуация возникает «при избыточной мотивации по отношению к реальным прнспособнтельным воз­можностям индивида». Действительно, избыточная мотивация может быть причиной эмоциональных реакций. Студенты уз­нают результаты экзаменов: одни кричат и прыгают от ра­дости, а другие плачут от горя. Но эмоциогенным может быть и недостаток информации, например, при новизне ситуации, когда человек не подготовлен к встрече с кем-то или с. чем-то. Эго наблюдается, в частности, у больного, которому мало го­ворят о его состоянии, что порождает страх перед неизвест­ностью. Эмоция может возникнуть также и тогда, когда воз­действие ожидается, но превосходит ожидаемую интенсив­ность. Студент не ждал хороших экзаменационных результа­тов, но только не двойку, а получил именно ее. Внезапность мешает возможности адаптироваться к ситуации, что и опре­деляет характер эмоциональной реакции. Сильным эмоциогенным фактором являются конфликтные ситуации. От обще­ния с другими людьми человек стремится получить положи­тельные переживания, избегать эмоционального напряжения. Положительные эмоции поддерживают общение. В то же время конфликт разрушает общение: повышает эмоциональ­ную возбудимость участников этого процесса, вызывает у них гнев, возмущение, враждебные отношения друг к другу. С позиции информационной теории П. В. Симонова, эмоциогенную ситуацию можно понимать как рассогласование между информацией о том, что требуется для удовлетворения потребности, и тем, чем человек располагает. Если информа­ция о том, чем человек располагает, превосходит то, что не­обходимо для удовлетворения потребности, то возникают по­ложительные переживания, а при противоположной ситуа­ции— отрицательные. Эмоции и чувства могут вызываться также воспоминаниями о прежде бывших эмоциогенных си­туациях. Один вид пищи, которая ранее вызывала отрицатель­ную эмоцию, способен вызвать ее вновь. Может сработать механизм «заразительности» эмоций. Если кто-то из присут­ствующих обнаруживает определенную эмоцию (страх, ра­дость и др.), то мы нередко подражаем ему. Так формируют­ся групповые эмоциональные состояния, происходит «обмен» эмоциональной информацией».

Читайте также:  Не скрывай нежных чувств

Взаимодействие мозга человека с объективным миром имеет своим результатом, как знания, так и самые различные переживания. При этом по мысли Р. Зайонца, эмоции и чувства имеют известные преимущества перед интеллектом. «Че­ловек,— пишет он, — чувствует больше, чем знает и может сказать. Эмоции «срабатывают» раньше когнитивной обработки и оказывают известное влиянием на оценку ситуа­ции, на выбор схемы поведения».

Человеческие эмоции и чувства «очеловечены» социальны­ми условиями жизнедеятельности и в этой жизнедеятельнос­ти выполняют ряд функций, они — полифункциональны. Сре­ди этих функций исходной, базисной, на наш взгляд, являет­ся сигнальная функция. Вместе с познавательными процесса­ми эмоции и чувства дают информацию о значимости тех или иных объектов для удовлетворения потребностей, о ходе их удовлетворения (неудовлетворения); дают знания о том, что хорошо, а что плохо в поведении людей и о многом другом.

С сигнальной функцией тесно связана диагностическая функция эмоций и чувств. Внешние выражения этих пережи­ваний могут быть индикаторами, в частности, психофизичес­кого состояния человека. По ним можно судить об эмоцио­нальной жизни: степени возбудимости, силе переживаний, их действенности и т. п. Эмоциональная неустойчивость может быть одним из показателей нарушения мозгового кровообращения; повышенная раздражительность наблюдается при болезнях желудка; тревожность, бурные эмоции отмечаются при болезнях печени и др.

Существенной функцией эмоций и чувств может быть при­знана прогностическая, проявляемая в предчувствиях чело­века о своих будущих успехах (неудачах) в деятельности и поведении, а также о будущем других людей, особенно тех, с которыми эмоционально близки. Так, известно много случа­ев, когда мать предчувствовала несчастье, которое произой­дет с ее сыном, находящимся на фронте, и это предчувствие, к сожалению, оправдывалось.

«Эмоции и чувства выполняют также регуляторную функ­цию. Во-первых, они помогают понять, почему человек зани­мается определенной деятельностью и совершает поступки, г. е. влияют на направление его активности. Во-вторых, эмо­ции и чувства являются мотивами активности человека. Как заметил Гельвеции, «любовь отточила карандаш первого ху­дожника». В-третьих, они влияют на использование челове­ком потенциальных сил и способностей, тем самым могут по­вышать, понижать и даже затормаживать активность челове­ка. При этом имеют значение как настоящие (сиюминут­ные), так и бывшие прежде и возможные в будущем эмоцио­нальные состояния. Понятно, что активность человека в ко­нечном итоге зависит от психофизических энергетических «за­пасов», но в рамках этих «запасов» значение эмоций и чувств велико».

Читайте также:  У черчилля была депрессия

Эмоции способны выполнять интегрирующую функцию. Они могут почти моментально объединить функции организма человека, во-первых, для того, чтобы ответить на вопрос: полезно или вредно для организма то или иное воздействие, и, во-вторых, для определения «синтезированного» ответа на –воздействие.

«Онтогенетически (как, вероятно, и филогенетически) первичными являются эмоции, а чувства образуются на базе эмоций и из них, как здание из кирпичиков. Однако если здание не есть простая сумма кирпичей, то и чувство — не проcтая ассоциация эмоций. Под влиянием внешних воздействий, их характера у человека возникают определенные эмоции. Каждая эмоция оставляет след в сознании человека и закрепляется в нем. Повторение одних и тех же эмоций ведет к образованию чувства».

«История наших чувствований,—писал К. Д. Ушинский,— и есть история нашей души». Точнее, можно сказать, что история чувства есть не что иное, как история наших взаимоотношений с людьми, связей с природой и произведениями искусства и литературы. Отсюда понятно, что чем шире круг общения, чем больше человек видел и слышал, созерцал прекрасного в природе и искусстве (живописи, музыке, скульптуре), читал произведении литературы, тем богаче спектр его чувств.

Образовавшиеся чувства могут находиться в потенциаль­ном или актуальном состоянии. К. Д. Ушинский писал по этому поводу: «Так, мы можем сильно любить человек, с которым постоянно живем, и не ощущать этой любви, пока какое-нибудь несчастье не покажет нам всю глубину нашей привязанности. Человек может прожить всю жизнь и не знать, как сильно он любил свое отечество, если случай, на­пример, долговременное удаление, не обнаружит для него са­мого всю силу этой любви».

Очень ярко показал силу скрытой любви Н. В. Гоголь в «Старосветских помещиках».

И действительно, в каждодневных делах и заботах мы по­рой не замечаем в себе то или иное чувство, хотя оно в нас есть. Но достаточно угрозы близкому человеку или другого неприятного события, как это чувство набирает «силу» и об­наруживает себя.

Источник

27.Чувства. Высшие чувства. Социальный характер чувств.

Чувства — одно из наиболее ярких проявлений личности человека, выступающих в единстве с познавательными процессами и волевой регуляцией поведения и деятельности. Содержание чувств составляют устойчивые отношения личности к тому, что она познает и делает.

Читайте также:  Симптомы стресса у девушки

В отличие от эмоций, аффектов, настроений и стрессовых состояний, имеющих ситуативный характер и отражающих отношение индивида к объекту в данный момент, чувства характеризуются устойчивостью, длительностью, измеряемой не часами и днями, а месяцами и годами жизни их субъекта. Чувства имеют предметный характер, их вызывают факты, события, люди и обстоятельства, по отношению к которым субъект стабильно положительно или отрицательно относится.

1.Нравственные (моральные) чувства переживаемые людьми при восприятии явлений действительности и сравнении их с нормами, выработанными обществом(чувство долга,гуманность,доброжелательность,любовь,дружба,патриотизм,сочувствие). Аморальные- безнравственные чувства(жадность, эгоизм, жестокость, злорадство, надменность, себялюбие).

2.Интеллектуальные чувства выражают и отражают отношение личности к процессу познания, его успешности и неуспешности(удивление,любопытство,любознательность,чувство уверенности, чувство любви к истине,сомнение).

3.Эстетические чувства отражают и выражают отношение субъекта к различным фактам жизни и их отображению в искусстве(восторг,радость,призрение,тоска).

Нравственные, интеллектуальные и эстетические чувства переживаются человеком в деятельности, общении и называются высшими чувствами,т.к. они отражают все богатство эмоциональных отношений человека к социальной действительности. Высшие чувства стабильны и несводимы к сиюминутным эмоциональным переживаниям.

Педагог не может ставить перед собой цель сформировать по отдельности нравственные, эстетические или интеллектуальные чувства. Задача успешно решается только при комплексном подходе — при целостном формировании личности молодого человека в процессе коммунистического воспитания.

28. Воля и эмоции как побудители действий человека. Характеристика волевых качеств личности.

Воля –свойство человеческой психики, проявляющееся в активной саморегуляции человеком своей деятельности и поведения вопреки внешним и внутренним препятствиям.

Волевая регуляция поведения человека–сознательное управление собственными мыслями,чувствами, желаниями и поведением. Однако есть и иные, более простые свидетельства волевого начала в человеке. Рассмотрим их.

Волевое поведение всегда опирается на сознательно поставленную цель и не отклоняется от нее под влиянием случайно возникших обстоятельств. Обычно мы осознаем ради чего совершаем те или иные действия, знаем цель. но бывают случаи,когда человек не может объяснить ради чего, он совершает действия-он охвачен сильными чувствами. Эмоции, которые опираются на принятую человеком высшую мораль, нравственные нормы и ценности поведения называются высшими,они способны побуждать и направлять человека, стимулировать совершение определенных действий. Подобные действия-импульсивные.

Волевой акт сам по себе способен породить сильное новое чувство – удовлетворения от выполненного долга, преодоленного препятствия, реализованной цели.

Связь воли и чувств выражается в том, что мы обращаем внимание на предметы и явления, вызывающие у нас определенные чувства. Эмоции как и воля выполняет ряд функций(коммуникативная;мотивационная;регулирующая;сигнальная;стабилизирующая; оценочная).

Воля–деятельная сторона разума и моральных чувств.

Воля как сознательная организация и саморегуляция деятельности, направленная на преодоление внутренних трудностей, — это прежде всего власть над собой, над своими чувствами, действиями. Волевые качества человека:

1.сила воли-способность преодолевать значительные затруднения, возникшие на пути поставленной цели;

2.выдержка и самообладание-умение сдерживать свои чувства;

3.целеустремленность-сознательная и активная направленность л-ти на достижение определенного результата деятельности;

4.настойчивость-стремление в достижении цели.(упрямство-отрицательное качество);

5.инициативность-попытки к реализации возникших у человека идей;

6.самостоятельность-способность осознанно принимать решение,критически оценивать;

7.решительность-отсутствие излишних колебаний и сомнений при принятии решения;

8.последовательность-поступки человека вытекают из одного принципа;

Воля формируется в процессе возрастного развития. Важная роль в воспитании волевых качеств играет семья и школа.

Источник

Оцените статью