Психологические характеристики чувств. Виды чувств
Устойчивые эмоциональные отношения к определенным предметам или явлениям действительности в отечественной психологии принято называть чувствами. Чувства являются высшим продуктом эмоционального развития человека. Однако такое определение закрепилось только в последнее время, раньше же чувствами достаточно часто называли самые элементарные эмоциональные реакции (В. Вундт и др.). До настоящего времени часто смешивают понятия «чувствительность» (относящееся к познавательной сфере) и «чувства» (эмоциональное явление).
Кроме того, некоторые ученые и сегодня определяют чувства (а не эмоции) как родовое понятие, объединяющее все проявления эмоциональной жизни человека. Так, А. В. Петровский рассматривает чувства как переживаемые внутренние отношения человека к тому, что происходит в его жизни, в то время как эмоции являются лишь особой формой непосредственного переживания чувств.
Характерными особенностями чувств являются: 1) предметность; 2) осознанность; 3) устойчивость; 4) выраженная интенсивность; 5) внеситуативность; 6) иерархичность; 7) обобщенность; 8) формирование установки; 9) связь со всеми основными подструктурами личности.
Предметность. Чувства всегда связаны с определенным объектом — предметом, человеком, событием. По степени обобщенности предметного содержания чувства подразделяются на: 1) конкретные (к человеку, произведению искусства и т.п.); 2) обобщенные (к животным, музыке); 3) абстрактные (чувство справедливости).
Осознанность.События и объекты, по отношению к которым человек испытывает те или иные чувства, всегда ясны для него, как и сами переживания, что свидетельствует о том, что все чувства «привязаны ко второй сигнальной системе» (И. П. Павлов). Однако не все авторы согласны с тем, что чувства всегда осознаваемы. Так, Е. П. Ильин считает, что часто человек не хочет себе признаться в том, что у него возникло то или иное чувство.
Устойчивость.Чувства выражают устойчивые, постоянные эмоциональные отношения («эмоциональные константы» по А. Н. Леонтьеву) человека к тем или иным предметам, которые могут сохраняться порой в течение всей жизни.
Выраженная интенсивность.Непосредственное восприятие или воспоминание о предмете чувства всегда сопровождается достаточно выраженным эмоциональным переживанием. Сильное, доминирующее чувство, выражающееся в направленности помыслов и сил на единую цель, называется страстью.
Внеситуативность.Чувства позволяют выделять в воспринимаемой и представляемой действительности объекты и события, имеющие для человека стабильную потребностно-мотивационную значимость, и определять динамику и содержание ситуативных эмоциональных реакций (например, появление радости при успехе любимого человека и неудаче нелюбимого).
Иерархичность. Чувства организуются в иерархическую систему, соответственно актуально действующим мотивам человека: 1) низшие чувства связаны преимущественно с биологическими процессами в организме, с удовлетворением или неудовлетворением витальных потребностей человека; 2) высшие чувства возникают в связи с удовлетворением или неудовлетворением социальных и духовных потребностей человека и органически включены во все виды деятельности.
Различают три основные группы высших чувств (в соответствии с конкретными областями деятельности и сферами социальных явлений): 1) нравственные–переживаемые в связи с соответствием либо несоответствием своего поведения общепринятым требованиям и нормам; 2) интеллектуальные – связанные с познавательной деятельностью; 3) эстетические – вызываемые гармонией воспринимаемых объектов.
Обобщенность. Чувства представляют собой результат обобщения отдельных эмоций, связанных с каким-либо объектом или явлением действительности.
Формирование установки. Е. П. Ильин называет чувство «эмоциональной установкой, программой эмоционального реагирования на определенный объект при его восприятии и представлении в определенных жизненных ситуациях» (Ильин, 2001). Чувства формируют готовность оценивать и реагировать определенным образом на какие-то события окружающего мира, причем происходит это под влиянием как личного, так и социального опыта. Например, чувство тревоги (постоянное беспокойство, ожидание неблагополучия, опасности) может сформироваться как под влиянием дисгармоничного стиля семейного воспитания (в атмосфере недоверия к окружающему миру), так и в результате каких-то неудач либо пребывания в опасных ситуациях.
Связь со всеми основными подструктурами личности.В содержании доминирующих чувств человека отражены его мировоззрение, направленность и т.д. Кроме того, степень проникновения чувств в личностные структуры человека, по мнению В. В. Никандрова и Э. К. Сонина, характеризует их глубину.
Таким образом, чувство – это устойчивое, чаще всего осознанное эмоциональное реагирование по отношению к определенным объектам или явлениям действительности, выражающее их стабильную мотивационно-потребностную и личностную значимость для человека.
Источник
24. Психологическая характеристика чувств. Свойства чувств.
Термин «чувство» употребляют для обозначения:
1)эмоционального явления как такового;
2)проявления активного момента потребности;
3)специфических, присущих только человеку эмоций в отличие от эмоций животных;
4)закрепившихся эмоциональных отношений (чувства-переживания) к различным объектам, которые, абстрагируясь от конкретной потребности, устойчиво связаны с объектом и могут быть источником импульсивного поведения ;
5)потребностно-подобных установок личности (чувства-потребности), инициирующих поведение, целью которого является само переживание и осуществление определенного отношения;
6)устойчивого эмоционального отношения, устойчивого психического состояния, «привязанного» к определенному объекту.
Высшие человеческие чувства связывались с работой интеллекта, с воздействием социальных, моральных, эстетических переменных. Чувства обладают выраженным интеллектуальным характером. В сознании субъекта дано устойчивое эмоциональное отношение к его объекту в связи с представлением или понятием об этом объекте.
Чувства — предметны, т.к. устойчиво связываются человеком на основе результатов работы познавательных процессов с конкретным объектом. Предметность чувств позволяет наметить в связи с различными по обобщенности (в образе, в понятии) объектами чувств их уровни: предметные и обобщенные мировоззренческие чувства; чувства к конкретному объекту и высшие чувства, относящиеся к социальным ценностям и идеалам человека.
Предметность чувств означает и возможность осознания их содержания. Из большей степени осознанности чувств следует и большая возможность их произвольной регуляции.
Чувства человека — это «чувства исторического человека». Не исчерпываются лишь физиологическими проявлениями, а «опосредованы и обусловлены реальными общественными отношениями, в которые включен человек, нравами или обычаями данной общественной среды, являются продуктом его жизни в обществе, общения и воспитания. Несмотря на то, что общественно-историческая обусловленность, как характеристика, может быть вообще присуща эмоциям человека, все же необходимость ее акцентирования при определении чувств представляется правомерной.
Итак, чувства человека, относясь к эмоциональным явлениям, по предметности, осознанности, устойчивости, возможной произвольной регуляции, общественно-исторической обусловленности представляют высокий их уровень, особый их подкласс. Чувства — это устойчивые и обобщенные отношения человека к явлениям действительности, к другим людям, к себе самому.
Рассмотрим такие свойства чувств как амбивалентность, сила, глубина, актуальность-инактуальность, динамика.
Амбивалентность чувств описана Фрейдом З. Не следует думать, что амбивалентность чувств объясняется механической суммой разных по знаку переживаний, в которой побеждает то одно, то другое слагаемое. За амбивалентностью чувств стоит несовпадение устойчивого эмоционального отношения к объекту и эмоциональной реакции на конкретную ситуацию. Несколько иначе объясняет амбивалентность чувств Рубинштейн С.Л., указывая на тот факт, что в силу наличия у человека многообразных потребностей одно и то же действие или явление, соотносясь с различными потребностями, неоднозначно эмоционально переживается, что и является причиной раздвоенности и противоречивости чувств. Сходную позицию по поводу объяснения причин амбивалентности занимает Рейковский Я.. Он обращает внимание на то, что эмоциональный процесс чаще всего обусловлен доминирующими в данный момент потребностями без учета интересов личности в целом. Частая и выраженная амбивалентность чувств рассматривается им как показатель инфантильной личности.
Сила чувств определяется значимостью для человека причин, вызывающих данное чувство. Сама по себе эта значимость может быть ситуативной, преходящей или иметь отношение к жизненным целям человека. Сила чувств может обозначать два момента: силу конкретных переживаний, составляющих на данный момент доминирующее содержание сознания, и глубину чувств. Глубина чувств определяется устойчивостью и значимостью самого чувства для жизненных интересов самого человека. В этом плане сила переживаний и глубина чувств не рядоположны. Рубинштейн отмечал, что чувство, сильное по интенсивности, может быть не глубоким, т.к. оно и сфера обслуживаемых им интересов несущественны для личности.
Динамика чувств, как их свойство, рассматривается в двух аспектах: как изменение характеристик его переживания и как изменение устойчивого чувства в течение жизни человека.
В первом случае изменения переживаний конкретного чувства вызваны изменениями конкретных обстоятельств жизни, которые познаются и соответствующим образом оцениваются человеком. Чувство может актуально проявляться как различные непосредственные эмоциональные ответы на ситуацию, характеризующиеся определенной интенсивностью и модальностью. Вместе с тем под влиянием определенных обстоятельств (главным образом, под влиянием «изведанности» объекта чувств) собственно живая эмоциональная реакция может стать приглушенной, менее интенсивной. Такие чувства инактуальны (13). Речь идет не о полном исчезновении переживаний («факт полного отсутствия переживаний… говорит об отсутствии у данного человека… чувства», а об определенных ограничениях их проявления. Чувство вновь станет актуальным в случае изменения жизненных обстоятельств. Переход чувств из разряда актуальных в инактуальные объясняется повторением переживаний чувств к одному и тому же объекту, в результате чего происходит эмоциональная адаптация и ослабление самих чувств. Динамика чувств, как уже отмечалось, проявляется и в их изменении в ходе жизни и деятельности человека и конкретизируется в изменениях поведения человека, модальности, интенсивности переживаний, значения того или иного чувства для жизни человека. В заключение отметим, что динамика чувств не есть смена одних переживаний другими; «переход от чувства одного периода к чувствам последующего опосредован всем развитием личности».
25. Основные теоретические подходы к изучению воли в отечественной психологии. Различные определения воли представлены в соответствии с развиваемыми в отечественной психологической науке основными подходами к ее изучению:
овладения, регуляции, управления поведением;
В рамках регулятивного подхода рассмотрим концепцию Выготского Л.С., Селиванова В.И. и Ильина Е.П.
Выготский Л.С. относит волю к высшим психическим функциям человека, развитие которых осуществляется как овладение человеком собственным поведением при помощи создания дополнительного мотива.
Выготский Л.С. видит своеобразие воли в том, что человек изменяет своей внешней деятельностью окружающую обстановку, т.е. заставляет служить своим целям, подчиняет, направляет по-своему «власть вещей» над поведением, и, таким образом, воздействует на свое собственное поведение, подчиняя его самому себе. Воля означает те средства, при помощи которых мы овладеваем действием.
В концепции Селиванова В.И. воля понимается как психологический инструмент, позволяющий личности справляться с импульсивностью и не поддаваться рутине привычке. Воля определяется как сознательный уровень регуляции человеком своего поведения и деятельности, выраженный в умении преодолевать внутренние и внешние препятствия при совершении целенаправленных действий и поступков. По мнению Селиванова В.И. волевая регуляция не может считаться завершенной, если она не выразилась вовне исполнением.
В концепции Ильина Е.П. воля понимается как разновидность произвольного управления, реализуемого посредством волевых действий (с наличием волевых усилий). Собственно воля, по мнению Ильина Е.П., это самоуправление поведения с помощью сознания, предполагающее самостоятельность человека в принятии решения, инициации, осуществлении и контроле собственных действий. Итак, несмотря на имеющиеся различия в регуляционных теориях воли можно выделить несколько общих моментов. Во-первых, воля связывается со средством овладения личностью, главным образом, собственного поведения. Во-вторых, обращается внимание на опосредованность волевого поведения. В-третьих, решающее значение придается исполнению волевого действия.
В мотивационно-деятельностной теории Иванникова В.А. воля определяется как «способность человека к сознательной намеренной активности или к самодетерминации через работу во внутреннем плане, обеспечивающей дополнительное побуждение (торможение) к действию на основе произвольной формы мотивации». Характерные черты волевого поведения рассматриваются Иванниковым в связи с ситуацией, психическим статусом и организацией (способами осуществления и мотивации) действий. В этом плане волевое поведение актуализируется при недостатке или нежелательности побуждения к действию (необходимо совершить действие, не связанное с актуальной потребностью, при наличии внутренних и внешних препятствий).. В ситуации выбора между двумя мотивами человек создает в своем воображении третий мотив, который имеет другой характер. По психическому статусу волевое действие рассматривается как действие с двумя смыслами (один из этих смыслов задается мотивом воображаемой ситуации), а по его организации – как дважды произвольное.
В рамках анализа выбора как специфического признака воли рассмотрим признаки волевого выбора в концепции Выготского Л.С. и в теории регуляционно-волевых процессов Веккера Л.М.
Выготский Л.С. выделяет в волевом действии две самостоятельных части:
замыкательную часть волевого процесса или момент решения человека поступить определенным образом в зависимости от выпадения жребия;
исполнительную часть или выполнение волевого действия (после метания жребия);
В теории регуляционно-волевых процессов Веккера Л.М. воля рассматривается как высшее специфическое произвольное регулирование человеком поведения и деятельности.
Веккер подчеркивает, что выбор конкретного варианта действия характерен только для психической организации; в то же время на каждом из уровней психической регуляции — непроизвольном, произвольном и волевом – выбор имеет свои специфические особенности. Так на психическом непроизвольном уровне движения контролируются сенсорно-перцептивными образами. Непроизвольный выбор того или иного двигательного решения осуществляется без предварительного перебора вариантов программы действия, фактически принимаясь при исполнении действия, детерминирован извне, чисто статистически.
На произвольном уровне регуляции программы действий подотчетны и подконтрольны субъекту деятельности, т.е. человеку, совершающему выбор; однако в процесс произвольной регуляции целостная личность может и не вовлекаться.
На волевом уровне регуляции поведения и деятельности, характерном для целостной личности, выбор осуществляется по критериям интеллектуальной, эмоционально-нравственной и общесоциальной ценности между альтернативами программ действий; а сами эти программы относятся к разным уровням психической регуляции.
Таким образом, в теориях, рассматривающих волевой выбор, фиксируется внимание на переживании человеком свободы при осуществлении этого выбора до начала исполнения действия.
Источник