Чувства формируются или воспитываются

Чувства формируются воспитанием

Чувства формируются воспитанием и обстоятельствами жизни: они возникают и развиваются в процессе познавательной и практической деятельности. С развитием малыша примитивные эмоции удовольствия и неудовольствия получают предметную направленность и связываются с восприятием. В это время взрослые могут прямыми или косвенными действиями управлять эмоциональной жизнью ребёнка, воспитывая чувства.

Достаточно малышу показать игрушку, чтобы вызвать у него определённую эмоцию через своё отношение к ней. Родителям следует помнить, что любой предмет и любая обстановка могут создавать в душе ребёнка и радость, и страх в зависимости от отношения к ним взрослого человека. Малыш может равнодушно относиться к опасности, если взрослый человек, его родитель, ведёт себя спокойно и наоборот — бояться простых вещей, если почувствуют у него тревогу. Родитель, производя действия с предметом, показывает его свойства и учит детей использовать их, возбуждая эстетические и интеллектуальные переживания, перерастающие в чувства. Так взрослые собственным примером учат ребёнка эмоциональному переживанию действительности.

У детей и дошкольного, и младшего школьного возраста чувства воспитываются не только вследствие организации определённого образа жизни и деятельности, предметного воздействия, словесного общения, но и в результате подражания, поэтому важно не забывать о воздействии на них Вашего собственного поведения, собственных эмоций. Отдельное значение имеет оценка родителем или воспитателем поведения малыша — она может служить средством закрепления положительных эмоциональных отношений и торможения отрицательных.

Так и образуются чувства — свойства, проявляющиеся в виде процессов переживаний и состояний. Их подразделяют на три группы: нравственные, интеллектуальные и эстетические. Нравственные — регулируют поведение и деятельность человека, интеллектуальные — выявляют его эмоциональное отношение к познанию явлений природы и общественной жизни, эстетические — показывают эмоциональное отношение к прекрасному в жизни и искусстве.

Нравственные чувства разнообразны по своей направленности и содержанию. Основным объектом этих чувств являются взаимоотношения людей, их помыслы и поступки, они зарождаются и развиваются в процессе общения. Очень важную роль в формировании нравственных чувств у ребёнка играют воспитание философско-аналитического осмысления бытия и обучение. С младенческого возраста должны прививаться, становиться объектами переживаний и размышлений малыша, его подражательной деятельности уважение чужой жизни, чужого мнения, чужой собственности, чужого труда, сострадание, доброе отношение к близким, осуждение недостойных поступков…

Не стоит забывать, что свои собственные отношения к людям ребёнок строит по образцу отношений взрослых, что убийцы и мерзавцы не рождаются — ими становятся выходцы из разных семей, в разном возрасте, разной национальности и в разных общественных системах. Морально-психологическая атмосфера жизни детей в семье имеет большое значение для формирования их нравственных чувств. Равнодушие к чужой жизни, презрение к законам общества, всепоглощающая страсть к наживе, стремление добиться цели любыми средствами приводят, как правило, к утрате человечности и общей деградации личности.

Нравственные чувства формируются в процессе эмоционального реагирования на взаимоотношения людей во время трудовой, учебной, игровой деятельности и проявляются вначале в виде привязанности ребёнка к родителям, к коллективу, к друзьям. Решающее значение в формировании этих чувств имеют воспитание и обучение. Регулятором нравственного поведения человека выступает его совесть, представляющая эмоционально-оценочное отношение к собственным поступкам. Это отношение появляется в случае надёжного усвоения норм нравственности в требованиях общества к поведению ребёнка. Для дошкольника и младшего школьника переживание совести чаще всего связано с проступком и страхом перед наказанием. Высшим проявлением совести является переживание, побуждающее к нравственно-справедливому поведению. Совесть позволяет также предупредить возможность отклонения от нравственных норм в будущем.

Читайте также:  Как заново почувствовать эмоции

Интеллектуальные чувства выступают вначале у малышей в виде эмоции любопытства. Любопытство — эмоция очень быстро проходящая. В процессе систематического познания формируется любознательность. Высшим уровнем интеллектуального чувства является серьёзное исследовательское отношение к объекту познания и может носить специализированный избирательный характер. Эстетические чувства формируются у детей при решающем влиянии воспитания и проявляются в эмоциях полюсных переживаний гармонии и дисгармонии, радости и печали, возвышенного и низменного, прекрасного и отвратительного…

Развитие эстетических чувств ведёт, как правило, к повышению нравственности. Произведения литературы и искусства оказывают большое влияние на воспитание нравственных и эстетических чувств ребёнка. Яркие впечатления о хорошем и плохом оставляют на всю жизнь у малышей сказки. Средствами художественной литературы дети воспитываются уже с двух лет, а иногда ещё раньше.

Умение владеть своими эмоциями — важный и необходимый элемент общежития и воспитания. И здесь очень кстати могут пригодиться постулаты древних философов: «Умеренность во всём и разумность». Правильное воспитание требует предельной искренности и простоты в отношениях между родителями и детьми. Важно не допускать уравнительной позиции: дети вырастают и начинают диктовать в семье. Малыши должны быть уверены, что их родители — люди опытные, знающие: они руководят и воспитывают.

Воспитывая в ребёнке сдержанность, Вы не только тренируете его волю, но и бережёте нервную систему малыша. Красоту и глубину человеческих чувств подчёркивают сдерживающие тормоза, которые на них накладываются. Эти тормоза надо воспитывать, они могут пригодиться во многих случаях жизни. Прежде всего они обеспечивают необходимую сдержанность родителей и общий, спокойный тон семьи. Уметь всегда владеть своими чувствами и страстями, никогда не терять основную цель и детали — в этом и состоит умение воспитывать. Следует противопоставлять разумную целеустремлённость воли чрезмерному проявлению чувств.

Плохо, если в воспитании чувств главенствуют бессистемность, случайность и отсутствие внимания к деталям, если родители восхищаются развязностью ребёнка, его лукавством, если больше всего в отношениях с ним их беспокоит организация питания. Внимательным родителям известно, что примерно до семи лет в детских глазах можно прочитать мысли ребёнка и намерения, они видят и понимают детали: выражение глаз, походку, мимику, движение. Воспитанию нравственных чувств помогают только те воздействия, которые вызывают определённые эмоции или переживания. Чувства не возникают сами собой, требуется большой труд, чтобы они возникли и развились, и об этом, должны помнить родители.

Источник

Эмоциональное развитие ребенка в семье: почему это важно

Как развивать эмоциональную сферу ребенка?

Некоторые родители даже не догадываются, что существует эмоциональное воспитание, и пускают развитие детских эмоций на самотек. Ребенку не даны от рождения нравственные, эстетические и интеллектуальные чувства, он не умеет самостоятельно их выражать.

Эмоция – это состояние психики, которое выражает отношение человека к себе и окружающему миру. С помощью эмоций человек откликается на все происходящее вокруг, выражает свои чувства. Эмоциональное развитие — это процесс формирования умений откликаться на явления окружающего, контролировать свои чувства и управлять их проявлениями.

Читайте также:  Составить собственную подробную систему управления эмоциональным состоянием

Что вы чувствуете?

Кажется, простой вопрос, но он полностью связан с эмоциями. Ответьте на него. Сколько вариантов ответа вы можете дать? Оказывается, что не так много. В обиходе, как правило, несколько эмоций: радость, грусть, обида, скука, злость. Мы не умеем правильно оценивать свое состояние, поэтому делаем ошибки при планировании действий. Все начинается с эмоций.

Какие бывают эмоции

Радость

Грусть

Гнев

Стыд

Беспокойство

Восторг
Воодушевление
Гордость
Благодарность
Надежда
Нежность
Безмятежность Умиротворение
Любовь
Восхищение
Симпатия
Умиление
Ликование
Предвкушение

Печаль
Разочарование
Сочувствие

Тоска
Сожаление
Жалость

Отчаяние
Скорбь
Горе

Недовольство Возмущение Раздражение
Бешенство
Обида
Отвращение
Презрение
Злость
Досада
Злорадство
Ревность
Негодование
Зависть
Неприязнь

Волнение
Страх
Опасение
Тревога
Настороженность Ужас
Боязнь

Паника
Испуг
Трепет

Прислушайтесь к себе и попробуйте описать свои чувства. При этом одна эмоция может дополнять другую. Может быть, сейчас вы испытываете легкую печаль с нежностью, а может, обиду с беспокойством. В любом случае учитесь точно определять свое состояние. А какие эмоции знает ваш ребенок?

Как развиваются детские эмоции

Эмоциональное развитие начинается сразу после рождения. Хотя, если быть честными, то еще в утробе матери. Но тогда мы не видим детскую реакцию. Новорожденный ребенок пытается выражать свое отношение к окружающему миру с помощью плача, а чуть позже — улыбки и смеха.

Плач – это сигнал о потребностях: в еде, питье, недостатке внимания, дискомфорте. Улыбка – выражение радости. По мере развития ребенка появляются удивление, испуг, интерес. Ребенок интересуется чем-то, исследует объект, происходит познавательное развитие, которое провоцирует новый интерес. Так происходит интеллектуальное развитие ребенка.

В раннем возрасте (от года до трех) большинство эмоций также подчинены детским потребностям, однако сами потребности расширяются. У ребенка появляется привязанность к близким людям, поэтому могут возникать ревность, тоска, радость от встречи, восторг. На этом этапе ведущим видом деятельности является предметная, поэтому положительные эмоции может вызвать все новое, интересное, необычное.

Ребенок с восторгом принимает новую игрушку, радуется возможности действовать с предметами (кидать, катать, трогать, гладить и т.д.). Ребенок познает окружающий мир и при этом естественной реакцией будут удивление и восторг. Появляются первые обиды. Свое недовольство ребенок выражает плачем. При этом спектр плача очень широк: боль, обида, потребности, ревность. А еще появляется первый гнев и даже злость. Эмоции очень импульсивны. При этом очень важно давать детям проявлять свои эмоции.

Дошкольный период – очень важен для развития интеллекта и эмоций. Именно сейчас закладывается будущая личность: развивается речь, коммуникативные навыки, творческие способности, познавательные интересы. Ребенок откликается на все: музыку, литературу, произведения изобразительного искусства, природу. Он способен переживать за героев мультфильма или книги, проживает события героев спектакля, радуется встрече с друзьями, учится любить и заботиться о близких людях и домашних животных. В то же время он учится контролировать свое эмоциональное состояние, вызванное потребностями (можно потерпеть, если голоден). Эмоции уже менее импульсивны, а если это не так, то нужно работать над умением их контролировать. В дошкольном возрасте формируются устойчивые высшие чувства.

Почему важно развивать эмоции

Если не уделять достаточно внимания эмоциональному воспитанию дошкольника, он не научится правильно выражать радость или обиду, делиться своими чувствами с окружающими. А это уже серьезный коммуникативный барьер. Соответственно, малыш будет расти неуверенным в себе, не таким счастливым, как другие детки. Эмоции отражаются на характере ребенка, его поведении.

Читайте также:  Выражение чувств через танец

Без чувств или Почему нельзя не замечать эмоций ребенка

Информатизация современных детей не всегда под контролем. С экрана телевизора потоком льются жестокость и насилие. Простое объяснение терминами «хорошо» или «плохо» не поможет воспитать нравственного человека. Принятие или неприятие должно быть изнутри: из чувств и эмоций.

Нужно помнить, что дети учатся на примере взрослых. Взрослые не управляют эмоциями детей, а постоянно проявляют свои. Если родители живут в негативе и обиде на мир, постоянно демонстрируют гнев, злость, обиду, то их дети будут жить с таким же отношением к жизни. У тревожной испуганной неуверенной матери вырастет такая же дочь. И только счастливые родители научат своего ребенка радоваться жизни.

Последствия неправильного эмоционального воспитания

Постоянное сдерживание детских эмоций, эмоциональная холодность к детям, отсутствие эмоционального восприятия мира могут привести к серьезным последствиям.

Тревожные дети вырастают в неуверенных в себе взрослых. Они боятся взять на себя ответственность и рисковать, а, значит, неспособны побеждать. У них постоянное чувства вины, они заранее уверены в том, что есть повод, чтобы ими были недовольны окружающие. Такие люди не доверяют миру, ждут от него беды, уверены, что все вокруг желают им зла.

Ребенок, который не прислушивается к своим желаниям и чувствам, учится полностью подчиняться окружающим. Но это не осознанное послушание, а подчинение: отсутствие инициативы, желаний и вкуса к жизни. Жизнь полностью идет по чьей-то указке. Хорошо, если указания даются с добром, а если в качестве командующего возникает негативный сверстник? Страшно подумать, к чему может привести конформное поведение.

Постоянное сдерживание отрицательных эмоций может вызвать накопительный эффект, при котором негатив накапливается, а потом выходит сильным всплеском в виде агрессии к окружающим.

Техника контейнирования эмоций: справляемся с сильными детскими эмоциями за пять шагов

Правила эмоционального воспитания

Эмоциональное воспитание ребенка не требует больших физических и временных затрат. Нужно только соблюдать некоторые правила.

1. Добровольность выражения. Учите ребенка проявлять свои эмоции, называть их, понимать свои чувства. Это особенно важно для маленьких детей, которые должны выплескивать все накопленное внутри. Обсуждайте с ребѐнком его чувства, давая ему возможность самому справиться с возникшими эмоциями.

2. Сила выражения. Дети постарше должны учиться контролировать свои эмоции: смеяться тише, собраться с мыслями, сдерживать гнев, справиться с волнением. Учите детей простым навыкам самоконтроля и следите за собственным поведением.

3. Сопереживание. Дети не должны быть равнодушными. Если ваш ребенок не переживает за героев мультфильма или других людей, то эмпатии его нужно учить. Спросите у него, что он чувствует, жалко ли ему героя, хотел ли ребенок помочь. Обсуждайте с ребѐнком жизненные ситуации. Предлагайте описывать чувства и ощущения участников событий. Подумайте, как можно проявить свое участие по отношению к другому человеку: поздравить, выразить сочувствие, помочь в чем-то. Избавьте детей от зависти и злорадства с самого детства, это сделает их счастливыми.

Дорогие взрослые! Учитесь радоваться жизни. Перестаньте копить негатив. Чаще улыбайтесь. Пусть эмоциональный опыт, который вы передаете своим детям, будет богат, разнообразен и позитивен.

Источник

Оцените статью