Чувства и эмоции в психологии
Процессы отражения субъективного отношения личности к окружающему его миру, объектам и самому себе, проявляющиеся в форме переживаний, называют чувствами и эмоциями.
Источниками чувств и эмоций в психологии, принято считать отражаемую в сознании человека действительность, а также его потребности.
Предлагаем пройти обучение в Институте усовершенствования Инсайт! У нас делятся опытом практикующие специалисты, кандидаты наук и ученые.
Понятие об эмоциях и чувствах в психологии
Если сказать о чувства и эмоциях в психологии кратко – это переживания индивида, его субъективное отношение к себе и окружающему его миру. Чувства и эмоции являются взаимосвязанными, но в тоже время различающимися явлениями эмоциональной сферы индивида.
Чувства в психологии
Чувство — сложное и постоянное эмоциональное переживание личности, относительно устойчивое и длительное. Чувство включает в себя широкий спектр эмоций.
Переживания чувств свойственны исключительно людям, являются социально обусловленными. Чувство собственного достоинства, стыд и гордость способен переживать только человек.
Виды высших чувств в психологии
Высшие чувства в психологии – это особая группа чувств, отражающая эмоциональное отношение человека к действительности социума. Принято различать:
- Нравственные чувства – это то, что личность испытывает при восприятии действительности, в сравнении с общепринятыми социальными нормами.
- Эстетические чувства – это переживания, связанные с отношением индивида к прекрасному (либо безобразному).
- Интеллектуальные чувства — связанны с возникающими переживаниями в процессе познавательной деятельности.
На базе клиники «Инсайт» все абитуриенты нашего института проходят практическую подготовку. В нашем институте практикоориентированный подход к обучению.
Эмоции в психологии
Эмоция – это более простая, субъективная реакция индивида на внешние и внутренние раздражители, связанная с удовлетворением или неудовлетворением той или иной потребности. Эмоции в отличие от чувств кратковременны, переживаются человеком «здесь и сейчас».
Первичное впечатление носит всегда эмоциональный характер, являясь реакцией на какой-либо раздражитель.
Виды эмоций
Эмоции принято разделять на простые и сложные. К первым относятся эмоции, связанные с удовлетворением первичных потребностей. Они могут вызвать удовольствие или напротив неудовольствие, быть приятны и неприятны. Ко второй группе относят те переживания, которые в процессе жизнедеятельности индивида, превратились в более сложные и связаны с осознанием, пониманием их значимости.
К сложным фундаментальным эмоциям относят:
Формы проявления эмоциональных состояний:
- Аффекты – сильные, кратковременные эмоциональные переживания индивида, возникшие неожиданно. Сопровождаются аффекты резкими, бесконтрольными изменениями сердечных ритмов, дыхания, нарушения функционирования секретных желез и т.д.
- Стрессы – психологическое перенапряжение, реакция организма на неблагоприятное воздействие и нарушение эмоционального спокойствия человека.
- Настроение – относительно длительное состояние, окрашивающее течение психических процессов в определенный период времени.
- Страсть – устойчивое и доминирующее переживание, связанное со стремлением к объекту, которым может быть, как человек, так и предмет или идея. Это сложная эмоция, тесно связанная с волевыми качествами человека.
На сегодняшний день учиться на психолога – это не только престижно, но еще и востребовано!
Эмоции, по своему влиянию на организм человека, разделяют на активные (стенические) и пассивные (астенические). Активные способны повысить жизнедеятельность, тогда как пассивные наоборот подавить жизненные процессы организма.
К стеническим относят положительные эмоции — восторг, радость и т.д. В момент переживания таких эмоций, у людей происходит расширение кровеносных сосудов, благодаря чему улучшается питание внутренних органов и мозга. Это в свою очередь способствует улучшению умственной и физической деятельности.
При астенических эмоциях (грусть, печаль и т.д.), происходят противоположные процессы. Сосуды сужаются, самочувствие ухудшается, может возникнуть одышка и озноб. Продуктивность в такие моменты падает и появляется апатия.
Затянувшиеся астенические эмоции способны тормозить все процессы, происходящие в человеческом организме. Чувства и эмоции влияют не только на психические процессы человека, но и на весь организм в целом.
Источник
Высшие чувства и их характеристики
Чувства — эмоциональная форма отражения социально значимых явлений. Они вызываются соответствием или отклонением тех или иных обстоятельств от параметров жизнедеятельности данного человека как личности. Если низшие, ситуативные эмоции связаны с удовлетворением биологических потребностей, то высшие эмоции — чувства связаны с личностными, социально значимыми ценностями.
Праксические чувства — чувства, возникающие в практической деятельности. Еще Аристотель говорил, что видов чувств столько, сколько видов деятельности. Всякая деятельность связана с определенным отношением к ее цели и средствам достижения. В процессе антропогенеза у человека сформировалась потребность в труде, эмоциональное отношение не только к результатам, но и к процессу труда, ибо в нем, преодолевая препятствия, он утверждает и совершенствует себя, свои психические и физические возможности. Особенно эмоциональны те виды труда, которые связаны с творчеством, поиском нового. Эмоционально переживается умственное и физическое напряжение трудового процесса. В труде человек удовлетворяет свои потребности; в труде сформировалось его чувство радости в связи с достижением цели: Устремленность человека к значимым для него целям неизбежно сопряжена с его соответствующим эмоциональным состоянием.
Нравственные чувства — эмоциональное отношение личности к своему поведению и поведению других людей в зависимости от его соответствия или несоответствия социальным нормам. Нравственные чувства основаны на принятом в данном обществе понимания добра и зла, долга и чести, справедливости и несправедливости. Совокупность выработанных данным обществом правил и норм поведения называется моралью. Теория этих норм и правил — этикой, а практическая их реализация — нравственностью. Нравственные чувства образуют высший механизм человеческой саморегуляции — «нравственный закон внутри нас». Поведение человека формируется и модифицируется через формирование его доминирующих нравственных чувств, его сверхсознания.
Чувство долга — это осознание и принятие человеком социальных обязанностей. Чувство долга соотносится с чувством совести и чести.
Совесть — способность личности к нравственному самоконтролю, критерий ее нравственного самосознания.
Чувство чести — повышенная эмоциональная чувствительность по отношению к тем сторонам поведения, которые наиболее значимы для данного общества в целом, для отдельной социальной группы и для самой личности.
Эстетические чувства — восприимчивость к прекрасному в окружающей предметной и социальной среде, придание прекрасному ценностного значения.
Способность воспринимать и оценивать красоту, изящество предметов и явлений, художественное достоинство произведений искусства – один из основных показателей психической развитости индивида, его способности дифференцировать прекрасное и безобразное, возвышенное и низменное.
Интеллектуальные чувства. Радость познания — одно из самых сильных чувств, ради которых человек устремляется в космос и спускается на дно океана, рискует жизнью и отказывается от удовлетворения многих житейских потребностей.
Возникновение и удовлетворение познавательной потребности связано с особыми психическими состояниями, интеллектуальными чувствами — любопытством и любознательностью.
Любопытство— направленность сознания на снятие неопределенности с той или иной проблемной ситуации. Так, уличное происшествие привлекает толпу, необычные посетители обращают на себя внимание присутствующих — во всех этих случаях действует ориентировочный рефлекс, лежащий в основе состояния любопытства.
Но состояние любопытства прекращается сразу после его удовлетворения, оно не служит основой для дальнейшего познания. Чем выше культурный уровень человека, уровень его психического развития, тем он более любознателен.
Любознательность— устойчивое состояние познавательной направленности личности.
Одно из самых ценных интеллектуальных чувств человека — неудовлетворенность достигнутыми знаниями, испытываемая им радость познания, все более глубокого и широкого освоения действительности.
33. Волевая сфера личности. Понятие о воли. Функции воли.
Воля— психический процесс сознательной и целенаправленной регуляции человеком своей деятельности и поведения для достижения цели. Воля является одним из важнейших условий человеческой деятельности.
Волевую деятельность нельзя сводить к активности организма и отождествлять с ней. Активность свойственна и животным. Они, удовлетворяя свои биологические потребности, адаптируясь к условиям жизни, оказывают длительное влияние на окружающую природу, но это происходит без определенного намерения с их стороны.
Воля проявляется в усилии, во внутреннем напряжении, которое переживает человек, преодолевая внутренние и внешние трудности в стремлении к действию или в сдерживании себя.
Произвольные действия детерминированы, как и все другие действия человека, но поскольку они вызываются следами в коре головного мозга от предыдущих раздражителей, то иногда кажется, что они возникают сами по себе, без причины. То, что двигательный участок коры больших полушарий головного мозга является одновременно и сенсорным, играет важную роль в регуляции волевых действий. В процессе волевых действий от исполнительного аппарата в кору головного мозга поступает информация о характере действий, где она сопоставляется с образом запланированного действия, опережая его результаты. Такое сопоставление исполняемого действия с его образом способствует уточнению рефлекторного акта в соответствии с тем, к чему стремится человек.
В процессе развития человек научился не только произвольно действовать, но и произвольно задерживать свои действия. Произвольно действуя и произвольно задерживая действия, человек регулирует свою деятельность и поведение.
Функции воли. Воля обеспечивает выполнение двух взаимосвязанных функций — побудительнойитормозной и в них себя проявляет. Побудительная функция обеспечивается активностью человека, которая порождает действие в силу специфики внутренних состояний субъекта, обнаруживающихся в момент самого действия (например: человек, нуждающийся в получении необходимой информации, окликает товарища, испытывая состояние раздражения, позволяет себе грубить окружающим и т. д.). В отличие от волевого поведения, отличающегося непреднамеренностью, активность характеризуется произвольностью, т. е. обусловленностью действия сознательно поставленной целью.
Источник
Глава 14. ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ СФЕРА ЛИЧНОСТИ
§ 14.4. ВЫСШИЕ ЧУВСТВА
В настоящее время нет исчерпывающей общепринятой классификации чувств в силу их огромного многообразия и исторической изменчивости.
Наиболее распространенная из существующих классификаций выделяет отдельные подвиды чувств в соответствии с конкретными областями деятельности и сферами социальных явлений, в которых они проявляются.
Особую группу составляют высшие чувства, в которых заключено все богатство эмоциональных отношений человека к социальной действительности. В зависимости от предметной сферы, к которой они относятся, высшие чувства подразделяются на нравственные, эстетические, интеллектуальные и практические. Высшие чувства обладают рядом характерных особенностей:
большая степень обобщенности, которой они могут достигать в своих развитых формах;
высшие чувства всегда связаны с более или менее отчетливым осознанием общественных норм, относящихся к той или иной стороне действительности.
Поскольку в высших чувствах раскрывается в известной мере отношение человека в целом к миру и к жизни, их иногда называют мировоззренческими чувствами.
Нравственными, или моральными, называются чувства, которые испытывает человек при восприятии явлений действительности и сравнении этих явлений с нормами, категориями морали, выработанными обществом.
Объектом моральных чувств являются социальные институты и учреждения, государство, человеческие коллективы и отдельные люди, жизненные события, человеческие отношения, сам человек как объект своих чувств и т. д.
Возникает вопрос: можно ли считать нравственным чувство лишь потому, что оно направлено на те или иные социальные институты, человеческие коллективы, отдельных людей? Нет, так как возникновение морального чувства предполагает, что человеком усвоены нравственные нормы и правила, что они выступают в его сознании как нечто такое, чему он обязан, не может не подчиняться.
К нравственным чувствам относят: чувство долга, гуманность, доброжелательность, любовь, дружбу, сочувствие.
Среди моральных чувств иногда отдельно выделяются морально-политические чувства как проявление эмоциональных отношений к различным общественным организациям и учреждениям, коллективам, государству в целом, к Родине.
Одной из важнейших особенностей нравственных чувств является их действенный характер. Они выступают как побудительные силы многих героических дел и возвышенных поступков.
Эстетические чувства – это эмоциональное отношение человека к прекрасному или безобразному в окружающих явлениях, предметах, в жизни людей, в природе и в искусстве.
Основой для возникновения эстетических чувств является способность человека воспринимать явления окружающей действительности, руководствуясь не только моральными нормами, но и принципами прекрасного. Эту способность человек приобрел в процессе общественного развития, общественной практики.
Эстетические чувства характеризуются большим многообразием, сложностью психологической картины, многосторонностью и глубиной воздействия на личность человека.
Предметом эстетических чувств могут оказаться различные явления действительности: общественная жизнь человека, природа, искусство в широком смысле слова.
Особенно глубокие переживания человек испытывает при восприятии лучших произведений художественной литературы, музыкального, драматического, изобразительного и других видов искусства. Это вызвано тем, что в этих переживаниях специфически переплетаются и моральные, и интеллектуальные, и практические чувства. Огромное положительное влияние, которое оказывает восприятие произведений искусства на психическое и физиологическое состояние человека, отметил еще Аристотель, назвав это явление «очищением» («катарсисом»).
Кроме переживаний прекрасного (или безобразного) в эстетических чувствах осуществляется и своего рода перенастройка психических и физиологических функций человеческого организма в соответствии с воспринимаемым эстетическим предметом. Как правило, эстетические чувства оказывают стеническое влияние на психику, активизируют функции организма. Это их воздействие проявляется в своеобразном волнении при восприятии произведений искусства.
Эстетическое чувство невозможно охарактеризовать какой-либо одной эмоцией, участвующей в его проявлении. Сложность и своеобразие эстетических переживаний заключается в специфическом и неповторимом сочетании различных по своей направленности, интенсивности и значению эмоций. Н. В. Гоголь характеризовал свой юмор как видимый миру смех сквозь невидимые миру слезы.
Хотя эстетические чувства являются специфическими, отличными от нравственных, они непосредственно связаны с последними, часто влияют на их воспитание и формирование и играют в общественной жизни и деятельности людей роль, подобную той, что исполняют нравственные чувства.
Интеллектуальными, или познавательными чувствами называются переживания, возникающие в процессе познавательной деятельности человека.
«Познание человека, – пишет Г. X. Шингаров, – это не мертвое, зеркально-механическое отражение действительности, а страстное искание истины…»
Открытие новых факторов и явлений действительности, их истолкование, рассуждение по поводу тех или иных положений, нахождение новых способов решения задачи вызывают в человеке целую гамму переживаний: удивление, недоумение, любопытство, любознательность, догадку, чувство радости и гордости по поводу сделанного открытия, чувство сомнения в правильности решения и т. п. Все эти чувства в зависимости от характера и масштаба решаемой задачи, от степени ее трудности могут выступать в более или менее сложном виде.
Источник