Чувства это отражение действительности

Как происходит отражение действительности в чувствах и че? оно отличается от отражения в познавательных процессах?

1.В процессе познания достаточно четко просматриваются две стороны — чувственное отражение и рациональное познание. процесс познания, как правило, имеет своим исходным моментом отражение действительности с помощью органов чувств человека. Именно через органы чувств мы получаем всю первичную информацию о предметах и явлениях внешнего мира.Чувственное отражение выступает в трех основных формах: в виде ощущений, восприятий и представлений. Что представляет каждая из этих форм?

Ощущения — это чувственные образы отдельных свойств предметов. Мы ощущаем цвета, звуки, запахи, имеем вкусовые, осязательные ощущения и т.д. Ощущения, как отмечал Л. Фейербах, это субъективный образ объективного мира. Этот образ объективен по содержанию, он адекватно отражает свойства объекта, но субъективен по форме, зависит от особенностей физиологии органов чувств человека, физиологии его высшей нервной деятельности, и даже, как показано выше, от его жизненного опыта.

Иное дело, если ощущения являются образами, тогда они не могут не иметь известного сходства с отражаемыми свойствами, тогда они могут и должны выступать и выступают исходной клеточкой познавательного процесса. восприятие.

Наконец, высшей формой чувственного отражения является представление — образное знание о непосредственно не воспринимаемых нами объектах, воспроизводимое по памяти.

Рациональное познание в конечном счете базируется на том материале, который дают нам органы чувств. Наконец, регулирование предметной деятельности обеспечивается прежде всего с помощью чувственных образов. Эту характеристику можно дополнить и тем, что к числу достоинств чувственного отражения относится и его образность, а также непосредственная данность его образов и их яркость.

Вместе с тем автономность двух сторон познания лишь относительна: чувствуя, ощущая, мы уже теоретизируем, размышляем, и, мысля, не отрываемся начисто от чувственных образов, опираемся на них. И все-таки что же мы понимаем под мышлением? Мышление — это активное, целенаправленное, опосредованное, обобщенное и абстрагирующее отражение существенных свойств и отношений внешнего мира, а вместе с тем и процесс созидания новых идей.

А теперь обратимся к характеристике основных форм мышления. Эти формы знакомы каждому из нас, и хотя мы пользуемся ими постоянно, наверное, не каждый сможет с ходу назвать их. Это понятие, суждение и умозаключение. Раскроем скобки в их содержании. Понятие — это такая форма мышления, в которой отражаются общие и существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений. Понятия обозначаются словом или группой слов. Различают обыденные и научные понятия. Понятия — это и итог работы мысли, и одновременно средства мышления. Но мы оперируем не отдельными понятиями, а понятиями в их связи друг с другом, отражающей связь вещей. Иными словами, о вещах мы судим. Суждение — форма мысли, в которой посредством связи понятий нечто утверждается либо отрицается о предмете мысли. Суждение, как правило, выражается в форме предложения. При этом связь понятий в суждении должна соответствовать связи вещей. Наконец, умозаключение — форма движения мысли, при которой из одного или нескольких суждений, называемых посылками, выводится новое суждение, называемое заключением или следствием. Умозаключения делятся на два основных класса: индуктивные, представляющие собой выведение общего положения из ряда частных фактов, и дедуктивные, при которых из некоторого общего положения выводятся частные, менее общие.

Дата добавления: 2015-02-10 ; просмотров: 20 ; Нарушение авторских прав

Источник

Чувственное отражение действительности в психологии и его формы

Являюсь практикующим психологом-консультантом, а также женским коучем. Счит.

Практикующий психолог, гештальт-терапевт. Закончила Тольяттинский Государ.

Представь, что перед тобой большой накрытый стол. На нём стоят множество блюд, каждое из которых на красивом блюде. Ты пробуешь первое, от удовольствия у тебя закрываются глаза, и всё, что ты можешь произнести – протяжное: «ммм». Тебе вкусно? Красиво? Хочешь ещё?

Вот это всё про наше чувственное отражение жизни. Всё, что происходит вокруг тебя ты видишь, думаешь, нюхаешь, пробуешь, трогаешь. Неправда ли? Но давай обо всём поподробнее.

Представление

То, как ты представляешь жизнь вокруг и то, каким ты видишь этот мир, является твоим представлением. В первую очередь всё разворачивается в твоём сознании. Всё, что ты помнишь, является твоим представлением.

Так, твои воспоминания о детстве являются лишь определёнными образами, которые подверглись абстракции с твоей стороны. То, что ты помнишь, определённо не то, что могло быть на самом деле. Поэтому люди часто помнят одно и тоже событие по-разному. Ты пропускаешь его через призму собственного опыта, знаний, ощущений.

Немало важную роль в процессе представления играет твоё воображение. На его основе также строится твоё представление о мире.

Ощущение

Ощущать можно чувственные образы отдельных предметов. Ты ощущаешь звук, свет, вкус, поверхности. Происходит это за счёт нервных импульсов. Сами рецепторы расположены в органах чувств. Именно ощущения подсказывают тебе о твоих желаниях. Хочешь ли ты есть, пить, послушать музыку. Это важная составляющая твоего мировосприятия.

Восприятие

Вслед за ощущениями идёт восприятие. Это отражение в коре головного мозга явлений и вещей при их контакте с органами чувств. Если ты задаёшься вопросом: «А чем ощущение отличается от восприятия?», ответ следующий. При ощущении возникает первичный сигнал, а восприятие интерпретирует эти сигналы.

Процесс познания

Сам процесс познания состоит из чувственного отражения и рационального познания. В этой статье описывается только чувственное отражение. Всю информацию из внешнего мира ты получаешь при помощи органов чувств.

А уже на базе этой информации в ход вступает рациональное познание. Но само по себе чувственное отражение не было бы полным. При помощи органов чувств ты можешь почувствовать первичную информацию, а её трактовкой уже будет заниматься твоё рациональное сознание.

Так, например, ткань, которую ты трогаешь, может быть мягкой. Но то, что она именно такая, ты можешь определить уже исходят из рационального познания. Твоё сознание знает, что ткань может быть плотной, мягкой, гладкой и другой. А твои пальцы почувствовали только саму ткань. То, какой у неё ворс — это и есть первичное восприятие.

Психика и чувственное отражение

Учёные уже давно рассматривают психику и чувства вместе. Как они говорят: «Там, где чувства, есть психика». Ощущения могут быть как у человека, так и у высших животных. Это связано с уровнем сложности головного мозга.

Аристотель выделял 5 типов рецепторов, связанных с ощущениями:

Отечественный учёный И. П. Павлов также выделил свою классификацию рецепторных ощущений:

  • Кожно-механический
  • Световой
  • Звуковой
  • Запаховый

Каждый из этих рецепторов доводил до сознания определённую информацию. На базе которой формировались чувства.

Ещё немного про свойства ощущений

Выделяют 5 свойств ощущений, каждое из которых несёт важное значение:

Показывает, насколько раздражитель влияет на нервную систему и функциональную систему раздражителя.

Фото автора Paul Kerby Genil: Pexels

  • Ощущения не исчезают сразу.

То, что ты чувствуешь, можешь длиться какое-то время, но обычно оно непродолжительное.

  • Ощущение не появляется сразу.

Существует латентный период между началом действия раздражителя и появлением самого ощущения.

Это основная особенность ощущения. Варьируется в пределах данного ощущения.

Это зависит от функционального состояния самого рецептора. Временем, на протяжении которого действует раздражитель и с какой интенсивностью.

Воображение

Как было сказано выше, воображение играет очень важную роль в процессе представления. Именно благодаря воображению наши ощущения приобретают понятный тебе смысл. Но само воображение не является продуктом деятельности органов чувств. Воображение является продуктом преобразования функциональных характеристик отображения.

Фото автора Kevin Bidwell: Pexels

Если ты посмотришь на нарисованные геометрические фигуры на бумаге, без воображения для тебя это будут просто фигуры. Но как только ты подключаешь своё воображение, которое строиться на твоём знании и опыте, фигура сразу становиться объёмной.

Субъективное чувственное отражение

Любое отражение действительно является только твоим отражением. При помощи органов чувств каждый человек видит это мир по-своему. Как уже было написано выше, ощущения первичны, а то, как ты их интерпретируешь, зависит от твоего жизненного опыта и знаний.

Всё это приводит к определённым реакциям, которые ты транслируешь в мир. Между твоим сознанием и материей нет чёткой границы. Если какой-то стимул повторяется из раза в раз, то связь между нейронами укрепляется. Так формируется, так называемое, шаблонное мышление.

Чувственное отражение является важным фактором развития человека. Его психики и сознания. То, что ты чувствуешь, видишь и то, как ты потом это ощущаешь представляет твою картину миру. Именно поэтому все люди разные и часто можно услышать о субъективном мнение человека. Потому так важно понимать, что каждый человек уникальный. Ты уникальна в своём чувственном отражении.

Источник

Психические явления как отражение действительности

Человек находится в постоянном взаимодействии с окружающей средой. Многочисленные предметы и явления действительности воздействуют на его органы чувств и, отражаясь его мозгом в виде ощущений, представлений, мыслей, чувств, стремлений, вызывают ответную реакцию — те или иные действия человека. Это отражение действительности человеческим мозгом в виде различных психических явлений есть субъективный мир человека, представляющий собой отражение, образ объективного мира, существующего вне нас и независимо от нашего сознания. «Вне нас существуют вещи, — писал В. И. Ленин. — Наши восприятия и представления — образы их».

Образы вещей — это как бы копия их, изображение предметов, сходное с отображаемыми предметами и явлениями, но не самые предметы или явления.

Начальным моментом отражения действительности являются ощущения. Они представляют собой отражение отдельных свойств, предметов и явлений материального мира, действующих непосредственно на органы чувств (ощущение цвета, звука, запаха й т. д.). В восприятии предметы и явления отражаются уже в многообразии своих свойств. Рассматривая предмет, мы видим не просто его цвет, форму и величину отдельно друг от друга, а воспринимаем его как целое (дом, стол, карандаш и т. д.).

Образы предметов и явлений могут воспроизводиться после действия раздражителей в виде представлений, т. е. образов ранее воспринятых предметов или явлений.

Ощущения, восприятия и представления являются наглядными образами предметов. Это чувственное отражение действительности. Оно дает знание о внешних, непосредственно воспринимаемых свойствах предметов и об их внешних связях друг с другом.

Далеко не все свойства предметов и не все предметы непосредственно воспринимаются. Мы, например, не видим непосредственно атомы, не слышим ультразвуки, хотя их существование достоверно известно. В этих случаях знания достигаются опосредствованно — путем сравнений, обобщений, умозаключений, выполняя которые, человек исходит, однако, из того, что дано ему непосредственно в ощущениях и восприятиях. Такое опосредствованное и обобщенное отражение действительности называется мышлением.

Мышление неразрывно связано с языком и осуществляется при помощи языка. Слово, язык — это звуковая, материальная оболочка мысли, вне которой мысль вообще не существует.

Ощущение и мышление — неразрывные звенья единого процесса отражения действительности. Исходным является чувственное, наглядное познание предметов и явлений действительности. Но, ощущая, воспринимая или наглядно представляя что-либо, человек всегда так или иначе анализирует, объединяет, обобщает, т. е. мыслит то, что дано в ощущениях и восприятиях.

Ощущения, восприятия, представления, мысли — все это познавательные процессы, познавательная сторона отражения действительности.

Отражение действительности мозгом не исчерпывается только познавательной деятельностью людей.Внешний мир отражается в голове человека не только в виде наглядных образов предметов или мыслей о них, но и в виде того или иного отношения к предметам и явлениям действительности. Мы всегда так или иначе относимся к тому, что воздействует на нас, и то или иное наше отношение к нему определяется как особенностями самих воздействующих предметов и явлений, так и всем нашим предшествующим опытом, особенностями нашей личности. В зависимости от особенностей того, что воздействует на нас, и особенностей нашей личности, сложившихся под влиянием прежних воздействий предметов и явлений действительности, мы испытываем те или иные потребности и интересы, чувства и желания, осуществляем волевые действия. Все это опять-таки различные формы отражения предметов и явлений действительности. Все это ответные реакции на действие предметов и явлений объективного мира, на те особенности, которые характерны для них.

Отражением действительности являются и все черты личности, прежде всего способности и характер человека, формирующиеся под воздействием условий жизни, в зависимости от тех обстоятельств, в которых протекает деятельность человека.

Все эти различные формы отражения реального мира неразрывно связаны между собой. Чувства и желания всегда зависят от того, что познается в предметах и явлениях, какие качества, свойства, особенности их выделяются нами. Вместе с тем познание объективной реальности в свою очередь само зависит от наших потребностей и интересов, от чувств и желаний, испытываемых нами, от волевых действий, от черт характера, которые сложились у нас, от всех особенностей личности.

Отражение действительности происходит в процессе деятельности людей: человек отражает мир, воздействуя на него, выполняя те или иные действия, оперируя вещами. Практика, деятельность людей — источник познания предметов и явлений действительности и того или иного отношения к ним. Человек не пассивно отражает действительность, он — активный деятель в окружающем мире. В процессе труда, осуществляя практическую деятельность, он изменяет и преобразует среду в интересах удовлетворения постоянно растущих общественных и личных потребностей. В процессе труда, указывает Маркс, человек не только «изменяет форму того, что дано природой: в том, что дано природой, он осуществляет в то же время и свою сознательную цель, которая как закон определяет способ и характер его действий и которой он должен подчинять
СВОЮ ВОЛЮ».

Наличие у человека как активного деятеля сознательных целей играет важнейшую роль в отражении объективной действительности, делает ее отражение целенаправленным, сознательно избирательным. Из всего многообразия того, что его окружает, из всех обстоятельств жизни человек прежде всего выделяет то, что имеет для него особенное значение, то, что отвечает сознательным целям и задачам деятельности, осознанным им потребностям общественной жизни и его личным потребностям.

Практическая деятельность, оперирование вещами, значительно расширяет познавательные возможности человека, уточняет его знания, обогащает их. Вместе с тем практика является и критерием правильности или ошибочности отражения действительности. Действуя в соответствии с возникающими у нас образами, мы проверяем, правильны ли они или ошибочны.

Являясь активным деятелем, человек в процессе деятельности накапливает жизненный опыт, и это играет важную роль в отражении им объективной реальности. Опыт людей различен; он зависит от природных и общественных условий, в которых живет человек, от условий воспитания и обучения, профессиональной деятельности, от влияния окружающих людей, от всех многообразных общественных воздействий, которым человек подвергается. Все это существенно влияет на отражение им объективной действительности.

Являясь активным деятелем общественно-исторического развития, человек в процессе деятельности изменяет не только внешнюю, природную и общественную, среду, но и свою собственную физическую и духовную природу, психический склад своей личности. В процессе деятельности не только делаются все более’ тонкими и точными ощущения и восприятия человека, развивается наблюдательность, мышление, воображение, но и формируются его чувства, волевые качества, навыки и привычки, развиваются’ способности, возникает музыкальный слух, художественный вкус, пробуждаются интересы, склонности, складывается характер.

Таким образом, объективные, внешние воздействия, являясь исходными и определяющими в отражении человеком реального’ мира, детерминируют, причинно обусловливают всю психическую деятельность человека, все черты личности, но не прямо, не автоматически, а через взаимодействие человека с объективной действительностью в процессе деятельности, направленной на изменение среды, и в зависимости от того, какое место те или иные условия среды занимают в его жизни и деятельности. Именно этим и объясняется, что одни и те же общие внешние условия, одна и та же внешняя среда оказывают разное влияние на разных людей, равно как и на одного и того же человека в разные периоды его жизни. Из-этого следует также, что внешние условия жизни никогда не предопределяют роковым образом, фатально, дальнейшего психического развития человека.

Отражение человеком действительности является неразрывным единством объективного и субъективного. Оно объективно по содержанию, так как является отражением внешних вещей и явлений и детерминируется внешними воздействиями. Оно объективно и потому, что является реальным нервным процессом и выражается в различных внешних действиях и поведении человека. Но оно субъективно потому, что всегда является отражением реального мира определенным человеком, субъектом, всегда преломляется через накопленный им личный опыт, через все особенности личности.

Из всего сказанного очевидна огромная жизненная роль психической деятельности человека. Как отражение объективной действительности, она является необходимым условием воздействия человека на мир, изменения им действительности. Ориентируя людей в объективном мире, психическая деятельность дает им возможность переделывать воздействующую на них среду. Человек изменяет действительность в соответствии с тем, как он ее отражает. Вне отражения действительности не может быть и деятельности человека. «Даже за еду и питье, — говорит Энгельс, человек принимается под влиянием отразившихся в его голове ощущений голода и жажды, а перестает есть и пить потому, что в его голове отражается ощущение сытости»

Эта жизненно важная роль психической деятельности обусловлена тем, что психика есть верное отражение объективной действительности. Она правильно ориентирует человека в окружающем мире, и именно благодаря этому возникает наука, создаются искусство и техника как орудие высшей ориентировки человека в окружающей действительности и преобразования ее в интересах человечества.

Источник

Читайте также:  Когда чувствуешь что мужчина охладел
Оцените статью
Читайте также:
  1. MS Excel. Числовой формат от денежного отличается
  2. VIII.2.2) Условия действительности договора (сделки).
  3. Актуальные проблемы учета доходов в коммерческих организациях и их отражения в отчетности в зависимости от видов договоров
  4. Бог не безучастен к тому, что происходит на Земле 1 страница
  5. Бог не безучастен к тому, что происходит на Земле 2 страница
  6. Бог не безучастен к тому, что происходит на Земле 3 страница
  7. Бог не безучастен к тому, что происходит на Земле 4 страница
  8. В зависимости от вида недействительности последствия и пра-
  9. В мышечной ткани происходит интенсивный аэробный процесс накопления энергии в виде АТФ. Этот процесс происходит при участии
  10. В случае, если соперники стремятся навязать противнику свою волю, изменить его поведение или даже вообще устранить его, происходит следующий социальный процесс.