Чувства это основа разума

LiveInternetLiveInternet

Музыка

Друзья

Постоянные читатели

Сообщества

Статистика

Чувства — основа разума, но разум к чувствам не сводится.

Воскресенье, 06 Октября 2013 г. 23:20 + в цитатник

Разум принимает решение на основе данных, предоставляемых чувствам, и его решение может как в русле того, что ему подсказывают его чувства, так и противоречить тому, к чему его подталкивают чувства. Исход конфликта зависит как от силы разбушевавшихся чувств, так и от силы личности. Если разум слаб, а чувства сильны, разум обычно только соглашается с тем, что диктуют ему чувства. Однако сила чувств определяет не все, кроме силы чувств, есть сила разума и сила личности.

Девушка сделала выбор в пользу чувства и забыла о своем долге. Но как красиво сформулировала )

Источник — Разум и чувства в человеческой жизни

http://www.psychologos.ru/articles/view/razum_i_chuvstva_v_chelovecheskoy_zhizni

Включать голову — еще не значит думать .

Многие люди (чаще дети, чем взрослые, и чаще женщины, чем мужчины) живут чувствами , не пользуясь умом. Рекомендация «включи голову » — это напоминание-рекомендация начать пользоваться умом.

Однако думать — это не просто пользоваться умом . Люди с включенным умом нередко при этом — не думают, довольствуются прошлыми решениями, шаблонно-привычными конструкциями ума, специально не обдумывая настоящую ситуацию.

Итак, цепочка повышения разумности:

Источник

Почему чувства так же важны, как и рассудок

Можно бесконечно спорить, о том, что важнее в процессе познания: чувства или разум? Или другими словами, что выступает главным инструментом для достижения достоверного знания?

Возможно, я Вас удивлю, но ни первое, ни второе не является главным, они работают сообща. И более того, в процессе познания работают три элемента: чувства, рассудок и разум. Кто так решил? И за что отвечает каждый элемент? – мы разберемся с вами прямо сейчас.

Спор между эмпириками и рационалистами вёлся долго, и решил его Иммануил Кант. Этот выдающийся немецкий философ второй половины XVIII века, был первым, кто заявил, во-первых, что предмет сообразуется с нашим сознанием, а не сознание с предметом, как это считалось ранее («коперниканский переворот»); а во-вторых – что и чувства, и разум являются главными элементами познания, и нельзя представить одно без другого.

«Хотя всякое наше знание начинается с опыта, отсюда вовсе не следует, что оно целиком происходит из опыта», — пишет Кант в начале «Критики чистого разума».

Итак, давайте разбираться поэтапно, как происходит процесс познания по Канту.

Мы получаем данные о предмете, с помощью наших органов чувств в пространстве и времени. То есть это лишь сбор неких впечатлений о предмете. Мы не можем ограничиваться на чувственных данных, так как они не несут в себе смысловой нагрузки.

“Как мы все видим предметы одинаково, если воспринимаем мир субъективно?”, — спросите Вы. Это происходит именно потому, что все люди воспринимают предметы в одном пространстве и времени. Пространства и время – это априорные формы чувственности. Априорные формы – это формы, которые не зависит от нашего опыта (априорность=доопытность). Более того, априорностью обладают те «предметы», которые являются всеобщими и общезначимыми (пространство и время, как раз имеют такие свойства). Мы же не можем представить предмет вне времени и пространства (проверьте), значит пространство и время – априорные формы.

Читайте также:  Если человек чувствует страх

«Некие впечатления о предмете» мы назовём многообразием. Это многообразие необходимо синтезировать, иначе у нас будет один большой несистематизированных сбор данных. И этот синтез с помощью воображения уже происходит на уровне рассудка.

Получив многообразие, рассудок отправляет свои данные о предмете в категории. Категории – это пустые логические формы, они выступают как некие ячейки, в которые свойства предмета можно разложить как по полочкам. И после этого, рассудок формирует понятие предмета (общее представление).

Всего категорий 12, и эта таблица размещена ниже. Мы не будем на ней останавливаться, но вы можете поэкспериментировать и представить какое-либо понятие, разложив его по категориям рассудка.

Количество Качество Отношение Модальность
Единство Реальность Субстанция и акциденция Возможность и невозможность
Множественность Отрицание Причина и следствие Существование и несуществование
Целокупность Ограничение Взаимодействие Необходимость и случайность

Но на одном понятии рассудок не останавливается. Дальше рассудок вырабатывает суждение, которое определяется с помощью таблицы суждений (и Вы также можете проверить свой пример).

Количество Качество Отношение Модальность
Общие Утвердительные Категорические Проблематические
Частные Отрицательные Гипотетические Ассерторические
Единичные Бесконечные Разделительные Аподиктические

Таким образом, рассудок выработал суждение и создал правило, на основе которого уже будут формироваться дальнейшие знания. На уровне рассудка мы уже получили некое знание о предмете, которое не могло бы существовать без изначальной работы чувств. Поэтому и чувства, и рассудок являются важными и необходимыми элементами в процессе познания. Они не могут выполнять функции другого, а как раз дополняют работу друг друга. Однако, знания, полученные на уровне рассудка, ограничиваются опытом и не дают полную картину мира.

И на последнем этапе начинается работа разума. Он вырабатывает умозаключения и принципы из полученных от рассудка суждений. Разум стремиться выстроить из суждений цепочку умозаключений, чтобы создать цельное знание о предмете. Также разум находится в поисках последних принципов, которые охватывают весь наш опыт. Но для того, чтобы охватить весь опыт, необходимо выйти за его пределы. И здесь уже возникают предметы интереса разума — чистые понятия рассудка – идеи: Душа, Мир, Бог.

Однако, если даже мы получали абсолютно достоверное знание о предмете, то это лишь наше восприятие этого предмета, или – как называл Кант – феномен (явление). На самом же деле, каждый предмет – это ноумен («вещь в себе»), и мы никогда не сможем узнать его реальную природу. Но это совсем не значит, что нужно бросить поиски смысла и устройства жизни. Необходимо только помнить, что Ваше понимание жизни может не совпадать с пониманием другого человека – и это совершенно нормально, потому одной уникальной истины не существует.

Источник

Конфликт разума и чувств

Вечный спор разума и импульсивных чувств о праве на безумства.
скачать видео

Это может быть частичное согласие. Например, чувства говорят: «Я устал!», а голова говорит: «Да, попозже. Отдыхать пока не время». Это может быть явное противоречие и конфликт. Типовая разновидность этого внутреннего конфликта, это когда чувства говорят: «Хочу!», а разум говорит «Нужно». Разум говорит: «Правильно так», чувства протестуют: «Не хочется».

Дать пощечину — протестуют все чувства. Но он должен это сделать, потому что у него есть ответственность перед детьми, у которых погибли родители и которых он теперь воспитывает.
скачать видео

Кроме конфликта Надо и Хочу, внутренний конфликт может иметь и другие формы. В фильме «Пятая печать» главный герой в главном эпизоде делает нечто, что противно не только всем-всем-всем его чувствам, но вообще всей его натуре — но делает это, потому что он Человек и он обязан это сделать. Ему предложено дать две пощечины умирающему подпольщику, тогда он выйдет на свободу. Он принимает решение это сделать, потому что у него дома 15 человек детей, у которых погибли родители и которых он лично спасает от гитлеровцев. Обдумывая свой будущий поступок, он учитывал и свои будущие чувства — но принял решение уважить не свои чувства, восстающие в жутком протесте, а понимание своего человеческого долга.

Исход конфликта зависит как от силы разбушевавшихся чувств, так и от силы личности. Если разум слаб, а чувства сильны, в столкновении Разума и чувств разум только согласится с тем, что диктуют ему чувства.

Однако сила чувств определяет не все, кроме силы чувств, есть сила разума и сила личности. Многое зависит от уровня личностного развития людей, включенных в эту ситуацию. Чем ниже уровень развития личности, тем чаще вопрос решается на уровне чувств. Чем выше — тем чаще идет обращение к разуму.

У хорошо простроенной личности конфликтов разума и чувств не происходит. Содружество разума и чувств возможно и необходимо, при этом правильное их отношение состоит не в равноправии разума и чувств, а в их иерархии: хорошо воспитанные чувства дают энергию и тонкую информацию о состоянии своем или состоянии другого человека, а разум принимает ответственные решения. См.→

Источник

Разум и чувства

Этот мультфильм весело учит жить чувствами, забыв о разуме и долге. Вы своих детей будете учить тому же?
скачать видео

Чувство — это жизнь тела. Чувства — живые и теплые, и внимание к чувствам — это всегда внимание вовнутрь, внимание к тому живому, что происходит в нашем теле. Жизнь тела — это ощущение внутреннего тепла, это телесные импульсы и тяга желания, это нравится и хочу, это волны настроений и вибрации звука, превращающиеся в мелодию и танец. Жизнь — это движение, а чувство — это переживание энергии тела.

Эту энергию можно оседлать и на ней можно кататься, энергией радости можно брызгать во все стороны из веселых глаз, в энергии тела можно купаться, в нее можно погружаться и нырять, она может захлестнуть, в ней можно утонуть.

Чувства идут из ощущений тела, внимательны к движениям и потребностям тела. Чувство — это тело. Это погружение в жизнь тела.

А разум — это другое. Разум — это закон мира, свет разума строг и направлен вовне, во внешний мир, к его строению и законам. Разум занят законами: он готов им подчиняться сам и считает правильным, чтобы им подчинялось все. Законы мира можно открывать, находить, схватывать — и можно создавать, продвигать своей волей, устанавливать своими приказами и распоряжениями.

Разум — способность открывать или устанавливать законы мира.

Если под влиянием слов в человеке (в теле человека) поднялась энергия энтузиазма («Мы наш, мы новый мир построим!») или ярости («Пусть ярость благородная вскипает, как волна. «) и человек стал двигаться — это было обращение к чувствам.

Если под влиянием слов человек остановился, включил голову и при свете сознания стал что-то лучше различать, разбираться, раскладывать, обосновывать, формулировать правила и алгоритмы — это было обращение к разуму.

Жизнь текуча, познание через чувства не дискретное, а скорее аналоговое: иногда мутное, но объемное, где есть все сразу. Чувство многопланово и многозначно, оно тяготеет к живым образам, близким ассоциациям и глубоким метафорам.

Законы разума строги, разум пользуется дискретными моделями: «да» или «нет», анализ должен быть четким, выводы однозначными.

Знание — кубик, холодная единица информации, а чувство — теплая и бьющаяся волна. Знание строит себя в свете сознания, чувство плещется в глубинах бессознательного.

Чувства — основа разума, но разум к чувствам не сводится. Разум принимает решение на основе данных, предоставляемых чувствам, и его решение может быть как в русле того, что ему подсказывают его чувства, так и противоречить тому, к чему его подталкивают чувства. Разум и чувства могут действовать в содружестве и гармонии, однако конфликт разума и чувств знаком практически каждому, это конфликт Хочу и Надо, желаний и Долга.

Кто-то предпочитает жить разумом, кто-то — чувствами. Дети чаще живут чувствами, взрослая жизнь предполагает большую роль разума, однако там, где люди могут свой образ жизни выбирать самостоятельно, мужчины чаще руководствуются разумом, женщины — чувствами.

Как средство познания, разум многократно мощнее чувств, но не нужно думать, что разум всегда прав. Коллективный разум всегда разумнее, чем коллективное чувство, но у конкретного человека чувства могут быть разумны, а разум — кривой. Когда разум слаб, а чувства сильны, возникает феномен рационализации — человек бездумно идет за своими чувствами, но всегда находит этому как бы разумное объяснение.

Лучше всего, когда разум и чувства дружат, поддерживают друг друга. Гармония разума и чувств возможна и необходима, при этом конкретная структура гармонии состоит не в равноправии разума и чувств, а в их иерархии: разум принимает ответственные решения, а подчиненные ему чувства ему в этом помогают. Очень важно, чтобы чувства давали тонкую информацию о состоянии своем или состоянии другого человека, но не менее важно, чтобы чувства оставались только инструментом, а решения принимала голова. Все ответственные решения должны проверяться разумом.

Любопытно, что в российском менталитете разумная целесообразность практически синоним корыстного, эгоистичного поведения и не в чести, как что-то «американское». Среднему российскому обывателю трудно представить, что можно разумно и осознанно действовать не только ради себя, но и ради кого-то, поэтому действия бескорыстные отождествляются с действиями «от сердца», на основе чувств, без головы.

Характерный пример: в статье «Сыну двенадцать: воспитание ответственности» умный папа писал, как он воспитывает в своем сыне привычку думать «зачем» он делает то или иное. Комментарий к этой статье: «Так и вижу взрослого молодого человека с вопросом, а зачем мне заботиться о своих родителях, проявлять к ним уважение, с какой целью? Теперь я самостоятельный и родители мне больше не нужны».

Мы ответили на этот комментарий так: «Хм. А вы полагаете, что родителей можно любить только если ни за что, «без головы»? Если родители детей действительно воспитывали, у детей есть ценности, а не только потребности, и дети умеют уже заботиться о достойных людях. То есть о родителях — в первую очередь, и именно потому, что родители сами им в этом подавали пример».

Источник

Читайте также:  Чувствуешь какая форма глагола
Оцените статью