- LiveInternetLiveInternet
- —Музыка
- —Друзья
- —Постоянные читатели
- —Сообщества
- —Статистика
- Чувства — основа разума, но разум к чувствам не сводится.
- Источник — Разум и чувства в человеческой жизни —
- http://www.psychologos.ru/articles/view/razum_i_chuvstva_v_chelovecheskoy_zhizni
- Почему чувства так же важны, как и рассудок
- Конфликт разума и чувств
- Разум и чувства
LiveInternetLiveInternet
—Музыка
—Друзья
—Постоянные читатели
—Сообщества
—Статистика
Чувства — основа разума, но разум к чувствам не сводится.
Воскресенье, 06 Октября 2013 г. 23:20 + в цитатник
Разум принимает решение на основе данных, предоставляемых чувствам, и его решение может как в русле того, что ему подсказывают его чувства, так и противоречить тому, к чему его подталкивают чувства. Исход конфликта зависит как от силы разбушевавшихся чувств, так и от силы личности. Если разум слаб, а чувства сильны, разум обычно только соглашается с тем, что диктуют ему чувства. Однако сила чувств определяет не все, кроме силы чувств, есть сила разума и сила личности.
Девушка сделала выбор в пользу чувства и забыла о своем долге. Но как красиво сформулировала )
Источник — Разум и чувства в человеческой жизни —
http://www.psychologos.ru/articles/view/razum_i_chuvstva_v_chelovecheskoy_zhizni
Включать голову — еще не значит думать .
Многие люди (чаще дети, чем взрослые, и чаще женщины, чем мужчины) живут чувствами , не пользуясь умом. Рекомендация «включи голову » — это напоминание-рекомендация начать пользоваться умом.
Однако думать — это не просто пользоваться умом . Люди с включенным умом нередко при этом — не думают, довольствуются прошлыми решениями, шаблонно-привычными конструкциями ума, специально не обдумывая настоящую ситуацию.
Итак, цепочка повышения разумности:
Источник
Почему чувства так же важны, как и рассудок
Можно бесконечно спорить, о том, что важнее в процессе познания: чувства или разум? Или другими словами, что выступает главным инструментом для достижения достоверного знания?
Возможно, я Вас удивлю, но ни первое, ни второе не является главным, они работают сообща. И более того, в процессе познания работают три элемента: чувства, рассудок и разум. Кто так решил? И за что отвечает каждый элемент? – мы разберемся с вами прямо сейчас.
Спор между эмпириками и рационалистами вёлся долго, и решил его Иммануил Кант. Этот выдающийся немецкий философ второй половины XVIII века, был первым, кто заявил, во-первых, что предмет сообразуется с нашим сознанием, а не сознание с предметом, как это считалось ранее («коперниканский переворот»); а во-вторых – что и чувства, и разум являются главными элементами познания, и нельзя представить одно без другого.
«Хотя всякое наше знание начинается с опыта, отсюда вовсе не следует, что оно целиком происходит из опыта», — пишет Кант в начале «Критики чистого разума».
Итак, давайте разбираться поэтапно, как происходит процесс познания по Канту.
Мы получаем данные о предмете, с помощью наших органов чувств в пространстве и времени. То есть это лишь сбор неких впечатлений о предмете. Мы не можем ограничиваться на чувственных данных, так как они не несут в себе смысловой нагрузки.
“Как мы все видим предметы одинаково, если воспринимаем мир субъективно?”, — спросите Вы. Это происходит именно потому, что все люди воспринимают предметы в одном пространстве и времени. Пространства и время – это априорные формы чувственности. Априорные формы – это формы, которые не зависит от нашего опыта (априорность=доопытность). Более того, априорностью обладают те «предметы», которые являются всеобщими и общезначимыми (пространство и время, как раз имеют такие свойства). Мы же не можем представить предмет вне времени и пространства (проверьте), значит пространство и время – априорные формы.
«Некие впечатления о предмете» мы назовём многообразием. Это многообразие необходимо синтезировать, иначе у нас будет один большой несистематизированных сбор данных. И этот синтез с помощью воображения уже происходит на уровне рассудка.
Получив многообразие, рассудок отправляет свои данные о предмете в категории. Категории – это пустые логические формы, они выступают как некие ячейки, в которые свойства предмета можно разложить как по полочкам. И после этого, рассудок формирует понятие предмета (общее представление).
Всего категорий 12, и эта таблица размещена ниже. Мы не будем на ней останавливаться, но вы можете поэкспериментировать и представить какое-либо понятие, разложив его по категориям рассудка.
Количество | Качество | Отношение | Модальность |
---|---|---|---|
Единство | Реальность | Субстанция и акциденция | Возможность и невозможность |
Множественность | Отрицание | Причина и следствие | Существование и несуществование |
Целокупность | Ограничение | Взаимодействие | Необходимость и случайность |
Но на одном понятии рассудок не останавливается. Дальше рассудок вырабатывает суждение, которое определяется с помощью таблицы суждений (и Вы также можете проверить свой пример).
Количество | Качество | Отношение | Модальность |
---|---|---|---|
Общие | Утвердительные | Категорические | Проблематические |
Частные | Отрицательные | Гипотетические | Ассерторические |
Единичные | Бесконечные | Разделительные | Аподиктические |
Таким образом, рассудок выработал суждение и создал правило, на основе которого уже будут формироваться дальнейшие знания. На уровне рассудка мы уже получили некое знание о предмете, которое не могло бы существовать без изначальной работы чувств. Поэтому и чувства, и рассудок являются важными и необходимыми элементами в процессе познания. Они не могут выполнять функции другого, а как раз дополняют работу друг друга. Однако, знания, полученные на уровне рассудка, ограничиваются опытом и не дают полную картину мира.
И на последнем этапе начинается работа разума. Он вырабатывает умозаключения и принципы из полученных от рассудка суждений. Разум стремиться выстроить из суждений цепочку умозаключений, чтобы создать цельное знание о предмете. Также разум находится в поисках последних принципов, которые охватывают весь наш опыт. Но для того, чтобы охватить весь опыт, необходимо выйти за его пределы. И здесь уже возникают предметы интереса разума — чистые понятия рассудка – идеи: Душа, Мир, Бог.
Однако, если даже мы получали абсолютно достоверное знание о предмете, то это лишь наше восприятие этого предмета, или – как называл Кант – феномен (явление). На самом же деле, каждый предмет – это ноумен («вещь в себе»), и мы никогда не сможем узнать его реальную природу. Но это совсем не значит, что нужно бросить поиски смысла и устройства жизни. Необходимо только помнить, что Ваше понимание жизни может не совпадать с пониманием другого человека – и это совершенно нормально, потому одной уникальной истины не существует.
Источник
Конфликт разума и чувств
Вечный спор разума и импульсивных чувств о праве на безумства.
скачать видео
Это может быть частичное согласие. Например, чувства говорят: «Я устал!», а голова говорит: «Да, попозже. Отдыхать пока не время». Это может быть явное противоречие и конфликт. Типовая разновидность этого внутреннего конфликта, это когда чувства говорят: «Хочу!», а разум говорит «Нужно». Разум говорит: «Правильно так», чувства протестуют: «Не хочется».
Дать пощечину — протестуют все чувства. Но он должен это сделать, потому что у него есть ответственность перед детьми, у которых погибли родители и которых он теперь воспитывает.
скачать видео
Кроме конфликта Надо и Хочу, внутренний конфликт может иметь и другие формы. В фильме «Пятая печать» главный герой в главном эпизоде делает нечто, что противно не только всем-всем-всем его чувствам, но вообще всей его натуре — но делает это, потому что он Человек и он обязан это сделать. Ему предложено дать две пощечины умирающему подпольщику, тогда он выйдет на свободу. Он принимает решение это сделать, потому что у него дома 15 человек детей, у которых погибли родители и которых он лично спасает от гитлеровцев. Обдумывая свой будущий поступок, он учитывал и свои будущие чувства — но принял решение уважить не свои чувства, восстающие в жутком протесте, а понимание своего человеческого долга.
Исход конфликта зависит как от силы разбушевавшихся чувств, так и от силы личности. Если разум слаб, а чувства сильны, в столкновении Разума и чувств разум только согласится с тем, что диктуют ему чувства.
Однако сила чувств определяет не все, кроме силы чувств, есть сила разума и сила личности. Многое зависит от уровня личностного развития людей, включенных в эту ситуацию. Чем ниже уровень развития личности, тем чаще вопрос решается на уровне чувств. Чем выше — тем чаще идет обращение к разуму.
У хорошо простроенной личности конфликтов разума и чувств не происходит. Содружество разума и чувств возможно и необходимо, при этом правильное их отношение состоит не в равноправии разума и чувств, а в их иерархии: хорошо воспитанные чувства дают энергию и тонкую информацию о состоянии своем или состоянии другого человека, а разум принимает ответственные решения. См.→
Источник
Разум и чувства
Этот мультфильм весело учит жить чувствами, забыв о разуме и долге. Вы своих детей будете учить тому же?
скачать видео
Чувство — это жизнь тела. Чувства — живые и теплые, и внимание к чувствам — это всегда внимание вовнутрь, внимание к тому живому, что происходит в нашем теле. Жизнь тела — это ощущение внутреннего тепла, это телесные импульсы и тяга желания, это нравится и хочу, это волны настроений и вибрации звука, превращающиеся в мелодию и танец. Жизнь — это движение, а чувство — это переживание энергии тела.
Эту энергию можно оседлать и на ней можно кататься, энергией радости можно брызгать во все стороны из веселых глаз, в энергии тела можно купаться, в нее можно погружаться и нырять, она может захлестнуть, в ней можно утонуть.
Чувства идут из ощущений тела, внимательны к движениям и потребностям тела. Чувство — это тело. Это погружение в жизнь тела.
А разум — это другое. Разум — это закон мира, свет разума строг и направлен вовне, во внешний мир, к его строению и законам. Разум занят законами: он готов им подчиняться сам и считает правильным, чтобы им подчинялось все. Законы мира можно открывать, находить, схватывать — и можно создавать, продвигать своей волей, устанавливать своими приказами и распоряжениями.
Разум — способность открывать или устанавливать законы мира.
Если под влиянием слов в человеке (в теле человека) поднялась энергия энтузиазма («Мы наш, мы новый мир построим!») или ярости («Пусть ярость благородная вскипает, как волна. «) и человек стал двигаться — это было обращение к чувствам.
Если под влиянием слов человек остановился, включил голову и при свете сознания стал что-то лучше различать, разбираться, раскладывать, обосновывать, формулировать правила и алгоритмы — это было обращение к разуму.
Жизнь текуча, познание через чувства не дискретное, а скорее аналоговое: иногда мутное, но объемное, где есть все сразу. Чувство многопланово и многозначно, оно тяготеет к живым образам, близким ассоциациям и глубоким метафорам.
Законы разума строги, разум пользуется дискретными моделями: «да» или «нет», анализ должен быть четким, выводы однозначными.
Знание — кубик, холодная единица информации, а чувство — теплая и бьющаяся волна. Знание строит себя в свете сознания, чувство плещется в глубинах бессознательного.
Чувства — основа разума, но разум к чувствам не сводится. Разум принимает решение на основе данных, предоставляемых чувствам, и его решение может быть как в русле того, что ему подсказывают его чувства, так и противоречить тому, к чему его подталкивают чувства. Разум и чувства могут действовать в содружестве и гармонии, однако конфликт разума и чувств знаком практически каждому, это конфликт Хочу и Надо, желаний и Долга.
Кто-то предпочитает жить разумом, кто-то — чувствами. Дети чаще живут чувствами, взрослая жизнь предполагает большую роль разума, однако там, где люди могут свой образ жизни выбирать самостоятельно, мужчины чаще руководствуются разумом, женщины — чувствами.
Как средство познания, разум многократно мощнее чувств, но не нужно думать, что разум всегда прав. Коллективный разум всегда разумнее, чем коллективное чувство, но у конкретного человека чувства могут быть разумны, а разум — кривой. Когда разум слаб, а чувства сильны, возникает феномен рационализации — человек бездумно идет за своими чувствами, но всегда находит этому как бы разумное объяснение.
Лучше всего, когда разум и чувства дружат, поддерживают друг друга. Гармония разума и чувств возможна и необходима, при этом конкретная структура гармонии состоит не в равноправии разума и чувств, а в их иерархии: разум принимает ответственные решения, а подчиненные ему чувства ему в этом помогают. Очень важно, чтобы чувства давали тонкую информацию о состоянии своем или состоянии другого человека, но не менее важно, чтобы чувства оставались только инструментом, а решения принимала голова. Все ответственные решения должны проверяться разумом.
Любопытно, что в российском менталитете разумная целесообразность практически синоним корыстного, эгоистичного поведения и не в чести, как что-то «американское». Среднему российскому обывателю трудно представить, что можно разумно и осознанно действовать не только ради себя, но и ради кого-то, поэтому действия бескорыстные отождествляются с действиями «от сердца», на основе чувств, без головы.
Характерный пример: в статье «Сыну двенадцать: воспитание ответственности» умный папа писал, как он воспитывает в своем сыне привычку думать «зачем» он делает то или иное. Комментарий к этой статье: «Так и вижу взрослого молодого человека с вопросом, а зачем мне заботиться о своих родителях, проявлять к ним уважение, с какой целью? Теперь я самостоятельный и родители мне больше не нужны».
Мы ответили на этот комментарий так: «Хм. А вы полагаете, что родителей можно любить только если ни за что, «без головы»? Если родители детей действительно воспитывали, у детей есть ценности, а не только потребности, и дети умеют уже заботиться о достойных людях. То есть о родителях — в первую очередь, и именно потому, что родители сами им в этом подавали пример».
Источник