Чувства это нормально упражнение

Занятие 3. ЧУВСТВА — ЭТО НОРМАЛЬНО

Главная задача этого модуля — научить их осознавать свои чувства и понимать, как они проявляются в поведении. В ходе работы отреагирование чувств будет постепенно заменятся на их вербализацию. На этом этапе терапии участники группы учатся лучше понимать чувства других людей, быть более отзывчивыми.

1. Научить участников группы выражать свои чувства в вербальной форме, тем самым, снижая вероятность их неадекватного проявления в поведении.

2. Подготовить детей к работе с неприятными и часто противоречивыми чувствами, связанными с пережитым злоупотреблением: гневом, ощущением предательства, страхом, печалью, стыдом, виной, чувством отверженности и беспомощности.

3. Способствовать развитию эмпатии, обсуждая в доброжелательной обстановке чувства всех членов группы. Развивать способность детей понимать и поддерживать других.

4. Объяснить участникам группы взрослых, как эмоции влияют на поведение и каким образом «скрытые» чувства могут мешать установлению нормальных отношений с окружающими.

5. Помочь участникам группы взрослых стать более внимательными к поведенческим «сигналам» детей и научиться более терпимо относиться к сильным проявлениям эмоций.

1. упражнение «приветствие»

Цель упражнения: разминка, приветствие участников друг друга.

Участникам предлагается образовать круг и разделиться на три равные части: «европейцев», «японцев» и «африканцев». Потом каждый из участников идет по кругу и здоровается со всеми «своим способом»: «европейцы» пожимают руку, «японцы» кланяются, «африканцы» трутся носами.

2. «Что заставляет людей чувствовать. »

Детям предлагается описать жизненные ситуации, в которых у людей возникают такие чувства как «грусть», «ярость», «радость»; или более сложные: «смущение», «стыд» или «зависть». Заполнив листки, дети по очереди вносят свои варианты в общий список, который составляется для каждого чувства. Хотя это упражнение поначалу подразумевает некоторую дистанцированность от личных переживаний ребенка и способствует развитию эмпатии, дети по собственной инициативе начинают привносить реальные ситуации из своего жизненного опыта. Возникающие у ребенка ассоциации часто помогают психотерапевтам верно проинтерпретировать некоторые особенности его поведения.

3. Коллажи чувств

1-й ВАРИАНТ. Каждому ребенку предлагается сделать, используя фотографии (картинки), коллаж одного из чувств («грусть», «счастье», «испуг» и т.п.). Затем, другие участники группы пытаются угадать, какое чувство передает этот коллаж. После этого, ребенок, сделавший коллаж, объясняет, каким образом каждая из картинок выражает это чувство. Если дети увидели в этих иллюстрациях другие чувства, им предлагается дать свои объяснения.

2-й ВАРИАНТ. Психотерапевты выписывают на доску названия чувств. Каждому ребенку предлагается сделать свой собственный коллаж, выбирая, по крайней мере, по одной картинке для каждого из перечисленных чувств. Завершив работу, дети пишут, какое чувство, представлено на каждой картинке и показывают свой коллаж группе.

4. «Как я выражаю свои чувства»

Каждый ребенок составляет список своих способов невербального выражения чувств. Эти ответы используются в качестве отправной точки для обсуждения того, как различные чувства могут проявляться в поведении.

5. Ролевые игры на эмпатию

Дети, разбитые на пары, разыгрывают перед группой различные предложенные им ролевые сценарии, или, если захотят, события из собственной жизни, происшедшие в течение недели (например, лучший друг уезжает на каникулы). Один ребенок описывает ситуацию, а другой слушает, пытаясь угадать его чувства и проявить понимание и заинтересованность. Наблюдая за ролевой игрой, остальные члены группы размышляют над тем, какими способами они могут выражать сопереживание и заботу друг о друге. Это упражнение дает представление о том, насколько хорошо дети понимают, что такое эмпатия, и об их способности ее проявлять.

6. Упражнение «Прощание разными способами»

Инструкция: ведущий предлагает участникам попрощаться, при этом использовать как вербальные, так и невербальные способы. Ни одно «прощание» не должно повторяться.

Источник

Занятие 3. Чувства — это нормально

Главная задача этого модуля — научить их осознавать свои чувства и понимать, как они проявляются в поведении. В ходе работы отреагирование чувств будет постепенно заменятся на их вербализацию. На этом этапе терапии участники группы учатся лучше понимать чувства других людей, быть более отзывчивыми.

1. Научить участников группы выражать свои чувства в вербальной форме, тем самым, снижая вероятность их неадекватного проявления в поведении.

2. Подготовить детей к работе с неприятными и часто противоречивыми чувствами, связанными с пережитым злоупотреблением: гневом, ощущением предательства, страхом, печалью, стыдом, виной, чувством отверженности и беспомощности.

3. Способствовать развитию эмпатии, обсуждая в доброжелательной обстановке чувства всех членов группы. Развивать способность детей понимать и поддерживать других.

4. Объяснить участникам группы взрослых, как эмоции влияют на поведение и каким образом «скрытые» чувства могут мешать установлению нормальных отношений с окружающими.

Читайте также:  Как повысить чувство уверенности

5. Помочь участникам группы взрослых стать более внимательными к поведенческим «сигналам» детей и научиться более терпимо относиться к сильным проявлениям эмоций.

1. упражнение «приветствие»

Цель упражнения: разминка, приветствие участников друг друга.

Участникам предлагается образовать круг и разделиться на три равные части: «европейцев», «японцев» и «африканцев». Потом каждый из участников идет по кругу и здоровается со всеми «своим способом»: «европейцы» пожимают руку, «японцы» кланяются, «африканцы» трутся носами.

2. «Что заставляет людей чувствовать. »

Детям предлагается описать жизненные ситуации, в которых у людей возникают такие чувства как «грусть», «ярость», «радость»; или более сложные: «смущение», «стыд» или «зависть». Заполнив листки, дети по очереди вносят свои варианты в общий список, который составляется для каждого чувства. Хотя это упражнение поначалу подразумевает некоторую дистанцированность от личных переживаний ребенка и способствует развитию эмпатии, дети по собственной инициативе начинают привносить реальные ситуации из своего жизненного опыта. Возникающие у ребенка ассоциации часто помогают психотерапевтам верно проинтерпретировать некоторые особенности его поведения.

3. Коллажи чувств

1-й ВАРИАНТ. Каждому ребенку предлагается сделать, используя фотографии (картинки), коллаж одного из чувств («грусть», «счастье», «испуг» и т.п.). Затем, другие участники группы пытаются угадать, какое чувство передает этот коллаж. После этого, ребенок, сделавший коллаж, объясняет, каким образом каждая из картинок выражает это чувство. Если дети увидели в этих иллюстрациях другие чувства, им предлагается дать свои объяснения.

2-й ВАРИАНТ. Психотерапевты выписывают на доску названия чувств. Каждому ребенку предлагается сделать свой собственный коллаж, выбирая, по крайней мере, по одной картинке для каждого из перечисленных чувств. Завершив работу, дети пишут, какое чувство, представлено на каждой картинке и показывают свой коллаж группе.

4. «Как я выражаю свои чувства»

Каждый ребенок составляет список своих способов невербального выражения чувств. Эти ответы используются в качестве отправной точки для обсуждения того, как различные чувства могут проявляться в поведении.

5. Ролевые игры на эмпатию

Дети, разбитые на пары, разыгрывают перед группой различные предложенные им ролевые сценарии, или, если захотят, события из собственной жизни, происшедшие в течение недели (например, лучший друг уезжает на каникулы). Один ребенок описывает ситуацию, а другой слушает, пытаясь угадать его чувства и проявить понимание и заинтересованность. Наблюдая за ролевой игрой, остальные члены группы размышляют над тем, какими способами они могут выражать сопереживание и заботу друг о друге. Это упражнение дает представление о том, насколько хорошо дети понимают, что такое эмпатия, и об их способности ее проявлять.

Источник

Чувства это нормально упражнение

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ ЭМПАТИИ …
http://doshkolnuk.com/igry-i

Цель: позволяет участникам познакомиться друг с другом, привыкнуть, адаптироваться к новой среде.

Ход игры: Упражнение проводится в кругу. Каждый участник называет себя по имени (если хочет, может что-то рассказать о себе).

Цель: позволяет детям скорее запомнить имена друг друга, установить контакт.

Ход игры: Первый участник (например, слева от ведущего) называет свое имя. Следующий повторяет его, затем называет свое. И так по кругу. Упражнение заканчивается, когда первый участник назовет по именам всю группу.

Цель: упражнение так же позволяет детям запомнить имена друг друга, способствует созданию комфортной обстановки для каждого участника.

Инструкция: «Вспомните, как вас ласково зовут дома. Мы будем бросать друг другу мячик. И тот, к кому мячик попадет, называет одно или несколько своих ласковых имен. Кроме того, важно запомнить, кто каждому из вас бросил мячик. Когда все дети назовут свои ласковые имена, мячик пойдет в обратную сторону. Теперь нужно постараться не перепутать и бросить мяч тому, кто в первый раз бросил его вам, а кроме того, произнести его ласковое имя» [50].

Цель: развитие воображения, создание психологически непринужденной атмосферы.

Ход игры: В начале упражнения ведущий рассказывает о разных способах приветствия, принятых и шуточных. Затем детям предлагается поздороваться, прикоснувшись плечом, спиной, рукой, носом, щекой, выдумать собственный необыкновенный способ приветствия для сегодняшнего занятия и поздороваться посредством его.

«Встаньте те, кто. »

Цель; развивает наблюдательность, позволяет детям лучше узнать друг друга.

Ход игры: Ведущий дает задание: «Встаньте те, кто…

любит бегать;
радуется хорошей погоде;
имеет младшую сестру;
любит дарить цветы и т. д.
При желании роль ведущего могут выполнять дети. После завершения всем задаются вопросы, подводящие итоги игры: «Сейчас мы посмотрим, кто у нас в группе оказался самым внимательным. Кто у нас в группе любит сладкое? У кого есть младшая сестра?» Затем вопросы усложняются (включают в себя две переменные): «Кто у нас в группе любит сладкое и имеет младшую сестру?». Каждый вопрос адресуется конкретному ребенку, если он не может ответить сам — ему помогает группа [15].

Читайте также:  Солнце мое как ты себя чувствуешь

«Представь свое имя в движении» (с 6 лет)

Цель: игра помогает детям запоминать имена своих товарищей, вызывает положительные эмоции и формирует чувство группового единства. В этом упражнении каждый получает шанс выразить себя и привлечь к себе внимание.

Ход игры: Дети сидят в кругу. Поочередно, по часовой стрелке, дети делают телодвижения, подсказывающее их имя. Упражнение более эффективно, если попросить всех повторять имена и телодвижения[33].

«Представься с помощью куклы» (с 5 лет)

Цель: помогает снять напряжение и неуверенность, позволяет детям лучше узнать друг друга.

Материал: две куклы разного пола, желательно в рост ребенка, или перчаточные куклы.

Ход игры: Ребенку предлагают представиться с помощью куклы и рассказать о себе. Ведущий и дети могут задавать вопросы, уточнять. Например: Твоя любимая игра? Как в нее играть? Любимое животное? Почему? Самая вкусная еда на свете? О чем ты мечтаешь? и т. д. [33]

Цель: игра переводит внимание на внешность детей, позволяет осознать внешние сходства и отличия.

А) Воспитатель просит детей внимательно посмотреть друг на друга: «У всех у вас волосы отличаются по цвету. Теперь поменяйтесь местами, так, чтобы крайним справа, вот на этом стуле, сидел тот, у кого самые светлые волосы, рядом с ним — у кого они потемнее, а крайним справа, на этом стуле, был тот у кого самые темные волосы. Начали…» Взрослый помогает детям, подходит к каждому, прикасается к волосам, советуется с остальными, куда его посадить, и т. д.

Источник

Занятие с элементами тренинга «Эмоции и чувства» (5 — 7 класс)

Занятие с элементами тренинга для 5-7 классов

«Эмоции и чувства. Что это такое. Как их понять.»

Склярова И. А., психолог ГБУ ВО «ЦПППиРД»

Цель: профилактика девиантного поведения детей через знакомство с эмоциональной сферой человека, формирование навыков анализа собственных эмоциональных реакций.

познакомить участников с понятием эмоций и чувств

рассмотреть различия эмоций и чувств

познакомить участников со спектром человеческих эмоций и чувств

сформировать навыки распознавания эмоциональных реакций

сформировать навыки конструктивного выражения эмоций

Время проведения : 45 минут.

Целевая аудитория: учащиеся 5-7 классов (15-20 человек)

Необходимые материалы: заготовки человечков, цветные карандаши, бумажки для записи правил, карточки с названием эмоций.

Ведущий: Здравствуйте, ребята! Меня зовут Ирина Александровна, я психолог. Сегодня мы поговорим с вами о эмоциях и чувствах людей. Но прежде, давайте познакомимся!

Знакомство: Упражнение «Имена»:

Время проведения: 5 минут.

У частник говорит следующую фразу: «Привет, я — гениальный Григорий», потом обращается к другому участнику (любому, кроме соседей справа и слева): «А ты кто?» Тот, к кому обратились, отвечает: «Привет, гениальный Григорий, я — доброжелательная Даша». И обращается к следующему с аналогичным выступлением.

Ведущий: Ребята, рада со всеми вами познакомиться!

Установление правил работы группы.

Время проведения: 10 минут.

Материалы: цветные маркеры и листы.

Цель: обеспечение безопасной, доверительной обстановки, формирование у членов группы ответственности за собственные поступки.

Ведущий: ребята, нам предстоит провести вместе 45 минут. Пусть время небольшое, но мы можем сделать его очень интересным и полезным! Для этого давайте установим некоторые правила. Первым правилом предлагаю сделать

Правило уважению друг друга: каждый участник важен, каждый имеет право высказаться. Никто никого не обижает и не перебивает.

Правило поднятой руки: хочешь сказать – подними руку.

Правило всеобщего участия: в упражнениях и играх участвуют все.

Правило «стоп»: если вам не нравится что-то, что вам говорят или делают – скажите «стоп» и этот человек прекратит.

Так же я хочу назначить человека, следящего за выполнением правил! Это важный человек, он будет у нас хранителем! (Ведущий выбирает активного участника из группы и поручает ему следить за выполнением правил. При нарушении правила, занятие приостанавливается, все участники вместе обсуждают какое правило было нарушено и что нужно сделать, чтобы решить ситуацию.)

Беседа по теме занятия.

Цель: информирование участников.

Время проведения: 5 – 7 минут.

Ведущий: Вы можете представить себе человека, который никогда не смеется, не плачет, не удивляется, не сердится, не боится. Конечно же, вы ска­жете, что таких людей не бывает. И действительно, все мы в различные моменты своей жизни то радуемся, то огорчаемся, то восхищаемся.

Радость, печаль, грусть, страх, удивление — все это разнообразные эмоции, выражающие нашу реакцию по отношению к миру, к людям, к вещам и событиям. Произошло какое-то событие – человек немедленно выдает эмоциональную реакцию, например, мы увидели большую собаку – сразу возникла эмоция страха; мы получили замечательный подарок – возникла эмоция радости. Эмоции – это неравнодушное отношение к жизни. Вот и сейчас, когда вы слушаете меня, у вас наверняка возникло опре­деленное отношение к моим словам, ваши лица могут выражать либо скуку, либо любопытство, либо удивление или еще какую-то эмоцию.

Читайте также:  Перестал чувствовать запахи вкус есть

Какие еще вы знаете эмоции?

Чувства – более сложно переживание. Чувства длятся гораздо больше, чем эмоции, например, вы любите кататься на велосипеде, и это чувства сохраняется много лет. Но, вот вы катались и упали, возникла эмоция гнева. Через какое-то время она пройдет, но любовь к катанию останется.

Ребята, подумайте, а как можно выразить свои эмоции и чувства?

Эмоциональная диагностика «Цветные человечки».

Цель: диагностика текущего состояния, вхождение в атмосферу тренинга.

Время проведения: 15 минут.

Материалы: цветные карандаши, заготовки человечков из бумаги.

Ведущий: сейчас предлагаю вам подумать, какие эмоции и чувства вы испытываете сейчас? Представьте их, какого они цвета? А теперь давайте их нарисуем.

Участникам предлагается закрыть глаза и почувствовать свое состояние, с каким оно ассоциируется цветом. Затем нужно раскрасить человечка в этот цвет. Приложение 1.

Обсуждение: желающие могут показать группе своих человечков, рассказать о рисунке: какого он цвета, почему выбрали именно этот цвет с чем он ассоциируется. Что ещё дорисовали на человечке? Для чего ему нужны эти вещи?

Цель: отработка навыка распознавания и выражения эмоций.

Время проведения: 10 минут.

Ведущий: ребята, вы очень здорово разрисовали своих человечков и показали мне как можно выразить свои эмоции цветом. А теперь давайте посмотрим, как же можно выразить эмоции мимикой и жестами.

Каждый участник по очереди тянет из шляпы ведущего карточку с эмоцией и за 15 секунд показывает ее остальным. Если участник затрудняется показать эмоцию, команда помогает ему. Задача команды – разгадать все эмоции. Приложение 2.

Цель: формирование навыков саморегуляции.

Время проведения: 5 – 7 минут.

Дети хаотично ходят по площадке. Ведущий дает команду «Замри!» и все замирают на своих местах. Ведущий ходит между детьми и ищет того, кто шевельнётся. Он забирает этого человека и тот становится помощником ведущего. Снова дается команда «Замри!» и ведущий ходит уже с помощником. Так продолжается, пока не останется двое участников. Обычно остальные ребята начинают их смешить. щекотать, всячески заставить засмеяться и пошевелиться. В любом случае, они побеждают, как самые стойкие и способные к самоконтролю.

Беседа «Польза и вред эмоций»

Цель: сформировать у детей навык дифференцирования негативных и позитивных эмоциональных проявлений, сформировать представления о возможных последствиях эмоциональных проявлений.

Время проведения: 5 – 7 минут.

Ведущий: Ребята, скажите, эмоции — это хорошо или плохо? Можем мы без них обойтись? Не можем. А бывают ли у вас эмоции такие сильные, что вы не можете их контролировать? Что может произойти в такой ситуации? Могут ли наши эмоции нам навредить? Как быть в такой ситуации?

Таблица 1. «Плюсы и минусы эмоций»

насыщенная, яркая жизнь

всегда понятно, что человек чувствует

показывают, что нам нравится, а что нет

привыкание к хорошим эмоциям

помогают в общении

неконтролируемые вспышки эмоций

Упражнение «Дыхательные техники».

Цель: формирование и развитие навыков телесного самоконтроля, снижение уровня тревожности, формирование и отработка навыков саморегуляции.

Время проведения: 10 минут.

Участник и ложатся или садятся в удобных позах, расслабляются и закрывают глаза.

Ведущий: представьте ситуацию, когда вы очень взволнованы или сердитесь. Как вы дышите в этот момент? Скорее всего вы дышите очень часто и поверхностно – то есть, не полной грудью, а только верхней ее частью. Это дыхание называется верхним, и оно придает нам активность. Давайте попробуем его отработать.

1 этап: верхнее дыхание – активизирующее. Рука на груди поднимается, на животе – остается неподвижной.

2 этап: нижнее дыхание — расслабляющее. Участникам нужно положить одну руку на грудь, другую на живот – рука на груди должна оставаться на месте, рука на животе должна подниматься при вдохе и опускаться при выдохе.

3 этап: полное дыхание – от живота, вверх, ребра, грудина, ключицы. Выдох в том же порядке – отпускаем живот, далее «опадает» грудная клетка. И, наконец, легким толчком брюшной стенки вытесняется «остаточный» воздух.

Обсуждение: Какие испытывали ощущения. Что полезного есть в этом упражнении. В каких аспектах жизни можно его применять.

Время проведения: 10 минут.

Групповое обсуждение по схеме:

1. Какие ощущения, чувства испытывают участники?

2. Что понравилось больше всего?

3. Что не понравилось совсем?

4. Чему научились участники?

Материал для эмоциональной диагностики «Цветные человечки».

Источник

Оцените статью