Чувства это 4 класс окружающий мир

Конспект урока по окружающему миру (УМК «Начальная школа XXI века) «Мир чувств и эмоций»
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

Расширение знаний учащихся по теме «Мир чувств и эмоций».

Формирование навыков культурного поведения и управления своими эмоциями и чувствами.

Скачать:

Вложение Размер
Мир чувств. Эмоции 138.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа с. Первомайское

муниципального района Туймазинский район

Конспект урока по окружающему миру

(УМК «Начальная школа XXI века)

«Мир чувств и эмоций»

Подготовила и провела

учитель начальных классов

Познавательные универсальные учебные действия учащихся:

Формирование проектных и исследовательских действий.

Формирование умений проводить теоретическое исследование.

Умение выдвигать гипотезу и доказывать ее.

Умение формирования замыслов будущих исследований и проектов.

Регулятивные универсальные учебные действия:

Формирование способности личности к целеполаганию и построению жизненных планов.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

Общение и взаимодействие

Работа в группе (совместно-творческая деятельность).

Организация и планирование сотрудничества с учителем и сверстниками.

Цель: Расширение знаний учащихся по теме «Мир чувств и эмоций».

Формирование навыков культурного поведения и управления своими эмоциями и чувствами.

Воспитание бережного отношения к чувствам окружающих людей.

Оформление: конверты с заданиями для групп, словари, рисунки учащихся, запись песни Ю.Энтина «Улыбка», запись песни Ю.Антонова «От печали до радости»

Оборудование: ноутбук, проектор, экран, учебник «Окружающий мир» под редакцией авторов Н.Ф. Виноградовой, Г.С. Калиновой.

1. Организационный момент

улыбнёмся друг другу,
Улыбки подарим гостям!
К общению готовы!

Тогда — за работу!
Удачи желаю я Вам!

Я проверю, кто сегодня будет самым внимательным на уроке!

2. Повторение пройденного по теме «Органы чувств»

-У вас на партах лежат листочки с лицом человека.

— Я вам предлагаю отгадать несколько загадок, отгадки помогут нам узнать, чего нет на этих лицах.

Два Егорки живут возле горки,
Живут дружно, а друг на друга не глядят.

Какой это орган? Какую функцию играет орган зрения?

(Нарисуйте своему человеку глаза).

Вот гора, а у горы
Две глубокие норы.
В этих норах воздух бродит —
То заходит, то выходит.

Какой это орган? Какую функцию играет орган обоняния?

(Нарисуйте своему человеку нос).

Оля слушает в лесу,
Как кричат кукушки.
А для этого нужны ….

Какой это орган? Какую функцию играет орган слуха?

(Нарисуйте своему человеку уши).

Без чего нельзя за обедом?

Какой это орган? Какую функцию играет орган вкуса?

(Нарисуйте своему человеку рот).

Сколько органов чувств у человека?

Какой самый большой орган мы не назвали? Для чего нужен орган осязания?

3. Мотивация на изучение нового материала.

( Создание учителем в начале урока положительного настроя на работу.)

Послушайте стихотворение и определите тему урока.

(Читает подготовленная ученица)

Сколько чувств выражают лица:

То радость, то слезами готовы залиться,

То страх, то восторг, то волнение

То удивление , то огорчение.

Попробуем сегодня мы понять,

Как может эмоции человек проявлять?

-Правильно тема нашего урока – эмоции.

Скажите, когда на уроке сегодня мы впервые говорили об эмоциях?

Скажите, а можно просто взглянув на человека, понять, что он чувствует в данный момент, какую эмоцию переживает?

Сейчас мы рисовали лица, и они разные. Почему? Что они обозначают? (Может быть, это наше состояние в данный момент, может быть, отношение к разным событиям. Что творится у человека на душе мы можем узнать по выражению его лица.)

— Что помогает определить это? (Ответы детей) (помогает нам это сделать мимика)

4. Открытие новых знаний .

— Вот мы с вами говорим «эмоции», «чувства», «мимика», а что обозначают эти слова?

Где мы можем найти ответ на этот вопрос? (В толковом словаре, в учебнике)

— Давайте обратимся к словарю.

Работа со словарем («Эмоции» — от лат. волновать, потрясать – реакция человека на воздействие окружающего мира. «Чувства – отражение эмоций человека. Мимика – выразительные движения мышц лица, форма проявления чувства)

При помощи какой части тела мы выражаем свои эмоции?

Работа с учебником.

Рассмотрите фотографии. Какие переживания испытывают их герои?

Сейчас я предлагаю вам, поработать в парах .

Перед вами на столе лежат карточки, на них перечислены разные чувства, разделите их на группы. На какие группы вы их разделили?

Какие чувства попали в группу «Положительные»? «Отрицательные»

Страх, грусть, восторг, зависть, радость, смирение, ярость, гнев, печаль, любовь, восхищение, удивление, гордость, злоба, нежность,

Вывод: положительные и отрицательные эмоции.

Игра « Какие эмоции вызывает в тебе сказочный герой?»

Вывод: Выполняя задание, вы безошибочно определили героев, вызывающих положительные и отрицательные эмоции. И положительные, и отрицательные эмоции – это отклик внутреннего мира человека на события и атмосферу окружающего мира. И отклик этот часто выражается в наших движениях, в чертах нашего лица. Эмоции испытывают не только люди, но и животные. Они выражают их в поведении, гримасах. По-другому животные ничего не могут объяснить. Человек же может сдержать свои эмоции или рассказать о них словами. Совсем не обязательно при этом выражать свои эмоции бурно. Это может обидеть, задеть кого-то из окружающих тебя людей.

Посмотрите на следующий слайд. Подумайте, а есть ли эмоции у животных? (Эмоции человек богаче, он может управлять ими.)

Человек в помощь себе создает помощников-роботов. Как вы думаете, похож робот на человека?

Чем они отличаются?

Давайте убедимся, кто прав. Перед нами на экране человек и робот попадают в одинаковые ситуации, их реакция на:

Какой вывод можно сделать?

— Похож, у него есть голова, руки, ноги, может думать.

— У него нет чувств.

Поддерживают учебный диалог (на основе высказанных предположений): «Что отличает человека от машины-робота?»

Робот – это машина, созданная человеком, которая не имеет чувств.

Помните, человек имеет право на любимую эмоцию, имеет право чувствовать и выражать свои эмоции. Этим мы отличаемся от роботов.

Ребята, только ли при помощи лица человек выражает свои эмоции? ( Ответы детей)

Послушайте как работает ваше сердце.

Теперь послушаете как, работает ваше сердце, что изменилось?

Вывод: При сильных эмоциях изменяется работа сердца и других органов. При сильном волнении число ударов может увеличиться. Человек может потерять сознание.

Лишь добрыми словами боль отводят,
А тёплые слова для всех важны.
Отзывчивость как помощь к нам приходит-
Благие чувства лекари души.
Мы разные, но Богом мы хранимы,
У каждого свой Ангел и судьба.
Обидчивы бываем и ранимы
От грубых слов, от зависти и зла.

А могут ли эмоции нанести вред человеку?

Вспомним притчу «О гвоздях». Что можно сказать?

Вывод. Как часто мы не сдержаны

А как поступить, если собственная обида или злость раздирает вас на части? Как усмирить эти негативные эмоции? Как научиться их контролировать?

Работа по группам.

1 группа: Что нужно сделать, если у тебя плохое настроение.

Вспомни что-то приятное

Посмотри забавный фильм

Почитай юмористическое произведение

Рассмеши себя у зеркала

Сходить на прогулку

Пообщайся с другом

Поиграть в интересную игру

Заведи домашнее животное

Начни выращивать растения

Послушай любимую музыку

2 группа: Если плохое настроение, как его исправить:

Отойти в сторону

Сосчитать про себя до десяти

Вывод : Если человек много болеет, быстро устает, он чаще раздражен, недоволен, грустен. Мы люди. Поэтому мы должны не забывать о режиме дня, о физкультуре. Должны уметь владеть своими эмоциями.

Ребята, люди выражают свои чувства в искусстве: музыке, живописи, танце, поэзии.

Как вы думаете, можно ли по произведениям искусства определить, какие чувства испытывали художники, поэты, создавая творения?

Я предлагаю разделиться на группы.

Каждая группа получает свое задание.

1 группа: работа с репродукцией картины «Опять двойка» Ф.П.

Решетникова. — Ребята, внимательно рассмотрите картину. Вам необходимо определить по репродукции картины чувства каждого героя.

— Ребята, внимательно рассмотрите картину. Давайте попробуем определить по репродукции картины Ф.П..Решетникова чувства каждого героя.

— Что выражает взгляд матери?

— На стуле сидит мама с грустным лицом.

— Что выражает взгляд сестры? Как она учится?

— Осуждающим взглядом смотрит сестра.

— Что можете сказать о младшем брате?

-На трехколесном велосипеде едет младший брат, смотрит на старшего ехидным взглядом.

— Кто является главным героем?

— Какие чувства испытывает мальчик?

-Стыд, вину, огорчение, обиду.

— Как вы думаете, почему?

-Он получил двойку, а из портфеля торчат коньки — причина двойки.

— Какие краски использовал художник, чтобы выразить чувства мальчика?

— Серые, тёмные, мрачные.

— Когда хотят выразить чувство стыда, художники берут тёмные краски.

-Какие поступки вызывают чувство стыда?

-Когда сделаешь что-то плохое.

— Испытывали ли вы похожие чувства и при каких ситуациях?

— Да.( комментирование нескольких детских ситуаций)….

— Как вы думаете, что мальчик должен сделать?

2 группа: Обсуждение рассказа В. Сухомлинского «Почему плачет синичка».

Вдали, на краю села, жили муж и жена. Было у них двое детей – мальчик Миша и девочка Оля. Мише десять лет, а Оле – девять.

Около дома рос ветвистый тополь.

— Сделаем на тополе качели, — сказал Миша.

— Ой, как хорошо будет качаться! – обрадовалась Оля.

Полез Миша на тополь, Привязал к ветвям верёвку. Встали на качели Миша и Оля, и давай качаться. Качаются дети, а около них синичка летает и поёт, и поёт.

— Синичке тоже весело оттого, что мы качаемся.

Глянула Оля на ствол тополя и увидела дупло, а в дупле гнёздышко, а в гнёздышке птенчики маленькие.

— Синичка не радуется, а плачет, — сказала Оля.

— А почему же она плачет? – удивился Миша.

— Подумай, почему, — ответила Оля.

Миша спрыгнул с качелей, посмотрел на синичкино гнездышко и думает:

— Почему же она плачет?

— А как вы думаете, почему синичка плакала?

— Как бы вы поступили после того, как заметили, что синичка волнуется за своих птенцов?

В чем здесь могло проявиться сопереживание детей по отношению к синичке и ее птенцам?

3 группа: Соотнеси фразеологизмы со значением.

Источник

Урок по окружающему миру «Мир чувств. Эмоции»
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) по теме

Конспект данного урока разработан для обучающихся 4 класса (УМК «начальная школа 21 века»)

Скачать:

Вложение Размер
kopiya_okruzhayushchiy_mir.docx 24.57 КБ
emocii_cheloveka.ppt 515 КБ
zritelnaya_gimnastika_.ppt 231.5 КБ

Предварительный просмотр:

Окружающий мир (4 класс)

Мир чувств. Эмоции

Тип урока. Комбинированный

Цель: ознакомление с понятиями: «чувства», «эмоции».

— уметь различать эмоции и чувства;

— развивать умение управлять своими эмоциями;

— воспитывать доброе, чуткое отношение друг к другу

Оборудование: плакаты с темой урока и крылатыми выражениями; плакат «Язык – орган вкуса»; мультимедийная презентация «Эмоции человека»; мультимедийная презентация «Зрительная гимнастика по тренажёру В.Ф. Базарного»; компьютер, проектор.

II.Проверка домашнего задания.

(Идёт фронтальный опрос, 2 ученика индивидуально работают по карточкам)

-Сколько органов чувств у человека? (5)

— Перечислите их.(Зрение, слух, обоняние, осязание, вкус)

1) — Что является органом вкуса?

Работа с плакатом «Язык – орган вкуса».

— Расскажите и покажите различные вкусовые зоны языка.

— Только ли эти вкусы различает язык?

— Как можно развить свои вкусовые восприятия?

— Сколько живут клетки, отвечающие за вкусовое восприятие? (10 дней)

— Докажите, что вкус связан с обонянием.

— Кто такой «дегустатор»?

2) –Назовите главный орган осязания.(Кожа)

— Где находятся самые чувствительные участки кожи?

— У каких людей лучше всего развито осязание? (у слепых)

— Как они это используют в своей жизни.?

— Может ли человек жить без органов чувств?

— Что произойдёт, если эти чувства человек утратит?

III.Сообщение темы и целей урока.

— Послушайте стихотворение и определите тему урока.

Сколько чувств выражают лица:

То радость, то слезами готовы залиться,

То страх, то восторг, то волнение,

То удивление, то огорчение…

Попробуем сегодня мы понять,

Как может эмоции человек проявлять.

— О чём мы узнаем на уроке?

(Чтение темы урока на доске)

IV.Работа над темой урока.

Работа с учебником (с.40)

— Прочитайте высказывания двух людей о том, что отличает человека от машины- робота, и скажите, кто из них прав.

Утром солнышко проснулось,

И, отбросив одеяло,

На зарядку побежало.

— А теперь улыбнитесь друг другу. Улучшилось ли ваше настроение?

— При помощи, какой части тела, мы выразили свои эмоции?

— Когда люди хорошо понимают друг друга, то говорят, что они понимают друг друга с полуслова, а ещё лучше, когда они понимают с одного взгляда. Давайте проверим, сможете ли вы по выражению лица, узнать состояние, настроение человека.

Работа с опорой на презентацию. (После ответов учащихся к каждому слайду учитель делает обобщение)

Слайд 1. Заголовок.

Слайд 2. Чтение вступления (хором).

Слайд 3. Этот человек улыбается: он добрый.

Слайд 4. А этот человек чем-то недоволен.

Слайд 5. Этот человек чем-то сильно испуган.

Слайд 6. Посмотрите, как человек улыбается. Он весёлый.

Слайд 7. Этот человек кричит. Он злой.

Слайд 8.Когда люди о чём-то мечтают, они смотрят наверх.

Слайд 9. Этот человек секретничает.

Слайд 10. Этот человек что-то замышляет.

Слайд 11. Этот человек узнал что-то приятное или ему в голову пришла чудесная

мысль. Он радостный, возбуждённый.

Слайд 12. Этот человек озадачен, думает.

Слайд 13. А этот шутит, кривляется.

Слайд 14. Эта девочка добрая, спокойная, заботливая.

Слайд 15. Этот человек злой, нехороший.

— Какие мышцы лица помогают нам выражать свои эмоции? (мимические мышцы).

Работа с учебником. (с. 41 абзац 4)

— Как эмоции влияют на состояние человека?

— На какие группы можно разделить все эмоции? (положительные и отрицательные)

Упражнения: «Ушки», «Цапля»

Работа в ТПО с.19 № 51 (самостоятельно)

с.19 № 52 (в парах)

— Есть ли эмоции у животных?

Вывод : эмоции людей более разнообразные.

Учитель: Сильные, глубокие эмоции называются чувствами. Любовь и утрата близких людей — самые продолжительные человеческие чувства.

Зрительная гимнастика по тренажёру Базарного

На доске записаны «крылатые выражения»:

-Прочитайте, объясните значение этих выражений.

  • Злые языки страшнее пистолета.
  • Доброе слово и кошке приятно.
  • Слово лечит, слово ранит.

Вывод : нужно уметь управлять своими эмоциями.

— Вспомните упражнения, которые помогут нам регулировать свои эмоции.

Упражнение «Досчитай до десяти», «Зеркало»

— Прочитайте и о новых упражнениях в учебнике (с. 44)

— Люди, какой профессии могут запечатлеть эмоции, настроение человека на холсте или на листе бумаги. (Художники, фотографы)

Беседа по картине «Тройка» Василия Перова (с. 43)

— Кто изображён на картине?

— Что выражают их лица?

— Почему они выполняют такую непосильную работу?

— Какие слова можно использовать для описания этих детей?

— Какие чувства вы испытываете, глядя на эту картину?

V.Закрепление изученного материала

Игра-пантомима «Что это значит?»

-Ребята, вы уже несколько лет обучаетесь в одном классе. Давайте проверим, насколько хорошо вы знаете друг друга

(Заранее подготовленные дети демонстрируют различные эмоциональные состояния, остальные – расшифровывают их)

— Как бы вы могли помочь своему однокласснику справиться с отрицательными эмоциями?

(Дети предлагают свои решения проблемы, совместно делаются выводы)

Дети по очереди говорят друг другу добрые слова, стараясь акцентировать достоинства своих одноклассников.

— При помощи чего человек выражает своё настроение?

— На какие группы можно разделить все эмоции?

— Нужно ли управлять своими эмоциями? Почему?

— Какие эмоции вызвал у вас этот урок?

-Спасибо за работу!

VII. Домашнее задание.

Учебник с. 40-45 прочитать, придумать три вопроса по содержанию. Найти и прокомментировать фотографии людей, выражающие какие-либо эмоции, чувства.

Выставление и комментирование оценок.

Список использованной литературы:

Окружающий мир. 4 класс: поурочные планы по учебнику Н.Ф. Виноградовой, Г.С. Калиновой. Часть I авт.-сост. Т.С. Гулуева. – Волгоград: Учитель, 2009. – 208 с.: ил.

Источник

Читайте также:  Чувствую себя брошенной всеми
Оцените статью