Чувства эмоции реализует функция
Человек не только познает объективную и субъективную действительность, но и относится определенным образом к предметам, событиям, к другим людям, к своей личности. Радость, печаль, возмущение, восхищение, любовь, ненависть — все это различные формы субъективного отношения человека к действительности: эмоции и чувства.
Слово «эмоция» происходит от латинского слова «emovere», что значит возбуждать, волновать, потрясать.
Определение. Эмоции и чувства — это психические процессы, отражающие личную значимость внешних и внутренних ситуаций для жизнедеятельности человека в форме переживаний.
Эмоции и чувства включаются во все психические процессы и состояния человека. Любые проявления активности личности сопровождаются эмоциональными переживаниями.
По своему существу эмоции и чувства — это тождественные психические процессы, они образуют единую подструктуру личности — ее эмоциональную сферу. Но вместе с тем эмоции и чувства отличаются друг от друга по ряду параметров.
Отличительные особенности эмоций
С точки зрения эволюции, эмоции — это более древняя форма отношения человека к окружающему миру, поэтому они присущи и животному, и человеку. Чувства же присущи только человеку.
Эмоции в большей мере связаны с удовлетворением естественных потребностей. Чувства же возникают при удовлетворении высших социальных, в том числе, духовных потребностей.
Эмоции носят ситуативный характер . Они отражают отношение субъекта к объекту в данный момент. Чувства, в отличие от эмоций, обладают относительной устойчивостью и постоянством. Они отражают отношение человека к объекту его устойчивых потребностей.
Эмоция — это всегда непосредственное переживание . Чувства же всегда опосредуются сознанием. Они связаны с определенными знаниями, пониманием объекта, включают в себя память, процессы мышления и воли.
Эмоции часто неосознаваемы, поэтому их очень сложно соотнести с определенным объектом . Одна и та же эмоция может быть связана с разными объектами. Чувства же всегда предметны. Они выражают устойчивое отношение к реальным или воображаемым объектам. Не может быть чувств вообще, их вызывают конкретные факты, события, люди и обстоятельства, к которым человек положительно или отрицательно мотивирован.
Чувства являются ведущими образованиями эмоциональной сферы личности, определяют динамику и содержание эмоций.
Эмоциональные реакции связаны с нервными и гуморальными процессами, они также проявляются во внешних движениях, получивших название « экспрессивные движения». Выразительные движения являются важным компонентом эмоций, внешней формой их существования. Выражения эмоций — это универсальные, сходные для всех людей, наборы экспрессивных знаков, отражающие те или иные эмоциональные состояния.
К выразительным формам эмоций относятся следующие:
жесты (движения рук),
мимика (движения мышц лица),
пантомимика (движения всего тела),
эмоциональные компоненты речи (сила и тембр, интонации голоса),
вегетативные изменения (покраснение, побледнение, потоотделение).
Наибольшей способностью выражать различные эмоциональные оттенки обладает лицо человека.
В современной психологии выделяют несколько основных функций эмоций: сигнальную, оценочную, приспособительную, регуляторную, коммуникативную, стабилизирующую, мотивирующую.
Сигнальная (информационная) функция эмоций. Возникновение эмоций и чувств информирует о том, как идет процесс удовлетворения потребностей субъекта.
Оценочная функция эмоций. Эмоция выступает обобщенной оценкой ситуации, в которой находится субъект. Эмоции и чувства помогают ему ориентироваться в окружающей действительности, оценивать предметы и явления с точки зрения их желательности или нежелательности, полезности или вредности.
Приспособительная функция эмоций. Благодаря вовремя возникшей эмоции субъект имеет возможность быстро среагировать на внешнее или внутреннее воздействие и целесообразно приспособиться к сложившимся условиям.
Регуляторная функция эмоций возникает на основе информационно-сигнальной функции. Отражая и оценивая действительность, эмоции и чувства направляют поведение субъекта в определенную сторону, способствуют проявлению определенных реакций.
Коммуникативная функция эмоций свидетельствует о том, что без эмоциональных проявлений трудно представить какое-либо взаимодействие между людьми. Выражая эмоции через чувства, человек проявляет свое отношение к действительности и к другим людям в выразительных движениях (жесты, мимика, пантомимика, интонация голоса). Демонстрируя свои переживания, один человек воздействует на эмоциональную сферу другого человека, вызывая у него ответные эмоции и чувства.
Стабилизирующая (защитная) функция эмоций . Эмоции являются регулятором поведения, который удерживает жизненные процессы в оптимальных границах удовлетворения потребностей и предупреждает разрушительный характер каких-либо факторов для жизнедеятельности данного субъекта.
Мотивирующая функция эмоций . Эмоции (страх, удивление, беспокойство и др.), сообщая нам о характере воздействий внешней среды, побуждают нас к определенным действиям.
Источник
Чувства эмоции реализует функция
2. функции эмоций и чувств, их значение в жизни человека
Эмоции и чувства выполняют следующие функции.
Сигнальная (коммуникативная) функция выражается в том, что эмоции и чувства сопровождаются выразительными движениями: мимическими (движение мышц лица), пантомимическими (движение мышц тела, жесты), изменениями голоса, вегетативными изменениями (потоотделение, покраснение или побледнение кожи). Эти проявления эмоций и чувств сигнализируют другим людям о том, какие эмоции и чувства переживает человек; они позволяют ему передать свои переживания другим людям, информировать их о своем отношении к предметам и явлениям окружающей действительности.
Регулятивная функция выражается в том, что стойкие переживания направляют наше поведение, поддерживают его, заставляют преодолевать встречающиеся на пути препятствия. Регулятивные механизмы эмоций снимают избыток эмоционального возбуждения. Когда эмоции достигают крайнего напряжения, происходит их трансформация в такие процессы, как выделение слезной жидкости, сокращение мимической и дыхательной мускулатуры (плач).
Отражательная (оценочная) функция выражается в обобщенной оценке явлений и событий. Чувства охватывают весь организм и позволяют определить полезность или вредность воздействующих на них факторов и реагировать, прежде чем будет определено само вредное воздействие.
Побудительная (стимулирующая)функция. Чувства как бы определяют направление поиска, способное обеспечить решение задачи. Эмоциональное переживание содержит образ предмета, удовлетворяющего потребности, и свое пристрастное отношение к нему, что и побуждает человека к действию.
Подкрепляющая функция выражается в том, что значимые события, вызывающие сильную эмоциональную реакцию, быстро и надолго запечатлеваются в памяти. Так, эмоции «успеха — неуспеха» обладают способностью привить любовь к какому-либо виду деятельности или угасить ее.
Переключательная функция обнаруживается при конкуренции мотивов, в результате которой определяется доминирующая потребность (борьба между страхом и чувством долга). Привлекательность мотива, его близость личностным установкам направляет деятельность личности в ту или другую сторону.
Приспособительная функция. Эмоции возникают как средство, при помощи которого живые существа устанавливают значимость тех или иных условий с целью удовлетворения актуальных для них потребностей. Благодаря вовремя возникшему чувству организм имеет возможность эффективно приспособиться к окружающим условиям.
В нашей психической жизни чувства занимают особое место. Разнообразные эмоциональные моменты входят в содержание всех умственных процессов — восприятия, памяти, мышления и др. Чувства обусловливают яркость и полноту наших восприятий, они влияют на скорость и прочность запоминания. Эмоционально окрашенные факты запоминаются быстрее и прочнее. Чувства непроизвольно активизируют или, наоборот, затормаживают процессы мышления. Они стимулируют деятельность нашей фантазии, придают нашей речи убедительность, яркость и живость. Чувства вызывают и стимулируют наши действия. Сила и настойчивость волевых действий в значительной степени обусловливается чувствами. Они обогащают содержание человеческой жизни. Люди с бедными и слабыми эмоциональными переживаниями становятся сухими, мелочными педантами. Положительные эмоции и чувства повышают нашу энергию и трудоспособность.
Содержание
Читать: Аннотация
Читать: Предисловие
Читать: Раздел i введение в психологию и педагогикуЧитать: Глава 1. предмет психологии и педагогики, их задачи и научно-исследовательские методы
Читать: 1. педагогика как наука и практика
Читать: 2. что изучает психология?
Читать: 3. научно-исследовательские методы психологии и педагогики
Читать: Глава 2. психика и организм, сознание и подсознание. психологическая защита
Читать: 1. психика и организм
Читать: 2. сознание и подсознание
Читать: 3. механизмы психологической защиты
Читать: Раздел ii психология познавательных процессовЧитать: Глава 1. ощущение и восприятие
Читать: 1. познавательные психические процессы. структура приема информации
Читать: 2. ощущения: классификация, общие свойства
Читать: 3. восприятие, его виды и свойства
Читать: Глава 2. внимание
Читать: 1. общее представление о внимании. теории внимания
Читать: 2. сосредоточенность и развитие внимания
Читать: Глава 3. память
Читать: 1. общая характеристика памяти. теории памяти
Читать: 2. виды и особенности памяти
Читать: 3. законы памяти. мнемотехнические приемы запоминания
Читать: Глава 4. воображение
Читать: 1. понятие «воображение», его виды и формы проявления
Читать: 2. аналитико-синтетический характер процессов воображения. функции воображения
Читать: 3. воображение и мышление. воображение и творчество
Читать: Глава 5. мышление
Читать: 1. сущность мышления как познавательного процесса
Читать: 2. типы и виды мышления. индивидуальные особенности мышления
Читать: 3. речь как инструмент мышления и средство общения
Читать: Раздел iii психология личностиЧитать: Глава 1. личность
Читать: 1. определение понятия «личность». соотношение понятий «человек», «инд2. исследования личности: этапы, научные подходы
Читать: 3. структура личности. социализация личности
Читать: Глава 2. темперамент
Читать: 1. понятие о темпераменте. физиологические основы темперамента
Читать: 2. характеристика типов темперамента. темперамент и личность, темперамент и деятельность
Читать: Глава 3. характер
Читать: 1. понятие о характере. физиологические основы характера
Читать: 2. структура характера. черты характера
Читать: 3. акцентуации характера
Читать: Глава 4. способности
Читать: 1.понятие»способности». структура и виды способностей
Читать: 2. природа человеческих способностей
Читать: 3. развитие способностей
Читать: Глава 5. чувства и эмоции
Читать: 1. понятие о чувствах, эмоциях и их видах. эмоциональные состояния
Читать: 2. функции эмоций и чувств, их значение в жизни человека
Читать: 3. чувства и личность. развитие эмоциональной сферы личности и эмоциональная саморегуляция
Читать: Глава 6. воля
Читать: 1. общее понятие о воле. теории воли
Читать: 2. волевая регуляция человеческого поведения
Читать: 3. развитие воли у человека
Читать: Раздел iv педагогикаЧитать: Глава 1. педагогика как теория обучения
Читать: 1. дидактика: понятие, основные функции
Читать: 2. принципы обучения
Читать: 3. методы обучения
Читать: Глава 2. педагогика как теория воспитания
Читать: 1. общее представление о воспитании
Читать: 2. цели образования и воспитания
Читать: 3. средства и методы воспитания
Читать: Глава 3. учебная ситуация как способ организации эффективного взаимодействия
Читать: 1. структура межличностных отношений в учебной ситуации
Читать: 2. виды ситуационных отношений
Читать: 3. эмоционально-нравственное развитие личности
Читать: Глава 4. нравственно-психологический образ педагога
Читать: 1. труд педагога: различные точки зрения
Читать: 2. основные признаки психолого-педагогической культуры педагога
Читать: 3. система государственных мер, стимулирующих повышение квалификации педагогов
Читать: Глава 5. семейное воспитание и семейная педагогика
Читать: 1. характерные черты семейного воспитания, его проблемы
Читать: 2. семейная педагогика об условиях и основных типах семейного воспитания
Читать: 3. взаимоотношения семьи и школы в воспитательном процессе. авторитет воспитателя
Читать: Список литературы
Источник