- Как жить с больным человеком: чувства и переживания родственников
- Горе и уход за больным
- Как жить с больным: ответственность и вина здорового человека
- Выученная беспомощность больных
- Расписание
- Развитие личности людей с ограниченными возможностями
- Мысли материальны
- Развитие личности детей с ограниченными возможностями
- Ограниченные возможности – не конец жизни
- Люди с ограниченными возможностями, которые добились успеха
- Социализация – ведущий фактор развития личности
Как жить с больным человеком: чувства и переживания родственников
В любой семье, среди ближайших или дальних родственников найдется человек-инвалид, т.е. человек с ограниченными возможностями, либо лежачий или малоподвижный больной, или немощные бабушка или дедушка, требующие особенного ухода, либо психически больные родственники, требующие присмотра. Часто об этом не принято говорить в семье, инвалид воспринимается как частная беда ухаживающего за ним человека. Психические болезни ближайших родственников воспринимаются как нечто тяжелое и постыдное, говорить об этом не принято и малоприятно.
Это мой крест! И нести его мне!
Цитата из к/ф «Покровские ворота»
В этой статье попытаемся осветить те тяжелые чувства, которые возникают у родственников психически больных людей и людей-инвалидов, и способы предупреждения, проживания и преодоления негативных чувств и эмоций, связанных с жизнью с психически больным человеком или инвалидом.
Горе и уход за больным
Горе — это тяжелое чувство, которое охватывает близких и родных человека, который неизлечимо заболевает, либо становится инвалидом, либо признается психически больным.
Само осознание горя приходит не сразу. Сначала, когда появляются первые серьезные симптомы соматического или психического заболевания, угрожающего жизни близкого человека – возникают шок и отрицание. Особенно ярко это происходит в случае внезапного изменения обстоятельств. Вроде бы человек только недавно был здоров или «условно» здоров, весел, счастлив и адекватен, и вдруг – приговор. Этому трудно поверить глубоко внутри.
В моей практике был случай, когда мама молоденькой девушки, которой после попытки суицида поставили психиатрический диагноз, не могла поверить, что «все серьезно». Она говорила, что «у всех бывает», «надо же в психиатрической больнице пациенты – нормальные люди», «от таблеток ей плохо становится, может быть, мы и без них справимся».
Мама этой девочки «головой понимала», что дочь больна, что это психиатрическое заболевание, что опасно отказываться от лечения, но глубоко внутри теплилась надежда, что все будет как прежде, что серьезного ничего нет и не может быть. Она испытывала невыносимую печаль от сознания, что жизнь дочери уже иная, что дочь в ближайшее время не вернется в учебу и нормальное состояние, что планы и мечты о блестящем будущем рушатся. Практически она потеряла ту дочь, которую имела.
Когда все-таки болезнь и изменившиеся обстоятельства, статус родственника принимаются, возникает чувство беспомощности. Невозможно повлиять на симптомы болезни, невозможно вернуть утраченные возможности человеку-инвалиду. Беспомощность порождает разочарование и гнев. Хорошо если гнев обращается на государственные органы, на систему психического здоровья или реабилитации инвалидов.
«Замаскированное» чувство гнева можно почувствовать в некоторых благотворительных организациях. В этом случае гнев служит энергией, с помощью которой можно добиться каких либо изменений, достижений, прав и пр. Но, к сожалению, гораздо чаще гнев направлен на самого больного или на родственников, которые отдалились от проблем и не помогают, или на тех, кто придерживается других взглядов на лечение и уход за больным. Гнев может быть скрытым, подавляемым, тогда он будет проявлять в форсированных интонациях, раздражении, так называемом пассивно-агрессивном поведении.
Пей кефир, чтоб ты сдох, тебе поправляться надо!
Пассивно-агрессивное поведение имеет различные формы и проявления, чаще всего это невербальная (жесты, мимика, интонации, позы) агрессия. То есть вместо того, чтобы выразить свои чувства, позволить себе их пережить, человек делает едва уловимые, раздражающие жесты по отношению к другому.
Однажды на психологической группе, молодой мужчина рассказывал о своих отношениях с мамой: «Я люблю свою маму». Во время этой фразы у него было каменное лицо, и он хлопнул рукой, сжатой в кулак по другой руке. Представили? Впечатление было очень сильным, так как жест и содержание его речи кардинально не совпадали.
Одновременно с необходимостью ухода за больным, люди переживают отрицание, печаль, гнев –компоненты горя. Это обычная реакция на серьезную потерю, утрату. Человек, которого вы знали, редко возвращается или уже никогда не вернется, и необходимо принять и оплакать его утрату.
Как жить с больным: ответственность и вина здорового человека
В какой-то момент очень хочется найти виновного. Кто он? Вы что-то не так сделали, чего-то не заметили, не уследили, не так общались? Сам человек, больной или с ограниченными возможностями виноват в ситуации?
На эти вопросы один ответ – «нет». В сложившейся ситуации, как правило, нет однозначной причины происходящего, нет виноватых, есть ответственность, а не вина.
С чувством вины важно разобраться, отследить его и простить себя за то, что ты здоров. Как бы это абсурдно не звучало. Иначе человек, испытывающий вину, может неосознанно сам себя наказывать, стараясь искупить эту вину. Например, перестать заботиться о себе, посвятить свою жизнь другому, особенно это характерно для матерей.
Дорогие родственники и люди, заботящиеся о своих больных близких и инвалидах, берегите себя, свое физическое и психологическое здоровье. Никто за вас этого не сделает. Это как в самолете, когда выпадает кислородная маска, сначала наденьте маску на себя, а потом на ребенка. Так и здесь, сначала позаботьтесь о себе, а потом о другом. В этом заключается ваша ответственность, так как ваша забота и уход – это то, что обеспечивает жизнь человеку с ограниченными возможностями.
Забота о себе начинается с исполнения простых желаний: чашка чая, свободные пять минут, которые можно посвятить себе, чтение или музыка, которую можно послушать именно для себя и пр. Удовлетворение маленьких желаний и простых потребностей, таких как съесть вкусное, дать расслабление своему организму, пообщаться с приятными людьми, сходить в кино или театр, почитать 10 минут для себя вечером, дает человеку энергию и ощущение удовольствия от жизни. Тогда появляются силы для того, чтобы жить и даже для реализации чего-то более значимого.
Серьезной поддержкой в ситуации ухода за больным родственником оказываются отношения с другими родственниками и друзьями. Возможно, вы почувствуете, что связь с ними ослабилась, тогда важно не торопиться, разобраться в причинах отчуждения дорогих для вас людей. Затем важно открыто обсудить возникшую проблему с родными.
Не отвергайте помощь от других, просите этой помощи, стараясь по возможности высвободить время для себя. Иметь время для личных целей просто необходимо, и это вовсе не эгоизм, а ваша ответственность и право на жизнь: видеться с друзьями, заниматься спортом, читать, гулять — словом, получать от жизни полноценное удовольствие. Конечно, для обеспечения возможности личного времени необходимо найти человека, который смог бы подменить вас. Если таких людей в близком окружении нет – воспользуйтесь платными услугами: несколько часов в неделю, скорее всего, не разрушат окончательно ваш бюджет, а положительный эффект вы ощутите практически сразу.
Выученная беспомощность больных
В психологии есть понятие выученной беспомощности. Это такое состояние, при котором человек не может выйти, покинуть, справиться, что-то сделать с неприятной ситуацией, хотя имеет такую возможность. Оно сопровождается потерей чувства свободы и контроля, неверием в возможность изменений и в собственные силы, подавленностью и депрессией.
Еще один вариант этого феномена, в случае, когда он возникает в результате длительного пребывания в больнице – госпитализм. Люди с госпитализмом, после выписки из больницы не в состоянии самостоятельно ухаживать за собой, так как они научились быть беспомощными, не способными повлиять на события своей жизни, даже время обеда не зависело от них. И после выписки такой человек с трудом может сделать себе простой бутерброд или помыть посуду.
Возникает такое состояние в результате длительной невозможности повлиять на обстоятельства. Это как при травме, например, ноги, после гипса, трудно ходить, надо расхаживать ногу, заново учиться ходить.
При уходе за больным важно не делать все за него, хотя так может быть проще. Иначе он учиться быть беспомощным.
Мне проще самой покормить ее (бабушку), чем ждать, когда она поднесет ложку ко рту, уронит половину…
Такой подход постепенно учит человека быть все более и более беспомощным, закрепляет за тем, кто ухаживает за больным все больше обязанностей.
Установите правила и задачи для больного и для себя, не «завязывайте за него шнурки», пусть как можно дольше делает это самостоятельно. Это в конечном итоге высвободит ваше время и позволит человеку с ограниченными возможностями чувствовать себя лучше, активнее.
Итак, тяжкий груз болезни и ограничений возможностей близкого человека, тягостное влияние ограничений на самого больного и его семью можно смягчить, если:
- Болезнь и ограничения принимаются, признаются, горестные чувства переживаются
Есть проблемы, которые не решить, их можно только пережить
К.Юнг
- Лекарственная терапия и врачебное наблюдение проводятся регулярно
- Все заинтересованные лица информированы о текущей ситуации, есть открытый диалог и обсуждение ситуации в семье, взаимопомощь
- Больной или человек с ограниченными возможностями имеет собственный уровень свободы, есть правила взаимодействия и обязанности его и тех, кто обеспечивает уход
- Семье удалось избежать изоляции.
Расписание
По состоянию на осень 2021 года моя практика заполнена, и я временно не принимаю новых клиентов в длительную терапию. Однако бывает освобождается одно-два места, если вы хотите записаться — спрашивайте о такой возможности по номеру телефона в whatsapp. Также вы можете записаться на разовую консультацию.
Пожалуйста, не присылайте мне просьбы порекомендовать психотерапевта. Для того, чтобы определить, какой специалист вам требуется, нужно глубоко погрузиться ситуацию, понять какие компетенции вам будут полезны, и узнать кто из коллег свободен. Воспользуйтесь ресурсами поиска психологов, например, Альтер — у них довольно серьезный отбор, и вы можете быть уверенными в компетентности выбранного психолога.
Уважаемые коллеги! Есть место на супервизию по понедельникам 16.00 (с шагом раз в две недели), а также плавающие окошки для разовых супервизий.
Источник
Развитие личности людей с ограниченными возможностями
Время чтения 6 минут
Люди с ограниченными возможностями, которые самореализовываются – подвиг не только для них. Это подвиг для психологически и физически здоровых людей. Именно абсолютно здоровый человек может продуктивно повлиять на результат, помочь реализовать желаемое. Человек с ограниченными возможностями – не белая ворона в стае. Он равный всем остальным, он может развиваться и достигать успеха, творить искусство, разрабатывать новшества или просто научиться тому, что казалось далеким и невозможным. Эта статья посвящена тому, как важно быть человеком, даже если ты не такой как все.
Мысли материальны
Уже давно многие ученые в области эзотерики освещали факт материализации наших мыслей. Позитивно мыслишь – позитив заполнит твою жизнь. Негативные мысли всегда будут притягивать только негатив. Чем чаще мы думаем о своих успехах, тем больше шансов, что Вселенная услышит.
Часто можно услышать такие фразы, как «сила разума», «сила духа». Эти понятия не просто популярные изречения. Они – ключевое звено для людей с ограниченными возможностями в развитии личности. Сила духа – возможности человека не только с психологической стороны, но и возможность побороть физически все препятствия, перешагнуть через тот барьер, который человек сам себе поставил.
«Жить – значит непрерывно двигаться вперед»
С. Джонсон
Развитие личности людей с ограниченными возможностями во многом зависит от желания их самих. Чем больше внутри желания, позитивных мыслей, настроенных на отличный результат, тем быстрее такой человек сможет стать частью большого мира.
Развитие личности детей с ограниченными возможностями
В процессе воспитания ребенка встречаются два широко употребляемых понятия – «психика», «личность». Вместе они едины, но имеют совершенно разное содержание.
Психика – способность мозга ориентироваться в мире , управлять поведением. Психикой наделенные все живые организмы (существа). Но человек в процессе развития (эволюции) научился оперировать понятиями и словами. А наличие сознания дало возможность регулировать поведение и деятельность, что стало основой в формировании и развитии личности людей с ограниченными возможностями и людей здоровых.
Личность – качество индивида (человека), приобретаемое в процессе развития. Как и психика, личность субъекта имеет разные степени интенсивности развития. Формирование личности ребенка начинается с первых дней жизни. Уже к трем годам маленький человечек имеет свое мнение, может целенаправленно совершать определенные действия. Например, игра. Он сам может принять решение как поступить, сделать или отказаться от помощи, предлагаемой сос стороны. Появляется четкое выражение «Я сам (а)».
Процесс развития личности ребенка – взаимодействие реальных и идеальных форм. Он не сразу осваивает духовное и материальное богатство человечества. Но вне освоения идеальных форм вообще невозможно развитие. © Л. С. Выготский
Важный этап развития личности людей с ограниченными возможностями занимает юношеский период (подростковый возраст). В этот момент ребенок начинает задумываться о пропорциях своего тела, обращать внимание на форму носа, лица в целом, тело. Подросток будет чувствовать себя уверенным ощущая личную идентичность. Понятие «не такой как все» в этот период формирования личности играет огромную роль.
Аномальные дети (с ограниченными возможностями) часто переоценивают собственные силы или недооценивают. Таким образом, легко поддаются под влияние со стороны. Их ограниченность жизненной среды, гиперопека могут сыграть негативную роль в развитии личности.
Важным этапом саморазвития людей с отклонениями и детей есть развитие стойкости к ситуации, несущей травмирующее влияние. Нужно активно воспитывать психологический иммунитет к негативному поведению окружающих.
Современная наука говорит, что организм детей, здоровье, личностные характеристики – единое образование. Поэтому развитие личности людей, детей с ограниченными возможностями нужно формировать комплексно, применяя адекватные воздействия.
Ограниченные возможности – не конец жизни
В нашем мире существует сегодня масса программ и возможностей для развития человека с ограниченными возможностями. Это различные тренинги, волонтерские организации, курсы, видеоуроки и множество литературы. Единственный минус такого положения – практически отсутствует финансирование от государства.
Чтобы начать саморазвитие людей с отклонениями создано множество литературы, призванной помогать, учить советовать. А благодаря внешней помощи родных, близких, друзей опытных специалистов человек имеющий ограничения может всесторонне развиваться, используя все возможности жизни.
Развитие личности людей с ограниченными возможностями предусматривает несколько простых рекомендаций, помогающих набраться сил преодолеть неуверенность, проблемы:
- читайте литературу, слушайте музыку.
- занимайтесь искусством: это может быть все, что вам нравиться или то, что вы хотели давно попробовать;
- изучайте новые направления: наука, танцы, рисование, физические упражнения;
- занимайтесь саморазвитием.
Саморазвитие людей с отклонениями – путь к свободе личности. Развитие личности людей с ограниченными возможностями во многом зависит от жизненной среды и тех рамок, в которых они оказались. В таком положении переосмысливаются все ценности и приоритеты. Начинается путь неизведанных дорог: в психологическом направлении (ломание стереотипов, формирование своей психологической атмосферы, становление человека, как индивида), физическом (открытие новых возможностей, постоянное движение, изучение новых направлении в познании мира), моральном.
Кем бы ты ни был – будь лучше! © Авраам Линкольн
Люди с ограниченными возможностями, которые добились успеха
Посмотрите только на всемирно известного Стивена Хокинга. Этот человек не остановился на стадии – «я инвалид и этим все сказано». У него неизлечимая болезнь, не позволяющая нормально двигаться, говорить. Но он смог стать великим ученым, который развивался каждый день, изучал интересные ему области науки, ставил эксперименты и делал прогнозы для нашей планеты. Страшная болезнь не остановила его, а наоборот дала ему силы двигаться вперед и доказать, что великими гениями могут быть не только абсолютно здоровые люди.
Алексей Маресьев смог доказать, что обстоятельства не проблема, их можно преодолеть. Будучи молодым, он пережил ампутацию. Но даже это не остановило молодого человека: А. Маресьев летал на самолете (был пилотом), вел активный образ жизни, много путешествовал и занимался личным развитием.
Ник Вуйчич – удивительной силы воли, духа и огромным желанием к жизни. После множественных попыток он смог обрести смысл жизни, научился жить с тем, что ему дала природа. Этот человек потерял все конечности, но все же нашел силы идти дальше. Сегодня он прекрасный муж и отец, известный во всем мире спикер мотивации. Его пример должен послужить прекрасным толчком к тому, что жизнь не заканчивается и нужно всегда идти вперед, развиваться, искать себя.
Успехи людей с ограниченными возможностями известны сейчас во всем мире. Некоторые стали узнаваемыми, некоторые сделали подвиг для себя лично и уже вышли на первый пьедестал. Хокинг, Рузвельт, Писториус, Вуйчич – живой пример того, что нужно двигаться вперед, только тогда будет прогресс. Это люди с ограниченными возможностями, которые добились успеха и не останавливаются на достигнутом.
Социализация – ведущий фактор развития личности
Социализация – применение социального опыта во время общения, деятельности. Социальный опыт – то, что помогает воспринимать мир, познавать его: чувства, знания, умения. Развитие личности людей с ограниченными возможностями в процессе социализации, накопление социального опыта зависят от нескольких факторов: внешних и внутренних.
Внешние:
- Условия макросоциального типа: мораль, географическая среда обитания, общество, массовая информация, религиозная принадлежность, традиции семейные и народные, литература.
- Условия микросоциального типа: семейная среда, круг общения, учреждения образования и воспитания.Внутренние факторы, влияющие на развитие личности людей с ограниченными возможностями:
- Физиологические. Любое затруднения для овладения конкретным навыком может повлиять на восприимчивость окружающего мира. Часто люди сдаются, теряют силу воли и не хотят двигаться вперед. В таком случае, важно максимально комфортно устроить процесс обучения, воспитания, чтобы любое дело, деятельность приносила удовольствие человеку.
- Социально-психологическое восприятие окружающей сред. Это индивидуальные ощущения, изобретательность, ассоциативная и условная значимость в ходе воспринимания материала.
- Особенности социально-психологического мышления: творческий потенциал, стереотип мышления, мастерство обобщать.
- Социальная установка, степень совершенствования потребностно-мотивационной сферы.
- Личная активность индивида при усвоении общественного опыта.
Время социализации индивида – усвоение социального опыта, преобразующего в собственные установки, ценности, стереотипы, которые есть нормальными в обществе или группе, где аномальный человек взаимодействует. В процессе социализации развитие личности людей с ограниченными возможностями основывается на личном опыте, воспитании.
Ограниченные возможности в жизнедеятельности – не приговор. Каждый человек – индивид. У каждого свой вектор развития, восприятия и реализации задуманного. Чтобы человек был всесторонне развитым нужно прикладывать много усилий, ума, терпения. Важным есть саморазвитие людей с отклонением. Так как их спектр жизнедеятельности имеет физические, психические рамки, то для каждого аномального человека нужны индивидуальные программы, подход.
Источник