Чувства человека лекция для зависимых

Центр психологического лечения алкоголизма «Сенс»

О центре

Материалы для помощи страдающим алкоголизмом

Алкоголизм и семья

Методические материалы центра

Лекции по химической зависимости. Лекция 14. Химическая зависимость как болезнь эмоций. Химическая зависимость и эмоции . Лечение алкоголизма и наркомании как эмоциональное развитие. Эмоциональный процесс. Виды эмоций.

1. Химическая зависимость и эмоции

Химическую зависимость часто называют болезнью эмоций, так как она неразрывно связанна с нарушениями эмоциональной сферы на всех этапах своего развития. Именно эмоциональные проблемы чаще всего приводят к началу употребления. Само употребление приводит к следующим изменениям эмоциональной сферы: происходит огрубление эмоций, их примитивизация, сужается спектр эмоций (остается несколько основных эмоций – тревога, злость, депрессия, эйфория); возникают трудности с опознаванием и различением эмоций; повышается эмоциональная возбудимость; эмоции становятся труднорегулируемыми, исчезают способы управления ними, эмоции сами начинают управлять поведением и мышлением; человек начинает «зависать» в неадекватных эмоциональных состояниях (злости, раздражения, депрессии различных уровней, тревоги, страха, эйфории, вины, обиды, стыда, скуки, одиночества и т.д.); пропадают чувства, связанные с удовлетворением жизнью и радостью от нее; возникает эмоциональная нестабильность, переменчивость и др.

ПАВ служит способом эмоционального урегулирования, его употребление временно облегчает эмоциональное состояние человека. Но при этом употребление ПАВ разрушает собственные способности человека к эмоциональной регуляции, а само эмоциональное состояние в еще большей степени ухудшает. И постепенно человек становится все более и более зависим от ПАВ для регуляции своих эмоций. При решении прекратить употребление такой человек оказывается в труднопереносимом (а бывает и в непереносимом) состоянии, с которым ему трудно справиться без употребления. Причем это состояние часто со временем воздержания не улучшается, а бывает становится еще хуже. Поэтому работа с эмоциональной сферой является одним из самых важных направлений выздоровления.

2. Эмоциональный процесс

Эмоции – это процесс переживания личностного отношения человека к ситуации.

Процесс эмоционального переживания делится на три этапа, которые определяют три главные функции эмоций: оценочною, деятельностную, тонусную.

Первый этап – эмоциональная оценка. На этом этапе происходит сравнение ситуации с ожиданиями от этой ситуации и с системой ценностей человека. Если результат этой оценки негативный – возникают отрицательные эмоции, если позитивный – возникают позитивные эмоции. При этом важно помнить, что эти эмоции выражают лишь субъективное отношение личности к ситуации, зависят от ценностей конкретного человека, испытывающего эмоцию, и не есть выражением какой либо универсальной системы ценностей или общей справедливости. У разных людей с разными ценностями в одной ситуации будут разные эмоции. Оценочная эмоция длиться в среднем около 5 секунд, и ее задачей является сигнализация Сознанию о соотношении ситуации и внутренней системы ценностей. Основными нарушениями на этом этапе в эмоциональном процессе являются: неадекватное соотнесение ситуации с внутренними ценностями, затягивание процесса оценки (оценочная эмоция длиться не 5-10 сек., а дольше), отсутствие оценки (равнодушие, апатия), неустойчивая оценка (эмоциональные оценки одной и той же ситуации быстро сменяются, сложность в распознавании оценочных эмоций (не могу понять, что чувствую) и др.

Второй этап – регуляция действий. Еще этот этап можно назвать энергетическим – эмоции дают энергию (заряд) для выполнения того либо иного действия, организуют его, направляют. Начинается второй этап с оценки, насколько неприемлема для личности эта ситуация (несет угрозу для личности), насколько она нуждается в изменении. В таком случае, если ситуация не принимается такой, какой она есть, то соответственно повышается эмоциональный энергетический потенциал, необходимый для соответствующих действий. И насколько ситуация не принимается такой, какой она есть, настолько сильными будут эмоции. Если же ситуация принимается такой, какой она есть (расценивается как приемлемая – не нуждающейся в изменении и не несущей угрозы личности), то деятельностные эмоции не возникают. Следует особо отметить, что оценка расхождения ситуации с ценностями человека и оценка приемлемости и неприемлемости ситуации – это две разные вещи. Ситуация может не соответствовать ценностям человека, но при этом быть принимаемой такой, какой она есть. К примеру, когда плохо другому человеку, эта ситуация оценочными эмоциями оценивается как плохая (сочувствие), но деятельностными эмоциями принимается такой, какая она есть (это не несет угрозу моей личности), и побуждений к действию (особенно, если помощь не нужна, или ее невозможно оказать) не возникает. Основные нарушения второго этапа эмоционального процесса: ситуации, расходящаяся с системой ценностей, автоматически становиться неприемлемыми (у человека возникают эмоции, побуждающие к действию, в любой ситуации, которою он расценивает как неправильную); неадекватно оценивается угроза личности (преувеличивается или преуменьшается); несовпадение деятельностных эмоций с самими действиями (например, эмоции появляются позже начатых действий, и продолжаются после их завершения) и др.

Третий этап – этап формирования тонуса настроения. Или еще этот этап можно назвать этапом приобретения эмоционального опыта. На этом этапе эмоции завершаются, делаются выводы и приобретается новая эмоциональная память. Из пережитых эмоций формируется общий эмоциональный тонус (настроение). Основные нарушения: отсутствие этапа завершения эмоций (из-за чего прошедшая ситуация переживается снова и снова), завершение ситуаций без приобретения нового эмоционального опыта (из-за чего повторяются одни и те же ошибки), приобретение негативного эмоционального опыта (делаются неправильные выводы, из-за чего приобретается устойчивое негативное настроение) и др.

3. Виды эмоций

Читайте также:  Как вызывать эмоции при общении

Эмоции различаются друг от друга в зависимости от того, что именно в этих эмоциях переживается. Так деятельностные эмоции зависят от того, что человек принимает таким как есть, или не принимает. Не бывает полностью вредных или полностью полезных эмоций: любая эмоция вредна или полезна в зависимости от конкретной ситуации, в которой она переживается. Если в эмоции переживается непринятие того, что человек не может изменить (или не собирается менять в данной ситуации), то такая эмоция вредна. Если же переживается непринятие того, что возможно и нужно изменить, то такая эмоция может быть полезна. Изменить вредную эмоцию на полезную можно принимая то, что невозможно изменить, таким, как оно есть.

Эмоции злости (гнев, раздражение, обида и т.д.). Оценочная эмоция злости сообщает сознанию, что что-то, происходящее в данный момент, не устраивает человека. Деятельностная эмоция злости переживается тогда, когда ситуация, происходящая в данный конкретный момент времени, воспринимается как требующая изменения (не принимаются такими, как есть текущие ситуации). Полезной эмоции злости бывают тогда, когда умеренный уровень злости помогает в выполнении каких-либо обдуманных действий, чаще всего физических (уборка в комнате, зарядка, физическая работа и т.д.). Вредной эмоция злости бывает тогда, когда не принимается такой как есть ситуация, которую невозможно или не нужно менять в данный момент. Тогда злость или расходуется впустую и ее приходится подавлять, не предпринимая никаких действий. Либо она может перехватить управление и заставить предпринимать ненужные и необдуманные действия. Избавиться от вредной злости можно принимая то, что происходит в данный момент, таким, как оно есть.

Депрессивные эмоции (грусть, печаль, тоска, разочарование и т.д.). Оценочные депрессивные эмоции сообщают сознанию о том, что что-то в прошлом не устраивает человека. Деятельностные депрессивные эмоции переживаются тогда, когда человеку требуется изменить взгляд на прошлые события (не принимаются такими, как есть прошлые события). Полезные депрессивные эмоции бывают тогда, когда умеренный уровень пониженного настроения помогает человеку в анализе каких либо сделанных дел, прошлых событий и т.д. (к примеру, анализе проделанной работы или прожитого дня). Вредными депрессивные эмоции бывают тогда, когда человек не принимает те ситуации, которые он не может проанализировать или изменить взгляд на них. Тогда вместо анализа человек начинает «вариться» в прошлом. А при более сильном непринятии депрессия может вообще захватить управление человеком и парализовать его деятельность. Избавиться от вредных депрессивных эмоций можно принимая прошлое таким, как оно есть.

Тревожные эмоции (страх, опасение, боязнь и т.д.). Оценочные тревожные эмоции сообщают сознанию человека о возможных опасных ситуациях в будущем. Деятельностные тревожные эмоции переживаются тогда, когда будущее воспринимается как требующее изменения (будущее не принимается таким, как есть). Полезными тревожные эмоции бывают тогда, когда помогают перепланировать будущие ситуации, предусмотреть свои действия (к примеру, при планировании дел, при внимательной работе и т.д.). Вредной тревога бывает тогда, когда не принимается ситуация в будущем, которую невозможно изменить или предусмотреть варианты действия в ней. Тогда тревога зря расходует психологические ресурсы человека. А может вообще перехватить управление ним и заставить предпринимать необдуманные действия или наоборот, не дать предпринять нужные. Избавиться от вредной тревоги возможно принимая будущее таким, как оно есть.

Эмоции вины. Оценочные эмоции вины сообщают сознанию о том, что человек может выглядеть в глазах других не таким, как они хотели бы (возможно непринятие или осуждение ним другими). Деятельностные эмоции вины переживаются тогда, когда не мнение других воспринимается, как требующее изменения (мнение других не принимается таким, как есть). Полезными умеренные эмоции вины бывают тогда, когда помогают человеку подстраиваться под окружающих (к примеру, соблюдать рамки приличия, выглядеть должным образом). Вредной эмоция вины бывает тогда, когда принятые рамки соблюсти невозможно. Такая вина может заставлять человека подстраиваться под окружающих в ущерб себе или пытаться напрямую изменять мнение других людей о себе (что невозможно). Избавиться от ненужной вины можно принимая мнение других о себе таким, как оно есть.

Читайте также:  Внутренняя дрожь чувство внутренней дрожи ощущение внутренней дрожи

Эмоции стыда (неполноценности, ущербности, несостоятельности и т.д.). Оценочные эмоции стыда возникают тогда, когда человек кажется себе не таким, каким он, по его мнению, должен быть. Деятельностные эмоции стыда переживаются тогда, когда человек воспринимается себе самому требующим изменения. Полезным стыд бывает тогда, когда эти изменения возможно произвести, не принимаются такими как есть качества, подлежащие изменению «здесь и сейчас» (например, при самоанализе). Вредным стыд бывает тогда, когда не принимаются такими, как есть те качества, которые в данный момент времени невозможно изменить. Тогда стыд вместо самоанализа приводит к самоедству, пониженной самооценке, самообвинениям и самобичеваниям. Избавиться от вредного стыда можно принимая себя таким, какой есть, прощая себе вредные качества.

4. Правило «ООО» (осознанность, ответственность, оценка) при работе с эмоциями.

Учиться избавляться от вредных эмоций и переживать полезные помогает правило три «О» — осознанность, ответственность, оценка. Осознанность. При возникновении эмоции следует ее осознать, признать ее существование (не подавлять), а также осознать ее причины: что в этой ситуации не принимается сознанием таким, как оно есть (что неприемлемо). Ответственность. Принимается ответственность за свои эмоции – причина моих эмоций не в ситуации, а в том, что я не принимаю эту ситуацию такой, как она есть, и принятие или непринятие ситуации в моей ответственности. Оценка. Оцениваю, полезны или вредны данные эмоции в этой ситуации, и если вредны, меняю их, принимая ситуацию такой, как она есть.

5. Задание для самостоятельной работы:

  1. Вспомните пример, когда эмоциональные состояния были причиной вашего употребления. Как бы вы могли предотвратить эти состояния в будущем?
  2. Какие эмоции в вашей трезвости больше всего нуждаются в проработке? Как вы намереваетесь работать с ними?
  3. Вспомните несколько ситуаций с вредными эмоциями. Что вы не принимали в этих ситуациях таким, как оно есть. Как вы можете принять это таким, как оно есть?

Источник

Денис Старков практический психолог

Искать

Лекция 26. Нарушения эмоций у зависимых

Этапы процесса развития эмоции. Нарушения эмоционального процесса. Методы работы с эмоциями. Цикл контакта.

1. Процесс развития эмоции

Первый этап – эмоциональная оценка. Сравнение ситуации с ожиданиями от нее и с системой ценностей. Если результат этой оценки негативный – возникают отрицательные эмоции, если позитивный – возникают позитивные эмоции. Эти эмоции выражают субъективное отношение к ситуации и зависят от ценностей конкретного человека. Они не есть выражением какой либо универсальной системы ценностей или общей справедливости. У разных людей с разными ценностями в одной ситуации будут разные эмоции. В норме оценочная эмоция длиться в среднем около 5 секунд, и ее задачей является сигнализация Сознанию о соотношении ситуации и внутренней системы ценностей. Основными нарушениями на этом этапе в эмоциональном процессе являются: неадекватное соотнесение ситуации с внутренними ценностями (событие на 2 балла реакция на 8), затягивание процесса оценки (оценочная эмоция длиться не 5-10 сек., а дольше), отсутствие оценки (равнодушие, апатия), неустойчивая оценка (эмоциональные оценки одной и той же ситуации быстро сменяются, сложность в распознавании оценочных эмоций (не могу понять, что чувствую).

Второй этап – регуляция действий. Эмоции дают энергию (заряд) для выполнения действия, организуют его, направляют. На этом этапе происходит оценка, насколько необходима эмоциональная энергия для действия. В норме человек испытывает те эмоции, которые помогают ему действовать и не испытывает тех, которые мешают: несовпадение деятельностных эмоций по времени с самими действиями (эмоции появляются позже начатых действий, и продолжаются после их завершения); несовпадения эмоций по уровню с необходимыми усилиями (ситуация требует 2 балла эмоций, а их 8 и наоборот); несовпадение вида эмоций с необходимыми действиями (в действиях, где нужна злость, испытывается грусть).

Третий этап – этап формирования тонуса настроения. Этапом приобретения эмоционального опыта. На этом этапе эмоции завершаются, делаются эмоциональные выводы и приобретается новая эмоциональная память. Из пережитых эмоций формируется общий эмоциональный тонус (настроение). Основные нарушения: отсутствие этапа завершения эмоций (из-за чего прошедшая ситуация переживается снова и снова), завершение ситуаций без приобретения нового эмоционального опыта (из-за чего повторяются одни и те же ошибки), приобретение негативного эмоционального опыта (делаются неправильные выводы, из-за чего приобретается устойчивое негативное настроение).

2. Методы восстановления эмоций

Переоценка соответствия эмоции ценностям.

По правилу Осознанность, Ответственность, Оценка следует: осознать вид и уровень эмоции (в баллах от 0 до 10), а также насколько угрожающа ситуация (в баллах от 0 до 10); взять ответственность за свои эмоции на себя (я причина своих эмоций а не ситуация); переоценить уровень эмоций в соответствие с уровнем ситуации.

Читайте также:  Как восстановить свои эмоции

Шкала угрозы ценностям:

10 – угроза своей жизни;

9 – угроза жизни близки;

8 – глобальная угроза здоровью (инвалидность);

7 – глобальная угроза здоровью близких (инвалидность близких);

6 – угроза потери семьи;

5 – угроза потери свободы (тюрьма);

4 – угроза потери работы (увольнение);

3– крупные денежные потери;

2 – средние денежные потери (до 1 зарплаты), простые заболевания (простуды) и т.д.

1 – мелкие неприятности.

Переоценка полезности эмоции в действиях.

По правилу ООО следует: осознать вид и уровень эмоций; взять ответственность за свои эмоции на себя (я причина своих эмоций а не ситуация); переоценить, какие эмоции полезны в предпринимаемых действиях. В ситуациях, которые не в силах изменить, следует учиться эмоционально принимать. Критерии полезности эмоции: 1.) эмоция по виду соответствуют необходимым действиям; 2.) ситуацию возможно изменить с помощью действий; 3.) уровень эмоций достаточен для действий и помогает им (не выше и не ниже).

Техники завершения эмоций.

После завершенного дела сделать перерыв, осознать свое эмоциональное отношение к сделанному делу, по необходимости его пересмотреть. Начинать следующее дело после того, как предыдущее дело эмоционально принято.

Техники писем: написать письмо, в котором выражаете незавершенную эмоцию (обиду, горечь, злость и т.д.). Письмо перечитывается (можно несколько раз), потом сжигается.

«Горячий стул». На пустом стул представляется человек, эмоции к которому в какой-то ситуации не завершены, и ему эти чувства высказываются.

На первых двух этапах выздоровления (минимум год) следует работать только с ситуационными эмоциями на уровне «здесь и сейчас» (не погружаясь глубоко в прошлое и не идя далеко в будущее), кроме специальных заданий, которые дает психолог, консультант, наставник.

3. Цикл контакта

Есть другой взгляд на стадии эмоционального процесс – с точки зрения, как человек входит в контакт, находится в контакте и выходит из контакта. Этот процесс называется циклом контакта.

1.) Предконтакт. Стадия, когда человек эмоционально оценивает того, с кем собирается вступить во взаимодействие. Норма – достаточная оценка (доверие, осторожность, стремление, надежда, разумные опасения). Два вида нарушений: а.) быстрый предконтакт, человек недостаточно хорошо проводит оценку; проявления – импульсивность, влюбчивость, необдуманность, вспыльчивость и т.д. б.) медленный предконтакт, человек чересчур проводит оценку; проявления – подозрительность, тяжелый подъем, дистанцированность, тревожность и т.д.

2.) Контакт. Эмоциональная стадия, когда человек находится во взаимодействии. Норма – взаимодействие на равных (уважение, уверенность, энтузиазм, принятие, любовь и т.д.). Нарушения: а.) сильный контакт, человек подавляет другую территорию; проявления – гордыня, завышенная самооценка, злость и т.д. б.) слабый контакт, человек сдает свою территорию; проявления – жалость, заниженная самооценка, обида и т.д.

3.) Постконтакт. Эмоциональная стадия, когда человек выходит из взаимодействия. Норма – стадия завершения и приобретения опыта (адекватная грусть, светлые воспоминания и т.д.). Нарушения: а.) быстрый постконтакт, выход из взаимодействия без должной подготовки, обрыв; проявления – равнодушие к прошлым контактам (плевать на прошлое), «надоело – бросил» и т.д. б.) медленный постконтакт, сложно выйти из взаимодействия; проявления – зависания в прошлом, трудно завершить дела, сожаления, чрезмерные оплакивания и т.д.

У зависимых не просто нарушения какой-то из стадий цикла контакта, а отсутствие одной из них (у наркозависимых обычно ранних стадий – предконтакта, у алкозависимых поздних стадий – постконтакта) из-за чего эмоциональный процесс не завершается. Зависимый с помощью употребления достраивает свой цикл контакта. Если употребление прекращается, эмоциональный процесс не идет, что заставляет зависимого обратно возвращаться к употреблению. Выздоровление – восстановление цикла контакта в трезвой жизни.

Задание для темы «Эмоциональный процесс»

1. Приведите пять примеров того, как различные эмоции были причиной вашего употребления? Приносило ли употребление облегчение? Чем вы в итоге платили за это эмоциональное облегчение в каждом случае (негативные последствия употребления)? Как в каждом случае можно было иначе поступить с вашим эмоциональным состоянием? Заполните таблицу.

Событие

Эмоциональное состояние

Употребление и его последствия

Как можно было изменить эмоции иначе?

2. Опишите ваше эмоциональное состояние во время «отходняка» от употребления (похмелья, кумара). Перечитывайте это описание, когда вам захочется изменить свои эмоции с помощью употребления.
3. Опишите 5 ситуаций, когда эмоции по уровню не совпадали с ситуацией. Как можно было переоценить уровень эмоций?
4. Опишите 5 ситуаций когда эмоции не помогали вашим действиям. Как можно было изменить полезность эмоций?
5. Напишите письмо, в котором вы выражаете незавершенные эмоции. Прочитайте это письмо, а потом сожгите.

Источник

Оцените статью