- Конспект урока по окружающему миру «Мир чувств и эмоций» 4 класс план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- По теме: методические разработки, презентации и конспекты
- Конспект урока по окружающему миру (УМК «Начальная школа XXI века) «Мир чувств и эмоций» план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
Конспект урока по окружающему миру «Мир чувств и эмоций» 4 класс
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)
Конспект урока по окружающему миру 4 класс по теме: «Мир чувств и эмоций».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока по окружающему миру 4 класс | 27.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок окружающего мира в 4Б классе УМК «Начальная школа 21 века»
Тема: Мир чувств и эмоций.
Урок комплексного применения знаний, умений и навыков ( с элементами проектной деятельности).
- Расширить знания детей по теме: «Мир чувств и эмоций»;
- Формировать навыки культурного поведения и управления своими эмоциями и чувствами;
- Учить работать самостоятельно, самостоятельно добывать знания и применять их в конкретной ситуации;
- Развивать коммуникативные и творческие умения учащихся;
- Повышать интерес к учебному процессу;
- Воспитывать ответственность за порученное дело.
Прозвенел звонок весёлый
Мы начать урок готовы.
Будем слушать, рассуждать,
И друг другу помогать.
II. Актуализация знаний:
— Итак, у нас урок окружающего мира. Давайте вспомним изученный материал. Разгадайте кроссворд:
- Орган, очищающий кровь от вредных веществ.
- Орган слуха.
- Какая система состоит из сердца и сосудов, по которым течет кровь?
- Опора тела человека.
- Какая система организма обеспечивает поступление в организм кислорода и выделение углекислого газа, паров воды?
- Система, включающая в себя головной мозг, спинной мозг и нервы.
- В какой системе пища превращается в доступные для усвоения организмом питательные вещества.
-Какое ключевое слово у нас получилось?
— О чём мы будет говорить на уроке? (о чувствах)
Сколько чувств выражают лица:
То радость, то слезами готовы залиться,
То страх, то восторг, то волнение,
То удивление, то огорчение…
Попробуем сегодня мы понять
Как чувства человек умеет проявлять.
— Из данных слогов составьте слово:
ле те пе да ре ча
— Совершенно верно, телепередача.
И мы с вами начинаем телепередачу «Мир чувств» и я её ведущая.
У нас в гостях 4 группы экспертов:
1 гр. Исследователи
2 гр. Искусствоведы
3 гр. Литераторы
Сегодня мы обсуждаем тему «Мир чувств и эмоций». Наши гости помогут нам найти ответы на вопросы:
- Может ли человек жить без чувств?
- Как художники передают чувства людей в произведениях живописи?
- Отражает ли народный фольклор эмоциональное состояние человека?
- Есть ли эмоции у животных и как они проявляются?
Перед тем как приступить к работе, давайте вспомним правила работы в группе.
1. Слушай, что говорят другие.
2. Делай выводы об услышанном,
3. Задавай вопросы.
4.Говори спокойно ясно, только по делу.
5.Анализируй свою деятельность, вовремя корректируй недостатки.
6.Помогай товарищам, если они об этом просят.
— У каждой группы есть свой план работы, на столах лежат источники информации, с помощью которых наши гости попробуют найти ответы на интересующие нас вопросы.
Итак, приступаем к работе.
IV. Работа в группах.
1 группа «Исследователи»
- Возьми в руки карточку, прочитай текст.
- Определи, какое чувство человека описывается в данной ситуации.
- Если сомневаешься в правильности ответа, посоветуйся с товарищами.
- Наклей карточку на обратную сторону лучика.
- С лицевой стороны на лучике подпиши чувство, которое описано в данной ситуации.
- После выступления всей вашей группы, приклей лучик к солнышку на доске.
- Сделайте вывод: (стихотворение, подготовленное заранее)
На столе лежат карточки:
Мама послала сына в магазин. «Купи, пожалуйста, печенье и конфеты, — сказала она, — мы попьём чаю и пойдём в зоопарк. Мальчик взял у мамы деньги и вприпрыжку побежал в магазин.
Мама уехала в командировку. Вот уже 2 недели её нет дома. Дочка целыми днями смотрит в окно. Она ждёт, когда же приедет мама.
У Маши долго болел папа. Наконец он выздоровел. Она хотела сообщить об этом событии всем своим подругам. Выбежав во двор, она громко закричала: «Мой папа выздоровел!» Оля посмотрела на неё и сказала: «Ну и что?» Маша опустила голову и отошла в сторону.
Таня с братиком гуляли на детской площадке. Таня качалась на качелях, а братик играл в песочнице. Вдруг откуда ни возьмись, выскочила большая собака и побежала к песочнице. Таня бросилась наперерез собаке, упала и закрыла собой брата. Тут подбежал хозяин собаки и остановил её.
Мише на день рождения купили новый велосипед. Он вышел с ним во двор. Ребята окружили его. Все хотели посмотреть на велосипед Миши.
Однажды маленький Петя гулял с мамой на улице. Ярко светило солнце и вдруг пошёл дождь. Петя поднял голову вверх и широко раскрыл глаза. «Мама, смотри какая красота!» Он раньше никогда не видел радугу.
Серёжа постоянно дёргал Зину за косички. Она очень сердилась и старалась его стукнуть.
Оля не выучила стихотворение, сказав маме, что ей ничего не задавали. А на следующий день она получила двойку. Когда Оля пришла домой, мама спросила: «Как дела в школе?» Оля покраснела и опустила голову.
(кроме карточек на столе лежат лучики, фломастеры, клей)
Вывод: Не может человек прожить без чувства,
Ведь это ценность для его души,
Но если чувства нет, в душе той пусто,
И нет в ней ни тепла, ни доброты.
Лишь добрыми словами боль отводят, —
А тёплые слова для всех важны,
Отзывчивость, как помощь, к нам приходит,
Благие чувства — лекари души.
- группа «Искусствоведы»
Вложение | Размер |
---|---|
Мир чувств. Эмоции | 138.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа с. Первомайское
муниципального района Туймазинский район
Конспект урока по окружающему миру
(УМК «Начальная школа XXI века)
«Мир чувств и эмоций»
Подготовила и провела
учитель начальных классов
Познавательные универсальные учебные действия учащихся:
Формирование проектных и исследовательских действий.
Формирование умений проводить теоретическое исследование.
Умение выдвигать гипотезу и доказывать ее.
Умение формирования замыслов будущих исследований и проектов.
Регулятивные универсальные учебные действия:
Формирование способности личности к целеполаганию и построению жизненных планов.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
Общение и взаимодействие
Работа в группе (совместно-творческая деятельность).
Организация и планирование сотрудничества с учителем и сверстниками.
Цель: Расширение знаний учащихся по теме «Мир чувств и эмоций».
Формирование навыков культурного поведения и управления своими эмоциями и чувствами.
Воспитание бережного отношения к чувствам окружающих людей.
Оформление: конверты с заданиями для групп, словари, рисунки учащихся, запись песни Ю.Энтина «Улыбка», запись песни Ю.Антонова «От печали до радости»
Оборудование: ноутбук, проектор, экран, учебник «Окружающий мир» под редакцией авторов Н.Ф. Виноградовой, Г.С. Калиновой.
1. Организационный момент
улыбнёмся друг другу,
Улыбки подарим гостям!
К общению готовы!
Тогда — за работу!
Удачи желаю я Вам!
Я проверю, кто сегодня будет самым внимательным на уроке!
2. Повторение пройденного по теме «Органы чувств»
-У вас на партах лежат листочки с лицом человека.
— Я вам предлагаю отгадать несколько загадок, отгадки помогут нам узнать, чего нет на этих лицах.
Два Егорки живут возле горки,
Живут дружно, а друг на друга не глядят.
Какой это орган? Какую функцию играет орган зрения?
(Нарисуйте своему человеку глаза).
Вот гора, а у горы
Две глубокие норы.
В этих норах воздух бродит —
То заходит, то выходит.
Какой это орган? Какую функцию играет орган обоняния?
(Нарисуйте своему человеку нос).
Оля слушает в лесу,
Как кричат кукушки.
А для этого нужны ….
Какой это орган? Какую функцию играет орган слуха?
(Нарисуйте своему человеку уши).
Без чего нельзя за обедом?
Какой это орган? Какую функцию играет орган вкуса?
(Нарисуйте своему человеку рот).
Сколько органов чувств у человека?
Какой самый большой орган мы не назвали? Для чего нужен орган осязания?
3. Мотивация на изучение нового материала.
( Создание учителем в начале урока положительного настроя на работу.)
Послушайте стихотворение и определите тему урока.
(Читает подготовленная ученица)
Сколько чувств выражают лица:
То радость, то слезами готовы залиться,
То страх, то восторг, то волнение
То удивление , то огорчение.
Попробуем сегодня мы понять,
Как может эмоции человек проявлять?
-Правильно тема нашего урока – эмоции.
Скажите, когда на уроке сегодня мы впервые говорили об эмоциях?
Скажите, а можно просто взглянув на человека, понять, что он чувствует в данный момент, какую эмоцию переживает?
Сейчас мы рисовали лица, и они разные. Почему? Что они обозначают? (Может быть, это наше состояние в данный момент, может быть, отношение к разным событиям. Что творится у человека на душе мы можем узнать по выражению его лица.)
— Что помогает определить это? (Ответы детей) (помогает нам это сделать мимика)
4. Открытие новых знаний .
— Вот мы с вами говорим «эмоции», «чувства», «мимика», а что обозначают эти слова?
Где мы можем найти ответ на этот вопрос? (В толковом словаре, в учебнике)
— Давайте обратимся к словарю.
Работа со словарем («Эмоции» — от лат. волновать, потрясать – реакция человека на воздействие окружающего мира. «Чувства – отражение эмоций человека. Мимика – выразительные движения мышц лица, форма проявления чувства)
При помощи какой части тела мы выражаем свои эмоции?
Работа с учебником.
Рассмотрите фотографии. Какие переживания испытывают их герои?
Сейчас я предлагаю вам, поработать в парах .
Перед вами на столе лежат карточки, на них перечислены разные чувства, разделите их на группы. На какие группы вы их разделили?
Какие чувства попали в группу «Положительные»? «Отрицательные»
Страх, грусть, восторг, зависть, радость, смирение, ярость, гнев, печаль, любовь, восхищение, удивление, гордость, злоба, нежность,
Вывод: положительные и отрицательные эмоции.
Игра « Какие эмоции вызывает в тебе сказочный герой?»
Вывод: Выполняя задание, вы безошибочно определили героев, вызывающих положительные и отрицательные эмоции. И положительные, и отрицательные эмоции – это отклик внутреннего мира человека на события и атмосферу окружающего мира. И отклик этот часто выражается в наших движениях, в чертах нашего лица. Эмоции испытывают не только люди, но и животные. Они выражают их в поведении, гримасах. По-другому животные ничего не могут объяснить. Человек же может сдержать свои эмоции или рассказать о них словами. Совсем не обязательно при этом выражать свои эмоции бурно. Это может обидеть, задеть кого-то из окружающих тебя людей.
Посмотрите на следующий слайд. Подумайте, а есть ли эмоции у животных? (Эмоции человек богаче, он может управлять ими.)
Человек в помощь себе создает помощников-роботов. Как вы думаете, похож робот на человека?
Чем они отличаются?
Давайте убедимся, кто прав. Перед нами на экране человек и робот попадают в одинаковые ситуации, их реакция на:
Какой вывод можно сделать?
— Похож, у него есть голова, руки, ноги, может думать.
— У него нет чувств.
Поддерживают учебный диалог (на основе высказанных предположений): «Что отличает человека от машины-робота?»
Робот – это машина, созданная человеком, которая не имеет чувств.
Помните, человек имеет право на любимую эмоцию, имеет право чувствовать и выражать свои эмоции. Этим мы отличаемся от роботов.
Ребята, только ли при помощи лица человек выражает свои эмоции? ( Ответы детей)
Послушайте как работает ваше сердце.
Теперь послушаете как, работает ваше сердце, что изменилось?
Вывод: При сильных эмоциях изменяется работа сердца и других органов. При сильном волнении число ударов может увеличиться. Человек может потерять сознание.
Лишь добрыми словами боль отводят,
А тёплые слова для всех важны.
Отзывчивость как помощь к нам приходит-
Благие чувства лекари души.
Мы разные, но Богом мы хранимы,
У каждого свой Ангел и судьба.
Обидчивы бываем и ранимы
От грубых слов, от зависти и зла.
А могут ли эмоции нанести вред человеку?
Вспомним притчу «О гвоздях». Что можно сказать?
Вывод. Как часто мы не сдержаны
А как поступить, если собственная обида или злость раздирает вас на части? Как усмирить эти негативные эмоции? Как научиться их контролировать?
Работа по группам.
1 группа: Что нужно сделать, если у тебя плохое настроение.
Вспомни что-то приятное
Посмотри забавный фильм
Почитай юмористическое произведение
Рассмеши себя у зеркала
Сходить на прогулку
Пообщайся с другом
Поиграть в интересную игру
Заведи домашнее животное
Начни выращивать растения
Послушай любимую музыку
2 группа: Если плохое настроение, как его исправить:
Отойти в сторону
Сосчитать про себя до десяти
Вывод : Если человек много болеет, быстро устает, он чаще раздражен, недоволен, грустен. Мы люди. Поэтому мы должны не забывать о режиме дня, о физкультуре. Должны уметь владеть своими эмоциями.
Ребята, люди выражают свои чувства в искусстве: музыке, живописи, танце, поэзии.
Как вы думаете, можно ли по произведениям искусства определить, какие чувства испытывали художники, поэты, создавая творения?
Я предлагаю разделиться на группы.
Каждая группа получает свое задание.
1 группа: работа с репродукцией картины «Опять двойка» Ф.П.
Решетникова. — Ребята, внимательно рассмотрите картину. Вам необходимо определить по репродукции картины чувства каждого героя.
— Ребята, внимательно рассмотрите картину. Давайте попробуем определить по репродукции картины Ф.П..Решетникова чувства каждого героя.
— Что выражает взгляд матери?
— На стуле сидит мама с грустным лицом.
— Что выражает взгляд сестры? Как она учится?
— Осуждающим взглядом смотрит сестра.
— Что можете сказать о младшем брате?
-На трехколесном велосипеде едет младший брат, смотрит на старшего ехидным взглядом.
— Кто является главным героем?
— Какие чувства испытывает мальчик?
-Стыд, вину, огорчение, обиду.
— Как вы думаете, почему?
-Он получил двойку, а из портфеля торчат коньки — причина двойки.
— Какие краски использовал художник, чтобы выразить чувства мальчика?
— Серые, тёмные, мрачные.
— Когда хотят выразить чувство стыда, художники берут тёмные краски.
-Какие поступки вызывают чувство стыда?
-Когда сделаешь что-то плохое.
— Испытывали ли вы похожие чувства и при каких ситуациях?
— Да.( комментирование нескольких детских ситуаций)….
— Как вы думаете, что мальчик должен сделать?
2 группа: Обсуждение рассказа В. Сухомлинского «Почему плачет синичка».
Вдали, на краю села, жили муж и жена. Было у них двое детей – мальчик Миша и девочка Оля. Мише десять лет, а Оле – девять.
Около дома рос ветвистый тополь.
— Сделаем на тополе качели, — сказал Миша.
— Ой, как хорошо будет качаться! – обрадовалась Оля.
Полез Миша на тополь, Привязал к ветвям верёвку. Встали на качели Миша и Оля, и давай качаться. Качаются дети, а около них синичка летает и поёт, и поёт.
— Синичке тоже весело оттого, что мы качаемся.
Глянула Оля на ствол тополя и увидела дупло, а в дупле гнёздышко, а в гнёздышке птенчики маленькие.
— Синичка не радуется, а плачет, — сказала Оля.
— А почему же она плачет? – удивился Миша.
— Подумай, почему, — ответила Оля.
Миша спрыгнул с качелей, посмотрел на синичкино гнездышко и думает:
— Почему же она плачет?
— А как вы думаете, почему синичка плакала?
— Как бы вы поступили после того, как заметили, что синичка волнуется за своих птенцов?
В чем здесь могло проявиться сопереживание детей по отношению к синичке и ее птенцам?
3 группа: Соотнеси фразеологизмы со значением.
Источник