Чувства человека это неопредмеченные эмоциональные состояния

Чувства и эмоции в психологии

Процессы отражения субъективного отношения личности к окружающему его миру, объектам и самому себе, проявляющиеся в форме переживаний, называют чувствами и эмоциями.

Источниками чувств и эмоций в психологии, принято считать отражаемую в сознании человека действительность, а также его потребности.

Предлагаем пройти обучение в Институте усовершенствования Инсайт! У нас делятся опытом практикующие специалисты, кандидаты наук и ученые.

Понятие об эмоциях и чувствах в психологии

Если сказать о чувства и эмоциях в психологии кратко – это переживания индивида, его субъективное отношение к себе и окружающему его миру. Чувства и эмоции являются взаимосвязанными, но в тоже время различающимися явлениями эмоциональной сферы индивида.

Чувства в психологии

Чувство — сложное и постоянное эмоциональное переживание личности, относительно устойчивое и длительное. Чувство включает в себя широкий спектр эмоций.

Переживания чувств свойственны исключительно людям, являются социально обусловленными. Чувство собственного достоинства, стыд и гордость способен переживать только человек.

Виды высших чувств в психологии

Высшие чувства в психологии – это особая группа чувств, отражающая эмоциональное отношение человека к действительности социума. Принято различать:

  1. Нравственные чувства – это то, что личность испытывает при восприятии действительности, в сравнении с общепринятыми социальными нормами.
  2. Эстетические чувства – это переживания, связанные с отношением индивида к прекрасному (либо безобразному).
  3. Интеллектуальные чувства — связанны с возникающими переживаниями в процессе познавательной деятельности.

На базе клиники «Инсайт» все абитуриенты нашего института проходят практическую подготовку. В нашем институте практикоориентированный подход к обучению.

Эмоции в психологии

Эмоция – это более простая, субъективная реакция индивида на внешние и внутренние раздражители, связанная с удовлетворением или неудовлетворением той или иной потребности. Эмоции в отличие от чувств кратковременны, переживаются человеком «здесь и сейчас».

Первичное впечатление носит всегда эмоциональный характер, являясь реакцией на какой-либо раздражитель.

Виды эмоций

Эмоции принято разделять на простые и сложные. К первым относятся эмоции, связанные с удовлетворением первичных потребностей. Они могут вызвать удовольствие или напротив неудовольствие, быть приятны и неприятны. Ко второй группе относят те переживания, которые в процессе жизнедеятельности индивида, превратились в более сложные и связаны с осознанием, пониманием их значимости.

К сложным фундаментальным эмоциям относят:

Формы проявления эмоциональных состояний:

  1. Аффекты – сильные, кратковременные эмоциональные переживания индивида, возникшие неожиданно. Сопровождаются аффекты резкими, бесконтрольными изменениями сердечных ритмов, дыхания, нарушения функционирования секретных желез и т.д.
  2. Стрессы – психологическое перенапряжение, реакция организма на неблагоприятное воздействие и нарушение эмоционального спокойствия человека.
  3. Настроение – относительно длительное состояние, окрашивающее течение психических процессов в определенный период времени.
  4. Страсть – устойчивое и доминирующее переживание, связанное со стремлением к объекту, которым может быть, как человек, так и предмет или идея. Это сложная эмоция, тесно связанная с волевыми качествами человека.

На сегодняшний день учиться на психолога – это не только престижно, но еще и востребовано!

Эмоции, по своему влиянию на организм человека, разделяют на активные (стенические) и пассивные (астенические). Активные способны повысить жизнедеятельность, тогда как пассивные наоборот подавить жизненные процессы организма.

К стеническим относят положительные эмоции — восторг, радость и т.д. В момент переживания таких эмоций, у людей происходит расширение кровеносных сосудов, благодаря чему улучшается питание внутренних органов и мозга. Это в свою очередь способствует улучшению умственной и физической деятельности.

Читайте также:  Какие достижения нашей страны или события могут вызвать чувство гордости за свою родину

При астенических эмоциях (грусть, печаль и т.д.), происходят противоположные процессы. Сосуды сужаются, самочувствие ухудшается, может возникнуть одышка и озноб. Продуктивность в такие моменты падает и появляется апатия.

Затянувшиеся астенические эмоции способны тормозить все процессы, происходящие в человеческом организме. Чувства и эмоции влияют не только на психические процессы человека, но и на весь организм в целом.

Источник

Эмоции и психические состояния

Соотношение различных психических состояний. Понятие, основные черты и субъективный компонент эмоций. Теории эмоций в трактовке западных психологов. Положительные и отрицательные эмоциональные состояния. Классификация психических состояний, их уровни.

Рубрика Психология
Вид контрольная работа
Язык русский
Дата добавления 14.06.2009
Размер файла 73,5 K

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Контрольная работа № 11 по теме:

В каком из следующих отношений находятся пары понятий:

1. а) эмоция — б) инстинкт; 2

2. а) чувства — б) стресс; 3

3. а) психические состояния — б) чувства; 1

4. а) отражение — б) эмоции; 2

5. а) личность — б) чувства; 3

6. а) эмоции — б) аффект; .3

7. а) высшие чувства — б) любовь. 3

Прокомментируйте следующие положения. С какими из них можно (нельзя) согласиться и почему?

1. Переживание — непосредственное отражение человеком своих собственных состояний.

Переживание — это отражение личной значимости и оценка внешних и внутренних ситуаций.

2. эмоция отражает отношение человека к объекту, поэтому несет только субъективную информацию о состоянии самого организма.

Т.к. эмоции — индивидуальные, личностные особенности человека, и зависят от его физического и психического состояния.

3. Процесс отражения объекта есть познавательный компонент эмоции, а отражение состояния человека в данный момент — ее субъективный компонент.

Даже отдельные свойства предметов, несут информацию через ощущения: свет, запах, вкус…, ощущая их, человек испытывает удовольствие или неудовольствие, что отражает личную оценку внешних и внутренних реакций.

3. Субъективный компонент эмоций позволяет реализовать вероятностно- прогностические функции регуляции поведения.

Да, положительные эмоции, всегда связаны с получением желаемого результата, и побуждают субъект к их достижению и сохранению.

4. Эмоции — двухуровневый процесс, включающий субъективное переживание (чувственный тон образов восприятия) и внешнее выражение.

Эмоции имеют рефлекторную природу, а рефлекс это ответная реакция на раздражение. В данном случае, внешнее выражение это ответная реакция.

5. Наиболее существенной чертой эмоций является их субъективность.

Да. Эмоции протекают в форме переживаний и отражают личную значимость и оценку.

6. Человек не способен осознавать и осмысливать свои эмоции, но только переживать их.

Нет, в возникновении и протекании эмоций у человека важную роль играет вторая сигнальная система, благодаря которой изменяется характер и сложность эмоциональных переживаний. а так же появляется возможность осознать эмоциональное состояние, передать опыт и целенаправленно управлять своими эмоциями.

7. Эмоции обладают свойством изменять восприятие человеком при чинных связей, что обычно называют «логикой чувств».

Так как чувства предметны и конкретны, и обладают обобщённой оценкой событий.

8. Структура эмоциональных процессов аналогична структуре познавательных процессов.

Как и все психические процессы, эмоции имеют рефлекторную природу.

9. чувства как эмоциональные отношения человека к окружающему миру в конечном итоге детерминируются этим миром.

Чувства — высший продукт культурно — эмоционального развития человека. они связаны с определёнными, входящими в сферу культуры предметами, видами деятельности и людьми, окружающими человека.

Читайте также:  Какие чувства называют добрыми

Из данных понятий постройте логический ряд так, чтобы каждое предыдущее понятие было более общим по отношению к последующим.

Радость, отражение, чувство, психика, ликование.

Психика, отражение, чувство, радость, ликование.

Вставьте пропущенные слова в следующие утверждения.

1. Эмоции — психическое отражение в форме переживаний приятного процесса и результатов практической деятельности направленные на удовлетворение его актуальных потребностей.

2. Эмоциональные процессы и состояния в жизни организма выполняют: отражают характер взаимодействия организма со средой, вызывают успокоение или возбуждение, подкрепляющую, переключающую, компексаторную, побудительную, коммуникативную функции.

3. В античности эмоциональные процессы рассматривались как особый вид душевных явлений, в виде мышления и переживания.

4. Биологическая теория эмоций связывает эмоции с значимостью тех или иных условий, для живых существ, и удовлетворения актуальных для них потребностей.

5. Согласно теории Джемса—Ланге, первопричинами возникновения эмоциональных состояний являются органические процессы изменения, происходящие в организме.

6. Теория Кэннона—Барда утверждает, что эмоциональные переживания и соответствующие им органические изменения порождаются одновременно, и возникают из единого источника.

7. В теории когнитивного диссонанса Л. Фестингера положительное эмоциональное переживание возникает, когда реальные результаты деятельности совпадают или превышают ожиданиям, а отрицательное — в условиях их несоответствия.

8. 3. Фрейд установил, что при неверном истолковании или конфликте эмоций их мотивационная сила приводит к аффективному поведению.

9. Теория дифференциальных эмоций Кизарда рассматривает фундаментальные эмоции как базовые структуры эмоциональных состояний.

10. По С. Л. Рубинштейну, эмоции, как форма проявления чувств, свойств личности, выступают в качестве внутренних стимулов к деятельности.

11. Эмоция, зарождается из соотношения положительного или отрицательно го результатов действия к потребности, являющейся исходным побуждением.

12. По А. Н. Леонтьеву, эмоции непосредственно отражают отношения между мотивами, потребностями, и успехом или возможностью успешной реализацией отвечающей им деятельности субъекта.

13. Согласно информационной теории, эмоция есть отражение мозгом человека или животного какой-либо актуальной потребности, возможность удовлетворения которой мозг оценивает на основе генетического и ранее приобретенного индивидуального опыта.

Выберите правильный ответ из предложенных вариантов.

1. По К. Изарду, фундаментальные эмоции. а) образуют основную мотивационную систему; б) обеспечивают аффективно — когнитивное взаимодействие; в) регулируют работу гомеостатической системы; г) регулируются интеллектом.

2. Тревожность — это комплекс эмоций возникающих на основе личных потребностей. а) горя; б) отвращения; в) презрения; г) робости.

3. Любовь — комплексное чувство, включающее. а) романтическое отношение; б) интерес; в) радость; г) сексуальное влечение.

4. Состоянию пониженной психической активности соответствуют такие отрицательные эмоции, как. а) неудовлетворённость; б) грусть; в) печаль; г) тоска.

5. В теории деятельности эмоции отражают отношения. а) между мотивами и отвечающей им деятельностью; б) между целью и результатом действия; в) между смыслом и значением; г) между операцией и условия ми ее осуществления.

6. Отличительной чертой аффекта является. а) его предметный характер; б) связь с самооценкой и уровнем притязаний; в) интенсификация соматических показателей; г) большая интенсивность .

7. Эмоции как компонент структуры эмоциональных процессов — это. а) более длительные состояния; б) реакция на совершившееся событие; в) реакция на вероятные события ; г) реакция на текущее событие.

8. Чувства успеха, удачи, ликования прежде всего связаны с. а) положительным исходом деятельности; б) удовлетворения физиологической потребности; в) процессом совершения действия; г) отношениями других к результату деятельности.

9. Чувства человека — это. а) эмоциональный фон ощущений;

б) Органическое самочувствие индивида; в) переживания связанные с удовлетворением органических потребностей; г) неопредмеченные эмоциональные состояния.

10. Высшие чувства включают в себя. а) интеллектуальный компонент;

б) Рефлексию; в) любовь; г) эстетическое отношение.

На какие группы в принципе можно разделить перечисленные понятия? Аргументируйте основания своей классификации.

Читайте также:  Пропало только обоняние вкус чувствую

Положительные эмоциональные состояния:

Любовь, радостное открытие истины, воодушевление, нега, любознательность, обожание, догадка, очарование, уверенность, восхищение шедевром искусства, удовольствие, симпатия, увлечённость работой, сладострастие, эмпатия…

Отрицательные эмоциональные состояния:

Привязанность, страх, ярость, сомнение, враждебность, неудовольствие, жалость, тревожность, депрессия, стыд, злость, ненависть, страдание, фрустрация…

любопытство, удивление, предчувствие, чувство таинственного, волнение…

Любопытство; стенические чувства; удивление; радостное открытие истины; привязанность; страх; любовь; интерес; воодушевление; враждебность; нега; ярость; сомнение; любознательность; обожание; догадка; очарование; уверенность; восхищение шедевром искусства; удовольствие; предчувствие; симпатия; неудовольствие; чувство таинственного; волнение; предвкушение; жалость; тревожность; увлеченность работой; сладострастие; депрессия; эмпатия; стыд; злость; ненависть; страдание; фрустрация.

Дополните следующие высказывания:

1. По определению Н.Д. Левитова, психическое состояние — это целостная характеристика активности психической деятельности, в определённый период времени, в зависимости от воздействий окружающей действительности и показывающая психические свойства личности.

2. Структуру психического состояния, по В.А. Ганзену, образуют 3 основных уровня:

1) Физиологический уровень, включающий нейрофизиологические характеристики, морфологические и биохимические изменения, сдвиг физиологических функций.

2) Психологический уровень, включающий изменение психических функций и настроение человека.

3) Социально-психологический уровень, включающий характеристики поведения и деятельности, и отношение человека, в том или ином состоянии.

3. Двумя ключевыми детерминантами настроения являются интероцептивные ощущения, отношение человека к самом себе и окружающеё действительности.

4. Группа эмоциональных состояний объединяет состояния, характеризующиеся эмоциональную реакцию человека на раздражитель.

5. Группа практических состояний объединяет состояния, характеризующие эмоциональное состояние человека на различных этапах трудовой деятельности.

6. Группа мотивационных состояний объединяет состояния, характеризующиеся проявление мотивов человека, направленных на удовлетворение его потребностей.

7. Группа гуманитарных состояний объединяет состояния, характеризующиеся эмоциональным проявлением чувств людей.

Распределите предложенные психические состояния по группам. Укажите основания выбранной вами классификации.

Подъём, готовность, счастье, мобилизация, радость, дружба, вдохновение, любовь, гнев

Ненависть, негодование, тревога, монотония, сексуальное напряжение, прострация, страх, гипоксия, жажда.

Удивление, печаль, волнение, синтония.

Удивление, ненависть, подъем, гнев, готовность, счастье, негодование, тревога, монотония, сексуальное напряжение, печаль, прострация, мобилизация, радость, волнение, дружба, страх, синтония, гипоксия, вдохновение, любовь, жажда.

Подобные документы

Сущность психических состояний. Эмоциональные и волевые психические состояния. Особенности познавательных психических состояний. Индивидуальные свойства личности. Характеристика основных эмоциональных состояний. Виды стрессоров и их последствия.

реферат [438,9 K], добавлен 27.06.2012

Виды и роль эмоций в жизни человека. Классификация эмоций по силе длительности и качественным параметрам. Теории эмоций и их содержание. Самооценка эмоциональных состояний. Положительные и отрицательные эмоции. Составляющие компоненты эмоций человека.

презентация [4,3 M], добавлен 23.12.2013

Физиологические основы и психологические теории эмоций. Эмоциональные психические состояния личности и проблема их регуляции. Организация, условия и исследование психических состояний личности. Этапы развития и теоретические основы аутогенной тренировки.

дипломная работа [183,2 K], добавлен 22.03.2009

История изучения психических состояний от древности до наших дней. Функции и виды психических состояний. Методики определения уровня тревожности. Признаки и виды аффективных состояний. Методы борьбы со стрессом. Отличия чувств и эмоций, понятие эмпатии.

шпаргалка [1,9 M], добавлен 19.06.2014

Определение эмоций и чувств. Основные функции и качества чувств и эмоций. Мимическое выражение эмоций. Пантомимика, выражение эмоций голосом. Эмоциональные состояния. Аффективное состояние и аффект. Стресс. Значение эмоций и чувств.

реферат [19,1 K], добавлен 14.03.2004

Классификация видов эмоций и чувств, характеристика их функций. Многообразие эмоциональных состояний и механизм управления ими. Основные положения структурной теории эмоций Пейпеца, соматической теории Джемса-Ланге, потребностно-информационной теории.

курсовая работа [40,4 K], добавлен 29.09.2013

Настроение как целостное состояния психики. Значение его особенностей в деятельности преподавателей. Виды психических состояний. Последовательность выявления и последующего устранения причин отрицательных состояний и усиления положительных у учащихся.

реферат [15,5 K], добавлен 24.07.2014

Источник

Оцените статью