Чувств простая пятерица что это
Церковь расположена
по адресу:
Chiesa del SS. Sacramento al Borgo
Catania, Piazza Cavour 1.
Полезные ссылки
Рассылка
Поиск по сайту
Есть чувств у нас простая пятерица, |
01.11.2012 05:56 |
Есть чувств у нас простая пятерица, И мысль за мыслью, строчка за строкою Но горечь споспешествует во благость, Гордыне и тщеславию рабою верной стала, И каждый грех на сердце мне ложился, словно камень, Лишь сердцем обратившись к Богу, Гордыню и тщеславие — сих спутников неверных, И чувств моих простая пятирица И сердцем я листаю все страницы, Стараясь не роптать, а всеми чувствами кричать, Источник «И сыном света Твоего соделай служителя»Благодарственная молитва по Причащении преподобного Симеона МетафрастаСегодня — Великий Четверг, день Тайной Вечери и установления Евхаристии. Нынешний день побуждает нас к размышлениям о Таинстве Таинств и о связанных с ним молитвах, в том числе и благодарственных. Православный читатель постоянно слышит благодарственную молитву преподобного Симеона Метафраста. Однако, вряд ли многие знают или же догадываются, что это — стихи, правда, не совсем обычные для русского читателя. Ведь в них нет рифмы. Но зато есть ясный и четкий размер. А главное — глубокое богословие. Русский читатель знает преподобного Симеона Метафраста (940–1020) [1] как агиографа. Ведь он создал подлинно энциклопедический свод [2] — Жития святых на каждый день. Эти жития начиная с ΧΙ в. стали обязательным чтением в греческих, а затем в славянских и грузинских монастырях. Преп. Симеон собрал практически все доступные ему жития, очистил их язык, переработал их и риторически украсил. Его деятельность явилась подлинным переворотом в агиографии [3] . Труд преп. Симеона имел огромное значение и для Руси и России. Наши русские Жития святых, написанные свт. Димитрием Ростовским, во многом зависят от свода, созданного преп. Симеоном Метафрастом. Удивительно, что столь глубокие духовные труды и исследования преп. Симеон сочетал с делами государственными, ведь он был высокопоставленным чиновником при дворе византийского императора Василия ΙΙ Болгаробойцы. Менее известной стороной творчества преп. Симеона является церковная поэзия. Он явился создателем целого ряда канонов и стихир. Кроме того, им был написан Гимн к Троице, опубликованный Кодером [4] . Гимнографические творения преп. Симеона характеризуются ясностью, яркостью и глубиной. Особенно это касается публикуемой ниже молитвы. Преп. Симеон Метафраст был современником преп. Симеона Нового Богослова и, вероятно, воспринял ряд его богословских идей, в частности — видения Святого Причащения как некоего духовного огня, который может попалить недостойных. Однако, не только это объединяет преп. Симеона Метафраста с преп. Симеоном, но и понимание спасения как уврачевания и обожения человека, просвещения его «ума и тела, чревес и утробы» и его преображения в сына света. Молитва написана шестистопным ямбом или ямбическим триметром. Теперь читатель может ощутить, как она могла восприниматься современниками преп. Симеона. Перевод выполнен по изданию Ευχολογιον το μεγα. Αθηναι, 1992. Надеемся, этот скромный труд удостоится благосклонного внимания читателей. Молитва благодарственная по святом Причащении Ты, Давший в пищу плоть Свою мне волею, 17 апреля 2014 г. [1] . Такой датировки придерживался С.С.Аверинцев. А.Каждан предлагал гораздо более расплывчатую датировку, осторожно говоря о годе кончины после 1000 г. См. Κazhdan A. Symeon Metaphrastes. Oxford Dictionary of Byzantium. Vol. 3. 1991. P. 1983. [2] Такова, в частности, оценка П. Лемерля. См. Лемерль П. Византийский гуманизм. М, 2012. С. 337. [3] Такова оценка известного исследователя Эрхарда. См. Εrhard E. Uberlieferung und Bestand der hagographischen Handschriften. Bd. 2. Leipzig, 1914. S. 307. [4] Κoder. Jahrbuch fuer der Osterreiche Byzantinistik. 1965. Vol. 14. S. 133-139. [5] Τὸ χάσμα πῦρ φλέγων τοὺς ἁμαρτωλούς, πρὸς δὲ τοὺς δικαίους. Apocalypsis Apocirpha Joannis. P. 320. [6] Св. Григорий Нисский. О девстве. Источник Прощеные грешники14 марта в 2021 г. – Прощеное воскресенье, последний день Сырной седмицы, по-народному – Масленицы. Протоиерей Олег Стеняев размышляет о доброделании и о том, что такое подлинная праведность. – В Писании сказано: «Все мы сделались – как нечистый, и вся праведность наша – как запачканная одежда…» (Ис. 64:6). Отец Олег, с одной стороны, все мы призваны к доброделанию, но с другой – получается, что наши добрые дела могут оказаться мерзостью пред Богом? – Это может произойти в том случае, если мы своими делами хотим искупить свои грехи, – так мы оскорбляем Милосердие Божие. Добрые дела надо делать из любви к Богу, а не из желания этими делами вынудить Бога простить нас. Особенно нелепыми выглядят подобные попытки в свете того, что Сын Божий совершил для нас на Кресте. Он наш Искупитель; а наша «праведность» не искупает наши злодеяния и проступки, она действительно «как запачканная одежда». Если провести ревизию, переоценку всех наших так называемых «добрых дел», то они окажутся как обесцененный товар, не представляющий никакой ценности в глазах Бога. Тем более что любой, даже незначительный грех моментально перечеркивает значение всех наших добрых поступков. Сказано: «И праведник, если отступит от правды своей и будет поступать неправедно… все добрые дела его, какие он делал, не припомнятся; за беззаконие свое, какое делает, и за грехи свои, в каких грешен, он умрет» (Иез. 18:24). Посему все творимое человеком ради искупления своих собственных грехов есть бессмыслица, и более того – есть хула на Христа. Сказано: «Ибо вы куплены дорогою ценою. Посему прославляйте Бога и в телах ваших, и в душах ваших, которые суть Божии» (1 Кор. 6:20). Смысл этих слов более чем очевиден: наше спасение совершено дорогою ценою, ценою Крови Сына Божия, и мы за это должны стремиться прославить Бога «и в телах» наших, «и в душах». То есть подлинная праведность – это не желание добрыми делами откупиться от праведного Божьего гнева, справедливо на нас движимого, а желание прославить Его за то, что Он уже совершил для нас. И как я часто объясняю, Он спас нас ради Себя Самого, а не ради каких-то наших усилий… Сказано: «Ради Себя, ради Себя Самого делаю это, ибо какое было бы нарекание на имя Мое! славы Моей не дам иному» (Ис. 48:11). Итак, тот, кто думает, что он может что-то добавить к совершенному Христом на Кресте, пытается восхитить Славу Божию. В деле нашего спасения эта слава принадлежит только Творцу, и никому более. Сошествие Святого Духа. Икона Кирилло-Белозерского монастыря В Писании: «Вы куплены дорогою ценою; не делайтесь рабами человеков» (1 Кор. 7:23). Никому из людей, тем более самим себе, мы ничем не обязаны в деле нашего спасения. Вся слава в деле нашего спасения принадлежит только Спасу Нашему – Господу Иисусу Христу. Посему все попытки спастись самим, без Бога, и сравниваются в Писании с запачканною одеждою. Эти ризы, ризы спасения, надеть на нас может только Христос. Посему в утреннем молитвенном правиле мы и находим такие слова: «но или хочу, спаси мя, или не хочу», то есть все происходит не от нашего хотения или нехотения, а от Божественного Произволения, как и сказано в Писании: «Итак помилование зависит не от желающего и не от подвизающегося, но от Бога милующего» (Рим. 9:16). – Праведный Иов, которого науськивали покаяться в небывших у него грехах, восклицал о судах Божиих: «Ибо Он не человек, как я, чтоб я мог отвечать Ему и идти вместе с Ним на суд! Нет между нами посредника, который положил бы руку свою на обоих нас» (Иов 9:32–33). Но у нас-то, христиан, уже есть Посредник! Нам кого в себе видеть: «несвятых святых», «святых суть согрешающих» – прежде всего грешников или праведников? – Вопрос не праздный. Если человек думает о себе только как о грешнике, это стесняет его сердце, им овладевает печаль, и от такого уныния человек оказывается не способным совершать радостное служение перед Богом, но не можем мы считать себя и праведниками, ведь в Писании сказано: «…все согрешили и лишены славы Божией» (Рим. 3:23). Нам всем надо почитать себя прощеными грешниками, которые надежду на свое спасение всецело возлагают на Христа. Потому что таким посредником, о Котором взывал Иов Многострадальный, и оказался Господь наш Иисус Христос, о Котором и сказано: «Ибо един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус» (1 Тим. 2:5). По Божеству – войдя в этот мир, по человечеству – выйдя из него, Сын Божий и совершил служение примирения между Богом Отцом и падшим человечеством. Своею Кровию Он не только искупил наши грехи и преступления, но и исцелил нас от греховной смерти. Его Кровь обладает великой силой попалять грех, не только как совершившийся факт нашей жизни, но и как склонность ко греху, как закон греха, действующего в нас. Протоиерей Олег Стеняев В этом смысле спасение человека есть действие евхаристичное. Спастись в православии означает именно – пресуществиться. К чему и призывает нас Сын Божий словами: «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день. Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем. Как послал Меня живый Отец, и Я живу Отцем, так и ядущий Меня жить будет Мною» (Ин. 6:54–57). В Благодарственных молитвах по Святом Причащении мы находим такие слова: «…пройди во уды моя, во вся составы, во утробу, в сердце. Попали терние всех моих прегрешений. Душу очисти, освяти помышления. Составы утверди с костьми вкупе. Чувств просвети простую пятерицу». Иными словами, спасение, совершаемое силою искупительной Крови Сына Божия, – есть всецелое исцеление нашей природы. Сказано: «Итак мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни» (Рим. 6:4). Обновленная жизнь есть измененная природа, другое, новое бытие. Все сие совершается только во Христе и со Христом. И таким образом, всецело уповая на Христа, мы и в уныние не впадем (от множества наших согрешений), и в гордыню не укатимся (от чувства ложного благочестия). Сказано: «Но дар благодати не как преступление. Ибо если преступлением одного подверглись смерти многие, то тем более благодать Божия и дар по благодати одного Человека, Иисуса Христа, преизбыточествуют для многих» (Рим. 5:15). Кстати, само слово «благодать» означает «благая», то есть бесплатная и не заработанная дать (даяние, дар). Сказано: «Итак, да будет известно вам, мужи братия, что ради Него (Иисуса Христа) возвещается вам прощение грехов; и во всем, в чем вы не могли оправдаться законом Моисеевым, оправдывается Им всякий верующий» (Деян. 13:38–39). Смысл этих слов очевиден: мы должны стремиться исполнять Моисеев закон, но там, где мы его не сможем исполнить, надежду на наше спасение всецело возложим на Христа Иисуса. В Писании сказано: «Если говорим, что не имеем греха, – обманываем самих себя, и истины нет в нас. Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды. Если говорим, что мы не согрешили, то представляем Его лживым, и слова Его нет в нас» (1 Ин. 1:8–10). Мы все заключены под грехом, и нечем хвалиться друг перед другом. Как некоторые говорят: «Да, я грешил, но вот такого я не делал». Поистине нет разницы между грехами, как и сказано: «Кто соблюдает весь закон и согрешит в одном чем-нибудь, тот становится виновным во всем. Ибо Тот же, Кто сказал: не прелюбодействуй, сказал и: не убей; посему, если ты не прелюбодействуешь, но убьешь, то ты также преступник закона» (Иак. 2:10–11). Поэтому неприятно и даже противно бывает видеть, как один грешник обвиняет, обличает другого грешника. Лично меня одно присловие, девиз, спасает от греха осуждения: «…врач! Исцели Самого Себя» (Лк. 4:23). Итак, не будем крутить головою вокруг себя, кто как живет, а лучше займемся сами собою. Будем стремиться, где для нас возможно, исполнить Заповеди Божии, а где споткнемся и согрешим, будем искать спасение во Христе. Источник |