- Семь советов, как способствовать развитию ребенка
- Из множества советов, как развить потенциал ребенка, родителям важно выбрать наиболее подходящие
- Консультация «Чтобы ребенок вырос всесторонне развитым»
- Почему так важно развивать эмоциональный интеллект детей в современных реалиях?
- Необходимость развития у детей эмоционального интеллекта в современных реалиях.
Семь советов, как способствовать развитию ребенка
Из множества советов, как развить потенциал ребенка, родителям важно выбрать наиболее подходящие
Развитие и рост ребенка – сложный процесс, который включает в себя несколько составляющих. Ребенок развивается как физически, так и психически. Для полноценного развития психики ребенка, ее умственной, эмоциональной и социальной сфер, важна поддержка родителей.
Иногда родителям бывает сложно стимулировать психическое развитие ребенка. Поскольку поддержка родителей в этом процессе очень важна, следует поощрять развитие ребенка как в детском саду или школе, так и дома. При этом главное – найти правильный, последовательный подход, соответствующий индивидуальным особенностям ребенка.
Разумеется, родители хотят для своих детей только самого лучшего. Но сегодня разгорается немало споров, как максимально развить потенциал ребенка: какие занятия выбирать для него, какие подбирать книги для его развития, использовать ли компьютеры или телевизор в обучающих целях. По этому поводу существует много мнений, но, в конце концов, вам решать, какие советы лучше всего подходят для вашего ребенка.
Рассмотрим несколько приемов, с помощью которых родители могут способствовать психическому развитию ребенка.
1. Общайтесь с ребенком
Для развития детской психики родителям нужно не только понимать, какие умственные, эмоциональные и социальные навыки понадобятся ребенку в будущем и постепенно формировать их, но и найти для этого наиболее подходящий способ. Родителям бывает трудно это сделать, ведь им приходится искать нужный способ интуитивно. Они прилагают много усилий, чтобы понять индивидуальные потребности ребенка и уже в соответствии с ними развивать умственные навыки. Постоянное общение с ребенком помогает родителям глубже понимать его психические и физические потребности.
2. Читайте книги вместе с ребенком
Родители должны активно развивать у ребенка навыки чтения и письма в соответствии с его возрастом и уровнем развития. Кроме этого, следует научить его простейшим арифметическим действиям и развить навыки решения проблем. Найдите подходящий способ развить эти навыки – так вы воодушевите ребенка, укрепите доверие между вами и разовьете у ребенка привязанность к вам. Тесное и доверительное общение с ребенком формирует у него социальные и эмоциональные навыки. Ребенок начинает понимать, что эмоциональное развитие настолько же важно, как и умственное или социальное.
3. Занимайтесь с ребенком совместными делами
Поощряйте занятия ребенка различными делами. В процессе работы поддерживайте его и стимулируйте доводить дела до успешного завершения. Так вы сможете научить его самому искать информацию, необходимую для выполнения задачи, и сделаете этот процесс приятным для ребенка. Ваша поддержка также может вселить в него энтузиазм и интерес к обучению и самосовершенствованию.
Развивая уверенность ребенка в себе, вы можете создать хорошую атмосферу для его личностного и социального роста.
4. Развивайте у ребенка творческое мышление
Творческое мышление необходимо ребенку для решения различных задач, позволяет ему видеть ситуации с разных точек зрения. Предлагайте ребенку различные занятия, развивающие творчество: рисование, раскрашивание картинок, игры на воображение и т.д. Обеспечьте ребенка всем необходимым, что может ему понадобиться для этих занятий: бумагой, красками, карандашами, пластилином и т.д. Кроме этого, позволяйте ребенку применять подручные предметы для своих игр.
5. Используйте музыку и телевидение для развития ребенка
Ученые утверждают, что ребенок может воспринимать музыку еще в утробе матери. Музыка положительно влияет на развитие ребенка с самого раннего возраста. Выберите стиль музыки, который ему нравится (в вашем распоряжении есть множество самых разнообразных стилей – от классической до современной зарубежной музыки).
Что касается телевидения, здесь родителям следует быть осторожными. Телевидение может приносить как пользу, так и вред для ребенка. Родителям необходимо тщательно выбирать программы, которые могут способствовать его умственному развитию. Также следует уделять просмотру этих программ количество времени, соответствующее возрасту ребенка.
6. Исследуйте природу вместе с ребенком
Можно годами гулять с ребенком в парке, но так и не замечать, какие растения там растут и какие птицы живут. Так вы упускаете прекрасную возможность исследовать вместе с ребенком окружающий мир. Наблюдайте, как растут растения (вместе с ребенком вы можете посеять семена и наблюдать, как они прорастают), какие изменения в природе происходят в каждый сезон и т.д.
7. Определите таланты и склонности вашего ребенка
Дети с раннего возраста могут проявлять определенные способности, например, концентрироваться или запоминать информацию, читать с раннего возраста и т.д. Талант ребенка может выражаться в различных сферах: рисование, музыка, танцы и т.д. Поговорите со школьными учителями – они помогут вам определить дарования ребенка и посоветуют, как лучше их развить. Поддерживайте ребенка в совершенствовании его талантов, но не оказывайте при этом слишком большого давления.
Не существует единых правил для родителей относительно того, как способствовать развитию ребенка. Поэтому вам нужно понять, что этот процесс не может быть идеальным. Вам следует лучше узнать своего ребенка и найти эффективный способ общаться с ним. Каждой семье подходят разные способы общения между родителями и детьми. Однако при этом родителям важно быть последовательными в воспитании детей, стимулируя развитие их умственной и эмоциональной сфер. Чтобы максимально развить потенциал ребенка, необходимо уделять внимание обоим этим компонентам на всех этапах жизни ребенка. Общайтесь с его школьными учителями, советуйтесь с ними и действуйте сообща. Так вы сделаете все для благополучия ребенка во взрослой жизни.
Источник
Консультация «Чтобы ребенок вырос всесторонне развитым»
Шарапова Алена
Консультация «Чтобы ребенок вырос всесторонне развитым»
ЧТОБЫ РЕБЁНОК ВЫРОС ВСЕСТОРОННЕ РАЗВИТЫМ
Ключевой момент в успешном воспитании, всесторонне развитого ребенка – поддержка со стороны близких. В этом и заключается основная задача poдителей – поддерживать малыша, чтобы он был уверен в своих способностях и смело шел к намеченной цели. Особенно нуждаются в такой поддержке дети дошкольного возраста, именно в этот период формируется их личность.
Можно отметить пять правил, которые помогут вам сделать ребенка более уверенным в себе и развить в нем тягу к новому.
1. Хвалите и поощряйте навыки
Сранних лет у ребенка проявляются способности к чему-либо. Обнаружить их можно как в процессе обучения, так и совершенно случайно (танцуя, рисуя со своим ребенком и т. п.). Заметив такую способность, помогите ребенку развить ее. И не обязательно сразу записывать ребенка во всевозможные секции. Можно для начала обучать его самостоятельно. Еще лучше, если вы будете учиться новому вместе со своим ребенком – это его дополнительно вдохновит. И не забывайте хвалить свое чадо за старание.
2. Много читайте
Не обращайте внимания на то, что многие говорят, что детям дошкольного возраста еще рано читать. Да! Рано! Поэтому смело берите книгу и начинайте ее читать вместе со своим ребенком. Это поможет развить его речь и навык чтения, сделать шире словарный запас и кругозор. Кроме этого,чтение положительно влияет на эмоциональное состояние: снижается риск того, что ваш ребенок вырастет «трудным», а значит, вас не будут вечно вызывать в школу учителя.
3. Проводите ужин в кругу семьи
Необязательно стол должен ломиться от вкусностей, и сервирован по всем правилам. Нет. Обычный семейный ужин. Основная цель такого ужина – дать ребенку возможность учиться чему-нибудь от родителей во время разговора, получить заряд эмоций. Обсудите за ужином события этого дня, поделитесь впечатлениями. Значение таких разговоров для ребенка заключается в том, что из них он может понять, какие ценности приняты в его семье. За едой можно обсудить и важность учебы. Установлено, что дети, которые чаще других едят вместе с семьей, лучше успевают по учебе и меньше подвержены расстройству пищеварения.
Кроме ужина, можно выбрать и другое время для семейных бесед и игр с родителями. Можно придумывать различные совместные занятия, например? Танцевать под детские песни. Это очень весело и интересно.
4. Установите режим сна
Проследите, чтобы ваш ребенок каждую ночь ложился в одно и то же время. При этом не советуют, чтобы за 30 минут до этого он смотрел телевизор или играл за компьютером. Не лишним будет даже забрать у ребенка перед сном мобильный телефон, так как в большинстве случаев дети еще некоторое время пользуются им после того, как легли в постель. В ходе проведенных исследований было выявлено, что сокращение сна на 1 час вдвое сокращает умственные способности ребенка.
5. Чаще обнимайте своего ребенка
Это не только служит проявлением родительской любви, но и дает положительный эффект. Благодаря объятиям у детей снижается напряженность. Кроме этого, в родительских объятиях ребенок чувствует себя защищенным. Дети, лишенные родительской заботы и ласки, больше подвержены стрессам, что негативно сказывается на их способности обучению. Обнимая своего ребенка, вы не только сделаете его и себя счастливее, но и поспособствуете тем самым его учебе.
Помимо этих нехитрых правил,можно отметить еще один совет: обучайте ребенка чему-то новому с учетом его психологических и интеллектуальных особенностей. Так, некоторые дети лучше воспринимают информацию на слух, для обучения других нужно использовать таблички с картинками или словами. А может быть так, что вашему ребенку лучше учится не в тишине, а когда играет приятная музыка. Понаблюдайте за малышом, и выявите эти особенности. Тогда вы легко и быстро добьетесь успеха.
Консультация «Чтобы ребенок рос любознательным, ему нужны игры» Консультация: «Чтобы ребенок рос любознательным, ему нужны игры» Что нужно, чтобы ребёнок рос любознательным, умным, сообразительным? Постарайтесь.
Что нужно сделать, чтобы ребенок не капризничал в магазине Много ли среди нас счастливчиков, которые без внутреннего страха могут пройти со своим ребенком по торговому центру, «заминированному» прилавками.
Консультация «Что следует делать, чтобы ребенок не был эгоистом» 1. Учите малыша быть заботливыми и внимательными к окружающим. Помогать маме, бабушке, воспитателю, соседке. Говори о том, что они нуждаются.
Чтобы ребенок был счастлив В сегодняшних своих рекомендациях я, конечно, Америки не открою, но хотелось бы еще раз напомнить родителям, что многое зависит от нас самих.
Родительское собрание «Чтобы ребенок рос здоровым» АКТУАЛЬНОСТЬ В современном, постоянно меняющемся мире, где на человека обрушивается огромный поток информации, стремительный темп и череда.
Семинар-практикум для родителей «Чтобы ребенок рос здоровым» Цель: формирование у детей и родителей привычки к здоровому образу жизни. Задачи: познакомить с разными формами оздоровления организма;.
Конспект семинара-практикума для родителей старшей группы «Чтобы ребенок рос здоровым и физически крепким» Конспект семинара-практикума для родителей старшей группы «Чтобы ребенок рос здоровым и физически крепким» Задачи: Обогатить педагогические.
Консультация для родителей «Чтобы ребенок не заикался» Составила учитель-логопед: Шабалина Е. Н. Уважаемые родители! Заикание – своеобразное нарушение плавности речи. Начинается оно у детей с.
Родительское собрание с использованием ИКТ «Чтобы ребенок рос здоровым» Родительское собрание «Чтобы ребенок рос здоровым» Ход собрания: 1 слайд: На слайде :Забота о здоровье лучшее лекарство (Японская пословица).
Родительское собрание в средней группе на тему «Чтобы ребенок был здоровым» Родительское собрание в средней группе на тему «Чтобы ребенок был здоровым» -Здравствуйте, уважаемые родители! Мы говорим друг другу здравствуйте,.
Источник
Почему так важно развивать эмоциональный интеллект детей в современных реалиях?
Любовь Чернявская
Почему так важно развивать эмоциональный интеллект детей в современных реалиях?
Необходимость развития у детей эмоционального интеллекта в современных реалиях.
Жизнь на 10% состоит из того, что происходит со мной, и на 90% из того, как я на это реагирую.
Чарльз Свиндолл, писатель.
Счастливыми нас делают умение ладить с миром и жить в гармонии с самим собой.
Насколько детям необходимо изучать свой организм и окружающий мир, настолько им также необходимо изучать и свой внутренний мир, понимать свои чувства и настроение.
Эмоциональный интеллект (EQ) отвечает за распознавание и правильную интерпретацию эмоций. Именно он наделяет человека психологической гибкостью и способностью эффективно взаимодействовать с окружающим миром. А фундамент эмоционального разума закладывается в детстве.
В период дошкольного детства происходят значительные динамичные изменения в психомоторной, когнитивной и социальной сферах развития ребенка, поэтому специфика развития в дошкольном возрасте во многом определяет характер возрастных изменений в последующие периоды жизни.
Можно утверждать, что развитие эмоционального интеллекта определяет становление личности в период дошкольного возраста, обеспечивает продуктивное общение, познание социальных явлений, а также стрессоустойчивость ребенка, так называемую «психологическую выносливость». Сказанное подчеркивает важность организации целенаправленной и системной работы с детьми дошкольного возраста по развитию эмоционального интеллекта.
В отечественной педагогике положение об эмоциональном интеллекте является одним из основополагающих, на этом строится весь процесс обучения. О единстве аффекта и интеллекта говорили: Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн.
Л. С. Выготский утверждал, что «Эмоциональное развитие детей — одно из важнейших направлений профессиональной деятельности педагога».
Особенно важно развитие эмоционального интеллекта именно в дошкольном возрасте, так как в это время идет активное формирование различных видов мышления (наглядно-действенного, наглядно-образного, словесно-логического) и эмоциональное становление детей.
Актуальность исследования данной темы со стороны государственной системы образования отражена в Федеральном государственном образовательном стандарте: “Социально-коммуникативное развитие представляет собой развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье. ”
Но почему тема эмоционального интеллекта стала так популярна именно в последнее десятилетие?
Почему поколение современных мам и пап, не обучающиеся в детстве принципам распознавания своих и чужих эмоций – научились этому самостоятельно. А поколение детей нужно этому обучать?
Что же изменилось и какие факторы добавились, давайте попробуем разобраться.
1. Детоцентричные семьи
Изучив литературу и взгляды современных российских психологов (Л. В. Петрановская, Е. В. Мурашова, Г. В. Тимошенко, Е. А. Леоненко, В. Паевская) на устройство семейного уклада и детскую социализацию в реалиях современности, я пришла к выводу, что в прошлом столетии эмоциональный интеллект у детей развивался непроизвольно. В патриархальной семье ребенок с детства учился быть полезным, вносить свой вклад в общее дело, считывать эмоции взрослых, от которых зависело его благополучие.
На сегодняшний день семьи чаще всего детоцентрические (малодетные, где первое место принадлежит ребёнку. Родители и ближайшие родственники окружают ребенка заботой и предвосхищают любые его желания.
В целом дети пользуются большим числом материальных и духовных благ, чем их родители, и могут выступать как главный смысл семьи, психологически доминировать.
В такой атмосфере ребенку незачем учиться определять настроение родителей, подстраиваться под уклад жизни взрослых, проявлять сочувствие.
2. Культура дворовых игр
Еще один немаловажный аспект замедленного развития эмоционального интеллекта у современных детей — уменьшение количества живого общения и совместных игр между детьми.
Формирование навыка социализации, который раньше дети естественным путем осваивали, гуляя или проводя время со сверстниками, сейчас утрачивается. Культура дворовых игр растворяется под напором плотного расписания кружковой деятельности детей или наоборот большого количества свободного времени, проводимого в обществе гаджетов.
Еще 30 лет назад двор был центром притяжения для детей. Разновозрастные группки соседских ребят выстраивали свои сюжетно-ролевые игры, соревнования, устанавливали правила и обучали им младших. Многообразное живое общение учило детей понимать чувства сверстников, подчиняться правилам игры, договариваться, радоваться совместным победам.
В современном обществе количество общения значительно сократилось, гораздо реже дети ходят друг к другу в гости, организовываются в массовые игры во дворах. Для развития понимания жестов, выражения лица, голоса и эмоций недостаточно практики. Дети предпочитают играть с гаджетами, а не друг с другом.
3. Гаджеты
Телевизор и гаджеты не позволяют ребенку проживать и осознавать свои чувства, происходит «заморозка» эмоций, дети прячутся за экраном от возникших проблем. Они отказываются думать о трудностях и причинах их появления, не ищут и способы исправления ошибки.
Недавно своими наблюдениями за подростковым поведением в сети поделился и Facebook. Современные подростки, согласно результатам исследования, разучились решать конфликты. В случае возникновения непонимания, они, скорее, удалят человека из списка виртуальных друзей и перестанут с ним общаться, нежели постараются найти решение проблемы.
Наша жизнь с малым опытом детского взаимодействия со сверстниками во дворе, без сюжетно-ролевых игр, более закрытая и тревожная подталкивает к некой изоляции, в которой ребенок находит иной способ контакта со сверстниками — через разнообразные коммуникаторы, мессенджеры и чаты. Формируется стиль общения, который не включает в себя считывание эмоций партнера и живое взаимодействие. Ведь не случайно появились смайлики, которые говорят, что эмоции в разговоре необходимы!
Но современные дети настолько мало общаются «глаза в глаза», что элементарный навык распознавания эмоций превращается для них в загадочный ребус.
Если раньше основным каналом социализации для ребенка были окружающие люди, в первую очередь близкие взрослые, и детское сообщество, то сейчас на процесс социализации огромное влияние оказывают компьютер, телевидение и другие средства массовой информации. Этим обусловлены радикальные изменения процесса социализации.
Виртуальный мир, ориентированный на «облегченное потребление», не требующее никаких мысленных и духовных усилий, «засасывает» ребенка своей легкостью, зрелищностью, динамикой. Он не требует от него усилий по налаживанию контактов с партнерами.
Дети не учатся сопереживанию, умению подстроиться, уступить, поставить себя на место другого. У современного поколения очень низкий уровень эмпатии.
4. Интеллектуализация детства
Реалией современного детства является перекос в сторону интеллектуального развития ребенка в ущерб социальному и личностному.
К сожалению, современные родители чрезмерное внимание уделяют обучению ребенка-дошкольника школьным навыкам: чтению, письму, счетным операциям, в ущерб развитию распознавания своих эмоций и эмоций окружающих, развитию активности и самостоятельности в различных видах деятельности, что, на сегодняшний день, является главным элементом понятия «психологической готовности к школе».
Многие родители, последователи методик ранней детской интеллектуализации считают, что в связи с изменившимся темпом жизни, именно столь ранее начало интеллектуального обучения является своевременным и полезным. Однако в каждом факторе есть две стороны медали.
Важным подводным камнем раннего обучения может быть десоциализация, ведь из-за уклона в сторону интеллектуальных занятий затормаживается развитие эмоциональной сферы ребенка, вследствие чего его могут ожидать проблемы из-за плохо развитой культуры общения.
Вот что говорит об этом практический психолог Ирина Александровна Карпенко: «В юных интеллектуалах с малолетства подогревается эгоизм. А эмоциональное недоразвитие ведет к аутизации, отстранению от окружающего мира. Ребенок не понимает людей, не чувствует их и не интересуется ими. Из-за аутизации он часто ведет себя неадекватно, что еще больше затрудняет его контакты. Начинается отставание в психологическом плане. Такие дети, с одной стороны, интеллектуально более развиты, а с другой — гораздо инфантильнее сверстников, и этот разрыв мешает гармоническому развитию личности».
В последнее время становится очевидным то, что детство и дети очень сильно изменились, произошли качественные психические, психофизиологические и личностные изменения современного ребенка. В своем выступлении на обсуждении форсайт-проекта «Детство 2030» Д. И. Фельдштейн подробно остановился на важнейших изменениях в развитии современного ребенка. Это снижение уровня когнитивного развития детей дошкольного возраста, энергичности, желания активно действовать при росте эмоционального дискомфорта, уровня развития сюжетноролевой игры дошкольников, что приводит к недоразвитию мотивационно-потребностной сферы, воли и произвольности ребенка; снижение детской любознательности и воображения; дефицит произвольности, что свидетельствует о несформированности определенных мозговых структур; недостаточная социальная компетентность; экранная зависимость, возникающая у детей потребность в экранной стимуляции, которая блокирует собственную деятельность ребенка; обеднение и ограничение общения детей со сверстниками, переживаемое ими чувство одиночества; растущее число детей с эмоциональными проблемами, находящихся в состоянии аффективной напряженности из-за постоянного чувства незащищенности, отсутствия опоры в близком окружении.
Нам, взрослым, нужно признать эти изменения. И взять на себя ответственность за развитие у детей эмоционального интеллекта в современных реалиях.
«Интеллект-карта» как средство познавательного развития детей старшего дошкольного возраста Интеллектуальная карта -это уникальный и простой метод запоминания и систематизации информации, с помощью которого активизируется память.
Интеллект-карта «Россия». Рекомендации для педагогов по созданию интеллект-карт в детском саду Интеллект- карта, карта мыслей или ассоциаций- это способ записи мыслей с помощью схем. В работе с детьми старшего дошкольного возраста.
Конспект занятия по экспериментальной деятельности в младшей группе «Почему важно мыть руки мылом» ко Дню чистых рук Цель: развивать у детей мотивацию к здоровому образу жизни, закреплять умение мытья рук с мылом. Задачи: развивать интерес к экспериментальной.
Консультация для родителей детей с нарушениями зрения «Что такое мелкая моторика и почему так важно её развивать?» Что такое мелкая моторика и почему так важно её развивать? Мелкая моторика — это совокупность скоординированных действий нервной, мышечной.
Консультация для родителей «Как развивать память у детей?» Важнейшей особенностью любого человека является его память, благодаря которой каждый человек накапливает жизненный опыт. Память — это способность.
Консультация для родителей «Как развивать творческие способности у детей?» Творчество — необыкновенный источник энергии, развития, получения положительных эмоций! Очень полезно развивать творческие способности у.
Консультация для родителей «Почему важно отвечать на детские вопросы» Одной из главных особенностей детей дошкольного возраста является любознательность, которая проявляется в вопросах. Именно этот возраст.
Консультация для родителей «Эмоциональный контакт с особым ребенком» Между ребенком и матерью с самых первых дней жизни формируется связь, неподдающаяся осязанию, между ними устанавливается тесный контакт,.
Источник