Что значит отразить чувства

Отражение чувств

Психология общения. Энциклопедический словарь. — М.: Когито-Центр . Под общей редакцией А. А. Бодалева . 2011 .

Смотреть что такое «Отражение чувств» в других словарях:

Отражение чувств — – в психотерапии – методика, в которой терапевт перефразирует сказанное пациентом, делая при этом акцент на эмоциональных аспектах высказываний пациента … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

ОТРАЖЕНИЕ — всеобщее свойство материи, заключающееся в воспроизведении признаков, свойств и отношений отражаемого объекта. «. Логично предположить, что вся материя обладает свойством, по существу родственным с ощущением, свойством отражения. »… … Философская энциклопедия

отражение — ОТРАЖЕНИЕ основная характеристика познания и сознания с точки зрения философии диалектического материализма. Познание и сознание понимаются в рамках этой концепции в качестве О., воспроизведения характеристик предметов, существующих… … Энциклопедия эпистемологии и философии науки

Отражение (философия) — Проверить нейтральность. На странице обсуждения должны быть подробности. У этого термина существуют и другие значения, см. Отражение. Отражение в марксистско ленинской ф … Википедия

Отражение — всеобщее свойство материи (См. Материя), заключающееся в воспроизведении, фиксировании того, что принадлежит отражаемому предмету. «. Логично предположить, что вся материя обладает свойством, по существу родственным с ощущением,… … Большая советская энциклопедия

Отражение — ср. 1. процесс действия по гл. отразить, отражать, отразиться, отражаться 2. Результат такого действия; способность воспроизводить в образах, понятиях существующий независимо от нас внешний мир, объективную действительность. 3. Образ предмета на… … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

ОТРАЖЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЕ — специфическая форма освоения действительности в иск ве. Методологической основой понимания сущности О. х. является ленинская теория отражения, раскрывающая общие закономерности и способы адекватного постижения мира. Процесс О. в иск ве, включая… … Эстетика: Словарь

ОТРАЖЕНИЕ — в общем смысле: а) реакция, противодействие, б) рефлексия, обращение назад, в) отображение, придание образа; в философском смысле (ближе к терминам отображение , образ ): способность взаимодействующих вещей воспроизводить (в себе, на себе)… … Современный философский словарь

искусство — ▲ культура ↑ эстетический искусство художественная культура; искусственные образы, ценные в эстетическом отношении; отражение жизни в художественных образах и картинах; изображение красоты, красивое изображение; выражение чувств; часть культуры;… … Идеографический словарь русского языка

РОДЖЕРС Карл Рэнсом — (Rogers, Carl) (1902 1987), американский психолог и педагог, создавший концепцию центрированной на пациенте , или недирективной терапии, в которой традиционные отношения доктор пациент заменены отношениями личность личность. Роджерс родился в Оук … Энциклопедия Кольера

Источник

Что такое отражение чувств?

Правила отражения чувств.

При отражении чувств акцент делается на содержании сообщения, как при выяснении, перефразировании и резюмировании, а на эмоциональном состоянии собеседника.

Отражая чувства собеседника, мы показываем ему, что понимаем его состояние, поэтому следует, насколько это, возможно, передавать своими словами. И тем не менее можно воспользоваться определёнными вступительными фразами:

«Мне кажется, что Вы чувствуете. »

«У меня такое ощущение, что Вы чем-то. »

«Не чувствуете ли Вы себя несколько. »

При этом желательно избегать категоричных формулировок, поскольку они вызывают у партнёра раздражение.

Читайте также:  Как чувствует мужчина при разрыве отношений

В ответах следует учитывать и интенсивность чувств собеседника: «Вы несколько расстроены!» (совершенно, очень, страшно и т.п.).

? Понять чувства собеседника можно различными путями:

следует обращать внимание на употребляемые им слова, отражающие чувства: «неприятный», «убийственный», «скверный», «неожиданный» и т. п.

многое можно понять из интонаций, выражения лица, жестов и позы партнёра.

Необходимо как можно чаще представить, что мы сами чувствовали бы на месте говорящего в такой ситуации.

Научиться приёмам «понимающего» слушания — актуальное профессиональное требование к менеджеру (продавцу), без данного умения невозможно эффективное общение с клиентами, определение его потребностей и мотивов, а, следовательно, снижение продаж.

Источник

Отражение чувств

Энциклопедический словарь по психологии и педагогике . 2013 .

Смотреть что такое «Отражение чувств» в других словарях:

Отражение чувств — (в психотерапии) психол. прием понимающего слушания, используется в гуманистической психотерапии с целью показать клиенту, что психотерапевт понимает его чувства, эмоции, переживания. О. ч. в клиент центрированной терапии это точное… … Психология общения. Энциклопедический словарь

ОТРАЖЕНИЕ — всеобщее свойство материи, заключающееся в воспроизведении признаков, свойств и отношений отражаемого объекта. «. Логично предположить, что вся материя обладает свойством, по существу родственным с ощущением, свойством отражения. »… … Философская энциклопедия

отражение — ОТРАЖЕНИЕ основная характеристика познания и сознания с точки зрения философии диалектического материализма. Познание и сознание понимаются в рамках этой концепции в качестве О., воспроизведения характеристик предметов, существующих… … Энциклопедия эпистемологии и философии науки

Отражение (философия) — Проверить нейтральность. На странице обсуждения должны быть подробности. У этого термина существуют и другие значения, см. Отражение. Отражение в марксистско ленинской ф … Википедия

Отражение — всеобщее свойство материи (См. Материя), заключающееся в воспроизведении, фиксировании того, что принадлежит отражаемому предмету. «. Логично предположить, что вся материя обладает свойством, по существу родственным с ощущением,… … Большая советская энциклопедия

Отражение — ср. 1. процесс действия по гл. отразить, отражать, отразиться, отражаться 2. Результат такого действия; способность воспроизводить в образах, понятиях существующий независимо от нас внешний мир, объективную действительность. 3. Образ предмета на… … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

ОТРАЖЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЕ — специфическая форма освоения действительности в иск ве. Методологической основой понимания сущности О. х. является ленинская теория отражения, раскрывающая общие закономерности и способы адекватного постижения мира. Процесс О. в иск ве, включая… … Эстетика: Словарь

ОТРАЖЕНИЕ — в общем смысле: а) реакция, противодействие, б) рефлексия, обращение назад, в) отображение, придание образа; в философском смысле (ближе к терминам отображение , образ ): способность взаимодействующих вещей воспроизводить (в себе, на себе)… … Современный философский словарь

искусство — ▲ культура ↑ эстетический искусство художественная культура; искусственные образы, ценные в эстетическом отношении; отражение жизни в художественных образах и картинах; изображение красоты, красивое изображение; выражение чувств; часть культуры;… … Идеографический словарь русского языка

РОДЖЕРС Карл Рэнсом — (Rogers, Carl) (1902 1987), американский психолог и педагог, создавший концепцию центрированной на пациенте , или недирективной терапии, в которой традиционные отношения доктор пациент заменены отношениями личность личность. Роджерс родился в Оук … Энциклопедия Кольера

Источник

Отражение чувств

Эмоции, чувства в консультировании и психотерапии, по выражению Bugental (1987), как кровь в хирургии: они неизбежны и выполняют очистительную функцию, стимулируют заживление. Чувства очень важны в процессе консультирования, но не являются самоцелью, хотя достижению целей помогают именно сильные чувства: страх, боль, тревога, жалость, надежда и др.

Читайте также:  Эмоция угроза лост арк где взять

Отражение чувств тесно связано с перефразированием высказанных клиентом мыслей — разница лишь в том, что в последнем случае внимание сосредоточивается на содержании, а при отражении чувств — на том, что скрыто за содержанием. Желая отражать чувства клиента, консультант внимательно выслушивает его признания, перефразирует отдельные утверждения, но ориентируется и на чувства, выраженные клиентом в признаниях.

Например:
Клиентка: Мы с мужем дружим с детства и после окончания университета поженились. Я думала — какой замечательной будет супружеская жизнь! Но все оказалось совсем не так…
Консультант: Сколько лет Вы в браке?

В этом случае создается впечатление, что консультанта больше интересует формальный факт продолжительности брака, а не то, как клиентка переживает свою супружескую жизнь. Продолжение беседы могло бы быть явно продуктивнее, позволь консультант продолжать признание или, уловив удлиненную паузу, задай он вопрос: “Что для Вас значит “совсем не так”?”

В консультировании существует правило, что при вопросе о чувствах клиент часто рассказывает факты из жизни, но когда мы спрашиваем только о событиях жизни, практически нет никаких шансов услышать что-либо о чувствах. Это правило ясно указывает на приоритет вопросов о чувствах и на существенную роль отражения чувств в консультировании. Таково необходимое условие поддержания консультативного контакта в ориентированной на клиента терапии.

Отражая чувства клиента , консультант концентрирует внимание на субъективных аспектах его признаний, стремясь помочь клиенту разобраться в своих чувствах и (или) испытать их полнее, интенсивнее, глубже. Отражение чувств означает, что консультант является как бы зеркалом, в котором клиент может увидеть смысл и значение своих чувств.

Отражение чувств способствует возникновению межличностного, эмоционального контакта, потому что показывает клиенту, что консультант старается познать его внутренний мир. Эффективное отражение чувств помогает клиенту лучше разобраться в своих нередко противоречивых чувствах и тем самым облегчает разрешение внутренних конфликтов.

Например:
Клиентка: Об этом трудно не только говорить, но даже думать. Уже давно я не имею никаких отношений с мужчинами, а теперь не знаю, как отнестись к появившейся возможности.
Консультант: Грустно смотреть, как Вы боитесь и избегаете того, чего, по Вашим словам, хотелось бы.
Клиентка: Без сомнений. Я не знаю, подходит ли он мне. Он кажется очень милым и имеет все, чего мне хотелось бы. Я не знаю…
Консультант: Ваши чувства теперь в смятении. Вы не можете решить, действительно ли хотите этого мужчину.
Клиентка: Да. И так бывает всегда, когда я думаю об этом. Если кто-то заботится обо мне и всем хорош, я бегу от него, когда некто не хочет меня, я хочу его. Что за каша! Смогу ли я когда-нибудь изменить положение?
Консультант: Вы чувствуете себя растерявшейся, думая, всегда ли должны стараться убежать, когда кто-либо заботится о Вас.

Желание отражать чувства предполагает их распознавание. Для этого необходимо обращать внимание не только на содержание рассказа клиента, но и на его эмоциональный тон, позу, выражение лица. Так же важно помнить, что чувства могут таиться не только в том, что рассказано, но и в том, что не рассказано, поэтому консультант должен быть чутким к различным намекам, умалчиваниям, паузам.

Читайте также:  Как можно держать свои эмоции

Отражая чувства, следует учитывать все эмоциональные реакции клиента — положительные, отрицательные и амбивалентные; направленные на самого себя, других людей и консультанта. Для точного отражения чувств важно использовать многие понятия, определяющие разнообразные чувственные нюансы.

В консультировании важно не только отражение чувств, но и обобщение их. Оно позволяет определить эмоциональный тон беседы, синтезировать эмоциональные аспекты опыта клиента. Очень часто в беседе мы сталкиваемся с противоречивыми, а иногда и с полярными чувствами по отношению к значимым для клиента ситуациям или объектам любви. Здесь очень ценно обобщение чувств для показа клиенту действительного единства противоположностей в эмоциональной сфере.

Говоря о чувствах в консультировании, можно сформулировать несколько обобщающих принципов, охватывающих не только отражение чувств клиента, но и выражение чувств консультантом:

  • Консультант обязан как можно полнее и точнее идентифицировать чувства как свои, так и клиентов.
  • Не обязательно отражать или комментировать каждое чувство клиента — любое действие консультанта должно быть целесообразным в контексте процесса консультирования.
  • Обязательно обращать внимание на чувства, когда они:
    o вызывают проблемы в консультировании или o могут поддержать клиента, помочь ему.

В первом случае особенно выделяются страх, тревога, злость, враждебность. Например, озлобленность клиента может блокировать нормальное общение, поэтому следует обратить его внимание на это чувство (“Сегодня Вы кажетесь довольно злым”), чтобы обсуждение способствовало устранению препятствия для поддержания консультативного контакта.

Такое обсуждение имеет смысл и для клиента, поскольку помогает ему допустить нормальность своих отрицательных чувств, а также уменьшить их интенсивность. Важно помочь клиенту выразить отрицательные чувства еще и потому, что самому клиенту легче контролировать открыто выраженные чувства. Во втором случае мы оказываем клиенту эмоциональную поддержку.

Например, если клиент, которому трудно уйти с работы раньше времени, приходит на консультативную встречу вовремя, следует это отметить: “Как хорошо, что Вы смогли прийти вовремя!” Или когда клиентка с затянувшейся депрессией говорит, что смогла подняться с кровати, убрать в комнате и приготовить себе обед, мы, понимая значимость события, должны порадоваться вместе с ней удачному “продвижению” в преодолении депрессии.

  • Консультант обязан выражать также собственные чувства, возникающие в ситуации консультирования. Их возникновение представляет собой своеобразный резонанс на переживания клиентов. Как говорит С. Rogers, “что наиболее лично, то наиболее общо”. Вслушиваясь в свои чувства, возникающие в ходе консультирования в качестве реакции на поведение клиента, консультант может получить о нем много ценной информации. Выражение чувств помогает поддерживать глубокий эмоциональный контакт, в условиях которого клиент лучше понимает, как другие люди реагируют на его поведение. Однако консультант должен выражать чувства, только связанные с темой беседы. Иногда сам клиент жаждет получить информацию о чувствах консультанта. И на весьма частый вопрос: “Я хотел бы узнать, как Вы чувствуете себя со мной?” — не нужно спешить отвечать. На такой вопрос лучше ответить вопросом: “Почему Вы спрашиваете меня об этом?”, “Что Вы об этом думаете?”. В консультировании всегда более значимы чувства клиента, а не консультанта.
  • Порой надо помочь клиентам контролировать свои чувства, особенно когда они слишком интенсивны. Это касается как положительных, так и отрицательных чувств.

Источник

Оцените статью