- Темперамента Маскировка
- помогите пожалуйста с информацией о «маскировке темперамента»
- Маскировка темперамента.
- Учет темперамента в деятельности
- Методическая разработка практического занятия по психологии для специальности «Лечебное дело». Тема: Личность
- «Балашовский медицинский колледж»
- Методическая разработка
- План занятия
- Продолжительность: 4 часа (2+2)
Темперамента Маскировка
(англ. Masking of temperament) — поведенческие проявления, замещающие в определенной обстановке индивидуальные особенности темперамента. Обусловлены они бывают мотивами, чертами характера, привычками и навыками поведения человека. Так, благодаря осознанию ответственности и дисциплинированности холерик вместо присущей ему вспыльчивости и несдержанности может проявить сдержанность и самообладание. Т. М. Имеет большое значение в воспитании. Она содействует преодолению отрицат. Проявлений темперамента..
(физиологическое учение о темпераменте) — на протяжении давней и сложной истории учения о темпераменте он всегда связывался с физиологическими особенностями организма. Одна из самых серьезных попыток подвести под темперамент физиологическую базу связана с именами И. П. Павлова, Б. М. Теплова и Небылицына. Первоначально эта концепция называлась учением о типах системы нервной, позже — учением о свойствах системы нервной (->. Система нервная. Тип. Система нервная. Свойство). Сохраняется уверенно..
(темперамент и характер) — хотя в психологии они различаются, четкой границы между ними нет. В самом общем и приблизительном смысле темперамент продолжает пониматься либо как «природная основа», либо как «динамическая основа". Характера. Многое из того, что ранее составляло психологическую часть представлений о темпераменте, ассимилировала характерология.. ..
См. Кречмера пропорции темперамента.. ..
(Temperament trait). Основная черта, влияющая на эмоциональные характеристики поведения.. ..
Дополнительный поиск Темперамента Маскировка
Источник
помогите пожалуйста с информацией о «маскировке темперамента»
Исследование маскировки и демаскировки темперамента» Диплом, курсовая .
Исследование маскировки и демаскировки темперамента» — авторская работа по учебной дисциплине .
Также Вы можете заказать эксклюзивную работу по данной теме — «»Исследование маскировки и . Здесь вы найдете: «Исследование маскировки и демаскировки темперамента» Дипломы на заказ. База дипломных работ. Банк рефератов. База рефератов. Курсовые на заказ. База бесплатных работ. База .
Исследование маскировки и демаскировки темперамента» — Психология, психика .
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ МАСКИРОВКИ И ДЕМАСКИРОВКИ ТЕМПЕРАМЕНТА 7
Маскировка и демаскировка темперамента 14 ЭлитДиплом — оформление заказа на написание курсовой, дипломной работы, реферата, по низким ценам с гарантией качества в кратчайшие сроки
Реферат: Методы исследования темперамента, Психология, гороскоп, сонник .
Таким путем в работах Л. Б. Ермолаевой — Томиной и А. И. Ильиной были показаны различные маскировки . Получи5.ру — банк рефератов, курсовые работы, диплом, доклады, шпаргалки, лекции, сочинения по литературе
Реферат на тему — Методы исследования темперамента
А. И. Ильиной были показаны различные маскировки темперамента. Методы исследования темперамента, методические пути изучения темперамент личность, Психология, социология, философия
Значение ТЕМПЕРАМЕНТА МАСКИРОВКА
в воспитании; она содействует преодолению отрицат. проявлений темперамента. Если вам есть что .
При копирование слова ТЕМПЕРАМЕНТА МАСКИРОВКА информации с сайта обязательна активная ссылка .
Источник
Маскировка темперамента.
Маскировка темперамента зависит от мотивации, возрастных особенностей, уровня развития, условий жизни и профессии, воспитания и самовоспитания.
“Вообще портреты темперамента отразили тот суровый факт, что никому не удается все сразу. Не в человеческих силах, оказывается, так живо воспринимать мир, как сангвиник; при этом так бесстрашно действовать, как холерик; так честно страдать, как меланхолик; да еще чтобы всегда какие-то силы оставались на черный день как у флегматика” (К. М. Гуревич)
Темперамент — это внешнее проявление типа высшей нервной деятельности человека, и поэтому в результате воспитания, самовоспитания это внешнее проявление может искажаться, изменяться, происходит «маскировка» истинного темперамента. Поэтому и редко встречаются «чистые» типы темперамента, но, тем не менее, преобладание той или иной тенденции всегда проявляется в поведении человека.
Темперамент накладывает отпечаток на способы поведения и общения, например, сангвиник почти всегда инициатор в общении, он чувствует себя в кампании незнакомых людей непринужденно, новая необычная ситуация его только возбуждает, а меланхолика, напротив, пугает, смущает, он теряется в новой ситуации, среди новых людей. Флегматик также с трудом сходится с новыми людьми, свои чувства проявляет мало и долго не замечает, что кто-то ищет повода познакомиться с ним. Он склонен любовные отношения начинать с дружбы и в конце концов влюбляется, но без молниеносных метаморфоз, поскольку у него замедлен ритм чувств, а устойчивость чувств делает его однолюбом. У холериков, сангвиников, напротив, любовь возникает чаще с взрыва, с первого взгляда, но не столь устойчива.
Продуктивность работы человека тесно связана с особенностями его темперамента. Так, особая подвижность сангвиника может принести дополнительный эффект, если работа требует от него частого перехода от одного рода занятий к другому, оперативности в принятии решений, а однообразие, регламентированность деятельности, напротив, приводит его к быстрому утомлению. Флегматики и меланхолики, наоборот, в условиях строгой регламентации и монотонного труда обнаруживают большую продуктивность и сопротивляемость утомлению, чем холерики и сангвиники.
В поведенческом общении можно и нужно предвидеть особенности реакции лиц с разным типом темперамента и адекватно на них реагировать.
Подчеркнем, темперамент определяет лишь динамические, но не содержательные характеристики поведения. На основе одного и того же темперамента возможна и «великая», и социально-ничтожная личность.
Учет темперамента в деятельности
Поскольку каждая деятельность предъявляет к психике человека и ее динамическим особенностям определенные требования, то нет темпераментов, идеально пригодных для всех видов деятельности.
Роль темперамента в труде и учебе заключается в том,что от него зависит влияние на деятельность различных психических состояний, вызываемых неприятной обстановкой, эмоциогенными факторами, педагогическими воздействиями. От темперамента зависит влияние различных факторов, определяющих уровень нервно-психического напряжения (например, оценка деятельности, ожидание контроля деятельности, ускорение темпа работы, дисциплинарные воздействия и т. п.).
Существуют четыре пути приспособления темперамента к требованиям деятельности.
Первый путь — профессиональный отбор, одна из задач которого — не допустить к данной деятельности лиц, которые не обладают необходимыми свойствами темперамента. Данный путь реализуют лишь только при отборе на профессии, предъявляющие повышенные требования к свойствам личности. Сангвинику легче приспособиться к командам руководства и к группе, чем флегматику. Меланхолику не следует поручать задания, требующие выдержки, решительности, например, пульт в диспетчерской.
Второй путь приспособления темперамента к деятельности заключается в индивидуализации предъявляемых к человеку требований, условий и способов работы (индивидуальный подход). Например, часть работы, где нужно все тщательно просчитать и продумать, то с этим справиться только флегматик. Но и времени ему нужно больше, это также нужно учитывать. И наоборот, холерику нужно поручать работу, требующую активности, постоянного движения, хорошей реакции.
Третий путь заключается в преодолении отрицательного влияния темперамента посредством формирования положительного отношения к деятельности и соответствующих мотивов. Для сангвиника монотонность работы провоцирует потерю интереса к ней. Но опираясь на мотив доверия ответственности работы данному человеку, можно получить хороший результат.
Четвертый, основной и наиболее универсальный путь приспособления темперамента к требованиям деятельности — формирование ее индивидуального стиля. Под индивидуальным стилем деятельности понимают такую индивидуальную систему приемов и способов действия, которая характерна для данного человека и целесообразна для достижения успешного результата. Например, нельзя поручать одну работу флегматику и холерику, так как они не смогут продуктивно работать из-за разных подходов: флегматику нужно все продумать и просчитать еще до начала работы, а холерику не терпится сразу приступить к работе, а потом, по ходу, он и будет думать и считать.
Необходимо учитывать, что чем меньше ребенок, тем больше нужно учитывать тип темперамента. Деятельность ребенка меланхолика и флегматика необходимо чаще стимулировать положительной оценкой, чем сангвиника или холерика. Для них допустимы более строгие оценки, также необходимо предоставлять больше самостоятельности в деятельности.
Источник
Методическая разработка практического занятия по психологии для специальности «Лечебное дело». Тема: Личность
Государственное автономное профессиональное
«Балашовский медицинский колледж»
Методическая разработка
занятия по психологии
(раздел «Общая психология»)
форма: практическое занятие
продолжительность: 4 часа
для групп 2 курса специальности
Составлена на основании рабочей программы преподавателя
Методическое обоснование темы
Государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования по специальности «Лечебное дело» предусмотрено теоретическое изучение понятий по теме «Личность», которая, является центральной в процессе изучения курса психологии, поскольку проблемы личности, ее особенностей и ее взаимодействие с профессией системы «человек-человек» являются максимально значимыми.
Для того чтобы теоретически изучить понятия и закрепить полученные знания, создать мотивационную основу практической ориентации в собственной индивидуальности и личностных особенностях окружающих в программе обучения психологии предусмотрено одно теоретическое занятие (2 часа) и два практических занятия (4 часа).
Практические занятия проводятся сразу после теоретического по данной теме, чтобы обеспечить качественное закрепление теоретических знаний, развивать познавательную активность учащихся, стимулировать их стремление к самопознанию, формировать адекватную ориентацию во внутренней психической реальности и саморегуляцию поведения.
Для проведения занятия используется личностно-ориентированная модель обучения с использованием элементов дискуссии и проблемного обучения.
План занятия
Для групп 2 курса всех отделений
Учебная дисциплина: психология (общая)
Форма занятия: практическое
Продолжительность: 4 часа (2+2)
Проверить и закрепить знания по теме;
Расширить представления об основных понятиях темы;
Четко сформулировать и смоделировать прикладной аспект полученной информации;
Обучить навыкам первичной психодиагностики.
Развивать когнитивный компонент мышления студентов;
Развивать заинтересованное отношение к индивидуальной неповторимости каждой личности;
Развивать навыки самостоятельной работы с информационным материалом;
Развивать навыки индивидуальной психодиагностики.
Формировать творческое отношение к занятиям;
Воспитывать устойчивый познавательный интерес к собственной внутренней психической реальности и психической реальности окружающих;
Воспитывать стремление к самосовершенствованию и взаимопониманию.
общее представление о содержании структурных единиц личности;
о подструктурах личности, их взаимосвязи и путях развития;
о теориях развития личности;
о мотивационной основе деятельности;
о волевой регуляции поведения;
об использовании опросников в индивидуальной психодиагностики.
этапы развития личности;
способы развития каждой из подструктур личности;
мотивационная основа деятельности;
волевая регуляция поведения;
основные методы выявления личностных особенностей.
описать структуру личности, содержание каждой из подструктур;
объяснить содержание основных понятий темы;
выделять в поведенческих проявлениях человека врожденные и приобретенные свойства;
диагностировать некоторые индивидуальные личностные особенности.
Личность, индивид, иерархическая структура личности, темперамент, характер, способности, направленность личности, социализация, социальная роль, мотивация, волевая регуляция, локус контроля, самосознание, рефлексия, расширение сознания, идентификация, автономия личности.
аспекты работы по специальности
Основные этапы организации и проведения занятия
Формулировка темы. Определение целей занятия.
Фронтальный контроль исходного уровня знаний студентов
по теме занятия (по материалам лекции и результатам самоподготовки (в форме тестов).
Подведение итогов исходного контроля
Сообщения студентов по теме занятия и обсуждение дискуссионных вопросов
Самостоятельная работа (решение ситуативных задач по новому материалу, практическая психодиагностика)
Собеседование для контроля усвоения информационного
Подведение итогов занятия. Выставление оценок
Проверка исходного уровня знаний.
Ответы на вопросы студентов по домашнему заданию.
Самостоятельная работа студентов.
Подведение итогов занятия. Выставление оценок
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ
ПО САМОПОДГОТОВКЕ К ЗАНЯТИЮ
Цели самоподготовки: на основании информационного материала уметь ответить на контрольные вопросы и выполнить задания по теме: «Личность».
1) Изучить информационный материал.
2) Ответить на вопросы для самоподготовки, сравнить свои ответы с эталоном.
3) Сформулировать вопросы о том, что осталось неясным или вызвало затруднения при самоподготовке для вынесения их на обсуждение на занятии.
Подготовить сообщение по одной из тем:
Структурные единицы личности
Подструктуры личности, их взаимосвязи и пути развития
Теории развития личности
Мотивационная основа деятельности
Волевая регуляция поведения
этапы развития личности
Основные методы выявления личностных особенностей
Иерархическая структура личности
1. Асмолов А. Г. Психология личности. М., 200.
2. Гройсман А. Ш. Психология. Личность. Творчество. Регуляция состояний. М., 2012 (часть 1).
3. Платонов К. К. Структура и развитие личности. М., 2006.
4. Творогова Н.Д. Психология (конспект лекций). М., 2010.
Тестовые задания для проверки усвоения основных понятий темы
В следующих пунктах поставьте в соответствие:
1. Относятся приведенные характеристики к личности или индивиду?
1) свойство определяется включенностью в систему социальных отношений;
2) человек как представитель вида;
3) свойство проявляется в совместной деятельности и общении;
2. К какой подструктуре личности (согласно К. К. Платонову: биологических свойств, форм отражения, опыта, направленности) относятся :
1) убеждения, мировоззрения, интересы.
2) особенности познавательных процессов.
4) умения, знания, привычки
5) особенности эмоциональных процессов.
3. О какой подструктуре личности (биологических свойств, форм отражения, опыта, направленности) идет речь:
1) формирование подструктуры связано с развитием самосознания.
2) биологические факторы оказывают на подструктуру минимальное влияние.
4. Характер или темперамент?
1) характеристика личности со стороны динамических особенностей ее психических процессов и состояний.
2) выражает отношение человека к окружающему миру, другим и себе.
3) определяет стиль и темп деятельности.
4) закрепляется в привычных способах поведения
5) практически не поддается изменению под действием воспитания.
В следующих пунктах заполните пропущенные места:
. характера позволяет, зная определенную присущую человеку черту, предполагать у него наличие ряда других, связанных с ней черт.
Среди черт характера одни являются основными, другие — второстепенными, это свойство называется. черт характера.
По И. П. Павлову в основе четырех типов темперамента лежат свойства . . . нервных процессов.
Человек, интересы которого преимущественно обращены на окружающий мир и других людей, называется .
Человек, который больше интересуется своим внутренним миром и не нуждается в постоянном притоке внешних впечатлений, называется.
По Г. Айзенку, к экстравертированным типам темперамента принадлежат. и.
По Г. Айзенку, к эмоционально нестабильным типам темперамента относятся. и.
Способности человека формируются на основании врожденных.
Собственно личностным уровнем можно назвать подструктуру. личности.
Способ поведения человека, соответствующий его статусу в группе, принятым в обществе нормам называется.
. является функциональным органом, который позволяет человеку интегрировать свое «Я» и собственную жизнедеятельность.
Усвоение социальных ролей — неотъемлемая часть. личности.
Эталоны ответов к домашним тестовым заданиям
1. Личность: 1,3, 5 Индивид: 2,4
2. Подструктура направленности: 1
Подструктура опыта: 4
Подструктура форм отражения: 2, 5
Подструктура биологических свойств: 3
3. О подструктуре направленности
Темперамент: 1, 3, 5
7. силы, подвижности, уравновешенности
10. холерик и сангвиник
11. холерик и меланхолик
14. социальной ролью
РАБОТА НА ЗАНЯТИИ
ЗАДАНИЯ НА ВЫЯВЛЕНИЕ ИСХОДНОГО УРОВНЯ ЗНАНИЙ
В следующих пунктах поставьте в соответствие:
1. Какие из приведенных особенностей характеризуют человека как индивида, а какие — как личность ?
1) хорошая координация движений
2) большая эмоциональная возбудимость
3) высокая сенсорная чувствительность
4) высокий уровень притязаний
5) медленная скорость узнавания
8) высокая скорость усвоения навыка
2. Биологическое или социальное преобладает:
1) в темпераменте
2) в подструктуре опыта
3) в особенностях познавательных процессов
4) в направленности
5) в особенностях эмоциональных процессов
Верны или неверны следующие утверждения :
3. Чертами характера определяются динамические особенности деятельности человека.
4. В чертах темперамента отражается отношение человека к определенным людям и явлениям.
5. Способности целиком определяются обучением и воспитанием.
6. Характер обладает структурностью и иерархичностью.
7. Черты темперамента могут маскироваться за счет воспитания.
В следующих пунктах заполните пропущенные места:
8. Подструктуры личности, состоящие из элементов других подструктур — это.
9. Характер формируется на основе.
10. Способности формируются на основе.
11. По Г. Айзенку к интровертированным типам темперамента относятся.
12. К эмоционально устойчивым типам темперамента относятся …. ……..
13. Если какое-либо качество личности способствует достижению успеха в некоторой деятельности, оно выступает в роли ….
14. Усваивая …. человек усваивает стандарты поведения в определённых ситуациях.
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ НА ЗАНЯТИИ
Задание № 1. Для диагностики темперамента существуют аппаратурные методики (т. е. использующие электроэнцефалограф, а также приборы, позволяющие измерить время реакции и т. п.) и опросные методы. Какие методы, на ваш взгляд, более показательны в отношении темперамента? Почему?
Задание № 2 . Возможно ли совпадение темперамента двух людей при большом различии их характеров? Обоснуйте ваш ответ или приведите пример.
Задание № 3. Что общего между способностями и характером человека как подструктурами личности?
Задание № 4. Как может направленность личности влиять на ее способности? В чем выражается такое влияние?
Задание № 5. Приведите примеры социально-ролевого поведения.
Задание № 6. Определите, в каком из описанных случаев наблюдается маскировка, а в каком — изменение свойств темперамента. Дайте обоснование своего ответа.
а) М. в детстве отличался спокойным, уравновешенным темпераментом. Был сдержан, терпелив, настойчив. В младших классах учился хорошо. Изменения в поведении стали наблюдаться с 12 лет: часто срывался, грубил учителям, преподавателям, чего прежде не бывало. Разорвал тетрадь «от злости, что задача не получается». Был резок, нетерпелив, раздражителен, часто с сорился с товарищами. Указанные изменения наблюдались в течение 4-х лет в разных ситуациях семейной и школьной жизни. В 9 классе М. стал спокойнее, сдержаннее. Школу окончил хорошо.
б) В. в раннем детстве перенес тяжелое заболевание. До болезни, по словам родителей, отличался спокойным и бодрым настроением и вполне уравновешенным поведением. После заболевания замедлилось физическое развитие и резко изменилось поведение — появилась нервозность, повышенная возбудимость, а в подростковом возрасте — резкость, раздражительность, грубость. Эти проявления наблюдались в самых различных ситуациях семейной и школьной жизни при различных мотивах и отношениях личности. В 16 лет поведение снова приобрело уравновешенный характер.
в) А. в детстве отличалась настойчивым и агрессивным поведением. Крайне несдержанная и привередливая, она вызывала постоянные нарекания учителей и родственников, хотя училась хорошо. Когда девочка училась в 7 классе, семья сменила место жительства. В новой школе А. была избрана старостой и с большой ответственностью отнеслась к поручению. Поведение А. изменилось. В учебной и общественной работе она проявила большую активность и настойчивость. С завидным терпением и сдержанностью работала с подшефными. Изменения в поведении были устойчивы и наблюдались в течение всего последующего обучения. Вспыльчивость, несдержанность проявлялись только дома по отношению к родителям, чрезмерно опекавшим девочку.
г) И. в подростковом возрасте пережил конфликт в связи с разрушением семьи. До этого мальчик отличался спокойным, бодрым, жизнерадостным настроением, был вполне эмоционально уравновешенным, сдержанным. В результате конфликта стала наблюдаться повышенная раздражительность, капризность. По словам матери, с И. дома трудно сладить. Для него характерны срывы в поведении. Когда в 10 классе начались неудачи в школе, И. совсем вышел из равновесия и устраивал дома скандалы по пустякам. В школе он вел себя более уравновешенно, но и тут наблюдались «срывы».
Задание № 7 . В приведенных описаниях, взятых из клинической практики (по К. Леонарду, «Акцентуированные личности») выделите черты, характеризующие темперамент, характер, направленность личности. Проследите, как различные подструктуры личности взаимодействуют, влияют друг на друга.
а) Хорст X ., 43 лет. По желанию отца выучился на механика по точным работам, хотя с детства мечтал стать музыкантом. Позднее обучился игре на духовом инструменте. Затем, — война, принесшая солдату X . много тяжелых переживаний: он не мог примириться с бессмысленными и безответственными требованиями военноначальников.
После войны играл в разных оркестрах. Как музыканта его ценили, однако он часто менял место работы, так как не уживался в коллективе. До открытых ссор не доходило, напротив, X . внешне отличался сдержанностью, но не мог продолжать сотрудничество с людьми, против которых таил в душе глубокую обиду. Очередная перемена места работы была связана с тем, что начальник, якобы сказал ему «пару острых слов», хотя тот, как выяснилось, вовсе не хотел задеть его. X . был хорошим семьянином, много помогал жене по дому, но считал, что половой жизнью ему не следует злоупотреблять, т. к. это вредит здоровью.
В школе очень боялся, когда его вызывали к доске. Настроение вечно колебалось, то он ликовал, то приходил в отчаяние, плакал. Вместе с тем, он превыше всего ставил порядок, аккуратность, его жестким правилом было: «каждая вещь должна знать свое место». То же и в работе: он часто собственноручно переписывал партию своего инструмента, чтобы дома «еще потренироваться». Постоянно проверял, выключено ли электричество, газ, закрыты ли замки на дверях.
б) Хельмут К., 12 лет. С малых лет очень боязлив, неохотно уходит из дому, контакт со сверстниками находить не может. Боится матери (мать раздражительна, плохо слышит). Если о чем-либо хочет попросить родителей, посылает младших братьев. Боится детей, которые часто бьют его, со взрослыми крайне робок. В школе хорошо учится, один из лучших учеников в классе. Весьма аккуратен в одежде, экономно расходует карманные деньги. Говорить начал в два года, но артикуляция многих слов была неправильной. Позже это перешло в заикание, которое усилилось, когда он поступил в школу: его непрерывно дразнили и сделали посмешищем класса. Когда мальчика журили, он плакал.
Хельмут поступил в клинику по поводу заикания. Был боязлив и заторможен. Над предлагаемыми заданиями думал очень долго. При трудностях у него сразу опускались руки. Прошло много времени, пока он привык к персоналу. Всегда искал общения с младшими детьми. Когда Хельмут свыкся с обстановкой, лечение пошло хорошо. В процедуры и тренировки вкладывал много рвения.
в) Хельмут Ц., 22 года, связист. Медлительный, малоподвижный мужчина. Без особого внешнего повода не ищет общества, но даже и при наличии стимула включается в общение весьма туго. Ц. очень любит детей, животных, собственными усилиями еще подростком смастерил себе аквариум.
Его нельзя характеризовать как человека оторванного от коллектива, хотя он мало контактен. Самый ничтожный повод вызывает у него возбуждение, стресс, хотя он отлично отдает себе отчет в том, что сам повод «выеденного яйца не стоит». Когда Ц. обнаружил, что невеста его обманывает, он впал в бессильную ярость. С этого момента он начал пить, причем выпивка долгое время не выходила за рамки дозволенного. Но и в этой начальной стадии его нередко преследовали мысли о самоубийстве.
Родители Ц. в конце концов обратились к офицеру его воинской части, хотя он здесь еще ни разу не был замечен в злоупотреблении алкоголем. Он пришел на прием в клинику в сопровождении двух офицеров: оба расхваливали честность Ц, его скромность, готовность помочь товарищу, трудолюбие, отличную профессиональную подготовку.
г) Моника К., 7 лет 11 мес. Уже в 4 года девочка была дикой, неуправляемой, дезорганизовывала детский коллектив. В школе оказалась невыносимой, родители были вынуждены забрать ее. Она постоянно лгала, забирала у детей вещи, которые ей нравились, прогуливала уроки, класс ее «не принял». В клинике без всякого стеснения рассказывала о своих выходках, кражах. Никаких признаков стыда не было и в помине. Кроме того, Моника все время была неспокойна, ерзала на стуле, говорила возбужденно и без умолку. Вообще, настроение у девочки всегда приподнятое. С игрушками Моника обращается на редкость неряшливо. Другие дети в клинике не хотели с ней играть, т. к. она была нетерпима, груба и бесцеремонна. Однако ко взрослым она пыталась втереться в доверие, льстила напропалую, старалась им понравиться.
д) Ханс Ш. 45 лет. Любит бывать в обществе, где всегда находится в центре внимания. С детства мечтал стать актером, т. к. прекрасно умеет вживаться в роли. По окончании школы пытался поступить в театральное училище и провалился. Затем пробовал заняться режиссерской работой, даже сочинил за три дня (!) драму, но и на этом поприще не сумел продвинуться. В поисках работы устроился наборщиком в типографию и здесь начал писать. Писал новеллы, короткие рассказы. Как писатель пользовался успехом и хорошо зарабатывал.
С двадцатилетнего возраста Ш. пьет, постепенно увеличивая дозы, — ему кажется, что в состоянии опьянения лучше идет работа. На самом деле он зачастую так напивался, что вообще ничего не мог написать. Женился, но в 28 лет развелся. После развода, несмотря на приличный заработок, влез в долги; вел беспорядочную половую жизнь.
В клинике всегда был разговорчив, в приподнятом настроении. Всегда у него находилось что рассказать. Любит покрасоваться своей речью, иногда говорит манерно, вставляя иностранные слова там, где в них нет никакой надобности. Рассказывая автобиографию, всячески приукрашивал ее, желая показать себя в выгодном свете. Когда его упрекали в злоупотреблении алкоголем, но тут же приводил тысячи оправданий и, по всей видимости, внутренне также не признавал за собой вины. Более того, он считал, что как писатель имеет право претендовать на большее в жизни, чем другие люди. Однако его зазнайство и высокомерие никогда не производили в клинике неприятного впечатления, потому что Ш. любые свои заявления сопровождал улыбкой, веселыми шутками и прибаутками. По окончании лечения стал снова продуктивно писать, сделался — во всяком случае на время — социально уравновешенным человеком.
е) Раугильда М., домохозяйка. В школе училась хорошо; после поступила в ВУЗ. Занятия в вузе были прерваны, когда М. в 22 года вышла замуж. Муж погиб на войне. После войны М. благополучно окончила ВУЗ, получив диплом учительницы. Некоторое время преподавала в школе. В 33 года вышла замуж и оставила профессиональную деятельность. Гораздо охотнее занималась хозяйством и детьми. Хотя оба мужа и по профессии, и, судя по ее рассказам, интеллектуально находились на более низком уровне, чем сама М., однако они решали в семье все, кроме вопросов приготовления пищи и уборки. Социально-политические взгляды ее мужей становились ее собственными взглядами.
Училась легко, все легко воспринимала. Собственных мыслей, как и собственных проблем, у М. никогда не было. С обязанностями учительницы, с дисциплиной в классе она отлично справлялась. Она в основном придерживалась материала программы и учебников, не внося ничего своего, оригинального. Свободное время в одиночестве М. проводила неохотно, но общество всегда находилось. Ей всегда не трудно завязывать близкие отношения с людьми, в частности с мужчинами. Больше всего на свете М. любила развлекаться. Она занималась и спортом — легкой атлетикой, плаванием, обожала смотреть спортивные состязания: с большим волнением следила за тем, кто победит. М. /побила путешествия, туристические походы, но относилась к ним несколько беспорядочно, просто радовалась, что увидит что-то новое.
ж) Герхард Д, чертежник. С детства, был тихим, замкнутым ребенком. В школе всегда проявлял себя старательным учеником, получал хорошие оценки. Без особого труда прошел курс в профессионально-техническом училище. Работал добросовестно. Свободное время у Д. было всегда поглощено его собственным внутренним миром. Он много читал, мог ночами просиживать над книгами • Особенно интересовали его Ницше, Шопенгауэр и Гете. Первую часть «Фауста» знал наизусть. Увлекался астрономией, психологией. Некоторое время Д. пробовал свои силы в поэзии, но результатов не достиг. В соответствии с профессиональной направленностью Д. очень любит рисовать, старается постоянно совершенствоваться в черчении, в рисовании. Всем играм предпочитает шахматы: постоянно покупает литературу о партиях чемпионов мира, анализирует ее. Иногда играет со своим братом, но чаще сам с собою. Своими удачами и невзгодами он делится в семье и больше фактически ни с *кем не контактирует. Уже ребенком он сидел дома и читал, когда другие дети играли. В кино, театр Д. всегда ходит один. Впечатлениями, порою критическими, делится дома с родными. С девушками никогда не контактировал. Весьма скупая мимика, на все вопросы отвечал с запинкой. По свидетельству родных Д. всегда был крайне замкнут, трудно было его понять, что у него происходит внутри.
ИТОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ усвоения материала данной темы осуществляется в ходе текущих контрольных: работ (задания в форме тестов и открытых вопросов). Тема выносится на зачет и экзамен; выполнение практических заданий по теме осуществляется во время занятия.
Источник