Барьер эмоциональный
Энциклопедический словарь по психологии и педагогике . 2013 .
Смотреть что такое «Барьер эмоциональный» в других словарях:
барьер психологический — психическое состояние, проявляющееся в неадекватной пассивности субъекта, что препятствует выполнению им тех или иных действий. Эмоциональный механизм Б. п. состоит в усилении отрицательных переживаний и установок … Большая психологическая энциклопедия
Барьер коммуникативный — это любые помехи, препятствия разл. рода либо вмешательства в процесс коммуникации на любом этапе передачи информации, искажающие смысл сообщения. В психологии выделяют разл. типы Б. к. Личностные барьеры порождаются индивидуальными… … Психология общения. Энциклопедический словарь
БАРЬЕР ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ — психическое состояние, проявляющееся в неадекватной пассивности субъекта, что препятствует выполнению им тех или иных действий. Эмоциональный механизм барьеров психологических состоит в усилении отрицательных переживаний и установок стыда,… … Словарь по профориентации и психологической поддержке
Звуковой барьер — Звуковой барьер в аэродинамике название ряда явлений, сопровождающих движение летательного аппарата (например, сверхзвукового самолёта, ракеты) на скоростях, близких к скорости звука или превышающих её. Содержание 1 Ударная волна,… … Википедия
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ БАРЬЕР — психическое состояние, проявляющееся в неадекватной пассивности субъекта, что препятствует выполнению им тех или иных действий. Эмоциональный механизм психологического барьера состоит в усилении отрицательных переживаний и установок стыда,… … Профессиональное образование. Словарь
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ БАРЬЕР — (. от франц. barriere преграда, препятствие) психологическое состояние, проявляющееся как неадекватная пассивность, препятствующая выполнению тех или иных действий. Эмоциональный механизм П. б. состоит в усилении отрицательных переживаний и… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
Педагогическое общение — система многофункциональная. Педагог в своей деятельности выступает как источник информации, как организатор коллективной деятельности и взаимо отношений, при этом он развивает детей, обучает их и воспитывает. Оптимальное П. о. такое общение… … Педагогическое речеведение
Союз правых сил — Проверить нейтральность. На странице обсуждения должны быть подробности. У этого термина существуют и другие значения, см. СПС (значения) … Википедия
Волновой кризис — Звуковой барьер образное название ряда разных явлений, сопровождающих движение летательного аппарата на скоростях близких к скорости звука или превышающих её. В научной практике этого названия избегают. Содержание 1 Ударная волна, вызванная… … Википедия
Украденная Земля — 198a – Украденная Земля (The Stolen Earth) Серия «Доктора Кто» В конце серии Роза Тайлер обнимает умирающего Доктора после того, как в него выстрелил далек. Дэвид Те … Википедия
Источник
Что значит эмоциональный барьер
31 октября в 15:00 — «Мастерская терпения» — УЧАСТВОВАТЬ
04 ноября— «Путь дЖЭдая» с Александрой Копецкой, вторая ступень — УЧАСТВОВАТЬ
24 ноября — курс для опытных «Реконструкция» — Фаза 1 по вторникам — УЧАСТВОВАТЬ
Запись по телефону +7 968 990 0880
Или оставьте свой телефон и мы свяжемся с Вами в ближайшее время.
Эмоциональные барьеры и как научиться управлять общением
Под эмоциональными барьерами понимают те эмоции, которые препятствуют подлинному общению, превращая его в защитное поведение. По степени дезорганизующего влияния на общение эмоции распределяются так: страх, гнев, стыд, обида, вина. Под влиянием каждой из этих эмоций общение может стать полем битвы или бегства.
Под эмоциональными барьерами понимают те эмоции, которые препятствуют подлинному общению, превращая его в защитное поведение. По степени дезорганизующего влияния на общение эмоции распределяются так: страх, гнев, стыд, обида, вина. Под влиянием каждой из этих эмоций общение может стать полем битвы или бегства.
Самыми сильными эмоциями, имеющими в основе своей врожденные программы реагирования, превращающие общение в защитно-оборонительную программу являются страх и гнев, но порождают их зачастую три остальных негативных эмоции. Стыд, обида или вина будут проявляться по-разному, в зависимости от того, каким образом они конвертируются в гнев или страх.
Для понимания того, как развивается общение, крайне важно уметь распознавать в общении симптомы нападения или бегства.
Страх (бегство) возникает в результате восприятия в настоящем признаков прошлых ситуаций, в которых приобретался опыт неприятных переживаний. Эти признаки, как правило, связаны с индивидуальными особенностями людей. Появление этих признаков заставляют ожидать страдания и тем самым включают реакции, дезорганизующие, а иногда и подавляют общение.
Гнев (нападение), в отличие от страха, придает общению агрессивный характер, виды которого чрезвычайно разнообразны, начиная от деструктивного поведения и кончая утонченной критикой и злословием.
Анализируя эмоции, которые вызывает общение, можно понять природу эмоционального барьера. Страх и скованность перед вышестоящими может поддерживаться памятью детства, когда родитель был строг и вызывал страх.
Предубеждение относительно женщин может иметь своей причиной неблагоприятные контакты с женским полом в прошлом, будь то мать, родственники или подруга. В каждом случае человек должен анализировать свои эмоциональные барьеры для выяснения истинных причин, вызывающих стресс и напряжение.
Однако, важно помнить, что в общении мы управляем не только своими эмоциями, но и эмоциями, и поведением собеседника. Управлять общением — это значит вызывать желательное для управителя поведение в другом человеке или устранять нежелательное.
Когда я здороваюсь с приятелем, я совершаю акт управления общением, программируя его поведение, так как он вынужден обязательно ответить на приветствие. Мое приветствие есть ключевой стимул, запускающий его ответ в виде поведения приветствия. Если он задаст мне вопрос, то он таким образом программирует меня на ответ.
Управление в общении может быть преднамеренным или сознательным, и бессознательным, то есть автоматизированным. Инстинктивная помощь при падении другого является автоматизированным управлением общения. Однако мы чаще общаемся сознательно, так как межличностное взаимодействие требует мобилизации внимания.
В тоже время управление другим предполагает достаточное управление самим собою. И возвращаясь к эмоциям, сопровождающим общение, такое управление собой невозможно без понимания своих эмоций, барьеров и мотивов в общении. Например, если присмотреться к салонному общению, то можно увидеть, что для того, чтобы участнику общения взять управление на себя, достаточно незначительного мимического жеста.
Другие также безмолвно соглашаются с переходом управления. Иногда медленный подъем бровей и фиксация их на уровне удивления является более определенным ответом, чем большая тирада, заставляющая говорящего уточнить свою позицию.
Источник
Юрий Петрович Платонов: Поведенческие барьеры
Даже при самых благоприятных условиях установлению позитивного контакта между людьми часто мешают индивидуальные типологические особенности сторон. Их наличие и создаёт барьеры на пути установления контакта. Рассмотрим наиболее распространённые барьеры, препятствующие взаимодействию, и причины их возникновения. Автор статьи: Юрий Петрович Платонов — ректор Санкт-Петербургского Государственного института психологии и социальной работы, доктор психологических наук, профессор. Область научных интересов: психология коллективной и групповой деятельности, этническая, социальная психология, конфликтология.
Даже при самых благоприятных условиях установлению позитивного контакта между людьми часто мешают индивидуально-типологические особенности сторон. Их наличие и создаёт барьеры на пути установления контакта. Наличие такого барьера:
- увеличивает психологическую дистанцию между партнёрами;
- снижает степень взаимного доверия;
- деформирует характер взаимодействия и взаимоотношений.
Рассмотрим наиболее распространённые барьеры, препятствующие взаимодействию, и причины их возникновения.
Эмоциональные барьеры
Эмоции способны резко усилить или ослабить скованность, робость в поведении. Однако не любая, а лишь устойчивая отрицательная эмоция может воздвигнуть серьёзный барьер на пути нормального поведения. К таким фундаментальным эмоциям относятся: горе (страдание), гнев, отвращение, презрение, страх и другие. Рассмотрим некоторые барьеры, возникающие при включении сильных эмоций.
Барьер страдания действует двояко, снижая, во-первых, уровень контактности, общительности человека, переживающего страдания; во-вторых, уровень коммуникационности тех, кто вступает в контакт со страдающим.
Всякое страдание обычно вызвано:
- трагическими событиями;
- неудовлетворённостью своим социальным статусом;
- сильно заниженной самооценкой;
- физическими болями и так далее.
Барьер гнева преодолеть особенно трудно, ведь гнев рождается в ответ на неожиданные препятствия, оскорбления и так далее. Гнев буквально удваивает физическую и психическую энергию. И чем он сильнее, тем активнее человек его изливает в словесных или агрессивных действиях.
Барьер отвращения и брезгливости возникает в результате нарушений кем-либо элементарных этических норм или вследствие «гигиенического неприятия» другого человека. Если на физические дефекты окружающие быстро перестают обращать внимание, то гигиенические отклонения они не приемлют никогда.
Барьер презрения, как и барьер отвращения, ограничивает контакты с человеком, вызвавшим отрицательные эмоции.
Презрение обычно вызывают:
- аморальные поступки;
- неприемлемые черты характера (трусость, скупость);
- предрассудки и так далее.
Барьер страха — один из самых труднопреодолимых в межличностном общении. Он побуждает свести к минимуму контакт с тем, кто является его источником.
Страх можно рассматривать и как своеобразный защитный механизм внутреннего «Я» личности. В коммуникационном аспекте исследования проблемы страха целесообразно выделить его дезорганизующую функцию. Она проявляется прежде всего на уровне разрушения коммуникационных отношений и коммуникационных умений субъекта общения. Страх — явление динамичное. Модусы страха можно классифицировать по степени выраженности, имея в виду экспрессивный характер страха. Это даёт возможность построить динамический ряд страха.
- Тревога. Это первичный модус страха. Основная функция страха в этом состоянии — оценочная. Модели общения дезинтегрируются в силу большой концентрации внимания не на его содержательной стороне, а на оценке возможной угрозы.
- Испуг как состояние осознания опасности и неподготовленности к её отражению.
- Собственно страх как состояние полной дезорганизации психологической структуры личности (или её гиперсентограция).
- Состояние ужаса обусловлено вмешательством дезорганизующей функции. На этом этапе возможны:
- деструкция отражательного механизма;
- деградация личности;
- разрушение организма.
Пребывание личности как субъекта общения в том или ином модусе страха не даёт возможности перейти на адекватный целям уровень поведения.
Человечество испытывает огромное количество страхов. Большинство из них имеет научные названия и таится в многочисленных уточняющих словах к термину фобия. Психологи определяют фобию как навязчивое состояние в виде непреодолимой боязни некоторых предметов, действий, поступков, ситуаций. Это может быть боязнь закрытых помещений, высоты, страх перед переходом улиц, страх острых предметов и заболеваний. Фобии не возникают на пустом месте, а, как правило, появляются при психопатии и многих вяло протекающих психических заболеваниях. Но и у здоровых людей могут проявляться отдельные элементы фобий, порой весьма причудливых.
Нет ничего странного в том, что люди боятся высоты (акрофобия), пауков (арахнофобия) или толпы (агорафобия, антропофобия), ведь всё это действительно представляет угрозу. Вполне объяснимо, к примеру, и такое явление, как апопатофобия — страх заходить в туалеты (например, в привокзальные). Однако некоторые страхи могут стать для их обладателя сущим наказанием. Например, довольно тяжело идти по жизни с боязнью нанести кому-либо поражение (блаптофобия) или со страхом перед наслаждением (гедонофобия).
Неврозы стали актуальной проблемой жителей больших городов. Постоянные стрессы, шум, толпа, невозможность скрыться от людских взглядов моделируют ситуацию опасности. По некоторым данным, каждому второму жителю крупного города было бы желательно один раз в пять лет проходить профилактический курс в клинике. Но лёгкие случаи фобии, как правило, не вызывают беспокойства ни у самих «боящихся», ни у окружающих.
До появления психоанализа самым передовым методом излечения фобий считался гипноз. Врач заставлял находящегося в гипнотическом сне пациента заново пережить ситуацию, которая вызывала у него страх, и давал ему установку: «Не бойся!»
Кроме всенародно известных клаустрофобии и её антипода агорафобии в природе существует воистину огромное количество страхов. В частности, американский словарь медицинской терминологии приводит около 400 видов.
Барьер стыда и вины возникает в результате осознания неуместности происходящего. Человек краснеет, у него изменяется голос, он опускает глаза или отводит взгляд от партнёра по общению. Этот барьер возникает как реакция:
- на критику;
- на неумеренную похвалу, лесть;
- из боязни показаться неловким;
- из боязни быть уличённым в чём-то содеянном.
Барьер плохого настроения также входит в группу барьеров, вызванных эмоциями. Эмоционально-негативное состояние индуцируется на партнёра, парализует его коммуникационные устремления. Плохое настроение часто служит источником конфликтов.
Болгарский психолог Ф. Генов, исследуя причины возникновения служебных конфликтов, установил в частности, что, во-первых, у людей, занятых административной работой, уровень эмоциональной уравновешенности значительно ниже среднестатистического, а с возрастом ещё более снижается; во-вторых, плохое настроение руководителя существенно ухудшает настроение подчинённых.
Субъективные барьеры общения
Субъективные особенности общения формируются на базе темперамента, характера и типа акцентуации личности. Рассмотрим кратко основные их типы.
Доминантный субъект общения испытывает потребность обратиться к какому-либо человеку, и его не слишком заботят уместность, целесообразность данного обращения. Такой человек не считает для себя обязательным отвечать на вопросы, которые перед ним поставлены. Он всегда хочет сам оказывать влияние на других, овладеть инициативой и подавить активность партнёра по общению. Настроенность такого человека можно уловить на стадии оценки коммуникационной ситуации по осанке, мимике, жесту, взгляду и репликам. В общении он напорист, перебивает партнёра, повышает голос, многократно повторяет одно и то же.
Как организовать своё вхождение в коммуникационную ситуацию при наличии доминантных партнёров? Во-первых, надо дать доминантному субъекту возможность выявить свою доминантность. Во-вторых, спокойно держаться независимой точки зрения, не опровергая и не высмеивая «силовые приёмы» партнёра.
Недоминантный субъект общения — полная противоположность доминантному. Это человек, постоянно чувствующий себя просителем, боящийся лишний раз взять коммуникационную инициативу, задать вопрос, высказать точку зрения. Недоминантный субъект общения очень чувствителен к внешним признакам силы, интеллекта, эмоциональности партнёра. Он уступчив, легко теряется, не перебивает партнёра, терпеливо сносит, когда перебивают его. Нерешителен в раскрытии своих знаний, часто позволяет сбить себя с толку и приходит к выводу о своей неправоте (затем, осознав это, впадает в отчаяние).
Вхождение в коммуникационную ситуацию с недоминантным субъектом — это его стимулирование, предоставление ему инициативы и возможности выразить себя.
Мобильный субъект общения обладает лёгкой манерой переключения внимания, быстротой рефлексивной оценки. Быстро и часто поверхностно рисует в своём сознании образ партнёра по общению. Речь его тороплива: одна фраза легко сменяется другой. Он часто и непроизвольно своей мобильностью оказывает влияние на темп общения партнёров. Постоянно перебивает. Активно выражает своё отношение к тому, что говорите вы, вставляет в вашу речь реплики и замечания. Стиль его высказываний неряшливый. Смысл речи для него важнее словесного «облачения». Продолжительное, монотонное общение с глубоким анализом сущности явлений с ним невозможно. Он всегда стремится внести разнообразие в общение. Проститься с ним так же легко, как и разговорится: он невзыскателен в отношении форм и ритуалов прекращения общения.
Ригидный субъект общения включается в коммуникационную деятельность не сразу. Ему требуется основательно изучить партнёра, понять его коммуникационные намерения. Слушает внимательно. Говорит медленно. Мысль излагает подробно: фразы строит тщательно, стремясь к тому, чтобы слово точнее передавало смысл. Не любит, чтобы его перебивали. Не терпит от других поспешности в изложении мыслей. Общение с таким человеком может изматывать тех, кто нетерпелив. С учётом сложившихся этикетных форм общения надо уметь войти и выйти из коммуникационного взаимодействия с ригидным субъектом общения. В общении с ним следует избегать торопливости и небрежности.
Если в общении со сверхмобильным партнёром лучше всего сначала подстроиться под его темп, что на первых порах может снижать содержательность контакта, то далее следует постепенно замедлять частоту и скорость собственных реплик. Затем уже можно вернуться к началу разговора и уточнить то, что осталось малопонятным или невыясненным. Если вы не проявите такой инициативы, то общение не состоится и каждый из вас унесет с собой чувство досады, неудовлетворённости общением.
Если партнёр по общению ригиден, то надо поставить перед собой коммуникационную задачу на долготерпение. Торопить такого партнёра, раздражаться — значит расширять поле расхождений.
Экстравертный субъект общения расположен к взаимодействию. Общение — это его стихия. Он почти всегда направлен на партнёрство, независимо от того, легко или тяжело у него на душе. Искренне уверен в своей способности понять любого человека. Хочет быть полезным. Очень внимателен к окружающим и желает такого же внимания к себе. Чтобы привлечь к себе внимание, часто бывает эксцентричным в высказываниях, подхватывая модные новинки. Ему нравится высказывать симпатии партнёру по общению. Умеет говорить открыто и искренне. С таким партнёром легко входить в коммуникационную ситуацию, так как часто он сам помогает вам в этом.
Интровертный субъект общения. Это не склонный к внешнему диалогу человек с непрочной внешнекоммуникационной установкой. Больше всего сосредоточен на аутообщении (диалог с самим собой). Обидчив и застенчив. Не склонен к общению на личные темы. Имеет хорошо управляемую систему психологической защиты «личных зон».
Вхождение в коммуникационную ситуацию с интровертом благоприятно «с глазу на глаз». В интенсивное общение его надо втягивать постепенно и деликатно.
Постоянный учёт этих характеристик субъектов общения даёт возможность сформировать у себя навыки понимания специфики личности и признания её достоинств. Только в этом случае возникает условие для эффективного общения, решения коммуникационных задач идеологической работы.
Барьеры процесса общения
Барьер недостаточного понимания важности общения. Этот барьер возникает, во-первых, как следствие ложной установки руководителя высшего звена, считающего, что полную информацию подчинённому сообщать необязательно; во-вторых, вследствие недооценки им общения как социально-психологического механизма управления людьми.
Барьер неправильной установки сознания. Установка — это готовность к действию в соответствии с ситуацией общения. Так называемая «неправильная установка» возникает в итоге деформации ее: а) стереотипами мышления; б) предвзятыми представлениями; в) неадекватными отношениями; г) отсутствием внимания и интереса к кому-либо или чему-либо; д) пренебрежением к фактам.
- Стереотип представляет собой устойчивое, упрощённое мнение об отдельных людях и ситуациях. Стереотипы создают барьеры в общении двояким образом: смысл информации может быть искажен стереотипом говорящего, а также стереотипным мышлением воспринимающего (слушающего).
- Предвзятые представления возникают в результате снижения уровня самокритичности и завышения самооценки (ясно, что не всегда обоснованного). В этом случае человек ищет контакт только с теми, кто разделяет его взгляды или идеи, и отвергает всё, что им противоречит.
- Неадекватные отношения формируются вследствие смещения функционально-ролевых и личностных позиций. Они препятствуют налаживанию контактов и созданию обстановки психологического равенства партнёров по общению.
- Отсутствие интереса. Нередко бывает, что человек в процессе общения перестаёт придавать значение воспринимаемой им информации. Так пропадает интерес к общению. Отсутствие же внимания определяется отсутствием интереса, а также — и это весьма важно! — неумением управлять своим вниманием.
- Пренебрежение фактами — это следствие привычки делать поспешные выводы и заключения, не располагая достаточным числом фактов или неправильно их понимая.
Барьер речи. Возникает вследствие допущенных речевых ошибок, так как речь — основное средство общения. Этот барьер искажает, а иногда и полностью нивелирует, слова говорящего.
Возникает такой барьер в результате:
- эмоционального возбуждения, вызванного взаимной индукцией или самоиндукцией;
- неправильного выбора слов;
- ошибок в построении сообщения;
- неверной оценки способности партнёра понять передаваемую ему информацию;
- слабой аргументации;
- невладения социально-психологическими механизмами общения.
Итак, барьеры общения — это препятствия на пути к психологическому контакту и успешному влиянию партнёров друг на друга. В этой статье рассмотрена группа барьеров, которые можно назвать личностными.
Источник