Эмоционально-лабильный тип характера у детей
Что значит этот термин? Под понятие эмоциональной лабильности подходят люди настроения. Причем, это настроение, как правило, не стабильно. Любое внешнее воздействие – доброжелательная улыбка или, напротив, косой взгляд может послужить причиной перемен. От настроения у таких людей зависит многое – работоспособность, общее самочувствие, даже психология окружающего мира.
Эмоции у таких людей основа существования. Они искренни, переживают или радуются от несущественного повода. Очень привязчивы. В обществе, по сути, являются эмоциональными регуляторами. Их чуткость, внимательность, способность к пониманию импонируют.
Но есть и недостатки. Любая атмосфера недоброжелательности или критики повергает их в уныние. Очень болезненно сказывается на таких людях потеря близкого человека. Эмоциональное отторжение может побудить в них чувство вины и в таком состоянии они часто служат объектами для манипуляций.
Особенности детского эмоционально-лабильного типа характера следующие.
Такие дети, как правило, послушные, заботятся о близких, привязываются эмоционально. Если чувствуют холодность окружающих, уходят в себя. Стремятся не расстраивать родителей плохим поведением или низкой успеваемостью.
Очень ревностно относятся к рождению второго ребенка. Долго переживают развод родителей или внутрисемейные конфликты. Вплоть до возникновения невротических реакций. Любят домашних животных. Дети почти всегда дружелюбны, не агрессивны, слушаются старших. Однако, могут сильно переживать из-за ссоры с учителями или сверстниками. Чтобы не расстраивать родителей, могут скрыть свои проблемы. Вплоть до ухудшения самочувствия. Если атмосфера, например, в школе, становится для них негативной, могут притвориться заболевшими, только чтобы туда не идти. Увлечения таких детей поверхностны и разнообразны. Ведомы в этом смысле родителями.
Не просто проходят адаптацию в детском саду из-за сильной привязанности к родителям. Стараются держать маму или папу в поле зрения. При должном отношении могут из благодарности помогать родителям, брать на себя серьезную ответственность.
В части воспитания такой ребенок нуждается в постоянной заботе, важно проявлять к нему свое тепло. И быть очень аккуратными с критикой. Не прибегать к манипуляциям, основанным на чувстве вины. Важно минимизировать конфликтные ситуации. Можно завести домашнее животное, например, собаку, которая будет ребенку настоящим другом.
Источник
Развитие навыков взаимодействия у детей детей с эмоциональной лабильностью
Привалова Наталья Николаевна
Развитие навыков взаимодействия у детей детей с эмоциональной лабильностью
Эмоциональное самочувствие детей – одно из важнейших условий гармоничного развития личности. Однако в настоящее время увеличивается число дошкольников, у которых по тем или иным причинам (вследствие перенесённых болезней, стилей воспитания, экономического и социального положения семьи и т. д.) наблюдаются эмоциональные расстройства. Одно из них — эмоциональная лабильность.
Эмоциональная лабильность – это неустойчивость настроения, его постоянные перемены (по нескольку раз в день) под влиянием самых незначительных событий. При слишком выраженной лабильности эмоций ребёнок становится импульсивным, плохо контролирует своё поведение. У него легко возникают состояние умиления, синтеминтальности, слезливости. Такие дети сложно проходят процесс адаптации в обществе, что отражается на их самочувствии. Они начинают избегать сложных ситуаций взаимодействия со сверстниками и взрослыми. Как следствие не способны в дальнейшем сформировать твёрдые взгляды и убеждения, выразить симпатию и антипатию к кому-либо, приобрести постоянные привязанности, что, в конечном итоге значительно понижает возможности социализации.
Моя задача как педагога психолога — скорректировать лабильность эмоций, развивая у ребёнка коммуникативные навыки, умения общаться со сверстниками.
Первоначальную работу с детьми с эмоциональной лабильностью начинаю с использования фитбол мячей (авторы методики А. А. Потапчук и Т. С. Овчинникова).
На первом этапе детям предлагается, образовать круг, символизирующий море. Затем с помощью улыбок и смеха наполнить его хорошим настроением. Каждый желающий прыгает в круг- «море» и окружающие купают его в хорошем настроении с помощью ласковых прикосновений и добрых пожеланий.
После «купания» провожу беседу, в ходе которой выясняем с детьми,когда им было комфортнее: в роли моря или в роли купальщика, какие ощущения они испытывали, когда к ним ласково прикасались «морские волны», улучшилось ли настроение и т. д.
Фитбол мячи можно применять в любой части образовательной деятельности. Например, в вводной это даёт возможность активизировать познавательную деятельность, почувствовать настроение ребёнка, его отношение к сверстникам, снять эмоциональное напряжение.
В основной можно проиграть проблемную ситуацию, провести танцевальную минутку, рассказать или придумать сказку (кстати во время рассказывания сказки активизируется внимание, стабилизируется настроение, т. к. ребёнок бессознательно включается в работу).
В заключительной части фитбол мячи хорошо использовать в качестве релаксации.
Кроме того, во время занятий с мячами происходит совместная работа двигательного, вестибулярного, зрительного, речевого аппаратов, что необходимо для коррекции детей с эмоциональной лабильностью.
Совместное решение проблемы, поставленной в основной части образовательной деятельности, способствует не только социализации и развитию коммуникативных навыков, но и позволяет детям с эмоциональной лабильностью развивать положительную «Я-концепцию». Для этого наряду с другими технологиями и методами применяю методику «Трансакционный анализ» (автор Эрик Берн, один из аспектов которой – приобретение социального опыта через взаимодействия.
Игра «Друг из шарика»
Беседа с детьми.
Как вы думаете, хорошо иметь друга? Почему? Без друзей скучно, грустно, не с кем играть. Здорово, что нас много, и все мы друзья. А хотите, чтобы друзей стало ещё больше? Вот щарики. Они не простые, а волшебные, каждый из них может превратиться в друга. Попробуем? Для этого надо надуть шарик и нарисовать ему глаза, нос, рот. Причем, это можно сделать так, что друг будет,каким вы захотите: веселым, грустным, сердитым и т. д. дайте другу имя, можно придумать его историю.
Под музыкальное сопровождение дети рисуют друга.
Нас стало в два раза больше. Давайте представим своих новых друзей. Все становятся в круг. Рассказывают, как зовут друга, мимикой и жестами показывают его характер, остальные определяют характер.
Как вы думаете, новые друзья умеют танцевать? Давайте потанцуем вместе так, чтобы друзьям стало весело. Под музыкальный фрагмент «Если с другом…». Дети произвольно танцуют.
Такая игра позволяет детям с лабильностью эмоций повышать уровень социального доверия, развивать умения разграничивать свои чувства, на уровне подсознания фиксировать положительные эмоции, приобретать социальный опыт.
Причём детям гораздо проще взаимодействовать таким образом, т. к. друг-шарик является с одной стороны защитой, а с другой помощником. И дети в любом случае бессознательно объединяются в команду (просто кто-то работает сам, а у кого-то как они считают работают шарики).
В заключительной части занятия провожу релаксацию. Для детей с эмоциональной лабильностью эффективнее проводить её в динамике.
Одна из таких релаксаций — «Танцующие руки». Перед каждым участником кладется лист ватмана или обоев, цветные мелки по обе стороны листа.
Инструкция для детей.
Лягте на середину листа так, чтобы мелки были под руками. Закройте глаза. Расслабьтесь. Возьмите в руки по мелку. Пока вы отдыхаете, пусть потанцуют ваши руки мелками по листу. Танец рук выразит ваше настроение.
Звучит музыкальный фрагмент. Выполняется упражнение.
Откройте глаза. Встаньте. Посмотрите на рисунок, который станцевали ваши руки. Верно ли отразил он ваше настроение? Если нет, в чем несовпадение? Хочется ли что-либо изменить в рисунке (добавить, убрать? Почему? Что чувствуете, глядя на рисунок? Улучшил ли он ваше настроение? И т. д. Возьмите его домой и дорисуйте вместе с родителями то, чего, на ваш взгляд, не хватает.
Данный приём релаксация-рефлексия. Она позволяет детям с лабильностью эмоций почувствовать и осмыслить, насколько это возможно, свое эмоциональное состояние, оценить его и выразить на уровне подсознания (т. е. если раньше я спрашивала у детей какое настроение, впечатление после совместной деятельности, то теперь на это ответят рисунки – степень закрашенности листа, нажатия на карандаш, острые или плавные линии и т. д.). А яркая цветовая гамма мелков, которые специально подбираю (хотя дети и рисуют с закрытыми глазами) способствует положительной динамике настроения дошкольников в то время, когда работаем с рисунком. Кроме того имею возможность анализировать состояние эмоциональной сферы каждого ребенка, что необходимо для дальнейшей коррекционной работы.
Конспект ООД «Развитие графических навыков у детей» Тема «Первые признаки зимы»Винни-Пух заботится о своих пернатых друзьяхЗадачи: Учить рисованию простого сюжета, правильно располагая предметы.
Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста на развитие эмоциональной сферы «Страх» Цели: расширять представления детей об эмоции «страх»; учить понимать свои чувства и чувства других; продолжить учить передавать эмоциональное.
Развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста средствами народной игрушки Игрушка, как средство формирования эмоционального состояния у детейИгрушка – неизменный спутник ребенка с первых дней рождения. Ее специально.
Развитие исследовательских навыков детей в домашних условиях Развитие исследовательских навыков детей в домашних условиях. С первых месяцев жизни ребёнок стремится познать окружающий мир. Лёжа в колыбели,.
Развитие песенного творчества и снятие эмоциональной напряженности у детей с помощью пособия «Тантомареска» Все дети очень любят сказки и превращения в сказочных героев. В нашем детском саду есть пособие-игра тантомареска, помогающая осуществить.
Развитие эмоциональной и познавательной сферы у детей младшего дошкольного возраста Занятие «Веселое путешествие» Цель: совершенствовать умение различать предметы по цвету; развивать память, мышление, восприятие цвета; развивать.
Развитие эмоциональной отзывчивости у детей старшего дошкольного возраста средствами художественной литературы Детская книга при всей ее внешней простоватости – вещь исключительно тонкая и не поверхностная. Лишь гениальному взгляду ребенка, лишь.
Развитие эмоциональной сферы соматически ослабленных детей Все чаще в наши дни встречаются соматически ослабленные дети. У таких детей могут развиваться различные психологические проблемы, «комплексы»,.
Сборник упражнений, направленных на развитие эмоциональной устойчивости детей «Здоровый малыш» На современном этапе развития общества актуальность проблемы физического и психического здоровья детей не вызывает сомнения. В последние.
Развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста 5–6 лет посредством художественной литературы Аннотация к компьютерной презентации практических достижений профессиональной деятельности воспитателя Елецких М. В. СЛАЙД 1 Вашему вниманию.
Источник
Органическое эмоционально лабильное расстройство
У нас доступна консультация по Skype или WhatsApp.
Органическое эмоционально лабильное расстройство — это психическое расстройство, которое возникает после осложнений беременности или родов , тяжелой инфекции или органической болезни головного мозга (травмы, опухоли, инсульта) . Характерны выраженная эмоциональная несдержанность и лабильность (неустойчивость, быстрая смена) настроения человека .
Диагностикой и лечением этого расстройства должны совместно заниматься врач-психиатр (или психотерапевт) и невролог.
Расстройство еще называют астеническим (от греческого asthenia — слабость, бессилие). Помимо постоянных и сильных перепадов настроения для пациентов характерны общая слабость , быстрая утомляемость , головная боль , головокружение . Человек может уставать после 2–3 часов работы, не выдерживать полный рабочий день, несколько раз в день появляется необходимость прилечь отдохнуть.
Согласно международной классификации болезней МКБ-10 кодируется как F06.68 — «Органическое эмоционально лабильное астеническое расстройство в связи со смешанными заболеваниями». К его наиболее частым причинам относят:
- травму головы
- беременность и роды матери, которые протекали с осложнениями (токсикоз, угроза невынашивания, эклампсия)
- тяжелое состояние ребенка после рождения (например, малышу делали ИВЛ), тяжелые болезни/инфекции раннего детства
- сосудистые заболевания головного мозга (атеросклероз, гипертоническая болезнь, нарушения мозгового кровообращения — инсульты)
- эпилепсию
- опухоли головного мозга
- ВИЧ-инфекцию
- нейросифилис и другие нейроинфекции, энцефалит (воспаление в головном мозге)
- интоксикацию наркотическими веществами, алкоголем
- последствия наркоза
Симптоматика органического астенического расстройства
Для людей с расстройством характерны плаксивость, эмоциональная вспыльчивость, частые и выраженные перепады настроения, буря эмоций часто по незначительному поводу. Все реакции спонтанны (возникают без серьезной причины, оснований) и неуправляемы.
Человек болезненно реагирует даже на незначительные события, эмоции, как правило, носят негативный характер (гнев, раздражение, обида).
Неприятности воспринимает как «конец света», постоянно вспышки гнева и раздражительности на близких, окружающих людей.
Диагностика органического эмоционально лабильного расстройства — обследование у психиатра и невролога. Дополнительно лечащий врач может назначить патопсихологическое исследование, анализы крови и инструментальные методы (ЭЭГ, КТ, МРТ).
Человек жалуется на регулярную и сильную головную боль, головокружение, снижение или нарушение зрения, повышение артериального давления, шум в ушах. Эти жалобы свидетельствуют о болезни головного мозга, которая привела к органическому эмоционально лабильному расстройству. Они мешают человеку жить и работать, из-за них он идет к врачу.
Характерна гиперчувствительность — болевая чувствительность в ответ на слабое прикосновение к коже, чрезмерная слуховая или светочувствительность, когда обычные по силе звуки воспринимаются как очень громкие (вплоть до развития болевого синдрома), а солнечный свет вызывает сильное слезотечение и резь в глазах.
Общая слабость, быстрая утомляемость, снижение работоспособности, чувство бессилия — всё это неотъемлемые спутники органического астенического расстройства.
Органическое эмоционально лабильное астеническое расстройство у детей возникает из-за тяжелой беременности матери (токсикоз, угроза выкидыша, эклампсия), осложнений в родах или тяжелых заболеваний раннего детства.
Опытный психиатр может поставить диагноз уже при первом осмотре. К основным проявлениям астенического расстройства относят чрезмерную капризность, частую плаксивость, непослушность, раздражительность, невозможность долго сосредоточиться. У таких детей может появиться внезапная вялость, безынициативность. Нужно дифференцировать эмоционально лабильное расстройство от особенностей характера и возрастных изменений.
Прогноз у взрослых и детей благоприятный при соблюдении рекомендаций лечащего врача.
Лечение органического эмоционально лабильного расстройства личности
Лечение должно быть комплексным и строго индивидуальным. При верном диагнозе и адекватном лечении симптомы астенического расстройства могут ослабнуть или уйти полностью.
Органическое эмоционально лабильное астеническое расстройство лечат медикаментозными и немедикаментозными методами. К медикаментозным относят следующие группы фармпрепаратов:
- вазо-вегетотропные — нормализуют работу вегетативной нервной системы
- ноотропы — улучшают обменные процессы в ткани головного мозга
- седативные средства — обладают успокаивающим действием за счет балансировки процессов возбуждения и торможения нервной системы
- нейролептики — снимают возбуждение
- антидепрессанты — убирают тревожность, нормализуют настроение
К немедикаментозным методам относят:
- Индивидуальную психотерапию — психиатр-психотерапевт учит человека контролировать поведение, расслабляться. Помогает выстроить приоритеты (добиться успеха на работе, жить в любви и согласии с близкими) и придерживаться их.
- БОС-терапию — современный метод лечения психических расстройств. Специалист с помощью датчиков и компьютера замеряет физиологические показатели — частоту дыхания, сердцебиения, уровень артериального давления. Как только человеку удалось привести эти показатели в норму (выполнив инструкции специалиста), компьютер сообщает об успехе. Пациент запоминает навыки релаксации и может затем использовать их в эмоционально напряженных ситуациях, чтобы взять себя в руки.
Диагноз F06.6 Органическое эмоционально лабильное астеническое расстройство часто остается без лечения — окружающие и сам человек считают, что у него «тяжелый характер». Но это неправильно. От симптомов расстройства можно избавиться с помощью современных препаратов и немедикаментозных методов и вернуться к полноценной жизни.
Источник