- Какую роль играет искусство в жизни людей? Какие функции выполняет?
- Содержание:
- Какова роль искусства в жизни человека — как искусство влияет на общество
- Какую роль играет искусство в жизни людей: функции
- Какое значение имеет искусство в жизни человека
- Какую роль играет искусство в жизни общества
- Научная электронная библиотека
- Эстетика. Учение о красоте и искусстве
Какую роль играет искусство в жизни людей? Какие функции выполняет?
Содержание:
Роль искусства в обществе прослеживается на протяжении тысячелетий. Посредством него люди отражают свои творческие способности, запечатлевают и воспроизводят собственные думы, фантазируют и описывают происходящие события. Оно требует мастерского подхода. О том, какова роль искусства в жизни общества, пишут многие обществоведы и философы. Это возможность самореализации, проявления себя, как личности. Человек говорит о своем внутреннем мире, духовных ценностях и переживаниях. Через литературу, картины и скульптуры люди повествуют о своих чувствах, эмоциях, процессах развития и достижения целей.
Искусство – это духовная деятельность людей, которая зарождалась и развивалась вместе с человечеством. Первые проявления творчества – это наскальная живопись. Тогда роль искусства в жизни человека заключалась в краткой передачи информации. Люди общались между собой, используя рисунки и символы.
Какова роль искусства в жизни человека — как искусство влияет на общество
Искусство – способ отобразить пространство, мысли, переживания через художественные образы. Это синтетический контакт между внешним и внутренним миром, который базируется на восприятии одного человека, создающего шедевр. В обществознании различают три разновидности творчества:
- Пространственное творчество. Включает в себя графику, скульптуру, архитектуру, художество. Общество передает свое восприятие мира на определенном этапе, используя осязаемые формы.
- Пространственно-временной вид. Это танцевальная, цирковая, кинематографическая сфера. Люди сами непосредственно принимают участие в воспроизведении творческих идей. Они через себя передают свои чувства, открывают их миру.
- Временное искусство. К этому виду относятся музыкальные, художественные произведения. Это неосязаемая форма передачи чувств и переживаний. Ее нельзя потрогать или оценить визуально. Каждый человек воспринимает литературу и музыку со стороны своего субъективного мировоззрения. Сколько людей ознакомится с произведением – столько мнений будет сформировано.
Роль искусства в жизни человека и общества определяет уровень развития социума. В развитых государствах творчеству уделяют большое внимание. Люди ценят произведения предков, знакомятся с историей через их шедевры. Менее развитые государства характеризуются меньшим интересом к искусству. Какая роль искусства в современном обществе:
- Осмысление, преобразование и познание окружающего мира, жизни.
- Украшение мира.
- Раскрытие духовных ценностей.
- Формирование ощущения и понимания прекрасного.
- Воспитание достоинства в людях и обществе в целом.
- Передача интересных человечеству жизненных аспектов через художественный образ.
- Восстановление душевной гармонии, которую зачастую нарушает реальность.
Доказано, что каждый предмет искусства вызывает у человека определенные эмоции на уровне сознания. С помощью творчества эксперты психологии и психотерапии восстанавливают душевного равновесие человека, вселяют уверенность и спокойствие.
Какую роль играет искусство в жизни людей: функции
Говоря о том, какие функции выполняет искусство в обществе, следует отметить:
- Компенсаторную. Обращаясь к картинам, литературе, музыке человек восстанавливается внутренне. Он компенсирует нехватку гармоничности, эстетичности в серых буднях, обращаясь к искусству. Люди обретают спокойствие, на время переносятся в другую действительность. Это способствует восстановлению духовного состояния.
- Социальную. Яркий пример этой функции – массовое увлечение определенным писателем или кинематографистом. Под влиянием прочитанного или увиденного происходит небольшая трансформация мышления. Человек сопоставляет себя с героями, корректирует свои действия. Если это происходит на массовом уровне, меняется менталитет социума.
- Прогностическую. Не раз отмечалось, что великим художникам, архитекторам, скульпторам удавалось через свои работы предугадать события, которые произойдут в будущем.
- Эстетическую. Даже самую жесткую реальность творчество выражает через пропорциональные, красивые, эстетичные образы. При изучении любого произведения человек не задумывается о научной подоплеке, как это происходит при знакомстве с точными науками. В освоении искусства ключевую роль играет душа, сердце, чувства. Способность искусства передать любые события и образы красиво, идеально и изящно формирует эстетическую функцию.
- Воспитательную. Для этой функции искусства в обществе характерно влияние шедевров на процесс формирования и развития человека. Именно поэтому в школах с первых дней начинают знакомить учеников с работами известных творцов. Они благоприятно сказываются на становлении личности, системе приоритетов и взглядов.
- Познавательную. Все творческие работы – это кладезь информации, которая передается из поколения в поколение. Через них люди делятся сведениями о событиях, которые имели место в истории. Это войны, смены власти, революции, научные достижения и многое другое.
- Гедонистическую. Изучение шедевров всегда вызывает у зрителя удовольствие. Человек знакомится с событиями, людьми через произведения. Скульптуры позволяют увидеть лица и образы людей, которые жили тысячи лет назад. Литература переносит нас в мир, существовавший в прошлые века. Музыка позволяет открыть в себе новые чувства, расширяет сознание, позволяет фантазировать и мечтать. Человек, получая удовольствие, образовывается, проникается культурой.
Какое значение имеет искусство в жизни человека
Любой вид творчества – это значимая ступень в развитии социума, которую сегодня мы можем изучать. Через призму искусства появляется возможность взглянуть на жизнь под разными ракурсами, оценить ситуацию со стороны другого лица. Человек знакомится с миром на протяжении всей жизни, это активный, бесконечный процесс. Есть несколько способов изучения окружающей реальности:
- Художественный. Человек оценивает красоту, эстетичность природы, других людей, их творений и достижений.
- Познавательный. Способ основывается на реалистичном взгляде. Люди изучают истину, не приукрашивая ее. Это знакомство и осознание жесткой реальности и всей неидеальности мира.
- Практически-деятельный. В основе изучения лежит понимание потребностей общества, окружающей среды, природы. Индивид осознает, что полезного он может сделать, а что навредит миру.
В глобальном понимании основная функция искусства заключается в преобразовании реальности в соответствии с законами эстетики и красоты. Художественные образы, созданные творцами, позволяют изучить важнейшие в жизни вещи без использования теоретических или практических методов. Роль искусства в жизни общества объясняется его спецификой:
- Это наглядный и образный способ передачи информации.
- Искусство основано на особенных средствах описания мира – это художественные образы, созданные с помощью слов, звуков, цветов, материалов.
- Интерпретация действительности опирается на субъективное восприятие автора и его фантазию. При создании шедевров каждый творец руководствуется собственным видением ситуации.
Какую роль играет искусство в жизни общества
С течением времени мнение о значимости и важности искусства в жизни человека постоянно трансформировалось. В античности люди признавали важность творчества. По мнению Аристотеля, Платона, именно произведения способны очистить душу человека, возвысить ее. Как далее изменялось отношение к шедеврам:
- Средневековье. Произведения были практически полностью подчинены религии. Люди того времени воспринимали искусство, как способ подтверждения значимости Бога и веры. Оно рассматривалось через призму православных обрядов, иконописи, росписи храмов.
- Возрождение. Центральная позиция в духовном мире людей принадлежала живописи. Великие художники эпохи были уверены, что именно живопись является ключевым способом отражения мира, а не наука или теория. Для мыслителей художество было единственным источником свободного волеизъявления людей.
- Просвещение. Творчество воспринимается, как источник нравственности, воспитания для будущих поколений.
- Современный период, двадцатый век. Значимость шедевров резко снижается, возникает творческий кризис. Отмечается закат в культуре запада. Вместо классических произведений популярность завоевывают научные разработки, достижения техники, массовые зрелища, спорт. Творчество перестает быть источником гармонии и образности. Со временем отмечается исчезновение целостности в образе человека, вызванное появлением абстрактной живописи.
Источник
Научная электронная библиотека
Эстетика. Учение о красоте и искусстве
Эстетика. Учение о красоте и искусстве
Эстетика (αἴσθησις – «чувство, чувственное восприятие») – это учение о красоте, прекрасном. В 1735 году А. Баумгартен впервые ввел термин «эстетика». Однако вопросы, которые рассматривает эстетика, интересовали еще античных философов. Главные проблемы эстетики: Что есть красота? Что такое искусство?
Что такое красота? Древние философы понимали красоту как меру гармоничности мира. Пифагорейцы предложили математический подход к красоте, античность породила и «правило золотого сечения», так древнегреческие эстеты, а затем и теоретики культуры Возрождения стояли на позиции, что «красота» заключается в определенной соотношение частей, в гармонии пропорций, так называемого «золотого сечения», которое есть иррациональная бесконечная дробь (1,618…). Красота выступает как мера гармоничности, истинности бытия, созвучности космосу. Для Гераклита гармония не статическое равновесие, как для пифагорейцев, а движущееся, динамическое состояние. Красота, по Гераклиту, извечная природа огня, «из противоречий сплетенного, в будущее устремленное». Гераклит впервые в истории эстетики говорит о характере восприятия красоты, которое постигается лишь путем созерцания.
Платон в диалогах дает многосторонний и глубокий анализ проблем красоты. В диалоге «Федр» Платон утверждает, что красота не есть красота самих живых существ или картин, а «прямое и круглое», т. е. абстрактная красота поверхности тела, форма, отделенная от содержания. В конечном счете, красота для Платона своеобразная идея, познать которую человек может, только находясь в особом состоянии вдохновения. Красота для Платона – это свойство особого рода, результат одухотворенного отношения к миру. Аристотель, в отличие от Платона, стремился найти объективные основы красоты в действительности и указывал на следующие моменты: соразмерность, определенность, порядок в пространстве, единство в многообразии и т. д.
В эпоху средневековья Фома Аквинский пытается разделить специфику «красоты» и «блага». Но в целом, в средние века господствовала концепция божественности красоты.
В противовес этому гуманисты эпохи Возрождения (Леонардо да Винчи, Шекспир) постулировали красоту самой природы и радость ее восприятия. Искусство они рассматривали как зеркало, которое художник держит перед природой. Французские просветители XVIII в. (Вольтер, Дидро) расширяют сферу красоты и возвращают ее всей действительности. Для них красота – естественное свойство самой природы.
Создатель фундаментальной эстетики И. Кант дает следующее определение красоты: «Красота – это форма целесообразности предмета, поскольку она воспринимается в нем без представления о цели». Именно И. Кант делает искусство сферой эстетики.
Основатель психологической эстетики Э. Бёрк утверждал: «Красота – определенное качество тел, механически действующих на человеческую душу через посредства внешних чувств».
Таким образом, красота – это восприятие внешнего облика предмета, который способен вызвать у человека положительные эмоции.
Что такое искусство? Искусство – понятие многозначное… Это умение творить и умение понимать сотворённое. Искусство – это и художественное творчество и восприятие этого творчества, это и мастерство, и наука. Так, например, Гиппократ считал искусством медицину, а А. Шопенгауэр – философию.
Искусство – это умение высшего порядка! Каждый ли способен понять искусство? Что есть «поле понимания» в искусстве? Что значит «понимать искусство»? Что такое искусство?
Платон и Аристотель поставили основные проблемы, связанные с сущностью искусства и его воспитательным аспектом, появилось понятие «катарсиса» как очищающей роли искусства в преодолении пороков.
Средневековая эстетика трактовала искусство как выражение божественной красоты. Эпоха Возрождения, развивавшаяся под знаменем гуманизма, раскрыла познавательный и нравственно – гуманизирующий смысл искусства. Значительный шаг в философском осмыслении искусства был сделан в трудах И. Канта и Г. Гегеля. Гегелевское понимание искусства строилось как на учете познавательного значения искусства, так и на выявлении его чувственной специфики. И. Кант подходил к искусству через категорию прекрасного («эстетического»), которая у него несет глубокий нравственный смысл.
Искусство есть со – бытие, диалог Личностей, «сфера понимания». Искусство – это особый чувственно – образный мир бытийности человека, его творческой активности и мировидения.
Главная задача искусства – это не просто отразить и выразить чувственный мир, а возбудить душевную эмоцию.
Искусство – это диалог эмоций, поэтому понять искусство – это правильно прочитать переданные эмоции. Л. Н. Толстой отмечает: «Искусство есть деятельность человеческая, состоящая в том, что один человек сознательно, известными внешними знаками передает испытанное им чувство, и другие люди заражаются этими чувствами и переживают их».
Искусство – социальное явление, форма общественного сознания, но искусство при этом всегда индивидуально и как акт творения и как акт восприятия, это не просто «МЫ» – это Я+Я. Мысль в искусстве всегда и универсальна и уникальна, она одновременно обращена к каждому из нас и ко всем. Ибо это (искусство) есть особая истина – истина эмоций, «истина сердца». Искусство влияет на духовное в человеке. Как это происходит? Образы искусства есть чувственные образы, но передача этих чувств опосредована (предмет – творец – материал – форма – зритель). Поэтому произведение искусства действует на нас особым образом. Мы должны не просто его прочувствовать, а понять это чувство еще и интеллектуально.
Без творца нет искусства! Художник, литератор, скульптор, архитектор, музыкант, актер передают реальность через призму личного миропонимания, своих чувств, моральных установок, взглядов, воображения. Автор надеется на то, что зритель (реципиент) испытает подобное чувство, которое он испытал и выразила в своем творении. Кроме того, зритель способен интерпретировать увиденное (услышанное) в силу своего опыта, эмоционального настроя, характера, интеллекта. Таким образом, создается особое «социальное чувство», заключенное в чувственный образ.
Главная особенность искусства – это образность. Чувства, вызванные искусством, не могут непосредственно передаваться в сознание личности. Эмоцию в искусстве несут образы, которые есть, по сути, знаки и символы, выраженные через материальные компоненты (цвет, звук, слово и др. )и форму (например, определённый размер стихосложения).
Искусство – это великая возможность межличностного общения, это система «личность – личность» (субъект – субъект), это «диалог понимания» на фоне исторического развития общества. Для того чтобы быть понятым, художник ищет тот эмоциональный ракурс, который обнаруживает его общность с реципиентом, т. е. автор стремиться передать не просто эмоцию, а социально значимое чувство.
Искусство влияет на личность именно через чувства, «врата искусства». В искусстве всё подчинено одной цели – создать чувственный образ, донести его до зрителя (читателя, слушателя), «зацепить» эмоцию. Особенно это актуально в современном искусстве (супрематизм, поп – арт, сонористика и др. ), ибо реальность здесь «разрушена», гипертрофирована, но есть путь единения автора и зрителя – это эмоция.
Таким образом, искусство – это особый мир чувственных образов, созданных с помощью определенной формы и материала.
Источник